ных стихотворениях с наибольшей точностью [2].
М.А. Абрамов и А.В. Волошинов в статье «Пушкин и законы симметрии» анализируют стихотворение А.С. Пушкина «Из Пиндемонти», написанное в 1836 году. Авторы указывают, что структура данного стихотворения построена на числах Фибоначчи 2, 3, 5, 8, 13, 21 [1]. Данное стихотворение состоит из 21 строки, 13 строка прерывается, разделяя его на две части в пропорции золотого сечения «их права и ценности» (13 строк) и «мои ценности» (8 строк). С целью выяснения роли золотого сечения в поэзии А. С. Пушкина авторами вышеупомянутой статьи был проведен математический анализ 792 стихотворений поэта. Они пришли к выводу, что в каждом втором стихотворении имеется золотое сечение.
Э.К. Розенов провел анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» и установил, что оно делится на две части: вступление, состоящее из одной строфы («Скажи-ка, дядя, ведь недаром ...»), и главная часть, распадающаяся, в свою очередь, на две равносильные части. В первой из них описывается с нарастающим напряжением ожидание боя, во второй - сам бой с постепенным снижением напряжения к концу стихотворения. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Главная часть стихотворения состоит из 13 се-мистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,618=56,238), можно убедиться, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: «Ну, ж был де-
нек!». Именно эта фраза представляет собой кульминационный пункт, завершающей первую часть стихотворения (ожидание боя) и открывающий вторую его часть (описание боя) [3].
Э.К. Розенов провел также анализ многих поэтических произведений М.Ю. Лермонтова, Шиллера, А.К. Толстого и обнаружил в них «золотое сечение».
Кроме того, золотое сечение используется в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что золотая пропорция - это универсальный закон художественной формы, в котором отражаются эстетические и формальные параметры поэтического текста. Наличие в стихотворном тексте феномена золотого сечения делает его исключительно мелодичным и гармоничным, такое стихотворение отличается органичной упорядоченностью и пропорциональностью. Неосознанное использование божественной пропорции свидетельствует, прежде всего, о талантливости и гениальности поэта. Такое исследование поэзии позволяет судить о художественном мастерстве того или иного поэта не субъективно, а объективно, с точки зрения математических знаний.
Библиографический список
1. АбрамовМ.А., Волошинов А.В. Пушкин и законы симметрии // Человек. - 1999. - N°3.
2. ВасютинскийН. Золотая пропорция. - М.: Молодая гвардия, 1990.
3. Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. -М.: Музыка, 1982.
Т.М. Касторская
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ СЕМЬИ КУПЦА С.Я.ЯКОВЛЕВА (в русском искусстве сер. и второй половине ХУШ века)
В дворянском быту с середины XVIII века наличие фамильных портретов, было явлением если не обычным, то уже достаточно распространенным. Пример тому портретные галереи в Костромской и Ярославской губерниях: в усадьбе Черевиных «Нероново», Катениных «Клусеево», Тишининых «Тихвино-Никольское». Но среди купечества, портретиро-вание только входило в моду, оно было еще достаточно редким, поэтому рассмотрение одной из самых ранних купеческих галерей в истории русского изобразительного искусства было бы не бе-
зынтересно. Богатое купечество в это время могло проявлять почти дворянские жизненные претензии, и, наоборот - дворянство, в особенности мелкопоместное, по простоте своего бытового уклада приближалось к купеческому сословию.
В доказательство сказанного можно привести яркие примеры строительства каменных жилых домов, которые возводились верхушкой купечества в уездных городах, как образцы дворцового типа, в которых имели место портретные галереи. Одним из таких персонажей являлся купец Савва Яковлевич Собакин, взявший впоследствии
Рис. 1. Вишняков Иван Яковлевич. Портрет Михаила Саввича Яковлева (около 1756 г.). Холст, масло. 90,5x72
более звучное имя - Яковлев, история жизни которого тесным образом связана с историей Костромской губернии.
Купец Савва Яковлевич Яковлев, во много раз превосходивший богатством большинство дворян, ни в чем не хотел отставать от дворянского сословия. Скорее всего, именно этим можно объяснить появление портретов его сына М.С. Яковлева и его молодой жены С.С. Яковлевой в 1756 году, исполненных И.Я. Вишняковым (1699-1761) (рис. 1, 2) через год после написания тем же художником парного портреты четы богатых и знатных дворян Тишининых, усадьбу которых посетила императрица Екатерина II.
В обеих сериях парных портретов, как дворян Тишининых, так и купцов Яковлевых, созданных И.Я. Вишняковым, неумолимо проявилась мощная подспудная связь русского светского искусства XVIII века с предыдущим древнерусским периодом.
Рассматривая творчество Вишнякова, нельзя забывать, что в каждом отдельном случае, работая над заказом, он учитывал личность заказчика, в частности это прослеживается в трактовке женских образов. Если в портрете Ксении Ива-
новны Тишининой художник подчеркнул хрупкое, грустно-задумчивое состояние модели, то Степанида Степановна Яковлева запечатлена в счастливый момент своей жизни, оставаясь для художника не особо интересной личностью, а скорее фактурной моделью - молодой красивой купчихой. На данном примере прослеживается характер заказа парных портретов. В случае с тишининскими изображениями, И.Я. Вишняков руководствовался советами сведущего в искусстве человека, каким несомненно являлся Н.И. Ти-шинин. Яковлевский заказ, отвечал требованиям купца С.Я. Яковлева - отца жениха. Удивительно, что художником были, как будто предугаданы судьбы обеих женщин, одна - К.И. Тишинина, уйдет из жизни через два года (1757 г.), другая - проживет счастливо в супружестве, имея девятерых детей, и умрет с разницей в один месяц с мужем, в 1781 году Конечно, это всего лишь сравнение и как всякое сравнение оно не лишено натяжек, в действительности картина намного сложнее.
Модели в портретах Вишнякова как-будто лишены движения, вероятно, по мнению автора, это нарушает гармонию, статуарная пластика персонажа придает им оттенок величественной незыблемости. Но, за подчеркнутой застылостью его
Рис. 2. Вишняков Иван Яковлевич. Портрет Степаниды Степановны Яковлевой (около 1756 г.). Холст, масло. 90,5x72
Рис. 3. Колокольников Мина Лукич. Портрет Саввы Михайловича Яковлева (1770-е гг.). Холст, масло. 62х50,5
фигур, кроется затаенная динамика, сдержанная напряженность контрастов высокого и будничного. Рассмотрев парные портреты М.С. Яковлева и С.С. Яковлевой 1756 года (рис. 1, 2), вернемся к портретам этой семьи и к главному лицу этого семейства - Савве Яковлевичу Яковлеву (17121784). Известный Петербургский «миллионщик» Яковлев был простой осташковский мещанин, пришедший в столицу, по семейному преданию с «полтиную в кармане и родительским благословением»1. Вначале он занимался рыбной торговлей, затем вступил в откупа по таможенным сборам, а в последствии занимался рудными и золотыми промыслами, купив у П.А. Демидова на Урале 4 завода - Невьяновский, Шуралинский, Вынгорский, и Верхне-Тагильский. Один завод у графа С.Р. Воронцова, тогда же приобрел и Ут-кинский завод у последнего из графов - Ягужин-ских, помимо того, завел полотняную фабрику в Ярославле.
Необходимо сказать, что не далеко от Петербурга, вверх по Неве у С.Я. Яковлева было загородное имение - «Медное», названное по находившемуся здесь медеплавильному заводу, ему принадлежавшему. Владел Яковлев и коллекцией картин2. По-видимому, часть этого собрания, се-
мейные портреты, поступили от потомков Яковлева в историко-бытовой отдел ГРМ. Теперь они хранятся в отделе истории русской культуры Эрмитажа. Из этой коллекции происходят несколько живописных и миниатюрных портретов, среди которых после упомянутых выше М.С. Яковлева и С.С. Яковлевой, сына и невестки Петербургского богача, выделяется портрет внука С.Я. Яковлева - Саввы Михайловича Яковлева (рис. 3), выполненного художником середины XVIII века -Миной Лукичом Колокольниковым (1707/8-1792). Портрет мальчика поступил в музей вместе с упомянутыми выше портретами родителей. Эрмитажный портрет представляет маленького мальчика, изображенного в розовом кафтанчике, с взрослой прической и яблоком в правой руке. В инвентарных книгах живописного отдела музея портрет записан как изображение внука С. Яковлева, работы неизвестного художника XVIII века. Сотрудник Эрмитажа И.Г. Котельникова высказала предположение о принадлежности работы Мине Лукичу Колокольникову3. Исследователь по стилистическим особенностям портрета узнает здесь влияние И. Никитина, учеником которого 7 лет был М.Л. Колокольников.
Следует сказать, что С.Я. Яковлев и художник М.Л. Колокольников были знакомы, они оба выходцы из Осташкова Тверской губернии, оба появились в Санкт-Петербурге почти одновременно. И молодой художник, находившийся в столице с 1725 года, вполне мог уже в 1730-1740-х годах портретировать своего земляка и его родственников.
Возвращаясь к детскому изображению 1770 годов (рис. 3), попытаемся выяснить, кто же из внуков С.Я. Яковлева изображен на портрете. Сведения, содержащиеся в родословных книгах, удостоверяют, что внуков-мальчиков у С.Я. Яковлева было десять. Шесть от старшего, и более близкого, по всей видимости, к Яковлеву сына Михаила, жившего вместе с отцом; и четыре от младшего, третьего сына, Ивана Савича4. Всего внуков у миллионера С.Я. Яковлева было 24, от шести сыновей и 2-х дочерей. Из них по возрасту около пяти-шести лет, как видно на портрете, к началу 1770-х годов, о чем свидетельствует костюм мальчика, могут быть только трое. Два мальчика от старшего сына: Григорий Михайлович (1767) и Савва Михайлович (1768) один от младшего сына - Алексей Иванович (1768). Но если учесть, что из десяти внуков был изображен единствен-
ный, то им, скорее всего, мог быть внук, наследующий имя деда - то есть Савва Михайлович Яковлев. Конечно, это только предположение, но логика его подтверждается тем, что портрет поступил вместе с изображениями родителей мальчика, из одного источника.
Второй близкий эрмитажному портрет мальчика из семейства Яковлевых, находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств Чеченской республики в Грозном (рис. 4). Портреты схожи по времени исполнения, 70-е годы XVIII века и по размеру (62х50,5; 63х53). Можно только предположить, что и этот портрет создан М.Л. Колокольниковым. Это обусловлено сходством композиционного приема и цветового решения. Мальчик изображен в излюбленном Колокольниковым лилового цвета кафтане. Черты лица в грозненском портрете схожи с изображением мальчика на предыдущем полотне, ощущается физиономическая близость моделей.
Рис. 4. Колокольников Мина Лукич (?). Портрет мальчика из семейства Яковлевых (?) (1770-е гг.). Холст, масло. 63x53
Рис. 5. Колокольчиков Мина Лукич.
Портрет человека в голубом кафтане (1730-1740-е гг)
Итак, рассмотрев портреты Яковлевых, созданные И.Я. Вишняковым в середине XVIII века и портреты детей из этой семьи в 70-х годах, возникает вопрос о портретировании самого Саввы Яковлевича, как главы семейства и в конечном итоге основного заказчика и инициатора портретной галереи семьи.
Между тем, в 1979 году, после опубликования монографии Т.В. Ильяной «И.Я. Вишняков», И.Г. Котельникова, изучающая творчество М.Л. Колокольникова, выдвинула версию, что на «Портрете молодого человека в голубом кафтане» (рис. 5) ГРМ, раннее изображение С.Я. Яковлева, относящееся к 30-40-м годам XVIII века5.
Исследователь, в системе доказательств авторства М.Л. Колокольникова приводит анализ эталонных портретов мастера: портрет А.И. Васильева (до 1760 года) и портрет И.Т. Мещерского (1756 года): «форма плеч и рук, прописка складок кафтана ушей и на рукавах схожесть с этими же деталями А.И. Васильева. Левая припухлая ноздря написана не точно анатомически и одинакова с этой же деталью на портрете И.Т. Мещерского»6.
Обратимся к физиономическому сходству изображенного на портрете молодого человека 30-40-х годов с Вишняковским изображением
Рис. 6. Колокольников Мина Лукич. Портрет Саввы Яковлевича Яковлева (нач. 1750-х гг.). Холст, масло. 44,5х33,5
М.С. Яковлева 1756 года, что было уже отмечено Т.В. Ильиной7. Между тем, эрмитажным сотрудником И.Г. Котельниковой была предпринята попытка идентификации личности на портрете, проведенная в лаборатории судебной экспертизы города Ленинграда 1981 году, которая не подтвердила что на портрете изображен С.Я. Яковлев в мо-лодости8.
Однако, созданный художником образ может охарактеризовать человека уже заявившего свои практические таланты и хватку дельца, уверенно создающего свою «деловую биографию». Суровость выражения и грубоватость черт в сочетании с волевой напряженностью лица выдают простонародное происхождение изображенного одетого вполне светски: в красивый голубой кафтан с серебряными пуговицами и такой же камзол, с черной шляпой под мышкой - почти обязательным атрибутом мужских изображений середины XVIII века.
Обращаясь к биографии С.Я. Яковлева можно увидеть, что осташковский мещанин только в 1762 году получит дворянство, а на портрете изображен человек с атрибутами сословной принадлежности, которой еще тогда С.Я. Яковлев, по всей видимости, не обладал.
Обратимся к другим изображением С.Я. Яковлева, созданным М.Л. Колокольниковым. Один из них хранится в Эрмитаже. Это небольшой холст (44,5х33,5), где С.Я. Яковлев представлен по пояс, с поворотом вправо, в темно-лилового цвета кафтане (рис. 6). Напудренный парик с двумя рядами буклей, позволяет датировать портрет началом 1750-х годов. Возраст модели примерно 40 лет, не противоречит датировке, Яковлев родился в 1712 году, то есть на портрете ему 38 лет.
В образной характеристике модели автор ограничивается только намеком на характер, читающийся в чуть жестком отстраненном взгляде. Выполняя портрет, по-видимому, по заказу - художник передает облик портретируемого внешне приятным и даже мягким. Он не может себе позволить более глубокого и последовательного прочтения натуры, которая, скорее всего, была ему внутренне чуждой. Ведь известно, что С.Я. Яковлев отличался особой жестокостью.
Как сообщает его биограф: «Он вообще мало стеснялся законами и с маленькими людьми не угодными ему, расправлялся круто, избивал их, держал на цепи»9.
Напомним, что у С.Я. Яковлева, «упоенного миллионами, не было предела заносчивости и своеволия, в отношении не только к подчинен-
Рис. 7. Колокольников Мина Лукич. Портрет Саввы Яковлевича Яковлева (1750-е гг.). Холст, масло. 63x79
ным ему, но и к тем, с которыми ему приходилось иметь деловые отношения».
В Государственном музее истории г. Ленинграда, в фондах, хранится еще один, аналогичный предыдущему, но большего формата портрет С.Я. Яковлева (63х79) (рис. 7). Не только физиономическое и образное сходство, но и живописные приемы свидетельствуют об одном авторе этих двух портретов. Та же композиция, тот же поясной обрез фигуры, но другой не лиловый, а синий цвет кафтана и камзола. Напомним, что этот же синий цвет Н.Л. Колокольников, уже использовал в портрете молодого человека из ГРМ.
Некоторые разночтения сравниваемых изображений С.Я. Яковлева 1750-х годов свидетельствуют о поправках и уточнениях формы на большом портрете по сравнению с маленьким, плечи написаны более уверенно и правильно, в тоже время, повторяя и уточняя складки кафтана на рукавах и груди, художник усугубляет неточности объема, по-видимому, работая по памяти. Незначительные разночтения в этих двух очень близких портретах свидетельствуют о логической и в р ем ен ной б л и з ос т и э т и х из обр а ж ений С.Я. Яковлева, из которых маленький портрет, безусловно, предшествовал большому.
Вследствие этого наблюдения, можно констатировать: что большее по формату изображение дорабатывалось художником в области лица не только по предыдущему варианту, но и с натуры.
О причинах такого «хозяйского» отношения к незавершенному авторскому холсту сказать что-либо трудно. Не исключено, что эскиз был доработан М.Л. Колокольниковым по требованию расчетливого и скупого заказчика. Оба портрета выполнены в годы, когда С.Я. Яковлев уже утвердил свое положение в столичном обществе и осознал свое влияние и силу, хотя и не имел дворянского звания. В Петербурге С.Я. Яковлев много строил: «тыном оградил» громадный земельный участок в районе сенной площади, который простирался до Фонтанки, а по сторонам протянулся от Гороховой улицы до Обуховского проспекта10. На углу Гороховой и Садовой до сих пор стоит трехэтажный каменный дом, построенный для С.Я. Яковлева неизвестным архитектором. На средства С.Я. Яковлева ближе к Сенатской площади была построена церковь «Спаса» с пределом преподобного Саввы. Церковь не сохранилась. По воспоминаниям современников пятисотпудовый колокол этой церкви С.Я. Яковлев дер-
жал «на замке», чтобы без его «ведома» тот не звонил. За отказ бесплатно поить народ в честь вступления Екатерины II на престол в 1762 году, Г.Р. Державин увековечил С.Я. Яковлева в оде «К Скопихину»11.
На этом же земельном участке фасадом на Фантанку ближе к проспекту, была сооружена дача Яковлева, строительство которой приписывается Ф.Б. Растрелли (не сохранилась). Еще один каменный дом Яковлевых «был в Луговой Миллионной и на Мойку», ему принадлежали так же торговые места в гостином дворе, в верхнем и нижнем этажах, «под разным номерами каменных лавок число 50»12.
Поэтому, портретов хозяина для всех многочисленных столичных и загородных домов С.Я. Яковлева требовалось достаточное количество и не только его изображений, но и царствующих особ. Сохранились архивные документы: переписка гравера М. Махаева с заказчиком Н.И. Тишининым13, где приведен факт, что С.Я. Яковлев, владелец Ярославской полотняной мануфактуры, желая перекупить уже исполненный для триумфальных ворот тишининской
Рис. 8. Колокольников Мина Лукич. Портрет Саввы Яковлевича Яковлева (нач. 1767 г.). Холст, масло.
усадьбы живописный портрет Екатерины II, исполненный М.Л. Колокольниковым. Он безуспешно предлагал художнику за него 40 рублей, по тому времени это была большая сумма, в 2 раза больше чем художник запросил у заказчика -Н.И. Тишинина «не менее 20 руб»14. Этот штрих к характеристике личности М.Л. Колокольникова свидетельствует о не простых взаимоотношениях Петербургского богача со своим земляком в том, что деньги не играли значительной роли в их взаимоотношениях.
Между тем, рассматривая портретную галерею С.Я. Яковлева необходимо констатировать наличие у заказчика устойчивого желания работать с одним художником, этим неизменным портретистом был М.Л. Колокольников. Кроме двух рассмотренных нами изображений С.Я. Яковлева 1750-х годов есть еще два изображения. Один из них находится в собрании ГРМ и значится как работа неизвестного художника второй половины XVIII века15, второй был опубликован А.Ф. Гряз-новым в 1980-м году без имени автора16.
Обратимся к портрету из ГРМ 1767 года (рис. 8). Перед нами сидящий в кресле, к спинке которого приставлена дворянская шпага, подписывающий документ С.Я. Яковлев. В отличие от камерных предыдущих изображений, здесь, несомненно, парадный портрет. Художник, вероятно, по воле заказчика, вводит в портрет многоговорящие атрибуты: дворянскую шпагу, как подтверждение определенного социального статус, и важный документ, который собирается подписать Яковлев гусиным пером. На столе аккуратно поставленный чернильный прибор с колокольчиком между маленькими чернильницами и массивная печать, предназначенная для скрепления документов сургучом. От портрета веет той значимостью, самоуверенностью и деловитостью, которой отличался С.Я. Яковлев. Вероятно, именно эти качества хотел видеть в портрете заказчик. Подобное изображение находилось в приемной Ярославской большой мануфактуры, откуда поступило в 1919 году в краеведческий музей Ярославля17. Аналогичный портрет С.Я. Яковлева находится в осташковском краеведческом музее18. Не исключено, что исполнителем осташковского портрета мог быть Михаил Лукич Колокольни-ков, брат Мины Колокольникова всю жизнь проживший в Осташкове, обучавший живописи учеников, в том числе своего сына, известного портретиста Я.М. Колокольникова - Воронина. Изве-
стно, что С.Я. Яковлев бывал на своей родине в Осташкове и делал денежные пожертвования, в частности на возведение каменной ограды Знаменского монастыря19.
Следует сказать, что после смерти в 1784 году Савва Яковлевич был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был установлен бронзовый портрет - барельеф, который сопровождала надпись, воспроизведенная в Петербургском Некрополе, что он «Сибирских, Невьяновских и других железных заводов и Ярославской большой полотняной мануфактуры и разных фабрик содержатель», «супруг верный», «отец чадолюбивый», «истинный христианин», «гражданин добрый», «целому отечеству доставил превеликую пользу»20.
Состояние С.Я. Яковлева было поделено между двумя дочерьми и пятью сыновьями, один из которых старший сын - Михаил - уже умер к тому времени (1761), но и поделенное состояние было настолько велико, что один из сыновей С.Я. Яковлева после пожара Москвы в 1812 году покрыл крыши всех казенных учреждений города своим железом, а другой пожертвовал один миллион рублей инвалидам этой войны21.
Рис. 9. Неизвестный художник последней четверти XVIII в. Портрет Петра Саввича Яковлева (1790-е гг.). Холст, масло, овал.
Рассмотрев портретную галерею Яковлевых, можно сделать вывод, что художники, работающие как в столице, так и на периферии, и к ним относится М.Л. Колокольников, не делали различия в общепринятой концепции портрета, это коснулось как купеческих изображений, так и дворянского портрета. В случае с портретами семейства Яковлевых, созданных М.Л. Кокольниковым сразу узнается рука мастера, где больше авторской версии в прочтении характера модели, чем желание заказчика. Яркая творческая индивидуальность автора трансформирует облик портретируемого.
В собрании Государственного Русского музея хранится еще одно изображение члена семьи Яковлевых, это миниатюрный портрет сына С.Я. Яковлева - Петра Савича Яковлева 1790 г. (рис. 9). Само построение миниатюрного изображения диктует манеру подачи образа, в котором ярко прослеживаются фамильные черты.
Большая часть фамильных галерей не дошла до нас, но и то, что сохранилось, свидетельствует
об огромной значимости портрета в русской культуре. В портретной живописи зачастую действует закон: чем ярче личность художника, тем сильнее она отражается в произведении. Ведь каждый портрет - это не только изображение современника, но и автопортрет художника.
Примечания
1 Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. - СПб., 1895. - Т. 2. - С. 353-354.
2 Пъляев М.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. - СПб., 1887. - С. 258.
3 Котельникова И.Г. О творческой биографии мало известного русского портретиста ХУШ века М.Л. Колокольникова. На материалах советских музеев // Музей 5. - М., 1984. - С. 88.
4 Грязное А. Ф. Ярославская большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г. Приложение №10. Духовное завещание С.Я. Яковлева. - М., 1910. -С. 490; Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родос-
ловная книга. - СПб., 1895. - Т. 2. - С. 355-456.
5 Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. - М., 1979. - С. 69.
6 Там же. - С. 84-86.
7 Там же. - С. 156-157.
8 Котельникова И.Г. Указ соч. - С. 93.
9 Русский библиографический словарь. Т. «Яблонский-Фомин». - СПб., 1913. - С. 400.
10 Пътяев Н.И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. - СПб., 1887. - С. 258.
11 Записки Г.Р. Державина. - М., 1860.
12 Грязнов А. Ф. Ярославская большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г. Приложение №10. Духовное завещание С.Я. Яковлева. - М., 1910. - С. 490; Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. - СПб., 1895. - Т. 2. - С. 491.
13 Письма гравюра М.И. Махаева. Соображения М.М. Ильина // Литературное наследство. -1933. - №9-10.
14 Котельникова И.Г. Указ соч. - С. 93.
15 Сахарова И.Н. Алексей Антропов. - М., 1974. - С. 179-178.
16 Грязнов А. Ф. Ярославская большая мануфактура за время с 1722 по 1856 г Приложение №10. Духовное завещание С.Я. Яковлева. - М., 1910. - С. 72-73.
17 Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник (Ж-21639, холст масло 78х62).
18 Осташковский краеведческий музей (ОН-324, холст масло 85х85) происхождение не установлено.
19 Успенский В. Описание осташковского-зна-менского житийного монастыря. - Тверь, 1990.
20 См.: Николай Михайлович. Вл.кн. // Русские портреты ХУШ-ХТХ столетий. - СПб., 1913. -Т. 4. - С. 688.
21 См.: Русский библиографический словарь. Т. 5. «Яблонский-Фомин». - СПб., 1913. - С. 100; Николай Михайлович. Вл.кн. // Русские портреты ХУШ-ХХХ столетий. - Т. 5. - № 63; История правительствующего Сената за 200 лет (1711-1911). -Т. 2. - С. 323, 622, 660, 664-666; Т. 3. - С. 5-11; Лобанов Ростовский. Русская родословная кн. -Т. 2. - С. 453-451.