Научная статья на тему 'Золотое правило дидактики Я. А. Коменского'

Золотое правило дидактики Я. А. Коменского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14754
1513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIDACTIC PRINCIPLES / PRINCIPLE OF VISUAL METHODS / DIDACTIC SYSTEM / PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчин Геннадий Демьянович

В статье обосновывается применение принципа наглядности в обучении, сформулированное основоположником дидактики Я.А. Коменским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the use of visual methods, established by J.A. Comensky, the founder of the didactic studies.

Текст научной работы на тему «Золотое правило дидактики Я. А. Коменского»

школьной системе республики существовали школы разных типов. К основным тенденциям 1920-30-х гг. можно отнести разработку нормативно-законодательной базы образования, введение изменений в содержание образования, охват начальным обучением детей школьного возраста, ликвидацию неграмотности среди взрослого населения. Главными тенденциями 1930-50-х гг. являлись: увеличение количества школ различных типов, улучшение их материально-технической базы, подготовка педагогических кадров из числа представителей казахской национальности.

Решение задач начального всеобуча, развитие средней школы оказали положительное влияние на изменение образовательного

уровня населения Казахстана, являющегося базисным фактором социального развития общества.

Примечания

1 См.: Куманев В.А. Революция и просвещение масс /

B.А. Куманев. М., 1973. С.126.

2 См.: Культурное строительство в Казахстане (19181932 гг.): сб. док. и материалов: в 2 т. Алма-Ата, 1965. Т.1.

C.285.

3 См.: Акинер Ш. Формирование казахского самосознания. От племени к национальному государству / Ш. Акинер. Алматы, 1998. С.57.

4 Козыбаев М.К. История Казахстана / М.К. Козыбаев, И.М. Козыбаев. Алма-Ата, 1992. С.155.

5 См.: БейсембиевА.Б. Победа марксистско-ленинской идеологии в Казахстане / А.Б. Бейсембиев. Алма-Ата, 1970. С.160.

УДК 15:378.1

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ДИДАКТИКИ Я .А.

Г. Д. Турчин

Саратовский государственный университет E-mail: aporia@inbox.ru

В статье обосновывается применение принципа наглядности в обучении, сформулированное основоположником дидактики Я. А. Коменским.

Ключевые слова: дидактические принципы, принцип наглядности, дидактическая система, педагогическая деятельность.

The Main Rule of the Didactic Theory by J.A. Comensky

G.D. Turchin

The article explains the use of visual methods, established by J.A. Comensky, the founder of the didactic studies. Key words: didactic principles, principle of visual methods, didactic system, pedagogical activity.

Ян Амос Коменский (1592-1670) - чешский мыслитель-гуманист, философ, педагог, писатель, который разработал педагогическую систему, основанную на принципах материалистического сенсуализма. Его научные интересы и знания были поистине всеобъемлющими: он создал более двухсот научных трудов, среди которых встречаются теологические и социально-политические сочинения, назидательные трактаты, проповеди, работы по истории Моравии и общины

чешских братьев, труды по лингвистике, географии, литературные произведения, многочисленные учебники по латинскому и чешскому языкам, физике, геометрии, картографии, истории и другие. Работы по педагогике являются самыми известными в творчестве Я.А. Коменского, они были посвящены проблемам обучения, воспитания и образования, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире». Философия Я.А. Коменского (пансофия -обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в XX в.

Теорию всеобщего универсального образования Я.А. Коменский изложил в «Дидактике» на чешском языке (1628-1630 гг.,

© Г.Д. Турчин, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 3

опубликована в 1849 г.). Переработанная, расширенная и переведенная на латынь «Дидактика» под названием «Великая дидактика» (1633-1638 гг.) стала основной теоретической базой средней ступени образования. Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, Коменский подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве, вере, и плодом его размышлений стал учебник «Открытая дверь языков»1.

В дидактической системе Я.А. Комен-ского новаторским было сочетание изучения материального мира с развитием мысли и речи. Именно он заложил основы развивающего обучения. «Нужно показывать вещи и, с другой стороны, нужно учить также выражать словами все, что видишь, чтобы речь и мысль всегда шли параллельно и развивались бы, следовательно, вместе», — утверждал он2.

Я. А. Коменский привел в систему принципы обучения, и это сыграло исключительную роль в развитии научной педагогической мысли. Он, к примеру, выдвинул и теоретически обосновал следующие дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, сознательности, прочности, связи обучения с практикой, учета возрастных особенностей.

Особое внимание Я.А. Коменский придавал наглядности как наиболее естественному и простому принципу. До него к этому принципу в разное время обращались философы и педагоги многих стран - Китая, Египта, Греции, Рима, существенный вклад в его обоснование внесли Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла. Однако не было научной педагогической теории использования наглядных средств, а Коменский стал первым, кто попытался создать теорию наглядного обучения, теоретически обосновать то, что уже начало проникать в практику обучения.

Стремясь сделать обучение более доступным и продуктивным, педагоги обратились к природе. Было выдвинуто требование - изучать природу при помощи её самой, ибо согласно эмпирической теории познания ощущения и восприятия выступали не только

исходным, но и единственными формами познания. Поэтому принцип наглядности, который реализовал требование изучать конкретные предметы и явления окружающего мира, занял ведущее место, подчинив себе все остальные.

Наглядность, выполняющую функцию основного источника получения знаний, Я.А. Коменский понимал широко, основываясь не только на зрительном восприятии, но и считал, что необходимо привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Именно восприятие Я.А. Коменский рассматривал в качестве источника всех знаний, поскольку предполагалось, что предметы непосредственно запечатлеваются в сознания. Только после ознакомления с предметом изучения следует давать ему объяснение. Я.А. Коменский считал обучение наглядным, если предмет усвоения был представлен в чувственной форме. Он выдвинул «золотое для учащихся правило: всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, вкушаемое - вкусу, осязаемое - осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот пред-

3

мет одновременно нескольким чувствам» . Я.А. Коменский понимал, что нельзя просто демонстрировать предмет. Учитель должен показать изучаемое в целом виде и со всех сторон, затем на глазах у учеников разложить этот предмет на части, дать название каждой и сложить вновь.

Однако вопрос часто упирался в отсутствие этих конкретных предметов изучения. Тогда Я.А. Коменский предлагал заменить их копиями или рисунками. Особое значение он придавал созданию материала, необходимого для наглядного обучения, считая это главной заботой школ и учителей. Педагог требовал, чтобы наглядные пособия были изготовлены заранее и всегда находились под рукой. Он даже предлагал все стены учебной комнаты извне и изнутри наполнить картинами, письменными изречениями, считая, что созерцание всего этого позволит ученикам лучше познать мир.

Научный отдел

В своем знаменитом учебнике «Видимый мир в картинках», который был издан во многих странах мира и в течение ряда лет считался лучшим, Я.А. Коменский попытался воплотить в жизнь ту новую педагогику, которая была изложена им в его книге «Великая дидактика». В учебнике собрано огромное количество рисунков, под каждым из них давалось словесное описание на разных языках. Так мыслилось изучение распространенных в то время классических языков. Ученый не ставил перед собой задачи коренной перестройки учебных программ, полагая, что все недостатки старого схоластического обучения могут быть ликвидированы — дос-

4

таточно только все представить наглядно .

Золотым правилом Я.А. Коменского «Всё, что только можно, представлять для восприятия чувствами» и сегодня руководствуются учителя, преподаватели, работники образования, что явилось, действительно, драгоценным вкладом в дидактику и великим приобретением методики.

Я.А. Коменский пришел к необходимости создания принципиально новых учебников - таких, которые «представляют вернейшую картину всего мира», побуждают учеников к проявлению самостоятельности мышления. «У своих учеников, — пишет он, — я всегда развивал самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в примене-

нии, как единственную основу для достиже-

5

ния прочного знания» .

Для реализации принципа наглядности обучения в настоящее время разрабатывается система учебно-наглядных пособий и технических средств, включающая: а) реальные процессы, явления и предметы в их натуральном виде; б) модели или макеты; в) муляжи; г) иллюстративные пособия (схемы, картины, рисунки, фотографии, графики, диаграммы); д) различные технические средства (учебные кинофильмы, тренажеры, механические визуальные средства, аудиальные средства, компьютеры, а также определенная методика их применения). Таким образом, реализация золотого правила Я.А. Коменско-го в современном обучении - непременное условие для более глубокого понимания действительности и тем самым более эффективного воздействия на нее.

Примечания

1 См.: Педагогический энциклопедический словарь / Науч. ред. О.Д. Грекулова. М., 2003.

2 Вяткин Л.Г. Корифеи педагогической мысли / Л.Г. Вят-кин, А.Б. Ольнева. Астрахань, 2003. С.21—22.

3 Цит. по: Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении / Н.Г. Салмина. М., 1981.

4 Милорадова Н.Г. Проблема наглядности обучения в истории педагогики (до 1917 года) / Н.Г. Милорадова // Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М., 1977. С.213.

5 Цит. по: Вяткин Л.Г. Указ. соч. С.21.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.