DOI: 10.12731/2218-7405-2018-1-108-118 УДК 37.026
НАГЛЯДНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Гайфутдинов А.М., Гайфутдинова Т.В.
Цель. Статья посвящена актуального в условиях современного перестроган общеобразовательного школы проблеме дидактических прингщпов, составляющих теоретическую основу процесса обучения. Предметом анализа выступает содержание прингщпа на-глядностн. Авторы ставят целью определение основных критериев понятгш «закон», «прингщп», «правило» обучения и соответствие им прингщпа наглядности.
Метод или методология проведения работы. Основу исследования образует историко-педагогическигО анализ, теоретическое обобщение и интерпретация результатов педагогических и исто-рико-педагогических исследований.
Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторы на основе изучения истории формирования структуры и содержания наглядности как требования к процессу обучения определяют его соответствие критериям понятия «принцип обучения». В общепринятого формулировке «прингщп наглядности» является средством обучения. Проявляется смешение понятгш «прингщп» и «средство» в раскрытии содержания требования наглядности. Его второе название «единство конкретного и абстрактного» выражает направление развития процесса через обращение к практике на каждом этапе теоретического обучения.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере прогнозирования.
Ключевые слова: дидактические прингщпы, процесс обучения, диалектический характер связи, средство обучения, критерии понятгш «закон», «закономерность», «правило».
LOOKING AS A PRINCIPLE OF TRAINING IN THE HISTORY OF DOMESTIC PEDAGOGY
GajfutclinovA.M., Gaifutclinova T.V.
Aim. The article is devoted to the problem of didactic principles, which form the theoretical basis of the learning process, which is topical in the modern restructuring of the general education school. The subject of the analysis is the content of the principle ofvisibility. The authors aim to define the main criteria for the notions of "law ", "principle ", "ride " of instruction and the conformity of the principle of visibility to them.
Methodology. The basis of the research is historical and pedagogical analysis, theoretical generalization and interpretation of the results of pedagogical and historical pedagogical research.
Results. The results of the work are that the authors, on the basis of studying the history of the formation of the structure and content of visibility as requirements to the learning process, determine its compliance with the criteria of the concept of "learning principle ". In the generally accepted formulation, the "principle of visualization" is a means of learning. There is a confusion of the concepts "principle " and "means " in the disclosure of the content of the requirement of clarity. Its second name "unity of concrete and abstract" expresses the direction of development of the process through appeal to practice at each stage of theoretical training.
Practical implications. The results of the study can be applied in the scientific-pedagogical design and forecasting area.
Keywords: didactic principles: learning process.
Введение
Идея наглядности в практике обучения всегда занимала видное место и одной из первых в истории педагогики стала оформляться как дидактический принцип. Обращение к наглядности фиксируется даже тогда, когда не существовало письменности и школы, в ее современном понимании [5]. В педагогической литературе и
школьной практике термин «наглядность» употребляется чаще всего в трёх смыслах [12]:
1) как некоторый объект (средство, в частности реальный предмет, запись);
2) как некоторое свойство (наглядность реальных предметов, знания, мышления);
3) как определённая деятельность человека (восприятие и использование средств наглядности).
Согласно словарю русского языка [13], наглядность образуется от слова «наглядный». Основными значениями этого слова указываются: а) убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения, б) основанный на показе или служащий для показа. Следуя значению понятия «наглядность», его использование в описании процесса обучения приводит к обязательному наличию показа и наблюдений при взаимодействии учителя и учащегося. В начале XVIII века М.В. Ломоносов одним из первых в России успешно применял на своих лекциях наглядные пособия. В XIX веке Н.И. Пирогов выделял наглядность, наряду с осмысленностью и активностью обучения, как основной дидактический принцип. Ушинский К.Д. наглядность считал фактором, влияющим на качество обучения и развитие логического мышления у учащихся [5]. Изучение содержания принципа наглядности показало, что требование относят, прежде всего, к деятельности учителя. Можно предположить, что идея, выраженная в названии «наглядность», относится только к средствам обучения, с помощью которых достигается понимание учащимися учебного материала. Но если принципы обучения призваны отражать закономерные связи между основными тремя элементами обучения, то каким образом наглядность выполняет функцию принципа? Ввод в систему научных знаний понятия «принцип обучения» состоялся лишь в XX в. (Логвинов, 2010). Является ли наглядность принципом обучения?
Поставленные вопросы отражают комплексную сложную проблему отечественной педагогики, связанную с определением критериев понятия «принцип обучения» и его главных отличий от понятий «правила», «законы» и «закономерности», генезиса и структуры
принципов. Изучение истории формирования содержания требования наглядности, а также оценка объективности связей, выраженных в его структуре, позволит определить соответствие наглядности понятию «принцип обучения».
Материалы и методы
Изучение истории формирования принципа наглядности проведено на основе историко-педагогического анализа научных статей, учебников и учебных пособий по педагогике, год издания которых относится к периоду первой половины XX - начала XXI вв. В таблице 1 приведены варианты названия принципов, в структуру которых включено понятие «наглядность».
Таб.тща 1.
Варианты названий принципов, включающих понятие «наглядность»
Отношения Принципы Год издания статьи, учебника (учебного пособия) по педагогике
Соответствие Наглядность (наглядность в обучении) 1937, 1956, 1967,1974, 1977, 1978, 1982, 1983,1986, 1987, 1988, 1997, 1999,2006
Сочетание Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного 1975, 1998
Источники: [11, с. 25; 1, с. 117; 14, с. 96-116; 21, с. 95; 19, с. 292; 8, с.70; 7, с. 54; 15, с. 162; 16, с. 104; 3, с. 54; 17, с. 44-62; 22, с. 177; 4, с. 43; 2, с. 243; 6, с. 115; 18, с. 201].
Для определения соответствия требования наглядности понятию «принцип обучения» был проведен содержательно-терминологический анализ дидактических понятий «закон», «закономерность», «принцип», «правило», который позволил выявить их отличительные особенности.
Результаты и обсуждение
Анализ показывает, что в большинстве случаев наглядность определяют как самостоятельный дидактический принцип обучения. Учитывая период его существования в системе педагогических зна-
ний, оно является стабильным понятием. Как структурный элемент принципа в педагогике наглядность рассматривается в сочетании с понятиями «единство конкретного и абстрактного».
С середины 1970-х годов требование наглядности обучения в учебниках и учебных пособиях дополнено названием «единства конкретного и абстрактного». Позднее фиксируется одновременное использование двух вариантов, но чаще называют «принципом наглядности».
Признавая объективный характер связи, выраженной в дидактическом принципе, следует признать существование педагогического закона, который данный принцип конкретизирует в практике обучения. С поиском законов педагогической науки, особо усилившимся в 70-е годы XX века, возник вопрос о критериях соответствия различных вариантов выявленных законов понятию «закон». Сомнение в объективности действия «открытых» в педагогике законов порождало утверждение об их отсутствии. Действие объективно существующих законов, закономерностей трактовалось как искусство творческого применения этих законов и принципов в зависимости от конкретных условий воспитательной деятельности. До сих пор существование законов в педагогической науке является спорным.
Главным отличием закона от закономерности, принципа от правила является объективность действия связи, ими отражённой. Определение степени объективности связей, указываемых в вариантах законов и принципов, - это один из способов выявления соответствия критериям понятий «закон» и «принцип».
Идея проявления закона единства и борьбы противоположностей в процессе обучения, высказанная в середине 70-х годов XX века М.А. Даниловым, была отражена в дополнении «единство конкретного и абстрактного» к названию «принцип наглядности». Дальнейшего развития в отечественной педагогике XX века идея диалектического характера процесса обучения не получила.
Принцип обучения показывает диалектические связи между компонентами процесса обучения, являясь отражением диалектической связи педагогического процесса, т.е. между процессами
обучения, воспитания и формирования личности, выраженной в педагогическом законе. Различия между формулировками принципов и законов следует искать в различиях понятий, играющих роль терминов суждения. Термины суждения в роли принципа обучения должны выражать диалектическое единство компонентов обучения, тогда как в роли закона термины суждения отражают диалектические связи в педагогическом процессе. Правила обучения имеют сходства с принципами по уровню действия. В отличие от закономерностей в правилах отражаются связи, образующиеся в процессе обучения. Закономерность призвана отражать связи процесса обучения с другими процессами формирования личности. Правило обучения определяет действие принципа обучения в конкретных условиях. Указываемая им связь не обладает объективностью действия.
В работе В.А. Сластёнина и др. «Педагогика» (2007) указано, что наглядность в обучении основана на закономерности процесса познания: движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному [20]. В этом выражается направление развития процесса обучения в целом.
Заключение
1. С одной стороны принцип наглядности (единства конкретного и абстрактного) называют «золотым правилом» дидактики, которое сформулировал Я.А. Коменский. Это требование одно из старейших в педагогической науке. С другой стороны, отчетливо проявляется смешение понятий «принцип» и «средство» в раскрытии содержания требования наглядности, указываются негативные стороны его использования. Замена названия на вариант «принцип единства конкретного и абстрактного» не решает общей проблемы содержания. В настоящее время в описании принципа указывается, что наглядность в обучении основана на закономерности процесса познания: движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. В этом выражается направление развития процесса обучения в целом.
2. Требование наглядности (единства конкретного и абстрактного) следует относить к принципам, призванным выражать в процессе обучения действие закона отрицания отрицания, определяющего
направление развития процесса обучения.
Список литературы
1. Аккерман С.И. Принципы и правила обучения в советской школе // Советская педагогика. 1956. № 7. С. 116-118.
2. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Ани-симов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандоров. М.: Просвещение, 2006. 574 с.
3. Баранов С.П. Педагогика: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. №2001 «Преподавание в нач.классахобщеобразоват. шк.» / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин. М.: Просвещение, 1987. 368 с.
4. Голуб Б. А. Основы общей дидактики. Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 96 с.
5. Гусейнов А. 3. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.З. Гусейнов, Г.Д. Турчин // Известия Саратовского университета. 2007. Т.7. Серия Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. С. 64-67.
6. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.А. Данилова иМ.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. 303 с.
7. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
8. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. 1978. № 10. С. 66-72.
9. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1975. 176 с.
Ю.Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 205 с.
11. Медынский E.H. О принципах советской дидактики // Советская педагогика. 1937. № 5-6. С. 22-31.
12. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения // Советская педагогика. 1975. № 9. С. 18-26.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 ООО слов / Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. 1200 с.
14. Основы дидактики/Под ред. Б.П. Есипова. М.: Просвещение, 1967. 472 с.
15.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
16. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / С.П. Баранов, JI.P. Болотина, В.А. Сластенина. М.: просвещение, 1986. 336 с.
17. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Подред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 479 с.
18. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
19. Педагогика школы (Учебное пособие для студентов педагогических институтов) / Под ред. чл.-кор.АПН СССР Щукиной Г.И. М.: Просвещение, 1977. 384 с.
20. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф.Исаев, E.H. Шиянов; подред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 576 с.
21. Сорокин H.A. Дидактика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1974. 222 с.
22. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. М.: Юристъ, 1997. 512 с.
23.Бобкова Е.Ю., Магсумов Т.А., Максимов Я.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 с. DOI: 10.12731/ profstandart2017
References
1. Akkerman S.I. (1950). Principy i pravila obuchenija v sovetskoj shkole [Principles and rules of teaching in the Soviet school]. Sovetskajaped-agogika - Soviet pedagogy, 7, 116 //(V |in Russian |.
2. Anisimov V.V., Groholskaya O.G., Nikandorov N.D. (2006). Obshhie osnovy pedagogiki: ucheb. dlja \mzov [General principles of pedagogy: Textbook, for universities]. Moscow: Education [in Russian].
3. Baranov S.P, Bolotina L.R., Slastenin V.A. (1987). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Education [in Russian],
4. Golub B.A. (1999). Osnovy obshhej didaktiki. Uchebnoeposobie dlja stu-dentov pedxuzov [Fundamentals of general didactics. Textbook for students of teacher training Universities]. Moscow: VLADOS [in Russian].
5. Guseinov A.Z., Turchin G.D. (2007). Razvitie principanagljadnosti v is-torii pedagogiki [Development of the principle of visibility in the history of pedagogy]. Izvestija Saratovskogo universiteta [News of the Saratov University]. (Vols. 1-7) [in Russian].
6. Kazantsev I.N. (1959). Didaktika [Didactics]. Moscow: Izd. Acad. ped. Sciences of the RSFSR [in Russian],
7. Danilov M.A., Skatkin M.N. (1975). Didaktika srednej shkofy: Nekoto-rye problemy sovrem. Didaktiki [Didactics of high school: Some problems lie. didactics]. Moscow: Education [in Russian].
8. Skatkin M.N. (1982). Didaktika srednej shkofy: Nekotoiye problemy sovrem. Didaktiki [Didactics of high school: Some problems are untrue, didactics]. Moscow: Education [in Russian],
9. Zagvyazinsky V.I. (1978). O sovremennoj traktovke didakticheskih prin-cipov [On the modem interpretation of didactic principles]. Sovetskaja pedagogika [Soviet pedagogy], 10, 66-72 [in Russian],
10. Kovalev N.E. (1975). Vvedenie vpedagogiku [Introduction to Pedagogy]. Moscow: Education [in Russian].
11.Logvinov I.I. (2010). Didaktika: istorfya i sovremennyeproblemy [Didactics: history and contemporary problems]. Moscow: BINOM. Laboratory of Knowledge [in Russian].
12.Medynsky E.N. (1937). O principah sovetskoj didaktiki [On the principles of Soviet didactics]. Sovetskaja pedagogika [Soviet pedagogy], 5-6, 22-31 [in Russian],
13.Mingazov E.G. (1975). Gnoseologicheskie osnovy principanagljadnosti obuchenija [Gnoseological principles of the principle of visual clarity]. Sovetskajapedagogika [Soviet pedagogy], 9, 18-26 [in Russian], 14.0zhegov S.I. (2005). Slovar ' russkogo jazyka [Dictionary of Russian]. L.I. Skvorcova (Ed.). Moscow: ООО "Onix Publishing House": Publishing house "Mir and Education" [in Russian], 15.EsipovB.P. (Eds.) (1967). Osnovy didaktiki [Fundamentals of didactics].
Moscow: Education [in Russian], lö.Babansky Y.K. (Eds.) (1983). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Education [in Russian],
17.Baranov S.P, Bolotina L.R., Slastenin V.A. (1986). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Education [in Russian],
18.Babansky Y.K. (Eds.) (1988). Pedagogika [Pedagogy], Moscow: Education [in Russian],
19.Pikasisty P.I. (Eds.) (1998). Pedagogika [Pedagogy], Moscow: Pedagogical Society of Russia [in Russian],
20,Shchukina G.I. (Eds.) (1977). Pedagogika shkoly [Pedagogy of the
school]. Moscow: Education [in Russian], 21. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. (2007). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Publishing Center "Academy" [in Russian], 22.Sorokin N.A. (1974). Didaktika [Didactics]. Moscow: Education [in Russian].
23.Harlamov IK (1997). Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Lawyer [in Russian].
24.BobkovaE.Yu., Magsumov T.A., Maksimov Ya.A. (2017). Professional 'nye standarty г' sfere obrazovaniya: innovatsii г' organizatsii obra-zovatel 'nogoprotsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process: textbook], Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, [m Russian], DOI: 10.12731/profstandart2017
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Гайфутдинов Азат Минабутдинович, декан историко-географи-ческого факультета, кандидат педагогических наук, доцент
Набережночелнинскгш государственный педагогнческгш университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423806, Российская Федерация am-geo(a)mail. ги
Гайфутдинова Татьяна Викторовна, заведующий кафедрой географии и методики ее преподавания, кандидат педагогических наук, доцент
Набережночелнинский государственный педагогнческгш университет
ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423806, Российская Федерация tv-geo(d)mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS GaifutdinovAzat Minabutdinovich, Dean of the Faculty of History and Geography, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University 28, Nizametdinov Str., Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, 423806, Russian Federation am-geo(d)mail. ru
Gaifutdinova Tatyana Viktorovna, Head of the Department of Geography and Methods of Teaching, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
28, Nizametdinov Str., Naberezhnye Chelny, Republic of Tatar stan,
423806, Russian Federation
tv-geo(d)mail.ru