Научная статья на тему 'Дидактические идеи Я. А. Коменского в современных образовательных условиях'

Дидактические идеи Я. А. Коменского в современных образовательных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4915
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / НАГЛЯДНОСТЬ / ДИДАКТИКА / НРАВСТВЕННОСТЬ / БЛАГОЧЕСТИЕ / УМ / ГАРМОНИЯ / ДУША / ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Валерий Белялович

Статья посвящена подготовке развитию и воспитанию будущих специалистов в условиях реализации педагогического наследия Я.А. Коменского великого чешского философа, мыслителя и педагога семнадцатого столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические идеи Я. А. Коменского в современных образовательных условиях»

УДК 378

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ Я.А. КОМЕНСКОГО В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В.Б. Юсупов (г.Казань, Российская Федерация)

Статья посвящена подготовке развитию и воспитанию будущих специалистов в условиях реализации педагогического наследия Я.А. Коменского - великого чешского философа, мыслителя и педагога семнадцатого столетия.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, наглядность, дидактика, нравственность, благочестие, ум, гармония, душа, порядок.

DIDACTIC IDEAS Y.A. COMENIUS IN MODERN EDUCATIONAL

CONDITIONS

V.B. Yusupov (Kazan, Russian Federation)

The article is devoted to the training, development and upbringing of the future experts in the conditions of comprehension of pedagogical heritage of Y.A. Comenius - the great Czech philosopher, thinker and teacher of the seventeenth century.

Key words: education, teaching, upbringing, graphic, didactics, moral, devotion, intellect, harmony, soul, arrangement.

Педагогика - наука и практика - возникла, функционирует и развивается под влиянием потребности общества в соответствующей подготовке подрастающих поколений к жизни и трудовой деятельности. Будучи частью философии, педагогика исторически развивалась под влиянием двух философских концепций. Древнегреческие ученые (Сократ, Платон) считали, что решающим в развитии человека является природное предрасположение, а внешние условия играют второстепенную роль. Другая группа ученых (Гераклит, Демокрит, Эпикур) предписывала определяющее влияние на формирование человека внешним условиям и обстоятельствам жизни.

В более позднее время (XVII-XIX вв.) известные педагоги (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) выдвинули немало глубоких и научно аргументированных идей, которые обогатили теорию обучения и воспитания и определили прогрессивное направление ее развития. Ведущими методологическими положениями,

лежащими в основе развития научной педагогики и теоретических идей воспитания, являются следующие посылки и идеи:

- воспитание носит социально-детерминированный характер: оно обусловливается объективными производственно-экономическими и социально-политическими факторами;

- источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды, в том числе воспитания;

- в развитии и формировании человека определяющую роль играет активность самой личности;

- вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек;

- отражая объективные законы общественного развития, наука должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества [1].

Перечисленные методологические положения нисколько не отрицают теоретических идей обучения и воспитания, разработанных передовыми представителями педагогической мысли прошлого.

Мысли Я.А. Коменского, высказанные в эпохальном произведении «Великая дидактика», и в настоящее время «пронизывают» образование, обучение, воспитание, дидактические принципы, дидактику в современном понимании, педагогические технологии. Что «скрывается» за этими красивыми, звучными, емкими по смыслу понятиями? Каким образом эти современные термины перекликаются с тем дидактическим материалом, который в 17 веке (!) предоставил для современных педагогов выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Воспользуемся учебным пособием «Педагогика» (2011 г.) под редакцией П.И. Пидкасистого и «Великой дидактикой» Я.А. Коменского.

Образование - понятие, объединенное общим смыслом: то, что создает образ человека как активного носителя духовности, культуры, информации.

Термин используется в трех значениях: 1) процесс созидания человека, 2) уровень общеобразовательных и профессиональных знаний; 3)важнейший социальный институт, одна из главных гуманитарных сфер общества.

Обучение - процесс двусторонний: пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям; собственно учение, то есть действия тех, кто учится, удовлетворение их познавательных потребностей средствами обучения. Обучение будет успешным при условии, что эти усилия совпадают.

Воспитание - целенаправленное создание условий для разностороннего развития человека за счет пробуждения активности самой личности. Другое определение: «Воспитание - взаимодействие участников в ходе социального и духовного становления подрастающих людей и совершенствование взрослых».

Принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала - «золотое правило» дидактики Я.А.Коменского.

Дидактика - педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм, то есть она должна дать ответы на вопросы: для чего учить, чему учить, как учить?

Педагогическая технология - систематическая, целенаправленная, сознательно проектируемая и организуемая деятельность педагога по достижению цели с наименьшими затратами [2].

Считаем, что представленная на суд педагогов перекличка современной педагогической терминологии с творчеством Я.А.Коменского будет корректно воспринята, полезна для самообразования, использована в конкретном учебном и воспитательном процессе творческими работниками образования - учеными, практиками, администраторами.

Говоря о назначении и смысле жизни человека на Земле, в природе, в социуме (образование), Коменский пишет: «... истинные требования, предъявляемые к человеку, заключаются в том, чтобы он был: знающим все вещи; владыкою вещей и самого себя; чтобы он себя и все возродил к Богу,

источнику всех вещей. Если эти требования мы выразим ... хорошо известными словами, то получим: I. Образование. II. Добродетель, или нравственность. III. Религиозность, или благочестие. ... В этих трех качествах заключается все превосходство человека, так как только они являются единственной основой настоящей и будущей жизни; остальное (здоровье, сила, красота, богатство, знатность, дружба, успех в делах, долголетие) есть не что иное, как добавление и внешнее украшение жизни» [3, с.269]. Характеризуя способности человека (обучение), Коменский раскрывает возможности человеческого ума: «... наш ум схватывает не только соседние предметы, но и отдаленные (по месту и по времени), привлекает к себе, поднимается в высоту, угадывает тайное, открывает сокрытое, пытается исследовать даже непостижимое; таким образом, он есть нечто бесконечное и беспредельное. Ум человеческий отличается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну» [3, с.272].

Размышляя о наших органах чувств и их участии в развитии и познании (принцип наглядности), он пишет: «Так как в видимом мире нет ничего, чего нельзя было бы или видеть, или слышать, или вкушать, или осязать и, таким образом, определять по существу и качеству, то отсюда следует, что в мире нет ничего, чего бы не мог объять одаренный чувством и разумом человек. ... Положение дел именно таково: глаза, уши, орган осязания, самый разум беспрестанно отыскивая себе пищу, всегда устремляются во внешний мир, и для живой натуры нет ничего более невыносимого как праздность и бездействие» [3, с.273].

Ссылаясь на сравнение Аристотеля человеческой души с «чистой доской», Коменский говорит (обучение) о деятельности педагога: «... подобно тому, как на чистой доске сведущий в своем деле писатель мог бы написать, а живописец - нарисовать что угодно, так в человеческом уме одинаково легко начертить все тому, кто хорошо знает искусство обучения» [3, с.274].

Раскрывая процессы мышления и восприятия (принцип наглядности) всего того, что нас окружает (по Коменскому «вещей»), он отмечает: «. мозг,

отражая образы всех вещей, все принимает, что только содержит мир. Этим сравнением вместе с тем удачно обозначается, что такое наше мышление и наше знание. Все, что возбуждает мое зрение, слух, обоняние, вкус, осязание является для меня печатью, посредством которой образ вещи отпечатывается в мозгу» [3, с.275].

Обращаясь к двум своим «китам»-требованиям, предъявляемым к человеку - нравственности и благочестию - Коменский использует понятие «гармонии» (воспитание), то есть гармоничного состояния и развития человека: «Корень благонравия в человеке - гармония. Но что действительно некоторые семена добродетелей врожденны человеку, это доказывается следующим двойным аргументом: во-первых, всякий человек наслаждается гармонией, а во-вторых, сам он также изнутри и извне есть не что иное, как гармония.» [3, с.276].

Возвращаясь к трём главным источникам, факторам, качествам Человека, необходимым для его развития, формирования и совершенства, Коменский использует такие превосходные термины, как «наслаждение», «удовольствие», «украшение», «душа» (образование). «Сущность души составлена из трёх способностей.: разума, воли и памяти. Следовательно, как нельзя отрывать друг от друга эти три способности., так как они составляют единую душу, так и не следует разрывать и три украшения души: образованность, добродетель и благочестие. ... А наслаждение нужно понимать не физическое., а духовное, которое проистекает или от вещей, нас окружающих, или от нас самих, или, наконец, от Бога.

Наслаждение, проистекающее от самих вещей, есть то удовольствие от размышлений, которое испытывает мудрец. ... Удовольствие, получаемое от самого себя, представляет то величайшее наслаждение, которое испытывает человек, отдавшийся добродетели, радуясь своему внутреннему доброму расположению. Он сознает себя готовым выполнять всё, чего требуют правила справедливости. Эта радость гораздо больше, чем первая: чистая совесть -непрерывный пир» [3, с. 284].

Анализируя критерии, необходимые для преобразования и организации учебных заведений, физического и интеллектуального функционирования самого человека (обучение, воспитание), Коменский находит термин, который неукоснительно соблюдается в природе, а именно «порядок»: «Кто-то метко и верно сказал, что порядок есть душа вещей. Ведь все, что приведено в порядок, сохраняет свое положение и целостность до тех пор, пока удерживается порядок. Если порядок нарушен, то все ослабевает, колеблется, расшатывается, падает. Это ясно из примеров природы. ... Чем достигается то, что человеческое тело является столь удивительным органом, вполне достаточным для бесчисленных действий. ? Это достигается, конечно, благоразумнейшей пропорцией всех членов как внутри себя, так и в отношении друг к другу. Чем достигается то, что единственный данный нашему телу ум, управляя столькими действиями, является достаточным для всего тела? Только порядком, благодаря которому все члены связаны и по мановению первого движения, исходящего от ума, легко приводятся в соответствующее действие. ... искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода» [3, с.306].

Приведенные цитаты Я.А. Коменского, соотнесенные с содержанием ведущих терминов педагогической науки, органично вписываются в современные педагогические технологии, базирующиеся на проектно-целевом и проектно-технологическом подходах [4; 5]. Деятельность преподавателя и обучающихся в педагогических технологиях такого типа есть определенная система учебных проектов различного уровня и иерархии (ФГОС, рабочая программа по специальности, учебная программа по дисциплине, учебный модуль, учебная тема). Согласно ФГОС последнего поколения стратегической задачей профессионального образования выдвигается развитие и формирование компетенции (общеобразовательной, профессиональной, личностной) студента как личности, как будущего специалиста. Творческая трансформация мыслей Коменского, их глубинное теоретическое и практическое содержание,

изложенное в «Великой дидактике», поможет российской образовательной системе осилить выдвинутую задачу.

Анализируя научные представления о предмете дидактики за длительный промежуток времени, Г.И. Ибрагимов выдвигает свою авторскую позицию -наиболее общее однозначное определение данного научного понятия: «Предметом дидактики является обучение, понимаемое как развитие жизненного опыта человека в виде совокупности знаний, умений, навыков и привычек» [6]. При этом он раскрывает конкретно-исторический характер этого понятия и соотносит его с современным состоянием практики обучения и средствами ее научного познания. Современный этап развития общества и образования требует внедрения в любой вид деятельности и обучения информационных технологий, а, следовательно, и новую методологическую основу системы образования (цель, содержание, формы, методы, средства). Исходя из реального состояния практики обучения автор считает, что основное дидактическое отношение «учебная деятельность - педагогическая деятельность» должно уступить место триаде «учебная деятельность -информационно-образовательная среда - педагогическая деятельность» [6].

Возвращаясь к бессмертным цитатам Я.А. Коменского, касающимся современного понимания предмета дидактики, то есть обучения, повторим лишь одну его фразу: «Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода» [3, с.306].

Источники:

1. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики. 2000. С. 31-33. [Kharlamov I.F. Pedagogy: Textbook. 4th ed., Rev. and add. Moscow: Gardariki. 2000. Pp. 31-33. (In Russ.)]

2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. 2 изд., испр. и доп. М.: Изд-во ЮРАЙТ. 2011. 502 с. [Pedagogy: textbook / ed. P I. Pidkasistyi. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: Publishing House UWRITE, 2011. 502 p. (In Russ.)]

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика. 1982. 656 с. [Comenius J.A. Selected pedagogical works: In 2 volumes Vol.1. Moscow: Pedagogika. 1982. 656 p. (In Russ.)]

4. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход - императив формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2008. №8. С. 104-110. Mukhametzyanova G.V. Design-oriented approach - professional competence formation

imperative// Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. No. 8. Pp. 104-110. [(In Russ.)]

5. Ибрагимов Г.И. Дидактическая подготовка учителя: проектно-технологический подход // Педагогика. 2012. №6. С. 61-69. [Ibragimov G.I. Didactic teacher training: design and technological approach // Pedagogika. 2012. No. 6. Pp.61-69. (In Russ.)]

6. Ибрагимов Г.И. Развитие научных представлений о предмете дидактики // Дидактика профессиональной школы: сборник научных статей / под ред. член-корр. РАО Г.И.Ибрагимова. Казань. Издательство «Данис». ИПППО РАО. 2013. С. 13-15. [Ibragimov G.I. Development of scientific ideas about the subject didactics // Didactic professional school: collection of scientific articles / ed. Corresponding Member. RAE G.I. Ibragimov. Kazan. publishing house «Danis». IPPPE RAE. 2013. Pp.13-15. (In Russ.)]

References:

1. Kharlamov I.F. Pedagogika: Ucheb. posobie. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Gardariki. 2000. S. 3133.

2. Pedagogika: uchebnoe posobie / pod red. P.I. Pidkasistogo. 2 izd., ispr. i dop. M.: Izd-vo YuRAYT. 2011. 502 s.

3. Komenskiy Ya.A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: V 2-kh t. T.1. M.: Pedagogika. 1982. 656 s.

4. Mukhametzyanova G.V. Proektno-tselevoy podkhod - imperativ formirovaniya professional'noy kompetentnosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2008. №8. S. 104-110.

5. Ibragimov G.I. Didakticheskaya podgotovka uchitelya: proektno-tekhnologicheskiy podkhod // Pedagogika. 2012. №6. S. 61-69.

6. Ibragimov G.I. Razvitie nauchnykh predstavleniy o predmete didaktiki // Didaktika professional'noy shkoly: sbornik nauchnykh statey / pod red. chlen-korr. RAO G.I. Ibragimova. Kazan'. Izdatel'stvo «Danis». IPPPO RAO. 2013. S. 13-15.

Зарегистрирована: 21.05.2014

Юсупов Валерий Белялович (г.Казань), ГАОУ СПО «Казанский техникум наземного и подземного электрического транспорта», преподаватель, кандидат педагогических наук. Тел.: 8-917-92-12-034. E-mail:[email protected]

Yusupov Valery Belyalovich (Kazan), GAOU SPO «Kazan Technical School of Land and Underground Electric Transport», teacher, candidate of pedagogical sciences. Ph.: 8-917-92-12034. E-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.