Научная статья на тему 'Знаток и исследователь религии (к 110-летию со дня рождения финского религиоведа УНО Харвы-Холмберга)'

Знаток и исследователь религии (к 110-летию со дня рождения финского религиоведа УНО Харвы-Холмберга) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Знаток и исследователь религии (к 110-летию со дня рождения финского религиоведа УНО Харвы-Холмберга)»

ЗНАТОК И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ

1К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФИНСКОГО РЕЛИГИОВЕДА УНО ХАРВЫ-ХОЛМБЕРГА)

( 31 августа 1992 г. исполнилось 110 лет со дня рождения известного фин-но-угроведа, блестящего знатока и ис-

с л ед ова теля р е лиг иозга ы х веровании восточных финно-угров Уно Харвы-Холмберга. С ранних лет, готовясь к карьере священнослужителя, он испытывал интерес к различным формам 'религиозной жизни. Однако пасторская деятельность не удовлетворяла У. Харву-Холмберга, и он стал исследователем. Большое влияние на выбор его жизненного пути оказали крупные финно-угроведы Э. Вестермарк и К. Крон. Под руководством последнего У. Харва-Холмберг в- 1913 г. защитил диссертацию на тему «Божества воды финно-угорских (народов». Спустя год вышел в свет фундаментальный труд «Регта1а1з1еп ивкогйо», подготовленный на богатом фактическом материале1, собранном автором в удмуртских деревнях в 1908 и 1911 гг. Дальнейшая научная деятельность У. Харвы-Холм-берга связана с сотрудничеством с Дж. А. Мак Куллюхом, работой над выходящей в Нью-Йорке серией «Мифология всех рас». Труды финского ученого получили высокую оценку научной общественности. В 1926 г. он был избран профессором университета в Турку, где работал вплоть до- смерти 13 августа 1949 г. [3, 5].

Перу У Харвы-Холмберга принадлежит не потерявшее своей значимости до настоящего времени исследование «Религиозные верования мордвы», опубликованное в 1952 г. в Хельсинки. Это был последний труд ученого, в котором великолепно проявились его методика работы с источниками, умение анализировать явления мировоззренческого характера, безупречная стилистика. Книга эта многоплановая. Автору удалось поставить проблемы, выходящие далеко за рамки анализа мировоззрения мордвы. Он первым из за-р у бежн ы х иссл едо в а те л е й с ер ь ез но рассмотрел вопросы источниковедения

и историографии истории и культуры мордовского народа. Выделяя источников ые аспекты темы, он указывал на неравноценность различных с в ид е-тельств. Одни авторы, по его мнению, давали избыточную информацию, другие — весьма скудную. К числу ¡первых У. Харва-Холмберг отнес, например, Юлиана и Ирсофата Барбаро. Финский ученый считал, что четкую границу между источниками и исследованием установить достаточно сложно. Например, труды Н. Витсена можно рассматривать' как источник, ибо 01ни содержат описания явлений, виденных автором или известных по чужим рассказам, а с другой стороны — это научное исследование, выполненное в соот^ ветствии с уровнем развития науки того времени.

Детальному разбору У Харва-Холмберг подверг работы, вышедшие в XIX — начале XX в- Он довольно высоко оценил исследования И. Н. Смирнова и X. Паасонена о мордве, критически подошел к книгам А. Мельников а-Печерского и В. Н. Майнова. Например, об А. Мельникове-Печерском ученый писал: «... работа Мельникова

оказалась далеко не научной, поскольку источниками он пользовался нерегулярно, а некоторые вещи излагал, украсив их собственной фантазией» [4,

Э. 151.

У. Харву-Холмберга весьма интересов а л а п роб лем а в з а и мово здейств и я культур, в частности влияния извне на культуру мордвы. Он указывал: «Само собой разумеется, что мордва в различные времена 'подвергались инородческому ку л ьту р н о м у в-л и я н и ю » 14, Б. 51. Наиболее сильное воздействие на нее оказало общение с русским народом, «расселение которого на территории, заселенной мордвой, началось довольно рано» [4, Э. 5]. В связи с этим ученый рассматривает процесс христианизации мордовского народа, который, по его мнению, на-

чался после падения Казани. Христианизация первоначально имела насильственный характер, и ее закономерным результатом явилось, с одной стороны, упорное сопротивление, а с другой — миграция мордвы на восток и юго-восток. Характер процесса изменился лишь после предоставления обращенным ряда привилегий. Поворотным пунктом в христианизации мордвы У Харва-Холмберг считает 40 — 50-е гг. XVIII в., когда произошло массовое обращение [2].

''В ряде случаев явно просматривается воздействие на точку зрения У Хар-в ы - X о лмб ер г а росс и йс ко й историографии. Та»к, даваемая им характеристика симбиоза язычества и православия в мордовской среде, -по >йсей видимости, навеяна ¡мыслями В. О. Ключевского-Господство православия, по мнению финского ученого, «не означало, что старые, унаследованные от отцов обычаи, сразу канули в прошлое: во многих местах, особенно в восточных областях, во время бедствий обращались к своим старым богам и средствам. Однако мордва старались скрыть свои обряды жертвоприношения от служителей церкви, одновременно- они начали приносить жертвы святым русской церкви» [4, Э. 6].

Симбиоз христианства и языческих верований мордвы достаточно ярко иллюстрируется, по мнению исследователя, п р и способ л ен и е м д о-х р ист и а н с ки х традиций к православным праздникам.

В связи с изучением мировоззрения мордвы У Харва-Холмберг ставит проблему традиционной культуры народа. Его внимание в этой сфере привлекают в первую очередь обряды, наиболее тесно связанные или полиостью обусловленные религией, и среди них погребение, рассматриваемое им детально. Финский ученый писали «Проводить покойного в последний луть у мордвы, как, впрочем, и у других народов, считалось священным долгом всех его близких и знакомых» [4, Э. 261. У. Харва-Холмберг охарактеризовал действия, предшествующие похоронному обряду (омовение, одевание и т. п.), отметил наличие у мордвы

специальной погребальной одежды — одрат, уделил внимание предметам, которые клались в могилу.

Мордовская мифология является наиболее разработанной в творчестве У. Харвы-Холмберга роблемой. Систематизируя имеющийся у него материал, религиовед из Финляндии зафиксировал довольно стройную иерархию богов, дал систему их взаимоотношений и взаимовлияний. Он предложил свое, во многом отличное от российских исследователей, видение мордовской мифологии, которая состоит как бы из нескольких о ядов.

Вершиной божественной иерархии у мордвы является бог (Шкай, Ни-шке), которого исследователи трактовали как олицетворенного создателя. У Харва-Холмберг высказал иную точку зрения. Следом за X. Паасоне-ном он считал, что сама идея творения-создания совершенно чужда мордве [4, Б. 144],-следовател но, мифы о творении не являются архаичными. По сути дела был сформулирован выводов их позднем происхождении. В связи с этим нам представляется голословной критика профессора Н. Ф. Мокшина в адрес финского исследователя по поводу его ¡неспособности раскрыть идею возникновения верховного бота у мордвы [1, с. 13].

Помимо верховного бога высший ряд мордовской мифологии, по мнению У. Харвы-Холмберга, включал в себя божества, обитающие на небе или между небом и землей. Причем он отметил двойственность этих божеств, их существование в двух лицах — мужском и женском.'Впрочем, этот принцип исследователь считал характерным для всей мифологической системы мордвы.

Следующий ряд божеств, выделяемый У Харвой-Хо'лмберго'м, включал в себя земные божества (земли, поля, луга, воды и т. п.). Он писал: «Вполне понятно, что там, где занимаются земледелием, земля становится предметом особого почитания. Мордва почитали ее как божество» [4, Б. 187]. Земные божества занимали особое место в мордовской мифологии. Ученый считал, что в ряде случаев они вытесняли в со-

знании мордвина божества первого ряда. Данный факт указывал на архаичность, древность земных божеств.

У Харва-Холмберг выделил также божества дома и деревни. При их классификации он исходил из «их мест прибывания или рода деятельности»

[4, Б. 255].

Творчество У. X ар в ы -Холмбер га 31Н а ч ител ьно п род в и н у л о финно-угрйс-тику, в частности изучение истории и культуры мордвы, вперед. Им был на-

коплен и систематизирован огромный' материал. По словам П. Равилы, «он был в своих исследованиях больше человеком факта, чем теоретиком» [5Г. 5. 290]. И некоторые негативные черты его работ, которые являются «данью», долгое время господствовавшим в фин-но-угро'ведении идеям Э. Сетяля иг. У. Сирелиуса, не умаляют ценности его наследия. У. Харва-Холмберг стоял как раз на рубеже преодолениям

этих идей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск: Мордов. кн. издтво, 1968. 160 с.

2. Юрченков В. А. Вопросы христианизации ■народов Среднего Поволжья в современной буржуазной историографии // История христианизации народов Среднего Поволжья и ее марксистско-ленинская оценка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-ibq, 1988. С. 22 — 25.

3. Anzeiger der finnisch-ugrische Forschun-

gen. Helsinki: Druckerei-A. G. Der finn.sehen Literaturgeselschaft, 1951. 46 S.

4. Harva U. Die religiösen Vorstellungen der Mordwinen. Helsinki: Snomalainen Tiede-akatemia Akademia Scientiarum Fennica, 1952. 456 S.

5. Ravila P. Uno Harva // Finnisch-ugrische Forschungen. Helsinki: Druckerei-A. G. Der finnischen Literaturgeselschaft, 1951. Bd. 30* И. 3. S. 289 — 291.

В. А. ЮРЧЕНКОВ, кандидат исторических наук

ХЕЙККИ ПААСОНЕН

(1865 — 1919)

В Большой Советской Энциклопедии ни во 2-м, ни В' 3-м изданиях нет сведений о финском ученом Хейкки Паасонене, научное наследие которого составляет огромный вклад в историю исследования языков и фольклора финно-угорских народов, особенно мордовского.

Родился Паасо'нен в финском городе Миккели 2 января 1865 г. С раннего возраста у него проявились способности ученого. В 23 года сн стал кандидатом философии, в 28 лет получил звание доцента финно-угорского языкознания при университете. С 1904 г. до конца жизни он работал в университете г. Хельсинки в качестве ординарного .профессора финно-угорского языкознания.

Материалы для своих исследований* Паасонен добывал не в университетских кабинетах, а в трудных и долгих путешествиях* по российским губерниям, изучая быт, язык и обычаи мордовского, марийского, татарского, чувашского, хантыйского и других народов. С 1889 по 1902 г. Паасонен совершил ряд длительных поездок по Казанской, Н и ж егоро д с кой, Пензенской Оренбургской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской и другим губерниям России. Материалы, собранные во время этих экспедиций, позволили ученому сделать важные обобщения по наименее изученным вопросам исторической фонетики финно-угорских и самодийских языков-, проблемам первоначального родства финно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.