Научная статья на тему 'Знаниевая компонента в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма в обществе устойчивого развития'

Знаниевая компонента в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма в обществе устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ КАК ФЕНОМЕН УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / РАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИСТА СКС И Т / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / НОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ЦИКЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEVEL OF COMPETENCE OF A SCC & T SPECIALIST / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / TOURISM AS A PHENOMENON OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SUSTAINABLE NATURE MANAGEMENT SYSTEM / ECONOMIC DEVELOPMENT / PUBLIC FUNCTIONS OF TOURISM AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NEW TYPE OF COMPETITION / RECREATION ACTIVITY CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санфирова О. В.

Поставлена проблема изменения знаниевой компоненты в системе подготовки специалистов социальнокультурной сферы и туризма (СКС и Т) в обществе устойчивого развития. Подробно анализируется понятие«устойчивое развитие» как системы, выделяются ее функциональный и интегративный аспекты. Рассматривается классификация общественных функций туризма как фактора устойчивого развития. Разработаны тематические модули для внедрения категориальной базы «устойчивое развитие» в систему подготовки специалистов СКС и Т. Предложены формы, методы и технологии реализации программы подготовки кадров СКС и Т в обществе устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPONENT OF COMPETENCE AS AN INTEGRAL PART OF THE TRAINING SYSTEM OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SOCIAL AND CULTURAL COMMUNICATION AND TOURISM IN THE SOCIETY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

In the article there has been raised the issue of alteration of the component of competence as an integral part of the training system of specialists in the sphere of social and cultural communication and tourism (SCC & T) in the society of sustainable development. The author has given careful consideration to the notion ‘sustainable development’ as a system through emphasizing its functional and integrative aspects. There has been scrutinized a classification of social functions of tourism as a vital part of sustainable development. The author has elaborated certain thematic modules with a view to implement the categorical basis ‘sustainable development’ into the training system of SCC & T specialists. Some forms, methods and technologies of implementation of the personnel training programme of SCC & T specialists in the society of sustainable development has been suggested.

Текст научной работы на тему «Знаниевая компонента в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма в обществе устойчивого развития»

УДК 378

О. В. Санфирова

ЗНАНИЕВАЯ КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

социально-культурной сферы и туризма в обществе устойчивого развития

Поставлена проблема изменения знаниевой компоненты в системе подготовки специалистов социальнокультурной сферы и туризма (СКС и Т) в обществе устойчивого развития. Подробно анализируется понятие «устойчивое развитие» как системы, выделяются ее функциональный и интегративный аспекты. Рассматривается классификация общественных функций туризма как фактора устойчивого развития. Разработаны тематические модули для внедрения категориальной базы «устойчивое развитие» в систему подготовки специалистов СКС и Т. Предложены формы, методы и технологии реализации программы подготовки кадров СКС и Т в обществе устойчивого развития.

Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм как феномен устойчивого развития, рациональная система природопользования, экономическое развитие, компетентностный уровень специалиста СКС и Т, общественные функции туризма как фактора устойчивого развития, новая конкуренция, цикл рекреационной деятельности.

Все в мире связано вокруг, Явленья мы не будем множить, Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы цветка не потревожить.

Г. Ф. Гете

Постепенно исчезает миф о всеобщем благосостоянии и на смену ему приходят трезвые оценки, связанные с необходимостью выработки общих устойчивых экологических параметров развития глобального общества во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в туристско-рекреационной сфере.

Анализ исследования знаниевой компоненты в системе подготовки специалистов социально-культурной сферы и туризма (СКС и Т) с упором на устойчивое развитие показал, что ее содержание и структура предопределены рядом проблем и противоречий общеметодологического и педагогического характера.

В числе этих проблем необходимо отметить противоречия, существующие между назревшей необходимостью нового подхода к оценке экологической ситуации и сложившимся потребительским отношением к туристско-рекреационным ресурсам; необходимостью изменения в связи с этим содержания образования в системе СКС и Т и отсутствием разработанной системы формирования понятия концепции «устойчивое развитие в туризме» у специалистов туристско-рекреационной сферы; наличием интеграционных процессов в заявленном профиле, требующих для реализации данной концепции взаимодействия научных дисциплин, и отсутствием необходимого программного обеспечения; необходимостью выработки новых компетентностных уровней специалиста СКС и Т в обществе устойчивого развития и отсутствием педагогических наработок в этой области.

На сегодняшний день не существует единого определения термина «устойчивое развитие». В лингвистических словарях предлагается следующий синонимический ряд выбранного научным сообществом понятия концепции «устойчивое развитие - sustainable development». При этом sustained обозначает - «длительный, продолжительный; непрерывный» (о росте и т. п.), а development - «развитие как расширение, развертывание, рост, эволюция». В то же время в европейских языках предлагается следующий перевод данной колокации: sustainable - поддерживаемый; development - развитие как разработка, создание. В данном контексте этот перевод должен иметь следующий смысл -развитие «продолжающееся» («самодостаточное»), т. е. такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении. По мнению Л. Г. Мельника, есть некоторая противоречивость, алогичность русскоязычного варианта перевода термина sustainable development. «Устойчивость» предполагает равновесие, а «развитие» возможно только при условии постоянного выхода системы из равновесного состояния [1]. Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения (англ. sustainable development, фр. développement durable, нем. nachhaltige Entwicklung). Действительно, определение термина «устойчивое развитие» означает просто устойчивый, постоянный рост. Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении на первом этапе нерационального роста использования ре-

сурсов окружающей среды. Помимо этого данный контекст перевода подразумевает административный ресурс со стороны государства. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности, как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, сообщений и т. д. -приводит к так называемой дематериализации хозяйственной деятельности. Уже сейчас объемы финансовых сделок во многом превышают объемы торговли материальными товарами. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний, а также огромный спрос на новый товар - «товар-впечатление». Удельная энергоемкость хозяйственной деятельности продолжает снижаться, при этом общее ресурсопотребление недопустимо растет. Отсюда в основе устойчивого развития должен быть процесс целенаправленных и контролируемых изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом, устойчивы, а главное, предсказуемы и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. В этой связи понятно, что никакая отрасль сегодня не может обойтись без сопоставления своей деятельности с понятием «устойчивое развитие», в том числе и туризм. В этом случае целесообразно не просто говорить о туризме как о социокультурном явлении или части новой экономической сферы - экономики впечатлений, а сопоставлять его только с заявленным понятием. Сегодня уже имеется достаточно устоявшийся термин «устойчивый туризм», знакомство с которым должно составлять немаловажную часть знаниевой компоненты системы подготовки специалистов СКС и Т во всем предметном базисе. Устойчивый туризм - это такой вид туризма, при котором обеспечивается рациональное использование ресурсов окружающей среды, поддерживаются социально-культурные особенности принимающих сообществ, осуществляется толерантность по отношению к другим геосубъектам планеты, обеспечивается эффективность и долгосрочных экономических процессов, а часть получаемых средств от развития туризма направляется на восстановление туристических ресурсов и совершенствование технологий производства туристических услуг. Сам же туризм как фактор устойчивого развития включает в себя следующие аспекты, которые должны

быть так или иначе отражены во всем учебно-методическом профиле специальности СКС и Т:

- рациональную систему природопользования (смягчение воздействия на природу, соблюдение норм емкости дестинации для последующего ее межсезонного восстановления, использование биоресурсов);

- охрану окружающей природной среды (охрану редких видов флоры и фауны, создание особых природно-территориальных зон и грамотное коммерческое управление ими);

- охрану историко-культурных памятников (охрану традиционных устоев и обычаев, изучение ценностей и традиций, охрану материальных памятников культуры);

- социальное развитие (рост образовательного уровня туриста, популяризацию здорового образа жизни и природосберегающих технологий, обмен информацией и передачу технологий);

- экономическое развитие (рост благосостояния, развитие сопряженных с туризмом отраслей, развитие инфраструктуры туризма, экономическую поддержку социальных туристско-рекреационных программ).

Что касается классификации общественных функций туризма как фактора устойчивого развития, то сегодня остается весьма актуальной позиция таких авторов, как Н. С. Мироненко, И. Т. Твер-дохлебов. Ими выделены четыре основные функции, которые могут стать основными, направляющими блоками в разработке программно-методического инструментария в системе подготовки специалистов СКСи Т [1, с. 52-55]. Рассмотрим более подробно заявленные функции туризма как фактора устойчивого развития и предложим по каждому из них определенный компетентностный уровень, который получен на основе рассмотрения различных научных подходов, по проблеме педагогической компетентности в целом и компетентности специалиста СКС и Т в условиях устойчивого развития в частности. Сегодня в педагогической литературе детально проработана и показана актуальность изучения этого феномена. Ряд авторов, таких как Г. Константинов, С. Филонович [2, с. 49-50], Т. В. Ежова [3, с. 311], Е. В. Пискунов [4, с. 62-70],

О. Л. Никольская [5, с. 25-52], Н. А. Скрыльникова [6, с. 68], М. С. Калласс [7, с. 185], О. А. Козырева [8, с. 17-23], имеют определенные, четко выработанные позиции о том, что компетенция любого специалиста в системе высшей школы - это новые компетенции в области современного знания, коммуникации, рефлексивного анализа, профессионализма, бизнеса, экологии, экономики и предпринимательства. Именно детальное осмысление этих аспектов послужило выработке основных компе-тентностных уровней по каждой общественной

функции туризма как фактора устойчивого развития.

Итак, к общественным функциям туризма относятся: 1) медико-биологическая; 2) социально-

культурная; 3) экономическая; 4) политическая [1, с. 22].

1. Медико-биологическая функция состоит в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление через туризм - один из путей решения проблемы снятия производственного и непроизводственного психологического утомления человека. В этом случае очень активно задействован климатический фактор той или иной дестинации. Но это не единственный сегодня путь. Так, например, учеными ведутся поиски оптимальной территориальной планировки городов будущего, которая уравновесит взаимодействие человека с окружающей средой в городских условиях.

В этом случае специалист должен обладать следующим компетентностным уровнем, в который входят такие аспекты, как:

- знание климатических особенностей различных туристско-рекреационных местностей;

- умение быстро определять по климатическим и физическим картам особенности климата той или иной местности;

- владение основными базовыми компонентами такой науки, как медицинская география;

- умение логически подбирать туристско-рекреационный объект, исходя из профильного заболевания, материальной возможности и желания клиента;

- владение такими понятиями, как «топофильные и топофобные ландшафты», «эстетические особенности ландшафтов», «влияние ландшафтных особенностей на психофизическое состояние человека».

2. Социально-культурная функция - это ведущая функция рекреации. Культурные, или духовные, потребности - это потребности познания в самом широком смысле, познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования. Туризм открывает большие возможности для духовного общения человека с природными, культурно-историческими и социальными ценностями не только своей страны, но и всего мира. В представлении многих социологов рекреационная деятельность выступает прежде всего как развлечение. Именно развлекательная компонента - это один из надежных источников прибыли. Исходя из темы данного исследования, мы не будем подробно останавливаться на том факте, что знакомство с разными традициями и устоями народов формирует совершенно иное отношение к миру у субъектов рекреации, а остановимся на компетентностном уровне специалистов СКС и Т, который необходим для успешной реализации данной функции:

- знание культурных и религиозных традиций различных стран и народов;

- знание объектов туристического показа, умение объяснить их особенности и происхождение, исходя из истории, традиций и культуры народов;

- умение увидеть, оценить и привлечь внимание к объектам показа;

- владение языковой компетенцией.

3. Экономические функции - это оптимальное использование ограниченных ресурсов, внедрение экологичных - природно-, энерго- и материалосберегающих технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Однако при решении вопросов о том, какой капитал должен сохраняться (например, физический, или природный, или человеческий капитал) и в какой мере различные виды капитала взаимозамещаемы, а также при стоимостной оценке этих активов, особенно экологических ресурсов, возникают проблемы правильной интерпретации и счета. Появились два вида устойчивости - слабая, когда речь идет о неуменьшаемом во времени природном и произведенном капитале, и сильная -когда должен не уменьшаться природный капитал (причем часть прибыли от продажи невозобновимых ресурсов должна направляться на увеличение ценности возобновимого природного капитала).

Среди экономических функций рекреации главное место принадлежит таким, как ускоренное развитие хозяйственной структуры определенной части территории страны, региона и даже целого континента, например Южной Америки; расширение сферы приложения труда, т.е. увеличение занятости населения за счет рекреационного обслуживания и в отраслях, связанных с рекреацией косвенно; существенное влияние на структуру баланса денежных доходов и расходов населения по территории страны в пользу рекреационных районов; повышение эффективности иностранного туризма как источника получения иностранной валюты; создание новой отрасли экономики - экономики впечатлений; обеспечение так называемой новой конкуренции, которая, в свою очередь, обеспечит большую занятость населения и повысит поступления в бюджет.

Новая конкуренция в данной трактовке будет обозначать конкуренцию между собой не того, что предлагается туристическими фирмами, а того, чем они дополнительно снабжают свои продукты в виде специфических услуг, консультаций, информации, особенностей обслуживания и прочих ценимых людьми вещей. Поэтому туристические фирмы должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов, а выпускники специальности СКС и Т владеть навыками проектной деятельности.

Компетентностный уровень в данном случае будет следующий:

- знание системы оптимального использования ресурсов;

- знание основных экономических законов в получении прибыли;

- расширение ассортиментной базы услуг;

- знание проектной деятельности, способов управления проектами;

- владение теоретическими основами менеджмента и маркетинга в туризме;

- владение технологией создания нового экономического, туристско-рекреационного продукта.

4. Политическая функция является главным системообразующим стержнем любой рекреационной деятельности, ведь именно та или иная политическая ситуация в регионе не просто влияет на перераспределение туристических потоков, но способна также прекратить любую туристическую деятельность.

Компетентностный уровень в данном случае будет следующий:

- знание политической ситуации в предполагаемой для посещения стране;

- умение быстро и комплексно подходить к решению туристских формальностей в связи с изменением обстановки в регионе;

- владение законодательной базой стран и геосубъектов.

По типологии собственно рекреационных занятий можно выделить две группы, объединяющие четыре основных типа занятий.

1. Группа восстановления: а) рекреационно-лечебные занятия; б) рекреационно-оздоровительные занятия.

2. Группа развития: а) рекреационно-спортивные занятия; б) рекреационно-познавательные. От специалиста сегодня требуется анимационная компетенция для осуществления каждого из них. В соответствии с позицией Н. С. Мироненко, И. Т. Твер-дохлебова [1, с. 5] следует отметить, что цикл рекреационной деятельности также составляет немаловажный блок в концепции «устойчивого развития». Так, устойчивая комбинация повторяющихся рекреационных занятий за определенный отрезок времени получила название цикла рекреационной деятельности. Известно, что одним из условий существования живых систем является свойственная живой материи ритмичность биологических процессов. Околосуточные (циркадные) ритмы являются основным биологическим ритмом, неотъемлемым свойством живых систем и составляют основу их организации. Поэтому суточный цикл рекреационной деятельности как определенное сочетание комплексов одновременных занятий или занятий, совершаемых в течение небольших отрез-

ков времени, может быть рассмотрен как первичная ячейка. Суточные циклы могут многократно повторяться в течение определенного продолжительного отрезка времени. Можно выделить циклы отпуска, жизненный цикл, цикл, характерный для определенной возрастной градации (детство, юность, зрелость) и т. д. Отпускной цикл складывается из суточных циклов, но не представляет собой повторение одинаковых суточных циклов. Например, санаторно-курортное лечение подразделяется на неравные периоды: адаптационный, лечебный, экскурсионный. У каждого из периодов свой более или менее устойчивый суточный цикл. Жесткие суточные циклы, называемые режимом дня, имеют санаторно-курортное лечение, квалификационный туризм, а менее жесткие - самоорганизованные формы отдыха. Жизненные циклы рекреационной деятельности проявляются в чередовании видов и форм рекреации, географических районов и т. д. Цикл рекреационной деятельности можно различать и по их функции и технологии: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный.

Разнообразие, комбинирование и цикличность рекреационных занятий непосредственным образом связаны со свойствами рекреационных территорий и их организацией. Разнообразию занятий должно соответствовать разнообразие рекреационных ресурсов, как природных, так и культурноисторических. Комбинирование и цикличность также возможны при наличии разнообразных ресурсов на определенной территории, которые как раз и обеспечивают устойчивое развитие. Знаниевая компонента специалиста СКС и Т в этом случае должна опираться на такие аспекты, как:

- знание ритмичности биологических процессов, их взаимосвязь и взаимовлияние на рекреационную деятельность;

- детальное изучение понятия «суточный ритм» как основного биоритма системы «человек - природа»;

- знание суточных ритмов как слагающих сезонные ритмы природно-рекреационных территорий и геосубъектов;

- владение навыками оценки жесткого суточного цикла (режима дня) - основы цикличности занятий той или иной деятельностью на той или иной территории и организации рекреационной деятельности рекреантов с опорой на данные знания;

- постоянный анализ соответствия, разнообразия, комбинировании, цикличности и возможные сочетания рекреационных занятий в зависимости от свойств той или иной рекреационной территории, которые как раз и обеспечивают устойчивое развитие.

Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс медико-биологических,

социально-культурных и экономических взаимодействий, а также положительное воздействие геосубъектов друг на друга.

Таким образом, по мере того, как изменяется содержание туристской деятельности, превращая туризм в решающий фактор устойчивого развития, становится все более необходимой подготовка квалифицированных кадров, способных инициировать преобразование туризма в устойчивый феномен.

В этом случае эпиграф как нельзя лучше отражает сразу три заявленных в теме статьи блока:

1) интегративный характер современного знания;

2) интегративный характер профильных педагогических курсов системной подготовки специалистов, которые сегодня еще только предстоит разрабатывать; 3) интегративный характер взаимодействия в системе «человек - природа», одним из центральных звеньев которого является туризм.

Для более успешного осуществления внедрения понятий «устойчивое развитие», «устойчивый туризм» в систему базисного образования специалистов СКС и Т необходимо обозначить основные модули программно-методического инструментария и выделить теоретические аспекты компетенций, которыми должен обладать специалист СКС и Т после знакомства с модулями.

Теоретические аспекты компетенций в условиях устойчивого развития туризма включают:

1. Теоретический блок:

- выявляет и анализирует закономерности формирования, динамики, морфологической структуры, территориальной дифференциации, интеграции, взаимовлияния и взаимообусловленности территориально-рекреационных систем (ТРС) как непременного условия устойчивого развития туризма;

- разрабатывает представления о туристско-рекреационной дестинации как предмете исследования, формулирует принципы кластерного районирования как непременного условия устойчивого развития туризма.

2. Методический:

- разрабатывает методологию оценки ТРС как непременного условия устойчивого развития туризма;

- выявляет факторы и анализирует условия формирования ТРС, проводит отбор их признаков, разрабатывает план рекреационных характеристик как непременных аспектов устойчивого развития туризма;

- разрабатывает методику оценки адаптации изучаемых объектов к рекреационной деятельности в условиях устойчивого развития туризма.

3. Конструктивный:

- прогнозирует спонтанные и целенаправленные изменения ТРС как факторов устойчивого развития туризма;

- понимает различные кластерные классификации ТРС в условиях устойчивого развития туризма.

4. Информационный:

- характеризует туристско-рекреационные дестинации с точки зрения устойчивого развития туризма;

- анализирует проблемы и перспективы развития ТРС в условиях устойчивого развития туризма.

Тематические модули для внедрения категориальной базы «устойчивое развитие» в систему подготовки специалистов СКС и Т.

Модуль 1. «Рекреация как формирующая компонента устойчивого развития. Устойчивое развитие как социально-экономическое явление». Методы исследования, основные понятия, методы учета рекреантов, отражение понятия «устойчивое развитие в данном образовательном предмете». Предпосылки становления категории «устойчивое развитие».

Социально-экономическая сущность и основные функции категории «устойчивое развитие». Вопросы экономической эффективности туризма с точки зрения категории «устойчивое развитие».

Модуль 2. «Понятие “устойчивое развитие” как основа территориально-временной организации рекреационной деятельности».

Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных рекреационных потребностей с необходимостью устойчивого развития на современном этапе. Направления и методы исследования рекреационной деятельности с точки зрения фактора «устойчивого развития».

Модуль 3. «Рекреационная деятельность в условиях устойчивого развития, ее структура и классификация». Основные типы рекреационных территорий, структурные особенности рекреационной деятельности, классификация рекреационной деятельности, основные типы рекреационных территорий в условиях приоритетной компоненты устойчивого развития.

Модуль 4. «Рекреационная отрасль, факторы территориальной организации в условиях приоритетной компоненты устойчивого развития». Место и роль рекреации в системе общественного разделения труда. Структура и управление, условия и факторы территориальной организации рекреационной отрасли, проблемы изучения рекреационной емкости территории в условиях устойчивого развития.

Модуль 5. «Анализ туристско-рекреационных ресурсов в условиях приоритетной компоненты устойчивого развития». Природные предпосылки рекреации, основные положения рекреационной оценки территории, методические вопросы определения рекреационных нагрузок на природные комплексы, проблемы экономической оценки при-

родных рекреационных ресурсов, формирования видового разнообразия рекреационных видов в условиях приоритетной компоненты устойчивого развития.

Модуль 6. «Рекреационное районирование и формирования туристических кластеров в условиях приоритетной компоненты устойчивого развития». Характеристика рекреационных зон существующих в прошлом на всей территории СССР, выделение положительных и отрицательных позиций. Определение рекреационного района-кластера, его характерных черт, условий и факторов рекреационного районообразования, признаков рекреационных районов и методики их выявления, таксономических единиц рекреационного районирования, понятий о системе рекреационных районов в условиях приоритетной компоненты устойчивого развития.

Модуль 7. «Особенности международных рекреационных потоков, их характеристика, технологии управления рекреационной деятельностью как главной компонентой устойчивого развития». Характеристика рекреационных районов зарубежного мира. Особенности и тенденции географии международных рекреационных потоков. Общая характеристика туристопотоков в разрезе приоритетной компоненты устойчивого развития. Характеристика основных рекреационных районов зарубежного мира (Западная Европа, Восточная Европа, Северная Европа, Южная Европа, Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка, Карибский бассейн, Северная Африка, Западная Африка, Восточная Африка, Центральная Африка, Южная Африка, Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия, Австралия и Океания).

Для реализации данной модульной, вариативной программы подготовки кадров в обществе устойчивого развития используются формы, методы и технологии, которые включает следующие методологические аспекты:

1. Изучение информационной среды по заданной теме с точки зрения реализации ее в обществе, ориентированном на концепцию устойчивого развития.

2. Проверка актуальности с точки зрения заявленной концепции.

3. Упорядочивание информации, формирование информационных блоков в профильных предметах исходя из заданной концепции.

4. Формирование проблемных ключевых коло-каций.

5. Поиск многочисленных определений ключевым колокациям в соответствии с заданными параметрами темы.

6. Структуризация информации:

- введение в актуальность темы,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- актуальность темы,

- изучение противоречия глобального и частного уровня,

- постановка проблемы,

- постановка цели,

- постановка задач.

6. Изложение информации: введение (что предстает изучить, проверить, определить, разработать); основная часть (поэтапность получения выводов, их обоснование); заключение (что проверено, изучено, проанализировано, обосновано).

Данная образовательная потребность, четко ориентированная на западное образовательное пространство, существенно изменяет существующую систему контроля. В данном случае он предполагает анализ знаниевой компоненты по любому предметному комплексу с точки зрения устойчивого развития, основные компоненты которого получены на основе работ К. А. Барлыбаева [9, с. 5-42].

Таким образом, в статье, исходя из обоснования актуальности темы исследования, проведен анализ понятия «устойчивое развитие» и его связи с туристско-рекреационной деятельностью, подробно представлена знаниевая компонента специалиста СКС и Т в системе устойчивого развития.

Список литературы

1. Основы устойчивого развития: учеб . пособие / под общ . ред . д . е . н . , проф . Л . Г . Мельника . Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005 . 654 с .

2 . Константинов Г ., Филонович С . Интеллектуальное предпринимательство, или Принципы обретения конкурентного преимущества в но-

вой экономике // Harvard Business Review. 2005. № 10 . С . 49-57 .

3 . Ежова Т . В . Структура и содержание педагогического дискурса // Философия образования . 2007 . № 4 . C . 311-317 .

4 . Пискунов Е . В . Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестн . Томского гос. пед . ун-та

(Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2005. Вып . 1. С . 62-66 .

5 . Никольская О . Л . Психолого-педагогические особенности подготовки учителей по инновационным технологиям обучения // Вестн . Том-

ского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2005. Вып . 1. С . 25-32 .

6 . Скрыльникова Н . А . Методические подходы к разработке экономической стратегии // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Peda-

gogical University Bulletin) . 2011. Вып . 4 . С . 68-76 .

7 . Калласс М . С . Взаимодействие науки, образования и бизнеса как основа формирования инновационной среды России // Вестн . Томско-

го гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . С . 185-192 .

8 . Козырева О . А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятий // Вестн . Томского гос . пед . ун-та

(Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2009 . Вып . 2 . С . 17-23 .

9 . Барлыбаев К. А. Антропогенные факторы глобализации и устойчивого развития фиософских наук: автореф . дис .... д-ра пед . наук. М . ,

2011.42 с .

Санфирова О. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail sanfolga@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 25.09.2012.

O. V Sanfirova

THE COMPONENT OF COMPETENCE AS AN INTEGRAL PART OF THE TRAINING SYSTEM OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF SOCIAL AND CULTURAL COMMUNICATION AND TOURISM IN The SOCIETY OF SUSTAINABLE

DEVELOPMENT

In the article there has been raised the issue of alteration of the component of competence as an integral part of the training system of specialists in the sphere of social and cultural communication and tourism (SCC & T) in the society of sustainable development. The author has given careful consideration to the notion ‘sustainable development’ as a system through emphasizing its functional and integrative aspects. There has been scrutinized a classification of social functions of tourism as a vital part of sustainable development. The author has elaborated certain thematic modules with a view to implement the categorical basis ‘sustainable development’ into the training system of SCC & T specialists. Some forms, methods and technologies of implementation of the personnel training programme of SCC &

T specialists in the society of sustainable development has been suggested.

Key words: sustainable development, tourism as a phenomenon of sustainable development, sustainable nature management system, economic development, level of competence of a SCC & T specialist, public functions of tourism as a factor of sustainable development, new type of competition, recreation activity cycle.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail sanfolga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.