Научная статья на тему 'Анализ индикаторов устойчивого развития туризма'

Анализ индикаторов устойчивого развития туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3262
387
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИНДИКАТОР / INDICATOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киякбаева Е.Г.

В статье дается понятие устойчивого развития туризма, описываются принятые мировые, государственные и региональные системы индикаторов устойчивого развития туризма. Анализируется специфика общепринятых индикаторов в исследуемых системах. Приведен сравнительный анализ научных исследований устойчивого развития туризма на основе изучения мировых наукометрических баз данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Киякбаева Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NALYSIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT INDICATORS IN TOURISM

In article the concept of a sustainable development of tourism is given. The accepted world, state and regional systems of indicators of sustainable development of tourism are described. Specifics of the standard indicators in studied systems are analyzed. The comparative analysis of scientific researches on problems of a sustainable development of tourism on the basis of studying of world scientometric databases is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ индикаторов устойчивого развития туризма»

УДК 796.5

© Е.Г. Киякбаева Анализ индикаторов устойчивого развития туризма

В статье дается понятие устойчивого развития туризма, описываются принятые мировые, государственные и региональные системы индикаторов устойчивого развития туризма. Анализируется специфика общепринятых индикаторов в исследуемых системах. Приведен сравнительный анализ научных исследований устойчивого развития туризма на основе изучения мировых наукометрических баз данных.

Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, индикатор.

E.G. Kiyakbaeva Analysis of sustainable development indicators in tourism

In article the concept of a sustainable development of tourism is given. The accepted world, state and regional systems of indicators of sustainable development of tourism are described. Specifics of the standard indicators in studied systems are analyzed. The comparative analysis of scientific researches on problems of a sustainable development of tourism on the basis of studying of world scientometric databases is carried out.

Keywords: tourism, sustainable development, indicator.

Одной из стратегических целей развития страны на сегодняшний день является развитие индустрии туризма. Стратегическое планирование развития отражено в документах федерального значения: государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы и федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Стратегическое развитие индустрии в стране и отдельных регионах предполагает создание единой туристско-рекреационной системы, элементами кото-

рой являются кластеры муниципального, регионального и федерального уровней различной сложности. Создание туристско-рекреационных кластеров на основе государственно-частного партнерства запускает механизм активного развития смежных отраслей народного хозяйства и обеспечивает мультипликативный эффект, создающий новые рабочие места и рост благосостояния населения различных регионов России.

При формировании механизмов развития индустрии туризма в регионах необходимо соблюдать принципы устойчивого развития. Под устойчивым развитием туризма понимается такое развитие, которое создает условия для туризма и отдыха всех слоев населения, сохранения качества среды обитания и роста социально-экономического благополучия [1]. В качестве примера можно привести небольшие европейские города, в которых вся инфраструктура максимально обустроена для удовлетворения потребностей жителей в рекреации: примыкающие лесопарковые зоны, зоны отдыха в черте города, живые уголки природы, различные спортивные площадки, объекты развлечения, музеи, театры, кинотеатры и прочие объекты. Количество и качество объектов рекреационной инфраструктуры, как правило, являются оптимальными для удовлетворения потребностей в отдыхе местного населения.

Важным механизмом устойчивого развития региона является планирование, которое постепенно от директивного переходит к более эффективному индикативному. Это планирование представляет собой процесс формирования системы индикаторов, характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Первой комплексной разработкой системы индикаторов устойчивого развития стала работа Комиссии по устойчивому развитию ООН, представленная более 15 лет назад (1996). Общее число предложенных индикаторов составляло 132. Все индикаторы были разделены на четыре группы: социальные (41 индикатор), экономические (26), экологические (55) и организационные (10).

В последние годы благодаря инициативам UNWTO и ряда других международных организаций стали создаваться международные рейтинги по уровню развития туризма. Наибольшее признание получил международный рейтинг под названием «Индекс конкурентоспособности туризма», созданный Центром по глобальной конкурентоспособности и эффективности при Всемирном экономическом форуме (г. Давос). В оценке индекса конкурентоспособности туризма используется 75 индикаторов, объединенных в 14 групп, характеризующих различные аспекты развития туризма, в том числе и социально-экономические [2].

Индикаторы устойчивого развития UNWTO определены в трех аспектах: экологические, экономические, социальные. Рекомендованные индикаторы отображены в табл.1 [1].

Таблица 1

Основные индикаторы устойчивого развития туризма, рекомендуемые UNWTO

№ Наименование показателя

А Показатели для государственной реализации концепции устойчивого развития

А-1 Наличие местной политики по устойчивому развитию в районе

А-2 Участие заинтересованных сторон

А-3 Наличие реестра мест, представляющих культурную ценность

А-4 Наличие реестра мест, представляющих природную ценность

А-5 Количество туристских комплексов, имеющих эко-ярлык или участвующих в программах по управлению природопользованием (EMAS или ^№400)

В Показатели воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду

В1 Туристские перевозки (транспортировка до и от места отдыха, внутренние перевозки)

В1-1 Доля «устойчивых» перевозок среди общего количества транспортных перевозок

В1-2 Количество посетителей, прибывающих на короткий срок, на км2

В1-3 Передвижение по территории принимающей стороны

В2 Несущая емкость - использование земли, биоразнообразие и туристская деятельность

В2-1 Максимальная плотность населения (пик сезона) на км

В2-2 Спальные места в летних домах (% от общей жилищной емкости)

В2-3 Соотношение застроенной территории и природных зон

В2-4 Размер защищенных природных территорий (% от общей территории назначения)

В2-5 Развитие различной деятельности в свободное от работы время с использованием большого количества ресурсов

В2-6 Процент природной береговой линии

В3 Использование энергии

В3-1 Доля возобновляемой энергии в общем энергопотреблении (по всей территории назначения, местного производства или импортированная)

В3-2 Использование энергии на туристские нужды

В4 Использование воды

В4-1 Рациональное использование водных ресурсов

В4-2 Доля домов и сооружений коммунального хозяйства, имеющих доступ к водной очистительной станции

В5 Обращение с твердыми отходами

В5-1 Доля твердых отходов, отобранных для переработки

В5-2 Общее количество твердых отходов, вывезенных на мусорную свалку и/или мусоросжигательный завод (в тоннах)

В5-3 Ежемесячное производство отходов

С Социальный культурный показатель

С-1 Соотношение служащих, не проживающих в данном месте, к общему количеству работающих в туризме

С-2 Средняя длительность контрактов для туристского персонала

С-3 Процент территории, занимаемой служащими, не проживающими в данной местности

С-4 Количество зарегистрированных краж

С-5 Соотношение населения (турист/хозяин)

Б Экономический показатель

Б-1 Сезонные колебания занятости в туристской сфере

Б-2 Сезонные колебания аренды жилья

Б-3 Общая жилищная емкость на представителя местного населения

Б-4 Средняя продолжительность ночевок

Источник: Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие

В «Индексе конкурентоспособности туризма» Всемирного экономического форума социально-экономической группы индикаторов как таковой не выделено, однако из 75 индикаторов рейтинга к социально и экономически направленным можно отнести следующие (табл. 2).

Таблица 2

Основные экономические и социальные индикаторы Всемирного экономического форума

Экономические Социальные

1. Распространенность иностранной собственности 1. Обеспеченность врачами

2. Защищенность права собственности 2. Качество санитарных условий

3. Благоприятность для инвестиций 3. Доступность качественной питьевой воды

4. Участие в двусторонних соглашениях в сфере гражданской авиации 4. Больничные места

5. Время, необходимое для открытия бизнеса 5. Качество общественного городского транспорта

6. Затраты на открытие бизнеса 6. Уровень начального образования

7. Приоритетность туризма в политике 7. Уровень среднего образования

8. Расходы государства на туризм 8. Качество системы образования

9. Эффективность маркетинга и брен-динга 9. Доступность услуг по повышению квалификации

10.Плотность дорожной сети 10. Повышение квалификации на базе работодателя

11. Обеспеченность гостиничными номерами 11. Трудовое законодательство об увольнении и найме

12. Наличие известных компаний по аренде автотранспорта 12. Процедура приема на работу иностранцев

13.Обеспеченность банкоматами 13. Распространенность ВИЧ/СПИД

14. Паритет покупательной способности 14. Средняя ожидаемая продолжи-

тельность жизни

15. Объем налогообложения 15. Отношение населения к иностран-

цам

16. Потери бизнеса от ВИЧ/СПИД 16. Рекомендуемость бизнес партне-

рами

17. Открытость туризма

Источник: Кружалин К.В. О системе рейтингов в туризме

В отечественных программах развития туризма определяются целевые показатели и индикаторы, по которым будем анализировать успешность проведенной работы. В федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» целевыми индикаторами являются:

1. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения.

2. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

3. Площадь номерного фонда коллективных средств размещения.

4. Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания).

5. Количество койко-мест в коллективных средствах размещения.

6. Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения.

7. Количество лиц, работающих в туристических фирмах.

8. Объем платных туристических услуг, оказанных населению.

9. Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения

[3].

В государственной программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 г. в качестве целевых индикаторов определены следующие:

1. Уровень удовлетворенности качеством предоставленных услуг.

2. Объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения).

3. Количество средств размещения, классифицированных в соответствии с системой классификации гостиниц и иных средств размещения.

4. Количество иностранных граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения [4].

В программе «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг., являющейся продолжением государственной программы развития отечественной индустрии туризма, многие индикаторы корреспондируются с индикаторами Федеральной программы развития на 2011-2018 годы, однако заметно укрупнение индикаторов.

Перечисленные системы индикаторов устойчивого развития туризма на данный момент не отражают реальную картину, которая становится изменчивой при изменении стабильности внешней и внутренней полити-

ческой и социально-экономической ситуации. Такой, к примеру, индикатор, как количество койко-мест, обеспечивает России одно из лидирующих мест в рейтинге Мирового экономического форума. Однако рейтинг не отображает реальной картины того, что большая часть существующих койко-мест не удовлетворяет элементарным санитарно-гигиеническим требованиям и при существующем уровне развития медицины и поддержания здоровья населения страны большее число жителей России нуждается в стационарном лечении, чем, к примеру, жители Великобритании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требуется увеличение количества индикаторов, отражающих качество предоставляемых услуг в отечественных системах оценки устойчивого развития. Качественные показатели должны опираться на социологические исследования, которые отражают реальную картину востребованно-стипредоставляемых туристических услуг.

По данным наукометрической мировой базы публикаций Scopus (http://www.scopus.com/),вопрос устойчивого развития в целом и индикаторов, определяющих его качественные характеристики, в частности наиболее активно изучался в 2004 году. На рис. 1 наглядно отражена популярность вопроса в сети Интернет.

Рис. 1. Динамика популярности запроса «Устойчивоеразвитие» Источник: GoogleTrends

Наибольший интерес по количеству опубликованных работ наблюдался в США. Такжев списке лидеров Испания, Китай и Австралия. На сегодняшний день примерно в 200 научных работах освещается тема индикаторов устойчивого развития туризма [5]. В 2005 г. была опубликована работа Европейского агентства по защите окружающей среды «Устойчивый туризмкак фактор сплоченности Европейского региона». В документе приведено 5 стратегических вопросов, которые определяют структуру системы мониторинга индикаторов окружающей среды и индустрии туризма:

1. Каково влияние туризма на окружающую среду?

2. Добиваемся ли мы успеха в совмещении развития туризма и сохранении природных ресурсов?

3. Что характеризует и управляет туристическим спросом?

4. Двигаемся ли мы в направлении более природоориентированного управления в секторе туризма?

5. Насколько эффективны управление ресурсами окружающей среды и их мониторинг в вопросе интеграции со стратегией развития туризма? [6].

Каждый вопрос генерирует тематические блоки, которые, в свою очередь, разбиваются на перечень индикаторов устойчивого развития, среди которых выделены ключевые индикаторы.

Таблица 3

Система индикаторов устойчивого развития туризма Европейского агентства по защите окружающей среды

Генерирующий вопрос Блок индикаторов Индикатор

Каково влияние туризма на окружающую среду? Загрязнение воздуха транспортом Доля туризма в объеме выбросов газа и потреблении энергии транспортом

Потребление ресурсов (энергия, вода, земля) Использование энергии индустрией туризма

Использование воды индустрией туризма

Площадь земель, занятых под индустрию туризма

Биоразнообразие и использование земель (фауна, ландшафты) Потенциальный вред, наносимый биоразнообразию туризмом

Защита ресурсов (положительные эффекты) Качество воды, используемой для купания (в туристических регионах)

Риски в окружающей среде Риски, вызванные горнолыжным спортом (сход лавин)

Влияние на территорию (отходы и почвы) Отходы, образованные туристической активностью

Качество систем по утилизации, отработанной в средствах размещения (или на территории туристического региона)

Плотность туризма (количество спальных мест на км2)

Добиваемся ли мы успеха в совмещении развития туризма и сохранении природных ресурсов? Управление туристской инфраструктурой Туристическая мощность (количество койко-мест на 100жителей)

Использование земель для туристических активностей (соотношение количества туристических дестинаций к площади земель)

Строительство туристических объектов: средств размещения и объектов туристского интере-

Управление частотой посещений в туризме_

Управление туристской мобильностью и доступом к направлениям

са (гольф-поля, яхт-клубы, парки развлечений) в отношении к количеству туристов

Планы по минимизации природных рисков в туристических зонах

Количество посетителей охраняемых территорий и объектов культурного наследия_

Плотность потока туристского транспорта (перегруженность) Доступ к объектам массового туризма на общественном транспорте_

Развитие более экологичных видов транспортной системы для туристических путешествий

Что характеризует и управляет туристическим спросом?

Характеристики туристического спроса

Отношение количества прибытий в Европу резидентами и нерезидентами_

Количество ночевок в средствах размещения в отношении к типу размещения и загруженности средства размещения

Сезонность и продолжительность поездок

Увеличение длительности поездок с целью туризма_

Характеристики туристического предложения

Экономический вес индустрии туризма в ВВП_

Соотношение затрат на содержание объектов туризма и туристических цен_

Деление рынка по типам путешествий (пакетные туры и эко-туризм)

Доля местного населения, трудоустроенного в индустрии туризма, как % от общего числа работников туризмаи % занятости населения в туризме в отношении к общему % занято -сти местного населения

Использование Интернета малым и средним бизнесом в индустрии туризма в отношении к общему числу организаций туризма и общему числу малых

и средних организаций туризма, включая соотношение между городскими и сельскими территориями

Двигаемся ли мы в направлении более приро-доориентированного управления в секторе туризма? Интернализация внешних издержек Размер налога на прибыль в индустрии туризма в отношении к размеру государственных затрат на сохранение туристических достопримечательностей

Насколько эффективны управление ресурсами окружающей среды и их мониторинг в вопросе интеграции со стратегией развития туризма? Применяемые инструменты индустрии Внедрение методов экологического менеджмента в туристических организациях (Экоме-неджмент и схемы аудита, оценка воздействия на окружающую среду)

Реализация экологической маркировки для туристических объектов

Применяемые меры местных заинтересованных сторон (в туристических направлениях) Прогресс в инициативах, реализуемых местными заинтересованными сторонами (Комплексное управление качеством, местная Agenda 21, Стратегическая экологическая оценка, Совместное управление прибрежной зоной)

Стратегии устойчивого туризма местных властей Прогресс интеграции туризма и окружающей среды в государственные стратегии и системы мониторингов

Инструменты и меры, применяемые во внутренней политике ЕС Поддержка ЕС проектов по устойчивому развитию туризма

Источник: Sustainable Tourism as a Factor of Cohesion Among European Regions [6]

Еще одним примером исследования, посвященного устойчивому развитию туризма в Европейском регионе, в котором достаточно проработан вопрос качественных показателей устойчивого развития отрасли, является Альпийская конвенция (Alpine Convention). Это многостороннее соглашение, подписанное 8 государствами, которые делят между собой территорию Альп для использования туристско-рекреационных ресурсов. Главными целями данного соглашения являются устойчивое развитие альпийской территории и охрана интересов людей, живущих на данной территории, включая вопросы сохранения и развития окружающей среды, социально-экономических показателей. Целью объединения является

улучшение качества жизни в Альпах в самом широком понимании (табл.4) [7].

Таблица 4

Система индикаторов устойчивого развития туризма Альпийской конвенции

Индикатор Специфическая единица измерения

Объем туризма и его значение Относительный вклад туризма в экономику направления (% в общем объеме валовой добавленной стоимости)

Удовлетворенность потребителей Относительный вклад туризма в экономику направления (% в общем объеме валовой добавленной стоимости)

% повторных туристов (в течение 5 лет)

Общественное / социальное влияние % местных жителей, косвенно или напрямую получающих выгоду от туризма

Количественные и качественные показатели трудоустройства % трудоустроенных в туризме, удовлетворенных своей работой

% организаций в сфере туризма, предоставляющих своим сотрудникам какого-либо рода обучение

Уменьшение транспортного влияния Средняя продолжительность пребывания туристов (ночи)

Практика применения принципов устойчивого развития в менеджменте организаций туризма % организаций сферы туризма с подтвержденным извне сертификатом/лейблом защиты окружающей среды/устойчивого развития и/или CSR мерами (CSR - Corporate Social Responsibility, концепция, по которой компании интегрируют в свои бизнес-процессы решение социальных и экологических проблем).

Использование электроэнергии Потребление на душу населения энергии из всех источников (в целом и туристическим сектором - на человека в день)

Защита ландшафта и биоразнообразия % территории (географическая зона в км), определенной для защиты

Всеобъемлющие практики управления % официальной информации о туризме, в которой освещаются проблемы устойчивого развития

Система поставок в туризме % местных услуг и товаров, поставленных в локальных масштабах в предпри- ятия туризма

Защита и усиление местной национально-культурной специфики и активов % местного населения, который считает, что a. Туризм вредит окружающей среде b. Помогает поддерживать

с. Помогает развить отличительные особенности и местную самоидентификацию, культуру и богатство направления

% мероприятий, основанных на традиционной культуре и на средства местных активов

Источник: SUSTAINABLE TOURISM IN THE ALPS. Report on the State of the Alps. ALPINE CONVENTION. Alpine Signals - Special Edition 4 [7].

Очевидно, что в глобальных системах индикаторов, таких как система ЮНВТО и Давосского форума, дается наиболее общая оценка текущей ситуации развития индустрии на уровне страны.

Однако процесс устойчивого развитияначинается снизу, т.е. с уровня туристических организаций, затем кластеров, затем муниципальных объединений, следом - региональных, и уже затем выходит на государственный уровень. Чем мельче уровень исследуемой территории, тем более подробными должны быть индикаторы.

Анализ региональных целевых программа РФ показал, что усилены экономические показатели, урезаны социальные и не представлены экологические. В настоящий момент индикаторы, обозначенные в региональных целевых программах развития, достаточно лаконичны. Если разделить их на тематические блоки, будет заметно, что значительный перевес имеют экономические показатели. Социальный блок оценки качества предоставляемых услуг освещается меньше.

Таблица 4

Индикаторы устойчивого развития туризма в региональных целевых программах РФ

Блок индикаторов Индикатор

1.Доля сферы туризма в ВРП

2.Налоговые поступления

З.Объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включаяуслуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения), млрд р. в год

Экономический блок 4.Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания)

5.Количество средств размещения, классифицированных в соответствии с системой классификации гостиниц и иных средств размещения, единица

б.Количество иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию, человек

7.Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения

8. Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения

9. Площадь номерного фонда коллективных средств размещения

10. Количество койко-мест в коллективных средствах размещения

Социальный блок 1. Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения

2. Количество лиц, работающих в туристических фирмах

Блок оценки качества предоставляемых услуг 1. Уровень удовлетворенности качеством предоставленных услуг

Источник: авторская разработка

В текущих программах не уделяется внимания мониторингу экологической ситуации и сохранению природных ресурсов в регионе, недостаточно исследуется туристический спрос, то есть качество предоставляемого продукта, общественное и социальное влияние туризма в регионе.

Таким образом, предлагается следующая классификация блоков индикаторов показателей устойчивого развития в региональных целевых программах развития туризма:

1. Экономический блок.

2. Экологический блок.

3. Социальный блок.

4. Блок оценки качества предоставляемых услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каждый блок должен состоять из групп индикаторов, максимально отображающих картину развития индустрии туризма.

Литература

1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник I Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.

2. Кружалин К.В. О системе рейтингов в туризме II Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: тр.VII Междунар. науч-практ. конф. (27-28 апреля 2012 г.). - СПб.: Д.А.Р.К., 2012. - 540 с.

3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы.

5. URL: http://www.scopus.com/

6. Sustainable Tourism as a Factor of Cohesion Among European Re-gions//http://cor.europa.eu/en/Archived/Documents/008d3bd6-1fdf-411b-865c-a270d3e954d3.pdf

7. SUSTAINABLE TOURISM IN THE ALPS. Report on the State of the Alps. ALPINE CONVENTION. Alpine Signals - Special Edition 4 // http://www.alpconv.org/en/Alpine Know ledge /RSA/ tourism /Documents/ RSA4%20en%20WEB.pdf?Aspx Auto Detect Cookie Support=1

8. Пивоваров А.Н., Очирова Я.А. Некоторые проблемы туристического кластера Республики Бурятия и пути их решения // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2013. - № 2. - С. 80-85.

Киякбаева Елена Гайратовна, аспирант кафедры рекреационной географии и туризма МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ekiyakbaeva@gmail.com

Kiyakbaeva Elena Gayratovna, postgraduate student, Department of tourism and recreation Lomonosov Moscow State University, e-mail: ekiyakbaeva@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.