Научная статья на тему 'Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом: сравнительный анализ'

Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
924
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТУРИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SUSTAINABLE TOURISM / SUSTAINABLE TOURISM DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC RESEARCH / TOURISM RESEARCH

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Илькевич Сергей Викторович

Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив включения проблематики устойчивого туризма в основные образовательные программы российских вузов, а также идентификации препятствий для расширения тематики исследований в области устойчивого туризма в России. Обзор российских работ в области устойчивого туризма демонстрирует, что наиболее изученной является природная, экологическая сторона устойчивого развития туризма с точки зрения долгосрочных интересов общества, в то время как социальное и экономическое измерения устойчивого развития туризма представлены ограниченным числом фрагментарных по своей тематике работ. Такая ситуация в отечественной туристской науке значительно контрастирует с тем, как развиваются в этой области международные туристские исследования, где наблюдается более сбалансированная по проблематике картина, поскольку доля исследований социально-экономической направленности в общем объеме работ, посвященных устойчивому туризму, там значительно выше. Существенный недостаток исследований по социально-экономическим аспектам устойчивого развития туризма установлен по контент-анализу отечественных и зарубежных публикаций, их сравнительному анализу. Проанализирована тематическая направленность международных проектов по устойчивому туризму в России. Единственный всесторонний проект в этой области реализуется в настоящее время между Российским государственным университетом туризма и сервиса и Университетским Колледжем Телемарк (Норвегия), и во многих отношениях он пока что первый и единственный. Основной причиной наблюдающегося перекоса в отечественных исследованиях, по мнению автора, является более сильные стартовые позиции естественных наук по сравнению с социальными. Другой причиной может являться ригидность отечественных туристских исследователей гуманитарного и экономического профиля по отношению к проблематике устойчивости, когда российские гуманитарии и экономисты, находясь под влиянием более академичных и успешных исследований естественнонаучного характера, сами недооценивают всю палитру концепций и подходов социально-экономического характера, релевантных к проблематике устойчивого туризма, и ограничиваются лишь признанием и перечислением самых очевидных и базовых социально-экономических положений устойчивого туризма (таких, как занятость местного населения, развитие инфраструктуры, пополнение местных бюджетов, интеграция в мировую экономику), не идя дальше, не проводя конкретные исследования на отдельных примерах в рамках более широкой постановки проблем устойчивости. Проблематика устойчивого туризма в отечественном туристском образовании является еще менее представленной, чем в науке. За последние несколько лет только шесть российских университетов в рамках своих основных образовательных программ предлагали отдельные дисциплины по изучению устойчивого туризма. К ним можно косвенно добавить еще около дюжины университетов, которые предлагали дисциплины, связанные с экологическим туризмом, и приблизительно два десятка университетов, предлагавших дисциплины по устойчивому развитию, касаясь в том числе и проблем туристского развития. И пока только один университет в России предлагает модуль в программе магистратуры, в котором представлено три дисциплины по тематике устойчивого туризма. Представляется, что главной проблемой в российском туристском образовании в контексте устойчивого туризма является в некотором смысле излишне «почтительное» отношение к тематике устойчивого туризма, когда, как можно предполагать из текущего состояния дел, считается, что обучающиеся должны еще «дорасти» до того, чтобы познакомиться с данной концепцией уже в магистратуре. В Европе же более простыми словами данная важная и именно общеобразовательная, во многом общекультурная концепция доносится до бакалавров и уже на более высоком уровне изучается магистрами. Такой подход представляется и в общекультурном, и профессиональном плане более продуктивным. Вторым достоинством европейского пути в преподавании устойчивого туризма является его гораздо большая взаимоувязка с контекстом развития даже небольшого бизнеса, а не только развития и планирования дестинации. Поэтому устойчивый туризм нередко изучается в том числе и в бизнес-школах. Своей публикацией автор стремится привлечь внимание отечественной научной общественности к проблеме концептуального и эпистемологического отставания российской туристской науки от мировой в области устойчивого туризма. Дефицит социально-экономических исследований и образовательных программ может быть устранен в течение нескольких лет, если в отечественном научно-образовательном пространстве по достоинству будет оценен весь спектр проблематики устойчивого туризма и перспективность исследований и образовательных программ в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Илькевич Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SUSTAINABLE TOURISM IN SCIENCE AND EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD: A COMPARATIVE ANALYSIS

This article analyzes the current state and prospects of mainstreaming sustainable tourism in the basic educational programs of Russian universities, as well as identifying obstacles to the expansion of research topics in the field of sustainable tourism in Russia. The overview of Russian works in the field of sustainable tourism demonstrates that the most studied are natural, environmental aspects of sustainable tourism development in terms of long-term interests of society, while the social and economic dimensions of sustainable development of tourism are presented by a limited number of fragmented works. This situation in the domestic tourism science greatly contrasts with the ways of international tourism research in this area, where can be found a more balanced mix of studies, as the share of socio-economic research in the total volume of works on sustainable tourism is much higher. A significant lack of research on the socio-economic aspects of sustainable tourism development is established by content analysis of domestic and foreign publications, and by their comparative analysis. Thematic focus of international projects on sustainable tourism in Russia is also analyzed to arrive to some indicative conclusions. The only comprehensive project in the field of sustainable tourism is currently under way between the Russian State University of Tourism and Service and Telemark University College (Norway), and in many ways it is still the first and only one. The main reason for the observed bias in domestic research, according to the author, is a strong starting position of natural sciences in comparison to social onesl. Another reason may be the rigidity of domestic tourism researchers of the humanitarian and economic profile in relation to the issues of sustainability, when Russian economists and specialists in humanities are under the influence of more successful researches in natural science and they underestimate the whole palette of concepts and approaches of socio-economic nature, relevant to the issues of sustainable tourism, and that is the reason why they are mentally limited to just the recognition and enumeration of the most obvious and basic socio-economic aspects of sustainable tourism (such as local employment, infrastructure development, replenishment of local budgets, integration into the world economy), and do no not go further, do not proceed with conducting specific studies within broader and more concrete settings of sustainability issues. The issues of sustainable tourism in domestic tourist education are even less represented than in science. Over the past few years, only six Russian universities as part of their basic educational programs offered individual subjects to study sustainable tourism. To this can indirectly be added another dozen or so universities that offer disciplines in eco-tourism, and about two dozen universities offering courses on sustainable development, including some problems of tourism development. And only one university in Russia offers modules in sustainable tourism at the Master level, and that institution delivers three subjrects on sustainable tourism. It seems that the main problem in the Russian tourist education in the context of sustainable tourism is in some sense too “respectful” attitude to the subject of sustainable tourism, when it is believed that students should “grow” up to some level to get acquainted with this concept at a Master degree course of studies. In Europe, the concept of susyainable tourism is more culturaland widespread, and it is brought to bachelors just in more simple words and then at the Master level it is just taught with a higher academic rigor. This approach is in general culturally and professionally more productive. The second advantage of the European way of teaching sustainable tourism is that there is a much greater linkage between the concept and the context of small businesses, in other words sustainable developed not necessarily linked to the context of destination development and planning. Therefore, sustainable tourism is quite often studied in business schools. In his publication the author tries to draw the attention of the national scientific community to the problem of conceptual and epistemological backwardness of the Russian tourism science in comparison to the international tourism science when it comes to sustainable tourism issues. Present deficiencies in socio-economic research and educational programs can be eliminated within a few years if the national scientific and educational communities duly appreciate the whole range of issues of sustainable tourism and the promising outlook for research and educational programs in this field.

Текст научной работы на тему «Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом: сравнительный анализ»

References

1. Azimov, M.A. Pedagogicheskie aspekty professional’noi podgotovki menedzherov turizma v Tadzhikistane [Pedagogical aspects of professional training of managers in tourism in Tajikistan]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Dushanbe, 2010. www.dissercat.com (data obrashcheniia: 26.01.2015) [Accessed on January 26, 2015].

2. Bessonova, E.A. Sravnitel’nyi analiz pedagogicheskikh uslovii obrazovatel’nogo vybora v shkolakh Evropy [Comparative analysis of pedagogical conditions of educational choice in schools in Europe]. Avtoref. ... kand. ped. nauk. SPb., 2005.

3. Gur’ianova, V.G. Sopostavitel’nyi analiz sistem vuzovskogo obrazovaniia kak sredstvo proektirovaniia ego razvitiia (organizatsionno-pedagogicheskii aspekt) [Comparative analysis of systems of higher education as a means of designing its development (organizational and pedagogical aspect)]: Avtoref. ... kand. ped. nauk. Cheboksary, 1999.

4. Kadirov, A.M. Kommunikativnoe obrazovanie v sovremennykh universitetakh SShA [Communicative education in contemporary universities in the USA]. Avtoref. ... kand. ped. nauk. SPb., 2011.

5. Liferov, A.P. Osnovnye tendentsii integratsionnykh protsessov v mirovom obrazovanii [Major trends of integration processes in the world education] Avtoref. ... d-ra ped. nauk. Riazan’, 1997.

6. Mel’nik, T.V. Sostoianie i tendentsii razvitiia vysshego obrazovaniia v sovremennoi Frantsii [State and tendencies of higher education in modern France]. Avtoref.. ... kand. ped. nauk. Taganrog, 1998.

7. Professional’naia pedagogika [Professional pedagogy] / pod red. S.Ia. Batysheva i A.M. Novikova. Avtor-sostavitel’ O.Iu. Grezneva. M: Izd-vo «Egves», 2010.

8. Pushkareva, E.A. Edinoe obrazovanie v usloviiakh global’nykh preobrazovanii: k postanovke problemy [Universal education within global changes: to the problem] // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. № 2.

9. Radionova, S.A. Soderzhanie i tekhnologii organizatsii issledovatel’skoi deiatel’nosti studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii stran Evrosoiuza [Content and technology of research organization for students in universities for teachers in the EU]. Avtoref. ... kand. ped. nauk. Kazan’, 2006.

10. Slepukhin, A.Iu. Transformatsiia vysshego obrazovaniia v kontekste sotsial’nykh protivorechii globalizatsii [The transformation of higher education in the context of the social contradictions of globalization]. Avtoref. ... d-ra sots. nauk. Saratov, 2005.

11. Khutorskoi, A.V. Obrazovatel’noe prostranstvo SNG — problema sravnitel’noi pedagogiki [Educational space of the CIS — the problem of comparative pedagogy]: Nauchnoe izdanie. M.: Nauchno-vnedrencheskoe predpriiatie «INEK», 2006. 247 p.

12. Chilova, E.P., Temkina I.M. Rynok mezhdunarodnykh turistskikh uslug: ekonomicheskii i sotsial’nyi effect [Market for international tourism services: economic and social effects] // Izvestiia Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3 «Obshchestvennye nauki». 2010. № 4 (83). pp. 87—95.

13. Sakharchuk, E.S., Kim, D.J. Investigation of the Russian cultural context: Business elite philosophy. 2014. Life Science Journal.

14. Fedulin, A.A., Sakharchuk, E.S., Ilkevich, S.V Moscow regional education cluster in tourism and services: A new sustainable development paradigm. 2014. World Applied Sciences Journal.

УДК 303 DOI 10.12737/7947

ПРОБЛЕМАТИКА УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Илькевич Сергей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, ilkevich83@mail.ru, ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Статья посвящена анализу текущего состояния и перспектив включения проблематики устойчивого туризма в основные образовательные программы российских вузов, а также идентификации препятствий для расширения тематики исследований в области устойчивого туризма в России.

85

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Обзор российских работ в области устойчивого туризма демонстрирует, что наиболее изученной является природная, экологическая сторона устойчивого развития туризма с точки зрения долгосрочных интересов общества, в то время как социальное и экономическое измерения устойчивого развития туризма представлены ограниченным числом фрагментарных по своей тематике работ. Такая ситуация в отечественной туристской науке значительно контрастирует с тем, как развиваются в этой области международные туристские исследования, где наблюдается более сбалансированная по проблематике картина, поскольку доля исследований социально-экономической направленности в общем объеме работ, посвященных устойчивому туризму, там значительно выше.

Существенный недостаток исследований по социально-экономическим аспектам устойчивого развития туризма установлен по контент-анализу отечественных и зарубежных публикаций, их сравнительному анализу. Проанализирована тематическая направленность международных проектов по устойчивому туризму в России. Единственный всесторонний проект в этой области реализуется в настоящее время между Российским государственным университетом туризма и сервиса и Университетским Колледжем Телемарк (Норвегия), и во многих отношениях он пока что первый и единственный. Основной причиной наблюдающегося перекоса в отечественных исследованиях, по мнению автора, является более сильные стартовые позиции естественных наук по сравнению с социальными. Другой причиной может являться ригидность отечественных туристских исследователей гуманитарного и экономического профиля по отношению к проблематике устойчивости, когда российские гуманитарии и экономисты, находясь под влиянием более академичных и успешных исследований естественнонаучного характера, сами недооценивают всю палитру концепций и подходов социально-экономического характера, релевантных к проблематике устойчивого туризма, и ограничиваются лишь признанием и перечислением самых очевидных и базовых социально-экономических положений устойчивого туризма (таких, как занятость местного населения, развитие инфраструктуры, пополнение местных бюджетов, интеграция в мировую экономику), не идя дальше, не проводя конкретные исследования на отдельных примерах в рамках более широкой постановки проблем устойчивости.

Проблематика устойчивого туризма в отечественном туристском образовании является еще менее представленной, чем в науке. За последние несколько лет только шесть российских университетов в рамках своих основных образовательных программ предлагали отдельные дисциплины по изучению устойчивого туризма. К ним можно косвенно добавить еще около дюжины университетов, которые предлагали дисциплины, связанные с экологическим туризмом, и приблизительно два десятка университетов, предлагавших дисциплины по устойчивому развитию, касаясь в том числе и проблем туристского развития. И пока только один университет в России предлагает модуль в программе магистратуры, в котором представлено три дисциплины по тематике устойчивого туризма. Представляется, что главной проблемой в российском туристском образовании в контексте устойчивого туризма является в некотором смысле излишне «почтительное» отношение к тематике устойчивого туризма, когда, как можно предполагать из текущего состояния дел, считается, что обучающиеся должны еще «дорасти» до того, чтобы познакомиться с данной концепцией уже в магистратуре. В Европе же более простыми словами данная важная и именно общеобразовательная, во многом общекультурная концепция доносится до бакалавров и уже на более высоком уровне изучается магистрами. Такой подход представляется и в общекультурном, и профессиональном плане более продуктивным. Вторым достоинством европейского пути в преподавании устойчивого туризма является его гораздо большая взаимоувязка с контекстом развития даже небольшого бизнеса, а не только развития и планирования дестинации. Поэтому устойчивый туризм нередко изучается в том числе и в бизнес-школах.

Своей публикацией автор стремится привлечь внимание отечественной научной общественности к проблеме концептуального и эпистемологического отставания российской туристской науки от мировой в области устойчивого туризма. Дефицит социально-экономических

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом...

исследований и образовательных программ может быть устранен в течение нескольких лет, если в отечественном научно-образовательном пространстве по достоинству будет оценен весь спектр проблематики устойчивого туризма и перспективность исследований и образовательных программ в этом направлении.

Ключевые слова: устойчивый туризм, устойчивое развитие туризма, социально-экономические исследования, туристские исследования

В настоящей публикации мы будем придерживаться следующей логики. Начнем с характеристики текущего состояния с преподаванием устойчивого туризма, с описания того, в каких степени и объеме и насколько сбалансированно данный пласт туристского знания представлен в российских образовательных программах. Состояние с преподаванием устойчивого туризма само по себе будет во многом индикативным относительно того, какое место отводится проблематике устойчивого туризма в отечественном научно-образовательном пространстве. Затем покажем, по какому тематическому принципу строятся некоторые зарубежные образовательные программы, включающие в себя модули по устойчивому туризму. Далее обратимся к вопросу о спектре исследований в области устойчивого туризма в России, в особенности с точки зрения социального и экономического измерений туризма, чтобы показать, какие исследовательские попытки уже предпринимались отечественными учеными. После этого рассмотрим, какие исследования представлены в зарубежной науке. Подобный сравнительный анализ позволит хотя бы примерно оценить степень возможного концептуального отставания отечественной науки и образования в проблематике устойчивого туризма. Результатом должна стать идентификация некоторых сформировавшихся белых пятен в отечественных туристских исследованиях, что, в свою очередь, возможно, поможет лучше осознать важность и академическую значимость многообразия социально-экономических аспектов устойчивого туризма и предпринять более осмысленные и амбициозные попытки заполнить существующие на настоящее время научно-образовательные разрывы. Этими соображениями и предположениями продиктованы логические последовательность и структура изложения настоящей статьи.

Текущее состояние с включением проблематики устойчивого туризма в образовательные программы российских университетов

Поиск отдельных дисциплин по устойчивому туризму в рамках основных образовательных программ российских вузов в открытых источниках дал шесть результатов за период 2010—2014 гг. Именно столько дисциплин было введено в учебные планы российских университетов за данный период, и, как показал поиск, ни одной дисциплины ранее, по крайней мере, в запросах в поисковых системах не дали никаких положительных результатов. Ввиду малочисленности таких передовых и прогрессивных программ имеет смысл немного остановиться на краткой характеристике каждой из дисциплин.

Дисциплина 1. «Устойчивый туризм» [1] с 2012 г. представлена в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта в ООП ВПО магистерского направления по туризму с профилем «Туризм: эволюция, структура, менеджмент, маркетинг». Включена профессиональный цикл как дисциплина по выбору. В тематической структуре дисциплины подчеркнута важность межотраслевого взаимодействия, регионального развития, международных проектов. Социально-экономическая проблематика в тематическом плане представлена в достаточной степени.

Дисциплина 2. «Устойчивое развитие и устойчивый туризм» [2] читается в Московском государственном педагогическом университете с 2013 г. для магистров первого курса. Тематический план лекций и практических занятий достаточно хорошо отражает широту проблематики устойчивости, включая такие темы, как «Устойчивое развитие социально -эколого -экономиче -

ских систем», «Социальные и экономические причины экологических проблем, цель устойчивого развития», «Оценка туристских ресурсов с позиций устойчивого развития, индикаторы устойчивого развития» и другие.

87

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Дисциплина 3. «Устойчивое развитие рекреации и туризма» [3] преподается кафедрой рекреационной географии и туризма географического факультета Московского государственного университета на первом курсе и ожидаемо отличается основательной концептуальной проработкой проблематики устойчивости в тематическом плане дисциплины. В частности, обращено внимание на такие компоненты, как нормативно-правовая база, региональное развитие, социальноэкономические стратегии муниципалитетов и субъектов федерации, туристско-рекреационные кластеры, сценарии и факторы устойчивого развития, механизмы государственно-частного партнерства и инновационного развития. По широте затрагиваемых аспектов устойчивого развития туризма и рекреации это, пожалуй, одна из лучших образовательных программ в стране по исследуемой в статье дисциплине.

Дисциплина 4. «Стратегия развития туризма» [4] с 2012 г. читается НИУ «ЮжноУральский государственный университет» в качестве дисциплины по выбору с трудоемкостью в три зачетных единицы в восьмом семестре и полностью посвящена тематике устойчивого развития. В рамках содержательных разделов дисциплины в достаточной степени заявлены управленческая, экономическая и социальная проблематики устойчивого развития туризма, включая управление дестинацией, экстерналии, устойчивый бизнес, социальная ответственность, государственно-частное партнерство, лучшие практики, стратегическое планирование.

Дисциплина 5. «Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира» [5] читается в Алтайском государственном университете в третьем семестре магистерской программы «Географические основы устойчивого развития рекреационных территорий и туризма». Исходя из информации в открытых источниках, это единственная основная образовательная программа в стране, которая имеет в своем заголовке проблематику устойчивого развития туризма. Дисциплина является частью специальной подготовки магистерской дисциплины и направлена на обобщение международного опыта в устойчивом развитии туризма, включая международные и национальные программы устойчивого развития туризма, региональное

развитие, использование культурно-исторических ресурсов, страновой и региональный анализ устойчивого развития туризма, примеры оптимального сочетания природоохранной и туристской деятельности.

Дисциплина 6. На самом деле этот последний и, вероятно, самый интересный поисковый результат представлен сразу тремя дисциплинами, которые преподаются на магистерской программе «Менеджмент туристских дестинаций» Российской Международной Академии Туризма: «Концептология устойчивого развития туризма», «Правовое регулирование устойчивого развития туризма», «Менеджмент устойчивого развития туристских дестинаций» [6]. Эта программа является самой представительной в России по отражению проблематики устойчивого развития туризма и сопоставимой по содержательности и конкурентоспособной в сравнении с зарубежными программами. Во многом это результат существования в Академии научных сетевых кафедр РМАТ-ЮНВТО по устойчивому туризму и РМАТ-FEMTEC по устойчивому развитию курортных дестинаций и научно-экспедиционного туризма.

В дополнение к этим шести поисковым результатам можно добавить приблизительно два десятка дисциплин по устойчивому развитию в различных российских университетах, где в качестве отдельных тем или разделов рассматривается устойчивость развития в туристском контексте, равно как примерно полтора десятка дисциплин по экологическому туризму и другим видам туризма, где затрагивается более широкий круг аспектов устойчивого туризма.

Из всего отмеченного можно заключить, что устойчивый туризм в последние несколько лет начал получать признание со стороны российских университетов как важная компонента подготовки специалистов по туризму, однако пока что это не массовое явление, а скорее заслуга отдельных магистерских программ.

Характеристика некоторых зарубежных программ, модулей и дисциплин по устойчивому туризму

В отличие от России, для зарубежных программ как бакалавриата, так и магистратуры в образовательных программах по туризму наличие хотя бы отдельной дисциплины по устойчивому туризму, устойчиво-

88

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом...

му развитию или устойчивому менеджменту является пусть все еще не обязательным, но довольно частым элементом. Такая закономерность сложилась примерно десятилетие назад, и она во многом совпала с тем, что именно к середине 2000-х гг. количество публикаций по разносторонним аспектам устойчивого туризма достигло некой критической отметки. Здесь отдельно можно отметить как просто отдельные публикации, так и появление специальных тематических секций и выпусков журналов, а также закрепление такого широко известного журнала как The Journal of Sustainable Tourism [7] среди ведущих журналов туристских исследований в мире. И даже более того, со временем, ближе к концу 2000-х гг., когда проблематика устойчивости приобрела все большее и большее академическое и практическое значение, вокруг этой проблематики стали появляться даже целые одноименные модули в зарубежных программах как магистратуры, так даже бакалавриата. Размер этих модулей стал достигать и 10%, и даже 15% от объема всей программы, традиционно включая комплекс таких взаимосвязанных, но вместе с тем разноплановых дисциплин как устойчивый менеджмент дестинации, устойчивый менеджмент в туризме, собственно устойчивый туризм, эко-туризм, экологическая экономика, социальные проблемы туристского развития, социальная ответственность и другие в различных формулировках, комбинациях и объемах зачетных единиц для каждой дисциплины, часто включая достаточно широкий перечень элективных курсов. Это стало нередким даже для тех программ, который имеют ярко выраженный «бизнесовый» характер, где специализацией программы является подготовка менеджера туристской компании, менеджера туристского продукта или специалиста по развитию и продвижению дестинации. Даже для этих программ стала едва ли не общепризнанной идея о необходимости учета проблематики устойчивого развития и устойчивого менеджмента в туризме при формировании компетентностно-го профиля самых будущих профессионалов туризма самых разных специализаций.

Переходя от общей характеристики тенденций в западном образовании, приведем несколько примеров зарубежных программ в качестве наглядной иллюстрации.

Особый интерес представляет модуль «Устойчивый туризм» Университетского Колледжа Телемарк (Норвегия). Эта программа представляет особый интерес по целому ряду причин. Во-первых, данным учебным заведением совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса в 2013—2016 гг. реализуется проект «Образование в области устойчивого развития туризма в России». Иными словами, этот модуль отражает видение норвежских специалистов по туризму, которые обратились в Норвежский центр по международному сотрудничеству в образовании с концепцией данного упомянутого проекта, представив свой текущий уровень экспертизы в области устойчивого туризма, и победили в конкурсе заявок. Во-вторых, этот вуз, даже будучи столь прогрессивным, в своей стране только сейчас вступил на путь создания магистратуры по туризму, что тоже очень показательно. В-третьих, представленный ниже перечень модулей относится к образовательной программе, цель которой — подготовка менеджеров для малого или среднего предприятия в туризме.

Выдержка из учебного плана программы подготовки бакалавра туризма Университетского Колледжа Телемарк, включая две модульных дисциплины — «Устойчивый туризм» и «Устойчивый менеджмент», представлена в таблице 1. Кроме них, отмечены дисциплины, косвенно, но тесно связанные с предметом устойчивого туризма.

Ведущие туристские университеты за рубежом порой еще более прогрессивны, и среди них есть даже такие учебные заведения, которые предлагают магистерские программы по устойчивому туризму. Например, это один из признанных лидеров европейского туристского образования — Университет Саррей (Великобритания).

Его программа MSc in Sustainable tourism [8] включает следующие обязательные модульные дисциплины, представленные в таблице 2.

Целесообразно привести еще несколько типичных примеров того, что устойчивый туризм становится если не обязательной дисциплиной, то довольно распространенным вариантом элективного модуля, как, например, в Университете МОДУЛ (Австрия), где учебный план бакалавриата делового

89

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Таблица 1

Дисциплины основной образовательной программы бакалавриата «Туризм», Университетский

Колледж Телемарк

Модульные дисциплины Зачетные единицы

Обязательные дисциплины

Управление дестинациями 7,5

Устойчивый туризм 7,5

Элективные курсы

Устойчивый менеджмент 7,5

Предпринимательство и общество 7,5

Кросс-культурные коммуникации 15

Таблица 2

Дисциплины основной образовательной программы магистратуры «Устойчивый туризм»,

Университет Саррей

Обязательные дисциплины программы включают:

• методы социальных исследований; • наука об окружающей среде и обществе; • приложения концепции устойчивого развития; • корпоративная социальная и экологическая ответственность; • экономика с уменьшающейся углеродной энергетикой; • операционная деятельность в устойчивом туризме; • экологические системы управления и аудит; • путешествия и транспорт в устойчивом туризме.

Элективные дисциплины программы включают:

• экологическое право; • практики устойчивого туризма; • комплексная оценка.

администрирования выстроен из модульных дисциплин, и устойчивый туризм является крупным элективным курсом, что тоже очень показательно [9]. В бакалаврской программе по туризму в Университете Роберта Гордона (Абердин, Шотландия) модуль «Устойчивый менеджмент в туризме» занимает семь с половиной зачетных единиц и предусматривает курсовую работу [10]. Модули по устойчивому развитию туризма или по устойчивому менеджменту в туризме есть и в некоторых бизнес-школах. Притом, что они готовят специалистов-управлен-цев для туротрасли на микроэкономическом уровне. Например, в бизнес-школе Университета Эксетер (Великобритания) модуль устойчивого менеджмента в туризме в программе МБА составляет 7,5 зачетных единиц [11]. Отмеченные выше и многие другие примеры демонстрируют одно важное сообра- жение. Устойчивый туризм — это удачно согласующаяся с проблематикой менеджмента тематика, поскольку сама по себе задача поиска компромиссных сочетаний между природной, социальной и экономической компонентами туристского развития является ситуацией выбора и оптимизации. И это в достаточно полной мере отражается в программах подготовки именно менеджеров для различных туристских компаний. Наряду с более широкой распространенностью проблематики устойчивого туризма в образовательных программах зарубежных университетов, менеджерский фокус (включая в программах бизнес-школ) на социально-эколого-экономических проблемах устойчивого развития является другим важным показателем большей степени прогрессивности прежде всего европейских университетов по сравнению с российскими в преподавании устойчивого туризма. И третье

90

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом...

отличие, которое можно отметить по итогам выборочного сравнительного анализа, заключается в том, что модули по устойчивому туризму нередки не только в магистерских, но и в бакалаврских программах. Тогда как в российской образовательной среде, как можно предположить, считается, что будущий специалист должен достигнуть некоторого уровня подготовки (завершить программу бакалавриата), чтобы подступиться к проблематике устойчивого туристского развития, что представляется совершенно неверным концептуально и педагогически. В самой проблематике устойчивости развития туризма нет некой обязательной академической высоты. Об одних и тех же частных социально-эколого-экономических проблемах развития туризма можно рассказать с разной степенью сложности. И то, что в отечественном образовательном пространстве имеет место некий пиетет перед проблематикой устойчивости, — это, как представляется, просто недоразумение. На уровне бакалавриата к этой проблематике необходимо просто относиться проще, как и поступают европейцы, и тогда соответствующая простая или модульная дисциплина по устойчивому туризму может стать одним из украшений учебного плана.

Некоторые аспекты тематики отечественных исследований в области устойчивого развития туризма

В рамках данного раздела целесообразно просто перечислить те частные проблематики устойчивого туризма, которые в наибольшей степени или достаточно удачно представлены в трудах отечественных исследователей:

• экологический туризм;

• сельский туризм;

• эффективное использование экотурист-ского потенциала территории [12; 13];

• стратегии развития туристской инфраструктуры [14];

• зеленая экономика и возобновляемая энергетика в контексте туристского развития территорий;

• туризм в контексте природопользования, биоразнообразия и сохранения ландшафтов;

• кросс-культурные взаимодействия в сфере туризма;

• сохранение культурного наследия;

• культурно-исторические маршруты;

• повышение образовательного уровня туристов;

• общие аспекты повышения занятости и налоговой базы при развитии туризма. Однако на самом деле проблематика устойчивого развития туризма намного шире и разнообразнее, чем отмеченные направления исследований. Имеется целый ряд интересных проблематик, которые уже рассматриваются в международных изданиях по устойчивому туризму и пока что игнорируются в работах отечественных исследователей. По ряду причин, среди которых не только несколько ограниченное концептуальное восприятие устойчивого туризма, но часто недостаточность данных для проведения хорошо обоснованных исследований.

Какая проблематика устойчивого туризма затрагивается в зарубежных исследованиях и что пока игнорируется в российской науке?

Необходимо обратить внимание на те социально-экономические проблемы, которые пока практически полностью ускользают от внимания отечественных исследователей, и в то же самое время которые пользуются популярностью у зарубежных ученых.

В социальном измерении устойчивого туризма малоизученными темами являются следующие:

• влияние градостроительной политики на культурно-историческую гомогенность городской среды и на ее привлекательность для туристов. Единственным исключением является Санкт-Петербург, для которого характерен предельный накал страстей по данному вопросу, в том числе и со стороны академической общественности;

• практически отсутствуют исследования на предмет того, как уважать и сохранять социально-культурную аутентичность народностей в контексте именно туризма;

• стейкхолдерская концепция так и остается практически незадействованной во многих исследованиях по туристскому планированию и развитию;

• почти нет исследований по созданию кооперативных социальных и институциональных структур, благоприятных для развития туризма. Можно отметить недостаточное использование институциональной теории отечественными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

91

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

учеными в туристской науке. Вероятно, многие исследователи изначально плохо знакомы с частными социологическими и экономическими теориями институциональной парадигмы, и этот недостаток фундаментальной подготовки самих ученых приводит к игнорированию в том числе и большого пласта проблем устойчивого развития туризма, связанных с институциональными структурами, которые в международных исследованиях полноценно рассматриваются на примере как развитых, так и развивающихся стран [15]. В экономическом измерении устойчивого туризма также есть целый ряд пробелов в исследованиях отечественных ученых, тогда как эта нераскрытая на примерах из отечественной практики тематика получают отражение в работах европейских и других международных исследователей. Отдельно стоит отметить следующие «белые пятна»:

• практически неисследованным является аспект стабильности занятости при бурном развитии туристского сектора и механизмов снижения сезонности занятости;

• пока не продемонстрировано исследовательского интереса к задаче снижения уровня бедности местного населения и внедрения правил справедливой торговли, тогда как за рубежом эта тематика является достаточно популярной и исследования проведены на многочисленных примерах [16];

• не хватает исследований по созданию конкретных возможностей для заработков и расширения социальных услуг для местного населения туристских дестинаций;

• практически незатронутой остается тематика исследования практик устойчивого менеджмента в туристской отрасли, тогда как за рубежом это уже устоявшаяся концепция, которая раскрыта в ряде работ [17];

• практически отсутствуют исследования относительно потребительских предпочтений в туризме, в частности предпочтет ли потребитель более дорогой «устойчивый» туристский продукт или более дешевый и менее «устойчивый» продукт. В европейских исследованиях данное направление исследований уже представлено рядом работ [18].

В качестве еще одного показательного примера можно отметить то, что почти нет публикаций по преобразованию особо охраняемых природных территорий в национальные парки, хотя, казалось бы, трудно представить более интересную и противоречивую тему с точки зрения нахождения баланса между всеми тремя компонентами эффективности принятия решений в туристском развитии территорий и особенно между двумя компонентами — экологической и экономической. Особенно интересными здесь могли бы быть качественные и количественные оценки при противопоставлении выгод от развития природного туризма и теми издержками, косвенными и прямыми, которые понесли бы будущие национальные парки от развития туризма, как это сделано в ряде зарубежных работ при анализе аналогичных ситуаций [19; 20].

Международные проекты по устойчивому туризму как инструмент научно-образовательной популяризации направления

Международные проекты в области исследований и внедрения в учебные планы устойчивого туризма призваны академически популяризовать данное направление и продемонстрировать исследователям все многообразие и глубину проблематики и привлечь их внимание, а также включить в основные образовательные программы российских вузов дисциплины соответствующего профиля.

Проект Университетского Колледжа Телемарк и Российского государственного университета туризма и сервиса «Образование в области устойчивого развития туризма в России», реализуемый под эгидой Норвежского центра по международному сотрудничеству в образовании, предполагает создание при РГУТиСе лаборатории по развитию устойчивого туризма, совместные публикации норвежских и российских авторов по проблемам устойчивого развития туризма, апробацию результатов исследований на международных конференциях, в том числе Нордическом Туристском Симпозиуме, внедрение раздела для модульной дисциплины по устойчивому туризму в программу подготовки бакалавров туризма, обучение студентов РГУТиС продолжительностью семестр и преддипломные стажировки

92

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом...

для примерно 20 студентов за период реализации проекта, обмены и семинары для преподавательского состава с акцентом на проблематику устойчивого развития туризма, а также тренинги административного персонала РГУТиС в области устойчивого менеджмента образовательного учреждения туристского профиля.

Другой, уже реализованный в России проект, — создание ранее упомянутых сетевых научных кафедр Российской международной академии туризма с ЮНВТО (по устойчивому туризму) и FEMTEC (по устойчивому развитию дестинаций и научно-экспедиционного туризма). Задачи этого проекта успешно выполнены, поскольку созданы данные специализированные научные центры, которые являются эффективной международной платформой как для исследований, так и практик магистрантов направления «Менеджмент туристских дестинаций», которая, как отмечалось ранее, включает три дисциплины по устойчивому туризму.

И третий из тех проектов, который стоит выделить, это «Арена зеленых решений Северных стран и Северо-Запада России» [21], реализованный под эгидой эгидой Совета Министров Северных стран в 2012—2014 гг., направлен на внедрение принципов устойчивого развития и использования моделей «зеленого роста» Северной Европы в России. Проект состоит из трех модулей: 1) инструменты и стратегии перехода к «зеленой экономике», 2) зеленые маршруты и туристско-рекреационный потенциал, 3) инновационные сети и кластеры «зеленых технологий». Названный проект не имеет непосредственного образовательного преломления, однако от него можно ожидать значительного эффекта в усилении междисциплинарных исследований в туризме с акцентом на социально-экологоэкономический эффект, как по причине хорошо сформулированных исследовательских задач, которые будут продолжать реализовываться и по завершению проекта, так и очень сильного состава участников и высокого академического уровня проекта, включая апробацию результатов исследований.

Заключение

В целом перспективы ликвидации концептуально-тематического разрыва области устойчивого туризма между европей-

скими и российскими наукой и образованием выглядят достаточно оптимистично. Здесь можно отметить следующие важные факторы, которые со временем, как представляется, устранят отставание отечественного научно-образовательного пространство.

Шаг за шагом идет популяризация устойчивого туризма через международные научные и образовательные проекты. Здесь можно отметить двух лидеров, каждый из которых идет несколько отличными путями, что на самом деле только благоприятно сказывается на всесторонней популяризации устойчивого туризма в России. Российский государственный университет туризма и сервиса в настоящее время внедряет раздел по устойчивому туризму в модульную дисциплину бакалавриата, что само по себе является вторым случаем в России. Однако еще больший акцент делается на создании образовательной лаборатории по устойчивому развитию туризма, которая должна служить специальным опорным пунктом межвузовской популяризации концепции. Об успехах Российской международной академии туризма в более академичном подходе к продвижению устойчивого туризма через научно сетевые кафедры и специализированную программу магистратуры уже было сказано ранее.

По мере такой популяризации в свою очередь растет интерес к устойчивому туризму со стороны всей научно-образовательной общественности, постепенно снижается неуверенность отечественных исследователей, появляется более точное понимание различных аспектов и компонент концепции.

Именно в последние годы наблюдается постепенный разворот в исследованиях от признания базовых положений концепции устойчивого туризма к проведению частных исследований конкретных ситуаций, особенно когда речь идет о развитии и планировании дестинаций.

В тех темах устойчивого развития туризма (прежде всего в естественно-научных по проблемам окружающей среды), в которых традиционно ведутся исследования в России, академический уровень работ высок — и это должно оказывать междисциплинарное влияние и на уровень работ социальноэкономической проблематики.

93

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Литература

1. ООП «Туризм», БФУ им. И. Канта, http://www.kantiana.ru/entrant/programms/oop_turizm_magistratura. pdf (дата обращения: 18.12.2014).

2. Устойчивое развитие и устойчивый туризм, МГПУ, http://www.mgpu.ru/materials/32/32445.doc (дата обращения: 18.12.2014).

3. Устойчивое развитие рекреации и туризма, МГУ, http://www.geogr.msu.ru/student/programs/m_ turizm/m_turizm_ustojchivoe_razvitie_rekreatsii_i_turizma.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

4. Стратегическое развитие туризма, ЮУГУ, http://efir.susu.ac.ru/wp-content/uploads/Стратегия-разви-тия-туризма.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

5. Устойчивое развитие туризма в странах и регионах мира, АГУ, http://www.asu.ru/files/ documents/00001964.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

6. ООП «Менеджмент туристских дестинаций», Российская Международная Академия Туризма, http:// www.rmat.ru/rumagistrant/ (дата обращения: 18.12.2014).

7. Journal of Sustainable Tourism, http://www.tandfonline.com/toc/rsus20/current#.VJc1d14h-A (дата обращения: 19.12.2014).

8. Магистерская программа по устойчивому туризму, Университет Саррей, http://www.surrey.ac.uk/ postgraduate/sustainable-tourism (дата обращения: 18.12.2014).

9. Программа бакалавра делового администрирования «Менеджмент в туризме и гостеприимстве», Университет МОДУЛ, http://www.modul.ac.at/study-programs/bba-in-tourism-and-hospitality-management/ curriculum/, (дата обращения: 18.12.2014).

10. Модуль «Устойчивый менеджмент в туризме», Университет Роберта Гордона, http://www4.rgu.ac.uk/ prospectus/modules/disp_moduleView.cfm?Descriptor=BS2212, (дата обращения: 18.12.2014).

11. Устойчивый менеджмент в туризме, Университет Эксетер, http://business-school.exeter.ac.uk/ module/?mod_code=BEMM375, (дата обращения: 18.12.2014).

12. Александров В.В., Гевондян А.В. К проблеме эффективного использования экотуристского потенциала природоохраняемой территории в СКФО: роль государства, http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/6-3/34196.pdf (дата обращения: 18.12.2014).

13. Семенова А.О. Эколого-туристский потенциал и перспективы экологического туризма в Карачаево-Черкесской Респеблике // Вестник Национальной академии туризма. 2010. № 1. С. 52—54.

14. Василиха Д.Ф. Стратегический подход к развитию региональной инфраструктуры туризма в России // Современные проблемы экономики и управления в сфере туризма: сб. научн. статей./ Редкол.: В.С. Боголюбов (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2009.

15. Saufi, A., O’Brien, D., Wilkins, H., (2014) Inhibitors to host community participation in sustainable tourism development in developing countries // Journal of Sustainable Tourism, 22(5): 801—820.

16. Truong, V.D., Hall, C.M., Garry, T., (2014) Tourism and poverty alleviation: perceptions and experiences of poor people in Sapa, Vietnam // Journal of Sustainable Tourism, 22(7): 1071—1089.

17. Henry, I.P., Jackson, G.A.M., (1996) Sustainability of Management Processes and Tourism Products and Contexts // Journal of Sustainable Tourism, 4(1): 17—28.

18. Choi, A.S., Ritchie B.W., (2014) Willingness to pay for flying carbon neutral in Australia: an exploratory study of offsetter profiles // Journal of Sustainable Tourism, 22(8): 1236—1256.

19. Mayer, M., (2014) Can nature-based tourism benefits compensate for the costs of national parks? A study of the Bavarian Forest National Park, Germany // Journal of Sustainable Tourism, 22(4): 561—583.

20. Whitelaw, P.A., King, B.E.M., Tolkach, D., (2014) Protected areas, conservation and tourism — financing the sustainable dream // Journal of Sustainable Tourism, 22(4): 584—603.

21. Nordic-Russian Green Growth Arena, http://arena.leontief-centre.ru/content1, (дата обращения: 19.12.2014).

THE PROBLEM OF SUSTAINABLE TOURISM IN SCIENCE AND EDUCATION IN RUSSIA AND ABROAD: A COMPARATIVE ANALYSIS

Ilkevich Sergey Viktorovich, PhD (Candidate of Science) in Economics, Associate Professor at the Department of Business Technologies in Tourism and Hospitality, ilkevich83@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

94

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

Проблематика устойчивого туризма в науке и образовании в России и за рубежом...

This article analyzes the current state and prospects of mainstreaming sustainable tourism in the basic educational programs of Russian universities, as well as identifying obstacles to the expansion of research topics in the field of sustainable tourism in Russia. The overview of Russian works in the field of sustainable tourism demonstrates that the most studied are natural, environmental aspects of sustainable tourism development in terms of long-term interests of society, while the social and economic dimensions of sustainable development of tourism are presented by a limited number of fragmented works. This situation in the domestic tourism science greatly contrasts with the ways of international tourism research in this area, where can be found a more balanced mix of studies, as the share of socio-economic research in the total volume of works on sustainable tourism is much higher.

A significant lack of research on the socio-economic aspects of sustainable tourism development is established by content analysis of domestic and foreign publications, and by their comparative analysis. Thematic focus of international projects on sustainable tourism in Russia is also analyzed to arrive to some indicative conclusions. The only comprehensive project in the field of sustainable tourism is currently under way between the Russian State University of Tourism and Service and Telemark University College (Norway), and in many ways it is still the first and only one. The main reason for the observed bias in domestic research, according to the author, is a strong starting position of natural sciences in comparison to social onesl. Another reason may be the rigidity of domestic tourism researchers of the humanitarian and economic profile in relation to the issues of sustainability, when Russian economists and specialists in humanities are under the influence of more successful researches in natural science and they underestimate the whole palette of concepts and approaches of socio-economic nature, relevant to the issues of sustainable tourism, and that is the reason why they are mentally limited to just the recognition and enumeration of the most obvious and basic socio-economic aspects of sustainable tourism (such as local employment, infrastructure development, replenishment of local budgets, integration into the world economy), and do no not go further, do not proceed with conducting specific studies within broader and more concrete settings of sustainability issues.

The issues of sustainable tourism in domestic tourist education are even less represented than in science. Over the past few years, only six Russian universities as part of their basic educational programs offered individual subjects to study sustainable tourism. To this can indirectly be added another dozen or so universities that offer disciplines in eco-tourism, and about two dozen universities offering courses on sustainable development, including some problems of tourism development. And only one university in Russia offers modules in sustainable tourism at the Master level, and that institution delivers three subjrects on sustainable tourism. It seems that the main problem in the Russian tourist education in the context of sustainable tourism is in some sense too “respectful” attitude to the subject of sustainable tourism, when it is believed that students should “grow” up to some level to get acquainted with this concept at a Master degree course of studies. In Europe, the concept of susyainable tourism is more culturaland widespread, and it is brought to bachelors just in more simple words and then at the Master level it is just taught with a higher academic rigor. This approach is in general culturally and professionally more productive. The second advantage of the European way of teaching sustainable tourism is that there is a much greater linkage between the concept and the context of small businesses, in other words sustainable developed not necessarily linked to the context of destination development and planning. Therefore, sustainable tourism is quite often studied in business schools.

In his publication the author tries to draw the attention of the national scientific community to the problem of conceptual and epistemological backwardness of the Russian tourism science in comparison to the international tourism science when it comes to sustainable tourism issues. Present deficiencies in socio-economic research and educational programs can be eliminated within a few years if the national scientific and educational communities duly appreciate the whole range of issues of sustainable tourism and the promising outlook for research and educational programs in this field.

Keywords: sustainable tourism, sustainable tourism development, socio-economic research, tourism research

95

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

References

1. OOP «Turizm», BFU im. I. Kanta, http://www.kantiana.ru/entrant/programms/oop_turizm_magistratura.pdf (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

2. Ustoichivoe razvitie i ustoichivyi turizm, MGPU [Sustainable development and sustainable tourism, MSPU], http://www.mgpu.ru/materials/32/32445.doc (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

3. Ustoichivoe razvitie rekreatsii i turizma [Sustainable development of recreation and tourism], MGU, http:// www.geogr.msu.ru/student/programs/m_turizm/m_turizm_ustojchivoe_razvitie_rekreatsii_i_turizma.pdf (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

4. Strategicheskoe razvitie turizma [Strategic Tourism Development], IuUGU, http://efir.susu.ac.ru/wp-content/ uploads/CTpaTeran-pa3BHTHH-Typn3Ma.pdf (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

5. Ustoichivoe razvitie turizma v stranakh i regionakh mira [Sustainable tourism development in the countries and regions of the world], AGU, http://www.asu.ru/files/documents/00001964.pdf (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

6. OOP «Menedzhment turistskikh destinatsii» [OOP “Management of tourist destinations”], Rossiiskaia Mezhdunarodnaia Akademiia Turizma, http://www.rmat.ru/rumagistrant/ (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

7. Journal of Sustainable Tourism, http://www.tandfonline.com/toc/rsus20/current#.VJc1d14h-A (data obrasheniia: 19.12.2014) [Accessed on 19.12.2014].

8. Magisterskaia programma po ustoichivomu turizmu [Master in Sustainable Tourism], Universitet Sarrei http:// www.surrey.ac.uk/postgraduate/sustainable-tourism (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

9. Programma bakalavra delovogo administrirovaniia «Menedzhment v turizme i gostepriimstve» [Bachelor of Business Administration program “Management in tourism and hospitality”], Universitet MODUL, http://www. modul.ac.at/study-programs/bba-in-tourism-and-hospitality-management/curriculum/, (data obrashcheniia:

18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

10. Modul’ «Ustoichivyi menedzhment v turizme» [Module “Sustainable management in tourism”], Universitet Roberta Gordona, http://www4.rgu.ac.uk/prospectus/modules/disp_moduleView.cfm?Descriptor=BS2212, (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

11. Ustoichivyi menedzhment v turizme [Sustainable management in tourism], Universitet Ekseter, http:// business-school.exeter.ac.uk/module/?mod_code=BEMM375, (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

12. Aleksandrov, V.V., Gevondian A.V. K probleme effektivnogo ispol’zovaniia ekoturistskogo potentsiala prirodookhraniaemoi territorii v SKFO: rol’ gosudarstva [On the problem of efficient use of the ecotourism potential of the protected area in the North Caucasus Federal District: the role of the state], http://www.rae.ru/ fs/pdf/2014/6-3/34196.pdf (data obrashcheniia: 18.12.2014) [Accessed on December 18, 2014].

13. Semenova, A.O. Ekologo-turistskii potentsial i perspektivy ekologicheskogo turizma v Karachaevo-Cherkesskoi Respeblike [Ecotourism potential and prospects of eco-tourism in the Karachay-Cherkessia Respeblike] // Vestnik Natsional’noi akademii turizma. 2010. № 1. pp. 52—54.

14. Vasilikha, D.F. Strategicheskii podkhod k razvitiiu regional’noi infrastruktury turizma v Rossii [A strategic approach to the development of regional tourism infrastructure in Russia] // Sovremennye problemy ekonomiki i upravleniia v sfere turizma: sb. nauchn. statei. // Redkol.: V.S. Bogoliubov (otv. red.) i dr. SPb.: SPbGIEU, 2009.

15. Saufi, A., O’Brien, D., Wilkins, H., (2014) Inhibitors to host community participation in sustainable tourism development in developing countries, Journal of Sustainable Tourism, 22(5), pp. 801—820.

16. Truong, V.D., Hall, C.M., Garry, T., (2014) Tourism and poverty alleviation: perceptions and experiences of poor people in Sapa, Vietnam // Journal of Sustainable Tourism, 22(7), pp. 1071—1089.

17. Henry, I.P., Jackson, G.A.M., (1996) Sustainability of Management Processes and Tourism Products and Contexts // Journal of Sustainable Tourism, 4(1), pp. 17—28.

18. Choi, A.S., Ritchie B.W., (2014) Willingness to pay for flying carbon neutral in Australia: an exploratory study of offsetter profiles // Journal of Sustainable Tourism, 22(8), pp. 1236—1256.

19. Mayer, M., (2014) Can nature-based tourism benefits compensate for the costs of national parks? A study of the Bavarian Forest National Park, Germany // Journal of Sustainable Tourism, 22(4), pp. 561—583.

20. Whitelaw, P.A., King, B.E.M., Tolkach, D., (2014) Protected areas, conservation and tourism — financing the sustainable dream // Journal of Sustainable Tourism, 22(4), pp. 584—603.

21. Nordic-Russian Green Growth Arena, http://arena.leontief-centre.ru/content1, (data obrashcheniia:

19.12.2014) [Accessed on 19.12.2014].

96 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 9. 2015 / № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.