Научная статья на тему 'Знание, понимание, умение в личностно ориентированной технологии естественно- научного образования'

Знание, понимание, умение в личностно ориентированной технологии естественно- научного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SUBJECT / DEVELOPMENT SITUATION / SELF-ORGA NIZATION / СУБЪЕКТ / СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Г.М.

Раскрывается актуальная проблема развития ключевых компетентностей личности в личностно ориентированной технологии естественнонаучного образования. Разработана новая форма учебного занятия с ситуационно-поисковым механизмом обучения, позволяющим решить задачи развития личности. Механизм демонстрирует эволюцию ситуаций развития личности в ситуации саморазвития личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Г.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE, UNDERSTANDING AND SKILL IN INDIVIDUALITY ORIENTED SCIENCE TEACHING TECHNIQUES

The article examines an important issue of developing key competencies of the individual in individuality oriented techniques in teaching science. The author suggests a new type of classes employing situational search teaching mechanism that helps to achieve personal growth objectives. The mechanism demonstrates the evolution of personal development situations in a school students development.

Текст научной работы на тему «Знание, понимание, умение в личностно ориентированной технологии естественно- научного образования»

#

ЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, УМЕНИЕ В ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

KNOWLEDGE, UNDERSTANDING AND SKILL IN INDIVIDUALITY ORIENTED SCIENCE TEACHING TECHNIQUES

Г. М. Анохина

Раскрывается актуальная проблема развития ключевых компетентностей личности в личност-но ориентированной технологии естественнонаучного образования. Разработана новая форма учебного занятия с ситуационно-поисковым механизмом обучения, позволяющим решить задачи развития личности. Механизм демонстрирует эволюцию ситуаций развития личности в ситуации саморазвития личности школьника.

Ключевые слова: субъект, ситуации развития; самоорганизация.

G. M. Anokhina

The article examines an important issue of developing key competencies of the individual in individuality oriented techniques in teaching science. The author suggests a new type of classes employing situational search teaching mechanism that helps to achieve personal growth objectives. The mechanism demonstrates the evolution of personal development situations in a school student's development.

Keywords: subject, development situation, self-organization.

Приоритетным направлением в модернизации современного школьного образования является личностно ориентированный, компетент-ностный подход к обучению.

Личностно ориентированный образовательный процесс реализует изначально присущие ребенку субъект-ность, рефлексивное сознание, творческий потенциал, любопытство, потребности в самостоятельном познании мира, общении, свободе и развивает их.

Необходимо уйти от существующего механизма формирования школьного знания, предназначенного для запоминания, воспроизведения и «ответа у доски», использования, в основном, для решения абстрактных, отчужденных от личности ученика учебных задач. Для естественнонаучных дисциплин, назначение которых состоит в формировании мировоззрения, методологической культуры, системных знаний о мироздании, раскрывающих смысл и ценность познания законов природы, бытия и места в них человека, такой механизм неприемлем.

Необходимо изменить содержание и технологию образовательного процесса, механизм педагогического взаимодействия, чтобы включить ученика в творческий процесс познания, в котором он выступит как субъект деятельности учения и собственного развития на уроке, овладевая социокультурным опытом и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру. В традиционном объяснительно-репродуктивном учебно-воспитательном процессе механизм процесса познания декларируется. Субъект процесса познания сам ставит цели, исходя из смыслов, интересов и мотивов, выбирает способы и формы решения поставленных учителем проблем. Ученик является субъектом учебной деятельности и собственного развития, когда реализует «хочу», «могу», «я сам» [1].

124

Ученые установили, что человек включается в деятельность по своему «хотению» [1], когда предмет активности представляет смысл и ценность для личности. Происходит «сдвиг мотива на цель» [2]. Цель - задача, проблема, которая решается на уроке. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости изучаемого на уроке. «Человеческое сознание обладает пристрастностью и субъективностью» [2]. «Если ученик не видит смысла в учебной работе, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он действует по принуждению, действия его становятся формальными, и действия педагога обречены на бесконечный формализм» [3]. Опора на прежний опыт и поиск смысла - врожденные качества мозга.

Отчужденность предметного содержания преодолевается внесением в учебный материал опыта жизнедеятельности учащихся, полученного ими начиная с рождения (о животных, растениях, процессах в собственном организме, быту и др.), изучением окружающего мира природы с помощью ситуаций, превращающих учебные ситуации в личностно ориентированные. Личностно ориентированные ситуации реализуют также природные потребности ученика в самостоятельном познании, общении, самоутверждении при организации работы в малых группах, а затем межгрупповой дискуссии, где идет осмысление и понимание новых знаний.

В нашем опыте преобладали поисково-исследовательские формы учебных занятий. Мы их назвали занятия-поиски, занятия-исследования.

Главный принцип технологии обучения на занятии-поиске - принцип личностной самоорганизации субъекта учения. Занятие-поиск радикально отличается от традиционного урока по структуре, содержанию, методам, механизмам.

Технология обучения и учения на таких занятиях подчиняется следующему алгоритму.

1. Мотивирующее начало:учитель создает ситуацию, актуализирующую поиск смысла учебной деятельности, содержащую познавательную и жизненно-практическую проблему. Это задание (проблема), связанное со словом, рисунком, воспоминанием, «донаучным» личностным опытом взаимодействия ученика с физическими явлениями и химическими, биологическими процессами в быту, природе, технике, растительно-животном мире, человеческом организме, волнующее, интересующее детей, неожиданное, загадочное, но обязательно личностное, жизненно значимое.

2. Индивидуальная работа: учитель дает задания учащимся. Это работа над текстом, задачей, звуками, моделями, свое видение проблемы, создание гипотезы, заучивание правила, определения, разработка проекта, анализ рисунка, предполагающая свободу в выборе пути, способа решения, право на ошибку. Учитель наравне с детьми выполняет задание: по сути учебное, но отвечающее на жизненный вопрос.

3. Самостоятельный поиск информации, исследование: у учащихся возникает информационный запрос, потребность в самостоятельном «добывании» знаний, использовании учебников, справочников в результате психологического состояния личности - кризиса компетентности, - когда ученику для выполнения задания не хватает знаний, умений. Идет поиск, самостоятельная работа с ними, работа мысли. То, что мы даем при традиционном преподавании предмета, ученик запрашивает сам, проводит простейшие опыты. К знаниевому опыту и опыту умений приводят переживания совершаемых предметных, умственных и практических действий, представляющих смысл для личности.

4. Работа в малых группах: парная сменяется групповой (ученики объединяются в пары, группы стихийно или по инициативе учителя, регулирующего равновесие психологических качеств детей (экстравертность, интраверт-ность, тип мышления, лидерские качества и т. п.). Учащиеся обмениваются решениями, обсуждают способы решения, сопоставляют, сверяют, оценивают и корректируют, самореализовываются, соотносят свою деятельность с деятельностью других: самооценка, самокоррекция. Собственный поиск непременно предшествует обмену идеями, затем происходит общее обдумывание проблемы в диалогической «со-бытийной общности» и, если есть необходимость, группа обращается к новому действию. Группа (ученическая общность) «заражает» ученика творческим поиском, является благоприятной средой для активного и совместного поиска, для того, чтобы индивидуальное развитие было одновременно и процессом овладения социальным опытом, формирования гражданина, коммуникативной культуры, толерантности, ответственности.

5. Межгрупповая дискуссия: группы учащихся и учитель предъявляют результаты своего поиска на всеобщее обсуждение; выступление за группу ответственно и почетно, оно позволяет ученику самореализовываться, способ-

ствует его личностному росту; решение задания учителем выглядит как нетрадиционное объяснение, его личностный опыт становится частью содержания образования и представляет повод для дискуссии и корректировки учащимися выполненных заданий.

6. Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний: учитель дает задания - эвристические, конструкторские, инженерные, проектные; учащиеся, анализируя познанное, выдают субъектиро-ванный индивидуальный творческий продукт в конце занятия (вербальный, графический, практический - суждение, схема, таблица); после нескольких занятий - реферат, проект, модель.

Вышеописанный цикл повторяется при выполнении нескольких заданий. Обучение предстает как процесс познания, организуемый и управляемый учителем, в котором ученик, выступая субъектом процесса познания, самостоятельно приобретает знания, представляющие для него смысл и ценность, постигает закономерности объективного мира в творческой деятельности.

Коррекция обучения и освоения изучаемого происходит благодаря оперативной обратной связи, осуществляемой в межгрупповой дискуссии после обсуждения способов решения проблемы в малых группах, затем представления результатов поиска на всеобщее обсуждение. Структура занятия отражает не только алгоритм синхронных действий педагога и ответных действий ученика, но и содержание, методы и механизм обучения.

Мотивирующее начало: учитель создает ситуацию, являющуюся проблемной для ученика; ученик осознает смысл учения, мотив и потребность в собственном развитии.

Индивидуальная работа и информационный поиск, исследование: учитель включает ученика в предметные действия и простейшие исследования - опыт самостоятельного добывания знаний и кинестетический; ученик, переживая дефицит знаний, спонтанно рождающий информационный запрос, изучает учебный материал, выполняет задания и проводит простейшие опыты самостоятельно, включая волевые усилия.

Работа в малых группах: учитель организует работу учащихся над заданиями в «со-бытийной» общности, переводя их через возможный «барьер» - «зону ближайшего развития» - для усвоения предметного, рефлексивного опыта социализации с помощью товарищей, педагога, используя методы диалогического общения; учащиеся обмениваются информацией, способами решений, обсуждают, убеждают, корректируют, рефлексируют, самореализовываются.

Межгрупповая дискуссия: в процессе межгруппового взаимодействия учащихся (с участием учителя), усиливающего самообучение, происходят усвоение и активное воспроизводство социального опыта, формирование поведения в обществе - социализация. Поиск, совместная работа, обмен идеями и решениями приводят к рефлексии, пониманию, озарению, торжеству новых знаний.

125

Индивидуальная работа с практическим преобразованием учебных знаний: самоанализ, рефлексия движения собственной мысли, чувства, знания. Учащиеся анализируют свои пути познания, успехи и неудачи каждого этапа, опыт творческих решений. Высказывается каждый ученик, и учитель строит с учетом этих высказываний следующий этап работы, ведущий к развитию знаний.

Механизм обучения - ситуационно-поисковый. Учитель организует творческий процесс познания: личностное, практическое, а не одностороннее теоретическое. Вместо традиционного ролевого взаимодействия создаются партнерские отношения учителя с учениками. Учитель вместе с детьми выполняет все задания, участвуя в процессе познания. Нет привычного объяснения. Преподавательскую функцию учитель выполняет, подавая необходимую информацию малыми дозами, когда в ней возникает необходимость, оставляя пространство для мысли детей, когда все - и учащиеся, и учитель - представляют результаты поиска всему классу. Заслуживают одобрения педагогом не только учащиеся, нашедшие правильный ответ, но и активно участвующие в поиске.

Отсутствие оценивания в баллах и снятие заниженных самооценок, боязни ошибиться создают спокойную рабочую атмосферу, возможность дать оригинальное решение, проявить фантазию, вызывают у ученика не только желание учиться, но и понимание того, что учиться необходимо, что учеба - труд, требующий волевых усилий. (Оценивание в баллах осуществляется на уроках, уроках-зачетах.)

Ситуационно-поисковый механизм обучения выступает как психолого-педагогическая основа построения и функционирования естественно-научного образования в общеобразовательной школе. Он отражает способ организации факторов образования и реализации закономерностей обучения и усвоения знаний, создающих условия для развития личности: самостоятельности, рефлексивности, ответственности, креативности, образованности. Центральной характеристикой ситуационно-поискового механизма обучения является «ситуация развития личности» [4]. Суть механизма заключается в том, что обучение не является объяснительно-репродуктивным, не представляет собой формальную организацию предметной деятельности учащихся, принуждение и воздействие, а предполагает включение учащихся в последовательность развивающихся личностно ориентированных ситуаций - учебных по сути, но преподнесенных в форме жизненных ситуаций, представляющих смысл их познания для ученика и потому направляющих его на самостоятельный поиск информации, исследования, включающих волевые усилия при вхождении в учебную деятельность, предмет активности которой отражается в сознании как самостоятельно поставленная цель для решения задач, поставленных учителем.

Механизм показывает, как активизируются потреб ностно-мотивационная, эмоциональная, ценностная, рефлексивная, волевая, познавательная сферы личности, как совершаются новообразования.

126

Совокупная целостность педагогических и психологических ситуаций превращается в ситуацию саморазвития школьника:

• ситуация мотивационно-смысловая, связанная с «донаучным» личностным опытом впечатлений, переживаний, потрясений от «встречи» с природными явлениями, процессами в человеческом организме, явившимися событием для ученика, с использованием учебного опыта естественно-научных дисциплин, раскрывающего диалектическую взаимосвязь физических, биологических, химических явлений, процессов и законов природы;

• ситуация переживания кризиса компетентности, дефицита знаний, спонтанно рождающая информационный запрос, потребность в самостоятельном познании;

• ситуация личностной самоорганизации и волевого усилия при вхождении в учебную деятельность, предмет активности которой отражается в сознании как самостоятельно избранная цель;

• ситуация «открытия» свойств, признаков изучаемых явлений в собственных исследовательских опытах;

• ситуация самореализации, удовлетворения социально-психологических мотивов в признании другими, самосовершенствования в совместной групповой деятельности;

• ситуация осмысления изучаемого предметного содержания и формирования рефлексивно-критического отношения к нему в «диалогической со-бытийной общности»;

• ситуация включения в творческий процесс усвоения знаний, осознания ценности, значимости учения;

• ситуация рефлексии собственного продвижения по пути становления образовательной компетентности.

Таким образом, разработанный механизм обучения показывает динамику ситуаций, ведущую к ситуации саморазвития школьника, когда знания, усвоенные на уровне внутренней установки и убеждений, превращаются в предмет творческого практического преобразования (проекты, модели, установки для опытов, рефераты).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. - М.: Педагогика, 1994.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избр. психолог. произведения - М.: Наука, 1983.

3. Рубинштейн С. Л. Основы психологии. - М.: Просвещение, 1935.

4. Сериков В. В. Образование и личность: Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.: Логос, 1999.

5. Амонашвили Ш. А. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987.

6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.