Материалы Международного семинара Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2012, № 4 (28), с. 93-97
УДК 316
ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ ИМЕЕТ ЭФФЕКТ? ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕВАЕМОСТИ «PIRLS»)
© 2012 г. Анке Барбара Лигманн
Университет г. Вуперталь, Германия
anke. liegmann@uni-due. de
Поступила в редакцию 03.04.2012
Представлены международные инструменты оценки образовательных навыков учеников PISA, TIMMS, PIRLS, в также их результаты в международном контексте. Рассматриваются стратегии использования полученных в результате исследований данных в образовательной политике разных стран.
Ключевые слова: социальная политика в сфере образования, инструменты оценки качества школьного образования, PISA, TIMMS, PIRLS.
Мы занимаемся изучением реформ образовательной системы и их результатов. Одним из центральных изменений в последние годы в Германии стала систематическая эвалюация системы образования.
Эмпирические исследования образования благодаря эвалюационным исследованиям предоставляют информацию о системе образования на разных уровнях. Эти данные доступны для образовательной политики и управления образованием, чтобы на их основе могли приниматься решения с целью усовершенствования образовательной системы. Частично исследования инициируются самой образовательной политикой. В Германии это касается, например, исследования школьной успеваемости PISA (Программа международной проверки учащихся) [1], TIMSS (Тренды в международных математических и научных исследованиях), а также PIRLS (международное исследование качества чтения и понимания текста) [2].
Но наличие данных само по себе не приводит к изменениям. А потому напрашивается вопрос: способствуют ли (и если да, то каким образом) данные исследований образования улучшению самой системы образования.
Далее сравним различные страны и рассмотрим на примере исследования школьной успеваемости PIRLS, как результаты исследования системы образования находят применение в образовательной политике и управлении образованием.
Исследование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) проводится с 2001 года. В рамках данного исследования собирается информация о навыках чтения у учащихся четвёртых классов. Кроме исследования школьной успеваемости, изучаются еще и следующие аспекты:
- социоэкономические данные о школьниках и их родителях;
- данные о качестве учебных занятий;
- контекстные данные о системе образования.
С 2001 г. опросы в рамках PIRLS проводятся
каждые 5 лет, то есть после 2001 г. следующие волны были в 2006 и в 2011 гг. Представленные результаты относятся к исследованию PIRLS 2006 г.
Участвуя в PIRLS 2006 г., 40 стран предоставили информацию о своих школьных системах для международного сравнения.
Не имея возможности подробно представить результаты исследования, перечислю лишь наиболее важные из них:
- Россия, Гонконг и Сингапур представляют собой страны, где школьники имеют самые высокие показатели качества чтения;
- в некоторых странах показатели чтения среди школьников по сравнению с 2001 г. значительно улучшились; среди них 3 страны-лидера с высокими показателями (Россия, Гонконг и Сингапур), а также такие страны, как Словения, Словакия, Италия, Германия, Венгрия;
Таблица 1
Распределение 12 стран - участников проекта в соответствии с показателями навыков чтения
среди учеников четвертого класса
Страна Среднее значение Стандартное отклонение
Россия 565 3.4
Гонконг 564 2.4
Венгрия 551 3.0
Германия 548 2.2
Нидерланды 547 1.5
Бельгия (FL) 547 2.0
Латвия 541 2.3
Англия 539 2.6
Австрия 538 2.2
Новая Зеландия 532 2.0
Словакия 531 2.8
Среднее значение для PIRLS 506 0.5
Южная Африка 302 5.6
- во всех странах девочки имеют более высокие показатели, чем мальчики;
- посещение дошкольных учреждений (детских садов) положительно сказывается на качестве чтения в 4-м классе;
- чтение, которое доставляет удовольствие, и книжная социализация ребенка в домашних условиях положительно сказываются на качестве чтения в 4-м классе.
Результаты PIRLS 2006 г. во всех странах-участниках были одновременно опубликованы в конце 2007 г. В 2010 г. стартовал проект «Влияние PIRLS 2006» (Воздействие PIRLS 2006), в котором в общей сложности приняло участие 12 стран из тех, кто участвовал в PIRLS 2006.
Это исследование ставило своей целью собрать информацию о произошедших изменениях, реструктуризациях и специальных программах в различных сферах национальной образовательной системы, в отношении которых просматривается связь с публикацией данных РЖЬБ. Безусловно, образовательно-политические и административные реформы представляют собой комплексные процессы, на которые оказывают влияние самые разнообразные факторы. Поэтому изменения едва ли можно причинно объяснить одним-единственным иссле-
дованием. Несмотря на это, можно заметить, что некоторые специфические мероприятия были инициированы в связи с тем, что результаты PIRLS стали достоянием общественности.
В рамках исследования «Влияние PIRLS» члены национальных PIRLS-консорциумов предоставляют отчеты каждый о своей стране. Именно эти отчеты и легли в основу проводимого нами сравнения.
Среди участников - европейские страны (Бельгия, Германия, Латвия, Нидерланды, Австрия, Словакия, Венгрия), а также Российская Федерация, Гонконг, Южная Африка и Новая Зеландия. Их доклады, представляющие собой взгляд изнутри, позволили сопоставить результаты PIRLS, реакции СМИ и взаимосвязи развития.
Прежде чем представить дальнейшие результаты, следует показать распределение 12 стран - участников проекта в соответствии с показателями навыков чтения среди учеников четвертого класса (табл. 1).
Средний показатель для этих стран составляет 506 баллов. 11 из 12 стран, которые приняли участие в проекте «Влияние PIRLS», имеют показатели качества чтения значительно выше среднего значения. И только показатели чтения учеников из Южной Африки составляют 302
Таблица 2
Результаты и мероприятия образовательной политики, проведенные после опубликования PIRLS
Страна Представленные результаты Контекстные и входные показатели Процессные и выходные показатели
Гонконг Низкий уровень поддержки родителей Справочник для родителей, способствующий раннему приучению к чтению;
Венгрия - - -
Австрия Различия в показателях чтения зависят от страны происхождения и миграции Обязательный год в детском саду; образовательный план детского сада Поддержка детей с языковыми проблемами (мигранты, социально не защищенные и труд-нообучаемые)
Словакия Различия в показателях находятся в зависимости от происхождения и региона (более низкие показатели в экономически слабых регионах) Финансовая и кадровая поддержка обделенных школьников, их учителей и их школ -
балла и располагаются гораздо ниже среднего уровня.
Нас особенно интересовал вопрос, как отдельные страны на уровне образовательной политики отреагировали на полученные результаты о существовании социального неравенства в сфере образования, то есть на наличие взаимосвязи между школьной успеваемостью и социальным происхождением учеников, и насколько это нашло отражение в реализации соответствующих мероприятий.
На основании трёх главных индикаторов («Уровень образования родителей», «Социальный статус родителей» и «Количество книг дома») мы описываем социально-экономический статус школьника. Лучше обеспеченные школьники набрали большее количество баллов, нежели более обделенные в соответствии со своим социальным положением. Взаимосвязь между приобретением компетенций и социальным происхождением можно наблюдать во всех странах - участниках PIRLS. Однако взаимосвязь эта в рассматриваемых нами 12 странах выражена по-разному: в Гонконге, Латвии, Нидерландах, России и Бельгии эта связь менее выражена, чем в среднем по группе.
Если рассматривать взаимосвязь этих социальных индикаторов и среднего показателя навыков чтения, можно отметить, что, например, в Гонконге эта связь выражена в наименьшей степени, несмотря на высокие показатели чтения. В Южной Африке, наоборот, наблюдается наибольшая зависимость от социальных показателей.
При относительно высокой успеваемости в чтении таким странам, как Венгрия, а также Германия и Словакия не удается в полной мере компенсировать влияние социального происхождения за счет усилий школьной педагогики. Стоит посмотреть отчеты отдельных стран, чтобы можно было оценить, насколько соответствующие взаимосвязи нашли свое отражение в мероприятиях образовательной политики и СМИ.
На четырех примерах можно будет наглядно убедиться в том, что знание о наличии влияния социальных показателей на качество чтения абсолютно по-разному воспринимается разными странами. Мы выбрали Гонконг как страну с наименьшей зависимостью от социальных показателей, а также Венгрию, Австрию и Словакию, в которых эта зависимость выражена сильно (причем Венгрия является страной, где особенно выражено ущемление интересов школьников по социальному признаку) (табл. 2).
В таблице 2 представлены результаты и мероприятия образовательной политики, которые были упомянуты в отчетах каждой из стран как проведенные после опубликования PIRLS и должны были быть направлены на компенсацию социального неравенства.
Соблюдая осторожность при составлении типологий, можно все-таки выделить 4 стратегических подхода к использованию информации (предоставленной исследованием PIRLS) о наличии социального неравенства в образовательной системе, в сфере образовательной политики.
Стратегия часового механизма (Гонконг). На основании результатов PIRLS Гонконг за-
нимает лидирующую позицию в деле компенсации социального неравенства, показывая при этом высокие показатели качества чтения. Также удивительно, что усилия образовательной политики не ослабевают, несмотря на достигнутый успех. Причем авторы отчета по данной стране еще больше подчеркивают важность ведения разъяснительной работы в школах с целью объяснения учителям причин успешности проведенных реформ, чтобы они не успокаивались на достигнутом, а продолжали реализовы-вать соответствующие мероприятия. Результаты PIRLS и далее продолжают тщательно изучаться с целью выявления слабых мест образовательной системы, чтобы можно было инициировать дополнительные оптимизирующие реформы и инновации.
Всеобъемлющая стратегия (Австрия). Австрия докладывает о большом количестве мероприятий на различных уровнях, некоторые из которых непосредственно направлены на снижение отрицательного влияния социального происхождения. Даже обязательный последний год детского сада и раннее обучение чтению в детском саду служат поддержке социально обделенных детей и компенсируют имеющиеся отклонения от нормы.
Перспектива самоуспокоения (Венгрия). В Венгрии, где, не считая Южной Африки, социальное неравенство в образовании выражено в наибольшей степени, эти проблемы вообще не обсуждаются ни в их отчетах о влиянии PIRLS, ни в публикациях результатов PIRLS в местных СМИ, ни в ходе реализации мероприятий образовательной политики. Какие общественные или политические условия или исследовательские традиции привели к формированию данного типа стратегии, невозможно объяснить на основе имеющихся в нашем распоряжении данных.
Ресурсная стратегия (Словакия). В Словакии при поддержке социально обделенных школьников ставка делается в меньшей степени на содержательные мероприятия, и в большей - на общую поддержку за счет выделения финансовых ресурсов или персонала для социально неблагополучных регионов. Это в принципе логично, так как дети из таких регионов зачастую относятся к социально незащищенным семьям.
Благодаря рассмотрению данных стратегий и перспектив в рамках международного сравнительного анализа становится явно заметной различная образовательно-политическая значимость социального неравенства, несмотря на то, что эта типология была составлена на базе ограниченной информации и служит прежде всего для исследовательских целей. Насколько
эффективна каждая из представленных стратегий в деле преодоления проявлений социального неравенства в сфере образования, необходимо проверять в ходе более длительных и глубоких исследований.
Что нам показывает данное исследование? Что сведения, которые предоставляются исследованиями в сфере образования в виде массива данных, по-разному принимаются во внимание. Таким образом, мы не можем исходить из того, что сама по себе доступность данных уже обязательно приводит к реакции со стороны образовательной политики. Международный сравнительный анализ наглядно показывает, что примерно одинаковые показатели (в нашем случае - показатели социального неравенства) не обязательно ведут к организации близких или сопоставимых мероприятий. Это сравнение обращает наше внимание на то, что необходимо проводить дальнейшие исследования, чтобы выявить факторы, которые оказывают влияние на применение полученных данных на практике.
За счет сравнения наших данных с данными, полученными за пределами страны, для нас открывается возможность знакомства с организацией и функционированием других образовательных систем. Это знание может послужить ценнейшим импульсом при оценивании собственной системы образования.
В рамках исследования «Влияние PIRLS» мы отметили и следующий момент, который заставил нас задуматься. В отчете России очень хорошие показатели качества чтения российских школьников связываются с изменениями учебных занятий. Эти изменения заключаются в комбинировании репродуктивных и пассивных методик вплоть до применения развивающих и творческих подходов к проведению школьных уроков. К изменению методов проведения уроков в аналогичном ключе в последние несколько лет стремится и Германия. Однако этот процесс осуществляется очень медленно. А потому для нас исключительно интересно узнать что-то новое о других странах, и в частности то, каким образом в России удается убедить учителей, чтобы они изменили привычные рутинные формы уроков.
Список литературы
1. Официальный сайт Международной программы оценки учащихся (PISA). - URL: http://www.pisa. oecd.org.
2. Официальный сайт исследований TIMSS and PIRLS. - URL: http://timssandpirls.bc.edu/
KNOWLEDGE WHICH HAS AN EFFECT? THE EFFICIENCY OF RESEARCH DATA FOR EDUCATIONAL POLICY DECISIONS (ANALYSIS ON THE CASE OF SCHOOL PERFORMANCE
INVESTIGATION «PIRLS»)
Anke Barbara Liegmann
In this article international tools for students'educational skills evaluation PISA (Program for International Student Assessment), TIMMS (Trends in International Mathematics and Science Study), PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) are considered along with the their results in international context. The strategies of research data use in educational policies of different countries are discussed.
Keywords: social policies in education, tools of school education quality assessment, PISA, TIMMS, PIRLS.