УДК 371.263(07)+378.001.891 Е.Ф. КОРСУНОВА, Е.В. СТРЕБКОВА
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается влияние международных и региональных сравнительных исследований достижений обучающихся на изменения в деятельности учреждений общего образования России, в том числе в Ростовской области. Приводятся основные результаты массовых международных, региональных и территориальных обследований, отмечаются появившиеся позитивные изменения в контрольно-оценочной деятельности образовательных учреждений региона.
Ключевые слова: сравнительные обследования, качество образования, независимая оценка, образовательные достижения обучающихся, массовое тестирование.
Отличительной особенностью развития образования в мире является повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам качества и эффективности образования. Анализ образования в закрытом национально-культурном контексте меняется на анализ позиции страны в международном контексте, возрастает значимость независимой оценки достижений обучающихся на разных ступенях образования.
Разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через системы международного, всероссийского, регионального мониторинга качества образования, в том числе и в рамках единого государственного экзамена [1].
В международных сравнительных обследованиях предметной подготовленности школьников, которые начали регулярно проводиться в конце XX века с цикличностью 3-5 лет, в разные годы принимали участие от 40 до 70 стран [2]. Россия участвует в таких обследованиях с 1991г. В процессе тестирования и анкетирования школьников, а также анкетирования родителей, учителей и администрации школ изучается состояние системы образования. Количество участников обследований одинаково для всех стран-участниц. Для того чтобы обеспечить сравнимость данных по разным странам, группы обучающихся определяются на основе возрастного критерия. Сегодня наиболее известные проекты международных обследований учебных достижений школьников, в которых участвует Россия, - PISA, TIMSS, PIRLS, CIVIC и т.д.
PISA (Programme for International Student Assessment) - международная программа, которая проверяет, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе. В каждом цикле по годам основное внимание (2/3 времени тестирования) уделяется одному направлению: «грамотность чтения» (2000), «математическая грамотность» (2003), «естественнонаучная грамотность» (2006). Программа PISA оценивает знания и компетенции обучающихся, необходимые для решения вопросов в реальных ситуациях повседневной жизни. Ре-
зультаты наших школьников в обследовании PISA гораздо ниже среднего международного уровня (табл.1, 2).
Таблица 1
Место России в рейтинге PISA-2006 (по сравнению с PISA-2003)
Направления исследования PISA PISA-2006 (из 57 стран) PISA-2003 (из 40 стран)
Естественнонаучная грамотность 33-38
Математическая грамотность 32-36 29-31
Г рамотность чтения 37-40 32-34
Таблица 2
Распределение учащихся России (в %) по уровням грамотности, PISA-2006
Направления обследования PISA Уровни математической и естественнонаучной грамотности
6-й (высший) 5-й 4-й 3-й 2-й (базовый) 1-й Ниже 1-го
Естественнонаучная грамотность 0,5 3,7 15,1 28,3 30,2 17,0 5,2
Математическая грамотность 1,7 5,7 14,7 24,2 27,0 17,6 9,1
Уровни грамотности чтения
5-й (высший) 4-й 3-й 2-й (базовый) 1-й Ниже 1-го
Г рамотность чтения 1,7 9,0 24,0 30,0 21,7 13,6
Расхождение в уровнях грамотности разных стран помогает обнаружить проблемы функционирования национальных систем образования, заставляет обратить внимание на причины, препятствующие их развитию и преобразованию.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) - сравнительное обследование математической и естественнонаучной подготовки учащихся начальной (4 кл.) и основной (8 кл.) школы. TIMSS проверяет, владеют ли учащиеся знаниями и умениями в соответствии с программным материалом школы. Для России исследование является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования в соответствии с международными приоритетами в образовании [3].
По результатам TIMMS в 2007 г., Россия заняла по математике:
4-е классы - 6-е место по рейтингу среди 36 стран (544 балла), 8-е классы
- 8-е место среди 49 стран (512 баллов); по естествознанию: 4-е классы -
5-е место среди 36 стран (546 баллов), 8-е классы - 10-е место среди 49 стран (530 баллов) [4]. Анализ результатов показал, что «знаниевая» подготовка российских учащихся значительно преобладает над практикоориентированной [2]. Учет этих факторов привел к необходимости изменения подходов к обучению школьников, усиления практико-ориентирован-ной составляющей в программах и учебниках, разработки новых образовательных стандартов на основе компетентного подхода.
Таблица 3
Выборочные данные по естествознанию, TIMMS-2007
4-й класс 8-й класс
Страна Разность между средним баллом страны и средним международным баллом (500) Страна Разность между средним баллом страны и средним международным баллом (500)
Сингапур 87 Сингапур 67
Тайвань 57 Тайвань 61
Гонконг 54 Япония 54
Япония 48 Англия 42
Россия 46 Венгрия 39
Англия 42 Словения 38
США 39 Гонконг 30
Венгрия 36 Россия 30
Италия 35 США 20
Австралия 27 Австралия 15
Словения 18 Шотландия -4
Шотландия 0 Италия -5
Армения -16 Армения -12
Норвегия -23 Норвегия -13
Иран -64 Иран -41
Тунис -182 Тунис -55
Участие в международных обследованиях даёт педагогическому сообществу страны доступ к новейшим методикам оценки качества образования, разработанным профессионалами высочайшего международного класса. Ни одна, даже очень богатая, страна не может самостоятельно провести такие интеллектуально емкие обследования, как PISA или TIMSS. Например, проведение обследования PISA осуществляет Организация Экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (OECD), в создании и разработке концепции и инструментария участвуют: американская служба образовательного тестирования (ETS), Австралийский центр исследований в области образования (ACER), Институт педагогических исследований Японии (NIER) и Институт педагогических измерений Нидерландов (CITO). Эти организации составляют мощный и уважаемый во всем мире консорциум ученых [3].
Полученные результаты международных обследований и их анализ дают мощный импульс для проведения аналогичных процедур внутри страны, в ее регионах и муниципальных образованиях. Обследования позволяют выявить слабые места и определить тенденции развития начальной и основной школы с учетом международных стандартов, а также получить аналитический материал о программах, учебниках, требованиях к учебным достижениям школьников и особенностях учебного процесса. Полученная информация предоставляет возможность специалистам принимать решения о реформировании образования и создании новых российских образовательных стандартов. Сейчас создается общероссийская система оценки качества образования, которая соотносит национальные обследования в области образования с результатами международных обследований. Такие исследования проводятся во многих европейских странах, например в Гер-
мании на второй день после того, как дети прошли тестирование и анкетирование в рамках исследования PISA, школьникам дают большой блок национальных заданий. С его помощью проверяют, насколько результаты исследования PISA соотносятся с национальными особенностями [5].
Большое значение для оценки качества образования приобретают массовые региональные обследования оценки качества обучения и условий реализации образовательного процесса, проводимые в различных регионах России, в том числе и в Ростовской области. Системный анализ данных сравнительных обследований многое изменил в подходе учителей к образовательным технологиям. В последнее время в нашей области ведется контроль и оценка знаний независимыми структурами и тестовыми методами [6]:
- учащиеся области и г.Ростова-на-Дону принимают участие во всех видах международных обследований, региональным координатором выступает министерство общего и профессионального образования Ростовской области;
- с 2001 года Ростовская область принимает участие в ЕГЭ;
- с 2008 года учащиеся основной школы проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА-9) в новой форме по материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений;
- в последние годы регулярно проводятся региональные обследования качества образования средствами и методами независимого тестирования.
Опыт и технологии, накопленные при проведении ЕГЭ в Региональном центре обработки информации Ростовской области (РЦОИ РО), позволяют проводить обследования методами массового тестирования. Порядок проведения таких процедур аналогичен применяемому в международных обследованиях: репрезентативная выборка участников, использование валидных тестов, применение компьютерных технологий и математических методов обработки и анализа результатов. В рамках обследований проводится мониторинг итоговых школьных отметок учащихся по предмету, анкетирование учащихся, родителей, учителей-предметников и директоров школ. В анкетах содержатся вопросы, позволяющие выявить социальноэкономические характеристики учащихся и все особенности организации учебного процесса. Таким образом, одни и те же проблемы рассматриваются всеми его непосредственными участниками.
Массовое обследование качества обучения учащихся начальной, основной и средней ступеней школы проходит в два этапа: в начале и конце учебного года. Сравнительные региональные обследования предметной подготовленности школьников охватывают порядка 30-35% учащихся области, для повторного обследования выбираются школы по результатам первого этапа. Отбор участников обследования проводится отделом по контролю качества образования Ростобрнадзором.
Обследования проводятся по разным предметам для одних и тех же учащихся и по тем же предметам для участников повторного обследования (когда бывшие учащиеся 4-х и 9-х классов становятся учащимися 5-х и 10-х классов). В аналитическом обзоре по результатам каждого этапа обследования рассматриваются уровень усвоения учебного материала учащимися по темам, распределение по школам средних показателей усвоения пройденного материала, тестовых баллов и отметок по 5-балльной шкале, сред-
ние показатели по школам муниципальных образований. Проводится комплексный анализ по результатам каждой школы, собираются сведения и проводится анализ соотношения данных, полученных в результате обследования, и результатов традиционной текущей и итоговой аттестации учащихся, уровней обученности и качества знаний на этапах обследования.
В табл.4 приведены данные, полученные при проведении двух этапов обследования, в сравнении с результатами школьной аттестации. Следует отметить, что практически все школы на втором этапе проведения обследования показывают более высокие результаты уровня обученности учащихся по сравнению с первым этапом. Возрастает как показатель обученности, так и показатель качества знаний.
Таблица 4
Данные (в %) региональных обследований в сравнении с данными школьной аттестации
Этап Уровень обученности Уровень качества
подтвердили понизили повысили подтвердили понизили повысили
1 65 34 0 30 18 4
2 70 28 0 32 29 8
Одновременно наблюдается не только улучшение показателей обученности и качества, но и их «сближение» с результатами школьного мониторинга. Причинами этого могут быть: более целенаправленная деятельность учителей при подготовке учащихся, использование результатов первого этапа для дифференцированного подхода к обучению и оцениванию индивидуальных учебных достижений учащихся при проведении их текущей аттестации в школе, более ответственное отношение учащихся к процедурам контроля, адаптация школьников к тестовым технологиям, лучшая подготовленность по предметам.
В табл.5 приведены данные региональных обследований выпускников начальной школы (на 2-м этапе учащихся 5-х классов).
Таблица 5
Данные региональных обследований выпускников начальной школы (на втором этапе учащихся 5-х классов)
Время проведения тестирования а 2 с а с с 5 иг Учащиеся (%), получившие отметки: выполненияСр. % £ те м т О £± С Неуспе- вающие, % Обученность, % Качество обучения, %
2 3 4 5
Сентябрь _о го я и и £ 191 27,7 40,8 25,8 5,8 56,05 3,09 27,75 72,25 31,41
Апрель 1380 23,7 35,8 30,4 ,2 о" 1 59,8 3,3 23,71 76,29 40,54
Ноябрь 127 27,6 31,5 3 1—*■ 7,9 58,1 3,22 27,56 72,44 40,94
Апрель 1259 29,4 34,3 27,3 9,0 56,3 3,16 29,39 70,61 36,3
Ноябрь т то 174 21,3 28,2 27,6 22,4 69,7 3,5 21,26 78,16 50
Апрель матика 1483 34,7 35,7 21,1 8,6 60,2 3,04 34,66 65,34 29,67
Достаточно эффективен для принятия мер по улучшению качества преподавания в конкретной школе и показатель разницы значений средней отметки по результатам разных этапов регионального обследования. На рисунке представлены выборочные данные по школам, принимавшим участие в обследовании по алгебре в 9-х (на втором этапе в 10-х классах) и по русскому языку в 4-х (5-х классах на втором этапе) на двух этапах обследования. Как видно из графиков, в большинстве школ после проведения первого этапа обследования принимаются определенные меры для улучшения качества преподавания и обучения. Результаты на втором этапе значительно лучше.
Данные региональных сравнительных обследований
Здесь были достигнуты результаты на уровне стран-лидеров. По итогам исследований TIMSS был сделан вывод: в крупных городах России функциональная грамотность школьников не только значительно выше средней по России, но в отдельных испытаниях выходит на уровень, заметно превышающий средний балл по странам ОЭСР. По результатам регионального обследования на данной выборке школ, такая тенденция тоже прослеживается.
Результаты мониторинга влияют на качество работы педагогов, совершенствуется представление о современной системе и критериях оценивания учебных достижений учащихся, происходит адаптация к новым системам контроля. В образовательных учреждениях начинают применять те-
стовые технологии в учебном процессе для промежуточного контроля, в целом система обучения и контроля постепенно совершенствуется.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:
http ://www.ed u.ru/d b/mo/Data/d_02/393/htm 1#1.
2. Болотов В.А. Системы оценки качества образования: учеб. пособие. / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга; Логос, 2007.
3. Информация о результатах международных исследований. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru.
4. Краткая информация о результатах международного исследования TIMMS-2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/timss07/timss07_pub.htm.
5. Перфильева О.В. Программа международной оценки образовательных достижений учащихся PISA: образование как критерий межстрано-вой и внутристрановой дифференциации / О.В. Перфильева // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика.
- 2006. - №6.
6. Опыт построения систем оценки качества образования: мат. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ. - 2008.
Материал поступил в редакцию 11.06.09.
E.F. KORSUNOVA, E.V. STREBKOVA
COMPARATIVE EXAMINATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS AS A MEANS OF PERFECTION OF THE NATIONAL SYSTEM OF EDUCATION
This article is dedicated to the influence of international and regional comparative examinations of the learners' achievements on the changes in the educational activities of the general educational establishments of Russia and of the Rostov Region. Major results of mass international, regional, and territorial examinations are offered; newly appearing positive changes in the control and evaluation activities of the regional educational establishments are detected.
КОРСУНОВА Елена Федоровна, аспирантка кафедры "Педагогические измерения" ДГТУ. Окончила физический факультет Кубанского государственного университета (1997).
Научные интересы: методология сравнительных исследований в образовании, массовые обследования качества образования.
Имеет 11 научных публикаций.
СТРЕБКОВА Елена Владленовна, старший преподаватель кафедры "Педагогические измерения" ДГТУ. Окончила факультет приборостроения РИСХМ (1980).
Научные интересы: квалиметрический контроль и оценка в образовании, массовые региональные обследования.
Имеет 22 научные публикации.