Научная статья на тему 'Знание и интеллектуальный капитал в экономике информационного общества'

Знание и интеллектуальный капитал в экономике информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ЭНДОЗНАНИЕ / ЭКЗОЗНАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / KNOWLEDGE / INFORMATION / ENDOKNOWLEDGE / EXOKNOWLEDGE / INTELLECTUAL CAPACITY / INTELLECTUAL RESOURCES / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Наталья Владимировна, Мальченко Сергей Николаевич, Якимахо Анатолий Петрович

Рассмотрены роль и место информации и знаний в информационном обществе и инновационной экономике знаний, соотношение этих понятий и их влияние на интеллектуальный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE AND INTELLECTUAL CAPITAL IN THE ECONOMICS OF INFORMATION SOCIETY

The role and place of information and knowledge in the information society and innovation knowledge-based economy, correlation between the two, and their influence on intellectual capital are discussed.

Текст научной работы на тему «Знание и интеллектуальный капитал в экономике информационного общества»

ЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 330.142+330.354

Наталья Владимировна Тихомирова,

д.э.н., профессор, ректор МЭСИ,

Тел.: 8-495-442-77-77,

Эл. почта: NTikhomirova@rector.mesi.ru

Сергей Николаевич Мальченко,

к.х.н., профессор, директор Минского филиала МЭСИ,

Тел.: 8-10-375-296-68-75-37, Эл. почта: office@mfmesi.ru

Анатолий Петрович Якимахо,

к.т.н., ученый секретарь Минского филиала МЭСИ,

Тел.: 8-10-375-291-97-07-92, Эл. почта: yakimaho@mfmesi.ru

Рассмотрены роль и место информации и знаний в информационном обществе и инновационной экономике знаний, соотношение этих понятий и их влияние на интеллектуальный капитал.

Кпючевые слова: знание, информация, эн-дознание, экзознание, интеллектуальный потенциал, интеллектуальный ресурс, интеллектуальный капитал.

Natalia V. Tikhomirova,

Doctorate of Economics, Professor, Chancellor,

Moscow University of Economics, Statistics

and Informatics (MESI),

Tel.: 8-495-442-77-77,

E-mail: NTi khomirova@rector. mesi.ru

Siarhei M. Malchenko,

PhD in Chemical Sciences, Professor, Director of Minsk Branch of Moscow University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: 8-10-375-296-68-75-37, E-mail: office@mfmesi.ru

Anatoli P. Yakimakho,

PhD in Technical Sciences, Scientific Secretary of Minsk Branch of Moscow University of Economics, Statistics and Informatics,

Tel.: 8-10-375-291-97-07-92, E-mail: yakimaho@mfmesi.ru

KNOWLEDGE AND INTELLECTUAL CAPITAL IN THE ECONOMICS OF INFORMATION SOCIETY

The role and place of information and knowledge in the information society and innovation knowledge-based economy, correlation between the two, and their influence on intellectual capital are discussed.

Keywords: knowledge, information, endoknowledge, exoknowledge, intellectual capacity, intellectual resources, intellectual capital.

1. Введение

Информационное общество в последние десятилетия стало объектом пристального внимания экономистов, социологов, психологов, историков, специалистов других областей науки в виду его особенностей, не характерных для предшествовавших ему экономических и социальных укладов. Несмотря на множество подходов к определению информационного общества, большинство исследователей сходятся во мнении, что информация и знания играют определяющую роль в его экономическом и социальном развитии. Утверждается, что увеличение объема генерируемых информации и знаний позволяет получить значительную долю прироста валового внутреннего продукта, а информация и знания составляют основу интеллектуального капитала общества.

«На современном этапе развития общества ... информация и знания являются основной ценностью и решающим фактором в конку-рентной борьбе. ... Если в индустриальном обществе центральными переменными были труд и капитал, то в информаци-онном обществе в качестве таковых выступают инфор-мация и знания. Обществу, основанному на натуральном хозяйстве, соответствуют земля и труд, .индустриальному — капитал, ... постин-дустриальному (информационному) — информация и знание» [1, с. 26-27].

«Современная экономика развитой страны зависит от того, насколько эффективно она использует в производстве информа-цию и знания. ... Специфика этих ресурсов в том, что они — результат интеллек-туальной деятельности человека и информационной деятельности общества» [2, с. 77].

Действительно прогресс экономики и общества в целом зависит от объемов генерируемых информации и знаний. Весь вопрос в том, какие это информация и знания и что именно следует понимать под информацией и знаниями, когда речь идет об их воздействии на экономику и формирование интеллектуального капитала.

2. Знание и информация

Как мы уже отмечали ранее, знания в контексте экономики знаний должны обладать такими свойствами, как новизна, качество, редкость, конкретность, эффективность [3]. При этом знание рассматривается как информация, усвоенная человеком. Не вызывает сомнения тот непреложный факт, что для решения тех или иных управленческих, производственных или творческих задач в экономике необходима соответствующая информация, тем не менее, столь же неопровержим факт использования человеком знания, полученного путем переработки этой информации, для решения тех или иных задач. Иными словами, все изобретенное и придуманное человеком определяется количеством и качеством знаний, а не объемом информации.

Несмотря на то, что обычно говорят о зависимости роста валового внутреннего продукта от «производства» информации и знаний, ряд исследователей акцентируют внимание на недопустимости использования этих терминов как синонимов, указывая на сущностное различие между ними [4, с. 79].

Источником мыслительной деятельности человека, порождающей реальные или фантастические образы, является полученная извне информация. Информация несет в себе знание, но знание скрыто, зашифровано в информации и для его расшифровки, то есть для превращения информации в знание человек должен иметь «ключ» - личностное, собственное знание, которое позволит извлечь и использовать знание, заключенное в получаемой от внешнего источника информации.

Таким образом становится очевидным не идентичность информации и знания. Информация и знание - это не одно и то же, однако между ними есть вполне определенная связь: информация несет в себе знание, является носителем знания, однако для вычленения знания из информации человек должен уметь распознать сигнал, превратив часть полученной информации в собственное знание.

3. Эндознание и экзознание

Хранилищами знаний являются мозг человека и носители информации, сохраняющие знания в закодированном виде. Не вдаваясь в особенности процессов мышления и сознания [5], будем рассматривать мозг человека как «черный ящик»,

на входе которого мы имеем информацию, несущую полезные и нужные человеку знания, а на выходе - новое знание, обращенное в информацию. Для экономики знаний потребны не все знания, которыми располагает человек, а лишь та их часть, которая полезна и необходима для решения стоящих перед ним задач. Что касается информационных ресурсов, содержащиеся в них знания представляют собой квазизнания, поскольку одна и та же информация воспринимается одним человеком как чрезвычайно важное и нужное ему знание, тогда как для другого специалиста она совершенно бесполезна.

Для краткости условимся называть знания, полезные и необходимые человеку для практической деятельности, сохраняющиеся в его сознании, эндоз-наниями (Эндо (от греч. еМоп - внутри) - часть сложных слов, означающая: внутренний, внутри), а полезные и необходимые знания, которые человек получает из информационных источников - экзознаниями (Экзо (от греч. ехф - вне, снаружи) - часть сложных слов, означающая: находящийся снаружи, наружный).

Эндознания с точки зрения их влияния на интеллектуальный капитал организации - это знания человека, заключенные в его сознании и принадлежащие только ему; они непосредственно используются им в практической работе по достижению поставленных целей и решению стоящих перед ним задач. Эндознания находятся в непрерывном движении, обновлении, совершенствовании; они «работают» на организацию и в этом смысле должны рассматриваться как основное ее интеллектуальное богатство, базис интеллектуального капитала организации.

Напротив, экзознания - это квазизнания, отчужденные от человека и переносимые потоком информации, которые могут пополнить эндознания человека при условии, что они ему необходимы и человек способен понять их, усвоить и применить в своей практической деятельности. Экзознание - это эндознание, превращенное в информацию и доступное другому человеку, способному, в свою очередь, превращать его в собственное эндознание. Для извлечения экзознания из потока информации и обращения его в эндозна-ние помимо сложностей поиска нужных источников информации возникает проблема расшифровки этого знания.

Поскольку предметом настоящего исследования является влияние знаний на интеллектуальный капитал, необходимо отметить, что в последующем мы принимаем во внимание только те знания, которые включены или могут быть включены в цепочки создания стоимостей товаров и услуг, то есть реально «работают» или могут работать на получение прибыли организацией.

Отметим два важных следствия процессов обращения и переработки информации мозгом человека [6, с. 127]:

а) экзознание никогда не является точным отражением, копией эндозна-ния; то, о чем человек думает, как правило, богаче, шире, объемнее того, что ему удается выразить в вербальной или иной объективной форме, обращая эн-дознание в информацию;

б) экзознание, полученное и расшифрованное человеком с помощью передачи ему информации, никогда не идентично зашифрованному в ней эн-дознанию, даже в том случае, когда речь идет о передаче знаний в области точных наук. Оно всегда беднее, уже исходного.

Другими словами, экзознание как знание, отчужденное от человека и переносимое с помощью информации, не будет воспроизведено другим человеком абсолютно точно.

Получение человеком информации и обращение ее в эндознание представляет собой первый этап процесса мышления. При этом информация, обращаемая мозгом человека в эндознание, может иметь природный характер, может быть получена в ходе естественнонаучного или социального эксперимента, а также содержать экзознание, полученное от другого человека.

Второй этап состоит в продуцировании нового эндознания на основе информации, преобразованной человеком, и эндознания, которым человек обладал ранее. Этим мозг человека отличается от памяти ЭВМ, так как, несмотря на несравнимо большие объемы памяти и скорость обработки информации, компьютер не способен создать ни одного «кванта» нового знания за пределами заложенных в него программистом возможностей.

Третий этап заключается в последующем обращении нового эндознания в экзознание путем отчуждения его от человека в виде информации, предназначенной для получения внешними приемниками информации, в качестве которых не обязательно должен высту-

пать человек. Более того, история человечества знает немало примеров того, что экзознание, зашифрованное в источнике информации, столетиями остается нерасшифрованным. Равным образом остаются нераскрытыми многие объективные реальности Вселенной, «зашифрованные» в информации, непрерывно поступающей человеку от внешнего мира.

Таким образом, мы приходим к выводу, что, несмотря на наличие явно выраженной связи между информацией и знаниями, для которых информация является своеобразным «транспортным средством», носителем, способом передачи от одного человека другому, именно знания, а не информация как таковая используются в ходе управления экономическими процессами.

Прогресс экономики зависит от количества и, в первую очередь, от качества продуцируемых эндознаний, а не от объемов информации, несущей эк-зознания. Для того чтобы эти экзозна-ния «заработали» в экономике, получатель информации должен обладать объемом эндознаний, достаточным для «расшифровки» той части информации, которая предназначена ему и необходима для решения поставленных задач. Отметим при этом, что экзозна-ние составляет, как правило, весьма малую часть доступной информации, а его выбор из потока информации и декодирование представляет одну из наиболее сложных проблем современности, которую решают в рамках интенсивно развивающегося направления «управление знаниями».

Приведенные выше соображения позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на общепринятое утверждение о влиянии информации и знаний на экономический рост, в первую очередь прирост валового внутреннего продукта обусловлен увеличением объема эндо- и экзознаний, а не количеством доступной информации, как таковой.

При этом величина и качество интеллектуального капитала организации, страны и человечества в целом определяются объемом и качеством эндо- и экзознаний, которые являются универсальной мерой как уровня развития экономики, так и качества цивилизацион-ного процесса в целом.

4. Знание и интеллектуальный капитал

Представление об интеллектуальном капитале как экономической кате-

гории зародилось в 70-х годах прошлого столетия. Множество определений интеллектуального капитала, приведенных в трудах известных ученых [7, с. 6567], имеют, по крайней мере, одно общее положение: интеллектуальный капитал в той или иной его интерпретации имеет своей основой интеллектуальную, то есть умственную деятельность человека и, следовательно, неразрывно связан с продуцированием эндо-и экзознаний.

Подходы к определению структуры интеллектуального капитала столь же разнообразны, как и определения этого понятия, однако в последние годы возобладала точка зрения на интеллектуальный капитал как совокупность человеческого и структурного капиталов [8].

Основу человеческого капитала составляют, прежде всего, эндознания сотрудников организации, столь неразрывно связанные со всем комплексом способностей, компетенций и физических характеристик человека, обеспечивающих продуктивное использование этих знаний в интересах организации, что было бы справедливо соотнести величину и качество человеческого капитала сотрудника с качеством и количеством его эндознаний, как обобщающего показателя полезности работника для организации.

Составляющие структурного капитала - организационный и клиентский капитал - представляют собой совокупность информационных носителей эк-зознаний, материализованных в интеллектуальной собственности, базах данных, других формах представления этих данных, а также культурные и финансовые условия, необходимые для создания и использования этих знаний.

Анализируя составляющие интеллектуального капитала с позиций его пригодности и полезности для экономики знаний, несложно видеть, что использование их в интересах организации требует, прежде всего, наличия определенных эндознаний у его сотрудников. Какой бы компонент интеллектуального капитала мы ни приняли во внимание, он содержит экзознание и требует определенного эндознания для своего применения в интересах организации. Таким образом, эндо- и экзознания составляют основу содержания интеллектуального капитала и его частей.

Однако при оценке величины интеллектуального капитала по сумме эндо-и экзознаний следует принять во вни-

мание, что «капитализация знания - это процесс его превращения в непосредственно действующий доходный актив; это трансформация полезного знания в капитал, создающий новые блага. Выявленная в ходе актуализации знания его ценность превращает данное знание лишь в потенциально доходный капитальный актив. Знания, выступающие в форме капитального потенциального актива, становятся реальным капитальным активом тогда, когда они воплощаются в производство и трансформируются в новое благо. Капитальные знания (знания в форме капитала) существуют исключительно в процессе деятельности, в производительном движении» [9].

Такой подход требует рассмотрения трех уровней интеллектуального богатства: интеллектуального потенциала, интеллектуального ресурса и интеллектуального капитала [10, с. 317].

Сумма всех накопленных знаний составляет интеллектуальный потенциал человека или группы людей. Можно говорить об интеллектуальном потенциале семьи, организации, страны или человечества в целом. Объем зафиксированных знаний можно оценить по сумме всех хранящихся в библиотеках, хранилищах и архивах книг, газет, журналов, патентов и других видов печатной продукции и прочей информации, представленной в электронном формате, на бумажных и других видах носителей. Сложнее оценить объем знаний, хранящихся в головах людей, которые также следует присовокупить к интеллектуальному потенциалу человечества.

Часть интеллектуального потенциала, которая может быть использована для решения конкретной задачи, стоящей перед той или иной группой людей, представляет собой интеллектуальный ресурс, т.е. ту сумму эндо- и экзоз-наний, которая необходима и достаточна для достижения требуемого результата. Если знаний недостаточно, руководитель группы должен привлечь новых сотрудников, обладающих требуемыми эндознаниями, а члены группы - проявить инициативу по поиску в объеме информационного ресурса необходимых экзознаний.

И, наконец, следует выделить третий уровень - интеллектуальный капитал, т.е. ту часть знаний, которая приносит ее владельцу доход. В этом случае эк-зознания, часто в форме интеллектуальной собственности, приобретают товар-

ную форму, происходит их капитализация, то есть их можно продавать, сдавать в аренду, вводить в хозяйственный оборот, извлекать из них прибыль. Эн-дознания ученого, изобретателя, писателя и других работников знаний приобретают стоимость в процессе их эксплуатации для решения конкретных задач.

Интеллектуальный потенциал работника организации можно определить как сумму накопленных им знаний, независимо от того, используются эти знания в его практической деятельности или нет:

Е1 в = X С

где Е1 6 - интеллектуальный потенциал работника;

3 - все знания работника, как полезные и необходимые, так и бесполезные, не нужные ему в процессе его трудовой деятельности.

При определении интеллектуального потенциала организации к сумме интеллектуальных потенциалов ее членов следует добавить сумму накопленных организацией экзознаний, заключенных в принадлежащих группе носителях информации, как учтенных, так и не учтенных в составе нематериальных активов.

Тогда выражение для интеллектуального потенциала организации можно записать в следующем виде:

Е1 .да =

I да

X (Е 4

+ Е1 л +... + Е1

+Х (+ °?2 + •••+°

1=14

+У ( + С +

¿-и I Ъуеъ Х>«(?2 к=1

- + С"к )'

где Е11да - интеллектуальный потенциал организации;

Е1 л +... + Е1 л -

интеллектуаль-

ные потенциалы работников организации;

п - число работников;

С^ + ••• + - все экзознания организации, заключенные в носителях информации, которыми она владеет и которые не капитализированы в составе НМА;

т - число носителей экзознаний;

Сщ + ••• + - экзознания организации, заключенные в объектах интеллектуальной собственности, капитализированных в составе нематериальных активов;

р - число объектов интеллектуальной собственности, поставленных на учет в составе нематериальных активов.

Интеллектуальный ресурс работни-

т

ка организации может быть выражен

как

ЁВА = У С,,„,

л Л / ; Ту1 а '

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где ЕВд - интеллектуальный ресурс работника организации;

0-.й - необходимые и полезные эн-дознания работника, которые он использует или может использовать для решения конкретных задач в процессе его трудовой деятельности.

Очевидно, сумма всех знаний, которыми обладает работник, существенно превышает тот объем знаний, который он использует в своей практической творческой деятельности, то есть Ё/ а » ЁВд .

Тогда интеллектуальный ресурс организации, потребный для решения одной отдельно взятой д-той задачи, равен:

ЕП

- ЕВ, + С. + С'

где

ц - ^ - >ц

ч - интеллектуальный ресурс организации, потребный для решения д-той задачи;

- интеллектуальный ресурс работников организации, занятых решением д-той задачи;

- экзознания организации, по-

С-

требные для решения д-той задачи, заключенные в носителях информации, которыми владеет группа, и которые не капитализированы в составе нематериальных активов;

Сч а

№ - экзознания организации, заключенные в объектах интеллектуальной собственности, используемых для решения д-той задачи, которые капитализированы в составе нематериальных активов.

В принятой большинством исследователей классификации интеллектуального капитала организации последний рассматривается в широком смысле, как все то, что может способствовать созданию организацией новой стоимости путем использования знаний, содержащихся во все его компонентах. В узком смысле интеллектуальный капитал организации выступает в виде нематериальных активов как часть стоимости организации. По существу только они представляют собой учтенную часть интеллектуального капитала. Согласно действующему законодательству условия для капитализации нематериальных активов таковы, что на практике перечень подлежащих капитализации (то есть оценке и постановке на бухгалтерский учет) объектов, имеющих нематериальную природу, ограничен следующей номенклатурой: произведения науки, литературы и искусст-

ва; программы для электронных вычислительных машин и базы данных; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания, а также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса [11].

Другими словами, интеллектуальный капитал представляет собой сумму эндознаний работников организации и экзознаний, накопленных на носителях информации, а также в объектах интеллектуальной собственности, поставленных на учет в составе нематериальных активов, причем эти знания не только полезны и необходимы организации для решения задач ее функционирования, но и непосредственно используются в работе, принося прибыль, доход или иные материальные и нематериальные блага.

Интеллектуальный капитал организации на определенный момент времени можно определить как сумму интеллектуальных ресурсов, задействованных для решения всех производственных, научных, технических задач организации, а также задач управления ею следующим образом:

N

ЕЁШ = X ЕВ , (1)

, Н

Я=1

где ЕЕ ш - интеллектуальный капитал организации;

N - число одновременно решаемых организацией задач.

Расчет величины интеллектуального капитала как части стоимости организации по формуле (1) требует оценки стоимости принадлежащих организации экзознаний, а также эндознаний

ее работников. Все способы оценки интеллектуального капитала, в конечном счете, устанавливают меру воздействия знаний на конечный результат, то есть ту долю прироста стоимости конечного продукта, которая получена за счет использования знаний, составляющих основу интеллектуального капитала.

5. Заключение

Соотношение информации и знания в экономике информационного общества с учетом предлагаемой классификации знаний можно представить следующим образом (см. Таблицу 1).

Предлагаемый подход к оценке величины интеллектуального капитала через объем накопленных эндо- и эк-зознаний позволяет по-новому взглянуть на ряд проблем экономики знаний.

Становится понятным феномен разновременного вступления стран в эпоху информационного общества и построения экономики знаний, несмотря на равнодоступность одинаковых или, по меньшей мере, сравнимых объемов информации. Дело не в информации, и даже не столько в объеме доступных экзознаний, сколько в наличии достаточной или, напротив, ограниченной возможности социума расшифровать, понять, освоить, применить эти доступные знания, превратить их в «руководство к действию» и использовать для подъема экономики предприятия, региона, страны.

Выделение эндо- и экзознаний имеет важное значение для управления знаниями, поскольку сложившаяся школа управления знаниями не отделяет экзоз-нания от информации. Поэтому, говоря об управлении знаниями, специалисты, как правило, имеют в виду управ-

Таблица 1. Соотношение информации и знания в экономике информационного общества

Традиционный подход Предлагаемый подход

Информация и знания являются основой экономики знаний Основу экономики знаний составляют эндознания людей и экзознания, переносимые с помощью информации

Валовой внутренний продукт зависит от объема информации Валовой внутренний продукт коррелирует с объемом информации, но зависит от объема и качества новых эндо- и экзознаний

Информация стоит денег Денег стоят знания, заключенные в носителях информации

Кто владеет информацией, тот владеет миром Только тот, кто владеет знаниями, владеет и миром, и информацией

Знаниями можно управлять Управлять можно только потоками информации, несущими экзознания

Знания могут передаваться от человека к человеку Передаваться от человека к человеку может только информация, содержащая экзознание. Оно может стать эндознанием другого человека только в том случае, если последний способен понять и использовать его

ление потоками информации, несущими экзознания, а не личностными знаниями человека.

Литература

1. Попов, Е.В., Власов В.М. Институты миниэкономики знаний. - М.: Academia, 2009. - 288 с.

2. Супрун, В.А. Интеллектуальный капитал: Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 192 с.

3. Tikhomirova, N.V, Malchenko, M.S., Yakimakha, A.P. and Malchenka, S.M. (2010) «Knowledge and intellectual property in the knowledge economy», Int. J. Foresight and Innovation Policy, Vol. 6, No. 4, p.258-267.

4. Шрейдер, Ю.А.. Интеллектуальные системы и информатика // Интеллект, человек и компьютер: [Сб.ст.]. Отв. ред. Ладенко И.С. Новосибирск: / Ин-т интеллектуал. инноваций и проблем консультирования. - 1994. - 172 с.

5. Дубровский, Д.И. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сб. статей. -2007. - 272 с.

6. Полани, М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

7. Управление знаниями в инновационной экономике: Учебник / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: «Издательство «Экономика», 2009. - 599 с.

8. Горбачев, Н.Н. Рынок интеллектуальной собственности в экономике знаний / Н.Н. Горбачев, Н.С. Мальчен-ко, А.П. Якимахо // Открытое образование. - 2010. - № 2. - С. 69-78.

9. Салихов, Б.В., Артюхин С.Е., Летунов Д.А. Сущность экономического знания и этапы его коммерциализации // Социально-экономические проблемы повышения эффективности воспроизводства и управления интеллектуальным капиталом: Материалы международной научно-практической конференции. 19 ноября 2008 г. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. - С. 14-22.

10. Якимахо, А.П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2005. - 472 с.

11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 года № 153н Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=63465 (дата обращения 03.05.2012).

References

1. Popov, E.V, Vlasov V.M. Institutes of knowledge minieconomics. - Moscow: Academia, 2009. - 288 p.

2. Suprun, VA. Intellectual capital: The main factor of economic competitiveness in the XXI century. Publ. 2nd. - Moscow.: Publishing house "LIBROKOM", 2010. -192 p.

3. Tikhomirova, N.V, Malchenko, M.S., Yakimakha, A.P. and Malchenka, S.M. (2010) «Knowledge and intellectual property in the knowledge economy», Int. J. Foresight and Innovation Policy, Vol. 6, No. 4, p.258-267.

4. Schrader, Y.A. Intelligent systems and informatics // Intellect, man and machine: [Sat. articles.]. Execut. ed. Ladenko I.S. Novosibirsk / Inst. intellectual. innovation and counseling issues. - 1994. - 172 p.

5. Dubrovsky, D.I. Consciousness, brain, artificial intelligence: Sat. articles. -2007. - 272 p.

6. Polanyi, M. Personal knowledge. Moscow: Progress, 1985. - 344 p.

7. Knowledge management in the innovation economy: Textbook / Ed. B.Z. Milner. - M.: «Publisher «Economics», 2009. - 599 p.

8. Gorbachev, N.N. The market of intellectual property in the knowledge economy / N.N. Gorbachev, M.S. Malchenko, A.P. Yakimakha // Open education. - 2010. - № 2. - P. 69-78.

9. Salikhov, B.V., Artyukhin S.E., Le-tunov D.A. The essence of economic knowledge and its commercialization stages // Socio-economic problems of increasing the efficiency of reproduction and management of intellectual capital: Proceedings of the international scientific conference. November 19, 2008. - Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov & Co.», 2009. - P. 14-22.

10. Yakimakha, A.P. Intellectual Property Management in the Republic of Belarus. - Mn.: Amalpheya, 2005. - 472 p.

11. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from December 27, 2007 № 153n On Approval of «Intangible Assets» (PBU 14/2007). http:// base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc; base = LAW; n = 63 465 (date of access 03.05.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.