Научная статья на тему 'Рынок интеллектуальной собственности в экономике знаний'

Рынок интеллектуальной собственности в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5245
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / МАРКЕТИНГ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / INTELLECTUAL PROPERTY OBJECTS / KNOWLEDGE ECONOMICS / INTELLECTUAL PROPERTY MARKET / INTELLECTUAL PROPERTY MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбачев Н. Н., Мальченко Н. С., Якимахо А. П.

Интеллектуальная собственность рассматривается как неотъемлемый атрибут экономики знаний, ее основа и движущая сила. Рассмотрена система показателей, характеризующих соответствие экономики данной страны модели экономики знаний. Приведены современные представления о составе интеллектуального капитала, рынке объектов интеллектуальной собственности, жизненном цикле объектов интеллектуальной собственности и особенностях их маркетинга на разных этапах жизненного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market of intellectual property in knowledge economics

Intellectual property is the basis, moving force and an integral attribute of knowledge economics. The authors describe the system of indicators that characterize the correspondence of state economy and knowledge economics model. The article includes the current viewpoints on the content of knowledge capital, market of intellectual property objects, lifecycle of intellectual property objects and their marketing at various levels of lifecycle.

Текст научной работы на тему «Рынок интеллектуальной собственности в экономике знаний»

УДК 347.77+330.5 ВАК 08.00.05 + 12.00.03 ГРНТИ 06.75.00 + 10.23.00

РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Н.Н. Горбачев, зам. директора Тел.: (375-17) 328-12-86; E-mail: ngorbachev@mfmesi.ru

Н.С. Мальченко, к.хим.н., зам. директора Тел.: (375-17) 291-45-56; E-mail: nmalchenko@mfmesi.ru А.П. Якимахо, к.т.н., ученый секретарь Тел.: (375-17) 291-45-56; E-mail:yakimaho@mfmesi.ru Минский филиал МЭСИ http://www.mfmesi.ru

Intellectual property is the basis, moving force and an integral attribute of knowledge economics. The authors describe the system of indicators that characterize the correspondence of state economy and knowledge economics model. The article includes the current viewpoints on the content of knowledge capital, market of intellectual property objects, life-cycle of intellectual property objects and their marketing at various levels of lifecycle.

Интеллектуальная собственность рассматривается как неотъемлемый атрибут экономики знаний, ее основа и движущая сила. Рассмотрена система показателей, характеризующих соответствие экономики данной страны модели экономики знаний. Приведены современные представления о составе интеллектуального капитала, рынке объектов интеллектуальной собственности, жизненном цикле объектов интеллектуальной собственности и особенностях их маркетинга на разных этапах жизненного цикла.

Keywords: intellectual property, knowledge property objects, knowledge economy, knowledge property market, knowledge property marketing.

Keywords: intellectual property, intellectual property objects, knowledge economics, intellectual property market, intellectual property marketing.

Введение

В многовековой истории научного, технического и социального прогресса человечества выделяют два основных этапа развития экономики - аграрную и промышленную экономики. В

конце прошлого - начале текущего столетия человечество приступило к построению качественно новой экономической системы - экономики, основанной на знаниях, или экономики знаний, которую также называют «инновационной экономикой», «высокотехнологичной цивилизацией», «обществом знаний», «информационным обществом» [1, с. 11]. Это понятие впервые ввел в 1962 году Ф. Махлуп, которой относил образование, исследования, связь и информационную деятельность к «индустрии знаний» [2]. В начале нового столетия дальнейшее развитие теоретические положения экономики знаний получили в трудах российских ученых [3,4].

Под экономикой знаний обычно понимают такую экономику, «в которой значительная часть валового национального продукта ... создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний» [5].

По мере того, как новые знания стали во все возрастающих масштабах использоваться для производства товаров и услуг, начали возрастать инвестиции в секторы экономики, занятые продуцированием знаний. Например, в странах ОЭСР в 90-х годах прошлого столетия инвестиции в знания возрастали в среднем на 3,4% в год, тогда как вложения в основные фонды увеличивались на 2,2% [3, с. 450].

Экономика знаний существенно отличается от аграрной и индустриальной экономик. Основу последних составляли материальные блага, тогда как в экономике, основанной на знаниях,

корпоративное и национальное богатство зависит от накопления и использования информации и знаний.

Целью исследования является определение места интеллектуальной собственности в экономике знаний, а также особенностей рынка объектов интеллектуальной собственности и их маркетинга.

1. Измерения экономики знаний

Представление о том, что именно в начале XXI века понимается под экономикой знаний, дает программа Всемирного банка «Знания для развития» (Knowledge for Development - K4D) [1, с. 77]. С помощью Методологии оценки знаний (Knowledge Assessment Methodology - KAM) программы «Знания для развития» осуществляется оценка экономики данной страны на предмет ее соответствия требованиям, предъявляемым к экономике знаний. При этом используются 109 структурных и количественных параметров, рассчитанных для 146 государств. Сравнение можно проводить также по четырнадцати показателям, характеризующим четыре базовых принципа экономики знаний, приведенных в табл. 1 [6], на основании которых рассчитывается Индекс экономики знаний (ИЭЗ).

Методология KAM постоянно развивается, в нее вносятся новые показатели, позволяющие точнее оценить уровень развития экономики знаний. Особый интерес представляет инструментарий, позволяющий произвести сравнительный анализ изменения любого показателя, начиная с 1995 года или с момента его введения, до настоящего времени в динамике. Особое место авторы методики уделяют анализу современных информационно-коммуникационных технологий в связи с их ролью в экономике знаний.

Таблица 1

Некоторые принципы и индексы экономики знаний

Характеристики принципов Индексы экономики знаний

Принцип 1. Экономическая система и институциональный режим

Экономическая система и институциональное устройство страны должны обеспечить стимулы для эффективного использования существующих, а также приобретения новых знания и применения их в экономической деятельности для подъема производительности, улучшения качества, введения инноваций и запуска новых предприятий Тарифные и нетарифные барьеры. Качество регулирования экономики. Верховенство закона

Принцип 2. Образование и навыки

Население страны нуждается в образовании и навыках, которые позволят им создавать и обмениваться знаниями, а также с выгодой использовать их Процент грамотного населения. Процент населения со средним образованием. Процент населения с высшим образованием

Принцип 3. Информационная инфраструктура

Необходима динамическая информационная инфраструктура для облегчения эффективной коммуникации, распространения и обработки информации Количество телефонов на 1000 человек. Количество компьютеров на 1000 человек. Количество Интернет-пользователей на 1000 человек. Месячная стоимость «Интернет-корзины» (10 часов в часы «пик» и 10 часов в остальное время). Наличие услуг «электронного» правительства. Процент расходов на информационно-коммуникационную инфраструктуру от ВВП.

Принцип 4. Инновационная система

Инновационная система страны (фирмы, исследовательские центры, университеты, мозговые центры, консультанты и другие организации) должны быть способными выявлять растущий запас глобального знания, ассимилировать и приспосабливать его к местным потребностям, а также создавать новые технологии для новых продуктов и процессов, конкурентоспособных на зарубежном и отечественном рынках Лицензионные платежи и доходы, долл. США на душу населения. Статьи в технических журналах, на миллион человек. Патенты, выданные национальным заявителям Ведомством США по патентам и товарным знакам, на миллион человек

Достаточно полное представление о зависимости уровня экономического развития страны от ИЭЗ дает рис. 1. Как видно из этого рисунка, душевой ВВП той или иной страны тем выше, чем больше ИЭЗ, или, иными словами, чем ближе экономика страны к модели экономики знаний.

Несмотря на достаточно развитую систему индикаторов и показателей экономики знаний, все-таки основным фактором построения такой экономики остается наукоемкость ВВП, которая определяется как доля затрат на исследования и разработки в процентах от расходной части ВВП. «Критическим» ориентиром является наукоемкость, равная 1% к ВВП. В России этот показатель несколько выше - 1,16, тогда как в США - 2,55, Германии - 2,26, Японии - 2,78, Франции и Великобритании - по 2,05, Италии - 1,13. Затраты на исследования и разработки в расчете на одного занятого в 2006 г. составляли в России 119,6 долл. США, в Польше - 130,2, Литве - 159,2, Латвии -131,3, Эстонии - 297,4, Чехии - 434,6, Словакии - 127,5, Словении -555,5, Венгрии - 289,5 [7].

2. Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал

Как было показано ранее, объекты интеллектуальной собственности представляют собой носители новых знаний, составляющих базу экономики знаний [8]. Объективированное знание существует в виде материальных объектов, как охраняемых, так и не охраняемых исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности. Однако независимо от наличия или отсутствия такой охраны новое знание присутствует в любой инновации, составляя ее главное содержание, ядро.

3.00 4.00 5.00 6.00 7.00 8.00 9.00 10.00

Рис. 1. Зависимость душевого ВВП от индекса экономики знаний (источник - [6])

Качество инновации и ее эффективность решающим образом зависят от качества и степени новизны знаний, положенных в ее основу. Абсолютно новые знания, такие как открытие электричества, управляемая ядерная реакция, создание электронно-вычислительных машин, означают переход человечества на качественно новую ступень развития.

Новое знание эквивалентно в новой экономике знаний энергетическим, материальным и трудовым затратам, напрямую позволяя заменить их знанием о том, как можно получить тот же или больший эффект при тех же или меньших затратах энергии, материалов и живого человеческого труда.

В экономике знаний корпоративное и национальное богатство зависит от накопления и использования знаний, составляющих основную стоимость интеллектуального капитала.

Несмотря на множество определений и классификаций интеллектуального капитала большинство авторов придерживается той точки зрения, что интеллектуальный капитал включает человеческий капитал и структурный капитал. В составе последнего обычно выделяют организационный и клиентский (потребительский, рыночный) капитал (рис. 2).

Интеллектуальный капитал

-4~- Человеческий капитал

Тацитные знания персонала организации. Способности, навыки, умения, опыт, квалификация,

интуиция сотрудников. Образование, культура труда, моральные ценности. Лояльное отношение к организации. Личные знакомства и связи. Знание секретов. Имущественные и неимущественные права персонала. Другие свойства, качества и компетенции

сотрудников, используемые в процессе выполнения служебных обязанностей.

Эксплицитные знания сотрудников -материализованные результаты их интеллектуального труда.

Интеллектуальная собственность организации. Секреты производства (ноу-хау).

Вазы данных. Стратегия, организационная структура и система управления бизнесом. Информационно-коммуникационные ресурсы, системы и технологии.

Система финансовых взаимоотношений. Корпоративная культура. Философия и процессы менеджмента. Другие формализованные результаты интеллектуальной деятельности, используемые организацией.

Брэнд организации. Система долгосрочных доверительных отношений организации со своими клиентами. Клиентские базы данных. Коммерческие бизнес-идеи и деловые связи. Портфель заказов. Контракты и соглашения (лицензионные, франшизинговые, опционные и т.п.) Дистрибьюторская сеть. Марочные названия товара. Права и гарантии клиента. Другие формализованные и неформальные отношения организации и ее сотрудников с

поставщиками и клиентами, способствующие повышению ее конкурентоспособности.

Рис. 2. Структура интеллектуального капитала

Человеческий капитал включает неформализованные знания, умения, навыки, опыт, квалификацию и способности сотрудников организации. Та часть структурного капитала, которую относят к организационному капиталу, включает формализованные знания сотрудников, выраженные в различной форме. Это интеллектуальная собственность организации - объекты патентного права, авторского права, смежных прав; секреты производства (ноу-хау) и т.п. Организационный капитал включает также систему финансовых взаимоотношений организации, философию менеджмента и ее корпоративную культуру, включая способность организации к самообучению. Вторая составляющая структурного капитала - клиентский капитал - объединяет те формализованные знания персонала организации, которые связаны, главным образом, с деятельностью организации во взаимоотношениях с поставщиками и клиентами.

Основу организационного капитала составляет интеллектуальная собственность. Объекты интеллектуальной собственности продаются и покупаются на рынке интеллектуальной собственности, который можно также называть рынком инноваций, научно-технических достижений и т. п.

3. Рынок интеллектуальной собственности

Рынок интеллектуальной собственности - это совокупность продавцов и покупателей охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые знания, овеществленные в объектах интеллектуальной собственности, на которые распространяется действие прав интеллектуальной собственности.

На рис. 3 приведена схема взаимодействия основных групп субъектов рыночных отношений на рынке интеллектуальной собственности и рынке товаров и услуг, в которых эти объекты используются.

Как видно из рисунка, основными субъектами этих рынков выступают [9; с. 415]:

- государство в лице органов государственного управления, которые разрабатывают законы и иные нормативные правовые акты, направленные на регулирование деятельности субъектов хозяйствования и охрану интеллектуальной собственности. Бюджет государства пополняют налоги и сборы, взимаемые со всех хозяйствующих субъектов;

- предприятия и организации, непосредственно занятые созданием объектов интеллектуальной собственности и выступающие в качестве продавцов, которые предлагают эти объекты на рынке интеллектуальной собственности;

- авторы результатов интеллектуальной деятельности, воплощенных в объектах интеллектуальной собственности;

- инновационные предприятия, разрабатывающие и выпускающие инновационную продукцию с использованием приобретенных на рынке интеллектуальной собственности объектов интеллектуальной собственности; эта продукция реализуется на рынке товаров и услуг;

- инвесторы (банки, пенсионные и венчурные фонды, корпорации, государственный бюджет и т.п.), финансирующие как разработчиков объектов интеллектуальной собственности, так и производителей инновационной продукции;

- особое место на рынке занимают производители контрафактной продукции; при ее производстве используются объекты интеллектуальной собственности, права на которые не принадлежат этим производителям на законном основании. Предприятие, выпускающее контрафактную продукцию, занимается незаконной деятельностью независимо от того, соответствует ли качество этой продукции заданным параметрам по техническим условиям.

Рис. 3. Субъекты и объекты рынков интеллектуальной собственности и товаров (услуг)

Следует заметить, что новые знания, результаты интеллектуальной деятельности и объекты интеллектуальной собственности приобретают стоимость только после того, как они использованы их создателями в собственной деятельности или реализованы покупателю объекта интеллектуальной собственности.

Использование новейших результатов научных исследований, закрепленных в объектах интеллектуальной собственности, является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Однако многие предприятия постсоциалистических стран неудовлетворительно используют свою интеллектуальную собственность, имеет место существенный временной разрыв между разработкой и внедрением инноваций.

4. Маркетинг объектов интеллектуальной собственности

Маркетингу товаров и услуг посвящено значительное число исследований и учебно-методической литературы. Несмотря на то, что традиционные методы организации маркетинговых исследований применимы и для объектов интеллектуальной собственности, тем не менее, существует ряд особенностей таких объектов, обусловленных спецификой их жизненного цикла.

Характеризуя жизненный цикл товара, обычно выделяют такие его стадии или этапы, как разработка нового товара, вывод его на рынок, рост спроса на товар, стабилизация и падение спроса, завершающееся уходом товара с рынка.

Маркетинговое исследование рынка объектов интеллектуальной собственности должно выполняться с учетом этапов жизненного цикла этих объектов, которые отличаются от этапов жизненного цикла товаров, созданных с использованием таких объектов.

Можно выделить 7 этапов жизненного цикла объектов интеллектуальной собственности:

- этап предшествования созданию объекта интеллектуальной собственности совпадает по времени с годами учебы его автора, так как ни один объект интеллектуальной собственности не создается неподготовленным мозгом. Необходимы годы накопления знаний, предшествующие синтезу нового знания, выраженного в таком объекте;

- этап создания объекта интеллектуальной собственности мозгом человека, продолжительность которого может измеряться мгновениями «божественного озарения» или занимать всю человеческую жизнь. На этом этапе объект интеллектуальной собственности существует в виде идеального результата интеллектуальной деятельности в мозгу человека. Разумеется, этот этап имеет место для тех объектов интеллектуальной собственности, которые являются следствием интеллектуальной деятельности;

- этап объективизации, завершающийся переводом мыслительного образа в одну из объективных форм существования объекта интеллектуальной собственности. Длительность этапа - от нескольких минут до многих лет. Сравним, например, время, необходимое для того, чтобы записать несколько нот новой мелодии, со временем создания крупной скульптурной композиции. В большинстве случаев этапы создания и объективизации идут одновременно, но мысль всегда предшествует ее материализованному воплощению;

- этап возникновения права начинается и заканчивается в момент создания произведения для объектов авторского права и смежных прав; для объектов промышленной собственности этот этап может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, права на объект возникают лишь в силу признания их государством, которое подтверждается выдачей патента или свидетельства;

- этап коммерциализации является определяющим в судьбе вновь созданного объекта, так как на этом этапе решается вопрос, станет ли объект интеллектуальной собственности товаром, принесет ли прибыль. Вопрос об использовании объекта интеллектуальной собственности для собственных нужд, продаже прав или комбинированном способе его коммерциализации решается правообладателем на основе маркетинговых исследований с учетом конкурентоспособности объекта и конъюнктуры рынка. Весьма важным моментом является своевременность вывода на рынок объектов интеллектуальной собственности, особенно патентов [10];

- этап морального старения объекта интеллектуальной собственности начинается в момент завершение его создания и совпадает по времени с такими этапами жизненного цикла товара или услуги, как этапы роста продаж, насыщения рынка, падения спроса, ухода с рынка. Увеличение объема сбыта товара или услуги, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не сопровождается увеличением числа продаж самого объекта. На этапе насыщения рынка товар или услуга пользуются стабильным спросом, однако дальнейший рост спроса на соответствующий объект интеллектуальной собственности не предвидится.

На этапе ухода с рынка старые песни, патенты и автомобили уступают дорогу новым. Однако и на этом этапе в отличие от товаров и услуг у многих объектов интеллектуальной собственности иная судьба. Например, такие объекты промышленной собственности, как товарные знаки коммерчески преуспевающих фирм, переживают десятки и сотни товаров фирмы, которые появляются и исчезают на рынке, а товарный знак продолжает служить своему владельцу и становится все дороже. Так же растут в цене та-

кие «вечные ценности», как картины и скульптуры известных мастеров, письма, иконы и другие произведения человеческого гения;

- этап замены объекта интеллектуальной собственности новым начинается по завершении этапа объективизации нового объекта интеллектуальной собственности, который идет на смену устаревшему. Особенностью объектов интеллектуальной собственности на этом этапе является то, что они не исчезают вместе с товаром. Старые объекты интеллектуальной собственности являются носителями знаний, которые усваиваются авторами и изобретателями на этапе предшествования, помогая создать на их основе новые, более совершенные объекты интеллектуальной собственности [11, с. 24].

На рис. 4 приведено соответствие этапов жизненных циклов объектов интеллектуальной собственности и товаров, в которых они используются. Отметим, что жизненный цикл объектов интеллектуальной собственности существенно отличается от жизненного цикла товаров и услуг, в которых эти объекты используются. Как следствие, приемы маркетинга и управления созданием, коммерциализаций и капитализацией объектов интеллектуальной собственности отличаются от соответствующих приемов и способов работы с товарами и услугами.

Рис. 4. Этапы жизненного цикла объекта интеллектуальной собственности и товара, в котором он используется

На этапе предшествования «маркетингом» занимается любой человек, выбирая профессию, при этом он изучает ту социальную среду, в которой ему придется работать, и делает свой выбор, исходя из престижности будущей профессии и собственных желаний, интереса к будущей специальности. Нередко от такого «маркетингового исследования» зависит его будущее.

Позднее уже сформировавшийся специалист на этапе предшествования затрачивает усилия на получение требуемой информации по заданной теме, изучает передовой опыт коллег, накапливает знания о предмете будущего объекта интеллектуальной собственности. Здесь маркетинг предстает в виде исследования рынка знаний через поиск и анализ подходящей информации.

Этапы создания нового знания и его представления в виде объекта интеллектуальной собственности являются главными творческими вехами для любого автора, так как основным, если не единственным, «инструментом» является интеллект человека. Создание объектов интеллектуальной собственности не является самоцелью, так как новое знание в отрыве от его применения ничего не стоит. Поэтому новые объекты интеллектуальной собственности появляются в результате целенаправленных исследований по техническим (научно-техническим) заданиям на разработку конкретного изделия или технологического процесса.

В этом случае маркетинговые исследования должны предшествовать этапу создания нового знания. Они включают изучение потребностей рынка в товарах, анализ свойств товаров-аналогов, выявление их недостатков, формулировку требований, обеспечивающих конкурентоспособность новых разработок.

Сложившаяся в бывших социалистических странах практика работы научно -исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, когда создатель нового объекта интеллектуальной собственности был сам себе маркетологом и разработчиком технического задания, не оправдывает надежд на успешную конкуренцию с западными разработками, где эти функции разделены. В самом деле, превосходный химик, физик или ботаник в исключительно редких случаях является также и превосходным маркетологом. И еще реже - превосходным продавцом собственных объектов интеллектуальной собственности. Вот почему не следует

смешивать процессы создания объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть положены в основу разработки новой продукции, с разработкой и реализацией этой продукции.

Следует понимать существенное, качественное различие между объектом интеллектуальной собственности и товаром, в котором он воплощен. Патент на компьютер не похож на компьютер, более того, не каждый человек, ознакомившись с этим патентом, поймет, о чем идет речь в данном изобретении. Аналогичным образом, чертежи компьютера не похожи на патент. Равным образом формула лекарства не имеет ничего общего с таблеткой, в которой это лекарство заключено, и т.д.

Очевидно, что наибольшая нужда в маркетинге как таковом появляется на этапе коммерциализации, то есть практического использования объекта интеллектуальной собственности.

Особенностями маркетинга объектов интеллектуальной собственности на этом этапе являются:

- принципиальная возможность многократной продажи одного и того же объекта интеллектуальной собственности разным покупателям, тогда как товар может быть продан только однажды. Более того, многократно проданный объект интеллектуальной собственности продолжает оставаться в собственности продавца, а возможность его использования определяется договором между его владельцем и покупателями;

- важность правильного определения времени вывода на рынок объекта интеллектуальной собственности, при этом следует иметь в виду, что крупные корпорации, как правило, покупают только совершенно новые объекты наивысшего качества, а продают лицензии после насыщения товаром собственного рынка [12, с. 71-72];

- значительный, иногда исчисляемый десятилетиями, временной разрыв между появлением объекта интеллектуальной собственности и его воплощением в товаре, признанием потребителем и получением коммерческой выгоды от использования того или иного объекта (например, патент на создание канального транзистора был выдан в 1930 г., но изготовить его удалось только в 1952 г.) [13, с. 490];

- как следствие, маркетинговые исследования рынка объектов интеллектуальной собственности должны иметь футуристическую направленность [14], должны быть ориентированы на более далекую перспективу, предвосхищать развитие науки и техники на 5-15 и более лет, быть весьма чувствительны к появлению открытий и принципиально новых изобретений, создающих предпосылки для создания неизвестных на момент проведения исследований поколений техники, продукции, услуг, предметов культуры и быта, а также условий и качества жизни населения;

- маркетинговые исследования должны учитывать социальный эффект от появления того или иного объекта интеллектуальной собственности, учитывать прогнозируемые изменения потребностей человека и общества в такого рода объектах с целью обеспечения конкурентоспособности будущих товаров, в которых эти объекты будут использованы;

- при определении цены объекта интеллектуальной собственности следует учитывать, что она зависит от способности объекта экономить живой труд и материальные ресурсы в сфере производства, что делает этот объект уникальным и дает его владельцу преимущества перед другими разработчиками;

- быстрый моральный износ объектов интеллектуальной собственности требует от маркетолога принятия своевременных мер по защите исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, а также определения оптимального срока вывода объекта на рынок;

- многие объекты интеллектуальной собственности могут продаваться на нескольких рынках, например, книгу можно предложить издательству и киностудии одновременно, что следует учитывать при разработке плана маркетинга.

Маркетинг объекта интеллектуальной собственности со стороны продавца имеет целью найти покупателя для этого объекта, а со стороны покупателя - найти объект, подходящий по цене и качеству. Обе задачи одинаково сложные, так как продавец должен оповестить о своем объекте интеллектуальной собственности множество покупателей, чтобы обеспечить выгодные условия продажи, а покупатель должен очень хорошо знать потенциальных поставщиков интересующих его объектов, чтобы не пропустить выгодное предложение и опередить конкурентов. На практике такого рода проблемы решаются путем налаживания долгосрочных устойчивых связей продавцов и покупателей, будь то объекты авторского права или промышленной собственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использовать объект интеллектуальной собственности в собственном производстве или продать свои права на него - непростая задача. Выбор возможного варианта использования объекта интеллектуальной собственности зависит от результатов маркетинговых исследований, которые должны быть тем тщательнее и основательнее, чем перспективнее данный объект на исследуемом рынке. Особенно это относится к объектам промышленной собственности, охраняемым патентами и ноу-хау.

Сравнение объемов прибыли, остающихся в распоряжении правообладателя объекта промышленной собственности при продаже лицензии и использовании его в собственном производстве, свидетельствуют о том, что во втором случае прибыль распределяется между лицензиаром и лицензиатом в соотношении (10-3 0): (70-90)%, тогда как в первом она остается у владельца полностью [15]. Тем не менее, в ряде случаев продажа лицензии на объект промышленной собственности предпочтительна или неизбежна.

В условиях постсоветской действительности начала XXI в. наиболее часто встречающимися причинами являются: отсутствие или недостаток средств у владельца для организации собственного производства продукции по патенту или иному объекту интеллектуальной собственности; неспособность выдержать конкуренцию с зарубежными производителями по цене и особенно качеству товара или услуги; невостребованность объекта промышленной собственности государственным или иным заказчиком по тем же причинам; отсутствие собственного производства; высокие налоги, таможенные пошлины и иные сборы, делающие производство продукции нерентабельным, и т.п.

Принимая решение о продаже лицензии на объект интеллектуальной собственности или использовании его в собственном производстве, необходимо также учитывать такие обстоятельства, как расходы на транспортировку и создание сервисных служб для обслуживания экспортируемой продукции. В тех случаях, когда права на объект интеллектуальной собственности передаются по неисключительной лицензии, необходимо сопоставить объемы выпуска продукции в собственном производстве и по лицензии, а также территорию действия неисключительной лицензии и сравнить потенциальную прибыль от реализации собственной продукции на этих территориях с прибылью от продажи лицензии.

Несмотря на то, что одним из наиболее мощных стимулов для продажи лицензий является дефицит средств для организации производства новой продукции, решение о продаже, тем не менее, должно приниматься взвешенно, с учетом ряда факторов, включая экономическую и военную безопасность страны. Полная свобода разработчика в данном вопросе столь же, а может быть и более неоправданна, сколь и необоснованные ограничения и запреты со стороны государства.

Маркетинговые исследования должны осуществляться непрерывно и постоянно на всех этапах жизненного цикла продукции или услуги, в основе которых лежит тот или иной объект интеллектуальной собственности. Несмотря на незыблемость принципа опережающего маркетинга, на практике, как правило, этапы исследования рынка выполняются одновременно и параллельно с этапами жизненного цикла, так как непрерывно функционирующее предприятие или организация имеют на балансе объекты интеллектуальной собственности, находящиеся на всех стадиях жизненного цикла. Это естественно, так как одни изделия только задумываются, другие выпускаются нарастающими темпами, а третьи пора снимать с производства или модернизировать.

Несколько сложнее обстоят дела в малом бизнесе, где предприятие зачастую выпускает крайне ограниченную номенклатуру изделий, а нередко ограничивается всего одним. В такой ситуации последовательность этапов маркетингового исследования должна быть жестко привязана к этапам жизненного цикла, что практически никогда не соблюдается из-за дефицита средств, времени или того и другого вместе. При этом незаменимую помощь малым предприятиям могут оказать специализированные маркетинговые и консалтинговые фирмы инфраструктуры малого предпринимательства.

Заключение

Основные выводы:

- объекты интеллектуальной собственности как материальные носители формализованных знаний являются неотъемлемым атрибутом экономики знаний, составляют основу всех инноваций - главного движителя новой инновационной экономики знаний;

- результаты интеллектуальной деятельности и объекты интеллектуальной собственности формируют базу интеллектуального капитал как основы корпоративного и национального богатства и непременного условия конкурентоспособности экономик развитых и развивающихся стран;

- рынок интеллектуальной собственности, наряду с рынками труда и капитала, является одним из основных институтов экономики знаний; уровень и степень его развития во многом определяют успех построения экономики, соответствующей модели экономики знаний;

- особую роль в продвижении результатов интеллектуальной деятельности на рынок интеллектуальной собственности играет маркетинг объектов интеллектуальной собственности, сущест-

Отечественный и зарубежный опыт

венным образом отличающийся от маркетинга товаров, в которых эти объекты использованы, в силу различия жизненных циклов объектов интеллектуальной собственности и товаров.

Литература

1. Гапоненко А. Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал / А. Л. Га-поненко, Т.М. Орлова. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.

2. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М.: Прогресс, 1996.

3. Макаров В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б. Клейнер; Отд. обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. - М.: Экономика, 2007. - 204 с.

4. Попов Е.В., Власов В.М. Институты миниэкономики знаний. - М.: Academia, 2009. - 288 с.

5. Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование. - 2009. - № 3. - С. 63-72.

6. World Bank Institute. K4D. Knowledge for Development. The World Bank Institute's Program on Building Knowledge economies/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org/KFDLP/Resources/461197-199907090464/k4d_bookletjune2008.pdf

7. Крюков Л.М. Роль научного сообщества в переходе страны на инновационный путь развития // Белорусский экономический журнал. - 2009. - № 1. - С. 13-23.

8. Тихомирова Н.В., Мальченко С.Н., Якимахо А.П. Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями // Открытое образование. - 2008. - № 5. - С. 69-74.

9. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: [Уч. пособие] / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2007.- 552 с.

10. Буряк Е. М. Стратегия зарубежного патентования как элемент маркетинга // Патенты и лицензии.

- 1999. - № 7. - С. 25-31; 1999. - № 8. - С. 24-32.

11. Якимахо А. П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.

- Мн.: Амалфея, 2005. - 472 с.

12. Цыбулев П.Н. Маркетинг интеллектуальной собственности. - К.: Ин-т. интел. собств. и права, 2004. - 184 с.

13. Инновационный менеджмент: Уч. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело,

2003.

14. Урсул А.Д. Инновационное образование в интересах устойчивого развития: от модернизации к футуризации // Открытое образование. - 2008. - № 5. - С. 84-96.

15. Мухопад В.И., Пегасова Л.В. Маркетинг информационных технологий // Патенты и лицензии. -1998. - № 5. - С. 18-24.

УДК 001.89(051.2)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТЬЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА

И. Д. Котляров, к. э. н., доц. каф. Менеджмента и маркетинга в печатном деле Северо-Западного института печати Тел.: 8-951- 669-52-35; E-mail: ivan.kotliarov@mail.ru Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

http://www.sutd.ru

The article contains a classification of indexes of scientific output and an analysis of the index of effectiveness of scientific activity used in Russia to evaluate productivity of scholars. A list of criteria an effective index of scientific output should meet is proposed. It is proved that this index should not be used for scientific activity measurement. New indexes are proposed. It is explained how these indexes can be used to calculate the professors salary.

В статье предложена классификация показателей продуктивности научной деятельности, составлен перечень критериев, которым должны удовлетворять такие показатели, выполнен анализ используемого в России показателя результативности научной деятельности (ПРНД), показана его непригодность для измерения результатов научной деятельности, разработаны новые показатели продуктивности научной деятельности и методика их расчета, предложен способ расчета заработной платы профессорско-преподавательского состава на основе этих показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.