Научная статья на тему 'Знания и Интеллектуальная собственность в экономике знаний'

Знания и Интеллектуальная собственность в экономике знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / СВОЙСТВА ЗНАНИЙ / ЗНАНИЕВЫЙ КЛАСТЕР / KNOWLEDGE / INTELLECTUAL PROPERTY / KNOWLEDGE ECONOMY / KNOWLEDGE CHARACTERISTICS / KNOWLEDGE CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Н. В., Мальченко Н. С., Мальченко С. Н., Якимахо А. П.

Рассмотрены роль и место информации, знаний и интеллектуальной собственности в экономике знаний. Приведены особенности создания кластера по производству знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge and Intellectual Property in Knowledge Economy

The role and place of information, knowledge and intellectual property in the knowledge economy are discussed. The paper describes specific procedures of creating a knowledge-producing cluster.

Текст научной работы на тему «Знания и Интеллектуальная собственность в экономике знаний»

Наука и образование

УДК 330.88+378.1

ЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ

Н. В. Тихомирова, д. э. н., ректор Тел.: (495) 442-77-77, e-mail: NTikhomirova@rector.mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) http://www.mesi.ru

Н. С. Мальченко, к. х. н., заместитель директора тел. (10-375) 296-07-46-98, e-mail: nmalchenko@mfmesi.ru С. Н. Мальченко, к. х. н., директор тел. (10-375) 296-68-75-37, e-mail: office@mfmesi.ru А. П. Якимахо, к. т. н., ученый секретарь (10-375) 291-97-07-92, e-mail: yakimaho@mfmesi.ru Минский филиал МЭСИ www.mfmesi.ru.

The role and place of information, knowledge and intellectual property in the knowledge economy are discussed. The paper describes specific procedures of creating a knowledge-producing cluster.

Рассмотрены роль и место информации, знаний и интеллектуальной собственности в экономике знаний. Приведены особенности создания кластера по производству знаний.

Ключевые слова: знания, интеллектуальная собственность, экономика знаний, свойства знаний, знаниевый кластер.

Keywords: knowledge, intellectual property, knowledge economy, knowledge characteristics, knowledge cluster.

экономики, в которой знания обеспечивают высокую эффективность хозяйствования [2].

Хозяйствующий субъект в условиях инновационной экономики имеет дело с использованием знаний в шести областях своей деятельности - технологической, экономической, социальной, политической, культурной и экологической [3, с. 174]. В каждой из этих областей знания выступают как продукт производства, предмет потребления, фактор производства, предмет и средство трансакций, средство тезаврации, средство управления и организации общества [4, с. 34]. Остановимся подробнее на экономической области производства и применения знаний, в наибольшей степени влияющей на пять других.

Научные публикации последних лет на эту тему и практика административнохозяйственной деятельности органов государственного управления и хозяйствующих субъектов этих стран свидетельствуют о том, что далеко не всегда и не всеми понятие «экономика знаний» трактуется однозначно и в соответствии с мировым пониманием ро-

Введение

Построение инновационной экономики знаний, которое становится одной из стратегических задач транзитивных экономик постсоциалистических стран, несомненно, войдет в их современную историю как начало важнейшего этапа модернизации экономических систем на принципах инноватики и теории управления знаниями. Экономика знаний «отражает по своей глубинной сути зарождение нового этапа развития цивилизации, переход от хозяйства, основанного на

производстве товаров материального характера, к хозяйству, основанному на производстве и применении знаний» [1]. Другими словами, речь идет о становлении интеллектуальной или интеллекту-

ально-когнитивной

ли знаний в такой экономике. Поэтому целесообразно остановиться на трех вопросах:

1) что такое знания и информация в контексте экономики знаний, какова роль интеллектуальной собственности?

2) каким образом знания связаны с экономикой?

3) как создаются знания для экономики знаний?

1. Знания и информация в контексте экономики знаний

Современное общество часто называют информационным в силу известного обстоятельства, которое заключается в том, что информация стала играть в его жизни особую роль как вследствие увеличения на порядки количества доступной информации, так и ввиду качественного изменения ее роли и назначения: информация стала товаром, покупаемым и продаваемым в неудержимо возрастающих количествах. Как полагают специалисты, в настоящее время объем накопленной социальной информации составляет приблизительно 1012 гигабайт, что эквивалентно 12 стопкам книг высотой от Земли до Солнца. Поскольку вместимость накопителей информации хронически отстает от ее производства, хранение старой информации становится бессмысленным, как и сама устаревшая информация [5, с. 5-7].

Разработанная классификация знаний отражает все многообразие подходов к этому весьма широкому понятию [3, с. 49; 4, с. 28;

6, с. 50-61].

В научном понимании знание

- это «сознательно и целенаправленно актуализиро-

ванная, обобщенная, систематизированная, структурированная и скоординированная информация, представляющая собой проверенный практикой и относительно истинный результат познания действительности» [2].

Хорошо известно, что в процессе познания интеллект человека получает, накапливает, обрабатывает и усваивает информацию. Существует и иной взгляд на этот предмет, согласно которому «информация не передается и не получается, она возникает в сознании субъекта, принимающего сигналы, и остается (сохраняется) там» [7]. И в том и в

другом случае знания следует рассматривать как информацию, усвоенную сознанием (мозгом, интеллектом) человека.

В тех случаях, когда человек преобразует часть знаний, сохраняющихся в его сознании, в объективную форму, говорят о создании результата интеллектуальной деятельности. Полученные таким образом материальные объекты являются носителями или хранилищами знаний [8]. Часть из них становится объектами интеллектуальной собственности, на которые распространяется действие интеллектуальных прав. Таким образом законодательство об интеллектуальной собственности обеспечивает охрану и защиту знаний, заключенных в объектах интеллектуальной собственности, от их неправомочного использования. В то же время это законодательство не только не ограничивает распространение знаний, но и является хорошим стимулом для увеличения их объема, гарантируя достойное вознаграждение авторам и правообладателям объектов интеллектуальной собственности.

При этом возникает ряд вопросов:

- вся ли получаемая человеком информация преобразуется в личностное знание в сознании человека?

- всё ли приобретенное человеком знание необходимо ему в повседневной жизни?

- всё ли приобретенное человеком знание необходимо ему для трудовой деятельности в условиях экономики знаний?

Анализируя влияние знаний на экономику, следует дать отрицательные ответы на все три вопроса.

Во-первых, следует признать, что из гигантского количества информации, которое воспринимают рецепторы человека, лишь весьма незначительная часть усваивается мозгом человека и превращается в личностное знание.

Во-вторых, лишь незначительная часть знаний, которыми обладает тот или иной индивид, используется в повседневной жизни, при этом некоторые знания утрачиваются вовсе, иногда безвозвратно.

В-третьих, знания и навыки, которые используются в процессе трудовой деятельности, существенным образом отличаются от

извещения общественности о факте создания нового знания приоритет, как правило, отдается тому, кто получил это знание раньше.

Совершенно очевидно, что для использования в экономике, т. е. в производстве и сфере услуг, требуется абсолютно или по меньшей мере относительно новое знание, так как инновации не могут базироваться на уже известном знании. Для того чтобы инновация признавалась таковой, она должна основываться на новом знании.

Следовательно, в инновационной экономике, основанной на знаниях, нет места «старому» знанию.

Отметим, что в данном случае речь идет исключительно о новизне, но не о значимости нового знания, поэтому абсолютно новым может быть знание о лечении насморка, а относительно новым - о новом способе получения неограниченного количества энергии, открывающем новую эру в истории человечества.

Как абсолютно, так и относительно новые знания человек создает и получает в результате информационного обмена, анализа получаемой или специально разыскиваемой информации. От объема и качества проанализированной информации и качества самого интеллекта (его творческих способностей, особых свойств мозга как высокоорганизованной материи) зависит качество новых знаний, создаваемых мозгом человека, принадлежность их к абсолютно или относительно новым знаниям.

Степень новизны знания можно проиллюстрировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Уровни новизны знаний и источники информации о них

Квалитет новизны знания Уровень новизны (известности) знания Источник информации

1 Известное всем (общеизвестное) В свободном обращении, на бытовом уровне

2 Известное только определенной группе (например, врачам) В специальной литературе по данной науке, специальности

3 Известное ограниченному кругу лиц В узкоспециальной литературе, как правило, с грифом секретности

4 Ожидаемое, над созданием которого уже работают специалисты В лабораторных журналах, промежуточных отчетах по теме разной степени закрытости

5 Известное одному лицу В сознании человека

6 Неизвестное, но прогнозируемое или предполагаемое В научных прогнозах

7 Неизвестное, не прогнозируемое, скрытое в будущем За порогом человеческих возможностей на данный период времени, на уровне предвидения гения

Очевидна связь между новизной знаний человеку или ограниченному кругу лиц, то-

и видами инноваций. Пионерским инноваци- гда как последователи, получающие доступ к

ям соответствуют знания, известные одному

повседневных знаний, как и способы их получения и применения.

Из множества свойств знаний [3, с. 34] остановимся подробнее на их свойстве быть экономической категорией. В этом качестве имеют ценность только те знания, которые используются в экономике для получения конечного продукта. Такие знания имеют следующие особые свойства:

• новизна;

• качество;

• редкость;

• конкретность;

• эффективность.

Абсолютно новым знанием мы будем называть знание, обладателем которого является только один человек - его создатель -или группа лиц, связанных единством групповых, корпоративных или иных интересов в

части эффективного использования этого знания.

Относительно новым знанием

мы будем называть знание, которое стало известным в момент ознакомления с ним данного субъекта, который получил его извне в виде информации. Здесь не рассматриваются случаи параллельного творчества, когда одно и то же знание получено разными людьми независимо друг от друга одновременно или в разное время. В последнем случае после

инновациям в процессе их диффузии, довольствуются общеизвестными знаниями.

С экономической точки зрения для каждого специалиста имеет смысл лишь та ничтожно малая часть информации, которая непосредственно относится к решению конкретных задач. Даже самые гениальные разработки в области микробиологии бесполезны для тракторостроителя и наоборот.

Отсюда следует два чрезвычайно важных для понимания сути экономики знаний вывода:

1) знанием в контексте обсуждаемой проблемы следует считать только ту часть доступной специалисту информации, которая усвоена им, необходима и полезна ему для решения поставленной задачи;

2) знание в этом смысле есть ничтожно малая часть доступной человеку информации.

В самом деле, каждый, кто хотя бы раз пытался найти нужную информацию в глобальных компьютерных сетях, знает, насколько это тяжело даже с помощью современных поисковых систем.

Второе свойство знаний - их качество -играет не меньшую, а возможно, и большую роль в экономике знаний. Действительно, как отличить «хорошее» знание от «плохого», а «превосходное» от «хорошего»?

Отталкиваясь от определения качества как способности удовлетворять потребности человека, дадим классификацию качества знаний (табл. 2).

Таблица 2

Качество знаний

Квалитет качества знания Характеристика

К1 Наивысшее качество приобретенного знания, позволяющее индивидууму сразу решить поставленную задачу (попадание в яблочко)

К2 Высококачественное знание, позволяющее решить задачу с помощью несложных очевидных для каждого специалиста приемов и действий

Кэ Качественное знание, пригодное для решения поставленной задачи при условии накопления и анализа однородных знаний о предмете задания

К4 Полезное знание, повышающее интеллектуальный потенциал индивида и его способность к обучению или решению задач в будущем

К5 Бесполезное знание

Каждому исследователю, изобретателю или автору научного произведения хорошо знакомы танталовы муки в поисках нужных данных или известных, но забытых фактов. Несмотря на обилие информации, быстрая находка нужного знания, позволяющая сразу решить поставленную задачу, является скорее удачей исследователя, чем свидетельством совершенства поисковых систем.

2. Каким образом знания связаны с экономикой

Для ответа на второй вопрос «как знания связаны с экономикой знаний?» следует сначала четко представить, как «работают» знания в реальных условиях функционирования предприятий и организаций, каков механизм трансформации знаний в объекты интеллектуальной собственности, как осуществляется трансфер знаний.

При построении экономики нового типа, где знание стало основой не только научнотехнического прогресса, но и главным реагентом и катализатором новой экономической политики, необходимо помнить о том, что «на первом этапе эволюции знание еще не является экономическим ресурсом. Для того чтобы экономика обрела этот важный

ресурс... необходимо пройти вторую фазу -распространение знания. И лишь на заключительной фазе эволюционного цикла знание действительно превращается в экономический ресурс» [9, с. 223].

В практическом плане тенденции превращения знания в экономический ресурс выражаются определенной «критической массой» научных кадров и минимальной наукоемкостью валового внутреннего продукта (ВВП). Если, например, число исследователей на 10 тыс. населения меньше 25 человек, а наукоемкость ВВП ниже 1%, наука необратимо деградирует, обрекая социум на дефицит инноваций. Отметим, что в США на 10 тыс. населения приходится 56 исследователей, в России - 32, в Беларуси - около 20, а наукоемкость ВВП составляет соответственно 2.55%, 1.16% и 0.97% [10].

Знание индивидуально. Новое знание рождается в голове ученого, конструктора, писателя, менеджера, другого творческого работника как результат его интеллектуальной деятельности. Отсутствуют и в обозримом будущем не просматриваются иные способы получения новых знаний.

Формализованное знание существует в виде материальных объектов, как охраняе-

мых, так и не охраняемых исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности. Однако независимо от наличия или отсутствия такой охраны новое знание присутствует в любой инновации, составляя ее главное содержание, ядро. И это знание не может быть абстрактным, не связанным с объектом инновации. Оно всегда предельно конкретно и, как правило, выражено количественно и качественно.

Качество инновации и ее эффективность решающим образом зависят от качества и степени новизны знаний, положенных в ее основу. Абсолютно новые (в свое время) знания, такие как открытие электричества, освоение атомной энергии, создание электронно-вычислительных машин, означали новый этап прогресса человечества. Впереди

- открытия в области нанотехнологий, передачи энергии без проводов, человеческого бессмертия и многое другое, являющееся все еще предметом научной фантастики.

Здесь следует сделать еще одно замечание. Все сказанное не следует воспринимать как приговор традиционным технологиям и ремеслам, таким, например, как хлебопечение или сыроварение. На отдельном историческом временном отрезке традиционный бизнес может не только конкурировать на равных с инновациями, основанными на новейших знаниях, но и приносить куда большую прибыль.

Заметим, что одну и ту же экономическую задачу можно решить, как правило, несколькими способами, привлекая новые решения или обходясь старыми запасами знаний. Так, можно вдвое увеличить посевные площади, сжечь в два раза больше горючего, износить вдвое больше сельхозтехники и удвоить урожай. А можно вывести вдвое более высокоурожайный сорт растения и получить тот же эффект, не увеличивая расход ресурсов. Однако во втором случае потребуется создать новое знание, воплощенное в новом сорте.

Стоимость этого нового знания будет достаточно высокой, так как потребуются значительные затраты на проведение исследований. Однако эти затраты в последующем окупятся с учетом масштаба производства нужного продукта.

Таким образом, из сказанного следует практически важный вывод, что новое знание эквивалентно в экономике знаний энергетическим, материальным и трудовым затратам, опосредованно позволяя заменить их знанием о том, как можно получить тот же

или больший эффект при тех же или меньших затратах энергии, материалов и живого человеческого труда.

Следовательно, только то знание, суммарные затраты на получение которого меньше затрат на получение искомого эффекта традиционными методами на основе старых технологий, имеет право на признание в экономике знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой подход позволяет объяснить «парадокс производительности», суть которого состоит в том, что на протяжении двух десятков лет исследователи не могут предложить корректные методы оценки влияния информационно -коммуникационных техно -логий (ИКТ) на экономический рост. «Одним из основных сдерживающих факторов. при принятии решения о внедрении тех или иных информационных технологий на корпоративном уровне остается недостаток информации о реальной отдаче от их использования» [11].

Парадокс находит очевидное разрешение, если принять во внимание, что компьютеры и ИКТ способствуют накоплению и в какой-то мере систематизации информации, тогда как отдача от использования заключенных в них знаний не связана ни с качеством, ни с количеством использованных компьютеров и ИКТ. Это проблема совершенно иного порядка, связанная со способностями людей использовать знания по мере накопления их «критической массы». Именно по этой причине исследованиями российских ученых установлена и подтверждена зависимость прибыли предприятий не от количества компьютеров и ИКТ, а от объемов производства различных типов новых знаний и уровня внедрения системы управления знаниями [3, с. 254].

3. Как создаются знания для экономики знаний

Для полноценного развития экономики знаний необходимо создание кластера по производству знаний. С позиций традиционного менеджмента и организационного проектирования кластер по производству знаний ничем не отличается от производственного кластера, например, в фармакологии или автомобилестроении. Основу такого кластера составляет система образования, которая включает дошкольные учреждения, ступени средней школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования, магистратуру, аспирантуру, докторантуру.

Всю совокупность учреждений образо-

вания можно рассматривать как образовательный кластер, который должен взаимодействовать с кластером научных исследований и другими кластерами - потребителями знаний. Важнейшими из них для экономики страны являются кластеры - производители товаров и услуг. Матричная система управление кластером по производству знаний должна включать функции управления созданием, распространением и применением знаний с участием образовательных учреждений, научных организаций и производственных предприятий.

Структурно кластер по производству знаний может представлять собой отраслевой кластер, где все функции замкнуты в одной ячейке, однако очевидны преимущества распределения этих функций между разными кластерами. В самом деле, сложно представить себе фармакологический или машиностроительный кластер, в состав которого входят детский сад и начальная школа, несмотря на известный факт, что японские фирмы начинают отбор кадров именно с дошкольного возраста.

И, наконец, попытаемся ответить на третий вопрос «как создаются знания?». Ответ на этот вопрос требует анализа двух цепочек:

а) получения знаний индивидуумом;

б) преемственности, передачи знаний от

поколения к поколению.

Первая - временная - цепочка предполагает непрерывность процесса получения знаний, которые необходимы для развития экономики знаний. При этом используется уникальная способность интеллекта продуцировать новое знание путем синтеза знаний, полученных извне и хранящихся в мозгу человека.

Как показывают несложные расчеты, такой способностью обладает крайне малое число людей, исчисляемое десятыми долями процента от всех живущих на Земле [12, с. 22]. По существу, именно этому абсолютному меньшинству человечество обязано всем тем, что оно имеет в результате научнотехнического прогресса.

Если взять, например, статистику патентования, то окажется, что один патент на изобретение приходится на достаточно большое число жителей страны (табл. 3). В то же время трудно не согласиться с тем, что это один из важнейших показателей, характеризующих не только способность людей к творчеству, созданию новых знаний, но и влияющих на экономический рост. Как видно из таблицы, страны, находящиеся на дальних подступах к экономике знаний, на порядки проигрывают по этому показателю развитым странам.

Таблица 3

Число жителей, приходящееся на один патент (2005 год)

Япония Корея США Германия Финляндия Россия Беларусь Китай Чехия Узбекистан

346 398 1422 1703 2857 5988 7874 13 888 17 543 100 000

Источник: Нечепуренко Ю. Мировые тенденции правовой охраны изобретений //Интеллектуальная собственность в Беларуси, 2008. № 1. С. 29-33.

Анализируя дискуссию по поводу продолжительности обучения в средней школе, нельзя не отметить, что абсолютное большинство как сторонников, так и противников реформы средней школы упускают из виду главный момент в построении современной системы образования - его непрерывность и обязательную преемственность всех ступеней обучения от детского сада до аспирантуры. Не столь важно, сколько лет люди будут обучаться в дошкольной группе, в средней неполной, базовой или средней специальной школе и вузе. Гораздо важнее обеспечить процесс непрерывного образования, которое не должно завершаться до выхода работника на заслуженный отдых. Исключительно важно также, чтобы образование было «опережающим», «футуристическим», т. е. позволяло бы готовить специалистов, способных

справиться с теми задачами, которые им предстоит решать после окончания вуза, тогда как современная система образования дает им знания, устаревающие к моменту окончания вуза [13].

Как справедливо отмечают многие исследователи, «достаточно оправданным является... развитие многоступенчатой модели образования. базирующейся на широком использовании и развитии виртуального образования... оно позволяет делать образовательный процесс не только гибким, способным к быстрым изменениям в духе времени, но и в значительной мере индивидуализированным. В этой плоскости лежат и дополнительные возможности реализации концепции пожизненного обучения, включающего в себя и самообразование» [1].

Вторая цепочка - преемственность знаний, их трансфер, передача от поколения к поколению - также требует незамедлительных мер по организации обучения с использованием современных образовательных информационно-коммуникационных технологий, так как переход к всеобщему высшему образованию на базе традиционных методов обучения обременителен даже для высокоразвитых стран. Поэтому внедрение новых образовательных технологий является одним из основных условий построения экономики знаний. Как отмечают специалисты, этому способствует непрерывное уменьшение стоимости и огромный рост скорости передачи информации (с 1975 по 2000 год стоимость уменьшилась более чем в 12, а скорость возросла почти в тысячу раз) [14, с. 289].

На смену «фундаментальности» образования приходит разумный компромисс между компетентностным и знаниевым подходом к содержанию образования, между фундаментальностью и практицизмом [15]. Для его достижения требуется исключить дублирование в цепочке обучения, одновременно до предела насытить учебные планы дисциплинами, дающими будущему работнику именно те специальные знания, которые увеличат его стоимость на рынке труда. Современный специалист должен обладать креативными способностями, позволяющими ему решать практические задачи творчески, применять полученные знания на практике [16, с. 32- 41].

Такой подход позволяет дать обучаемому максимум необходимых ему знаний за минимальное время. Остальные знания он получит в процессе long-life обучения, то есть обучения в течение всей его жизни и работы.

Заключение

Приведенные в статье данные свидетельствуют о возрастающем влиянии на экономику знаний и интеллектуальной собст-

венности, обеспечивающей охрану и защиту знаний, заключенных в объектах интеллектуальной собственности, от их неправомочного использования. При этом знанием, необходимым для решения задач построения новой экономики, следует считать только ту ничтожно малую часть доступной специалисту информации, которая усвоена им, необходима и полезна ему для решения поставленной задачи.

Знания, необходимые для построения инновационной экономики знаний, должны обладать особыми свойствами - новизной, качеством, редкостью, конкретностью, эффективностью. Качество и эффективность инновации решающим образом зависят от качества и степени новизны знаний, положенных в ее основу, а следовательно, инновационное развитие страны или региона напрямую связано с качеством и количеством продуцируемых знаний. Новое знание в экономике эквивалентно материальным и трудовым затратам, позволяя заменить их; следовательно, в качестве нового знания в экономике знаний целесообразно признавать только то знание, суммарные затраты на получение которого меньше затрат на получение искомого эффекта традиционными методами.

Построение экономики знаний невозможно без создания кластера по производству знаний, связанного матричной системой управления с производственными кластерами. Эффективное функционирование кластера по производству знаний невозможно без использования современных информационно-коммуникационных технологий в обучении кадров для экономики знаний. Способностью к созданию нового знания для экономики знаний обладает абсолютно меньшая часть населения, однако для выявления этих индивидуумов необходимо обучить всех, то есть перейти к всеобщему высшему образованию.

Литература

1. Бондарь А. В., Корнеевец И. В., Яхницкая Н. А. Человеческий капитал - стратегический ресурс «новой экономики» // Белорусский экономический журнал, 2007. № 2. С. 56-69.

2. Салихов Б. В., Артюхин С. Е., Летунов Д. А. Сущность экономического знания и этапы его коммерциализации // Социально-экономические проблемы повышения эффективности воспроизводства и управления интеллектуальным капиталом: Материалы международной научно-практической конференции (19 ноября 2008). - М.: Дашков и Ко, 2009. С. 14-22.

3. Попов Е. В., Власов В. М. Институты миниэкономики знаний. - М.: Academia, 2009. 288 с.

4. Макаров В. Л., Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний. - М.: Экономика, 2007. 204 с.

5. Шрайберг Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке // Крым (2007): Труды конференции. - Судак/Москва, 2007. С. 5-7.

6. Управление знаниями в инновационной экономике: Учебник / Под ред. Б. З. Мильнера. - М.: Экономика, 2009. 599 с.

7. Ревинский О. Можно ли передавать информацию? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, 2008. № 1. С. 13-23.

8. Тихомирова Н. В., Мальченко С. Н., Якимахо А. П. Интеллектуальная собственность как объект управления знаниями // Открытое образование, 2008. № 5. С. 69-74.

9. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б. З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009. 624 с.

10. Крюков Л. М. Роль научного сообщества в переходе страны на инновационный путь развития // Белорусский экономический журнал, 2009. № 1. С 13-23.

11. Вальяно Д. В. Информационные технологии: расходная статья или фактор роста? // Новая экономика. - М.: Магистр, 2004. С. 107-122.

12. Якимахо А. П. Управление объектами интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.

- Мн.: Амалфея, 2005. 472 с.

13. Урсул А. Д. Инновационное образование в интересах устойчивого развития: от модернизации к футуризации // Открытое образование, 2008. № 5. С. 84-96.

14. Симчера В. М. Развитие экономики России за 100 лет: 1900-2000. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. - М.: Наука, 2006. 587 с.

15. Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование, 2009. № 3. С. 63-72.

16. Сизов В. С. Неоэкономика как стратегия развития экономики // Новая экономика. - М.: Магистр, 2004. С. 32-41.

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ СИНГАПУРА

С. В. Буцык, к. пед. н., доцент, проректор по учебной работе Тел.: (351) 263-92-53, e-mail: bsv@chgaki.ru Челябинская государственная академия культуры и искусств http://www.chgaki.ru

The article describes and analyzes three programs for the development of ICT in the education of Singapore, implemented since 1997. The author identifies the main aspects and the relationship between them in various programs, making some analogy with the Russian projects.

Статья посвящена описанию и анализу трех программ развития ИКТ в сфере образования Сингапура, реализуемых с 1997 г. Автор выявляет основные аспекты и взаимосвязь между ними в различных программах, проводит некоторые аналогии с российскими проектами.

Ключевые слова: образование, информатика, информационно-коммуникационные технологии, Сингапур.

Keywords: education, information science, ICT, Singapore.

«Мир изменился. Технологии изменили его...

Информационные технологии дали нам возможность объединяться и работать с большим количеством людей и в большем количестве

географических пунктов по всему миру. Наш мир уменьшился; поэтому мы должны расширить свой разум для того, чтобы научиться вбирать в него все то, что сейчас находится в сфере досягаемости». Это отрывок из речи Тео Чи Хина, министра образования Сингапура, произнесенной в апреле 1997 г. на мероприятии, посвященном началу реализации первой национальной программы развития ИКТ в сфере образования [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.