Научная статья на тему 'Знаковая природа кириллической графемы'

Знаковая природа кириллической графемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
390
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛФАВИТ / ГРАФЕМА / ЗНАК / ALPHABET / GRAPHEME / SIGN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирная Ю. И.

В статье освещены наиболее известные классификации знака и на их основе осуществлена попытка отнесения кириллической графемы к определенному виду знака

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sign nature of the Cyrillic grapheme

In this article the most known categorizations of the sign are stated and on their base an attempt of the determination of aspectual belonging of the Cyrillic grapheme to the certain sign is realized.

Текст научной работы на тему «Знаковая природа кириллической графемы»

12. Селищев А.М. Старославянский язык. М., 1952. Ч. 2.

13. Шемборская Н.В. Об истории эмоциональнооценочных существительных суффиксального образования в русском языке // Уч. зап. Астраханского пед. ин-та. Астрахань, 1957. Т. VI. Вып. 1. С. 309-318.

14. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. СПб., 1996. С. 368.

Поступила в редакцию 23.01.2009 г.

Reznitchenko L.Yu. Conceptual derivation as cognitive basis of diminutive derivation. The article is an attempt of interpreting diminutive derivation from positions of the cognitive approach. Conceptual derivation in the aspect of diminutive derivation is the space of interaction of two concept types, being objectified by the stem and affixal morphemes, leading to the certain transformation, extension and specification of the initial concept, being motivated by associative complexes and being connected with emotional / evaluative structures, carrying a role of “switches” in interaction of stem and suffix conceptual structures.

Key words: diminutive derivation, conceptual derivation, transformation of the initial concept.

УДК 482

ЗНАКОВАЯ ПРИРОДА КИРИЛЛИЧЕСКОЙ ГРАФЕМЫ

© Ю.И. Смирная

В статье освещены наиболее известные классификации знака и на их основе осуществлена попытка отнесения кириллической графемы к определенному виду знака.

Ключевые слова: алфавит, графема, знак.

Научное описание алфавита имеет свою богатую историю, которая отражена в трудах отечественных и зарубежных лингвистов (Т.А. Амирова, А.А. Волков, Д. Дирингер, И.Е. Гельб, А.А. Зализняк, А.Ф. Лосев, Т.М. Николаева, Ю.С. Степанов, Л.В. Щерба и многие др.). В течение последних десятилетий наблюдается повышенный интерес к разработке различных теорий происхождения кириллицы, точнее, отмечается поиск различного рода информации, заложенной в структуре русского алфавита. Еще в 1960-е гг. советский лингвист В. А. Истрин, собрав и подытожив исторические данные, опубликовал работу на тему возникновения и развития русского алфавита, а также описал изменения, происходившие в нем на протяжении нескольких веков. На данном этапе этой проблемой занимаются не только лингвисты, историки, археологи и культурологи, но и химики, биологи, эзотерики. Ученые и исследователи ищут в кириллице сакральное значение (Н.Б. Мечковская, Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин, В.А. Чудинов и др.), основу для раскрытия принципов мироздания (М. Безлюдова, А.Д. Плешанов и др.), божественные послания (Л.В. Савельева, Э. Геор-

гиев и др.), даже «формулу Бога» и естественную систему молекул (Г.Г. Длясин [1]).

Следуя традициям классической лингвистики, в частности теоретическим положениям из трудов И.А. Бодуэна де Куртенэ «Об отношении русского письма к русскому языку» и Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики», напомним, что русский алфавит представляет собой систему знаков, элементом которой является графема - мельчайшая смыслоразличительная единица письменной речи, соответствующая фонеме в устной речи. Фердинанд де Соссюр интерпретировал знак, в частности языковой знак, как неразложимое единство означающего (плана выражения) и означаемого (плана содержания). У графемы план выражения реализуется на письме в начертании самого знака, а план содержания - в процессе порождения речи при помощи фонем.

Цель статьи - рассмотрение основных видов знака и определение на их основе типологических характеристик знаков кириллицы в семиотическом аспекте. Для решения поставленной проблемы проанализируем классификации знаков, предложенных еще Климентом Александрийским и разработан-

ных в научных трудах Ч. Пирса, Ю.С. Степанова и В. А. Лукина.

Климент Александрийский первым предложил типологию всех видов знаков на основе египетского письма. Данная классификация включает два рода знаков в иероглифическом письме - кириологическое и символическое письмо, причем последнее делится на имитационное, тропологическое и письмо, использующее аллегории и загадки. При таком делении знаков сорок одну графему кириллицы мы можем идентифицировать как кириологические знаки, выделяя особо графемы ОНЪ (отражение в письменном облике видимого произносительного образа графемы О) и ИЖИЦА (буква так названа по сближению ее начертания с внешним видом ярма дугообразной формы, обозначаемого словом «иго» [2]) как символические имитационные.

Наиболее известна классификация знаков Чарльза Пирса. Напомним, что он выделяет три типа знаков, взяв за основу взаимоотношения между составляющими знака:

1) действие иконического знака основано на фактическом подобии означающего и означаемого;

2) действие индекса на фактической, реально существующей смежности означающего и означаемого;

3) действие символа основано главным образом на установленной по соглашению, усвоенной смежности означающего и означаемого. Эта связь является правилом и не зависит от наличия или отсутствия какого-либо сходства.

Обратим внимание на некоторые особенности графем кириллицы, опираясь на классификацию знаков Ч. Пирса. Мы полагаем, что азбучные знаки являются символами, и только графемы ОНЪ и ИЖИЦА могут быть отнесены к иконическим знакам. Если же мы будем рассматривать буквы кириллицы, заимствованные из греческого уставного письма (АЗ, БУКИ (измененная БЕТА), ВЕДИ и др.), то многие из них можно будет определить как иконические, т. к. доказано семитское происхождение греческого алфавита. В семитских же алфавитах начертание буквы соответствует ее имени: знак АЛЬФЫ по своей форме похож на быка (в переводе с семитского «алеф» и означает «бык»); знак БЕТЫ (семитское «бет» - «дом») схож

внешне с упрощенным видом дома и т. д. [3]. С другой стороны, если мы обратимся к картам Таро, то весь наш сегодняшний алфавит предстанет в виде системы иконических знаков. В арканологии существует традиция сопоставления в целях поиска тайного смысла карт Старших Арканов с системами письма различных стран и народов. Арканы сравнивали с иероглифами древних египтян, финикийцев, со значками иврита и рунами, письменами санскрита и буквами латинского и греческого алфавитов. Но только в русском алфавите буквы, не меняя порядка, от Аркана к Аркану копируют иероглифически позы персонажей карт или очертания присущих им символических предметов. Как считает Ф. Эльдемуров, данный факт объясняется тем, что две философские системы (система карт Таро и система русской графики) проверяют друг друга на верность [4].

Ю.С. Степанов [5] приводит свою классификацию знаков: знак-образ (знак тождествен означаемому); знак-символ (знак подобен означаемому); знак-слово (соотношение знака и означаемого основано на условности). Сопоставив две терминологии Ч. Пирса и Ю.С. Степанова, выявляем: «знак-образ» у Ю.С. Степанова - это «иконический знак» у

Ч. Пирса. Понимание термина «знак-слово» находим у Ф. де Соссюра: природа языкового знака условна. Если исходить из вышеизложенного, следуя типологии знаков по Ю.С. Степанову, то в кириллице мы можем найти только два знака-символа - ИЖИЦУ и ОНЪ, все остальные графемы азбуки являются знаками-словами (но буквы, заимствованные из греческого алфавита, относятся к знакам-образам).

В целях более полного выявления семиотических характеристик графем кириллицы прибегнем к следующей классификации знаков В.А. Лукина [6], который выделяет еще два вида знаков - мотивированные и мета-языковые. Мотивированные знаки - это такие знаки, форма выражения которых осознается как неслучайная по отношению к денотату. Тогда мотивированными в максимальной мере являются иконические знаки, а в минимальной - при «нулевой» мотивации -условные. Значит, мотивированным знаком в кириллице можно назвать ИЖИЦУ и ОНЪ (в семитском же алфавите все знаки являются мотивированными). Метаязыковые знаки -

это знаки знаков, метазнаки. Они являются не только основой языка лингвистики, но и неотъемлемой частью самого естественного языка. Так, графема - это, с одной стороны, условный знак, с другой - метазнак, и здесь необходимо отметить функционирование любой графемы как метазнака.

Итак, рассмотрев классификации знаков, предложенных Климентом Александрийским, Ч. Пирсом, Ю.С. Степановым и В.А. Лукиным, мы выяснили, что все эти классификации основаны на делении знаков на «объясняемые» и «необъяснимые». К первой группе относятся «кириологическое письмо» Климента Александрийского, «иконические знаки» и «знаки-индексы» Ч. Пирса, знаки-образы» и «знаки-символы» Ю.С. Степанова, а также «мотивированные знаки» В. А. Лукина. К группе «необъяснимых» знаков принадлежат у Климента Александрийского и Ч. Пирса - «символы», у Ю.С. Степанова -«знаки-слова», у В. А. Лукина - «метазнаки». Таким образом, ученые разработали свои терминосистемы, при этом каждый из них без кардинальных изменений внес определенные поправки в существующие типологии знаков. Заметим, что классификация знаков Ч. Пирса считается классической и наи-

более признанной в лингвистике. Прибегая к его терминологии, определяем сорок одну кириллическую графему как символы, условные, конвенциональные знаки, и только две графемы ОНЪ и ИЖИЦА мы считаем тоническими, мотивированными знаками.

1. Длясин Г.Г. Азбука Гермеса Трисмегиста или молекулярная тайнопись мышления. М., 2002.

2. Краткий этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский и др. М., 1975. С. 169.

3. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982. С. 171-177.

4. Эльдемуров Ф. «Случайная» реальность Таро // Свет: природа и человек. 1996. № 6. С. 44-46.

5. Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971. С. 129.

6. Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. С. 13-14.

Поступила в редакцию 4.02.2009 г.

Smimaya Yu.I. Sign nature of the Cyrillic grapheme. In this article the most known categorizations of the sign are stated and on their base an attempt of the determination of aspectual belonging of the Cyrillic grapheme to the certain sign is realized.

Key words: alphabet, grapheme, sign.

УДК 81'23

ТРАНЗИТАРНОСТЬ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО КАК ФАКТОР ДИНАМИЗМА ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ

© Т.А. Головачева

Статья выполнена на методологической базе когнитивной лингвистики и посвящена способам реализации языковой динамики. Явление транзитарности рассматривается с позиции новой парадигмы знания - когнитологии. В работе определены векторы языковых процессов, связанные с переходом имени собственного в имя нарицательное и наоборот.

Ключевые слова: транзитарность, вектор транзитарности, продуктивные тематические группы, имя собственное, имя нарицательное.

«Движение - это жизнь», - сказал философ. Этот постулат распространяется на все стороны нашего бытия, в т. ч. и на язык. Основой его существования является динамизм, одним из проявлений которого является транзитарность.

Транзитарность как научный термин известен давно. Особенно активно им апелли-

руют экономисты. Он отражает состояние переходности из одной экономической системы в другую. Для лингвистики он нов, хотя о процессах переходности в языке говорили всегда. И дело здесь не в терминологической игре слов, а в сути, которая за этим стоит.

В новой парадигме знания - когнитоло-гии - мы говорим о категориальном воспри-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.