ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макарычев К. В. Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе//Научно-методи-ческий электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186022.htm.
ART 186022 УДК 37.048.45
Макарычев Константин Владимирович,
старший преподаватель кафедры строительных конструкций, оснований и фундаментов имени профессора Ю. М. Борисова ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж [email protected]
Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе
Аннотация. В статье приведены способы проведения профориентационной работы на базе вуза с привлечением учащихся средних общеобразовательных школ. Предложены способы знакомства школьников со строительными специальностями. Рассмотрены предложения по участию школьников совместно со студентами первого и второго курсов в публичных выступлениях с докладами на ежегодной студенческой научно-практической конференции.
Ключевые слова: профориентация, мотивация, вуз, среднее образовательное учреждение, студенческая научно-практическая конференция, специальность, профессия. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
Кто не мечтал в детстве о какой-либо интересной профессии? В школе в начальных классах все писали сочинение на тему «Моя будущая профессия» или «Кем я хочу стать, когда вырасту?». Дети выбирали профессии космонавтов, артистов, спасателей, врачей, полицейских, пожарных, а еще многие хотели быть президентом. Но уже в средних классах детские мечты о «громких» профессиях ушли на второй план. В старших классах на первый план выходят заботы об успешном окончании школы, поступлении в вуз или поиске престижной работы.
Вопрос выбора будущей профессии как в средних, так и в старших классах является важнейшей задачей для каждого школьника.
Как помочь подростку выбрать правильный путь в жизни? Можно пробудить интерес к какой-то конкретной профессии - преемственность поколений, престижность, востребованность на рынке труда и т. д., но намного важнее помочь развить в подростке определенные, присущие именно ему способности и таланты, и научить применять их в жизни. Это необходимо для того, чтобы он смог выбрать собственный и осознанный путь, принять правильное решение самостоятельно.
Практически во всех школах ведется профориентационная работа, направленная на выявление у школьников склонностей к определенным видам профессиональной деятельности, на формирование у детей готовности к труду, на подготовку учащихся к индивидуальному выбору профессии. В рамках профориентационной работы в школах организуются встречи с интересными людьми, с представителями профессий. Проводятся экскурсии на предприятия и в вузы. Действующая система школьной профориентации формирует у учащихся сознательное отношение к труду, помогает социализации выпускников в обществе, помогает определиться с профессией.
В настоящее время ежегодно на рынке труда появляется большое количество новых профессий. Помочь старшеклассникам профессионально самоопределиться, организовать и провести работу по профессиональной подготовке и снизить роль стихийного выбора профессии может профориентационная работа в вузе.
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макарычев К. В. Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе//Научно-методи-ческий электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186022.htm.
Немаловажным фактором выбора профессии является как востребованность тех или иных специалистов на рынке труда, так и уровень заработной платы. И поэтому не всегда получившим «модное» образование (менеджеры, юристы, экономисты) удается найти не только высокооплачиваемую, но и хоть какую-нибудь работу.
К. Ишматов утверждает, что профессиональная ориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [1].
Традиционные методы профориентации в вузах не в полной мере отвечают требованиям сегодняшнего дня. Для будущих абитуриентов вузы предоставляют информацию:
- о правилах приема и условиях обучения в вузе;
- проведении дня открытых дверей;
- проведении пробных экзаменов, установочных консультаций, олимпиад;
- направлениях обучения, профилях, специальностях, специализациях и т. д.
Данную информацию можно найти на сайте любого вуза. Как правило, большинство
учащихся школ и их родители с ними знакомы. Но как же тогда заинтересовать будущих абитуриентов выбрать тот или иной вуз? Учащиеся 8-11-х классов должны знакомиться с вузом в вузе, а не «пробежав» по аудиториям и лабораториям в дни открытых дверей. Допустим, молодой человек хочет стать строителем - строить высотные дома, школы, спортивные комплексы, заводы, больницы и т. д., но знает ли он, сколько есть специализаций и профилей по выбранному им направлению? Знает! Перечень специальностей, специализаций, направлений и профилей также есть на сайте вуза. Но вот конкретно то, где он может работать, чему его будут учить, какие он будет проходить предметы, чем живет вуз в неурочное время (КВН, смотры художественной самодеятельности, спортивные достижения и т. д.), как будет выглядеть выпускная квалификационная работа, где работают выпускники вуза, он сможет узнать только в вузе.
Как отмечалось в статье [2], создание условий для подготовки специалистов нового формата, обладающих необходимым набором компетенций, умением использовать их в творческой и практической деятельности, способных к оценке, пониманию, решению поставленных задач, а не только владеющих определенными знаниями, умениями и навыками, - это одна из главных задач современного высшего образования. Ранее требования к результатам подготовки выпускников вузов и выпускников среднего образования ограничивались только необходимым набором знаний, умений и навыков. Во второй половине прошлого века темпы происходящих изменений в промышленных отраслях настолько возросли, что продуктивность передаваемых педагогами знаний существенно снизилась. После анализа результатов обучения в средних общеобразовательных учреждениях стало известно, что даже выпускники школ, получившие медали, в основном ориентируются на воспроизведение определенного набора знаний или в лучшем случае на применение фиксированных алгоритмов. Формирование творческой личности при переходе к последующим ступеням образования затрудняет инерция данного подхода.
Необходимо внедрение новых методик как в высшем, так и в среднем образовании, использование активных форм обучения. На сегодняшний день роль и как учителя школы, и преподавателя вуза заключается в формировании творческой активности учащихся, развитии у них умений самостоятельного поиска истины, умения использовать в жизни полученный в процессе обучения набор знаний. Одним из важных современных требований, выдвигаемых к образованному человеку, является «умение учиться», и именно преподаватели вуза и учителя школы нового формата смогут научить будущих специалистов учиться не на всю жизнь, а уметь учиться в течение всей жизни [3].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макарычев К. В. Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186022.htm.
И поэтому необходимо помочь потенциальному абитуриенту определиться в главном: выбрать магистральную линию своей подготовки, которая приведет к достижению желаемых результатов обучения, предоставлять ему как можно больше информации о профессии, которую он сможет получить, обучаясь в вузе, для того, чтобы он сознательно решил получить выбранное им образование, освоить заинтересовавшую его профессию. Успешная образовательная деятельность - залог стабильного будущего, возможность осознанно и с прогнозируемыми результатами строить свои жизненные планы.
Следует за 2-3 года (можно и раньше) до окончания среднего общеобразовательного учреждения знакомить учащихся с содержанием сфер профессиональной деятельности. Необходимо усиливать мотивацию выбора направления дальнейшего образования для того, чтобы как можно меньше попадало в вуз «случайных» или «мимо проходящих» студентов, которые руководствовались бы при поступлении не интересом к конкретной специальности, а случайным выбором вуза, которые за время обучения не смогут овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.
Например, подобная практика уже несколько лет существует в Воронежском государственном техническом университете на факультете архитектуры и градостроительства. За четыре года до поступления в вуз будущих абитуриентов приглашают на дополнительные занятия, связанные с архитектурными специальностями, тем самым направляя детей к осознанному выбору. За это время происходит отсев - не все могут справиться с дополнительной нагрузкой, многие понимают, что они по-другому представляли выбранную профессию. Но для остальных это отличная возможность проникнуться жизнью вуза, поучаствовать в выставках, конкурсах, конференциях, выделиться и получить важный опыт для дальнейшей студенческой жизни.
На строительном факультете первокурсники, поступившие на выбранную ими специальность, привлекаются преподавателями выпускающих кафедр к научной и творческой деятельности. И уже во втором семестре студенты, увлеченные научными разработками кафедры, пробуют выступать с докладами на внутривузовской студенческой научно-практической конференции. Научное направление, руководителей и темы докладов обучающиеся выбирают самостоятельно. Многие студенты отмечают, что выступать на конференциях желательно как можно раньше, обучаясь еще в школе.
Совместно со студентами первого и второго курсов начальные шаги в публичных выступлениях с докладами на ежегодной студенческой научно-практической конференции могут сделать учащиеся средних общеобразовательных учреждений. Выбрать тему доклада, подготовить его и выступить на конференции могут все желающие. В этих конференциях могут принимать участие также и школьные учителя. Ведь не только вуз должен быть заинтересован в успешном выборе профессии своими абитуриентами, но и учителя школ могут во многом поспособствовать правильному выбору: заметив у детей интересы и склонности к определенной деятельности, учитель обязан показать наиболее приемлемое направление, помочь в подготовке, проинформировать о предстоящей конференции, заинтересовать учеников, рассказав о положительном влиянии публичных выступлений, о возможностях, связанных с деятельностью вуза.
Цель выступления школьников на внутривузовской студенческой конференции -как можно раньше получить возможность попробовать свои силы в публичных выступлениях, правильно излагать содержание текста в короткое время, грамотно отвечать на заданные вопросы по теме доклада. Готовиться к докладам и делать их необходимо начинать как можно раньше, а не на защите выпускной квалификационной работы [4].
На первых этапах школьникам необходима помощь - как правильно выбрать тему доклада, поставить задачи, выбрать цель доклада, провести анализ литературы, как донести свои мысли до аудитории и не «потеряться» во время выступления, как сделать
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макарычев К. В. Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186022.htm.
презентацию. В этом большая надежда на учителя средней школы, курирующего ученика, готовящегося к ежегодной студенческой научно-практической конференции в вузе.
Присутствие на конференциях школьников со студентами первых и вторых курсов вуза научит их общаться на равных с другими докладчиками, видеть суть чужих докладов, отмечать удачные и неудачные моменты выступлений. Именно на студенческих конференциях, где присутствуют учителя школ, преподаватели вуза и задают вопросы докладчикам, школьники и студенты учатся говорить на равных с профессионалами, развивают умение доносить свои мысли в устной форме, оттачивают мастерство своих будущих публичных выступлений.
На студенческие научно-практические конференции необходимо приглашать учащихся школ не только в качестве докладчиков, но и в качестве слушателей. Посещая подобные мероприятия, они смогут осмотреться, расширить свой кругозор, подготовиться и выступить с докладом на следующей конференции по заинтересовавшей их тематике. Особенно это касается учащихся 8-10-х классов.
Часть учащихся средних общеобразовательных школ выступит на конференции только для того, чтобы поставить «галочку» в портфолио - «участник студенческой научно-практической конференции», но вторая часть, заинтересованная в поступлении именно в этот вуз, подготовит содержательные и тематические доклады, за что обязательно получит призовые места участников конференции.
Что получит вуз от совместных конференций? Для вуза совместные конференции «ученик - студент» очень важны, так как есть возможность выявить талантливую молодежь, помочь тем молодым людям, которые решили связать свою профессиональную жизнь со строительными специальностями, а также с наукой и новыми технологиями. Помочь тем, кто еще не выбрал свой жизненный путь или сомневается в правильности выбора.
В настоящее время строительная отрасль в нашей стране одна из наиболее активно развивающихся, и поэтому квалифицированные кадры в сфере строительства будет иметь высокий спрос в течение длительного времени.
Участие в студенческой научно-практической конференции обеспечит возможность для каждого обучающегося, как студента, так и школьника, реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями, а также выявит учащихся с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности как на профессиональном, так и на допрофессиональном уровне.
Совместное проведение ежегодной студенческой научно-практической конференции учителей и учащихся средних образовательных учреждений со студентами и преподавателями вузов позволит:
- развить у учащихся интеллектуально-познавательные способности, повысить культурный уровень, расширить кругозор и усилить мотивацию к получению знаний;
- повысить статус учащегося, вселить веру в свои силы и сформировать жизненную позицию;
- раскрыть творческий потенциал, научиться выступать с обоснованными сообщениями, защищать выводы своих исследований, участвовать в дискуссиях;
- познакомиться с работами студентов первого и второго курсов по выбранной специальности;
- обеспечить профессиональный рост педагога, подготовившего школьника к участию в конференции.
Главной задачей совместных студенческих конференций является привлечение учащихся средних образовательных учреждений к строительным специальностям, что позволит им грамотно оценить, будет ли будущая профессия им интересна или нет, так как увлеченность учебой, а затем работой является гарантом быстрого карьерного роста.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макарычев К. В. Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе//Научно-методи-ческий электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186022.htm.
При мотивированном выборе обучающихся 8-10-х классов средних образовательных учреждений строительных специальностей в дальнейшем возможна совместная научно-исследовательская деятельность учащихся школ и студентов, рецензирование работ учащихся школ преподавателями вуза, совместные выступления «ученик - студент» на ежегодных студенческих научно-практических конференциях с публикацией результатов выполненных работ.
Профориентационная работа данного вида также позволит:
- выявить профессиональные предпочтения школьников;
- вовлечь школьников в более тесное взаимодействие с представителями науки;
- освоить методы или хотя бы базовые принципы научного исследования;
- в дальнейшем успешно «стартовать» в обучении;
- завершить обучение в вузе и успешно трудоустроиться по выбранной специальности.
Например, выпускнику ВГТУ, осваивающему основную профессиональную образовательную программу высшего образования специалитета по специальности «Строительство уникальных зданий и сооружений», необходимо решать ряд профессиональных задач, связанных с организацией работы коллектива исполнителей, планированием выполнения работ, принятием самостоятельных творческих решений, проведением научных исследований. У выпускника в результате освоения данной программы должны быть сформированы такие компетенции, как способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; готовность действовать в нестандартных ситуациях; готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала, способности к самоорганизации и самообразованию [5].
Таким образом, проведение профориентации в вузе при непосредственном участии учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных учреждений на ежегодной студенческой научно-практической конференции позволит укрепить интерес к строительным специальностям, даст возможность осознанно получить выбранное ими образование и обеспечит на этой основе закрепление в будущем на производстве - это конечный показатель эффективности профориентационной работы.
Для того чтобы вернуть мировую роль подготовки высококвалифицированных специалистов в области строительства, необходимо не только совершенствование образовательной системы, но и интеграция школы, высшей школы, науки и производства.
Ссылки на источники
1. Ишматов К. Особенности организации профориентационной работы в условиях переходного периода к рыночной экономике. - URL: www.ziyo.net.
2. Макарычев К. В. Использование технологии НФТМ-ТРИЗ для развития творческих способностей технических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 16. -С. 177-186. - URL: http://e-koncept.ru/2017/670056.htm.
3. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе. Методология и опыт проектирования: учеб. пособие. - М.: Из-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. - 224 с.
4. Макарычев К. В. Указ. соч.
5. ФГОС ВО по специальности 08.05.01 Строительство уникальных зданий и сооружений (уровень специалитета) (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 11.08.2016 г. № 1030).
Konstantin Makarychev,
Senior Lecturer, Building Constructions, Bases and Foundations Chair, Voronezh State Technical University
named after professor Yu. M. Borisov, Voronezh
Acquaintance of secondary general education institutions students with building specialties at the university Abstract. The article describes methods of vocational guidance work at the university with the involvement of secondary schools students. The author suggests some approaches to acquaintance of schoolchildren with
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макарычев К. В. Знакомство учащихся средних общеобразовательных учреждений со строительными специальностями в вузе//Научно-методи-ческий электронный журнал «Концепт». - 2018. - № V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2018/186022.htm.
building specialties. He considers the ways of schoolchildren involvement in cooperation with first and second year students in public presentations with reports at the annual student scientific-practical conference. Key words: vocational guidance, motivation, university, secondary educational institution, student scientific-practical conference, specialty, profession. References
1. Ishmatov, K. Osobennosti organizacii proforientacionnoj raboty v uslovijah perehodnogo perioda k rynochnojjekonomike. Available at: www.ziyo.net (in Russian).
Makarychev, K. V. (2017). "Ispol'zovanie tehnologii NFTM-TRIZ dlja razvitija tvorcheskih sposobnostej tehnicheskih vuzov", Nauchno-metodicheskijjelektronnyj zhurnal "Koncept", t. 16, pp. 177-186. Available at: http://e-koncept.ru/2017/670056.htm (in Russian).
Tatur, Ju. G. (2005). Obrazovatel'nyj process v vuze. Metodologija i opyt proektirovanija: ucheb. posobie, Iz-vo MGTU im. N. Je. Baumana, Moscow, 224 p. (in Russian). Makarychev, K. V. (2017). Op. cit.
FGOS VO po special'nosti 08.05.01 Stroitel'stvo unikal'nyh zdanij i sooruzhenij (uroven' specialiteta) (ut-verzhden prikazom Minobrazovanija i nauki RF ot 11.08.2016 g. № 1030) (in Russian).
2.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 07.02.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.02.18
Принята к публикации Accepted for publication 12.02.18 Опубликована Published 31.03.18
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Макарычев К. В., 2018
9772304120180