Научная статья на тему 'ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»'

ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
изба / печь / музейные предметы / промыслы / фольклор / праздники / экспонаты / мини-музей / hut / oven / museum objects / crafts / folklore / holidays / exhibits / mini-museum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострова М.М.

Данная статья рассказывает об опыте работы с воспитанникам по патриотическому воспитанию в детском саду. Как ребята по средствам мини –музея и ППРС созданной в нашем детском саду знакомятся с образом жизни, бытом , семейным укладом, обычаями и традициями, которые были на Руси. В помещение приближённом к Русской избе окунаются в атмосферу того времени и могут самостоятельно потрогать и рассмотреть все предметы быта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUAINTANCE AND RESEARCH OF PRESCHOOL CHILDREN OF FOLK HOUSEHOLD ITEMS VIA ORGANIZATION OF MINI-MUSEUM "RUSSIAN HUT"

This article tells about the experience of working with pupils in patriotic education in kindergarten. How do children get acquainted with the lifestyle, way of life, family way of life, customs and traditions that were in Russia through the means of a mini –museum and a teaching center created in our kindergarten. In a room close to a Russian hut, they plunge into the atmosphere of that time and can independently touch and examine all household items.

Текст научной работы на тему «ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НА УКИ» № 5 (74) Том 4. МАЙ 2024 г. УДК 37

Вострова М.М.

воспитатель 1 категории детей дошкольного возраста Детский сад № 11 Пушкинского района (г. Санкт-Петербург, Россия)

ЗНАКОМСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДМЕТОВ НАРОДНОГО БЫТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

Аннотация: данная статья рассказывает об опыте работы с воспитанникам по патриотическому воспитанию в детском саду. Как ребята по средствам мини -музея и ППРС созданной в нашем детском саду знакомятся с образом жизни, бытом , семейным укладом, обычаями и традициями, которые были на Руси. В помещение приближённом к Русской избе окунаются в атмосферу того времени и могут самостоятельно потрогать и рассмотреть все предметы быта.

Ключевые слова: изба, печь, музейные предметы, промыслы, фольклор, праздники, экспонаты, мини-музей.

Целью Федеральной образовательной программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций, поэтому приобщение новых поколений к народной культуре в области патриотического воспитания в настоящее время становиться актуальным педагогическим вопросом современности. Если не уделять ему должного внимания, то в будущем может произойти утрата исторического наследия и самобытности русского народа.

Данная проблема сыграла решающую роль в выборе мною темы по самообразованию. Реализовывать её я начала с 2021 года, когда являлась воспитателем средней группы. В разных возрастных группах я преследовала разные цели:

В средней группе я сделала упор на знакомство детей с народным бытом. За время реализации данной темы я познакомила ребят с «Русской избой», мы вместе пробовали лепить её из пластилина (Рис.1), русскую печь лепили из солёного теста (Рис. 2), в процессе разукрашивания русской печки знакомились с видами росписи (Рис.4),

читали и проигрывали русские народные сказки, познакомились с разнообразием видов посуды из глины, познакомились с русским самоваром, традицией чаепития, лепили угощения из солёного теста к традиционному русскому народному чаепитию (сушки, баранки, кренедельки, пряники), проигрывали сюжетно-ролевую игру «Чаепитие», принимали участие в масленичных гуляньях, в празднике «Жаворонки». Во время знакомства с предметами быта ребята посещали мини-музей «Русская изба», чтобы увидеть их в натуральную величину (Рис 3).

Рис.1. Рис.2. Рис.4.

Рис.3.

Выходом темы по самообразованию являлось создание мини-музея в группе «Русская Изба», в организации которого активное участие принимали родители: помогали наполнить мини-музей различной утварью (Рис 5).

Рис.5.

В старшей группе мы с ребятами перешли к знакомству с народными промыслами. Весь процесс был разделен на 4 темы: гончарное ремесло, валяние из шерсти, промыслы по дереву, кружевоплетение. Знакомство ребят с каждым видом промыслов осуществлялось через беседу, показ видеопрезентаций, знакомством с материалами и используемыми инструментами (Рис 6). Итоговым мероприятием каждой темы было изготовление предметов народного промысла из соответствующего материала (Рис 7).

Рис.6. Рис.7.

В этом году в подготовительной группе я знакомлю детей с народным фольклором. За столь незначительный отрезок времени мною уже было организовано в группе развлечение для воспитанников «Капустник». Ребята познакомились с русским народным праздником «Капустник», который празднуется 8 октября (Рис 8). Родители приняли активное участие в конкурсе рисунков и поделок «Барыня капуста» (Рис 9).

Руководство детского сада проявило интерес к теме моего самообразования и было принято решение создать мини-музей в детском саду «Русская изба» (Рис 10), который стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Рис.8. Рис.9. Рис.10.

Всё пространство нашего детского сада организованно по принципу образовательной среды: у нас есть «зелёная зона» (Рис 11), тематическая фотозона (Рис.12), выставочная зона (Рис.13), зона экологического воспитания (Рис 14), зона «Я - гражданин» (Рис. 15, Рис. 15.1), зона дорожной безопасности (Рис 16). Поэтому было принято решение организовать мини-

музей в фойе третьего этажа для того, чтобы музей был доступен детям и их родителям в любое удобное им время. В нашем мини-музее, как и в настоящих музеях, каждый экспонат подписан (Рис 17). В создание мини-музея принимали активное участие руководство детского сада, сотрудники и родители: приносили в музей старинные предметы и принимали участие в пополнение и оформлении коллекции музея.

Рис.11. Рис.12. Рис.13.

Рис.14. Рис.15. Рис.15.1.

Рис.16. Рис.17.

Как и положено на Руси главное и самое лучшее место в избе занимает русская печь (Рис 18). Вот и в музее нашего сада макет русской печи занимает центральное место. Русская печь была создана руками родителей наших воспитанников. В музее «Русская изба» собраны предметы быта русского

народа: ухват, чугунки, деревянный стол, лавки, самовар, глиняная посуда, утюг, прялки, сундук, люлька с младенцем (зыбка), стиральные доски, рубель (приспособление для глажки белья) и многое другое, а также декоративные элементы: скатерти, старинные салфетки, коврик ручной работы (Рис 19, Рис 20)

Рис.18. Рис.19. Рис.20.

Руководство, педагоги и родители создали для воспитанников интересную развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной деятельностью. В музее проводятся беседы о предметах старины, посиделки, занятия по ознакомлению с народной культурой, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, экскурсии, исключительность которых в том, что дети могут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. (Рис. 21)

Рис.21.

Музейные предметы используют педагоги всех возрастных групп в образовательной деятельности, театрализации, тематических занятиях и игровой деятельности.

Хотелось бы отметить, что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традициях. Этим мы и руководствуемся при создании РППС нашего детского сада.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2008;

2. Аникин В.П. «Русское народное творчество» / В.П. Аникин - М.: Высш. Шк., 2004г;

3. Капица Ф.С. «Русский детский фольклор» / Ф.С.Капица Т.М. Колядич -М, 2002г;

4. Народный календарь: основы планирования работы с дошкольниками: Изд. - во: Детство - Пресс, 2009;

5. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Худ. Г. Соколов., В. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2007;

6. Покровский Е. А. Русские детские подвижные игры Изд. «Речь», 2011

Vostrova M.M.

Kindergarten No. 11 (St. Petersburg, Russia)

ACQUAINTANCE AND RESEARCH OF PRESCHOOL CHILDREN OF FOLK HOUSEHOLD ITEMS VIA ORGANIZATION OF MINI-MUSEUM "RUSSIAN HUT"

Abstract: this article tells about the experience of working with pupils in patriotic education in kindergarten. How do children get acquainted with the lifestyle, way of life, family way of life, customs and traditions that were in Russia through the means of a mini -museum and a teaching center created in our kindergarten. In a room close to a Russian hut, they plunge into the atmosphere of that time and can independently touch and examine all household items.

Keywords: hut, oven, museum objects, crafts, folklore, holidays, exhibits, mini-museum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.