Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Богатеева Л.И., Мухортова Е.А. Значимые компоненты эмоциональных нарушений в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bogateeva L.I., Mukhortova E.A. (2021). Significant components of emotional disorders in adolescence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PSMN221.pdf (in Russian)
Богатеева Любовь Игоревна
ГБОУ г. Москвы «Школа №2097», Москва, Россия
Педагог-психолог E-mail: [email protected]
Мухортова Елена Алексеевна
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия Старший преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова»
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9468-3057 РИНЦ: https://www.elibrary. ru/author_profile. asp?id=741209
Значимые компоненты эмоциональных нарушений в подростковом возрасте
Аннотация. В данной статье представлено исследование, посвященное изучению кратковременных, но периодических всплесков агрессивного поведения у подростков. В связи с нарастанием стрессогенных факторов в образовательных учреждениях (выбор профильных и предпрофильных классов, сдача Государственных итоговых экзаменов, прохождение олимпиад, участие в конкурсах и многие другие) среди учащихся все больше детей обращаются за помощью к школьному психологу с таким запросом. Исходя из этого требуется более углубленное изучение эмоциональных реакций и также их составляющих, психологических защит, для выявления основных направлений работы социально-психологической службы школы и методов, которые будут направлены непосредственно для восстановления стабильности индивида психологом в школе. В данном исследовании были использованы такие методы как наблюдение свободное и внешнее; устный опрос (беседа) и «Когнитивно-эмотивный тест» Ю.М. Орлова, Н.Д. Твороговой. Анализ полученных данных позволил выявить основные компоненты эмоциональных нарушений, а именно психологические защиты, на которые стоит обращать внимание специалистам для работы с такой группой детей. Такими защитными реакциями обучающихся оказались: агрессия против себя, защита от вины (аннулирование), уход из ситуации, и они проявлялись достаточно ярко у большинства подростков. Можно предположить, что методы, которые в основном использовались школьными психологами для ослабления кратковременных всплесков агрессии, а именно психологическое консультирование, беседа, воспитательные мероприятия, групповые тренинги, не всегда являются эффективными, так как основная проблема лежит глубже и затрагивает сформировавшееся поведение и способы реагирования, а не аффективные состояния.
https:// mir-nauki. com
Ключевые слова: эмоциональные нарушения; защитные механизмы; агрессивное поведение; психологическая защита; подростковый возраст; школьный психолог; педагог-психолог
Психолого-педагогическая служба в школе занимает важнейшую роль в учебном процессе и сейчас довольно сложно представить среднее образовательное учреждение без психолога, социального педагога, логопеда и дефектолога. Истоки образования данной службы появились в конце XIX в начале ХХ века из-за необходимости в сопровождении детей с умственной отсталостью. Тогда это направление называлось педологией. Термин «педология» был введен американским ученым Оскаром Крисменом и объединял подходы различных научных дисциплин, таких как медицина, биология, психология и т. д., для более подробного изучения и сопровождения развития детей [1]. Данным направлением занимались такие отечественные ученые как: В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, П.П. Блонский. Но из-за большого внимание специалистов на интеллектуальные способности учеников и построение классификации на них правительство СССР запретило в 1936 г. данное направление [2]. С 1960 г. в рамках лабораторных исследований Российская академия образования и Российская академия наук участие психолога в сопровождение учеников возобновилось, и всего лишь через 20 лет, а именно в 1980 г. начинается интенсивное развитие психологической службы в школе [3].
На данный момент роль психолога в психолого-педагогической службе довольно велика, это проведение консультаций, экспертиз, профилактики, коррекционно-развивающей работы, просвещения, диагностических работ со всеми субъектами образовательного процесса. Конечно же одним из самых трудоёмких и важных направлений является консультативная работа.
Психологическое консультирование помогает активизировать внутренние ресурсы, понять причины проблемы, а также найти выходы из сложившейся ситуации. Развитием и становление психологического консультирования в отечественной науке занимались такие ученые как: Е.Ю. Алешина, Г.С. Абрамова, Р.-А.Б. Кочюнас и др. [4; 5]. Для каждого возраста существует в основном своя проблематика и исходя из нее наиболее подходящие методы, но все же наиболее важным и сложным возрастом в развитии индивида является подростковый. Подростковый возраст делят на младший, средний и старший, каждый различен по внутренним конфликтам. Особенностями подросткового возраста занимались такие отечественные психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Ф. Обухова и др. [6-9].
К школьному психологу обращается довольно много подростков за консультативной помощью. Большинство их них сами выделяют свое затруднение, описывая его как «вспышки агрессии», но глубина проблематики их обращений еще не полностью изучена. Основными проявлениями особенностей подросткового возраста является дисгармония эмоционально-волевой сферы, снижение интеллектуальной работоспособности, деформация самосознания, ограниченность ценностно-нормативных представлений. Эти и многие другие нарушения в развитии детей данного возраста выделяют Л.И. Божович, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И М. Лысина и др. [10].
Агрессивное поведение в подростковом возрасте встречается довольно часто. У девочек пиками такого поведения считается 11 лет и 13 лет, а у мальчиков 12 лет и 14-15 лет. Но все же
Введение
Методология и методы
надо принимать во внимание, что не у всех подростков проявляется вербальная и физическая агрессия, даже в период пиков [9]. Предпосылками агрессивного поведения у обучающихся могут быть эмоциональные нарушения. Эмоциональная сфера человека - это сложная структура, включающая в себя эмоции, чувства, переживания. Эмоциональные нарушения могут рассинхронизировать личностное становление ребенка, как раз подталкивая его к агрессивному поведению. Целью исследования является выявление причин и компонентов эмоциональных нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением у подростков, обратившихся за консультативной помощью к школьному психологу.
В исследовании приняли участие обучающиеся подросткового возраста (от 13 до 16 лет) в количестве 50 человек (27 лиц женского пола, 23 лиц мужского пола) образовательного учреждения г. Москвы. Были использованы такие методы как наблюдение; устный опрос (беседа) и «Когнитивно-эмотивный тест» Ю.М. Орлова, Н.Д. Твороговой. Обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS 22.
Выявление проблематики детей подросткового возраста, которые сами пришли для получения психологической консультативной помощи, строилось в основном на беседе. Основные вопросы беседы были свободные в косвенной и проективной формах. Анализ проводившейся работы позволил нам сформулировать следующий план организации беседы.
1. Знакомство (представление друг другу своих имен и создание атмосферы безопасности, рассказ правил работы с психологом).
2. Налаживание контакта (акцентирование внимания к ученику и его интересам, подкрепление доброжелательных отношений).
3. Проблематика обращения (выслушивание и разбор запроса, с которым пришел ученик, без оценочного мнения).
4. Актуализация проблемы (выяснение и формулирование запроса ученика более точно, но не вмешиваясь в процесс мышления).
5. Выявление реальных причин обращения (постепенное направление на реальное выяснение проблемы если оно необходимо).
6. Поддержка и саморефлексия (активное и пассивное слушание, помощь в самонаблюдении ребенка за собой).
7. Снижение психоэмоциональной реакции (если есть необходимость, то можно снизить бурную реакцию).
8. Выявление путей решения проблем (каким видит ребенок пути решения, как можно справиться с данной ситуацией, как нужно это сделать).
9. Стабилизация настроения (поднятие внутреннего тонуса дыхательным упражнениями).
10. Общие выводы (подведение итогов и разбор плана занятий если они нужны).
11. Рефлексия (обмен положительными размышлениями о данном встрече).
Методика «Когнитивно-эмотивный тест» Ю.М. Орлова, Н.Д. Твороговой является проективной и направлена на измерение защитной и саногенной рефлексии, возникающей из страха неудачи, чувства обиды, чувства вины, чувства стыда. Данный тест состоит из 180 вопросов, на которые нужно выбрать ответ «да» или «нет». Методика позволяет определить выраженность двадцати показателей, объем защитной рефлексии при репродукции неудачи, объем защитной рефлексии при репродукции чувства вины, объем защитной рефлексии при репродукции стыда, объем защитной рефлексии при репродукции обиды, агрессия против
https:// mir-nauki. com
других, агрессия против самого себя, общая рационализация, рационализация обстоятельствами, проекция на других, защита от чувства вины, защита от чувства стыда, защита от страха неудачи, защита от зависти, защита от обиды, уход из ситуации, самоуничижение Я, возбуждение вины в других, саногенное, реалистическое мышление, несоответствие поведения других ожиданиям, апеллирующее мышление.
В основе оценки компонентов эмоциональных нарушений лежат психологические подходы Н.А. Бернштейна, К.Р. Роджерса, Ю.М. Орлова [11-13].
Для выявления основных проблемных областей обратившихся за консультацией подростков мы использовали результаты Когнитивного эмотивного теста. Наиболее выраженными у подростков оказались 3 компонента эмоциональных нарушений «аутоагрессия», «защита от вины», «уход из ситуации». В таблице 1 представлены результаты значимых корреляций компонентов эмоциональных нарушений.
По результатам диагностики по «Когнитивно-эмотивному тесту» Ю.М. Орлова, Н.Д. Твороговой была выявлена статистическая значимость р = 0.01 по коэффициенту корреляции Пирсона по трем компонентам («аутоагрессия», «защита от вины», «уход из ситуации»), по остальным показателям статистически значимых корреляций не обнаружено. Взаимосвязь показателей «аутоагрессия» и «уход из ситуации» наиболее выражена чем остальные (г = 0,356, р > 0,01) показателей «аутоагрессии» и «защиты от вины» (г = 0,296, р > 0,05), показатели «защита от вины» и «уход из ситуации» (г = 0,275, р > 0,05). Следовательно, можно предположить, что у индивидов со схожим видом эмоциональных нарушений повышены показатели по трем компонентам, а также при нарастании одного из них начинается рост других и усугубление остальных.
В данном случае под выражением «агрессия против себя» можно понимать классическое обоснование этого термина, то есть осознанное или неосознанное причинение себе вреда как в физическом и/или психическом плане. Защита от вины - это психологический процесс уравнивания эмоционального всплеска, в данном случае вины. Уход из ситуации - избегание, то есть активный поиск уйти или сбежать из происходящего события, который может быть так же осознанным или неосознанным [11; 12]. Можно заметить, что все эти компоненты эмоциональных нарушений являются в первую очередь защитными реакциями, в психоаналитическом направлении их называют как защитные механизмы, то есть получается, что основная задача школьного психолога при работе с данной проблемой не только проведение первичной и последующих консультативных занятий, а более объемная проработка данной проблемы уже на глубинном уровне возможно в форме коррекционно-развивающих занятий. Приведем примеры из практики работы педагога психолога. Девочка 14 лет обратилась к педагогу-психологу с неспособностью совладать с яркими отрицательными эмоциями, выражающимися в желании выкрикнуть, оскорбить или разбить что-то. Девочка пробовала использовать традиционные способы (отвлечься, успокоиться), которые не приводили к желаемому результату.
Проблемами эмоциональных нарушений в подростковом возрасте занимаются ученые А.В. Абрамова, И.А. Буровихина, В.И. Крылова, Д.Ю. Бутылин, А.В. Осипова, в основном рассматривая составляющие эмоциональных сфер: страхи, агрессия, аутоагрессия, соматические расстройства (боли), посттравматическое стрессовое расстройство, тревожность, проблемы адаптация, нарушения в коммуникативной сфере [14; 15]. Но не беря в основу составляющие этих факторов как психологические механизмы защиты (проекция, обесценивание объекта, аннулирование и т. д.). Выявляя только сам вид эмоционального
Результаты исследования и их обсуждение
нарушения, и не учитывая механизмы, лежащие в их основе сложно строить полноценную коррекционно-развивающую работу [16; 17]. Модификации нарушений не всегда позволяют простроить структуру работы, если отталкиваться от них, но если попробовать построить работу от типов выявленных проблем, смотря именно на компоненты эмоциональных нарушений, то скорее всего специфика будет упрощена и более целенаправленна, для более быстрого достижения результата.
Модификации нарушений не всегда позволяют простроить структуру работы, если отталкиваться только от них. Для более быстрого достижения результата по снижению эмоциональных нарушений у подростков, возможно построить работу опираясь на типы выявленных проблем, обращая внимание на компоненты эмоциональных нарушений [18].
Заключение
Таким образом, в ходе данного эмпирического исследования по изучению эмоциональных нарушений и их составляющих компонентов у подростков, обращающихся к школьному психологу за помощью, можно сделать следующие выводы:
1. Возникновение кратковременных и периодических эмоционально-агрессивных всплесков у подростков часто сопровождается тремя составляющими эмоциональных нарушений, а именно: аутоагрессия, защита от вины (аннулирование), и уход из ситуации.
2. Построение практической работы школьного психолога, с таким профилем работы, может быть основано на параметрах перестройки компонентов эмоциональных нарушений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей, а также лишь в индивидуальном порядке с применением методов коррекции и развития устойчивости к сложным жизненным ситуациям.
3. Предложен план первичной беседы, с учащимися способствующий выявлению их эмоциональных нарушений, позволяет точечно оказывать помощь подросткам с такими проблемами.
Данное исследование, по основным параметрам подтвердило ранее проводимые работы, но также углубило знания в области эмоциональных нарушений у подростков, благодаря сужению группы, а именно те ученики, которые сами общаются за помощью к школьному психологу, выявив существенные механизмы психологической защиты. В статье были описаны особенности эмоциональных нарушений и их значимые компоненты в группе подростков с кратковременными и периодическими эмоциональными всплесками.
Полученные результаты, позволяют продолжить данное направление исследования расширив диапазон выборки, а именно изучение других эмоциональных состояний. Также, основываясь на полученных данных, можно отследить изменение (снижение или рост) выявленных компонентов эмоциональных нарушений («защита о вины», «аутоагрессия», «уход из ситуации») после вспышки агрессии. В дальнейшим благодаря этим исследованиям можно простроить методы для коррекции эмоциональных нарушений в подростковом возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Chrisman, Oscar. Paidology; the science of the child. The historical child. - Boston: R.G. Badger, 1920. - 471 p.
2. Балашов Е.М. Последние годы советской педологии: политический аспект // Россия. Век двадцатый: сб. ст. к 95-летию д-ра ист. наук В.М. Ковальчука / ред. кол. А.Н. Чистиков (отв. ред.) и др. - СПб.: Нестор-История, 2011. - 291-313 с.
3. Ясницкий, А. (2015). Дисциплинарное становление русской психологии первой половины XX века // Науки о человеке: история дисциплин / Под общ. ред.: А.Н. Дмитриев, И.М. Савельева. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. -656 с.
4. Алёшина, Юлия Евгеньевна. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - 2-е издание. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. - 208 с.
5. Кочюнас, Римантас (польск.) русск. Основы психологического консультирования. - Москва: Академический проект, 1999. - 240 с.
6. Садовничий В.А. Лев Семёнович Выготский (1896-1934) // О людях Московского университета. - 3-е изд., дополненное. - М.: Издательство Московского университета, 2019. - 134-140 с.
7. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. - 1994. - №6. - С. 31-37.
8. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 120-170.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Издание 3-е, стереотипное. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.
10. Прихожан, А.М. & Толстых, Н.Н. (1996). «Интересная психология»: Л.С. Выготский и Л.И. Божович // Вопросы психологии. 1996, №5. С. 63-72.
11. Орлов Ю.М. Саногенное мышление. М., 1991.
12. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. - 420 p.
13. Фейгенберг И.М. Николай Бернштейн: От рефлекса к модели будущего. -Москва: Смысл, 2004. - 239 с.
14. Абрамова А.В. Эмоции в свете психологии морали // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - №3. - С. 3-10.
15. Иванова Е.С., Люсин Д.В. Психология эмоций: перспективы экспериментальных исследований // Научный диалог. - 2012. - №11. - С. 137-143.
16. Буровихина И.А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2011. - №4. - С. 148161.
17. Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. - 2015. - №7. - С. 54-59.
18. Крылов В.И., Бутылин Д.Ю. Нарушение эмоциональной и волевой регуляции психической деятельности как основа для развития навязчивых нарушений // Вестник психиатрии и психологи Чувашии. - 2014. - №10. - С. 14-20.
https:// mir-nauki. com
Bogateeva Lyubov Igorevna
School №2097, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Mukhortova Elena Alekseevna
Moscow state university of psychology and education, Moscow, Russia
E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9468-3057 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=741209
Significant components of emotional disorders in adolescence
Abstract. This article presents a study devoted to the study of short-term, but periodic bursts of aggressive behavior in adolescents. In connection with the growth of stress factors in educational institutions (the choice of specialized and pre-profile classes, passing the State final exams, passing the Olympiads, participating in competitions and many others), more and more children among students turn to a school psychologist for help with such a request. Based on this, a more in-depth study of emotional reactions and also their components, psychological defenses is required, in order to identify the main directions of the work of the socio-psychological service of the school and methods that will be aimed directly at restoring the stability of the individual by a psychologist at school. In this study, methods such as free and external observation were used; free oral survey (conversation) and "Cognitive-emotive test" Yu.M. Orlova, N.D. Cottage cheese. Analysis of the data obtained made it possible to identify the main components of emotional disorders, namely, psychological defenses, which should be paid attention to by specialists when working with such a group of children. Such defensive reactions of the students turned out to be: aggression against themselves, protection from guilt (annulment), withdrawal from the situation, and they manifested themselves quite clearly in most adolescents. It can be assumed that the methods that were mainly used by school psychologists to weaken short-term outbursts of aggression, namely psychological counseling, conversation, educational activities, group trainings, are not always effective, since the main problem lies deeper and affects the formed behavior and ways of responding. not affective states.
Keywords: emotional disorders; defense mechanisms; aggressive behavior; psychological defense; adolescence; school psychologist; educational psychologist
55PSMN221