Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНОСОВ'

ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНОСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психокоррекционнная работа / аутоагрессивное поведение / психологические особенности / осужденные / малые этносы / языковой барьер / ресоциализация / psychocorrectional work / auto-aggressive behavior / psychological characteristics / convicts / small ethnic groups / language barrier / resocialization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

Материалы публикации раскрывают значимую проблематику реализации психокоррекционнной работы с осужденными, а именно необходимость учета психологических особенностей в коррекционной работе с осужденными представителями малых этносов. Актуальность рассматриваемой в статье проблематики обозначается трудностями, объективного характера, возникающими в процессе работы пенитенциарных психологов с осужденными, представляющими малые этнические группы. К числу рассматриваемых трудностей относятся: проявление осужденными агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения, языковой и культуральный барьеры, обособленность осужденных и в следствие этого сложность проведения с ними воспитательных и психокоррекционных мероприятий. Автором отмечается, что возникающие во время отбывания наказания представителями малых этносов проблемы чаще связаны с взаимным непониманием с представителями администрации учреждения и другими осужденными, а не «отрицательными свойствами» всего этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The publication materials reveal significant issues in the implementation of psychocorrectional work with convicts, namely the need to take into account psychological characteristics in correctional work with convicts representatives of small ethnic groups. The relevance of the issues discussed in the article is indicated by the difficulties of an objective nature that arise in the process of work of penitentiary psychologists with convicts representing small ethnic groups. The difficulties under consideration include: the manifestation of aggressive and auto-aggressive (suicidal) behavior by convicts, language and cultural barriers, the isolation of convicts and, as a result, the difficulty of carrying out educational and psychocorrectional measures with them. The author notes that the problems that arise during the serving of sentences by representatives of small ethnic groups are more often associated with mutual misunderstanding with representatives of the administration of the institution and other convicts, and not with the “negative properties” of the entire ethnic group.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНОСОВ»

получать. Также следует подчеркнуть, что, даже посещая школу, многие дети демонстрируют крайне низкие академические результаты.

В соответствии с поставленной целью нами был выделен ряд средовых факторов, оказывающих непосредственное воздействие на учебную мотивацию индийских младших школьников как положительное, так и отрицательное. К первой группе учебно-мотивационных детерминант можно отнести социально-экономические факторы, важнейшее место среди которых занимают материальные возможности семьи. Ко второй группе следует причислить факторы, непосредственно связанные с образовательной школьной средой: тип образовательного учреждения (частная или государственная школа), наличие удобств и гигиенических условий в школе, дефицит квалифицированных педагогов, используемые педагогом методики обучения, наличие физических наказаний, объем домашних заданий и возможность помощи в их выполнении.

Подчеркнем, что мы сознательно сфокусировали свое внимание только на внешних средовых факторах, влияющих на учебную мотивацию младших школьников Индии. Как перспективное направление исследования мы рассматриваем изучение особенностей мотивационно-личностного развития индийских младших школьников с привлечением к научному сотрудничеству коллег психологов из Республики Индия.

Литература:

1. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 1.-С. 6-21

2. Иванова, И.В. Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника / Н.В. Иванова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9,- С. 232-235

3. Иванова, Н.В. Реализация модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: монография / Н.В. Иванова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 160 с.

4. Нелюбина, Ю.О. Взаимосвязь семейных отношений с учебной мотивацией младших школьников / Ю.О. Нелюбина, Е.В. Сараева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - №8. - С. 75-83

5. Панчанан, Д. Неравенство возможностей в сфере образования в Индии: оценка индекса возможностей для человека по данным опросов / Д. Панчанан // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 116-132

6. Сухарева, Н.Ф. Формирование учебной мотивации у младших школьников из неблагополучных семей / Н.Ф. Сухарева, З.А. Кондренкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. -№ 18. - С. 125-130

7. Чернявская, B.C. Педагогическая интенциональность учителя и ее влияние на учебную мотивацию учеников начальной школы / B.C. Чернявская, А.Е. Мишарева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. -№ 33. - С. 352-356

8. Alcott, В. Learning in India's primary schools: How do disparities widen across the grades? / B. Alcott, P. Rose 11 International Journal of Educational Development. -2016. -№ 56. - P. 42-51

9. Deepak, K. Gender differences in students' progress from elementary to secondary education in India: who are performing better? / K. Deepak, P. Bhanu 11 Educational Research for Policy and Practice. - 2022. - № 1. - P. 217-241

10. Desai, S. Changing Educational Inequalities in India in the Context of Affirmative Action / S. Desai, V. Kulkarni 11 Demography. - 2008. - № 2. - P. 245-270

11. Gain, M.R. Perceptions of quality education among parents of primary school students: a micro level study at Kalyani community block in west Bengal / M.R. Gain, S. Bhattacharya, S. Biswas, P. Deb // ANVESAK. - 2021. - № 2,- P. 65-77

12. Gain, M.R. Achievement of Quality Education of Primary School Students: A Micro Level Study At Kalyani Community Block in West Bengal / M.R. Gain, S. Biswas, P. Deb 11 Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2021. - № 5. -P. 231-241

13. Gain, M.R. Students' perceptions and attitudes toward quality education of primary level in Nakashipara community development block in Nadia district of west Bengal / M.R. Gain, S. Biswas, P. Deb 11 Vidyabharati International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Special Issue on Multidisciplinary Academic Research in Current Era. - P. 610-617

14. Guruvaiah, K. Primary School Students Academic Achievement Motivation among Slow Learners in Relation to Their Location, Management and Family Income / K. Guruvaiah 11 International Journal of Indian Psychology. - 2021. - № 1. -p. 1461-1467

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ - ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНОСОВ

Аннотация. Материалы публикации раскрывают значимую проблематику реализации психокоррекционнной работы с осужденными, а именно необходимость учета психологических особенностей в коррекционной работе с осужденными -представителями малых этносов. Актуальность рассматриваемой в статье проблематики обозначается трудностями, объективного характера, возникающими в процессе работы пенитенциарных психологов с осужденными, представляющими малые этнические группы. К числу рассматриваемых трудностей относятся: проявление осужденными агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения, языковой и культуральный барьеры, обособленность осужденных и в следствие этого сложность проведения с ними воспитательных и психокоррекционных мероприятий. Автором отмечается, что возникающие во время отбывания наказания представителями малых этносов проблемы чаще связаны с взаимным непониманием с представителями администрации учреждения и другими осужденными, а не «отрицательными свойствами» всего этноса.

Ключевые слова: психокоррекционнная работа, аутоагрессивное поведение, психологические особенности, осужденные, малые этносы, языковой барьер, ресоциализация.

Annotation. The publication materials reveal significant issues in the implementation of psychocorrectional work with convicts, namely the need to take into account psychological characteristics in correctional work with convicts - representatives of small ethnic groups. The relevance of the issues discussed in the article is indicated by the difficulties of an objective nature that arise in the process of work of penitentiary psychologists with convicts representing small ethnic groups. The difficulties under consideration include: the manifestation of aggressive and auto-aggressive (suicidal) behavior by convicts, language and cultural barriers, the

isolation of convicts and, as a resuit, the difficulty of carrying out educational and psychocorrectional measures with them. The author notes that the problème that arise during the serving of sentences by représentatives of small ethnie groups are more often associated with mutual misunderstanding with représentatives of the administration of the institution and other convicts, and not with the "negative properties" of the entire ethnie group.

Key words: psychocorrectional work, auto-aggressive behavior, psychological characteristics, convicts, small ethnie groups, language barrier, resocialization.

Введение. Достаточно частая недооценка значимости психологических особенностей, принадлежащих осужденным -представителям малых этносов в психокоррекционной работе с ними является типичной ошибкой молодых и недостаточно опытных пенитенциарных психологов. На таких ошибках психологи учатся и достаточно быстро делают выводы, способствующие учету этих психологических особенностей.

К типичным проблемам, возникающим в практической деятельности работников исправительных учреждений (включая психологов), в которых содержатся осужденные - представители малых этносов, относятся:

- высокий уровень агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения осужденных;

- сложность проведения воспитательных и психокоррекционных мероприятий;

- наличие языкового барьера;

- обособленность этих осужденных от других категорий осужденных;

- избирательное отношение осужденных к труду как важному фактору социализации и ресоциализации;

- своеобразие устойчивых этнокультурных и культовых традиций среди осужденных.

Для пенитенциарных психологов достаточно давно стало очевидным, что представители различных малых этносов, этнических групп, к которым относятся: цыгане, малые народы Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, значительно отличающихся этнокультурными, этнопсихологическими и иными особенностями от остальных осужденных.

В работе с осужденными - представителями малых народов необходимо уделять внимание не только организационным и методическим особенностям, но и их национальной истории, культуре, религии, традиционным культам, обычаям и другим особенностям, без знания которых нельзя понять мотивы поведения, «сильные» и «слабые» стороны этноса в целом. Психологическая работа без такого понимания не будет эффективной. Более того, сами подходы психологического обеспечения работы с малыми этническими группами в исправительных учреждениях значительно отличаются от ставших уже привычными как целями и задачами, так и методами работы.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в местах лишения свободы, кроме русскоязычных осужденных, отбывают наказание как лица, являющиеся гражданами Российской Федерации и представляющие разные малые этносы со своей устоявшейся культурой, так и народы стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Трудности и проблемы исправительной работы с ними связаны не столько с языковым барьером (почти всегда можно найти переводчика или изъясняться жестами), сколько с их национальными, мировоззренческими, религиозными, традиционно-культовыми, этническими и этнопсихологическими особенностями. Несоответствие их нашим привычным представлениям часто приводит к взаимному непониманию, казалось бы, простых вещей, а следовательно - к необоснованным обидам, конфликтам и нарушениям (неподчинению режимным требованиям, обособлению и тенденции к формированию сплоченных малых неформальных групп по этническому признаку, немотивированной агрессии и аутоагрессивному поведению - тяжелым самоповреждениям, суицидам и т.д.).

К сожалению, предмет этнопсихологии, позволяющий изучать многообразие этнических культур с точки зрения адекватного взаимодействия с представителями нашего мультикультурального общества, долгое время не признавался и даже табуировался в силу идеологических соображений. Слишком долго считалось, что есть «монолитный советский народ», который един во всех отношениях и проявлениях, имевшиеся межнациональные противоречия полностью игнорировались или считались «единичными проявлениями». Материалы Всероссийских переписей населения подчеркивают значимость данных о количестве проживающих в России граждан, об их: национальном составе, этнической принадлежности, особенностях социокультурных взаимоотношений, местных традициях, степени религиозности и влияния традиционных культов и т.д.

Некоторые народы отнесены к той или иной языковой или этнической группе с высокой долей условности. Так, к примеру, бужские галендры, говорящие на русском языке и, возможно, во многом утратившие немецкие социокультуральные корни и язык, рассматриваются как этнографическая группа русских немцев. Встречаются группы с нечеткой или неоднозначной этнической идентификацией. Также в самосознании ряда представителей российского населения встречается и такие самоидентификационные новеллы, как «сибиряк» и даже - «хоббит», «эльф» (по материалам российской прессы).

Аспект религиозной культуры, часто оказывающий преобладающее влияние на поведение истинно верующих людей, в том числе находящихся в местах лишения свободы, также не может быть однозначным с точки зрения проведения социальной, воспитательной и психологической работы.

Чтобы проиллюстрировать значимость учета этнических и иных культуральных особенностей, приведем частный, но очень наглядный, пример, не относящийся, впрочем, ни к России, ни к ее пенитенциарной системе. Во Франции сравнительно недавно имелись серьезные трения с проживающей в ней общностью сикхов, когда под запрет попало ношение в школах некоторых предметов культа. Религиозные представления сикхизма предусматривают постоянное и обязательное ношение пяти «священных вещей»: Keski - чалмы, закрывающей длинные нетронутые волосы, Kangsha -гребня, их поддерживающего, Кага - стального браслета, Kachla - белья специального покроя, Kirpan - кинжала. Для сикхов это не только атрибуты одежды, а обязательное средство духовного спасения. Настоящий сикх скорее расстанется с жизнью, чем с одной из «священных вещей» (по их представлению, кинжал - это лишь обязательный религиозный символ, олицетворяющий единство Бога и вовсе не являющийся опасным оружием).

Основной проблемой невысокой, в ряде случаев, эффективности социальной, воспитательной и психологической работы с осужденными некоторых этнических групп, на наш взгляд, является отсутствие дифференциации и индивидуального подбора методов и мер исправительного воздействия. На самом деле, одно и то же действие (и даже слово), примененное к осужденному одной этнической группы, воспринимается им как само собой разумеющееся, не затрагивающее его достоинство или религиозные чувства. Представитель же другой этнической группы то же самое действие может воспринять как грубое посягательство на его честь, достоинство или религиозные чувства, и это может сказаться на оперативной обстановке в учреждении.

Возникает очень сложный вопрос, как же вести себя персоналу исправительных учреждений в подобных ситуациях? При этом речь идет не о том, чтобы разрешить кому-то из осужденных в силу каких-то традиций иметь запрещенные законом предметы (оружие, наркотики, алкоголь и т.д.). Но если какой-нибудь амулет, безопасный для окружающих,

является жизненно необходимым для отдельного человека в силу его религиозного мировоззрения, то почему бы не разрешить его ношение. Подобные допущения не должны выглядеть в глазах отдельного индивида и других осужденных как уступка. Они должны быть разъяснены и дополнены другим видом ограничения, не противоречащим его этническим или религиозным чувствам.

В качестве примера рассмотрим основные социально-демографические, социально-психологические, этнопсихологические, религиозные и традиционно-культовые и иные особенности, характеризующие представителей тувинской этнической группы. При этом выделим как те особенности, которые потенциально способны привести к деструктивному поведению в местах лишения свободы (условно обозначим их как «слабые места»), так и положительные стороны («сильные места»), на которые можно опереться в исправительном процессе.

Мы абсолютно убеждены, что без знания этих особенностей невозможно проводить полноценную психологическую (воспитательную и иную исправительную) работу с представителями любой этнической группы, в конкретном случае тувинцами, а проблемы, возникающие во время исполнения наказания этой категории осужденных, чаще связаны с взаимным непониманием, а не «отрицательными свойствами» всего народа.

Так, например, особенности внутрисемейного воспитания, когда считается допустимым и даже поощряется передача ребенка в семью более успешного сородича, который по существующим традициям должен добросовестно выполнять эти дополнительные обязанности. Возникает ситуация, что родные (по паспорту) лица часто менее значимы и менее авторитетны для ребенка, а затем и взрослого человека, чем люди, воспитавшие его. Но когда в исправительном учреждении согласно инструкциям и заведенному порядку свидания с этими людьми, по формальному признаку не имеющими близкого родства, не разрешаются, то возникают «проблемы поддержания и укрепления социально-полезных связей с родственниками». Осужденный тувинец, особенно «недостаточно приобщенный к цивилизации», не всегда способен понять причину такого отношения, считает, что с ним намеренно поступили несправедливо, обижается, ищет объяснение и сочувствие у других представителей своего этноса, соответственно не считает необходимым придерживаться «чужих, враждебных» правил.

Поэтому предварительная работа с людьми, формально не считающимися близкими родственниками, но значимыми и почитаемыми осужденным, при разрешенном свидании может быть полезной как для профилактики деструктивных проявлений, так и для мобилизации скрытых возможностей осужденного в целях оптимизации исправительного воздействия. Другой важной проблемой является слабое знание (незнание) русского языка, нередко трактуемое как «нежелание использовать при общении русскую речь» из-за «оппозиционирования», «изоляционизма», «национализма», «негативного» отношения к персоналу и администрации исправительного учреждения, «приверженности к криминальной субкультуре» и т.д. Эти причины могут иметь место, однако, нередки случаи, когда представители небольших этносов действительно не умеют ни общаться на русском языке, ни понимать его (незначительное число воспроизведенных русских слов, заученных часто без понимания смысла нецензурных выражений не является признаком знания русского языка). Значительная часть лиц, не владеющих русским языком, приходится на районы Крайнего Севера и Южной Сибири (Республика Тыва, Алтай, Хакасия и т.д.).

Выводы. Рассмотренные в публикации материалы позволяют определить ряд выводов в пользу тезиса о значимости учета психологических особенностей в коррекционной работе с осужденными - представителями малых этносов. Во-первых, недооценка значимости психологических особенностей, принадлежащих осужденным - представителям малых этносов в психокоррекционной работе с ними является типичной ошибкой молодых и недостаточно опытных пенитенциарных психологов. Во-вторых, типичным проблемам, возникающим в практической деятельности работников исправительных учреждений (включая психологов), в которых содержатся осужденные - представители малых этносов, относятся: агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения осужденных, наличие языкового барьера и обособленность этих осужденных от осужденных других категорий. В-третьих, проблемы, возникающие во время отбывания наказания представителями малых этносов чаще связаны с взаимным непониманием с представителями администрации учреждения и другими осужденными, а не «отрицательными свойствами» всего этноса.

Литература:

1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер - М.: Фонд «За экон. грамотность», 1999 -291 с. (Библиотека зарубежной психологии)

2. Айпин, Е.И. Уходит мой род / Е.И. Айпин // Народов малых не бывает. - М., 1998. - С. 129-130

2. Генетико-эпидемиологическое исследование населения Тувы / В.П. Пузырёв, Л.С. Эрдыниева. - Томск: STT. -

1999.-256 с.

3. Заславская, Т.О. Стратегии социального управления / Т.О. Заславская // Наука и жизнь. - 1988. - № 9. - С. 36-39

4. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М., 1983. - С. 12.

5. Лебедев, С.Я. Традиции, обычаи и преступность: теория, методология, опыт криминолог, анализа / С.Я. Лебедев. -М.: Межрегион, центр коммерч. безопасности, 1995.

6. Лещенко, В.Г. Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / В.Г. Лещенко. Екатеринбург, 2012. - 22 с.

7. Макаров, В.В. Криминальная субкультура как внутренний источник воспроизводства преступности / В.В. Макаров // Российский следователь. - 2014. - № 4.

8. Медков, В.М. Демография / В.М. Медков. - М: Инфра. - 2004. - 576 с.

9. Молодежь народностей Севера образование и воспитание. Информационный материал. - Новосибирск,

2000.-С. 27.

10. Орлова, Э.А. Динамика городской культуры о условиях ускорении социально-экономического развитии: Автореф. докт. дис. / Э.А. Орлова. - М., 1987. - С. 29.

11. Потапов, Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев: историко-этногр. очерк / Л.П. Потапов // АН СССР. Сиб. отд.-е. Институт истории, филологии и философии; Горно-Алт. науч.-исслед. Ин-т истории языка и лит. - Л: Наука. -1969.- 196 с.

12. Рычков, Ю.Г. Генетика демографических процессов в народонаселении / Ю.Г. Рычков // Вопросы антропологии. -1982.-№70.-С. 3-12

13. Усенко, Н.М. Малые народы России в условиях глобализации / Н.М. Усенко // Социосфера. Социология и экономика. 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sociosphera.com

14. Функ, Д.А. Формирование новых этнических идентичностей у тюрков юга Западной Сибири в 1980-е - первой половине 1990-х гг. (на примере бачатских телеутов) / Д.А. Функ // Этнографическое обозрение. - М. - 1999. - № 5. -С. 161-173

15. Яворский, М.А. Роль религиозных объединений в механизме исправления осужденных / М.А. Яворский // Уголовно-исполнительная система. -2014. -№ 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.