Научная статья на тему 'СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНДИЙСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНДИЙСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / младшие школьники / Индия / средовые детерминанты мотивации / educational motivation / primary school students / India / environmental determinants of motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Шадрина Ирина Александровна

В статье представлен анализ особенностей средовой детерминации учебной мотивации у младших школьников Индии. Значимость фокуса внимания на данной стране обусловлена тем, что она имеет самое большое количество молодого населения в мире и является стратегическим партнером Российской Федерации. Основными методами исследования выступили теоретический анализ и обобщение. Обзор англоязычных психолого-педагогических публикаций позволил констатировать, что, несмотря на обязательное начальное образование в Индии, не у всех детей есть возможность его получать. Важно отметить, что само посещение начальной школы не является гарантом качественного образования, многие индийские младшие школьники демонстрируют очень низкие академические результаты. Установлено, что проблематика учебной мотивации индийских обучающихся в начальной школе крайне мало освещена в современной психолого-педагогической научной периодике. Нами выделен ряд средовых факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на учебную мотивацию индийских младших школьников. К первой группе мы отнесли социально-экономические факторы, важнейшее место среди которых занимают материальные возможности семьи. Вторая группа объединила факторы, непосредственно связанные с образовательной школьной средой. Во вторую группу вошли: тип образовательного учреждения (частная или государственная школа), наличие удобств и гигиенических условий в школе, дефицит квалифицированных педагогов, методики обучения, наличие физических наказаний, объем домашних заданий и возможность помощи в их выполнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталья Валентиновна, Шадрина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the features of the environmental determination of educational motivation in primary school students in India. The importance of focusing attention on this country is due to the fact that it has the largest number of young people in the world and is a strategic partner of the Russian Federation. The main research methods were theoretical analysis and generalization. A review of English-language psychological and pedagogical publications allowed us to state that, despite compulsory primary education in India, not all children have the opportunity to receive it. It is important to note that attending primary school itself is not a guarantee of quality education, many Indian primary school students demonstrate very low academic results. It is established that the problems of educational motivation of Indian students in primary school are very little covered in modern psychological and pedagogical scientific periodicals. We have identified a number of environmental factors that have a direct positive or negative impact on the educational motivation of Indian primary school students. To the first group we attributed socio-economic factors, the most important place among which is occupied by the material capabilities of the family. The second group combined factors directly related to the educational school environment. The second group included: the type of educational institution (private or public school), the availability of facilities and hygienic conditions at school, the shortage of qualified teachers, teaching methods, the presence of physical punishments, the amount of homework and the possibility of assistance in their implementation.

Текст научной работы на тему «СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНДИЙСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Психология

УДК 37.015.3

доктор психологических наук, доцент Иванова Наталья Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Шадрина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СРЕДОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ИНДИЙСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей средовой детерминации учебной мотивации у младших школьников Индии. Значимость фокуса внимания на данной стране обусловлена тем, что она имеет самое большое количество молодого населения в мире и является стратегическим партнером Российской Федерации. Основными методами исследования выступили теоретический анализ и обобщение. Обзор англоязычных психолого-педагогических публикаций позволил констатировать, что, несмотря на обязательное начальное образование в Индии, не у всех детей есть возможность его получать. Важно отметить, что само посещение начальной школы не является гарантом качественного образования, многие индийские младшие школьники демонстрируют очень низкие академические результаты. Установлено, что проблематика учебной мотивации индийских обучающихся в начальной школе крайне мало освещена в современной психолого-педагогической научной периодике. Нами выделен ряд средовых факторов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на учебную мотивацию индийских младших школьников. К первой группе мы отнесли социально-экономические факторы, важнейшее место среди которых занимают материальные возможности семьи. Вторая группа объединила факторы, непосредственно связанные с образовательной школьной средой. Во вторую группу вошли: тип образовательного учреждения (частная или государственная школа), наличие удобств и гигиенических условий в школе, дефицит квалифицированных педагогов, методики обучения, наличие физических наказаний, объем домашних заданий и возможность помощи в их выполнении.

Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, Индия, средовые детерминанты мотивации.

Annotation. The article presents an analysis of the features of the environmental determination of educational motivation in primary school students in India. The importance of focusing attention on this country is due to the fact that it has the largest number of young people in the world and is a strategic partner of the Russian Federation. The main research methods were theoretical analysis and generalization. A review of English-language psychological and pedagogical publications allowed us to state that, despite compulsory primary education in India, not all children have the opportunity to receive it. It is important to note that attending primary school itself is not a guarantee of quality education, many Indian primary school students demonstrate very low academic results. It is established that the problems of educational motivation of Indian students in primary school are very little covered in modern psychological and pedagogical scientific periodicals. We have identified a number of environmental factors that have a direct positive or negative impact on the educational motivation of Indian primary school students. To the first group we attributed socio-economic factors, the most important place among which is occupied by the material capabilities of the family. The second group combined factors directly related to the educational school environment. The second group included: the type of educational institution (private or public school), the availability of facilities and hygienic conditions at school, the shortage of qualified teachers, teaching methods, the presence of physical punishments, the amount of homework and the possibility of assistance in their implementation.

Key words: educational motivation, primary school students, India, environmental determinants of motivation.

Введение. В современных отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях убедительно доказано значительное влияние учебной мотивации на академическую успешность и самостоятельность, социальное благополучие и личностное развитие обучающихся, в том числе на важнейшем начальном этапе школьного образования. Российскими психологами установлена многофакторная детерминация развития учебной мотивации младших школьников такими условиями образовательной и семейной среды как: профессионализм, интенциональность учителя, образовательная программа, применяемые педагогические технологии и методы обучения, особенности детско-родительских отношений, семейный микроклимат (Е.Е. Данилова [1], Н.В. Иванова [2, 3], Ю.О., Нелюбина, Е.В. Сараева [4], Н.Ф. Сухарева, З.А. Кондренкова [6], B.C. Чернявская, А.Е. Мишарева [7]). Необходимо подчеркнуть, что сформированность мотивации к обучению и познанию определена в отечественных федеральных государственных образовательных стандартах в качестве одного из важнейших личностных результатов выпускника начальной школы.

Преобладающее число русскоязычных психолого-педагогических публикаций раскрывает специфику развития академической мотивации российских младших школьников, лишь отдельные работы отражают особенности мотивационно-личностной сферы в учебной деятельности у зарубежных учащихся начальной школы. В ситуации становления открытого мирового образовательного пространства особую актуальность приобретает изучение и диссеминация результатов научных исследований коллег из разных стран для взаимного обмена научными достижениями и опытом, дальнейшего совершенствования отечественного образования. В этой связи считаем важным проведение анализа особенностей средовой детерминации учебной мотивации у младших школьников Индии как страны с самым большим количеством молодого населения в мире и стратегического партнера Российской Федерации; что выступило целью нашей работы. Основными методами исследования являлись теоретический анализ и обобщение релевантных цели источников: публикаций в рецензируемых журналах, входящих в базы данных Web of Science, Scopus, РИНЦ, а также отдельных нормативных документов.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с современной национальной политикой Республики Индии в области образования (проект принят Министерством образования в 2019 году и действителен до 2026 года) начальное школьное образование является обязательным для всех детей; в зависимости от штата оно охватывает период обучения, начиная с шести лет с первого по четвертый или по пятый класс, и классифицируется как «младшее начальное образование» (LP). Образовательный процесс регламентирован Национальным советом по исследованию образования и обучению (единые требования для всей страны) и подвергается редакции на уровне штатов в Совете штата по исследованию образования и обучению с учетом социокультурных условий и традиций, характерных для конкретного региона, округа, что приводит к диверсификации образования. Преимущественное число индийских младших школьников (около 80%) обучается в государственных школах.

Несмотря на прогресс в развитии индийского начального школьного образования за последние десятилетия, многими авторами акцентируется внимание на его актуальных проблемах: недостаточном качестве образовательных результатов в

отдельных округах страны, дефиците компетентных педагогов, тендерном разрыве в показателях академических достижений мальчиков и девочек, неравенстве возможностей получения образования в городах и сельской местности, а также в зависимости от кастовых, религиозных и этнических различий, уровня образованности родителей и социально-экономического статуса семьи [5, 8, 9, 10, 12, 13]. Многие из указанных проблем оказывают определяющее влияние на посещаемость ребенком школы, его академическую устойчивость и на желание получить начальное и дальнейшее образование.

В исследовании Д. Панчанан, профессора департамента экономики Университета Калькутты (штат Западная Бенгалия, Восточная Индия), проанализированы различия в возможностях получения начального образования у индийских детей в возрасте от 5 до 14 лет в зависимости от половой принадлежности и характеристик семьи: образования родителей, места проживания (город, село), социального и этнического статуса, материального положения, доступа к компьютеру и Интернету, удаленности от ближайшей школы [5]. Работа выполнена на масштабной выборке, включающей 36479 семей из сельской местности и 29447 из городской среды. По итогам исследования констатировано, что, несмотря на обязательное начальное образование, около 8% детей из сельской местности в возрасте от 5 до 14 лет никогда не посещали школу, при этом число абсолютно или временно не посещающих школу, как в городе, так и в деревне выше среди девочек. Наиболее значимыми факторами, обусловливающими возможность систематического начального образования для индийского ребенка, являются семейный доход и образование родителей.

В работе Б. Элкотт и П. Роус акцентируется внимание на том, что само посещение начальной школы не гарантирует индийским детям младшего школьного возраста качественного образования [8]. В статье указывается на тот факт, что более половины детей в 5-м классе не в состоянии читать текст на уровне, ожидаемом во 2-м классе, а более 30% детей после двух лет обучения не могут решить пример на вычитание двухзначных чисел. На большой выборке испытуемых авторами установлено, что самый значимый фактор, определяющий качество обучения в начальной школе и возможность овладения детьми грамотой - это материальный уровень семьи, при этом его роль усиливается на протяжении периода начального образования.

Проведенный нами обзор публикаций, затрагивающих образовательную проблематику начальной школы Индии (всего нами было рассмотрено 27 англоязычных статей, изданных за последние 10 лет), позволяет констатировать, что преобладающее число работ раскрывает вопросы качества образования, показателей обученности и их предикторов, лишь немногие авторы концентрируют свое внимание на личностном развитии младшего школьника и, в частности, его мотивационной сфере.

В статье К. Гурувайя, доктора психологии Принстонской школы образования изучены факторы, оказывающие влияние на мотивацию к академическим достижениям у младших школьников, с уровнем когнитивных способностей «ниже среднего», медленно усваивающих программный материал [14]. В исследовании приняли участие 211 младших школьников из 16 школ (государственных и частных) в округе Ранга Редди (штат Телангана). Автором установлено, что местоположение школы (городская или сельская) и доход семьи не являются статистически значимыми факторами, влияющими на мотивацию к академическим достижениям у слабоуспевающих учеников. Фактором, имеющим статистическую достоверность, выступает «тип образовательного учреждения»: слабоуспевающие младшие школьники из частных школ демонстрируют более высокую мотивацию к обучению и академическим достижениям, чем дети, которые обучаются в государственных школах. Данный факт К. Гурувайя обосновывает тем, что учителя, которые работают в государственных школах с низкими показателями академических результатов и плохими пространственно-предметными материальными условиями, часто не возлагают на своих учеников высоких надежд, что в свою очередь негативно влияет на успеваемость и мотивацию к обучению у детей. В частных школах, доступных детям из семей с высоким социально-экономическим уровнем, как правило, более профессиональный контингент педагогов, применяющих различные методы для повышения учебной мотивации и успеваемости детей.

Подчеркнем, что недостаточность квалификации педагогов, работающих в государственных школах, особенно в сельской местности, отмечается и другими индийскими исследователями [8, 11, 12]. В частности в ряде современных публикациях описано, что как сельскими, так и городскими учителями бедных государственных школ в качестве основной методики преподавания используется механическое заучивание детьми различных текстов, что снижает и качество образования, и заинтересованность детей обучением. Следует констатировать, что использование данной методики объясняется не только невысоким уровнем профессионализма многих педагогов начального звена, отсутствием владения современными активными и личностно-ориентированными методами и технологиями, но и нехваткой педагогов и большой численностью детей в классе (обычно 60-70 человек и больше). Также негативно влияют на желание посещать школу и учебную мотивацию у детей физические телесные наказания, применяемые и в настоящие дни многими педагогами [11].

В качестве значимого фактора, оказывающего отрицательное влияние на желание учиться у индийских детей в проанализированных нами публикациях, указывается недостаточная оснащенность некоторых школ, в том числе отсутствие санитарно-гигиенических условий. Так, в исследовании качества начального образования, выполненного М. Гейн с коллегами, отмечено, что такие необходимые для маленьких детей удобства как питьевая вода, туалеты, огороженная территория есть только в 20% школ индийского штата Западная Бенгалия, в 94% школ присутствует только одно из перечисленных удобств, в 6% нет ни одного [11]. В проведенном учеными опросе 100 родителей младших школьников установлено, что большинство из них обеспокоено качеством начального образования и предполагают, что увеличение числа учителей улучшило бы результаты обучения. Кроме того исследователями выявлено, что родители вдохновляют своих детей на учебу, выступают за организацию обучения с помощью игр, поскольку считают, что это вызовет интерес у детей в отличие от зубрежки.

Также в качестве значимого антимотивационного фактора применительно к учебной деятельности младших школьников индийскими авторами называется большой объем домашних заданий, с которым детям очень трудно справиться самостоятельно [8]. Семьи, имеющие финансовый ресурс, нанимают для помощи в подготовке домашних заданий репетиторов. Многие родители в силу бедности и собственной безграмотности не могут обеспечить детям какой-либо поддержки, что приводит к регулярному невыполнению заданий, низким академическим результатам и нежеланию учиться.

Отдельно хочется отметить необычный прием поддержки ценности образования вообще и учебной мотивации, в частности, используемый в ряде штатов Индии - публикацию в региональных газетах и на рекламных баннерах фотографий лучших учеников местных школ. Считаем, что данный прием заслуживает внимания и может быть использован в отечественной практике. В свою очередь, индийским коллегам было бы ценным познакомиться с богатым опытом российских ученых по эффективному формированию учебной мотивации у младших школьников.

Выводы. В целом, проведенный анализ психолого-педагогических исследований позволил обнаружить, что, несмотря на обязательное начальное образование в Индии, не все дети младшего школьного возраста имеют возможность его

получать. Также следует подчеркнуть, что, даже посещая школу, многие дети демонстрируют крайне низкие академические результаты.

В соответствии с поставленной целью нами был выделен ряд средовых факторов, оказывающих непосредственное воздействие на учебную мотивацию индийских младших школьников как положительное, так и отрицательное. К первой группе учебно-мотивационных детерминант можно отнести социально-экономические факторы, важнейшее место среди которых занимают материальные возможности семьи. Ко второй группе следует причислить факторы, непосредственно связанные с образовательной школьной средой: тип образовательного учреждения (частная или государственная школа), наличие удобств и гигиенических условий в школе, дефицит квалифицированных педагогов, используемые педагогом методики обучения, наличие физических наказаний, объем домашних заданий и возможность помощи в их выполнении.

Подчеркнем, что мы сознательно сфокусировали свое внимание только на внешних средовых факторах, влияющих на учебную мотивацию младших школьников Индии. Как перспективное направление исследования мы рассматриваем изучение особенностей мотивационно-личностного развития индийских младших школьников с привлечением к научному сотрудничеству коллег психологов из Республики Индия.

Литература:

1. Данилова, Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды / Е.Е. Данилова // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 1.-С. 6-21

2. Иванова, Н.В. Исследования образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника / Н.В. Иванова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9,- С. 232-235

3. Иванова, Н.В. Реализация модели личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: монография / Н.В. Иванова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 160 с.

4. Нелюбина, Ю.О. Взаимосвязь семейных отношений с учебной мотивацией младших школьников / Ю.О. Нелюбина, Е.В. Сараева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - №8. - С. 75-83

5. Панчанан, Д. Неравенство возможностей в сфере образования в Индии: оценка индекса возможностей для человека по данным опросов / Д. Панчанан // Вопросы образования. - 2019. - № 4. - С. 116-132

6. Сухарева, Н.Ф. Формирование учебной мотивации у младших школьников из неблагополучных семей / Н.Ф. Сухарева, З.А. Кондренкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. -№ 18. - С. 125-130

7. Чернявская, B.C. Педагогическая интенциональность учителя и ее влияние на учебную мотивацию учеников начальной школы / B.C. Чернявская, А.Е. Мишарева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. -№ 33. - С. 352-356

8. Alcott, В. Learning in India's primary schools: How do disparities widen across the grades? / B. Alcott, P. Rose 11 International Journal of Educational Development. -2016. -№ 56. - P. 42-51

9. Deepak, K. Gender differences in students' progress from elementary to secondary education in India: who are performing better? / K. Deepak, P. Bhanu 11 Educational Research for Policy and Practice. - 2022. - № 1. - P. 217-241

10. Desai, S. Changing Educational Inequalities in India in the Context of Affirmative Action / S. Desai, V. Kulkarni 11 Demography. - 2008. - № 2. - P. 245-270

11. Gain, M.R. Perceptions of quality education among parents of primary school students: a micro level study at Kalyani community block in west Bengal / M.R. Gain, S. Bhattacharya, S. Biswas, P. Deb // ANVESAK. - 2021. - № 2,- P. 65-77

12. Gain, M.R. Achievement of Quality Education of Primary School Students: A Micro Level Study At Kalyani Community Block in West Bengal / M.R. Gain, S. Biswas, P. Deb 11 Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2021. - № 5. -P. 231-241

13. Gain, M.R. Students' perceptions and attitudes toward quality education of primary level in Nakashipara community development block in Nadia district of west Bengal / M.R. Gain, S. Biswas, P. Deb 11 Vidyabharati International Interdisciplinary Research Journal. - 2021. - Special Issue on Multidisciplinary Academic Research in Current Era. - P. 610-617

14. Guruvaiah, K. Primary School Students Academic Achievement Motivation among Slow Learners in Relation to Their Location, Management and Family Income / K. Guruvaiah 11 International Journal of Indian Psychology. - 2021. - № 1. -p. 1461-1467

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук Казберов Павел Николаевич

Федеральное казенное учреждение Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва)

ЗНАЧИМОСТЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ - ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНОСОВ

Аннотация. Материалы публикации раскрывают значимую проблематику реализации психокоррекционнной работы с осужденными, а именно необходимость учета психологических особенностей в коррекционной работе с осужденными -представителями малых этносов. Актуальность рассматриваемой в статье проблематики обозначается трудностями, объективного характера, возникающими в процессе работы пенитенциарных психологов с осужденными, представляющими малые этнические группы. К числу рассматриваемых трудностей относятся: проявление осужденными агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения, языковой и культуральный барьеры, обособленность осужденных и в следствие этого сложность проведения с ними воспитательных и психокоррекционных мероприятий. Автором отмечается, что возникающие во время отбывания наказания представителями малых этносов проблемы чаще связаны с взаимным непониманием с представителями администрации учреждения и другими осужденными, а не «отрицательными свойствами» всего этноса.

Ключевые слова: психокоррекционнная работа, аутоагрессивное поведение, психологические особенности, осужденные, малые этносы, языковой барьер, ресоциализация.

Annotation. The publication materials reveal significant issues in the implementation of psychocorrectional work with convicts, namely the need to take into account psychological characteristics in correctional work with convicts - representatives of small ethnic groups. The relevance of the issues discussed in the article is indicated by the difficulties of an objective nature that arise in the process of work of penitentiary psychologists with convicts representing small ethnic groups. The difficulties under consideration include: the manifestation of aggressive and auto-aggressive (suicidal) behavior by convicts, language and cultural barriers, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.