Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗРАБОТКЕ АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУПП'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗРАБОТКЕ АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обучение / курсанты / анкета / опросник / осужденные / малые этнические группы / психологи / воспитатели.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казберов П. Н.

Российская Федерация исторически являлась и является многонациональным и полирелигиозным государством. Это обстоятельство является как безусловным достоянием жителей нашей страны, так и некоторым проблемным вопросом для жизнедеятельности рядя государственных структур. В частности, в функционировании отечественной пенитенциарной системы имеют место быть некоторые трудности, связанные с реализацией процесса отбывания уголовного наказания осужденными, представляющими малые этнические группы. Спектр трудностей, которые испытывают в своей работе с осужденными рассматриваемой группы сотрудники психологической и воспитательной служб весьма широк: от банального непонимания русского языка до оригинальных причин, продиктованных национальным менталитетом, деструктивного и аутодеструктивного поведения. Формирование умения использования и разработки авторского диагностического материала, в частности в виде анкет и опросников, используемого в практической работе с осужденными сотрудниками пенитенциарной системы, занимает сегодня немалое время в общем объеме процесса обучения курсантов пенитенциарных образовательных учреждений. Тем не менее, в общем массее работы сотрудников пенитенциарной системы встречаются такие направления, которые являются на данный момент недостаточно изученными. К таким направлениям относится диагностическая работа с осужденными, представляющими малые этнические группы. Содержательные аспекты обучения курсантов пенитенциарных образовательных учреждений этой работе рассмотрены в данной публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казберов П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗРАБОТКЕ АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУПП»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-283-287 NIION: 2018-0076-6/22-776 MOSURED: 77/27-023-2022-6-975

КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,

Ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: [email protected]

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РАЗРАБОТКЕ АНКЕТ И ОПРОСНИКОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛЫХ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУПП

Аннотация. Российская Федерация исторически являлась и является многонациональным и полирелигиозным государством. Это обстоятельство является как безусловным достоянием жителей нашей страны, так и некоторым проблемным вопросом для жизнедеятельности рядя государственных структур. В частности, в функционировании отечественной пенитенциарной системы имеют место быть некоторые трудности, связанные с реализацией процесса отбывания уголовного наказания осужденными, представляющими малые этнические группы. Спектр трудностей, которые испытывают в своей работе с осужденными рассматриваемой группы сотрудники психологической и воспитательной служб весьма широк: от банального непонимания русского языка до оригинальных причин, продиктованных национальным менталитетом, деструктивного и аутодеструктив-ного поведения.

Формирование умения использования и разработки авторского диагностического материала, в частности в виде анкет и опросников, используемого в практической работе с осужденными сотрудниками пенитенциарной системы, занимает сегодня немалое время в общем объеме процесса обучения курсантов пенитенциарных образовательных учреждений. Тем не менее, в общем массее работы сотрудников пенитенциарной системы встречаются такие направления, которые являются на данный момент недостаточно изученными. К таким направлениям относится диагностическая работа с осужденными, представляющими малые этнические группы. Содержательные аспекты обучения курсантов пенитенциарных образовательных учреждений этой работе рассмотрены в данной публикации.

Ключевые слова: обучение, курсанты, анкета, опросник, осужденные, малые этнические группы, психологи, воспитатели.

CONTENT ASPECTS OF TRAINING CADETS OF PENITENTIARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF QUESTIONNAIRES AND QUESTIONNAIRES FOR WORK WITH REPRESENTATIVES OF SMALL ETHNIC GROUPS

Annotation. The Russian Federation has historically been and is a multinational and polyreli-gious state. This circumstance is both an unconditional property of the inhabitants of our country, and some problematic issue for the life of a number of state structures. In particular, in the functioning of the domestic penitentiary system, there are some difficulties associated with the implementation of the process of serving a criminal sentence by convicts representing small ethnic groups. The range of difficulties experienced by employees of psychological and educational services in their work with convicts of the group under consideration is very wide: from a banal misunderstanding of the Russian language to original reasons dictated by the national mentality, destructive and self-destructive behavior.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

KAZBEROV Pavel Nikolaevich,

Leading researcher FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of psychological sciences

The formation of the ability to use and develop the author's diagnostic material, in particular in the form of questionnaires and questionnaires used in practical work with convicted employees of the penitentiary system, today takes considerable time in the total volume of the learning process for cadets of penitentiary educational institutions.

However, in the general mass of the work of employees of the penitentiary system, there are areas that are currently insufficiently studied. These areas include diagnostic work with convicts representing small ethnic groups. The content aspects of training cadets of penitentiary educational institutions in this work are considered in this publication.

Key words: training, cadets, questionnaire, questionnaire, convicts, small ethnic groups, psychologists, educators.

Введение. Российская Федерация представляет собой довольно значительный конгломерат этносов, конфессий и культур, входящих нее. Это сложилось исторически и сегодня это положение значительно проявляет свою актуальность. Для пенитенциарной системы (далее - ПС) это актуально, прежде всего, в направлении отбывания наказания представителей малых этносов, населяющих нашу страну, в местах лишения свободы. О негативном состоянии и системном ухудшении личностных характеристик лиц, отбывающих наказание, написано достаточно много публикаций [4, с. 180; 5, с. 9; 8, с. 8]. Напомним лишь, что к таким характеристикам относятся: тяжесть совершенного преступления, значительный срок лишения свободы, низкий уровень образования, отсутствие профессии и трудового стажа, часто слабое знание русского языка и т.д. Все это, в целях исправления, обуславливает необходимость изучения индивидуальных характеристик осужденных, представляющих малые этносы. Одним из средств получения детальной, содержательной информации о таких лицах, наряду с психологическим тестированием и беседой, является анкетирование и опросы, проводимые психологами и начальниками отрядов ПС [9, с. 411; 10, с. 40]. Важность владения этим средством изучения осужденных, являющихся представителями малых этносов, очевидна. Курсант - будущий пенитенциарный психолог или начальник отряда (воспитатель) обязан в совершенстве владеть не только навыками использования уже разработанных анкет и опросных листов, но и знаниями, умениями по разработке авторских анкет и опросных листов, исходя из поставленных цели и задач проводимого исследования. Именно об этих содержательных аспектах данного направления работы сотрудников ПС идет речь в статье.

Результаты исследования. Мы понимаем, что традиционные мировые религиозные культы, не говоря о сектах и течениях в рамках одной религии (деноминациях), в различных регионах нашей страны дополняются традиционными верованиями многочисленных этнических групп, предрассудками, а также возрождающимися домонотеистическими представлениями и обря-

дами [6 с. 9]. Религиозный синкретизм, к тому же, нередко включает в себя совершенно несовместимые представления, а иногда приводит к формированию ксенофобических и даже экстремистских взглядов (например, современная трансформация ваххабизма). Роль вышеуказанных проблем мультикультурального сообщества, каковым, несомненно, является Российская Федерация, чрезвычайно важна, а игнорирование протекающих явлений непременно приводит (и уже привело) к процессам в разных социальных слоях и уровнях

Наш практический опыт показывает, что важно не создавать препятствий исполнению религиозного культа осужденными разных этнических групп, если они не противоречат закону и режиму безопасности учреждения. Важно оградить представителей таких культов и верований от насмешек со стороны других осужденных [2, с. 112; 3, с. 132; 7, с. 19]. Разумеется, время и условия проведения их ритуалов должны быть заранее оговорены. Взамен должны быть поставлены встречные условия, не противоречащие режимным требованиям, уголовному и уголовно-исполнительному законодательству и не оскорбляющие личность и чувства осужденного.

Изучая среди общего количества осужденных лиц, представляющих малые этнические группы и проводя работу по профилактике их деструктивного поведения, стоит понимать, что в рамках этой работы необходимо осуществлять: мероприятия, направленные на предупреждение формирования малых этнических групп, замыкания их внутри себя, сплочения для отпора «чужим»; профилактическую работу на адекватное вхождение представителей различного этноса в межнациональный коллектив осужденных, отбывающих наказание в данном учреждении; профилактику «криминального заражения» и т.д. Для этого необходимо знать традиции данного народа, особенности менталитета, чтобы избежать невольного (а иногда намеренно спровоцированного) нанесения обид и оскорблений их национальному чувству достоинства. Всякого рода обидные прозвища, указывающие на этниче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

скую принадлежность должны быть изжиты из лексикона исправительного учреждения.

Будущим пенитенциарным психологам, изучая индивидуальные характеристики представителей малых этносов, необходимо знать о возможных и наиболее типичных деструктивных и аутодеструктивных формах их поведения. Например, одна из традиций одного из малых этносов гласит о том, что, чтобы отомстить обидевшему соседу, надо повеситься у его ворот, тогда односельчане, соплеменники выразят обидчику свое презрение, и он будет чувствовать свою вину до конца жизни. Или традиция ухода беспомощного от старости родича в лес, в «нижний» или «верхний мир», чтобы не быть обузой для близких людей. Такие традиции у ряда этнических групп существовали веками.

Христианская религия считает самоубийц грешниками, в недавнем прошлом их даже не разрешалось хоронить на кладбищах. Но значительная часть малых этнических групп придерживается иных верований, в которых добровольная смерть означает лишь «великое освобождение». Следует учитывать, что наслаиваемые на христианскую (а также исламскую, буддийскую, иудейскую и т.д.) мораль и запреты традиционные местные, еще не полностью забытые, культы в трудное для человека время могут начать превалировать в его мыслях и поступках.

Необходимо также учитывать, что даже глубоко верующий в одну из доминирующих религий представитель этнической группы (не только малой) может (с учетом своих национальных традиций) совершенно иначе интерпретировать мотивы поступков, казалось бы, не имеющих альтернативного толкования. Так, добровольная мученическая смерть на кресте Сына Бога одним искренне верующим в православие представителем финно-угорской этнической группы трактовалась не как поступок, совершенный в целях спасения всего человечества, а как стремление досадить своим обидчикам.

В древних этнических традициях финно-угорского народа, в частности удмуртов, самоубийство в ответ на нанесенную обиду если даже не поощрялось, то встречало полное понимание соотечественников. Поэтому активизация в работе с потенциальными суицидентами иной этнической группы так называемых антисуицидальных факторов (в том числе религиозных) должна проводиться осторожно, иначе можно получить совершенно противоположный результат.

Как указывалось выше, в силу описываемых в настоящей статье причин, сбор информации среди осужденных, принадлежащих к той или иной этнической группе, будет мало эффективен,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

особенно в тех случаях, когда имеет место языковой барьер или наблюдается четкая установка на уклонение от контактов под предлогом незнания русского языка.

Использование переводчика в таких случаях приводит лишь к формальным ответам, лишенных какой-либо диагностической ценности. Это также подтверждается практической работой с представителями малых этнических групп. Непонимание подобных элементарных вещей свидетельствует о недостаточной квалификации специалиста-психолога и его стремлении к обозначению деятельности, а ее должному исполнению.

Содержательные аспекты обучения курсантов пенитенциарных образовательных учреждений разработке анкет, опросников для работы с представителями малых этнической групп определяют, прежде всего, требования по разработке этих диагностических материалов.

1. Вопросы в анкетах и опросниках должны быть максимально конкретными и лишены двойного смысла.

2. Предложения должны быть максимально короткими и легкими для перевода.

3. Вопросы не должны содержать слов, обозначающих предметы или явления, которые, предположительно, могут быть незнакомы опрашиваемому. Пояснение: так, представителю малого субэтноса, постоянно проживающего в районе Крайнего Севера, занимающегося, например, оленеводством или охотой, предположительно, малопонятным будет вопрос, касающийся существующих правовых норм, часто не всегда понятных и городскому жителю центрального региона России с высшим юридическим образованием.

4. Вопросы, касающиеся образования, профессиональной подготовки, стажа профессиональной деятельности (наиболее часто встречаемые вопросы в большинстве анкет) должны быть составлены так, чтобы избежать ошибок, дублирования и непонимания.

Наличие профессионального образования еще не означает, что опрашиваемый вообще работал, работал по данной специальности и т.д. необходим вопрос о стаже работы по данной специальности, а также других видах трудовой деятельности. Например, при исследованиях социально-демографических данных осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность нередко в анкетах выяснялось, что профессиональное образование отсутствует, профессии нет, однако, при опросе и из материалов приговора суда следовало, что безработным осужденный не был (работал на рынке) и имел достаточный заработок.

5. Анкеты и опросники должны быть составлены с учетом исследуемой темы или проверки

имеющейся рабочей гипотезы. Кроме того, они не должны содержать более 30-40 вопросов (обследуемый устает при заполнении анкет с большим количеством вопросов и даваемые на них ответы становятся формальными, вследствие чего лишаются какой-либо практической ценности). Кроме того, они должны пройти предварительные испытания и получить экспертную оценку. Появившаяся последние два-три года в пенитенциарной психологии тенденция готовить за два-три дня анкеты с огромным числом вопросов (в надежде, что что-нибудь да выявится) свидетельствует о вопиющей безграмотности такого специалиста и лиц, регламентирующих его работу.

6. Вопросы в анкету или опросник должны даваться в одном формате, в противном случае возникают проблемы при составлении базы данных и статистической их обработке.

7. При составлении анкет и опросников для представителей различных этнических групп следует избегать вопросов и тем, которые могут показаться оскорбительными. Для этого необходимо представлять себе обычаи, традиции и религиозные предпочтения той этнической группы, с которой предстоит работать.

8. Не следует полностью доверять переводчику из числа осужденных, каким бы исправившимся он не казался.

Заключение. Таковы основные содержательные аспекты составления анкет и опросников, используемых в практической работе сотрудников ПС при изучении индивидуальных характеристик лиц, отбывающих уголовное наказание, являющихся представителями малых этнических групп (этносов). В финале еще раз подчеркнем, что реалии служебной деятельности сотрудников ПС требуют от них в совершенстве владеть как использованием уже разработанных анкет, опросников, так и разработкой их авторских вариантов. Это обстоятельство определяет необходимость более качественного обучения этим умениям и навыкам курсантов пенитенциарных образовательных учреждений.

Список литературы:

[1] Вилкова А.В., Холопова Е.Ю. Психолого-педагогические особенности формирования системы отношений осужденных // Перспективы науки. 2021. № 9 (144). С. 49-51.

[2] Давыдова Н.В., Кулакова С.В. Значение религиозно-нравственного воспитания как противодействия криминальной и экстремистской оппозиции в местах лишения свободы // Право и образование. 2019. № 2. С. 111-116.

[3] Кулакова С.В. Аспекты психолого-педагогического сопровождения лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы // В

сборнике: Организационное и правовое обеспечение деятельности уголовно-исполнительных инспекций на современном этапе. сборник материалов заочного круглого стола. 2020. С. 131-137.

[4] Кулакова С.В. О деятельности психологов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // в сборнике: Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Москва, 2021. С. 179-182.

[5] Кулакова С.В. Теоретические и практические аспекты организации профессионального сопровождения сотрудников УИС // сборник материалов круглого стола / 2021.

[6] Оганесян С.С. О функциях священнослужителей в уголовно-исполнительной системе России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2021. № 6. С. 8-12.

[7] Оганесян С.С. Обусловленность законодательных систем цивилизационной ментально-стью этносов и народов // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2021. № 7-8 (190-191). С. 18-23.

[8] Орлов В.В. Дезорганизация деятельности правоохранительных органов, как элемент дестабилизации социальной обстановки // Вопросы современной науки и практики. 2022. № 1 (6). С. 7-10.

[9] Орлов В.В. Ранние признаки склонности несовершеннолетних

к участию в движении АУЕ и возможность их использования

в профилактической работе // В сборнике: V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в российской федерации года науки и технологий). Сборник тезисов выступлений и докладов участников: в 9 т.. Рязань, 2021. С. 410-414.

[10] Doosje B. Determinants of Radicalisation of Islamic Youth in the Netherlands: Personal Uncertainty Perceived Injustice, and Perceived Group Threat / B. Doosje, A. Loseman, K. Van den Bos // Journal of Social Issues. 2013. - Vol. 69, - № 3. - Р. 39-64.

Spisok literatury:

[1] Vilkova A.V., Holopova E.YU. Psiholo-go-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya sis-temy otnoshenij osuzhdennyh // Perspektivy nauki. 2021. № 9 (144). S. 49-51.

[2] Davydova N.V., Kulakova S.V. Znachenie religiozno-nravstvennogo vospitaniya kak protivode-jstviya kriminal'noj i ekstremistskoj oppozicii v mestah lisheniya svobody // Pravo i obrazovanie. 2019. № 2. S. 111-116.

[3] Kulakova S.V. Aspekty psihologo-pedagog-icheskogo soprovozhdeniya lic, osuzhdennyh k naka-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

zaniyam, ne svyazannym s lisheniem svobody // V sbornike: Organizacionnoe i pravovoe obespechenie deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'nyh inspekcij na sovremennom etape. sbornik materialov zaochnogo kruglogo stola. 2020. S. 131-137.

[4] Kulakova S.V. O deyatel'nosti psihologov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii // v sbornike: Nauchnye trudy FKU NII FSIN Rossii. Nauchno-prakticheskoe ezhekvartal'noe izdanie. Moskva, 2021. S. 179-182.

[5] Kulakova S.V. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty organizacii professional'nogo soprovozh-deniya sotrudnikov UIS // sbornik materialov kruglogo stola / 2021.

[6] Oganesyan S.S. O funkciyah svyashchen-nosluzhitelej v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossii // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekono-mika, upravlenie. 2021. № 6. S. 8-12.

[7] Oganesyan S.S. Obuslovlennost' zakonod-atel'nyh sistem civilizacionnoj mental'nost'yu etnosov i narodov // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakono-

datel'stvo, kommentarii, problemy. 2021. № 7-8 (190191). S. 18-23.

[8] Orlov V.V. Dezorganizaciya deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov, kak element destabi-lizacii social'noj obstanovki // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. 2022. № 1 (6). S. 7-10.

[9] Orlov V.V. Rannie priznaki sklonnosti nesovershennoletnih k uchastiyu v dvizhenii AUE i vozmozhnost' ih ispol'zovaniya v profilakticheskoj rabote // V sbornike: V Mezhdunarodnyj peniten-ciarnyj forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» (priurochennyj k provedeniyu v 2021 godu v rossijskoj federacii goda nauki i tekhnologij). Sbornik tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov: v 9 t.. Ryazan', 2021. S. 410-414.

[10] Doosje B. Determinants of Radicalisation of Islamic Youth in the Netherlands: Personal Uncertainty, Perceived Injustice, and Perceived Group Threat / B. Doosje, A. Loseman, K. Van den Bos // Journal of Social Issues. 2013. - Vol. 69, - № 3. - R. 39-64.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.