Значимость транспортно-пересадочных узлов в системе городской инфраструктуры
Лошаков Павел Игоревич
кандидат архитектуры, доцент кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, pavelloshakov@mail.ru
Негода Матвей Витальевич
магистрант кафедры дизайна архитектурной среды, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, negodamw@gmail.com
В данной статье рассматривается значимость современных транспортно-пересадочных узлов в системе городской инфраструктуры, анализируется транспортный каркас Красноярска. Описывается эмпирическое исследование в виде опроса, участниками которого были жители двух регионов Российской Федерации - Санкт-Петербурга и Красноярска. Для таких быст-роразвивающихся городов представляется наиболее важным своевременное реагирование на транспортные проблемы и устройство современных транспортно-пересадочных узлов. Целью эксперимента являлось определение необходимости использования транспортного узла в системе городской инфраструктуры. Анализ полученных эмпирических данных эксперимента показал, что большинство респондентов оценивают общее значение транспортного узла как благоприятное. Сделан вывод о том, что транспортно-пересадочный узел положительно влияет на становление и развитие города при должном внимании к ключевым особенностям территории. Такими особенностями могут быть: правильные маршрутно-транспортные и пешеходные связи, функциональное зонирование в соответствии с запросами территории, развитие общественных пространств.
Ключевые слова: транспортно-пересадочный узел, городская инфраструктура, транспортные коммуникации, городская среда.
см см о см
О!
^
н
О Ш
т
X
<
т О X X
В настоящее время тема общественного транспорта довольно часто обсуждается. С изменением уровня жизни и потребностей в России меняются запросы к общественному транспорту, а маршрутная система городов далеко несовершенна и требует более структурированного подхода. Вопрос пересадки пассажиров и комплексного сочетания одного вида транспорта с другим часто обходят стороной, однако транспортно-переса-дочные узлы (ТПУ) способны стать одним из наиболее эффективных вариантов решения назревших проблем. Активное строительство ТПУ пока происходит в основном в Москве, но в стране существует множество других городов, которым также необходимо внедрение ТПУ и переосмысление маршрутно-транспортной сети.
Транспортно-пересадочный узел формируется при сочетании нескольких видов транспорта в границах определенной территории. При этом каждый вид транспорта может быть представлен конкретными архитектурными или инженерными сооружениями, которые расположены на необходимом расстоянии друг от друга (расстояние регламентируется, согласно СП 395.1325800.2018, табл. 4 [1]), например, вестибюль станции метро и автобусная остановка, автобусная остановка и железнодорожный перрон либо две станции метро и т.д. Пространство между объектами ТПУ включается в его состав и является его важной частью. Пространство может быть представлено в виде площадей или других благоустроенных территорий и служить для осуществления пешеходных коммуникаций между объектами ТПУ. На территории транспортного узла, как его дополняющая часть, могут располагаться здания различной функциональной направленности, которая складывается в зависимости от потребностей населения.
На основе множества существующих научных работ по этой теме можно выявить основные принципы интеграции транспортно-пересадочных узлов в городскую среду. Для этого требуется проанализировать марш-рутно-транспортную систему, прилегающую к участку, а также организацию городского транспорта в целом, сравнить разные виды транспорта в городском и пригородном сообщении, определить приоритетный вид. Проектирование ТПУ затрагивает не только экономические проблемы, но и проблемы, связанные с ростом автомобилизации и числа ДТП, ухудшением экологии и эффективностью общественного транспорта [2, 3]. При реальном проектировании необходимо вырабатывать более детальный подход к транспортной системе конкретного города и выявлять ее преимущества и недостатки, что, в свою очередь, позволит организовать более выгодные (функционально, экологически, экономически) маршрутные сети. Тенденция сокращения времени проезда на общественном транспорте в крупных мегаполисах Российской Федерации обусловлена падением качества обслуживания и ростом стоимости проезда. Акцент на осо-
бенностях координации транспорта и комфортных пересадках, поможет подробно раскрыть вопрос маршрутной сети с учетом использования индивидуальных характеристик каждого вида транспорта и повысить его привлекательность [4,5,6].
Современные вокзалы порой становятся исходной точкой, служащей для образования нового транспортного узла. Привокзальные площади используются в качестве мест торговли и рекреации, а также пересадки с одного вида транспорта на другой, но часто данным местам не хватает функционального насыщения. Тем не менее при внедрении ТПУ в городскую среду следует соблюдать баланс функций, чтобы коммерческая и развлекательные функции не оттеснили основную - транспортную. Необходимо вычленять принципы интеграции и взаимодействия ТПУ с существующей городской средой, разрабатывать пути развития и факторы целесообразного внедрения транспортных узлов [7,8]. Грамотное расположение и взаимодействие ТПУ с городским окружением не только повышает эффективность транспортной системы, но и раскрывает архитектурно-художественный потенциал места, что непосредственно влияет на жизнь людей.
Если рассматривать транспортный каркас Красноярска, то можно выявить, что он представлен городским общественным, железнодорожным и водным транспортом. Помимо основных видов транспорта, затрагиваемых в исследовании, присутствует воздушный транспорт, играющий важную роль грузовых и пассажирских перевозках. На схеме (рис. 1) представлены ключевые транспортные линии Красноярска, которые влияют на проектирование и размещение транспортного узла. Схема основана на актуальных документах городского планирования и демонстрирует не только существующее положение, но и перспективу дальнейшего развития.
О: О:
Рисунок 1. Транспортные линии Красноярска
Выбранный участок для разработки архитектурно-дизайнерского решения ТПУ в настоящее время сочетает в себе множество видов транспорта, включая железнодорожный и пассажирский транспорт (в виде автобусов, троллейбусов, такси и т.д.). Внутригородской железнодорожный транспорт представлен в виде электропоездов и пользуется широким спросом. Данный вид транспорта помогает за короткое время добраться до отдаленных районов города. При этом потенциал железнодорожного транспорта еще не раскрыт до конца, а сеть маршрутов несовершенна. Для улучшения ситуации необходимо «закольцевать» движение городских
электропоездов, что повысит доступность к новым участками города и будет способствовать их развитию.
Водный транспорт способен стать самостоятельной частью мультимодального транспортного узла. Перевозки по Енисею осуществляются не только в пределах Красноярска, но и всего региона, включая Крайний Север. Количество и разнообразие рейсов в данное время ограничено, а водный транспорт требует модернизации. Разработка причальных сооружений, развитие прибрежных территорий, организация новых пассажирских маршрутов по реке позволят модернизировать водный транспорт и сделать его полноценным компонентом транспортного каркаса.
Все разнообразие транспорта дополняет развивающаяся система метрополитена, которая представлена пока лишь одной линией (планируется несколько линий) и над которой в данный момент уже ведутся работы. Рядом с территорией для проектирования ТПУ идет строительство нового жилого района, выходящего на берега Енисея. Территория железнодорожного вокзала обладает большим пространственным и экономическим потенциалом и способна стать отправной точкой в развитии всего города, именно поэтому она выбрана для разработки проектного решения транспортного узла. Новое строительство и постепенно растущая численность населения района, расположенного рядом с железнодорожным вокзалом, в скором будущем повлияют на ежедневный пешеходный и транспортный поток, поэтому организация ТПУ должна поспособствовать распределению этих потоков и созданию комфортного общественного пространства.
Методы
Был проведён эксперимент, который заключался в эмпирическом исследовании ответов респондентов по тематике транспортно-пересадочных узлов. В эксперименте принимали участие жители двух регионов Российской Федерации - Санкт-Петербург (включая область) и Красноярск (включая край) в количестве 43 человек в общем.
Была выдвинута следующая гипотеза: транспортно-пересадочные узлы в комплексе с развитой транспортной инфраструктурой способны положительно влиять на экономический рост, социальное взаимодействие, экологическую обстановку, обеспечивая пассажиров не только необходимыми комфортными средствами передвижения, но и благоприятно воздействовать на их физическое и психологическое состояние.
Цель эксперимента: доказать необходимость внедрения ТПУ в городскую инфраструктуру.
К задачам эксперимента можно отнести следующее:
1. Оценить необходимость проектирования ТПУ в условиях города;
2. Оценить влияние ТПУ на город и экономическое развитие;
3. Оценить степень готовности отказа опрошенных от личного транспорта в пользу передвижения на комфортном общественном транспорте.
Перед началом исследования респонденты знакомились с основными понятиями о транспортно-пересадоч-ном узле, затем необходимо было указать возрастную категорию (рис. 2) и регион проживания (рис 3). Исследование проводились для двух групп населения: 1Г - респонденты из Санкт-Петербурга в количестве 15 человек и 2Г - респонденты из Красноярска в количестве 28 человек.
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
• Да, транспортные узлы способны стать движущей силой экономического и социального развития на территории, на которой они расположены.
• Нет, транспортные узлы слабо влияют на развитие.
Четвертый вопрос: «Я могу отказаться от личного транспорта, если общественный транспорт обеспечит быстроту и комфорт перемещения.»
Варианты ответа были распределены в соответствии с психометрической шкалой Ликерта, где:
1 - Полностью не согласен
5 - Полностью согласен
Результаты
Как показывают ответы на первый вопрос у большинства опрошенных как из первой, так из второй группы автомобиля нет (рис. 4).
Рисунок 2. Возрастные группы респондентов
CS CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
Санкт-Петербург I Красноярск
7Ий 60% 50% 40% ВО% 20% 10%
Рисунок 3. Место жительства респондентов
После вступительных действий предлагалось ответить на пять вопросов.
Первый вопрос: «Есть ли у вас автомобиль?». Варианты ответа - да или нет.
Второй вопрос: «Какие из факторов современного проектирования транспортно-пересадочных узлов, на ваш взгляд наиболее актуальны и необходимы?» Для респондентов предлагалось выбрать один или несколько вариантов ответа:
• функциональное зонирование в соответствии с запросами территории;
• возможность сочетания нескольких видов транспорта и комфортные пересадки между ними;
• использование экологичных материалов, новых технологий и возобновляемых источников энергии в основе объектов ТПУ;
• развитое благоустройство, примыкающее к ТПУ;
• удобные коммуникации между объектами ТПУ;
• комфортные условия для пассажиров и безбарьерная среда.
Третий вопрос: «Организация транспортно-переса-дочного узла в городе является одним из ключевых факторов его развития, транспортно-пересадочный узел способен дать импульс экономического роста в целом. Согласны ли Вы с этим утверждением?»
В данном вопросе необходимо было выбрать один вариант ответа из следующих предложенных:
Рисунок 4. Наличие автомобилей у респондентов
Результаты по второму вопросу показали, что наиболее важной тенденцией для транспортного узла, по мнению респондентов из 1Г и 2Г, являются удобные коммуникации между объектами ТПУ. Наименее значимая тенденция (также по мнению опрашиваемых) - функциональное зонирование в соответствии с запросами территории
Рисунок 5. Распределение голосов респондентов по предложенным факторам
Подавляющее большинство опрошенных в обеих группах считает, что транспортные узлы способны стать движущей силой экономического и социального развития, результаты представлены на гистограмме (рис. 6).
На визуализации (рис. 7) подведен итоги, в соответствии с которыми респонденты в количестве 15 человек скорее согласны и в количестве 14 человек полностью согласны отказаться от использования личного транспорта, если общественный обеспечит комфорт и быст-
роту перемещения. Тем не менее 7 человек не определились с решением, 4 - скорее не согласны, 3 - полностью не согласны отказаться от личного транспорта. Можно сделать вывод, что заметное большинство готово сделать выбор в пользу отказа от личного транспорта.
зо
25 20 15 10
О
1Г 2Г
Рисунок 6. Транспортно-пересадочные узлы, как движущая сила экономического и социального развития
что негативно влияет на их становление и взаимодействие. Из негативных факторов можно выделить следующие: перенасыщение общественно-деловыми функциями, сокращение площадей озеленения, невостребованные функции, ликвидация общественных пространств [11].
На сегодняшний день общественный транспорт во многих городах имеет ряд недостатков: перегруженность дорожной сети, низкая обеспеченность городским транспортом населения, проблемы регулирования транспортных сетей, недостаточное финансирование отрасли из государственного бюджета и др. [12]. Большинство респондентов, согласно результатам исследования, готово отказаться от личного транспорта, это подчеркивает необходимость тщательного планирования мероприятий по улучшению доступности и качества общественного транспорта. Необходимо расширение разнообразия форм обслуживания пассажиров и повышение конкурентоспособности пассажирского транспорта [13, 14].
I
Полностью не Скорее н
Где-то посередине Скорее
Полностью согласен
Рисунок 7. Желание отказаться от личного транспорта в пользу общественного
Обсуждение
Результаты исследования доказали гипотезу о необходимости создания и развития транспортно-переса-дочных узлов в условиях города. Однако проектирование ТПУ - это сложная и комплексная задача, к которой нужно подходить с детальным анализом, в противном случае есть риск ухудшения потенциала территории из-за невостребованных функций, ошибочных планировочных решений, плохого функционального зонирования и прочих проблем [9]. Продуманные функциональные зоны и связи являются одними из самых важных параметров ТПУ, составляющих планировочную основу для последующего проектирования. И хотя этот параметр стал наименее востребованным для респондентов (рис. 4), но в действительности на функциональное зонирование необходимо обращать внимание в первую очередь.
Большинство респондентов, независимо от региона проживания, согласны с тем, что организация транс-портно-пересадочного узла в городе является одним из ключевых факторов его развития. Данный тезис также подтверждается многочисленными исследовательскими работами, в которых авторы описывают влияние современных транспортных узлов на инфраструктуру города. Организация ТПУ на территории мегаполиса способствует повышению ценности окружающего пространства, в котором сосредотачиваются новые торговые и деловые центры [10]. Однако в России существует ряд проблем, когда транспортные связи и территории примыкающие к ТПУ организованы стихийным образом,
Заключение
Значение транспортно-пересадочных узлов действительно очень велико для городов. Эффективное функционирование ТПУ зависит от характера транспортной сети города, функциональной составляющей, удобных коммуникаций и др. Процесс совершенствования транспортного каркаса Красноярска требует времени и больших ресурсов. Проектирование ТПУ может стать одним из начальных этапов такого развития.
Исследования в этой сфере могут оказаться полезными для обоснования проектных решений транс-портно-пересадочного узла. В перспективе необходимо дальнейшее изучение данной тематики с учетом аспектов, не затронутых в проведенном исследовании, например, применение конкретных конструктивных схем или материалов для строительства, более детальный анализ объемно-планировочных характеристик ТПУ и др.
Литература
1. СП 395.1325800.2018. Транспортно-пересадочные узлы, правила проектирования. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Дата введения 2019.03.22. 18 с.
2. Грефенштейн, А. П. Анализ системы общественного транспорта при создании транспортно-пересадоч-ных узлов / А. П. Грефенштейн // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие": Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», Санкт-Петербург, 29-31 мая 2019 года. - Санкт-Петербург: ГНИИ «Нацразвитие», 2019. -С. 247-251.
3. Перспективы развития пассажирского транспорта в Г. Красноярске / А. А. Политова, К. А. Нацаренус, К. А. Политов, Ю. А. Хегай // Научный форум: Экономика и менеджмент: Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции : Общество с ограниченной ответственностью "Международный центр науки и образования", 2017. - С. 58-65.
4. Shesterov E., Mikhailov A. (2020) Method of evaluating transit hubs in Saint Petersburg, Transportation Research Procedia, V. 50, Pp. 654-661, https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.10.077.
5. Мороз, Д. Г. Особенности планирования и организации транспортно-пересадочных узлов / Д. Г. Мороз, С.
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м м
CS CS
о
CS
о ш m
X
<
m О X X
С. Титова, А. С. Коротаев // Наука, техника и образование. - 2017. - № 2(32). - С. 39-42. - DOI 10.20861/23128267-2017-32-002.
6. Вакуленко, С. П. Транспортно-пересадочные узлы
- основа мультимодальных пассажирских перевозок / С. П. Вакуленко, Н. Ю. Евреенова // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2019) : Материалы двенадцатой международной конференции, Москва, 0103 октября 2019 года / Под общей редакцией С.Н. Васильева, А.Д. Цвиркуна. - Москва: Международный научно-исследовательский институт проблем управления РАН, 2019. - С. 590-598. - DOI 10.25728/mlsd.2019.2.0590.
7. Губский, М. Ю. Интеграция транспортно-переса-дочных узлов в архитектуру городской среды / М. Ю. Губский // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство).
- 2020. - № 2(5). - С. 195-202.
8. Якушева, А. Е. Роль транспортно-пересадочных узлов в формировании комфортной среды современного города / А. Е. Якушева, В. К. Моор, А. Г. Гаврилов // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. -2020. - № 4. - С. 63-70.
9. Терехова, А. И. Транспортно-пересадочный узел как основной коммуникационный элемент региональных систем общественного транспорта / А. И. Терехова // Строительство-2016 : Материалы II Брянского международного инновационного форума, Брянск, 01 декабря 2016 года / Редакционная коллегия: А.В. Городков, З.А. Мевлидинов, О.С. Потапенко, М.А. Сенющенков. -Брянск: Брянская государственная инженерно-технологическая академия, 2016. - С. 131-134.
10. Шаймарданова, К. А. Транспортно-пересадочный узел как градообразующий фактор развития периферийных территорий / К. А. Шаймарданова, Е. И. Прокофьев // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - 2019. - № 4(50). - С. 175182.
11. Семенова, А. Д. Проблемы и факторы влияния транспортно-пересадочных узлов на развитие прилегающих городских территорий на примерах отечественного и зарубежного опыта / А. Д. Семенова // Аллея науки. - 2018. - Т. 6. - № 5(21). - С. 343-349.
12. Осинцев, Р. А. Проблемы общественного транспорта РФ / Р. А. Осинцев // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Пенза, 15 декабря 2017 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 273-276.
13. Сюпова, М. С. Современное состояние и проблемы обеспечения населения услугами городского общественного транспорта / М. С. Сюпова // Ученые заметки ТОГУ. - 2019. - Т. 10. - № 1. - С. 170-174.
14. Белый, О. В. Проблемы устойчивого развития системы городского общественного транспорта / О. В. Белый, Л. Д. Баринова, Л. Э. Забалканская ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Федеральное государственное учреждение науки Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук; Объединённый научный совет по междисциплинарным проблемам транспортных систем. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - 140 с. - ISBN 978-57310-5224-5.
Importance of transport hubs in the system of urban infrastructure Loshakov P.I., Negoda M.V.
St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering,
negodamw@gmail.com JEL classification: L61, L74, R53
This article discusses the importance of modern transport hubs in the system of urban infrastructure, analyzes the transport frame of Krasnoyarsk. An empirical study is described in the form of a survey, the participants of which were residents of two regions of the Russian Federation - St. Petersburg and Krasnoyarsk. For such fast-growing cities, the most important is the timely response to transport problems and the construction of modern transport hubs. The purpose of the experiment was to determine the need to use a transport hub in the urban infrastructure system. An analysis of the empirical data obtained from the experiment showed that the majority of respondents assess the overall value of the transport hub as favorable. It is concluded that the transport hub has a positive effect on the formation and development of the city with due attention to the key features of the territory. Such features can be: correct route-transport and pedestrian connections, functional zoning in accordance with the requests of the territory, development of public spaces. Keywords: transport interchange hub, urban infrastructure, transport
communications, urban environment. References
1. SP 395.1325800.2018. Transport interchange nodes, design rules. Ministry
of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation. Date of introduction 2019.03.22. 18 p.
2. Grefenshtein, A. P. Analysis of the public transport system when creating
transport hubs / A. P. Grefenshtein // Collection of selected articles based on the materials of scientific conferences of the GNII "National Development": Proceedings of the conferences of the GNII "NATIONAL DEVELOPMENT', St. Petersburg, May 29-31, 2019. - St. Petersburg: GNII "National Development", 2019. - S. 247-251.
3. Prospects for the development of passenger transport in Krasnoyarsk / A.
A. Politova, K. A. Natsarenus, K. A. Politov, Yu. International Scientific and Practical Conference: Limited Liability Company "International Center for Science and Education", 2017. - P. 58-65.
4. Shesterov E., Mikhailov A. (2020) Method of evaluating transit hubs in Saint
Petersburg, Transportation Re-search Procedia, V. 50, Pp. 654-661, https://doi.org/10.1016/j.trpro.2020.10.077.
5. Moroz, D. G. Features of planning and organization of transport hubs / D. G.
Moroz, S. S. Titova, A. S. Korotaev // Science, technology and education. -2017. - No. 2 (32). - S. 39-42. - DOI 10.20861/2312-8267-2017-32-002.
6. Vakulenko, S. P. Transport interchange hubs - the basis of multimodal
passenger transportation / S. P. Vakulenko, N. Yu. Evreenova // Management of development of large-scale systems (MLSD'2019): Materials of the twelfth international conference, Moscow, October 01-03, 2019 / Under the general editorship of S.N. Vasilyeva, A.D. Tsvirkun. - Moscow: International Research Institute for Control Problems of the Russian Academy of Sciences, 2019. -P. 590-598. - DOI 10.25728/mlsd.2019.2.0590.
7. Gubsky, M. Yu. Integration of transport hubs in the architecture of the urban
environment / M. Yu. Gubsky // Noema (Architecture. Urbanism. Art). -2020. - No. 2(5). - S. 195-202.
8. Yakusheva, A. E. The role of transport hubs in the formation of a
comfortable environment for a modern city / A. E. Yakusheva, V. K. Moor, A. G. Gavrilov // Architecture and design: history, theory, innovations . -2020. - No. 4. - S. 63-70.
9. Terekhova, A. I. Transport interchange hub as the main communication element
of regional public transport systems / A. I. Terekhova // Construction-2016: Materials of the II Bryansk International Innovation Forum, Bryansk, December 01, 2016 of the year / Editorial Board: A.V. Gorod-kov, Z.A. Mevlidinov, O.S. Potapenko, M.A. Senyushchenkov. - Bryansk: Bryansk State Engineering and Technology Academy, 2016. - P. 131-134.
10. Shaimardanova, K. A. Transport interchange hub as a city-forming factor
in the development of peripheral territories / K. A. Shaimardanova, E. I. Prokofiev // Bulletin of the Kazan State University of Architecture and Civil Engineering. - 2019. - No. 4 (50). - S. 175-182.
11. Semenova, A. D. Problems and factors of influence of transport hubs on the development of adjacent urban areas on examples of domestic and foreign experience / A. D. Semenova // Alley of Science. - 2018. - T. 6. -No. 5 (21). - S. 343-349.
12. Osintsev, R. A. Problems of public transport of the Russian Federation / R. A.
Osintsev // Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations: collection of articles of the VIII International scientific and practical conference: in 4 parts, Penza, December 15, 2017. -Penza: "Science and Education" (IP Gulyaev G.Yu.), 2017. - P. 273-276.
13. Syupova, M. S. Current state and problems of providing the population with urban public transport services / M. S. Syupova // Uchenye zametki TOGU. - 2019. - T. 10. - No. 1. - S. 170-174.
14. Bely, O. V. Problems of sustainable development of the urban public transport
system / O. V. Bely, L. D. Barinova, L. E. Zabalkanskaya; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation; Federal State Institution of Science St. Petersburg Scientific Center of the Russian Academy of Sciences; Joint Scientific Council on Interdisciplinary Problems of Transport Systems. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics, 2020. - 140 p. - ISBN 978-5-7310-5224-5.