Научная статья на тему 'ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ.'

ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
313
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / TRANSPORT ACCESSIBILITY / URBAN TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT SERVICES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Трофимова Т. Е., Родионовский А. Н.

В настоящее время в Москве происходит активное развитие транспортной инфраструктуры - строительство и ввод в эксплуатацию новых линий и станций метрополитена, открытие «Московского центрального кольца», запуск Московских центральных диаметров, проектирование и строительство новых транспортно-пересадочных узлов. В Московском строительном университете на кафедре Градостроительство был проведен анализ динамики пассажиропотоков пересадочных узлов к остановочным пунктам наземного городского пассажирского транспорта. В работе были проведены обследования трех транспортно - пересадочных узлов Московского центрального кольца «Автозаводская», «Дубровка», «Верхние котлы» в целях установления реальной зоны транспортной доступности и разработки проектных предложений для возможности улучшения транспортного обслуживания пассажиров. Эксперимент проводился в соответствии с теорией статистики при помощи анкетного метода получения статистических данных. В качестве генеральной совокупности выступили пассажиры, функционирующие в исследуемых транспортно-пересадочных узлах. Для исследования был выбран групповой вид отбора при бесповторном методе. Реализация проектного эксперимента осуществлялась с использованием методов экспериментального прогнозирования. При работе с даными транспортно-пересадочных узлов города Москвы применялся метод натурного обследования. Результаты обрабатывались методом статистической методологии массовых исследований. Для проведения комплексной оценки после определения всех значений теоретических и абсолютных показателей по трем транспортно-пересадочным узлам Московского Центрального Кольца были рассчитаны теоретические и фактические зоны транспортной доступности, проведены сравнения узлов между собой по множеству параметров, учитывая градостроительный потенциал обслуживания наземного городского пассажирского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Трофимова Т. Е., Родионовский А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN SOLUTIONS FOR IMPROVING TRANSPORT SERVICE OF TRANSFER HUBS ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF MOSCOW

At present, Moscow is actively developing its transport infrastructure - the construction and commissioning of new lines and metro stations, the opening of the Moscow Central Ring, the launch of the Moscow Central Diameters, the design and construction of new transport hubs. At the Moscow University of Civil Engineering, at the Department of Urban Planning, an analysis of the dynamics of passenger flows of transfer hubs to stopping points of ground urban passenger transport was carried out. The work included surveys of three transport hubs of the Moscow Central Ring "Avtozavodskaya", "Dubrovka", "Upper Boilers" in order to establish a real zone of transport accessibility and develop project proposals to improve transport services for passengers. The experiment was carried out in accordance with the theory of statistics using the questionnaire method of obtaining statistical data. The general population was the passengers operating in the studied transport hubs. For the study, a group type of selection was selected using a non-repeat method. The design experiment was carried out using experimental forecasting methods. When working with data from transport hubs of the city of Moscow, the method of field survey was used. The results were processed using the statistical methodology of mass research. To carry out a comprehensive assessment, after determining all the values of theoretical and absolute indicators for three transport and interchange hubs of the Moscow Central Ring, theoretical and actual transport accessibility zones were calculated, comparisons of the nodes were made among themselves according to a variety of parameters, taking into account the urban planning potential of servicing ground urban passenger transport.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПЕРЕСАДОЧНЫХ УЗЛОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ.»

Проектные решения для улучшения транспортного обслуживания пересадочных узлов на примере города Москвы

Трофимова Татьяна Евгеньевна

кандидат технических наук, доцент, Институт строительства и архитектуры, Научно-исследовательский Московский государственный строительный университет,

Родионовский Александр Николаевич

аспирант, Институт строительства и архитектуры, Научно-исследовательский Московский государственный строительный университет,

В настоящее время в Москве происходит активное развитие транспортной инфраструктуры - строительство и ввод в эксплуатацию новых линий и станций метрополитена, открытие «Московского центрального кольца», запуск Московских центральных диаметров, проектирование и строительство новых транс-портно-пересадочных узлов.

В Московском строительном университете на кафедре Градостроительство был проведен анализ динамики пассажиропотоков пересадочных узлов к остановочным пунктам наземного городского пассажирского транспорта.

В работе были проведены обследования трех транспортно - пересадочных узлов Московского центрального кольца «Автозаводская», «Дубровка», «Верхние котлы» в целях установления реальной зоны транспортной доступности и разработки проектных предложений для возможности улучшения транспортного обслуживания пассажиров. Эксперимент проводился в соответствии с теорией статистики при помощи анкетного метода получения статистических данных. В качестве генеральной совокупности выступили пассажиры, функционирующие в исследуемых транспортно-пересадочных узлах. Для исследования был выбран групповой вид отбора при бесповторном методе. Реализация проектного эксперимента осуществлялась с использованием методов экспериментального прогнозирования. При работе с даными транспортно-пересадочных узлов города Москвы применялся метод натурного обследования. Результаты обрабатывались методом статистической методологии массовых исследований. Для проведения комплексной оценки после определения всех значений теоретических и абсолютных показателей по трем транспортно-пересадочным узлам Московского Центрального Кольца были рассчитаны теоретические и фактические зоны транспортной доступности, проведены сравнения узлов между собой по множеству параметров, учитывая градостроительный потенциал обслуживания наземного городского пассажирского транспорта. Ключевые слова: транспортная доступность, городская транспортная система, транспортное обслуживание

Качественное развитие городской транспортной системы влияет на социально-экономическую составляющую жизни людей. Транспортные пути являются основой для развития торговых отношений между городами. Для оптимизации перевозочного процесса служат транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Они объединяют разные виды транспорта и обеспечивают район социальной инфраструктурой. Следует отметить, что добираться в час «пик» до центра на индивидуальном транспорте становится все сложнее. [1] Задачей современности является проектирование удобных для пассажиров транспортно-пересадочных узлов, оптимизации пешеходных и транспортных потоков и сокращение времени, затраченного для пересадки с одного вида транспорта на другой.

В настоящее время большинство крупных ТПУ метрополитена имеют большой пассажирооборот и работают на пределе пропускной способности. Возрастает потребность в реконструкции транспортно-пересадоч-ных узлов, сформированных на основе Московского центрального кольца. Развитие транспортных систем, их адаптация к условиям рынка приводит к необходимости качественного изменения структуры ТПУ, которая обусловлена двумя основными причинами: предоставление пассажирам качественно нового уровня транспортных и сервисных услуг и отсутствием в городах территориальных ресурсов для одноуровневого развития транспортной инфраструктуры.

В состав Транспортно- пересадочного комплекса (ТПК) входит не только инфраструктура взаимодействующих видов транспорта и инфраструктура ТПУ, но и торговые, сервисные центры, гостиницы, банки.

Существует опыт разработки предложений по проектированию развития ТПУ и превращению их в многофункциональные ТПК, например опыт функционирующего ТПК «Планерная», открытый в 2011 году, позволил при проектировании других объектов снизить долю коммерческих площадей (торговля, сервис-центры и т.д.), отдав предпочтение техническим помещениям, пешеходным и транспортным коммуникациям, обеспечивающим выполнение основной функции: быстрая, удобная, безопасная пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой. [2]

Состав системы транспортно-пересадочных узлов города определяется численностью населения города, его географическим расположением и положением в системе расселения страны. Система ТПУ должна явиться каркасом системы развития центров, особенно в периферийной зоне города, ее классификация позволяет четко определить роль и место каждого узла в структуре города, учитывая градостроительную ценность узла и роль в системах транспортной инфраструктуры. Глав-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

СП

о ш т

X

<

т о х

X

ным требованием, предъявляемым к современному пересадочному узлу, является комплексность застройки территории с учетом компактности размещения его элементов и согласованной работы всех видов транспорта в соответствии с генеральным планом градостроительного развития территории.

«Совершенствование и развитие планировочной структуры города, развитие инфраструктуры и реализация комплексных программ комплексной транспортной политики вызывает изменение сценария в поведении жителей». [3]

Учитывая возможные технические решения и включения в состав транспортного узла разных видов транспорта, необходимо оценивать эффективность функционирования ТПУ (затраты времени на поездку, которые включают в себя затраченное время на пешеходные подходы, на ожидание транспорта, на поездку и пересадку в транспорте; коэффициент пересадочности, комфортабельность и доступность ТПУ). Также рекомендуется обустраивать ТПУ подъемниками для велосипедов, хозяйственных тележек и т.п. создавать инфраструктуру для маломобильных групп граждан, устраивать защитные ограждения на платформах, дополнительные пешеходные переходы через пути железной дороги, улучшение навигации, и др.

Для оценки проектных решений в области создания ТПУ целесообразно использовать комплексную градостроительную методику оценки территории, учитывающую инженерно-экономические и социально- экономические показатели, а именно: затраты на благоустройство территории ТПУ, затраты на снос или перенос существующих зданий, сооружений, коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры с целью создания ТПУ и т.д. Сокращение продолжительности поездки положительно влияет на здоровье населения, так как уменьшает транспортную усталость пассажиров. [4]

Элементы городской транспортной инфраструктуры, входящие в состав ТПУ взаимосвязаны между собой. Для оптимального функционирования ТПУ необходимо обеспечить максимально быстрый и комфортный способ связности этих элементов.

Характеристиками, определяющими улучшение условий перемещения по транспортной сети жителей, являются:

- общее количество пассажиров, проходящих через ТПУ в определенную единицу времени

- количество пассажиров, совершающих пересадку в ТПУ

- сокращение общего времени поездки за счет времени пересадки и возможности совершения поездки и на индивидуальном и на общественном транспорте

- сокращения интенсивности движения индивидуального транспорта в исторической части города [5]

Для транспортных сетей крупных городских агломераций, осуществляющих перемещение пассажиров наиболее актуальной становится задача взаимодействия транспортных сетей различных видов транспорта, оптимизация технологических процессов функционирования отдельных их элементов. Узлами взаимодействия транспортных сетей различных видов транспорта являются существующие и формируемые ТПУ.

Описать транспортные процессы, происходящие в ТПУ и промоделировать его пассажиропотоки, позво-

ляют статистические исследования, главная задача которых определение и прогнозирование параметров функционирования транспортной системы.

В Московском Строительном университете на кафедре Градостроительство было проведено экспериментальное исследование трех ТПУ - «Дубровка», «Автозаводская», «Верхние Котлы». Эксперимент проводился в соответствии с теорией статистики при помощи анкетного метода получения статистических данных. В качестве генеральной совокупности выступили пассажиры, функционирующие в исследуемых ТПУ. Для исследования был выбран групповой вид отбора при бесповторном методе. Из Института Генерального Плана г. Москвы Были получены данные об общей загрузке станций в час «пик». Было определено процентное соотношение способа достижения ТПУ и пути дальнейшего следования пассажиров, реальная зона влияния каждого из выбранных ТПУ

Процентное отношение по способу подъезда к ТПУ

">' Автозаводская

■ Пешком г Метро I НГПТ Индивидуальный

Рисунок 1. Способ подъезда пассажиров к ТПУ Автозаводская

Рисунок 2. Способ подъезда пассажиров к ТПУ Дубровка

Рисунок 3. Способ подъезда пассажиров к ТПУ Верхние котлы

Для оценки эффективности работы наземного городского пассажирского транспорта в ТПУ были определены основные характеристики пассажира: пол, возраст, характер поездки и средние время, затраченное пассажиром для поездки к ТПУ.

Определены наиболее частые маршруты у ТПУ «Автозаводская», ТПУ «Дубровка», ТПУ «Верхние Котлы». Используя маршруты следования пассажиров, были выявлены зоны влияния каждого ТПУ. Необходимо было также выявить расстояние, на котором расположены

фронты посадки высадки пассажиров с наземного городского пассажирского транспорта (НГПТ), количество подходящих маршрутов, частота движения в утренний час «пик» для оценки эффективности работы наземного городского пассажирского транспорта.

Среднее время подъезда пассажиров к ТПУ

■ ■

Дзгоэаподсиэп ДуСровча Верчние яотлы

■ Среднее" подъемам»'*)

Рисунок 4. Определение среднего времени подъезда к ТПУ

Рисунок 5. Определение характера поездки пассажиров ТПУ

После проведения эксперимента мы получили данные о реальных зонах влияния транспортно-пересадоч-ных узлов. Для проведения комплексной оценки после определения всех значений теоретических и абсолютных показателей по трем ТПУ Московского Центрального Кольца были рассчитаны теоретические и фактические зоны транспортной доступности, проведены сравнения узлов между собой по множеству параметров, учитывая градостроительный потенциал, обслуживания НГПТ. Все расчеты проведены согласно формулам теории статистики.

Проведя натурное обследование было выявлено, что станции «Верхние котлы» и «Автозаводская» работают на пределе пропускной соборности по входу пассажиров в утренний час пик. Основные проблемы территории, выявленные и у ТПУ «Автозаводская»: отсутствие в непосредственной близости от южного вестибюля остановок наземного городского пассажирского транспорта, около северного выхода у остановочного пункта «Станция Автозаводская» выявлено отсутствие развитой маршрутной сети НГПТ, отсутствие защищенных от внешнего воздействия связей с ТПУ.

Основные проблемы территории у ТПУ «Дубровка»: отсутствие в пешеходной доступности от северного и южного выходов остановок наземного городского пассажирского транспорта; отсутствие защищенных от внешнего воздействия связей с ТПУ.

Основные проблемы территории у ТПУ «Верхние Котлы»: неэффективное использование территории, повышенная загрузка в утренний час пик станции МЦК, отсутствие защищенных от внешнего воздействия связей с тПу.

Проанализировав выбранные транспортно-переса-дочные узлы, можно сделать вывод о возможности улучшения транспортного обслуживания ТПУ.

Для ТПУ «Автозаводская» предлагаются следующие проектные предложения:

- у восточной части станции «Автозаводская» Московского Центрального Кольца предлагается строительство нового вестибюля;

- организация нового остановочного пункта наземного городского пассажирского транспорта на 1-ом Кожуховском проезде напротив школы №1272, организация заездного кармана для него;

- оборудование заездного кармана для остановочного пункта «Станция Автозаводская» наземного городского пассажирского транспорта у западного выхода из станции МЦК;

- изменение маршрутной сети наземного транспорта путем увеличения количества маршрутов по 1-м Кожуховскому проезду

- оборудование связи остановок НГПТ с выходами из надземных пешеходных переходов по системе «Сухие ноги», путем пешеходных галерей к остановкам наземного пассажирского транспорта

Для ТПУ «Дубровка» разработаны следующие проектные предложения:

- перенос существующего, остановочного пункта «Улица Петра Романова» НГПТ близ 7-ой Кожуховской улицы, 20;

- организация заездного кармана для переносимого остановочного пункта «Улица Петра Романова» наземного городского пассажирского транспорта;

- оборудование связи остановок НГПТ с выходами из надземных пешеходных переходов по системе «Сухие ноги», путем организации пешеходных галерей к остановкам наземного пассажирского транспорта

- организация трамвайного движения которое будет трассироваться от Южнопортовой улицы вдоль 7-ой Кожуховской улицы до ее пересечения с Третьим Транспортным Кольцом, с оборудованием остановочных пунктов у 7-ой Кожуховской улицы, 20, 7-ой Кожуховской улицы, 16 и оборотным кольцом близ 7-ой Кожуховской улицы вл5Б;

- организация фронтов посадки высадки с павильонами ожидания или навесами с ветро и влагозащитой;

- организация сквозного прямолинейного движения через ТРЦ «Мозаика» к остановочным пунктам наземного городского пассажирского транспорта;

Для ТПУ «Верхние Котлы» предлагаются следующие проектные предложения:

- у восточной части станции «Верхние Котлы» Московского Центрального Кольца предлагается строительство нового вестибюля;

- в непосредственной близости от нового вестибюля предлагается устройство заездного кармана для наземного городского пассажирского транспорта и такси;

- организации фронтов посадки высадки с такси и НГПТ в заездном кармане;

- оборудование зоной «Kiss and ride» (зона посадки высадки пассажиров с индивидуального транспорта) и парковочной зоной такси;

- с целью упорядоченности пешеходных потоков при пересадке с одного вида транспорта на другой оборудовать подходы к остановкам НГПТ от железнодорожной платформы станции МЦК по системе «Сухие ноги», путем организации крытых остановок и пешеходных галерей, связанных с вестибюлями станции;

- разработка новой организации дорожного движения включая перенос наземных пешеходных переходов.

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м о

о es о es

an

О Ш

m

X

<

m о x

X

Также, для улучшения сообщения между остановками НГПТ и ТПУ предлагается организовать подземный пешеходный переход через Варшавское шоссе.

Анализ проблем транспортного обслуживания ТПУ выявил отсутствие достаточного количества остановок наземного городского пассажирского транспорта в непосредственной близости от вестибюлей станций метрополитена и защищенных от внешнего воздействия связей с ТПУ. Необходимо развивать маршрутную сеть наземного городского пассажирского транспорта в местах пересадки со станциями Московского Центрального Кольца.

Литература

1. Расширение Москвы: новые границы и карта URL: https://globalsib.com/rasshirenie-moskvy-novye-granitsy-i-karta-na-2019-god/ (дата обращения 18.08.2020)

2. Торговая недвижимость и ритейл. https://all-malls.ru/torgovye-tsentry/tpu-planernaya-moskva/ (дата обращения 18.08.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Бахирев, И.А. Транспортные проблемы современного города / И.А. Бахирев // Градостроительство. -2016. - № 2 - С.12-19.

4. Вакуленко С.П., Евреенова Н.Ю. Техническое оснащение и технология работы транспортно-переса-дочных узлов, формируемых с участием железнодорожного транспорта: Учебное пособие. - М.: МИИТ, 2015. -195 с.

5. Трофимова Т.Е., Родионовский А.Н. Размещение и развитие транспортной инфраструктуры для формирования благоприятной городской среды территорий исторических поселений Московской области. // Инновации и Инвестиции №11, 2019

6. Постановление Правительства от 23 декабря 2015 года №945-ПП Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования города Москвы в области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (с изменениями на 24 декабря 2019 года)

7. СП 395.1325800.2018 Свод правил транспортно-пересадочные узлы правила проектирования Transport hub. Design regulation 2019-03-22

8. Логинова С.Л. Общая теория статистики: Конспект лекций. Екатеринбург: РГППУ, 2011

9. Власов, Д.Н. Научно-методологические основы развития агломерационных систем транспортно-пере-садочных узлов: на примере Московской агломерации: дисс. д-ра техн.наук: 05.23.22 / Власов Денис Николаевич. - Москва: Моск. гос. строит. ун-т. - 2013. - 444 с.

10. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы крупнейшего города (на примере Москвы): монография / Д.Н. Власов. - М: Изд-во АСВ, 2009. - 96 с.

11. Щербина Е.В., Данилина Н.В. Градостроительные аспекты проектирования устойчивой городской среды / Вестник ИрНИТУ. - 2014. - № 11. - 183-186 с.

12. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"

Design solutions for improving transport service of transfer

hubs on the example of the city of Moscow Trofimova T.E., Rodionovsky A.N.

Moscow State University of Civil Engineering

At present, Moscow is actively developing its transport infrastructure

- the construction and commissioning of new lines and metro

stations, the opening of the Moscow Central Ring, the launch of

the Moscow Central Diameters, the design and construction of new transport hubs.

At the Moscow University of Civil Engineering, at the Department of Urban Planning, an analysis of the dynamics of passenger flows of transfer hubs to stopping points of ground urban passenger transport was carried out.

The work included surveys of three transport hubs of the Moscow Central Ring "Avtozavodskaya", "Dubrovka", "Upper Boilers" in order to establish a real zone of transport accessibility and develop project proposals to improve transport services for passengers. The experiment was carried out in accordance with the theory of statistics using the questionnaire method of obtaining statistical data. The general population was the passengers operating in the studied transport hubs. For the study, a group type of selection was selected using a non-repeat method. The design experiment was carried out using experimental forecasting methods. When working with data from transport hubs of the city of Moscow, the method of field survey was used. The results were processed using the statistical methodology of mass research. To carry out a comprehensive assessment, after determining all the values of theoretical and absolute indicators for three transport and interchange hubs of the Moscow Central Ring, theoretical and actual transport accessibility zones were calculated, comparisons of the nodes were made among themselves according to a variety of parameters, taking into account the urban planning potential of servicing ground urban passenger transport.

Key words: transport accessibility, urban transport system, transport services

References

1. Expansion of Moscow: new borders and map URL: https://globalsib.com/rasshirenie-moskvy-novye-granitsy-i-karta-na-2019-god/ (date of access 18.08.2020)

2. Commercial real estate and retail. https://all-malls.ru/torgovye-

tsentry/tpu-planernaya-moskva/ (date of treatment 08/18/2020)3. Bakhirev, I.A. Transport problems of a modern city / I.A. Bakhirev // Urban planning. - 2016. - No. 2. - P.12-19.

4. Vakulenko S.P., Evreeenova N.Yu. Technical equipment and

technology of transport interchange hubs formed with the participation of railway transport: Textbook. - M.: MIIT, 2015 .-195 p.

5. Trofimova T.E., Rodionovsky A.N. Placement and development

of transport infrastructure for the formation of a favorable urban environment in the territories of historical settlements of the Moscow region. // Innovations and Investments №11, 2019

6. Decree of the Government of December 23, 2015 No. 945-PP On

approval of regional standards for urban planning of the city of Moscow in the field of transport, highways of regional or intermunicipal importance (as amended on December 24, 2019)

7. SP 395.1325800.2018 Code of rules for transport hubs design

rules Transport hub. Design regulation 2019-03-22

8. Loginova S.L. General theory of statistics: Lecture notes. Yekaterinburg: RGPPU, 2011

9. Vlasov, D.N. Scientific and methodological foundations of the

development of agglomeration systems of transport interchange hubs: on the example of the Moscow agglomeration: diss. Doctor of Technical Sciences: 05.23.22 / Vlasov Denis Nikolaevich. - Moscow: Mosk. state builds. un-t. -2013 - 444 p.

10. Vlasov D.N. Transport hubs of the largest city (on the example of Moscow): monograph / D.N. Vlasov. - M: Publishing house ASV, 2009 - 96 p.

11. Shcherbina E.V., Danilina N.V. Urban planning aspects of designing a sustainable urban environment / Bulletin of IrNITU. - 2014. - No. 11. - 183-186 p.

12. Federal Law of December 29, 2004 N 190-FZ "Urban Planning Code of the Russian Federation"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.