Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ'

ЗНАЧИМОСТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬ / ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВРЕМЯ ИГР / ВОСПИТАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТЫХ ДЕТЕЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базарова Яна Михайловна

В статье раскрывается эмоциональная, творческая, социальная ценность сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста и роль воспитателя в развитии и руководстве игрой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ»

2. Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки», 2003. С. 6-8, 36-37, 62-63.

3. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности, 1981. С. 19-44.

ЗНАЧИМОСТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ Базарова Я.М.

Базарова Яна Михайловна — магистр психологических наук, кафедра социальной психологии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье раскрывается эмоциональная, творческая, социальная ценность сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста и роль воспитателя в развитии и руководстве игрой. Ключевые слова: актуальная проблема, воспитатель, творческие игры детей дошкольного возраста, образовательная деятельность во время игр, воспитание интеллектуально развитых детей, познавательная активность.

Среди родителей, продолжает доминировать спор о значении академической подготовки дошкольников к школе. Родители большинства старших дошкольников придают большее значение академическим навыкам и предпочитают «классные» практики (НОД) - детским играм в саду. А ведь сюжетноролевая игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Детская игра, это форма практического познания окружающей действительности. И как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются, качественно изменяются, уточняются, преобразовываются.

Наблюдения и практика показывают, что социально-эмоциональные, познавательные навыки детей, полученные во время сюжетно-ролевых игр, также очень важны для успеваемости в школе и получения знаний.

Малыши играют, потому что им это нравится; они выбирают, с чем играть, как играть и, используя свое воображение; они притворяются и не так озабочены результатами. С возрастом же дети участвуют в совместных играх, в которых участвуют двое или более детей с назначенными ролями и общей целью; той, которая может быть, достигнута, если все игровые партнеры выполняют свои роли. По сути, сюжетно-ролевая игра включает в себя эмоции, мысли и внешний мир детей; это социальная игра, в которой дети используют свое воображение и творческий потенциал и выполняют разные роли, создавая различные ситуации, связанные с использованием фантазии и символизма. Способность детей во время игры испытывать и надлежащим образом выражать свои эмоции, регулировать их, понимать эмоции сверстников определяет, насколько они успешны во время социальных взаимодействий.

По мере взросления ребенка, повышается познание социального мира, эмоциональное выражение начинает выполнять важную коммуникативную роль, дает возможность понять сверстникам информацию о намерениях партнера. Это имеет важное значение для взаимодействия со сверстниками, поскольку переживание и выражение эмоций не только влияют на поведение ребенка, но и предоставляют информацию сверстникам о том, следует ли вовлекать ребенка или отступать от дальнейшего взаимодействия с ним.

Социальное развитие относится к способности детей ладить со сверстниками и формировать отношения. Хотя родители вносят вклад в социальные навыки детей, они в основном приобретаются во взаимодействии с другими детьми, которые дают возможность изучать и применять новые навыки, совершенствовать старые. Значение роли игры в содействии эмоциональному, социальному и познавательному развитию детей очень важна. Но и роль воспитателя значима в создании игрового и развивающего опыта ребенка.

Воспитатель, будучи руководителем и наблюдателем, заинтересован в понимании игры и в том, как создать соответствующий опыт, который будет способствовать обучению и развитию детей. «Игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми», - так характеризовал ее, С.Л. Рубинштейн.

Сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры.

Эффективным средством формирования игры является совместная игра взрослого с детьми. Игра-придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий. И успешность сюжетноролевой игры, несомненно, будет, зависит от организационной деятельности педагога. Воспитателю необходимо создать условия для развития игрового сюжета:

- предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок;

- сюжетно-ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю;

- организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету.

Умение педагога наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы и переживания, помогают ему планировать игровую деятельность с дошкольниками.

Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную игру, замысел, сюжет. Педагог разнообразит игру новыми персонажами или игровыми действиями, нередко сам встаёт на ведущую роль и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Игра, инициируемая ребенком и управляемая воспитателем, включает в себя различные виды взаимодействия педагога с детьми. Это сближает воспитателя с детьми и позволяет ему реализовать поставленные задачи.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

В чем же заключается важность и актуальность детской игры? Это творчество, адаптация, обучение, общение, исследование, экспериментирование, социализация, мастерство. Сюжетно-ролевая игра позволяет детям развиваться, расширять свои знания, навыки, взаимодействовать с окружающей средой, друг с другом. Игра способствует эмоциональному и социальному развитию детей. По мере того, как дети начинают играть, они развивают и улучшают эмоциональные и социальные навыки, которые будут служить им в школьной обстановке и других аспектах жизни. А воспитатель играет определенную роль в том, чтобы заинтересовать и направить детей к желанию развиваться и учиться.

Список литературы

1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие /

Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. 3-е изд. М.: Айрис-пресс, 2009. 128 с.

2. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание, 2005. № 4. С. 14.

3. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное

воспитание, 1989. № 4. С. 38-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.