Научная статья на тему 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений'

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
914
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко И.Г.

В статье описывается игра, как подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений»

Теория и методика дошкольного образования

229

ванию адекватной самооценки, образа «Я-социальное», обеспечивает ребенку комфортность жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Алиева Т Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание. - 1996. -№ 2. - С. 68-73.

2. Дронова О.О. Педагопчт умови формування у дней дошкольного вь ку цiлiсного уявлення про художнш образ // Вiсник Глухiвського национального унiверситету iменi Олександра Довженка. Сер.: Педагогiчнi науки. -Вип. 16. - 2010. - С. 141-145.

3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10.

4. Куликовская И.Э. Педагогические условия формирования основ категориального видения картины мира у старших дошкольников: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ростов-н/Д.: Ростовский государственный педагогический университет, 1998. - 20 с.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

© Коваленко И.Г.*

Детский сад № 25 «Незабудка», г. Таганрог

В статье описывается игра, как подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, дети дошкольного возраста, межличностные отношения.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С.Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное

Воспитатель.

230

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эль-конина, Л.С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях.

Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества - это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребёнка межличностных отношений в процессе игры.

Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:

- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

- Освоить современные технологии и методы организации игры.

- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно -ролевых игр по всем возрастным группам.

На данном этапе освоила современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А. Коротковой и Н.Я Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новосёловой.

За основу в своей работе беру программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Работая по теме, разработала планирование сюжетно-ролевых игр с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста по средней и старшей группе. Изменила форму проведения занятий, строю их в виде игр, путешествий, занятий-прогулок, занятий-сказок.

Разрабатывая собственные занятия, стремлюсь пробудить интерес к заданию. При этом организую обсуждения с детьми возможных вариантов игр, обеспечиваю условия для творческой самореализации. На занятиях сочетаю коллективные и индивидуальные виды деятельности детей, отводя приоритет их собственной инициативе, фантазии и желаниям.

В процессе работы создаю предметно-игровую деятельность, которая способствует закреплению сформированных в совместной деятельности спо-

Теория и методика дошкольного образования

231

собов построения игры, творческому развитию сюжета через внесение «ключевых» игрушек, появлению новых видов игр.

Мною оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры, сделан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук.

Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. С этой целью использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера), в изготовлении которых оказывают помощь родители.

Развитию игровой деятельности способствует использование «Игротеки», регулярное пополнение игрового материала, изготовление атрибутов для игр, выставки книг, изготовление и рассматривание тематических альбомов, чтение художественных произведений.

Играя с детьми, создаю проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности.

В своей работе использую три принципа организации игры в детском саду:

- Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, я сама играю с детьми.

- Играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе разворачиваю игру особым способом так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения.

- Начиная с раннего возраста, формирую игровые умения и одновременно ориентирую ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром-взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

В игре с детьми принимаю позицию играющего «партнёра», с которым ребёнок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущая себя вне оценок: хорошо-плохо, правильнонеправильно, ибо к игре они не применимы.

В совместной игре с детьми, при создании условий для их самостоятельной деятельности, не допускаю принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры.

У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми средней группы, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы руководства: обогащаю знания детей в связи с

232

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.

Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т.д.

В средней группе, участвуя в игре, беру на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.

У дошкольников старшей группы детского сада развивается содержание игры. В играх, наряду с действиями, начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В играх находит отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг к другу в процессе труда. Изменение тематики игр и их содержания на данном возрастном этапе связано с расширением их источников. Постепенно в играх старшего дошкольника всё большее место начинает занимать опосредованный опыт, т.е. знания, полученные из книг, рассказов взрослых. Меняется и характер непосредственного опыта: дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни. Когда ребёнок уже овладел основами ролевого поведения, для меня важно научить его развёртывать в игре разнообразные сюжеты, центром которых является привлекающая его роль. Для этого необходимо показать ребёнку, что роль может быть включена не только в одну, а в различные взаимосвязи с другими ролями.

Я считаю, что одним из эффективных средств формирования у детей умений согласованно развёртывать новые разнообразные сюжеты игры, является совместная игра воспитателя с детьми, однако по форме она совершенно отлична от игр воспитателя с детьми на предыдущем возрастном этапе. Это своеобразная совместная «игра-придумывание», которая протекает чисто в словесном плане.

Организуя игры с детьми старшего дошкольного возраста, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.

Во всех возрастных группах периодически предлагаю новую тему игры, при этом не навязываю сюжет детям, а стараюсь лишь возбудить интерес. Играя с детьми, замечаю изменения в их настроении, поведении и самочувствии.

Теория и методика дошкольного образования

233

Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.

Как показала диагностика эмоционального благополучия ребёнка, у детей моей группы высокий уровень коэффициента удовлетворённости, в группе нет изолированных детей.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра -это:

- Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;

- Приобщение к общечеловеческим ценностям;

- Соединение знаний с собственной активностью детей;

- Социально-нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.

Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой. - М., 2004.

2. Воспитание с любовью и логикой. - Барнаул, 1998.

3. Дошкольное воспитание. Журнал. - 1989. - № 4-8.

4. Дошкольная педагогика. Журнал. - 2004. - № 4-5.

5. Козлова С.А., Куликова Е.А. Дошкольная педагогика. - М., 2000.

6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001.

7. Фридман Д. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет. -М.: Центр «ПРО», 1995.

8. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - 2007.

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИИ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Матвеева И.В.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

Систематическое и последовательное проведение занятий с активным включением игровых упражнений, игр, танцев позволяет эффек-

Музыкальный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.