использование и образование различных сокращений. При этом заимствования сокращаются настолько, что порой бывает непонятно, какое слово было заимствовано. Например, гэ:мусэнта: (от англ. game center) был сокращен до гэ:сэн, английское don't mind было сокращено до донмай. Нарухая - сокращение от нарубэку хаяку - «как можно скорее». Как и любой молодежный язык, вакамоного отличается пониженной вежливостью.
Отличительной чертой письменного языка японской молодежи является использование разговорного и молодежного стилей в письменной обиходно-бытовой речи [4]. Другой отличительной чертой молодежной японской письменности является широкое использование катаканы: молодые японцы записывают катаканой слова, которые в стандартном японском языке записываются хираганой. Обычно такая запись употребляется либо в Интернете, либо при мобильной переписке.
Вакамоного постоянно меняется и развивается, оказывая влияние на стандартный японский язык. Это отражается в лексике современного японского языка, некоторых грамматических конструкциях разговорного стиля; влияние молодежного языка можно проследить в СМИ и рекламе.
Литература
1. Алпатов В. М. Япония: язык и общество. М., 2003, 136 с.
2. Белянина Т. С. Пути возникновения неологизмов в современном японском языке. Днепропетровск, 2012, 6 с.
3. Благовещенская О. В. Язык молодежи в Японии: Автореферат. дисс. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2007, 26 с.
4. Тумаркин П. С. К характеристике японской разговорной лексики // Япония. Язык и культура. / М., 2002. С. 16-37.
Значимость студенческих проектов как инструмента получения студентами профессиональных компетенций (на примере проекта «Формат Молодых») Бочанцева И. П.
Бочанцева Ирина Петровна / Bochantseva Irina Petrovna - студент, кафедра журналистики и издательского бизнеса, Школа гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Аннотация: в данной статье обозначены основные проблемы учебного процесса студентов специальности «Журналистика». Приведены примеры зарубежного и российского опыта, показаны преимущества студенческих проектов для получения ими профессиональных компетенций. Отражен опыт работы автора статьи в студенческом медийном проекте. Ключевые слова: журналистика, студенческие проекты, учебная телестудия, образование.
На сегодняшний день качество подготовки студентов для последующей профессиональной жизни за пределами университета является одной из главных проблем образования. В большинстве случаев, положительный эффект получения студентом необходимых профессиональных компетенций лишь отчасти компенсируется учебной и производственной практикой, как правило краткосрочной.
Можно заметить, что студенты зачастую не хотят воспринимать учебную практику всерьез. Выделяются различные причины:
- Учебная практика всегда проходит в летний период. Студенты хотят отдыхать от учебного года, а не продолжать учебу вне рамок ВУЗа;
- Нередки случаи, когда в местах практики просто не хотят работать с неопытным студентом. Студента не допускают к профессиональной деятельности, ограничивают бумажной работой или просто ставят печать на необходимый студенту отчет об учебной практике;
- Отсутствие жилья в летний период. Нередко общежития освобождают после сдачи сессии и, если студент из другого населенного пункта, в котором у него нет потенциальных мест практики, то у него просто нет возможности жить в городе, где он получает образование.
Всё это приводит к тому, что студенты часто имеют лишь негативный опыт прохождения летней практики, которая так необходима в образовательном процессе. Это усугубляется тем, что неудобное расписание с обязательным посещением предметов не позволяет студентам начать работу по специальности, обучаясь в университете. Также необходимо обозначить, что студентам преподаются теоретические аспекты профессиональной деятельности, нежели практические, а учебный план нагроможден общекультурными, не направленными на развитие профессиональных компетенций, предметами.
В рамках исследования было выделено множество проблем, сопровождающих получение профессиональных компетенций студентами журналистского профиля, таких как:
- избыток теоретических знаний с соразмерно небольшим применением их на практике в рамках учебного процесса;
- потеря интереса к профессии;
- недостаточное число преподавателей-практиков;
- профессиональная непригодность студентов после выпуска из университета, необходимость получения навыков практической работы;
- последующая работа не по специальности и др.
Положительный опыт вовлечения студентов в проектную деятельность в рамках студенческих телестудий или издательств подтвержден практическим опытом как за рубежом, так и в России. Как отмечают исследователи из СФУ, одним из эффективных способов освоения медиатехнологий во внеучебной деятельности студентов является участие в работе телестудии [1]. В рамках телестудии студенты максимально приближены к реальному производственному процессу. Таким образом, студенты могут получить практические навыки таких профессий, как корреспондент, оператор и др.
Интересен и очень важен опыт Школы журналистики университета штата Миссури (г. Колумбия). Все без исключения профессора и преподаватели школы имеют опыт практической деятельности в журналистике, а ныне совмещают проведение занятий с редакторскими функциями в университетских СМИ, работа в которых для студентов -обязательная часть учебного процесса. Их учебная нагрузка заключается только в редакционной работе. Исполнительный редактор обычно является доцентом или даже профессором университета, ведет одну группу студентов в семестр и также занимается индивидуальной работой со студентами [3].
Характерно, что все СМИ университета (газета «The Missourian», радиостанция KBIA, телестанция KOMU TV и др.) являются не учебными, а настоящими, коммерческими, приносящими прибыль, имеют широкий проблемно-тематический диапазон и высокий рейтинг в регионе [4].
Помимо получения профессиональных компетенций, на телестудии или в издательстве открывается большой простор для творчества - практически каждую интересную идею можно превратить в медийный продукт.
«Формат молодых» - совместный проект КГБУ «Общественное телевидение Приморья» (ОТВ-Прим) [2] и Дальневосточного федерального университета. Еженедельно в рамках учебного процесса, студенты ДВФУ (преимущественно, направления «журналистика») готовят для эфира выпуски программы. Длительность выпуска - 15 минут. Каждый выпуск состоит из трёх-четырёх сюжетов и блиц-опроса среди жителей и гостей Владивостока.
За время действия проекта в нём смогли принять участие 27 студентов, которые пробовали себя в роли корреспондентов, ведущих программы, монтажеров и операторов. Для получения качественного телевизионного продукта студентам необходима помощь профессионалов, поэтому у проекта был руководитель из состава сотрудников ОТВ-Прим.
82
Всего в эфир попало 59 выпусков программы «Формат молодых» - это около 240 сюжетов на различные темы, интересующие не только целевую аудиторию телеканала, но и самих студентов-журналистов: учеба, спорт, здоровье, красота, работа, родители и дети, мода, иностранные студенты в ДВФУ, путешествия и многое другое.
Примечательно, что сотрудники молодежной редакции сами определяют тематику сюжетов, обсуждают их на планерках и затем отдают на проверку главному редактору (руководителю проекта). После того, как тема одобрена главным редактором, ответственный за неё человек готовит сценарный план, в котором прописывает идею и цель сюжета, примерное время, планируемых героев, вопросы для них и возможные места съёмки. После проверки сценарного плана корреспондент начинает готовить сюжет. После завершения всех съёмок, необходимо написать монтажный план - точное и чёткое отображение сюжета на бумаге.
Монтажный план проверяется главным редактором, при наличии в нём ошибок и неточностей редактор исправляет их, либо возвращает студенту на доработку. Лишь после того, как монтажный план заверен редактором, он вместе с отснятым попадает к монтажеру. Готовый сюжет проверяется главным редактором проекта и юристом телеканала, а уже затем выходит в эфир.
Студенты работают не только в учебной телевизионной студии ДВФУ, но и с профессиональными операторами и монтажерами ОТВ-Прим. Разумеется, им предоставлена возможность выбирать, чем именно они хотят заниматься в рамках проекта:
1. Корреспондент. Ему необходимо придумывать темы, искать героев для сюжета, интервьюировать их или поднимать проблемы общества, рассказывать о событиях и прочее;
2. Ведущий программы. Ведущий в кадре говорит подводки к каждому сюжету и делает блиц-опрос среди жителей города или среди студентов ДВФУ. Как правило, это последний сюжет в каждом выпуске;
3. Монтажер. В большинстве случаев монтаж программы выполняется профессиональным монтажером из редакции ОТВ-Прим, но при желании студенты могут сами монтировать сюжеты и отправлять на утверждение в редакцию;
4. Оператор. Как и в случае с монтажером, часть операторов в телепрограмме «Формат молодых» - профессиональные операторы ОТВ -Прим, но с развитием проекта, все больше студентов пробуют себя в роли оператора (снимают, как правило, на собственные зеркальные фотоаппараты и профессиональные телекамеры учебной телевизионной студии ДВФУ).
Каждый год в проект осуществляется набор новых членов (зачастую, это студенты 1 -2 курсов). Разумеется, им трудно понять и усвоить всё сразу, поэтому более опытные коллеги делятся с ними опытом, накопленным за время работы проекта, помогают готовить сюжеты, писать сценарные и монтажные планы, дают советы по повышению профессиональных компетенций.
Редакция проекта «Формат молодых» состоит исключительно из студентов -преподаватели ДВФУ и сотрудники ОТВ-Прим лишь направляют идеи молодых журналистов в нужное русло, помогают заметить и исправить ошибки.
Получение практических навыков - неотъемлемая часть обучения студентов-журналистов. Поэтому работа в молодёжной редакции в течение года самым положительным образом сказывается на получении профессиональных компетенций студентами. «Формат Молодых», как и многие другие проекты, реализуемые с помощью инфраструктуры учебной телестудии ШГН ДВФУ, помогают развивать профессиональные компетенции студентов, начиная с 1 курса, предоставляют возможность выбора роли в производственном процессе.
Таким образом, проекты, подобные «Формату молодых», позволяют применить теорию, получаемую в стенах образовательного учреждения, непосредственно на практике и способствуют получению студентами профессиональных компетенций.
Литература
1. Колокольникова З. У., Смоленцева А. В., Васильев Е. В. Роль студенческой телестудии в организации внеучебной деятельности студентов (на примере студенческой телестудии «Новости FM» ЛПИ - филиала СФУ) // Эпоха науки, 2015. № 1. С. 19-20.
2. Общественное телевидение Приморья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.otvprim.ru/ (дата обращения: 29.06.2016).
3. Смирнова О. Метод Миссури // Меди@льманах, 2004. № 1. С. 71.
4. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.