Научная статья на тему 'Значимость студенческих проектов как инструмента получения студентами профессиональных компетенций (на примере проекта "Формат молодых")'

Значимость студенческих проектов как инструмента получения студентами профессиональных компетенций (на примере проекта "Формат молодых") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / УЧЕБНАЯ ТЕЛЕСТУДИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочанцева Ирина Петровна

В данной статье обозначены основные проблемы учебного процесса студентов специальности «Журналистика». Приведены примеры зарубежного и российского опыта, показаны преимущества студенческих проектов для получения ими профессиональных компетенций. Отражен опыт работы автора статьи в студенческом медийном проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость студенческих проектов как инструмента получения студентами профессиональных компетенций (на примере проекта "Формат молодых")»

использование и образование различных сокращений. При этом заимствования сокращаются настолько, что порой бывает непонятно, какое слово было заимствовано. Например, гэ:мусэнта: (от англ. game center) был сокращен до гэ:сэн, английское don't mind было сокращено до донмай. Нарухая - сокращение от нарубэку хаяку - «как можно скорее». Как и любой молодежный язык, вакамоного отличается пониженной вежливостью.

Отличительной чертой письменного языка японской молодежи является использование разговорного и молодежного стилей в письменной обиходно-бытовой речи [4]. Другой отличительной чертой молодежной японской письменности является широкое использование катаканы: молодые японцы записывают катаканой слова, которые в стандартном японском языке записываются хираганой. Обычно такая запись употребляется либо в Интернете, либо при мобильной переписке.

Вакамоного постоянно меняется и развивается, оказывая влияние на стандартный японский язык. Это отражается в лексике современного японского языка, некоторых грамматических конструкциях разговорного стиля; влияние молодежного языка можно проследить в СМИ и рекламе.

Литература

1. Алпатов В. М. Япония: язык и общество. М., 2003, 136 с.

2. Белянина Т. С. Пути возникновения неологизмов в современном японском языке. Днепропетровск, 2012, 6 с.

3. Благовещенская О. В. Язык молодежи в Японии: Автореферат. дисс. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2007, 26 с.

4. Тумаркин П. С. К характеристике японской разговорной лексики // Япония. Язык и культура. / М., 2002. С. 16-37.

Значимость студенческих проектов как инструмента получения студентами профессиональных компетенций (на примере проекта «Формат Молодых») Бочанцева И. П.

Бочанцева Ирина Петровна / Bochantseva Irina Petrovna - студент, кафедра журналистики и издательского бизнеса, Школа гуманитарных наук, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация: в данной статье обозначены основные проблемы учебного процесса студентов специальности «Журналистика». Приведены примеры зарубежного и российского опыта, показаны преимущества студенческих проектов для получения ими профессиональных компетенций. Отражен опыт работы автора статьи в студенческом медийном проекте. Ключевые слова: журналистика, студенческие проекты, учебная телестудия, образование.

На сегодняшний день качество подготовки студентов для последующей профессиональной жизни за пределами университета является одной из главных проблем образования. В большинстве случаев, положительный эффект получения студентом необходимых профессиональных компетенций лишь отчасти компенсируется учебной и производственной практикой, как правило краткосрочной.

Можно заметить, что студенты зачастую не хотят воспринимать учебную практику всерьез. Выделяются различные причины:

- Учебная практика всегда проходит в летний период. Студенты хотят отдыхать от учебного года, а не продолжать учебу вне рамок ВУЗа;

- Нередки случаи, когда в местах практики просто не хотят работать с неопытным студентом. Студента не допускают к профессиональной деятельности, ограничивают бумажной работой или просто ставят печать на необходимый студенту отчет об учебной практике;

- Отсутствие жилья в летний период. Нередко общежития освобождают после сдачи сессии и, если студент из другого населенного пункта, в котором у него нет потенциальных мест практики, то у него просто нет возможности жить в городе, где он получает образование.

Всё это приводит к тому, что студенты часто имеют лишь негативный опыт прохождения летней практики, которая так необходима в образовательном процессе. Это усугубляется тем, что неудобное расписание с обязательным посещением предметов не позволяет студентам начать работу по специальности, обучаясь в университете. Также необходимо обозначить, что студентам преподаются теоретические аспекты профессиональной деятельности, нежели практические, а учебный план нагроможден общекультурными, не направленными на развитие профессиональных компетенций, предметами.

В рамках исследования было выделено множество проблем, сопровождающих получение профессиональных компетенций студентами журналистского профиля, таких как:

- избыток теоретических знаний с соразмерно небольшим применением их на практике в рамках учебного процесса;

- потеря интереса к профессии;

- недостаточное число преподавателей-практиков;

- профессиональная непригодность студентов после выпуска из университета, необходимость получения навыков практической работы;

- последующая работа не по специальности и др.

Положительный опыт вовлечения студентов в проектную деятельность в рамках студенческих телестудий или издательств подтвержден практическим опытом как за рубежом, так и в России. Как отмечают исследователи из СФУ, одним из эффективных способов освоения медиатехнологий во внеучебной деятельности студентов является участие в работе телестудии [1]. В рамках телестудии студенты максимально приближены к реальному производственному процессу. Таким образом, студенты могут получить практические навыки таких профессий, как корреспондент, оператор и др.

Интересен и очень важен опыт Школы журналистики университета штата Миссури (г. Колумбия). Все без исключения профессора и преподаватели школы имеют опыт практической деятельности в журналистике, а ныне совмещают проведение занятий с редакторскими функциями в университетских СМИ, работа в которых для студентов -обязательная часть учебного процесса. Их учебная нагрузка заключается только в редакционной работе. Исполнительный редактор обычно является доцентом или даже профессором университета, ведет одну группу студентов в семестр и также занимается индивидуальной работой со студентами [3].

Характерно, что все СМИ университета (газета «The Missourian», радиостанция KBIA, телестанция KOMU TV и др.) являются не учебными, а настоящими, коммерческими, приносящими прибыль, имеют широкий проблемно-тематический диапазон и высокий рейтинг в регионе [4].

Помимо получения профессиональных компетенций, на телестудии или в издательстве открывается большой простор для творчества - практически каждую интересную идею можно превратить в медийный продукт.

«Формат молодых» - совместный проект КГБУ «Общественное телевидение Приморья» (ОТВ-Прим) [2] и Дальневосточного федерального университета. Еженедельно в рамках учебного процесса, студенты ДВФУ (преимущественно, направления «журналистика») готовят для эфира выпуски программы. Длительность выпуска - 15 минут. Каждый выпуск состоит из трёх-четырёх сюжетов и блиц-опроса среди жителей и гостей Владивостока.

За время действия проекта в нём смогли принять участие 27 студентов, которые пробовали себя в роли корреспондентов, ведущих программы, монтажеров и операторов. Для получения качественного телевизионного продукта студентам необходима помощь профессионалов, поэтому у проекта был руководитель из состава сотрудников ОТВ-Прим.

82

Всего в эфир попало 59 выпусков программы «Формат молодых» - это около 240 сюжетов на различные темы, интересующие не только целевую аудиторию телеканала, но и самих студентов-журналистов: учеба, спорт, здоровье, красота, работа, родители и дети, мода, иностранные студенты в ДВФУ, путешествия и многое другое.

Примечательно, что сотрудники молодежной редакции сами определяют тематику сюжетов, обсуждают их на планерках и затем отдают на проверку главному редактору (руководителю проекта). После того, как тема одобрена главным редактором, ответственный за неё человек готовит сценарный план, в котором прописывает идею и цель сюжета, примерное время, планируемых героев, вопросы для них и возможные места съёмки. После проверки сценарного плана корреспондент начинает готовить сюжет. После завершения всех съёмок, необходимо написать монтажный план - точное и чёткое отображение сюжета на бумаге.

Монтажный план проверяется главным редактором, при наличии в нём ошибок и неточностей редактор исправляет их, либо возвращает студенту на доработку. Лишь после того, как монтажный план заверен редактором, он вместе с отснятым попадает к монтажеру. Готовый сюжет проверяется главным редактором проекта и юристом телеканала, а уже затем выходит в эфир.

Студенты работают не только в учебной телевизионной студии ДВФУ, но и с профессиональными операторами и монтажерами ОТВ-Прим. Разумеется, им предоставлена возможность выбирать, чем именно они хотят заниматься в рамках проекта:

1. Корреспондент. Ему необходимо придумывать темы, искать героев для сюжета, интервьюировать их или поднимать проблемы общества, рассказывать о событиях и прочее;

2. Ведущий программы. Ведущий в кадре говорит подводки к каждому сюжету и делает блиц-опрос среди жителей города или среди студентов ДВФУ. Как правило, это последний сюжет в каждом выпуске;

3. Монтажер. В большинстве случаев монтаж программы выполняется профессиональным монтажером из редакции ОТВ-Прим, но при желании студенты могут сами монтировать сюжеты и отправлять на утверждение в редакцию;

4. Оператор. Как и в случае с монтажером, часть операторов в телепрограмме «Формат молодых» - профессиональные операторы ОТВ -Прим, но с развитием проекта, все больше студентов пробуют себя в роли оператора (снимают, как правило, на собственные зеркальные фотоаппараты и профессиональные телекамеры учебной телевизионной студии ДВФУ).

Каждый год в проект осуществляется набор новых членов (зачастую, это студенты 1 -2 курсов). Разумеется, им трудно понять и усвоить всё сразу, поэтому более опытные коллеги делятся с ними опытом, накопленным за время работы проекта, помогают готовить сюжеты, писать сценарные и монтажные планы, дают советы по повышению профессиональных компетенций.

Редакция проекта «Формат молодых» состоит исключительно из студентов -преподаватели ДВФУ и сотрудники ОТВ-Прим лишь направляют идеи молодых журналистов в нужное русло, помогают заметить и исправить ошибки.

Получение практических навыков - неотъемлемая часть обучения студентов-журналистов. Поэтому работа в молодёжной редакции в течение года самым положительным образом сказывается на получении профессиональных компетенций студентами. «Формат Молодых», как и многие другие проекты, реализуемые с помощью инфраструктуры учебной телестудии ШГН ДВФУ, помогают развивать профессиональные компетенции студентов, начиная с 1 курса, предоставляют возможность выбора роли в производственном процессе.

Таким образом, проекты, подобные «Формату молодых», позволяют применить теорию, получаемую в стенах образовательного учреждения, непосредственно на практике и способствуют получению студентами профессиональных компетенций.

Литература

1. Колокольникова З. У., Смоленцева А. В., Васильев Е. В. Роль студенческой телестудии в организации внеучебной деятельности студентов (на примере студенческой телестудии «Новости FM» ЛПИ - филиала СФУ) // Эпоха науки, 2015. № 1. С. 19-20.

2. Общественное телевидение Приморья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.otvprim.ru/ (дата обращения: 29.06.2016).

3. Смирнова О. Метод Миссури // Меди@льманах, 2004. № 1. С. 71.

4. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007. 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.