Научная статья на тему 'Информационные программы университетского телевидения'

Информационные программы университетского телевидения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ / КОРПОРАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Говердовская-привезенцева Светлана Александровна

Статья посвящена информационным программам университетского телевидения. Насколько важно присутствие на учебных площадках факультетов (кафедр, отделений) журналистики социальной тематики. Исключительно корпоративная составляющая информационного вещания становится актуальной полемической проблемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные программы университетского телевидения»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 316.77(094)

Светлана Александровна Говердовская-Привезенцева

Владимирский государственный университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Статья посвящена информационным программам университетского телевидения. Насколько важно присутствие на учебных площадках факультетов (кафедр, отделений) журналистики социальной тематики. Исключительно корпоративная составляющая информационного вещания становится актуальной полемической проблемой.

Ключевые слова: университетское телевидение, информационный контент, корпоративная составляющая.

С точки зрения исследователей,«.. .университетские СМИ способны отразить многогранную жизнь высшего учебного заведения» [3. С. 70]. Но если еще вчера данное утверждение можно было принять, не требуя доказательств, то сегодня появились сомнения: «способны» ли? Первыми на поле начинающихся дискуссий оказались, конечно, информационные программы. В соответствии с типологической принадлежностью университетского телевидения корпоративная составляющая должна присутствовать в каждом из информационных сюжетов. Однако позиция студентов, которые выступают в роли корреспондентов, не всегда совпадает с теми позитивными представлениями о вузе, которые считает необходимым утверждать университет как корпоративное единство.

Этот аспект развития университетского телевидения в настоящее время стал рассматриваться как полемический. В частности, Р. П. Баканов высказывает утверждение, что творческий потенциал университетского телевидения подавляется идеологическими потребностями учебного заведения: «Коллектив телекомпании "ЦшуегТУ" хорошо выполняет функцию информирования аудитории о многочисленных мероприятиях разного характера, происходящих в Казанском университете. Но зритель <...> получал только ту точку зрения или взгляд на ситуацию (проблему), которая была выгодна ректорату вуза, то есть учредителю корпоративного медиа. Другие позиции не были представлены» [1. С. 34].

Другие исследователи не считают корпоративную самоцензуру фактором, ограничивающим творческие возможности вузовского телевидения. К. Р. Нигматуллина, в частности, вы-

двигает тезис о том, что университетское телевидение выполняет четыре основных функции по отношению к аудитории: информационную, организационную, имиджевую, идеологическую. Последние две функции «работают на формирование единых представлений о миссии университета, должны подкрепляться ценностно-идеологической базой» [2. С. 167].

Безусловно, работа внутрикорпоративного издания «должна соответствовать принципам гражданской журналистики» [3. С. 18] и быть наиболее эффективной, когда университетское ТВ освещает проблемы социальной тематики. В роли экспертов по проблеме могут выступить ученые, преподаватели университета, которые являются как носителями академического знания, так и обладают профессиональными навыками анализа действительности, умением сопоставлять и делать выводы.

Информационная программа - главная составляющая в многослойном комплексе университетского телевидения. Она является официальным рупором любого университета, выходит не реже одного раза в неделю, рассказывает обо всех событиях, происходящих в учебном заведении, а также о других сторонах жизни вуза. В университетах России выходят информационные телевизионные передачи нескольких видов, в соответствии с характеристиками непосредственных создателей данного телевизионного продукта и способом его презентации.

1. Корпоративная информационная программа:

а) подготовленная студенческим творческим коллективом под руководством профессионалов-практиков;

б) подготовленная сотрудниками отдела по связям с общественностью (пресс-службой).

2. Студенческая информационная программа.

3. Отдельные информационные сюжеты, выложенные на сайте университета.

4. Информационные сюжеты, выложенные на YouTube.

Корпоративная информационная программа - первичный продукт университетского вещания - выполняет основную задачу информирования широкой зрительской аудитории обо всех происходящих в университете событиях: образовательных, научных, культурных. В зависимости от поставленных задач в таких программах даётся максимальный охват событий или акцентируется внимание на определённых сторонах происходящего.

К первому типу (корпоративная информационная программа, подготовленная студенческим творческим коллективом под руководством профессионалов-практиков) можно отнести программы нескольких университетов.

«Стрела времени» - информационная программа Владимирского государственного университета имени братьев Столетовых (http:// www.vlsu.ru). Выходит с 2009 года еженедельно по пятницам, за календарный год - не менее 44 выпусков, хронометраж - 20 минут. Располагается на сайте университета, транслируется на плазменные мониторы в учебных корпусах, с 2011 года выходит в эфир на городском телеканале. Подготовкой программы занимаются студенты 2-5 курсов кафедры журналистики под руководством сотрудников Центра средств массовых коммуникаций, в состав которого входят 5 опытных практиков-телевизионщиков: директор, оператор, монтажер, инженер, редактор.

«Новости университета» - информационная программа Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (http://www.bmstu.ru). С 2006 года выходит на сайте университета и распространяется через сеть плазменных панелей, размещенных в зданиях университета. Формат вещания - все наиболее значимые и интересные события жизни университета, как официальные, так и события студенческой жизни. МГТУ им. Н. Э. Баумана - технический вуз, где не обучают журналистике, поэтому в студии телевидения университета работают студенты, пробующие свои силы на поприще телевизионного искусства. Регулярно прово-

дится обучение специальностям: оператор, режиссер, корреспондент, монтажер. Сегодня МГТУ - ведущее подразделение управления информационной политики Бауманского университета.

«Университетский хронограф» - еженедельная информационная программа Тверского государственного университета (http://university.tversu.ru), которую делают студенты-старшекурсники под руководством опытных телевизионных сотрудников. В штат университетского структурного подразделения «Универ-ТВ» входят директор, редактор, оператор, инженер, режиссер монтажа (звукорежиссер).

«Горные вести» - информационная программа Уральского государственного горного университета (http://www.ursmu.ru), выходит как корпоративное интернет-издание с 2007 года, позже появилась в эфире областного телеканала, на телеканале «Ямал-Регион» и на православном телеканале «Союз». В 2-3 сюжетах каждого выпуска содержится самая оперативная информация о жизни вуза, студентов и преподавателей. Благодаря программе формируется исключительно положительный имидж вуза как учебного заведения высокой культуры.

Ко второму типу (корпоративная информационная программа, подготовленная сотрудниками отдела по связям с общественностью) можно отнести следующие телепрограммы.

«Студенческая, 7» - информационно-публицистическая программа Ижевского государственного технического университета имени М. Т. Калашникова (http://www.istu.ru). Выходит еженедельно с 2012 года, рассказывает об учебном процессе, научных конференциях, происходящих в стенах университета и за его пределами, о культурной, спортивной жизни студентов, а также о состоянии дел в студенческих общежитиях.

«иШУЕЯ-ТУ» - информационная программа Казанского (Приволжского) федерального университета (http://kpfu.ru), выходит с 2011 года. Обзор новостей - каждый понедельник. Хронометраж - 15 минут. Размещение на сайте университета, в кабельной сети телевидения ТВТ на канале 1ТУ. Интересно, что на сайте факультета журналистики и социологии ни слова не сказано о работающем цп^г-ту. Но в рубрике «Вакансии» есть объявления, что в телекомпанию «иШУЕЯ-ТУ» требуются корреспонденты, телеоператоры, монтажеры - все

с опытом работы. Конечных титров у программы нет.

«Aima mater» - информационно-аналитическая программа Новгородского государственного университета (http://www.novsu.ru). Еженедельный эфир на канале Новгородского областного телевидения. Хронометраж программы - 30 минут. Производит программу учебное творческое объединение «Университет», в состав которого входят директор, художественный руководитель и ведущий, 2 редактора, режиссер программы, режиссер монтажа, 2 оператора, дизайнер, 3 корреспондента и администратор. Основной костяк коллектива был сформирован в 1993-1997 годах, увеличившись с 4 сотрудников до 13. На сайте кафедры журналистики программа не упоминается, лишь коротко сказано, что студенты, благодаря творческому объединению «Университет», имеют уникальную возможность попробовать свои творческие силы в телевизионной журналистике. Однако собственных программ студенты-журналисты не делают.

Программа «Новости» Российского государственного гуманитарного университета (http://www.rsuh.ru) адресована аудитории, для которой важна точность и конкретность информации о происходящих в стенах университета мероприятиях. Характерна подчеркнутая официальность информации, отсутствие авторской интонации в подаче материала. Хронометраж - 5 минут, без дикторов и ведущих в кадре. По предварительным заявкам сотрудники управления осуществляют видеосъемку мероприятий, размещают информацию на сайте РГГУ и на информационных стендах университета.

«Aima mater» - информационная программа Тамбовского государственного технического университета (http://www.tstu.ru). Еженедельно выходит в эфир на телеканале «Новый век -Звезда», хронометраж - 10 минут. В программе бывает 3-4 сюжета, один ведущий. Над программой работают 9 штатных сотрудников.

За производство еженедельной программы «Новости» Томского государственного университета (http://www.tsu.ru) отвечают 8 штатных сотрудников. Начало вещания - 2007 год.

«Новости науки и образования» - программа телеканала «Евразион» Тюменского государственного университета (http://www.utmn. ru), о которой на сайте дана скупая информация рекламного характера - из неё невозможно понять, кто руководит студенческим телеканалом. Судя по тому, что и на сайте гуманитар-

ного института, где ведется подготовка журналистских кадров, нет ссылок на работу студентов в «Евразионе», производством телепродукции на канале занимается отдельная структура.

Информационную программу «Планета новостей» Ухтинского государственного технического университета (http://www.ugtu.net) транслируют на плазменных панелях внутри вуза, размещают на сайте, также она выходит в эфир на канале ТНТ-Ухта. С 2012 года программу имеют возможность увидеть зрители республиканского канала «Юрга», отдельные сюжеты показывают в программе «Наше время» на национальном канале «Просвещение». В выпуске от 3 до 6 сюжетов, эфир через день, хронометраж - 13 минут. Коллектив телестудии УГТУ, по данным на апрель 2012 года, составлял 15 штатных сотрудников.

Таким образом, из 16 университетов лишь в 4 собственно корпоративные информационные программы делают студенты под руководством опытных профессионалов. Универ-ТВ одновременно является и учебной площадкой для будущих журналистов. В 8 университетах производством корпоративной информационной программы занимается отдельный штат сотрудников, причем в 6 из 8 представленных университетов есть факультеты (кафедры, отделения) журналистики.

Студенческая информационная программа не поддерживает имиджевых информационных потоков, при её создании иной выбор событийного ряда и тематики сюжетов, манера подачи - более свободная, креативная. При этом студенческие информационные программы часто испытывают недостаток профессионального руководства.

«Новости СТК» - интересный и творческий телеканал, программы которого делают и ведут студенты Российского государственного гуманитарного университета. Наполнение программы - 5-7 сюжетов о событиях, часть из которых происходит вне стен университета. Подход по-настоящему молодежный: новый взгляд, проблемные темы. Обязательный элемент каждой студенческой информационной программы - хоть один сюжет о РГГУ.

В программе «Gubkin News», которая выходит в Российском государственном университет нефти и газа имени И. М. Губкина (http:// www.gubkin.ru), - одна ведущая и много корреспондентов, работающих в кадре. События университета поданы легко, современно, классические стандарты подачи информации не

являются обязательными (этим они отличаются от тех университетов, где профессии журналиста учат по существующим стандартам). Хронометраж программы -от14до18 минут.

Программу «Универсия» Курганского государственного университета (http://www.kgsu. ru) отличает неравнодушное авторское отношение к происходящему. Все материалы программ - только проблемные.

«LimeUp» - молодежная программа Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, судя по титрам, делается одним человеком. Все сюжеты даны без дикторского текста. Креативный подход проявляется в монтаже, в одежде ведущих, в выборе тем.

Информационная программа «Перемены» Кемеровского государственного университета (http://www.kemguki.ru) выходила в 2011 году 2 раза в месяц. Но вряд ли ее курировали преподаватели: нет концепции программы, не представлена информация о вузе. По стилистике, темпоритму, тексту на двух дикторов -это пародия на программу «Время» советских времен. Видимо, была снята с эфира, так как выпусков за2012 год не обнаружено.

Интернет-телеканал работает на сайте Центра СМИ Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (http:// www.msu.ru). На нем можно увидеть лекции выдающихся ученых, культурные и торжественные мероприятия, визиты почетных гостей, научные эксперименты, научно-популярные программы и видеосюжеты, но информационной программы как таковой нет. События собраны в 10 рубрик: ко Дню Победы (3 сюжета), дни первокурсника (1 сюжет), Татьянин день (3 сюжета), дни открытых дверей (2011 - 7; 2012 - 6 сюжетов), торжественные события (4), МГУ - школе (3), почетные гости (8), эстафета на призы газеты (4), к юбилею М. В. Ломоносова (8), Дни выпускника (2). Все материалы слабого технического качества сняты пресс-службой университета: без дикторского текста, без содержательных акцентов.

«Новости» - «проба пера» студентов Российского университета дружбы народов (http://www.rudn.ru), до этого в университете снимались лишь многочисленные информационные сюжеты, которые, не собранные в единую программу, располагались на сайте университета.

«И дольше века...» - еженедельная программа Саратовского государственного уни-

верситета (http://www.sgu.ru) выходит каждую неделю. Над выпусками работают журналисты «ТНТ-Саратов», сотрудники и студенты СГУ. На 1 сентября 2012 года в эфир вышло 57 выпусков программы.

Сибирский государственный университет путей сообщения (http://www.stu.ru) производит информационно-аналитическую программу «Перемена». После просмотра автором сделан однозначный вывод о несостоятельной аналитике, к созданию которой следует подходить особенно тщательно и продуманно.

«Самое время» - еженедельная информационная программа Санкт-Петербургского государственного университета (http://spbu.ru) выстроена профессионально, обнаруживается связь корпоративной и социальной информации.

«Университет» - студенческая программа Ставропольского государственного университета (http://www.stavsu.ru), выходит с 2002 года, с перерывами и переименованиями. Направленность передачи, скорее, не информационная, а культурно-просветительская.

«Витражи» - программа Тюменского государственного университета (http://www.utmn. га) о внеучебной жизни студентов. Больше претендует на презентацию фактов, чем на полноценную телевизионную работу.

Сюжеты еженедельной программы «Студенческий квартал» Тюменского государственного технического университета нефти и газа (http://www.tsogu.ru) содержательно отражают концепцию вуза в отношении студенческой жизни, но ни один из рассмотренных автором выпусков не выходит за рамки освещения внутренней университетской проблематики.

«Университетская набережная» - информационная программа Южно-Уральского университета (http://www.susu.ac.ru) отличается продуманностью сюжетов, профессиональным текстом, выстроенностью кадра, грамотной имиджевой политикой.

Таким образом, во всех рассмотренных 16 университетах выходят студенческие программы. Интересно, что в нескольких университетах (ВлГУ, РГГУ, ТюмГУ) делают два варианта информационных программ: корпоративную информационную (первого или второго типа) и студенческую. Однако сегодня университетское сообщество в полной мере не устраивает ни один из существующих видов информационных программ. «Корпоративные» не

удовлетворяют предвзятостью в презентации материалов о жизни университета. Многие «студенческие» информационные программы отличаются отсутствием концепции ведущих, бессистемным подбором тем для передач, непрофессионализмом в подаче материала.

В настоящее время корпоративную часть информационной работы, в том числе и создание программ универ-ТВ, стали брать на себя университетские пресс-службы или отделы по связям с общественностью. Так поступают в Новгородском, Тамбовском, Томском, Тюменском государственных университетах; в Ижевском, Ухтинском технических госуниверситетах; Казанском федеральном университете и в Российском государственном гуманитарном университете.

Во Владимирском, Саратовском, Тверском, в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана и др. к работе над программами привлечены профессиональные сотрудники, но основную часть работы все-таки выполняют студенты.

Молодежная направленность вещания способна компенсировать ряд недостатков университетского телевидения как корпоративного СМИ, значительно увеличивая его информационную привлекательность.

Важной разновидностью информационных материалов, презентуемых университетским ТВ, являются отдельные новостные сюжеты, выложенные (с определенной периодичностью) на сайтах университетов. Сюжеты охватывают многие стороны жизни университета, но они не систематизированы, часто не указана дата происходившего события или его появления на сайте. Тем самым затрудняется поиск нужных аудитории материалов.

Современный вариант презентации универ-ТВ - выкладывать событийные видеосюжеты на хостинге УоиТиЬе. Но нейтрально выложенные, изначально информационно не преподнесенные сюжеты (без каких-либо комментариев и оценок в подводках ведущих) представляются уходом от адресной журналистики к констатации факта. Малое количество просмотров и подписчиков на эту категорию говорит о неэффективности данного вида продвижения информации об университетах.

Таким образом, информационный контент современного университетского телевидения отмечен посредственной информационной насыщенностью, тематическим и жанровым однообразием. Способы презентации инфор-

мации в публичном дискурсе не отвечают запросам множественных целевых аудиторий, о чём свидетельствует невостребованность сюжетов, выложенных на YouTube. Не в полной мере реализованы в большинстве университетских ТВ возможности персонификации информации, которая репрезентуется молодыми, креативными ведущими. Отсутствие должного профессионального руководства приводит к неумению реализовать творческий потенциал, заявить свою точку зрения.

Формируя концепцию телевизионного информационного вещания, 10 из анализируемых 16 университетских ТВ не касаются социальной проблематики и ограничиваются презентацией корпоративных информационных материалов. В то же время следует отметить, что всем университетским ТВ свойственна актуализация позитивного дискурса, и в этом отношении универ-ТВ представляют собой площадку, на базе которой могут реализовываться перспективные телевизионные проекты, в том числе, проект общественного телевидения.

Список литературы

1. Баканов, Р. П. Телевидение Казанского университета : итоги контент-анализа [Текст] / Р. П. Баканов // Знак. - 2012. - № 6. - С. 30-34.

2. Нигматуллина, К. Р. Идеологическая концепция проекта университетского телевидения [Текст] / К. Р. Нигматуллина // Корпоративные массмедиа (генезис, функционирование, трансформации) : материалы науч.-практ. семинара «Современная печать в контексте коммуникативных процессов (корпоративные массмедиа)» / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. - СПб. : СПбГУ, 2010. - С. 166-170.

3. Сидорова, Т. И. Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза [Электронный ресурс] / Т. И. Сидорова // Электронный архив ЦКО УрФУ. - URL : http://elar.usu.ru/bit-stream/1234.56789/3562/1/urgu08525.pdf (дата обращения: 27.09.2011).

Bibliography

1. Bakanov, R. P. Televidenie Kazanskogo universiteta : itogi kontent-analiza [Tekst] / R. P. Bakanov // Znak. - 2012. -№6.- S. 30-34.

2. Nigmatullina, K. R. Ideologicheskaja kon-cepcija proekta universitetskogo televidenija [Tekst] / K. R. Nigmatullina // Korporativnye

massmedia (genezis, funkcionirovanie, trans-formacii) : materialy nauch.-prakt. seminara «Sovremennaja pechat' v kontekste kommunika-tivnyh processov (korporativnye massmedia)» / otv. red. B. Ja. Misonzhnikov. - SPb. : SPbGU, 2010. - S. 166-170.

3. Sidorova, T. I. Universitetskoe televi-denie kak instrument formirovanija korpora-tivnoj kul'tury vuza [Jelektronnyj resurs] / T. I. Sidorova // Jelektronnyj arhiv CKO UrFU. - URL : http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/3562/1/ urgu08525.pdf (data obrashhenija: 27.09.2011).

УДК 371.8

Людмила БудажаповнаДоржиева

Бурятский республиканский институт образовательной политики».

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматривается актуальная проблема формирования ценностно-смысловых информационно-коммуникативных потребностей школьников. Автор статьи анализирует опыт работы детской прессы как пространство новых возможностей, способствующее формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющее общество «завтрашнего дня». Результаты исследования помогут педагогам сориентироваться в инновационных инициативах детской прессы, показать положительную динамику ее развития в образовательных учреждениях. Удовлетворение и непрерывное развитие многообразия информационных потребностей детей и подростков во многом зависит от наличия государственной программы поддержки детской прессы как особого социального института воспитания и образования.

Ключевые слова: детская пресса, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, ценностно-смысловая информационная потребность.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием информационно-коммуникативных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, которые являются особо привлекательными для современных школьников. Мы наблюдаем, что использование этих технологий позволяют достигать высокого уровня эффективности при обучении школьников. На глазах меняется само содержание современного образования - оно уже является не только определенной суммой знаний, которое быстро морально устаревает, а включает «научение» школьников навыкам самостоятельного обучения. Внедряются в процесс обучения и воспитания образовательных учреждений информационные технологии, средства, продукции. Именно это становится основной задачей перед социальными институтами воспитания и образования.

В настоящее время, когда от человека требуются не только знания и умения, но и развитые личностные свойства, позволяющие ему активно включаться в творческую преобразующую

деятельность, внимание ученых, педагогов привлекает проблема изучения педагогического потенциала детской прессы и возможностей ее использования в процессе становления личности информационного общества. Инновационный процесс детской прессы как социального института воспитания имеет три вектора развития: постоянный и целенаправленный поиск социокультурных изменений, систематический и системный анализ этих изменений и теоретическое обобщение результатов анализа как источника новых идей и изменений, чтобы выйти на новый уровень развития. Детская пресса ключевой компонент сохранения национальной культуры, дает обогащения медийных знаний. Это есть, по сути, универсальный механизм модернизации любого социального института, в том силе и детской прессы.

Детская пресса содействует становлению общества открытого типа, в котором одной их важнейших задач является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового менталитета детей и молодежи, определяющих общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.