СветланаАлександровна Говердовская-Привезенцева
Владимирский государственный университет
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ЕГО МИССИЯ
Статья посвящена проблеме осмысления миссии университетского телевидения, без чего работа такого типа средств массовой информации может зайти в тупик, как это уже случалось в истории телевидения высшей школы.
Ключевые слова: университетское телевидение, миссия телевидения, история универ-ТВ, определение миссии, мотивация, университетское сообщество, концепция образования, ценностный пласт, контент.
...И врач, и журналист, и даже священник, при всей рутинности своей повседневной работы - а это так! -ив самом деле должны быть готовы к тем взлетам, когда профессия перестает быть профессией и становится миссией.
В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов [1. С. 66]
Университетское сообщество в XX веке мечтало иметь свое собственное телевидение - как одно из самых передовых средств массовой коммуникации. В СССР было несколько попыток в разное время организовать такое телевещание в высшей школе.
Постановление Совета Министров СССР № 285 от 9 апреля 1964 года «О дальнейшем улучшении высшего и среднего специального заочного и вечернего образования» обязывало «Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию организовать с участием Министерства высшего и среднего специального образования СССР систематические учебные передачи по радио и телевидению для студентов и учащихся заочных и вечерних вузов и средних специальных учебных заведений» [3]. Решено было начать подготовку «учебных кинофильмов для высших учебных заведений всех союзных республик», а также «разработать единую систему кинопроката учебных и научных фильмов» [3].
Северо-Западный государственный заочный технический университет совместно с Ленинградской студией телевидения сделали первый совместный проект в области образования - лекции по общенаучным и общетехническим дисциплинам.
Нововведение подхватили другие вузы: в 1967 году телевидение появилось в Уральском политехническом институте, а в 1974 году - в
Ростовском институте народного хозяйства «была запущена собственная замкнутая система учебного телевидения с возможностью вещания из центральной учебной студии» [7. С. 111].
В 80-х возникла «вторая волна» внедрения ТВ в образовательное сообщество: в 1983 году в Челябинском государственном университете была создана телестудия «Вираж». «Студенты не просто стали смотреть учебные фильмы, но и создавать свои» [7. С. 111]. В 1984 году в летно-исследовательском институте им. М. М. Громова (г. Жуковский) при отряде космонавтов-испытателей многоразового корабля «Буран» был сформирован отдел видеосопровождения [6]. В 1989 году в Магнитогорском государственном педагогическом институте «была создана лаборатория учебного телевидения (видеоцентр). В основные задачи лаборатории входила съемка общевузовских мероприятий и обеспечение учебного процесса видеоматериалами» [7. С. 111].
Попытки организации университетского ТВ имели достаточно непродолжительный успех. В силу идеологически обособленного существования СССР, при строгой информационной политике государства, вряд ли могла придти мысль о создании ТВ в каком-либо другом виде, кроме учебного. Исключением стал лишь отдел видеосопровождения в Жуковском: уже за пределами вуза, начиная с 90-х годов, он создает качественный телевизионный продукт.
«Сегодня студия "Крылья России" - это высокопрофессиональный коллектив, состоящий из творческих работников, историков, инженеров. Оснащённая современным оборудованием, студия способна решать самые различные творческие и технические задачи» [6].
Если в СССР в попытках организовать ТВ участвовало небольшое количество институтов, то в конце XX - начале XXI века в каждом серьезном вузе появилась своя телестудия: стала более доступной телевизионная техника, появились примеры работы частных телекомпаний, наконец, пал железный занавес, и лавину новой информации надо было успевать перерабатывать.
В 1997 году появилась телестудия в Ставропольском государственном университете. В 2004 году создана молодежная университетская телекомпания на базе Южно-Уральского государственного университета в г. Челябинске. В 2005 году в Новосибирске появилось студенческое телевидение нового образца, хотя там история университетского ТВ уходит корнями в 1957 год. В 2006 году телевизионная студия появилась в Тольяттинском госуниверситете. В 2007 году межрегиональный учебный центр телевидения и радио возник на базе лаборатории электронных СМИ Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета. В 2009 году начало свое вещание университетское ТВ в Саратовском государственном медицинском университете...
На сегодня «в том или ином виде университетское телевидение существует в 31 университете России. большинство университетов (77 %) для трансляции используют Интернет (IP-TV). В других случаях (27 %) университетское телевидение выходит на региональных СМИ, например раз в неделю. И часть учебных заведений (20 %) задействуют для вещания кабельные сети. Основной акцент любое университетское телевидение в России делает на информационные программы. В 23 % случаев выходят в эфир и художественные передачи. А вот познавательные создаются только в 17 % университетов» [2].
Но далеко не все проекты этой «третьей волны» смогли стать полноценными телекомпаниями. Беглый обзор сайтов университетов России радует: везде снимают, монтируют, выкладывают в Интернет информацию преимущественно о внутренних событиях. При более же внимательном просмотре материалов выяс-
няется, что во многих вузах происходит просто игра в ТВ: не отредактированные тексты, не стремящиеся к профессиональным стандартам ведущие, отсутствие режиссуры, тематической и проблемной новизны. При этом не каждая телеструктура именуется «Университетским телевидением» - ведь для этого требуется определенное «соответствие», тогда как «Студенческое ТВ» предполагает более вольное существование, без принятия обязательств университетского сообщества. В то же время в мире немало примеров потрясающего развития телевизионных каналов, родившихся когда-то именно в университетах.
Университетское ТВ развито в США, Китае, в странах Латинской Америки, в некоторых европейских государствах. «В Мексике такими каналами являются ТВ УНАМ и Онсе ТВ, принадлежащие двум ведущим высшим учебным заведениям страны - Национальному Автономному Университету Мексики и Национальному Политехническому Институту соответственно... Эти университетские каналы смогли превратиться в организации, предоставляющие качественный телевизионный продукт для мексиканской аудитории, получающие премии на национальных и международных конкурсах, находящиеся на высоком техническом уровне» [9].
Возникает вопрос: почему у всех телевизионных студий, возникших в наших вузах, не было подобной перспективы развития?
Ответ, исходя из анализа исторической ситуации создателей вузовского ТВ 60-90-х годов, один - они ставили перед собой краткосрочные задачи и осуществляли их. Но не задумывались при этом над самой миссией УниверТВ.
Вопрос о необходимости сформулировать миссию телекомпании или телеканала часто представляется пустым и обременительным занятием. Кажется, зачем терять время на излишнюю казуистику и пафос? Все и так понятно! «Миссия» раздражает всеобъемлемостью, «библейским масштабом» - потому её предлагают заменить другими, более мягкими и понятными словосочетаниями - «социальная роль», «социальная функция». Но миссия - глубокое мировоззренческое философско-теоретическое осмысление сущности и назначения журналистской работы. Она - нравственная доминанта существования, которая необходима, чтобы определиться в мире моральных ценностей.
Определение «миссии» - непростое занятие. Для предприятий промышленно развитых
стран этот раздел стратегического плана является обязательным, разрабатывается детально и обязательно включает в себя такое понятие, как социальная ответственность. Не только прибыль важна для руководителей, больше они стремятся связать функции компании с общественным благом. Слова «надо» (потребности рынка), «могу» (возможности компании) и «хочу» (ценности, принципы) надо соединить, чтобы найти достойный вариант искомой миссии [8].
«Комплексные исследования прикладной этики (В. Бакштановский, Ю. Согомонов) подтверждают, что профессия в собственном смысле слова основывается на идее служения (призвания, предназначения, миссии). Иначе мы имеем дело с родом занятий, т. е. с другим явлением. В первую очередь данный вывод относится к так называемым высоким профессиям, к числу которых относится и журналистика. Прочие характеристики занимают подчиненное положение» [5. С. 59].
Для кого так важна формулировка «миссии» телекомпании? Для тех, кто в ее команде. Для тех, кто не является членом этой команды, но кровно заинтересован в том, как будут идти ее дела. Для всех остальных, чтобы могли представлять, чем занимается эта компания. То есть, миссия - это идея определения своего места под солнцем для широкой публики, и ориентация, для тех, кто будет эту миссию исполнять.
Прежде чем приступить к рассмотрению «миссии» университетских телекомпаний, автор проанализировал ее наличие у телеканалов «большого брата». Без какого-либо особого подхода были рассмотрены те определения, которые нашлись в «поисковике» после набора фразы «миссии телеканалов»: Страна, CNL, Спас, 02ТВ, OCEAN-TV, Футбол, Ebru, Ел Арна, iTV, Казань-Звезда, Боец, Эксперт ТВ, Психология, Первый Сыроедческий Интернет-телеканал, РБК, Наука, Белсат [4]. Ни один из них не представил осмысленной миссии своего существования. Главные рейтинговые каналы страны (Первый, Россия, НТВ) вообще избегают этой формулировки на главных страницах своих сайтов.
Чтобы яснее представить картину, дадим несколько наиболее типичных образцов их «миссий».
Телеканал «Страна»: «Миссия телеканала -создание и показ фильмов и передач о России для российских зрителей, а также поддержка и продвижение молодых талантливых режиссёров, актёров, музыкантов» [4].
Телеканал CNL: «Достичь Евангелием русскоговорящее население численностью 300 миллионов человек более 100 национальностей по всему миру через спутниковое и кабельное телевещание» [4].
Телеканал «Спас»: «Формирование мировоззрения и системы нравственных координат, необходимых для развития государства на основе исконно православных ценностей. Развитие и укрепление духовно-нравственных основ российского общества» [4].
Телеканал «OCEAN-TV»: «История отношений человека и моря» [4].
Телеканал «Казань-Звезда»: «Делать качественный телевизионный продукт для тех, кому не безразлично будущее, для тех, кто считает интересы своей страны - своими интересами. Для тех, кто может и хочет победить» [4].
Телеканал «Эксперт ТВ»: «Стать информационным пространством, совершенно новым для телевизионного мира ресурсом, площадкой, на которой представители бизнеса могут выступать, обмениваться мнениями, обсуждать проблемы, находить пути их решения. У нас будет совершенно новая, объективная повестка дня. Мы обращаем внимание на те новости, которые многие пропускают, хотя они очень важны. Мы работаем для российского частного бизнеса и такой телеканал, безусловно, будет помогать его развитию» [4].
Первый Сыроедческий Интернет-телеканал: «Собрать информацию о здоровом питании, экологичной жизни, духовном просветлении, единении с природой, и всего, что делает нашу жизнь более качественной и естественной. Дать людям то, что им действительно нужно - информацию! Для чего? - Это позволит сделать всем осознанный выбор, как и чем питаться, понять, что такое здоровый образ жизни. Мы хотим, чтобы все люди обрели здоровье, понимая, что оно зависит от еды, которую мы едим» [4].
Большинство представленных миссий, как ни тяжело об этом говорить, - от ремесленников: облегченность формулировок уводит от глубинных оснований высокой актуальности проблем профессиональной этики, уничтожает смысл профессии, низводит её до функции, отказывая в надфункциональности, в миссии.
Возникает закономерный вопрос: можно ли с поверхностно осмысленной, часто просто неграмотно сформулированной «миссией» претендовать на творческое развитие и долгую жизнь в эфире? «Отсутствие или неясность об-
щепринятых представлений о миссии, которую призваны выполнять журналистика и журналисты, ведет к разрушению профессии» [5. С. 59].
Отвлечемся от телевизионных компаний и обратимся к крупным мировым промышленным корпорациям - что сказано об их «миссии» в этом мире?
Миссия фирмы «Sony», известного производителя товаров в области электроники, звучит так: «Sony - первопроходец, всегда устремленный в неизвестное. Sony никогда не пойдет по старым следам, даже если их еще предстоит проложить. Путем такого развития Sony стремится помочь человечеству» [8].
Да, можно согласиться, в стилистическую образность Востока вложена мудрость существования корпорации: стремление к совершенству, социальная значимость работы, многократность существования. Есть, наконец, рефлексия. Всего в 26 словах сформулирована миссия, связывающая все. Возможно, именно пренебрежительная формулировка вопроса о миссии или, точнее, ее отсутствие стало, в какой-то мере, препятствием для развития университетских телестудий в России на протяжении последних 50 лет.
Проблема - в самом определении Универ-ТВ, мотивации его создания, намерениях создателей. Учредитель здесь не государство, а университетское сообщество, которое формулирует жизнь телекомпании, исходя из своих задач, из своей миссии, из миссии образования.
Некоторые ректоры дают свободу своему телевидению, другие - строго контролируют его корпоративный дух. Один учредитель будет считать Универ-ТВ лишь «красивой этикеткой, оберткой», в которую он сможет «завернуть» то, что нужно ему. Другой предоставит больше возможностей перерасти в профессиональную телекомпанию. Но изначально узко поставленные задачи являются ограничителем развития. Чтобы в очередной раз не зайти в тупик, необходимо обозначить перспективы развития, ответив на ряд принципиальных вопросов: какие задачи должно выполнять Универ-ТВ, будет это вещание - образовательное, учебное, в рамках медиапроектов? Или станет полноправным СМИ? Наконец, какова миссия? Определив эти позиции, можно надеяться на успех развития телевидения высшей школы. Важно также формализовать все в конкретном документе.
Надо признать, что реформа высшего образования позволила уже несколько опередить
СМИ в определении своего места в современном изменяющемся мире. Университеты поставили перед собой вполне достойную и реальную цель - стать центром научных, культурных, общественно-политических ценностей и взять на себя формирование общественного сознания. Хочется верить, что это будет не манипулирование сознанием, а реализация накопленного понимания мироздания и существования общества. «Университет выступает, в первую очередь, как транслятор знания, обретающего ценность только при доступности широким кругам общественности» [7. С. 46]. Потому велика вероятность, что университетские телекомпании смогут разобраться с миссией, четко её определить и сформулировать гораздо раньше других СМИ.
По сути, новая концепция образования будет лежать и в основе миссии вузовского телевидения: развивать принципы гражданского общества; новые личностные качества человека (критическое мышление, способность к диалогу, саморефлексии); социальные и моральные ценности университетского мира. Из современной журналистики почти совсем ушли темы честности, взаимной заботы, справедливости, доверия, толерантности, культурного разнообразия, лояльности - большое поле для телевизионного творчества.
Анализ ситуации показывает, что телевизионные студии университетов России, обладая техническим инструментарием, методикой обучения, уже выросли для того, чтобы генерировать все свои лучшие достижения на новой общей практической платформе и продолжать вести линию эволюции духовных ценностей, профессиональных устремлений, жизненных установок нового поколения. Особенно важно это при активно развивающейся мультимедийной среде. Изменения правил игры в условиях цифрового вещания заставляют задуматься о переходе к сетевому видеоконтенту.
Если каждая из существующих ныне университетских телекомпаний по-прежнему будет жить как отдельное маленькое СМИ - то проект «Универ-ТВ» на долгие годы так и останется лишь узко учебным или узко корпоративным. Если же телекомпании объединятся на гуманистической платформе, то это будет реальным шансом стать единым телевидением с реально звучащим голосом.
Сформулировав миссию Университетского ТВ, мы сможем получить новый ценностный пласт качественного телевизионного продукта.
Список литературы
1. Бакштановский, В. И. Этика профессии : миссия, кодекс, поступок [Текст] : монография / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов.
- Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005.-378 с.
2. В 31 российском вузе есть свое телевидение [Электронный ресурс]. Информационный портал об образовании. - URL: http://www. sir. spbu.ru/edu/edu/studentslife/events/v_31 _ rossi160.shtml (дата обращения 05.01.2012. -загл. с экрана).
3. Интернет-архив законодательства СССР [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. URL: http:// www.libussr.ru/infdoc4.htm (дата обращения 15.12.2011. - загл. с экрана).
4. Интернет-сайты телеканалов Страна, CNL, Спас, 02ТВ, OCEAN-TV, Футбол, Ebru, Ел Арна, iTV, Казань-Звезда, Боец, Эксперт ТВ, Психология, Первый Сыроедческий Интернет-телеканал, РБК, Наука, Белсат [Электронный ресурс].
- URL: http://www.strana-tv.ru/about/1151/; http:// vk. com/cnltvfriends; http ://www. spastv.ru/histo-ry.html; http://satsis.org/catchanell/chanell/O2-TV; http://www.ocean-tv.su/channel.php; http://satsis. org/catchanell/chanell/telekanal-futbol; http://on-tv.ru/page/9/; http://kinozerkalo.net; http://www. corbina.tv/news/view/1305625800;http://moskovs-koe.tv/teleradiokompaniya-kazan/; http://www. boets .ru/about; http://www.telecenter.ru/magazin/ archive/n-34/text-254.html?print_version=1; http:// www.oppl.ru/tv-psihologiya-21 .html; http://syro-edenie.tv/; http:// ontvline.net, www.naukatv.ru;
http://belarus.russiaregionpress.ru/archives/16469 (дата обращения 29.01.2012. - загл. с экрана).
5. Корконосенко, С. Г. Без миссии нет профессии [Текст] / С. Г. Корконосенко // Профессия - журналист: вызовы XXI века : сб. материалов международной научной конференции «Журналистика 2006». - М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2007. - С. 59.
6. О студии [Электронный ресурс] / Интернет-сайт телекомпании «Крылья России». URL: http://wingstv.ru/about.html (дата обращения 05.11.2011. - загл. с экрана).
7. Сидорова, Т. И. Университетское телевидение как инструмент формирования корпоративной культуры вуза [Электронный ресурс] / Т. И. Сидорова // Электронный архив ЦКО УрФУ. - URL: http://elar.usu.ru/bit-stream/1234.56789/3562/1/urgu08525.pdf. (дата обращения: 27.09.2011. - загл. с экрана).
8. Синявина, М. П. Разработка стратегии развития [Электронный ресурс] / М. П. Синявина, А. Н. Бурмистров. - СПб. : Питер, 2007. -URL: http://menedzhmenti.ru/page266/page333/ index.html (дата обращения 05.12.2011. - загл. с экрана).
9. Тишкина, Л. В. Университетское телевидение в мировой практике: цели и функции (на примере мексиканских каналов ТВ УНАМ и Онсе ТВ) [Электронный ресурс] / Л. В. Тишкина // Научно-практическая конференция «Журналистика в 2008 году», секция «Зарубежная журналистика». - URL: http://conf.msu. ru/archive/Lomonosov_2008/09_1.pdf (дата обращения 20.01.2012. - загл. с экрана).
Екатерина Владимировна Выровцева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
МЕДИАКРИТИКА ИМЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Возрастание роли СМК как основного источника информации заставляет задуматься о проблеме медиаобразования. Понимание «высокой» и массовой культуры, формирование норм поведения и представлений об окружающем мире - все это основано на восприятии и интерпретации медиа-текстов. Огромным потенциалом в реализации просветительской и воспитательной функций обладает медиакритика, которая сегодня активно развивается и которая стала важнейшей составляющей профессиональной подготовки журналиста.
Ключевые слова: журналистика, медиакритика, медиаобразование, телевидение, жанр, медиа-текст, П. Петровская, А. Вартанов.