Научная статья на тему 'Студенческое телевидение за рубежом: из опыта Великобритании'

Студенческое телевидение за рубежом: из опыта Великобритании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1030
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА / СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / TELEVISION JOURNALISM / STUDENT TELEVISION / GREAT BRITAIN / CONTENT / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пронин Александр Алексеевич

В статье дается краткий обзор истории студенческого телевидения Великобритании, общая характеристика его нынешнего состояния. На основе выборочного анализа вещания некоторых студенческих телеканалов и деятельности Национальной ассоциации студенческих телеканалов (NASTA) сделаны общие выводы о принципах организации вещания и методах работы редакций. На конкретных примерах рассматриваются некоторые профессиональные аспекты работы студентов. Дается сравнение британской модели студенческого телевидения и российского университетского телевидения в контексте ценностей гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student TV abroad: UK experience

A brief review on history of student television in Great Britain and description of its current state are given in the article. On the basis of selective analysis of broadcasting of student channels and analysis of activities of National Association of Student Television Channels (NASTA) overall conclusions are drawn about principles of broadcasting organization and methods of work. In the UK, a student television came in 1964 with a channel by students of the University of Glasgow, Scotland. Now the number of TV channels is over 30. Most of them work at universities and colleges, but there are private ones that are created on the personal initiative of several students from different universities, for example, the project MattNIan TV in Bournemouth. Accordingly, the production and the creative possibilities are very different. Digital technology simplifies and cheapens the process of television production and broadcasting, being instrumental in the development of student television. Its rapid growth in the past decade is largely provided by the fact that universities are able to purchase low-cost equipment and thus provide students with the opportunity to make their TV. In many cases, local authorities and foundations also provide support, especially where universities are city-forming institutions. According to the method of propagation most TV channels are cable and / or Internet channels. Basically, they produce news programs (including sports), interviews and analytical discussions, music programs, documentary and artistic sketches and staged comedies or dramas unique to Britain though not everyone can afford it. Subjects mainly concern university or youth, and English students are primarily interested in serious issues. Of course, students do 'light' subjects, as well as entertaining news programs, but most student news broadcast channels have civil projects. Channels function through internal motivation and are managed exclusively by students. Editorial policy, planning, layout of a specific program or editing the plot all this in the UK is a matter for the students, not the administration. Therefore, no "mandatory" interviews with rectors, deans or other officials as one can see on Russian university TV channels -can be determined. Everything is done by students, teachers and a few staff members help professionally and supervise the process of broadcasting. Students are encouraged to try their hand in democratic journalism as a "fourth estate." In this sense, we can talk about the UK student television, first, as one of the effective tools for young people to form the values of civil society, and, second, as a long and active element of this society.

Текст научной работы на тему «Студенческое телевидение за рубежом: из опыта Великобритании»

УДК 654.197

А.А. Пронин

СТУДЕНЧЕСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ: ИЗ ОПЫТА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье дается краткий обзор истории студенческого телевидения Великобритании, общая характеристика его нынешнего состояния. На основе выборочного анализа вещания некоторых студенческих телеканалов и деятельности Национальной ассоциации студенческих телеканалов (NASTA) сделаны общие выводы о принципах организации вещания и методах работы редакций. На конкретных примерах рассматриваются некоторые профессиональные аспекты работы студентов. Дается сравнение британской модели студенческого телевидения и российского университетского телевидения — в контексте ценностей гражданского общества.

Ключевые слова: тележурналистика, студенческое телевидение, Великобритания, содержание, мотивация.

История студенческого телевидения насчитывает уже не одно десятилетие. Наиболее ранние попытки студенческих студий организовать собственное вещание относятся к 60-м гг. ХХ в., и сделаны они в крупнейших англоязычных странах, Великобритании и США.

В Великобритании студенческое телевидение появилось в 1964 г., когда свой канал создали студенты шотландского университета Глазго. В истории этого канала были периоды взлетов и падений, но сейчас он работает стабильно и активно, оставаясь единственным студенческим телеканалом на территории Шотландии. Вещание осуществляется он-лайн [1] и в кабельной сети на университет. Основные направления работы: новости, анонсы университетских событий, спорт, развлекательные передачи, музыкальные передачи, а также ряд непостоянных проектов (гид по студенческой жизни, документальные фильмы, комедийные шоу и т.д.). Сегодня в GUST работают 20 редакторов-студентов, управляемых «top three» («большой тройкой») в составе технического координатора, главного (программного) редактора, руководителя (контролера) станции — штатными сотрудниками и одновременно единственными «взрослыми» в коллективе.

Другим британским «старейшиной» является York Student Television -Студенческое телевидение Йорка. Канал существует с 1967 г. и работает на базе Университета Йорка. В настоящий момент вещает по кабелю на университет и в Интернете [2] 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Считается одним из самых технически оснащенных каналов. Основную работу выполняют в ходе процесса обучения студенты образовательных программ по журналистике и кинематографу, но никаких формальных ограничений для сотрудничества нет. Содержание передач телеканала не ограничивается рамками студенческих проблем, вещание строится по принципам универсального общественно-политического телевидения, а редакционная политика отвечает традициям западной модели журналистики. Передачи освещают различные темы обще-

119

ственной жизни, часто в эфире можно увидеть известных политиков, знаменитостей, спортсменов, а также музыкальные и развлекательные программы.

Студии студенческого телевидения существуют и во многих других университетах страны: от севера до юга. Например, с февраля 1989 г. работает CampusTV при Университете города Баф (на Эйвоне); в 1990-е гг. появилось собственное официальное телевидение StoicTV у Имперского Колледжа Великобритании в Южном Кенгсингтоне; совсем недавно начала работать станция BTV при Университете Брукса в Оксфорде; одна из самых молодых станций в университете города Лидса за короткое время стала одной из лучших: несколько призов за сценарии к фильмам за последние годы. Последнее относится и к телеканалу университета Лестера [3], которому всего 7 лет, а он считается самым успешным в Британии. И в то же время есть фактически частные студенческие проекты, доступ к которым возможен через хостинг YouTube или социальные сети Twitter и Facebook.

По способу распространения сигнала большинство телеканалов - кабельные и/или интернет-каналы, причем в варианте потокового интернет-видео работают далеко не все (большая часть сайтов представляет видео по запросу). Большинство станций ведут свое вещание из университетских кампусов, на территории многих университетов есть кабельные сети с мониторами, а, например, в Лидсе некоторые программы студенческого ТВ можно увидеть на большом экране BBC в Миллениум-сквер. Кстати, по подсчетам этого канала, еженедельно их смотрят примерно 10 000 человек (в основном, конечно, студенты). Что касается форматно-жанрового разнообразия вещания, то большинство студенческих станций сосредоточены на производстве новостных программ (в том числе и спортивных), аналитических интервью и дискуссиях, документально-художественных зарисовках, музыкальных передачах, а также характерных для Британии постановок комедий или драм - хотя далеко не все могут себе это позволить. Тематика, главным образом, университетская или молодежная, причем английских студентов интересуют преимущественно серьезные проблемы. Например, в начале апреля 2011 г. BTV на главной странице дает проблемный репортаж о ситуации с общественным транспортом в Оксфорде: почему подолгу нужно ждать автобуса? И комментируют проблему официальные представители городской администрации. В то же время GUST.TV (Университет Глазго) выделяет репортаж о студенческих выступлениях против сокращения преподавания иностранных языков, и здесь уже в качестве ответчиков - чиновники и руководство университета. А в выпуске информационной программы YSTV (Университет Йорка) от 15 ноября 2011 г. целых три проблемных репортажа: об употреблении алкоголя, студентах-диабетиках и технических неполадках в одном из кампусов. Разумеется, студенты делают и «легкие» сюжеты, а также информационные передачи развлекательного характера, но в новостном вещании большинства студенческих телеканалов гражданская тематика если не преобладает, то так или иначе присутствует.

Если в самом общем приближении оценивать жанрово-тематический аспект вещания, его объем и качество, то диапазон получается чрезвычайно широким, а конкретные параметры определяются целым рядом факторов. Дело в том, что в Британии далеко не все студенческие станции имеют пря-

120

А.А. Пронин

мое отношение к университетам. Например, проект MattNIan TV в Борнмуте создан и реализуется за счет собственных средств двумя студентами Matthew Waite и Ian Roe, поэтому регулярное и скромное по объему информационномузыкальное вещание осуществляется только летом, на каникулах, тем не менее это тоже студенческий телеканал. Но даже если телеканал создан и действует на базе конкретного университета, а таких все же подавляющее большинство, степень участия вуза в финансировании и организации деятельности студенческого телеканала весьма различна. К сожаленью, статистики или хотя бы какого-то сравнительного анализа на этот счет нет, но, очевидно, что здесь действует универсальный британской принцип: «высокая мотивация, низкий бюджет». Поэтому новости могут транслироваться из профессионально оборудованной студии при участии целой команды, а могут быть начитаны на веб-камеру в комнате кампуса, причем ведущий сам запустит с флэшки заранее снятый и смонтированный им же репортаж - прямо в эфире.

Следует отметить, что цифровые технологии, упрощающие и удешевляющие процесс телепроизводства и вещания, сыграли важнейшую роль в развитии студенческого телевидения. Его бурный рост в последнее десятилетие во многом обеспечен тем, что университеты смогли приобрести недорогое оборудование и тем самым предоставить студентам возможность сделать свое ТВ. Во многих случаях поддержку предоставляют и местные власти -особенно там, где университеты являются градообразующими учреждениями, а также различные фонды. Таким образом, можно констатировать, что материально-технические возможности, организационная структура студенческих телеканалов Великобритании чрезвычайно разнообразны, и это, в свою очередь, определяет широкий диапазон количественных и качественных характеристик вещания: от привычного для Интернета любительского уровня до вполне профессионального. При этом еженедельное производство большинства студий, по нашим приблизительным подсчетам, редко превосходит 2 часа. Обязательные новостные программы (от 3-4 до 10-15 минут) в подавляющем большинстве выходят раз в неделю; наибольшее количество эфирного времени получают низкобюджетные студийные проекты: аналитические или портретные интервью, дискуссии с небольшим количеством участников; короткометражные документальные телефильмы, а также художественные проекты (музыкальные передачи, спектакли и крайне редко минисериалы) производятся нерегулярно и постоянного места в сетке вещания зачастую не имеют.

При всех различиях в организации и возможностях вещания студенческие телеканалы Великобритании осознают свое родство и понимают необходимость координации действий. С этой целью еще в 1970 г. была создана Национальная ассоциация студенческого телевидения Великобритании (NaSTA) [4]. Сегодня она объединяет 32 станции: от Глазго до Саутгемптона и на ее сайте можно найти работающие ссылки на каждую из них. Организация существует на членские взносы и добровольную спонсорскую помощь. Главной целью своей деятельности NaSTA считает обеспечение взаимодействия станций, а также обмен опытом работы и материалами. Для поощрения наиболее

активных и талантливых в ходе ежегодной 2-3-дневной конференции NaSTA присуждается одноименная премия в нескольких номинациях.

Отметим, что в США также существует подобная организации - Открытая студенческая телевизионная сеть (OSTN). Она была основана осенью 2004 г. по инициативе международного консорциума университетов, главный офис находится в Кливленде, штат Огайо.

В завершение этого краткого обзора хочется еще раз отметить важнейшие, на наш взгляд, отличительные черты студенческого телевидения Великобритании. При всем многообразии его форм главное очевидно: что бы ни производилось для эфира, кем бы и как ни финансировался телеканал, действует он за счет внутренней мотивации и управляется исключительно СТУДЕНТАМИ. Редакционная политика, планирование, верстка конкретной программы или правка сюжета - все это в Британии является делом студентов, а не администрации. Поэтому никаких «обязательных» интервью с ректорами, деканами или иными официальными лицами - как можно видеть на российских университетских телеканалах - не может быть по определению. Все делается по инициативе студентов, преподаватели и штатные сотрудники оказывают профессиональную помощь и контролируют сам процесс вещания. Студентам предлагается попробовать свои силы в настоящей демократической журналистике - в качестве «четвертой власти». В этом смысле можно говорить о студенческом телевидении Великобритании, во-первых, как об одном из эффективных инструментов формирования у молодежи ценностей гражданского общества и, во-вторых, как о давно и активно действующем элементе этого общества.

В этом смысле невольное соотнесение с отечественным опытом, к сожалению, пока не в нашу пользу. В количественном отношении все вроде бы не так и плохо: история университетского телевидения в России втрое короче, но стабильно работает уже более 30 телеканалов. Некоторые из них (СПбГУ, Южно-Уральского федерального университета и др.) можно считать не только ветеранами, но и лидерами в своем секторе вещания - с онлайн-трансляцией, с многочисленными и разнообразными программами, высоким техническим качеством производства и вещания. Однако оно целиком строится на вузовской базе, и степень зависимости от администрации университетов и вообще от «старших» у наших студентов гораздо выше, чем у их британских коллег-сверстников. Об этом красноречиво говорит хотя бы тот факт, что штат сотрудников телеканала «Первая линия» СПбГУ составляет 17 человек, а на сопоставимом ему по основным параметрам студенческом телеканале GUST университета Глазго - всего трое. На наш взгляд, даже такого блиц-сравнения достаточно, чтобы увидеть разницу между российским «университетским» телевидением и британским «студенческим».

Литература

1. Glasgow University Student Television. URL: http://www.gust.tv/

2. York Student Television. URL: http://ystv.co.uk/

3. Leicester University Student Television. URL: www.lust-online.tv

4. The National Student Television Association. URL: http://nasta.tv/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.