Научная статья на тему 'К вопросу типологии систем сетевого вещания'

К вопросу типологии систем сетевого вещания Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2611
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бедэ М. С.

В статье рассматриваются основные положения и понятия интернет-вещания (интернет-телевидения в частности) как нового пространства функционирования СМИ, определяется детально и четко разница между понятиями об интернет-телевидении и ИПТВ, а также между разными понятиями об интерактивном телевидении. Уделено особое внимание анализу существующего распределения контента интернет-телевидения по разным жанрам и направлениям как в Интернете, так и в ИПТВ-сети, показано, чем они отличаются. Автор рассматривает некоторые особенности открытого интернет-телевидения прямого вещания по запросу как нового явления, а также возможности новой технологии и в связи с этим появление некоторых новых направлений работ и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chain broadcasting system types revisited

The article addresses main theses and concepts of Internet-broadcasting (Internet-television, in particular) as a new field of mass media, a clear and detailed difference between internet-television and IPTV is given, as well as various existing interactive television definitions. An emphasis is made on analysis of current Internet-TV content distribution according to categories and genres. The author examines some other characteristics of free live broadcasting television as well as on-demand TV and reviews possibilities of this new technology bringing to life new work trends and relations.

Текст научной работы на тему «К вопросу типологии систем сетевого вещания»

К ВОПРОСУТИПОЛОГИИ СИСТЕМ СЕТЕВОГО ВЕЩАНИЯ

М.С. Бедэ

Кафедра массовых коммуникаций Филологический факультет Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются основные положения и понятия интернет-вещания (интернет-телевидения в частности) как нового пространства функционирования СМИ, определяется детально и четко разница между понятиями об интернет-телевидении и ИПТВ, а также между разными понятиями об интерактивном телевидении. Уделено особое внимание анализу существующего распределения контента интернет-телевидения по разным жанрам и направлениям как в Интернете, так и в ИПТВ-сети, показано, чем они отличаются. Автор рассматривает некоторые особенности открытого интернет-телевидения прямого вещания по запросу как нового явления, а также возможности новой технологии и в связи с этим появление некоторых новых направлений работ и отношений.

В процессе развития цивилизации мир пережил несколько информационных революций: от изобретения письменности, книгопечатания, электричества, персонального компьютера [12] и до начала применения Интернета — новой среды для распространения информации. Для большинства из нас современная жизнь уже немыслима без этих замечательных изобретений, в особенности без тех, которые позволяют оперативно передавать информацию, т.е. телеграф, телефон, радио, телевидение и Интернет.

По историческим меркам компьютерные технологии обработки информации еще очень молоды и находятся в начале своего развития. До сих пор не все государства обладают теми или иными технологиями. Еще много источников знания, не вовлеченных в сферу действия компьютерных сетей. Компьютерные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые и традиционные технологии обработки информации.

Глобализация привела к тому, что Интернет в настоящий момент уверенно трансформируется в направлении от элитарной коммуникационной среды (используемой среди ученых и специалистов) к мировой коммуникационной мультимедийной супермагистрали, доступной практически для каждого. Кроме того, компьютерные технологии и Интернет пригодны в качестве среды для множества видов профессиональной деятельности, творчества и бизнеса, включая такие виды массового применения, как торговля, информационная и развлекательная индустрия, а также СМИ.

В настоящий момент интернет-телевидение, бесспорно, является одним из самых перспективных направлений деятельности человека в Интернете, следом за интернет-радио и интернет-газетами и журналами.

В статье будут рассмотрены аспекты взаимодействия электронных средств на основе ИПТВ (IPTV — Internet Protocol Television) технологии — интернет-

телевидение, на ПК (персональном компьютере) на основе популярной операционной системы WINDOWS, с аудиторией нового цифрового поколения.

Рассмотрим, в чем разница между ИПТВ и интернет-телевидением [13].

Ключевые различия между этими двумя концепциями распространения видео-контента с помощью IP важны для зрителя.

С технической точки зрения ИПТВ — это прежде всего интернет-протокол или технология, по которой возможно эффективно и качественно осуществлять трансляции видео и телевизионного цифрового контента между компьютерами, через Интернет или кабельное соединение. Данная технология, в отличие от традиционной (аналогового телевидения) позволяет еще и обратную связь, т.е. интеграцию поставщика услуг и зрителя в реальном времени, из чего возникает еще одно понятие — «интерактивное телевидение».

ИПТВ не имеет ограничений по количеству каналов (число их может достигать 30—100 и более) и по качеству транслируемого контента. Все зависит лишь от пропускной способности сети и территории ее охвата. Спутниковые и обычные аналоговые ТВ-каналы также можно принимать с помощью ИПТВ, если перекодировать их для просмотра в сети, что кстати является очень распространенной и широко используемой практикой на сегодняшний день. Технически это делать можно даже в домашних условиях. Отсюда могут возникать другие вопросы, например: как это контролировать в отношении борьбы против пиратства и нарушения авторских прав?

С функциональной точки зрения термином ИПТВ принято назвать закрытые кабельные сети, которые поставляют своим клиентам на платной основе контент масс-медия, как правило, более традиционный видео-контент, производимый «Голливудом» и другими киностудиями. С помощью защищенных IP-каналов оператор ИПТВ может осуществлять более эффективный контроль над распространением контента, чем это бывает с другими современными технологиями доставки. Как это ни странно, ИПТВ-сети — это не телевидение, которое вещает через Интернет, хотя технология и это позволяет. Несмотря на то, что сокращение «IP» происходит от «Internet Protocol», это не означает, что любой человек может зайти на любимый сайт, чтобы посмотреть любимую телепередачу. «IP» в случае ИПТВ означает лишь метод передачи информации через защищенную управляемую сеть. ИПТВ-сети обычно создаются и сопровождаются крупными телекоммуникационными операторами, которые инвестируют большие средства и ставят перед собой целью создать услугу, способную конкурировать с существующим цифровым и спутниковым ТВ. ИПТВ позволяет этим провайдерам иметь полный контроль над распространением контента и значительно снизить возможности пиратства, которое стоит всей медиа-индустрии ежегодно нескольких миллиардов долларов недополученной прибыли. ИПТВ — это платформа, которая создается и контролируется оператором — поставщиком телекоммуникационных структур. Потребитель взаимодействует непосредственно со своим оператором. В этом смысле оператор ИПТВ почти не отличается от существующих кабельных телевизионных операторов.

ИПТВ — это закрытая сеть. Более того, все устройства, подключенные к ИПТВ-сети, контролируются оператором. Одно из основных свойств ИПТВ — географическая привязка. Кроме того что инфраструктура ИПТВ физически привязана к домам, устройствам и телевизорам потребителей, еще существует местное регулирование и политика, также являющиеся факторами, ограничивающими ИПТВ на географическом уровне. ИПТВ предлагает тот же видео-продукт, который вещается кабельными и спутниковыми операторами. При этом используются уже апробированные схемы трансляций по требованию (on-demand) и за отдельную плату (pay-per-vew), возможно с некоторыми дополнительными возможностями и сервисами, а также другой ценой. Доступ пользователя к контентам или дополнительными услугами обеспечен присущей возможностями прямой обратной связь. Потенциал рынка оправдан теми услугами, которые могут предоставляться через ИПТВ, например определение телефонных номеров; электронная и голосовая почта на экранах телевизоров; программирование цифрового видеомагнитофона через сотовые телефоны; получение на экране телевизора дополнительной информации из Интернета во время просмотра телепередач; доступ к видеозаписям с возможностью смотреть их с разных углов освещаемого камерой пространства (операторская многоугольная видимость) и др.

В отличие от интернет-ТВ прямого вещания услуги ИПТВ-компании являются исключительно платными и основаны на предоставлении пакетов, как правило, жестко разделенных по жанрам или по отдельным критериям.

Перейдем к рассмотрению интернет-телевидения.

Разнородность мира Интернета позволяет нам погружаться в «океан» разностороннего и многообразного видеоматериала, созданного независимыми студиями, группами и людьми во всех уголках земного шара. Такая свобода, такой бесконечный выбор, такое разнообразие — это все основа интернет-телевидения.

Интернет-телевидение — это открытая развивающаяся сеть, в которой множество мелких и средних видео-производителей предлагают новаторский контент. Потребительская модель и модель вещания в интернет-телевидении существенно отличается от других концепций. Модель интернет-телевидения открыта для любого субъекта — держателя прав, потому что она основана на существующей в веб-модели: каждый может опубликовать информацию, которая глобально доступна. Издателем может стать как традиционная теле- или кинокомпания, так и любитель, т.е. любой человек.

Интернет-ТВ (прием исключительно по сети Интернет, на экране ПК) — это результат смешения различных входящих источников вещания (цифровое спутниковое ТВ, цифровое наземное ТВ, кабельное ТВ, открытое телевидение, центральное телевидение, интернет-телевидение прямого вешания, социальное Интернет телевидение (любительское — бесплатное), видео-конференции и видео-чаты, другие цифровые источники (Webcam), другие аналоговые источники (ТВ-тюнер, видеокамера, звук и т.д.), интернет-телевидение по запросу (VoD — video on demand), и т.д.), прием которых осуществляется на ПК пользователя-зрителя,

на основе ИПТВ же технологии. Предоставление данных услуг может быть как бесплатным (с ограничением доступа или без ограничения), так и платным (в этом случае доступ к ресурсам неограниченный). В модели интернет-телевидения у издателя есть прямой канал коммуникации с потребителем, независимо от интернет-провайдера или кабельного оператора. Интернет-телевидение оказывается настолько независимым от пользовательского оборудования, насколько это вообще возможно. Благодаря открытым стандартам и форматам у интернет-телевидения может быть такое же будущее, какое у Интернета сегодня.

Интернет-телевидение использует модель глобальной доступности, где видео- и телевизионные сервисы могут физически предоставляться на одном континенте, и быть доступными на другом [14], пока это не противоречит правам на распространение контента. Поэтому не всегда один и тот же контент через одну и ту же веб-страницу будет доступен для просмотра в разных местах или уголках мира. Несмотря на это, Интернет-телевидение обещает значительно более широкий выбор медиа-продуктов, программ и передач, чем мы привыкли видеть на обычном ТВ, и значительно больший контроль — когда, где и кто смотрел эти передачи. Вся информация об «употреблении» контента интернет-телевидения сохраняется как на ПК пользователя, так и в сети провайдеров, которые предоставляют данные услуги. Интернет-телевидение является идеальной платформой для маркетинга и распространения медиа-продукции. Кроме того, Интернет способствует появлению распределенной среды для совместной работы и создания медиа-продукции, в том числе возможно появление интернет-медиа-коллективов и open-source (открытых) проектов — от развлекательных до информационных программ.

Теперь, когда мы поняли, что такое ИПТВ и что такое Интернет-телевидение, можем переходить к обсуждению понятия термина «интерактивное телевидение» [15].

Суть в том, что понятия об интерактивности [16] ИПТВ и интерактивности интернет-телевидения могут отличаться фундаментально, т.е., если речь идет о ИПТВ, то интерактивность в этом случае бывает, как правило, лишь на уровне выбора покупки товаров рекламодателей и спонсоров оператора и выбора телеканала, или определенного контента для просмотра. Кроме этого, есть еще возможность выбора языка интерфейса управления. На этом интерактивность ИПТВ заканчивается. А когда речь идет об интернет-телевидении, кроме того что прием телеканалов является бесплатным в большинстве случаев, его другое немаловажное преимущество в том, что зритель имеет возможность лично участвовать (выступать) и влиять на ход передачи, на том же самом уровне с ведущими как визуально (через веб-камеру), так и голосом или через специальный чат. Такая возможность делает интернет-телевидение по-настоящему интерактивным и самым демократичным [17].

А теперь переходим к возможному содержанию (контенту) интернет-телевидения.

Давно известно то, как в истории радиовещания произошло разделение по жанровому признаку [18]. Одни радиостанции передают только новости, комментарии, интервью, т.е. информационные и аналистические жанры, а другие — только различную музыку. Немало радиостанций работает в смешанном режиме, т.е. регулярно передает новости, а между ними — тематические программы. И наконец, радиостанции так называемого иновещания используют особенный формат, учитывающий условия распространения радиоволн и поясное время в местах приема. Почти то же самое отмечается в интернет-телевидении. По крайней мере так и было с момента его создания. Однако, если внимательно смотреть, как обстоят дела в этом направлении в настоящее время, кроме составляющего компонента интерактивности, что мы уже обсуждали, тут появилось много другого, стали появляться тематические специализированные каналы, к примеру, канал только о компьютерных играх (ICQ GAME TV и другие каналы) или каналы только для взрослых, или только о спорте — Евроспорт (http://givan.ru/ index.php?newsid=16), или каналы о политике (http://www.russia.ru/), или только новости, например «Вести ТВ» (http://givan.ru/index.php?newsid=14), или только о биржах, бизнесах или рынках, или только о специфичных научных проектах или деятельностях, например NASA TV (http://www.nasa.gov/multimedia/nasatv/ index.html), т.д.

Рассмотрим первую группу — политика и экономика — новости, комментарии, интервью). К этой группе относятся такие телевизионные компании, как «Вести», РТР Планета, РБК-ТВ (Россия); Би-Би-Си, Скай Ньюс (Великобритания); EuroNews (Евросоюз); DW-TV (Германия); Аль-Джазира (Израиль, Хайфа, Арабские Эмираты); Телевидение ГЛОБО (свободный доступ по адресу http://www.conquistafmrio.com.br/ecletica/ecletica_le2_sop.htm — [а(П)], Глобо Ньюс (Бразилия); и другие телеканалы, освещающие самые последние события политики и финансов, культуры и спорта, показывающие видеохронику мировых событий и комментарии, зарубежную деловую информацию, новости, обзоры прессы.

Ко второй группе — только музыка — относятся MTV, Music Box TV, Муз-ТВ (с разными филиалами во всем мире); MCM (Франция); VIVA (Германия); LandScape Channel и т.д.

К третьей группе — смешанный контент — относятся ОРТ, «Россия», НТВ, ТВЦ, Рен-ТВ, «Столица» (Россия). К некоторым российским центральным телеканалам (ОРТ, «Вести», «Евроспорт» и т.д.) свободный доступ обеспечен в российском проекте GiVan.RU (http://givan.ru).

Другие каналы относятся к другим тематическим направлениям, например, детские, развлекательные, спортивные, познавательные, документальные, религиозные каналы, каналы, посвященные исключительно компьютерным играм, а также другие отдельные темы.

На всех континентах сегодня уже функционируют интернет-компании, которые принимают сигнал так называемого открытого телевидения (и не только) из разных стран и предлагают бесплатно для зрителей ретрансляцию программ из этих стран, при этом компании покупают права на ретрансляцию и зарабаты-

вают деньги только на рекламе. В конечном итоге зритель получает бесплатный открытый доступ к этим ресурсам по интернет-каналу через web-site.

По данным компании Time Warner, в Интернете сегодня функционируют уже более 1000 интернет-каналов, передающих телевизионный поток в прямом эфире.

Некоторые мультимединые компании, например, такие системы как INVITE (http://www.imvite.com), TVTUGA (http://www.tvtuga.com), COOLSTREAMING (http://webtv.coolstreaming.us), где программы собственного производства как таковые отсутствуют, а сервер лишь обладает правами на ретрансляцию крупных телеканалов со всего мира, средства зарабатывают за счет размещения рекламы. Это одна из перспективных тенденций развития открытого бесплатного интернет-телевидения.

Функционирует в сети еще и другой вид открытого бесплатного интернет-телевидения, существующий и передающийся исключительно через Интернет, где все передачи делают сами продюсеры и приглашенные интернет-канала, а главными форматами передач являются дебаты и интервью в прямом вещании, например allTV (http://alltv.ig.com.br/main/pt). В этом телевидении оформление сценария простое и стандартное для каждой передачи, т.е. это простой зал, где сидят двое ведущих за компьютерами с Интернетом. Особенность allTV в том, что зрители имеют возможность общаться и участвовать наравне с ведущими через чат, устроенный на сайте интернет-канала, а ведущие, строго соблюдая политику телекомпании, обязаны с ними постоянно общаться.

Список каналов компании «Корбина» (одного из ведущих провайдеров в Москве и поставщиков мультимедийнных ресурсов) содержит многочисленные ин-тернет-ТВ-проекты собственного производства в разных направлениях с разделением по жанру.

Проект ICQ-TV (через программу RAMBLER ICQ Messenger) привязан к российской версии программы ICQ, а главная особенность этого проекта заключается в том, что все показанные материалы составлены особым образом из различных небольших репортажей наподобие видеороликов. Поток показанных роликов не прекращается, но выбор желаемого для просмотра ролика можно осуществлять вручную. Такая же система наблюдается и в проекте RUSSIA RU.

У компании ICQ есть еще один пионерский проект в области интернет-ТВ. Речь идет об отдельном виде интернет-ТВ, где любой желающий может бесплатно стать ведущим своей собственной телепередачи, не выходя из дома. Подключение осуществляется при обычной регистрации пользователя на сайте. Уникальный проект под названием ICQ BLOG TV (http://ru.blogtv.com/Livenow) уже пользуется успехом.

Был исследован еще один проект с похожей философией, относящийся к группе социального телевидения — PRTV (http://prtv.ru/). Это пакет эксклюзивных бесплатных телеканалов собственного производства. Философия данного проекта — дать возможность самореализации на ТВ каждому желающему участнику сообщества. В процессе создания телеканалов может участвовать каждый,

но в отличие от ICQ BLOG TV в PRTV учредители проекта выбирают, кого принимать или не принимать в проект. В данном случае происходит более строгий отбор участников, каждый новый ТВ-проект проходит более серьезную подготовку.

Если говорить о настоящем профессиональном интернет-телевидении, то хороший пример — TV RUSSIA RU. Открытый проект RUSSIA RU (http://www.russia.ru) представляет собой трансляцию различных маленьких программ или репортажей о политике, об остро волнующих темах с участием специалистов.

Существуют другие более сложные системы, которые функционируют на основе специальных программ (software), система доступа к ним приближается к механизму работы кабельного телевидения или закрытой ИПТВ-сети, т.е. пользователь на своем ПК получает полный доступ к ресурсам системы за определенную плату. Желающие смотреть бесплатно получают ограничений доступ к этим ресурсом (по количеству времени эксплуатации программ или по некоторым определенным видам ресурса).

Некоторые телевизионные интернет-проекты функционируют по принципу кабельных или ИПТВ-сетей, т.е. чтобы получить доступ к данным ресурсам, надо платить (подписаться). Перспективность таких проектов, по нашему мнению, невысока, поскольку предложенные ресурсы фактически являются аналогичными другим системам, где доступ к ресурсам является открытым, свободным и бесплатным. Приведем в качестве примера пакеты, представленные компанией «QWERTY.TV — интерактивное телевидение» (http://qwerty.ru/services/tv/ qwerty_tv/). Обратите внимание на обманчивую маркетинговую политику некоторых каналов интернет-телевидения и ИПТВ-сетей, где делают акцент на интерактивности своей сети. В большинстве случаев, как уже сказано, интерактивность бывает лишь на уровне выбора покупки товаров рекламодателей, выбора телеканала для просмотра или языка интерфейса управления.

Поэтому настоящим и полноценным интерактивным телевидением можно считать только такое, которое допускает прямое участие и вмешательство зрителя в реальном времени в процессе передачи, например, allTV, ICQ Blog TV.

На сегодняшний день наиболее распространенным вариантом вещания в интернете является симбиоз эфирного и IP-телевидения [19]. Большинство российских эфирных телеканалов, таких как ОРТ, РТР, ТВЦ и т.п. осуществляют вещание и в Интернете. Помимо чисто эфирных каналов, в сети есть и некоторые спутниковые телеканалы. Телекомпании заключают договоры с интернет-провайдерами, а те, в свою очередь, обеспечивают доставку сигнала к потребителям. Тем самым телекомпании снимают с себя некоторые проблемы, связанные с затратами на развертывание IP-телевидения, и в то же время увеличивают аудиторию. Дополнительная аудитория — дополнительные деньги от рекламодателей. В выигрыше остаются и те, и другие.

Что касается программы компании «Космос ТВ», которая уже перешла на цифровое вещание, ее «картинка» на экране — прекрасная иллюстрация пре-

имуществ цифрового канала связи. Однако становится очевидным, что источником такого цифрового вещания являются аналоговые видеомагнитофоны, а также программы, подготовленные аналоговым способом. Такие артефакты, как рассыпание картинки, ее замораживание вызывают раздражение и дискредитируют саму идею качественного цифрового телевидения. Данным техническим аспектам, как, впрочем, и творческим, внимания уделяется мало. Больше говорится о капиталовложениях, которые должны прийти в индустрию.

Что касается мобильного телевидения, некоторые специалисты считают, что оно не заменит имеющиеся телевизионные услуги. Стратегии таковы, что услуги мобильного телевидения будут носить дополнительный характер, выступая в качестве вспомогательных средств для просмотра выбранного пользователями контента, по словам менеджера по исследованиям П. Пескаторе из Consumer European Wireless and Mobile Communications [20].

Новый этап в телерадиовещании предполагает в первую очередь стремительное развитие производства полностью цифрового контента — его потребуется неизмеримо больше, чем сейчас. Целая армия творческих работников, технического персонала, производящих программы нового типа, должна пройти серьезную подготовку, не только ознакомиться с техникой нового поколения, но и освоить ее возможности, чтобы процесс творчества стал продуктивным.

IP-телевидение как новая услуга вполне может привлечь новых клиентов. А когда объем аудитории IP-TV достигнет критической массы, вполне можно ожидать прихода в эту отрасль рекламы и признания ее в качестве полноценного СМИ.

Благодаря открытым стандартам и форматам у интернет-телевидения может быть такое же будущее, какое у Интернета сегодня, оно будет так же интегрировано в жизнь пользователей. Механизмы публикации, доступа и поиска ресурсов в Интернете в ближайшем будущем плавно соединятся с миром видео и телевидения.

Фактом остается то, что в мире идет быстрое и бурное развитие технологии. Как уже было сказано выше, «разнородность» ИПТВ является важным моментом в понимании неизбежного и «бесконтрольного» процесса развития нашего цифрового мира.

Мы считаем, что интернет-телевидение — это будущее, которое уже началось, но которое еще не совсем готово к применению на практике для полного преобразования жизни человека.

Таким образом, СМИ осуществляют свое успешное динамическое развитие.

Современное общество находится на переломном этапе своего развития. Можно сказать, что мы стоим на пороге новой цивилизации, которая будет принципиально отличаться от всех существовавших общественных формаций. Очевидно, обработка информации станет определяющим фактором развития современной техники и технологий нашего нового цифрового мира.

Безусловно, такой поворот в истории развития человечества направлен не просто на повышение уровня жизни членов общества, а является единственным средством на пути к выживанию в условиях нарастающего экологического кри-

зиса. Однако путь этот оказывается не таким простым, как можно было бы предположить. Дело в том, что при переходе общества на новый уровень производства возникают уже не технологические, как это было ранее, а социально-психологические проблемы. Можно сказать, что к такому повороту событий оказались не готовы существующие социальные институты, в том числе и философия. Таким образом, вопрос о сосуществовании современных технических систем и самого человека, по-видимому, станет основным для ученых и философов конца XX — начала XXI вв.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. — М., 1978.

[2] Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. — М., 1960.

[3] Борецкий Р.А. Телевизионная программа. — М., 1967.

[4] Вакуров В.Н. О языке радио- и телепередач. — М., 1960.

[5] Вачнадзе Г. Всемирное телевидение: новые средства массовой информации — их аудитория, техника, бизнес, политика. — Тбилиси, 1989.

[6] Егоров В. Телевидение и зритель. — М., 1977.

[7] Московкин Л.И., Вакурова Н.В. Жанровые особенности подачи новостной информации СМИ России // Журналистика в 1996 году. Тезисы научно-практической конференции. — М., 1997. — Ч. I. — С. 32—34.

[8] Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М., 1973.

[9] Жанры телевидения. — НМО Комитета по радиовещанию и телевидению. 1967.

[10] Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. — Свердловск, 1973.

[11] Телевизионная журналистика. — М., 1994.

[12] Николаева В.А. // Вычислительная техника: история появления и развития ВТ. 2000— 2003 (http://www.junior.ru/wwwexam/history/index.htm).

[13] Открытый источник // IPTV или Internet-TV — в чем разница? — Сибирский федеральный округ: Сибирьтелеком. Оервис-провайдер (http://telcoblog.ru/servis-provayder-iptv-ili-internet-tv-v-chem-raznitsa/)

[14] Открытий источник // Интернет-телевидение. — Toronto, Ontario, Canada.: Matvil international®, Факты. 2007 (http://www.matvil.com/rus/).

[15] Открытий источник // Сервисы цифрового ТВ. — М.: СТРИМ — Цифровое ТВ. (http://tv.stream.ru/)

[16] Перкис И., Николаев А. // Интерактивное телевидение. — Херсон, Украина: Sat me-dia.net — Спутниковое телевидение (http://sat-media.net/faq/interactiv.htm)

[17] Рибейро Л.К. // TVs Na Internet — Futuro Promissor (У Интернет ТВ перспективное будущее). Бразилия: 28.06.2007 (http://luizcarlosribeiro.blogspot.com/2007/06/tvs-na-internet-futuro-promissor.html)

[18] Яковлев Д.В. // Вещательные применения современных технологий передачи аудиоинформации через интернет. — М: Рефераты по компьютерам и программированию. (http://www.referat.su/refs_new/5556/ref_part_2.shtml)

[19] Бовыкин С. // IP-TV в России: кто есть кто. — М.: C-NEWS.RU, Связист — Все о связи! 27.04.2006 (http://sviazist.nnov.ru/modules/myarticles/print.php?storyid=608)

[20] Ерофеев С. // Спрос на мобильное телевидение обостряется. ТВ дайджест — РИА «РосБизнесКонсалтинг». 04.08.2006 11:16:20 (http://www.tv-digest.ru и http://www.cnews.ru).

[21] Вакурова Н.В., Московскин Л.И. // Типология жанров современной экранной продукции. Учебное пособие — М.: Институт современного искусства — Мастерская телевизионной журналистики, 1997.

CHAIN BROADCASTING SYSTEM TYPES REVISITED

M.C. Bede

Mass communication chair, language and literature study department Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article addresses main theses and concepts of Internet-broadcasting (Internet-television, in particular) as a new field of mass media, a clear and detailed difference between internet-television and IPTV is given, as well as various existing interactive television definitions. An emphasis is made on analysis of current Internet-TV content distribution according to categories and genres. The author examines some other characteristics of free live broadcasting television as well as on-demand TV and reviews possibilities of this new technology bringing to life new work trends and relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.