Научная статья на тему 'Значимость разных элементов культуры в представлениях студентов негуманитарных специальностей'

Значимость разных элементов культуры в представлениях студентов негуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
73
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ / VALUABLE ATTITUDES / QUESTIONING / PUBLIC CONSCIOUSNESS / CULTURE ELEMENTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рожкова Наталья Васильевна

Проблема ценностных ориентаций современного студенчества, которой посвящена статья, является актуальной. Примененный автором метод социологического опроса (анкетирования) позволил получить дифференцированную картину представлений студентов негуманитарных специальностей о значимости разных феноменов культуры и их соотношении в индивидуальном восприятии, а также проиллюстрировать характер взаимосвязи элементов культуры друг с другом. Результаты исследования позволяют вычленить некоторые проблемы общественного сознания, которые могут решаться через систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF MISCELLANEOUS UNITS OF CROP IN REPRESENTATIONS OF STUDENTS OF NOT HUMANITARIAN TRADES

The problem of valuable attitudes of up-to-date students to which one the article is devoted, is actual. The method of sociological interrogation (questioning) applied by the author has allowed to receive a differentiated pattern of representations of students of not humanitarian trades about the significance of miscellaneous phenomena of crop and their ratio in individual perception, and also to illustrate character of interconnection of units of crop with one another. Findings of investigation allows to divide into parts some problems of public consciousness which one can be decided through higher education system.

Текст научной работы на тему «Значимость разных элементов культуры в представлениях студентов негуманитарных специальностей»

УДК 316.61-057.875

Н.В. Рожкова, канд. пед. наук, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

значимость разных элементов культуры в представлениях студентов негуманитарных специальностей

Культура общества и личности — сложное многоуровневое образование, в котором элементы культуры личности «прорастают», реализуются в формах и смыслах общественного сознания. Кризис семьи как социального института значительно понизил ее роль в формировании системы ценностей и социокультурных навыков личности. Роль воспитателей постепенно переходит к системе образования, СМИ, общественным и религиозным организациям. Поэтому гуманизация и гуманитаризация образования позволяет решать ряд общественно значимых задач, связанных с формированием личности на всех стадиях и во всех формах обучения.

Отражение представлений отдельного человека в зеркале общественного сознания — это важный источник информации о проблемах и свойствах современной культуры и общества. При изучении культурологии студенты вузов получают представления о структуре, функциях, сущности культуры, о значимости культуры в жизни личности. И несмотря на то, что каждый элемент культуры незаменим и имеет важное значение в ее развитии и функционировании, общественное сознание на разных этапах исторического развития выделяет те или иные составляющие культуры, которые наиболее значимы для конкретной социокультурной ситуации.

Исследование в форме анкетирования, проведенное в среде студентов негуманитарных специальностей, дало интересные материалы, позволяющие выявить особенности восприятия отдельных элементов культуры и их роли в жизни общества. В анкетировании принимали участие 154 студента 1-го курса Орловского государственного аграрного университета, которые только начали изучать культурологию и не имели еще сформированных представлений о структуре культуры. Им предлагалось выполнить следующее задание: «Распределите в порядке убывания по степени значимости в жизни современного общества следующие элементы культуры: мода, мораль, язык, наука, техника, искусство, религия. Прокомментируйте свое мнение». Выбор первокурсников в качестве объекта исследования не был случайным, так как они

в большей степени — носители потенциалов, чем сформированных представлений, их взгляды, вкусы и ценности находятся в стадии становления, постоянно изменяются.

Количественный анализ полученных данных показал, что наиболее влиятельными элементами культуры, по мнению опрошенных, являются язык, религия и мораль. Именно эти феномены были поставлены наибольшим числом испытуемых на 1, 2 и 3 места (таблица).

Только 45,3 %, т. е. меньше половины участников опроса считают язык главным элементом культуры. Этот факт не только подтверждает, но и объясняет ситуацию, сложившуюся с устной формой языка: размывание границ между нормативной и ненормативной лексикой, проникновение просторечной и сниженной лексики в теле- и радиопередачи, речь политиков, общественных деятелей и представителей искусства и т. д. — это индикатор отношения народа к своему языку. Несоблюдение языковых норм перестало восприниматься носителями языка как проблема культуры, нации, личности. Исключительность роли языка в жизни культуры и общества осознается не всеми его носителями, и это можно считать нездоровой, опасной тенденцией. Ведь при быстром развитии технических средств связи язык все же сохраняет роль единственного неотъемлемого элемента коммуникации.

Одновременно то серьезное значение, которое участники опроса придают религии, также очень показательно: на первое место в жизни общества религию ставят 24,7 %о, на второе — 30,7 %о, на третье — 12,7 %. В условиях «идеологической недостаточности» религия пытается занять лакуны, возникшие в сознании личности и общества. Активная

Значимость феноменов культуры

Феномен культуры Место в рейтинге, %

1 2 3 4 5 6 7

Язык 45,3 17,3 14,0 8,0 5,3 4,7 2,7

Наука 8,7 9,3 20,7 25,3 29,3 4,0 3,3

Техника 1,3 7,3 8,0 19,3 25,3 30,0 7,3

Искусство 2,7 10,0 17,3 30,0 14,7 16,0 8,7

Религия 24,7 30,7 12,7 4,7 8,7 7,3 8,0

Мораль 16,7 24,7 23,3 12,0 7,3 6,7 8,0

Мода 1,3 0,7 4,0 2,7 10,0 28,7 56,7

пропагандистская деятельность религиозных организаций внедряет в умы молодежи элементы религиозного сознания. Но главная причина высоких показателей значимости религии, как считает автор, состоит в настрое общества, атмосфере религиозной терпимости, которая утверждается на государственном уровне.

Значительная часть опрошенных поставила мораль на 2-е и 3-е места (24,7 % и 23,3 %). Важно, что именно эти информанты 1-е и 2-е места отдали языку и религии. Объяснить логически связку «язык — религия — мораль» они не смогли, и это неудивительно при отсутствии специальных знаний. Более важно и интересно другое: на интуитивном уровне молодые люди 17-19 лет понимают, что в языке отражаются и закрепляются морально-этические оценки, что религия в разных проявлениях влияет на моральный климат в обществе, т. е. эти элементы культуры действительно тесно связаны между собой.

Наука и техника получили невысокие места в рейтинге: наибольший процент опрошенных отдали им 5-е и 6-е места (науку на 5-е место поставили 29,3 %, технику на 6-е место — 30,0 %). При этом связь между наукой и техникой совершенно очевидна.

Искусство заняло «золотую середину», так как 30 % отдали ему 4-е место, при этом крайние позиции — первое и последнее — для искусства почти не характерны (2,7 % и 8, 7 %). Самым незначительным элементом культуры по результатам опроса выглядит мода: 56,7 % ставят ее на последнее место, 28,7 % — на предпоследнее. Объяснение своему мнению по поводу моды информанты дают достаточно простое: «мода постоянно меняется, не следует подчиняться каждому ее движению». По мнению автора, значимость феномена моды значительно выше, иначе как можно объяснить такой факт: в обществе не существует моды на блестящее владение русским языком. Зато постоянно открываются школы, кружки, центры по обучению иностранным языкам. Репетиторство по английскому языку сейчас самое дорогое и востребованное, а к незнанию и несоблюдению норм родного языка общество относится очень мягко, терпимо.

Неоднозначные результаты дал анализ содержания комментариев, в которых студенты объясняли свои точки зрения. Эти объяснения оказались очень разными: от весьма разумных и полноценных до самых наивных и примитивных. Многие информанты осознают исключительно важную роль языка в жизни культуры, они называют язык «условием жизни общества», «важнейшим средством коммуникации», утверждают, что язык «способствует развитию всех остальных составляющих культуры». Интересно, что многие воспринимают язык как «средство объединения людей», которое «сопровождает человека с детства, с самого рождения». Некоторые высказывания о языке пафосны и метафорич-

26

ны: «Язык — главное богатство любого народа», «Язык — это идеал, синяя птица, к которой человек стремится всю жизнь». Некоторые студенты написали о невозможности изучить даже родной язык «полностью», связали знание родного языка и свойства личности: «Язык и речь во многом определяют личность человека». Всего два участника опроса указали на наличие проблем, связанных с уровнем владения родным языком, в молодежной среде.

Наиболее неожиданные и противоречивые мнения были высказаны о религии и ее месте в культуре. Восприятие религии у многих студентов-первокурсников можно назвать восторженноэйфорическим. Они пишут, что в религии «заложены культурные основы любого общества», «в религии берут свое начало все остальные элементы культуры». Некоторые даже написали, что «нерелигиозный человек не человек, потому что он недуховный!». Большинство информантов указывают на тесную связь между религией и моралью, смешивая при этом понятия морали и нравственности: «мораль выводится из заповедей священных книг», «религия является сдерживающим фактором для многих людей, не позволяет им совершать преступления», «учит гуманизму и добру». Для некоторых студентов религия является опорой в трудных ситуациях, кроме того, «религия дает надежду на лучшее будущее». Очень небольшое число опрошенных высказали негативное отношение к религии, указали на противоречивость воздействия религии на другие составляющие культуры: «Религия — это издержки прошлого, часто тормозит развитие науки и техники», «Ставлю религию на последнее место, так как считаю, что она создана для управления людьми, навязывания мнений о мире и человеке».

Указывая на исключительную значимость морали в жизни общества, некоторые участники опроса абсолютизировали роль морали: «Без языка, техники, искусства, науки человек может существовать в обществе согласно морали» (правда, при этом непонятно, а как же будут сформулированы моральные нормы?), мораль «закладывает в человеке нравственные ценности», т. е. для представителей молодежи практически нет разницы между нравственным законом и совокупностью требований, которые выдвигаются обществом. При этом совершенно не учитывается, что нравственный императив как внутреннее убеждение о допустимом и недопустимом и мнение общества — мораль — могут не совпадать, а могут и противоречить друг другу. Есть высказывания, достаточно полно описывающие сущность и функции морали: «Мораль отражает нравственный опыт многих поколений людей, делает поведение людей единообразным, а жизнь общества — более предсказуемой и безопасной». Некоторые информанты затронули болезненную тему о нивелировании многих моральных требова-

ний в современном обществе: «Сейчас мораль — это последнее, о чем станет задумываться человек», «Мораль — самый малозначащий элемент культуры, так как сегодня ни на что не влияет».

Наука и техника удостоились довольно однообразных и кратких комментариев. Указывая на тесную связь между этими феноменами культуры («техника — производная от науки»), некоторые информанты считают их наиболее влиятельными в жизни современного общества: «Техника является самой значимой в культуре, так как оказывает непосредственное влияние на развитие общества», «Нашу жизнь невозможно представить без техники и науки». Но есть и студенты, осознающие ряд проблем, связанных с развитием техники: «Сейчас за человека почти все делает техника, поэтому наша жизнь становится легче. С другой стороны, техника нас порабощает, мы многое уже не можем делать сами». Не всех опрошенных впечатляют успехи науки: «На мой взгляд, наука не сможет разобраться абсолютно во всем, есть границы, за которые разум не проникнет никогда».

Искусство как феномен культуры выполняет, по мнению большинства опрошенных, рекреативную функцию, позволяет выйти за рамки повседневности: «Искусство, мода [...] при помощи этих явлений создается иная реальность, более яркий, необычный мир, который противостоит действительности». Некоторые студенты написали о том, что произведения искусства позволяют заглянуть в прошлое и будущее: «При помощи искусства мы можем проследить хронологию развития общества и культуры, а современное искусство (например, кино) — это взгляд в будущее, попытка предсказать судьбу человечества». Нашлись и участники опроса, указавшие на сходство искусства и религии, что совершенно справедливо, так как в основе этих феноменов культуры лежит духовная деятельность: «Искусство для многих — это форма религии, нечто духовное и творческое, что оживляет душу». Кроме того, в качестве важной функции культуры названы

самопознание и самовыражение: «Через искусство мы познаем свою душу», «Искусство отражает эстетические потребности человека», «Искусство помогает нам развиваться как личности».

Многие отнесли моду к видам искусства, так как «это творческая деятельность человека», хотя она связана и с развитием техники: «Моду сегодня нельзя представить без каких-либо технических достижений или направлений в искусстве». Но вообще мода получила совершенно противоположные оценки. Для одних «... мода сегодня стоит на вершине мира», а для других «.она только разрушает моральные ценности». Удивительно, что в молодежной среде мода получила низкую оценку значимости в жизни культуры: «Ставлю моду на последнее место, потому что она все время меняется, а другие части культуры практически вечны», «Мода не отражает главного — внутренний мир человека. Она сиюминутна». Но есть и другие мнения: «Мода позволяет решать какие-то задачи, например, войти в какую-то компанию, общество (встречают по одежке)». Эти оценки носят предварительный характер, но все-таки отражают не столько реальное взаимодействие, взаимовлияние моды и молодежной среды, сколько намечающиеся тенденции в этой сфере.

Исследования подобного рода дают преподавателю культурологии материал для размышления и анализа, позволяют скорректировать предлагаемую студентам информацию, расставить смысловые акценты, ликвидировать пробелы. Но главное — оно позволяет сделать обучение личностно и социально ориентированным, направленным на устранение искажений в картине мира обучаемых. Изучение культурологии в вузе имеет общегуманитарное значение. Знакомство с сущностными характеристиками, структурой, функциями культуры открывает возможности для того, чтобы проследить связи между отдельными явлениями, феноменами, уровнями культуры, раскрыть характер их взаимовлияния и взаимозависимости.

УДК 371.6

В.Ф. Шевчук, доктор пед. наук, профессор Л.Н. Потапов, аспирант

ГОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет»

технические средства обучения в преподавании дисциплин инженерного профиля

Технические средства обучения (ТСО) в педаго- нажеры для отработки боевых качеств легионеров.

гическом процессе используются давно. Еще В средние века теологи применяли разнообразные

древние римляне использовали разнообразные тре- модели вселенной, а при обучении медицине —

----------------------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 ---------------------------- 27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.