ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
УДК 130.3
Ценность и смысл понятия «духовность» на изломе нравственных парадигм
Актуальность данной работы — в исследовании ценности и смысла понятия «<духовность» в контексте «эпохи Hi-tech», когда происходит пересмотр нравственных ценностей. Прогресс науки не есть прогресс духовности. Как человеку не потерять «человеческое»? Для реализации поставленных задач используются следующие методы: логический анализ, методы индукции и дедукции, результаты социологических исследований. В результате размышлений выделены ступени восхождения к духовности: моральные задатки, воспитание, интеллектуальное развитие, культура (искусство), гуманизация. Результат авторского исследования: будущее человечества — путь духовности. Духовное есть «человеческое в человеке». «Человек человечный» («Homo humanus») — высшая ступень эволюции.
Ключевые слова: ценность, смысл, духовность, мораль, культура, искусство, гуманизм, гуманизация, воспитание, человек, мировоззрение, мудрость.
А. Г. Заховаева
Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Ивановская государственная медицинская академия»
E-mail: [email protected] Anna G. Zahovaeva Doctor of Philosophy, Associate Professor,
Professor of the humanities
department.
Russia, The Ivanovo State Medical Academy
Слово «духовность» — такое простое и такое сложное понятие, сакральное и модное, элитарное и обыденное... Сейчас невозможно представить русский язык без употребления этого слова. Однако трудно найти это понятие в энциклопедиях и словарях: ни в энциклопедии Ф. Брокгауза и И. Ефрона, ни в БСЭ, ни в философских словарях советской эпохи это слово не значится, нет его и в зарубежных
Как цитировать статью: Заховаева А. Г. Ценность и смысл понятия «духовность» на изломе нравственных парадигм // Ценности и смыслы. 2017. № 5 (51) С. 111-117.
справочных изданиях. Это придает проблеме рассмотрения понятия «духовность» еще большую актуальность. Более того, для нас важно раскрыть ценностное и смысловое значение духовности в контексте социально-нравственных изменений современного общества, когда величайшие классические законы нравственности (Конфуция, И. Канта, Л. Толстого) в большинстве случаев не действуют. Потеряны и ценностные ориентиры. Современное «общество потребления» провозглашает прагматизм, обесцениваются этические ценности (гражданский долг, справедливость, честь и др.).
Фундамент современного постиндустриального общества — это развитие высоких технологий, информатизация общества. Но является ли научно-технический прогресс прогрессом Человека (Личности), человеческих отношений, нравственных ценностей? Какой он — человек «эпохи Hi-tech»? Могут ли девальвироваться нравственные ценности в «новую эпоху»? Какое значение приобретает понятие «духовность»?
Ответы на эти вопросы волнуют многих ученых, богословов, как, впрочем, любую личность, которая ищет мировоззренческие ориентиры.
Обратимся к результатам социологического опроса населения, который проводился в 44 регионах Российской Федерации, опрошены 1500 респондентов (16-17 декабря 2006 года). Итоги: знакомы с понятием «духовность» — 91% россиян, при этом 25% человек отожествляют понятие «духовность» с верой в Бога, религией, церковью; для 21% опрошенных духовность — это сумма положительных моральных качеств человека; 8% участников опроса полагают, что духовность — это прежде всего богатство человеческого интеллекта, культура, образованность и воспитанность; для 5% «духовность» — это мировоззренческая позиция человека, самосовершенствование и самовоспитание [1].
Что такое духовность? «Духовность — неотъемлемое свойство природы человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, то, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ...»,— отмечает философ-богослов Александр Мень [5].
Духовность — это высший этап развития человеческого сознания. По сути, формирование Человека есть формирование его как духовного существа. Ростки духовности в виде моральных задатков присущи каждому человеку как биосоциальному существу.
Мораль — продукт долгой биологической эволюции человека как вида. В ходе эволюционных процессов сформировалась особая форма
сознания — «моральное сознание», где главное — это гуманизация отношений. Задатки моральных качеств, чувств, установок заложены генетически, как «врожденные идеи», как «моральные архетипы», но при этом они не бессознательны, они своего рода «граница» между генетической моральностью и разумом. Так, человек — это не только Homo sapiens, но и Homo moralis.
Однако чтобы стать Homo moralis требуется нравственное воспитание. Гигантскую роль в становлении и развитии духовности играют образование и воспитание, гуманизация, т.е. формирование целостной личности. Но Homo moralis не может быть последней ступенью эволюции человека. Человек должен быть человечным. В этом смысле понятие «моральность» можно рассматривать как тождественное понятию «человечность». А человечность, в свою очередь, всегда ассоциируется с духовностью. «Человек человечный» — вот высшая ступень эволюции. О человеке нового типа писал еще М. Хайдеггер, он утверждал, что человек должен быть человечным, истинная вершина эволюции — это Homo humanus («человечный человек»), который противостоит «варварскому человеку» (Homo barbarous) [6, с. 319-320].
Духовность родственна понятию «гуманизм». Гуманизм — это доминанта антропоцентризма. Гуманизм — человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Гуманизм — это уважение к личности через милосердие и сострадание. Без гуманности нет духовности!
Духовность предполагает значительный уровень интеллекта. Это особое интеллектуальное состояние человека, когда разум находится в гармонии с чувствами, то, что мы называем мудростью. Духовность и интеллект — два взаимосвязанных понятия. Духовность — это интеллектуальное богатство личности. Интеллект — это одна из ступеней к духовности. При этом духовность — это своего рода высшее качество интеллекта, когда он способен использовать полученное знание исключительно в гуманных целях.
Часто духовность ассоциируется с религиозностью, верой. Религия хранит и пропагандирует высокодуховные понятия: добро, милосердие, сострадание и др. Однако «христианская духовность — это не уход „в пустыню", это не самоцельное уничтожение тела и души (часто доходящее до юродства, воспеваемое некоторыми ревнителями веры), а подчинение тела, воли, разума и эмоций — высшей инстанции кон-
ституции человека — духу, подчиненному, в свою очередь, Святому Духу» [4]. Духовность в религиозном смысле есть высшее просветление, духовное единение с Абсолютом. Таким образом, понятие «духовность» можно приравнять к понятию «святость». Однако определение духовности через религиозный фактор слишком сужает это понятие. Более того, получается, что атеист — это однозначно бездуховная личность.
Духовность социализирует и гуманизирует человека. Духовность — это близкое большинству людей понятие, не всегда связанное с верой, религией, Богом. Духовность — это красота и богатство внутреннего мира личности. Духовность — это внутренняя гармония, сбалансированное формирование личности, вера в свои силы и творческие возможности.
Духовность является важным содержательным фактором культуры. Культура предполагает духовность как императив; будь то материальная составляющая культуры — к примеру, предметы быта — или духовная — религия, наука, искусство. Именно культура, ее уровень и формирует в большей степени духовность личности. При этом духовная культура не есть духовность в культуре.
Духовная культура существует в синтезе двух элементов: 1) в форме духовного стержня личности (мировоззренческая позиция, творчество); 2) в форме самих продуктов (духовных ценностей) — книг, картин, т.е. своего рода «материализации идеи». Духовное в культуре — это ценностное. Духовная ценность в культуре — это результат синтеза интеллектуальной и эстетической деятельности человека, то, что стало признанным в данном социуме, в пространственно-временном континууме культуры. Другое понимание духовной культуры связано с религией, априори религиозная культура духовна! Духовность в культуре — это высшая смысловая ценностная оценка произведения культуры.
Культура — это неисчерпаемая система ценностей. Важная составляющая культуры — это искусство. Искусство посредством чувственных образов способно нести духовность. Искусство развивает духовное в человеке. Реализуя эстетическую функцию, искусство вносит в духовность понятие прекрасного, ибо духовное не может быть безобразным. Главная задача искусства — это не просто отразить и выразить чувственный мир, а возбудить душевную эмоцию. Сущностная функция искусства — очеловечивание. «Главная миссия искусства — это гуманизация личности. Искусство способно нести духовность, формировать целостную личность. Искусство — это поиск сверхличностного
внутри наличного бытия, рождение духовной субстанции личности. Искусство — это „второе рождение" человека, человека — Homo humanus, человека человечного. Древний человек взял в руки мелок или придумал первые рифмованные слова, потому что почувствовал себя не просто биологическим видом, а кем-то большим — Человеком. Искусство воздействует на человека всесторонне, формируя и развивая его как личность» [2, с. 113].
Искусство творит мир личностных смыслов и одновременно социализирует их, творя Человека человечного. Каждое произведение искусства — это импульс духовного развития. Искусство — важный фактор сотворения Человека, вероятный «барьер» на пути девальвации личности. Конечно, искусство может быть и бездуховным. При этом предполагается, что религиозное искусство духовно всегда.
Духовность — это не индивидуальная характеристика личности. Духовность — великая энергия, которая связывает человека с другим человеком. Духовность — это социальный феномен, принцип существования человеческого общества. Духовность — это со-бытие, диалог, единение человека с миром человека. Духовность — это мировоззренческая сущность, то, что определяет отношение к окружающей действительности, то, что характеризует видение мира в целом, а также место человека в этом мире.
Однако трудно быть духовным в эпоху дегуманизации. Гуманизм не в моде! В чем причина? Может, люди «презрели мораль»? Нет, основные моральные ценности признаны. Человек стал глупее? Нет, интеллектуальный и образовательный уровень значительно выше, чем в другие эпохи. Может, мы наблюдаем упадок культуры? Тоже — нет! Театры, библиотеки, выставочные залы и т.д. по-прежнему популярны. Может, это кризис веры? Тоже нет! Растет число храмов, монастырей, увеличивается число верующих. Что тогда губит духовность? Девальвация чувств — вот ответ! Современный человек слишком рационален, прагматичен. А духовность предполагает эмоциональное отношение к жизни, «переживание своего бытия». Кроме того, социум разорван. Одних мы можем назвать духовными личностями, а других нет (убийцы, преступники и т.д.). Таким образом, мы можем говорить не о бездуховности вообще, а о начале кризиса социума, смене нравственных парадигм.
Сейчас мы переживаем новую глобальную научно-техническую революцию, в ходе которой рождается новая постклассическая наука,
связанная, прежде всего, с высокими технологиями, компьютеризацией, а также формированием новых наук (биофизика, генная инженерия, геофизика и т.д.). «Ш^есЬ-революция» — это выбор новых стратегий исследования, она радикально обновляет идеалы и нормы науки. Но меняет ли она человека? Наука — это лишь феномен социума наряду с искусством, моралью, религией и т.д. «Человеческое измерение», осмысление науки — это социально-критическое погружение в мир антропогенных смыслов бытия. Век высоких технологий предполагает свободу творчества, саморазвития, самореализации, где бесспорный базис — это разум.
По какому пути пойдет современная наука высоких технологий? Будет ли это «тропа жесткого рационализма» или «тропа духовности»? Все зависит от личности ученого, его нравственной позиции. Как тут не вспомнить такие имена, как А. Д. Сахаров, С. П. Капица и др.?!
Важно отметить, что «наука для науки» — утопия, как «искусство для искусства». Достижения и открытия науки высоких технологий должны иметь «гуманистическое (духовное) ядро». Необходим ценностно-ориентированный фундамент на основе духовных идеалов. Наука вне морали выпадает из социальной системы. Игнорирование гуманитарной составляющей знания, бесспорно, ведет к дегуманизации науки вообще, в результате наука теряет свои этические ориентиры, и, как следствие, свое социокультурное значение.
Возродить духовность способна гуманизация образования. Гуманизация образования — «создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом — средой» [3, с. 92-93].
Гуманизация образования — это развитие общекультурных факторов в содержании образования, воспитание целостной личности во всей полноте ее духовного предназначения.
Стремление к духовности должно стать высшим смыслом существования человека и человеческого общества. У человечества только один путь выживания — путь духовности.
Духовность — это высшая ценность человеческого бытия, атрибут зрелой личности. Единственным критерием выживания личности в бу-
дущем есть стремление к духовности, своего рода «позитивному миро-чувствованию». При этом важно не просто провозгласить духовность как доминанту развития, важно, чтобы каждый осознал это требование как императив.
Пирамида восхождения к духовности
Литература
1. Духовность — вчера и сегодня. Фонд общественного мнения. Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/whatsnew/d0700120 (дата обращения: 29.06.2017).
2. Заховаева А. Г. Девальвация личности: Откуда черпать человеческое? // Философия и общество. 2005. № 3(40). С. 110-120.
3. Иванова С. В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 91-117.
4. Лещук И. И. Лабиринты духовности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus-baptist.narod.ru/dop/lab1.htm (дата обращения: 30.06.2017).
5. Мень А. Духовность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/o-duxovnosti (дата обращения: 03.07.2017).
6. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. 552 с.