Научная статья на тему 'Технические средства обучения в преподавании дисциплин инженерного профиля'

Технические средства обучения в преподавании дисциплин инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ХАРАКТЕРИСТИКА / PROCEDURE / INSTRUCTION MEANS / DIDACTIC STUFF / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевчук Валерий Филиппович, Потапов Л. Н.

Рассмотрены проблемы использования визуальных технических средств обучения в процессе преподавания технических дисциплин. Приведены основные возможности и основные характеристики визуальных средств обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUCTION MEANS IN TEACHING OF DISCIPLINES ENGINEERING A PROFILE

Problems of usage of visual means of instruction in the course of teaching of technical disciplines are observed. The basic possibilities and basic performances of visual training tools are reconciled

Текст научной работы на тему «Технические средства обучения в преподавании дисциплин инженерного профиля»

ний в современном обществе: «Сейчас мораль — это последнее, о чем станет задумываться человек», «Мораль — самый малозначащий элемент культуры, так как сегодня ни на что не влияет».

Наука и техника удостоились довольно однообразных и кратких комментариев. Указывая на тесную связь между этими феноменами культуры («техника — производная от науки»), некоторые информанты считают их наиболее влиятельными в жизни современного общества: «Техника является самой значимой в культуре, так как оказывает непосредственное влияние на развитие общества», «Нашу жизнь невозможно представить без техники и науки». Но есть и студенты, осознающие ряд проблем, связанных с развитием техники: «Сейчас за человека почти все делает техника, поэтому наша жизнь становится легче. С другой стороны, техника нас порабощает, мы многое уже не можем делать сами». Не всех опрошенных впечатляют успехи науки: «На мой взгляд, наука не сможет разобраться абсолютно во всем, есть границы, за которые разум не проникнет никогда».

Искусство как феномен культуры выполняет, по мнению большинства опрошенных, рекреативную функцию, позволяет выйти за рамки повседневности: «Искусство, мода [...] при помощи этих явлений создается иная реальность, более яркий, необычный мир, который противостоит действительности». Некоторые студенты написали о том, что произведения искусства позволяют заглянуть в прошлое и будущее: «При помощи искусства мы можем проследить хронологию развития общества и культуры, а современное искусство (например, кино) — это взгляд в будущее, попытка предсказать судьбу человечества». Нашлись и участники опроса, указавшие на сходство искусства и религии, что совершенно справедливо, так как в основе этих феноменов культуры лежит духовная деятельность: «Искусство для многих — это форма религии, нечто духовное и творческое, что оживляет душу». Кроме того, в качестве важной функции культуры названы

самопознание и самовыражение: «Через искусство мы познаем свою душу», «Искусство отражает эстетические потребности человека», «Искусство помогает нам развиваться как личности».

Многие отнесли моду к видам искусства, так как «это творческая деятельность человека», хотя она связана и с развитием техники: «Моду сегодня нельзя представить без каких-либо технических достижений или направлений в искусстве». Но вообще мода получила совершенно противоположные оценки. Для одних «... мода сегодня стоит на вершине мира», а для других «.она только разрушает моральные ценности». Удивительно, что в молодежной среде мода получила низкую оценку значимости в жизни культуры: «Ставлю моду на последнее место, потому что она все время меняется, а другие части культуры практически вечны», «Мода не отражает главного — внутренний мир человека. Она сиюминутна». Но есть и другие мнения: «Мода позволяет решать какие-то задачи, например, войти в какую-то компанию, общество (встречают по одежке)». Эти оценки носят предварительный характер, но все-таки отражают не столько реальное взаимодействие, взаимовлияние моды и молодежной среды, сколько намечающиеся тенденции в этой сфере.

Исследования подобного рода дают преподавателю культурологии материал для размышления и анализа, позволяют скорректировать предлагаемую студентам информацию, расставить смысловые акценты, ликвидировать пробелы. Но главное — оно позволяет сделать обучение личностно и социально ориентированным, направленным на устранение искажений в картине мира обучаемых. Изучение культурологии в вузе имеет общегуманитарное значение. Знакомство с сущностными характеристиками, структурой, функциями культуры открывает возможности для того, чтобы проследить связи между отдельными явлениями, феноменами, уровнями культуры, раскрыть характер их взаимовлияния и взаимозависимости.

УДК 371.6

В.Ф. Шевчук, доктор пед. наук, профессор Л.Н. Потапов, аспирант

ГОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет»

технические средства обучения в преподавании дисциплин инженерного профиля

Технические средства обучения (ТСО) в педаго- нажеры для отработки боевых качеств легионеров. гическом процессе используются давно. Еще В средние века теологи применяли разнообразные древние римляне использовали разнообразные тре- модели вселенной, а при обучении медицине —

- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 5'2009 - 27

Теория и методика профессионального образования

различные муляжи и макеты. Но в настоящее время проблема применения ТСО исследуется заново, потому что возник ряд неясностей методического (по структуре и содержанию), дидактического (по формам предъявления), психофизиологического и психологического планов. Мало исследованы следующие вопросы: на каком этапе учебного занятия следует использовать ТСО, в каком виде и как демонстрировать материалы, сколько времени в течение занятия должны занимать ТСО и др.

Дидактический опыт применения ТСО в принципе обозначил методические параметры применения кинопроектора, телевизора, графопроекто-ра. Однако современные информационные технологии (компьютеры, видеопроекторы, интерактивные доски) поставили преподавателей в тупик, потому что возникли вопросы эффективного использования хотя бы малой части возможностей современных ТСО по методике их применения, по материалу, который они передают, по психофизиологическим возможностям сенсорных систем учащихся.

Прежде всего, следует определить функции современных ТСО. К ним относятся: мотивация и как следствие активизация познавательной деятельности, информирование, интенсификация, самообразование, контроль.

Образовательные учреждения имеют современные ТСО, которые преподаватели чаще всего не используют или используют неэффективно. Компьютер предоставляет такие широкие возможности по разработке и предъявлению дидактических ма-

териалов, что у преподавателя возникает два психологических состояния: первое — беспомощность из-за сложности работы с компьютером, который он не может освоить и второе — компьютер может все и даже заменить преподавателя.

Для определения причин этой ситуации авторы в Ярославском государственном техническом университете провели анкетирование преподавателей. Они отвечали на следующие вопросы:

1. Используете ли Вы в своей работе технические средства обучения?

2. Если используете, то какое (какие)?

3. Если не используете, то почему?

В опросе принимали участие как опытные преподаватели с устоявшимися методиками преподавания, так и молодые преподаватели, которые быстрее осваивают новые технологии и методики.

Анализ ответов преподавателей показал, что основными причинами неиспользования ТСО в учебном процессе являются следующие (в порядке ранжирования):

• я не владею методикой применения ТСО;

• в обращении с техникой и программами я чувствую себя неуверенно;

• я боюсь технических поломок, которые нарушают ход занятия;

• использование ТСО на занятии предполагает большие материальные расходы;

• я мало знаком(а) с имеющимися ресурсами;

• я считаю, что эффективность таких занятий незначительна.

Основные характеристики ТСО

Характеристика ТСО Гра-фо-про-ек-тор Диа-про-ек-тор Эпи-про-ек-тор Кино-про-ек-тор Телевизор Видео-про-ек-тор

Аудиосопровождение - - - + + +

Большой световой поток + - - - + +

Внесение изменений во время демонстрации дидактических материалов + - - - - +

Высокое качество предоставляемого дидактического материала - + + + + +

Демонстрация статических объектов + + + - - +

Демонстрация динамических объектов, процессов - - - + + +

Демонстрация части, наложение изображений + - + - - +

Произвольная последовательность демонстрации + + + - - +

Автоматическая смена дидактических материалов - - - - - +

Габариты ТСО - + - - - +

Масштабируемость изображения - - - - - +

Надежность работы, эксплуатации, наличие резервных устройств + + - - - -

Экономичный режим работы - - - - + +

Наличие дополнительного оборудования, необходимого для работы ТСО + + + - + +

Простота и удобство использования + - + - - +

Возможность внесения изменений в готовый дидактический материал + - - - - +

Долговечность и сохранность дидактических материалов + - + - - +

Простота изготовления дидактических материалов + - - - - +

Итого 11 6 7 3 6 17

1880

Данные причины возникают вследствие ряда факторов, среди которых можно выделить следующие: недостаточно развито повышение квалификации преподавателей по информационным технологиям, отсутствует поддержка со стороны руководства вуза по применению ТСО в учебном процессе, отсутствуют готовые дидактические материалы для демонстрации, а также отсутствуют знания программных продуктов для их использования в создании новых дидактических материалов.

Основными техническими средствами обучения являются: графопроектор, диапроектор, кинопроектор, эпипроектор, телевизор, видеопроектор.

Можно выделить следующие характеристики ТСО (таблица):

Анализ приведенных в таблице характеристик показал, что каждое из ТСО обладает своими достоинствами и недостатками, поэтому оптимальными с точки зрения методики использования и технических характеристик являются видеопроектор и графопроектор. Наименее удобным ТСО является кинопроектор. Видеопроектор и интерактивная доска — это продолжение компьютера, поэтому «компьютер — видеопроектор — интерактивная доска» следует рассматривать в комплексе. Эти же

Компьютер

Видеопроектор

1900 1920 1940 1960 1980 Использование ТСО

2000 2020 Год

результаты можно получить, проследив тенденции использования различных ТСО в педагогической деятельности с момента их появления до настоящего момента (рисунок).

При выборе ТСО для проведения занятия необходимо определить дидактические цели и подобрать необходимое техническое средство.

Насыщенность техническими средствами обучения современных учебных аудиторий, кабинетов, лекционных залов потребовала исследования правильного методического применения. С этой целью в ГОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет» проводится эксперимент по оптимизации содержания и форм преподавания дисциплин инженерного профиля.

УДК 37.013

А.Н. Руденко, ст. преподаватель

ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет»

педагогическая поддержка личностного роста студента в образовательном процессе

Под высшим профессиональным образованием понимают результат профессионального обучения и воспитания, профессионального становления и развития личности человека, рассматривая его как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения человека.

Предметы гуманитарного цикла в технических вузах играют особую роль. Они реализуют основной приоритет в образовательном процессе — личностный рост студента, когда развитие механизмов личностного существования человека (рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность) выступают целью образования. Содержательный и процессуальный компонен-

ты подчинены достижению этой цели. В процессе изучения гуманитарных предметов создается среда становления и проявления личностного опыта студента.

Анализ педагогической литературы показал, что понятие «личностный рост» широко используется как контекстуальный синоним понятий «саморазвитие», «самоактуализация» и т. д. либо как размытое упоминание о результате этих процессов. Отсутствует не только сколько-нибудь четкое, но вообще какое-либо определение сущности «личностного роста» как педагогической категории. В результате теоретического исследования автор разработал следующее определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.