Научная статья на тему 'Значимость проблемы анализа рисков ликвидности коммерческих банков'

Значимость проблемы анализа рисков ликвидности коммерческих банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / АНАЛИЗ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогуленко Татьяна Михайловна, Баулина Дарья Эдуардовна

Банковская система выполняет перераспределительную роль в экономике нашей страны. Российская банковская система достаточно молода, по уровню развития капитала и объему ресурсов, подвержена особому влиянию внешних факторов, что оказывает особое воздействие на управление банковской ликвидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость проблемы анализа рисков ликвидности коммерческих банков»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА РИСКОВ

ЛИКВИДНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

1 2 Рогуленко Т.М. , Баулина Д.Э.

1Рогуленко Татьяна Михайловна - доктор экономических наук, профессор; 2Баулина Дарья Эдуардовна - магистрант, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: банковская система выполняет перераспределительную роль в экономике нашей страны. Российская банковская система достаточно молода, по уровню развития капитала и объему ресурсов, подвержена особому влиянию внешних факторов, что оказывает особое воздействие на управление банковской ликвидностью. Ключевые слова: ликвидность, коммерческий банк, анализ рисков.

Банковская система, как никакая другая, весьма восприимчива к колебаниям в экономике. В условиях экономической нестабильности значительное число небольших коммерческих банков, в связи с финансовыми трудностями, фактически сразу объявляет о банкротстве. Кредитные организации, входящие в сегмент крупных, даже при столкновении с некоторыми трудностями, стараются достойным образом выйти из кризиса путем сохранения платежеспособности по своим обязательствам. Данный факт свидетельствует о том, что в условиях нестабильности экономики повышается социально-экономическая ответственность некоторых коммерческих банков. У банков появляется необходимость обеспечения собственной финансовой устойчивости и платежеспособности, а это возможно только лишь при эффективном управлении прогрессирующими рисками. В соответствии с Положением Банка России от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» одним из основных банковских рисков считается риск ликвидности [2]. Он означает невозможность банка своевременно и без потерь отвечать по своим обязательствам, удовлетворять потребности клиентов в продуктах и услугах. Риск ликвидности - риск убытков вследствие неспособности кредитной организации обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме.

Однако, в соответствии с Инструкцией Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков», риск ликвидности - риск, вызванный несоответствием сроков погашения обязательств по активам и пассивам [1]. В настоящее время в соответствии с Инструкцией Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И коммерческие банки рассчитывают нормативы мгновенной (Н2), текущей (Н3) и долгосрочной (Н4) ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как соотношение между активами и пассивами баланса банка с учетом их сроков, сумм и видов.

К таким потерям относится недополученная прибыль, связанная с отвлечением ресурсов для поддержания ликвидности - неспособность платить по своим обязательствам вследствие отсутствия регулярных платежей от пользователей банковских продуктов.

Мировая практика показывает, что в период кризиса и санкционных барьеров анализ и полноценность оценки риска ликвидности входят в состав основных задач банковского сектора риск-менеджмента. Определение изменение показателей ликвидности коммерческого банка, мониторинг факторов, которые вызвали эти изменения, а также прогнозирование их дальнейшей динамики с помощью определения тенденций реального положения дел в экономике возможно только с

помощью такого анализа. К сожалению, в России существуют банки, не уделяющие необходимого внимания, связанного с совершенствованием методов оценки риска ликвидности. В связи с этим возникает необходимость проведения своевременной оценки риска ликвидности и принятия мер по его минимизации посредством эффективной системы управления.

Факторы, влияющие на уровень ликвидности, исходя из определения риска, делятся на внутренние и внешние, по влиянию на виды риска - на нейтивные и интегральные, по управляемости - на контролируемые со стороны банка и нерегулируемые банком. В современных условиях при оценке риска ликвидности используется двухуровневый подход - централизованный со стороны регулятора банковской системы и децентрализованный на уровне отдельного банка. Во многих зарубежных странах не существует единых показателей оценки ликвидности банка. Система показателей и методы управления ликвидностью модифицируют от банка к банку. Кредитные организации зарубежных стран, в своем управлении активами и пассивами, опираются на применение одной из следующих теорий управления ликвидностью: теории коммерческих ссуд, теории перемещения, теории ожидаемого дохода, теории управления пассивами.

На фоне обострения внешнеполитической ситуации, банковская система стала менее устойчивой. Наша страна попала в кризис, который можно назвать рукотворным, так как Россия находится в зоне самоизоляции и изоляции на международной арене. Санкции, принятые против нашей страны, и контрсанкции поставили под угрозу взаимодействие с другими участниками на международном рынке. То есть Россия стала источником нестабильности, как для себя, так и для других.

Крупнейшие российские банки попали под санкции, вследствие чего не могут продавать, приобретать и проводить операции на финансовых рынках различных стран. Санкции не позволяют кредитным организациям использовать ресурсы внешних рынков.

До кризиса 2008 - 2009 гг. экономика нашей страны росла. В то время как сейчас мы не успели восстановиться после кризиса прошлых лет и находились на цикле стагнации [4]. То есть новые препятствия наша экономика встретила ослабленной. К проблемам нехватки длинных денег, повышению процентных ставок и уровня инфляции добавились также риск кризиса доверия, валютный кризис и волатильность рубля.

Обвальная девальвация и контрсанкции ускорили инфляцию. Рост плохих долгов в розничном кредитовании взаимосвязан со снижением реальных доходов населения [4]. Испорченный кредитный портфель банков привел к убыткам банковского сектора. Также источником дополнительных убытков для банковского сектора стали дорогие депозиты, привлеченные банками в декабре 2014 г. и январе 2015 г. для стабилизации ситуации с ликвидностью.

В 2017 году «Переход к структурному профициту ликвидности, как и ожидалось, не оказал существенного влияния на жесткость денежно-кредитных условий. Этому способствовало в том числе проведение Банком России операций абсорбирования ликвидности, позволившее поддерживать краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России» [3]. В начале 2017 г. рыночные процентные ставки фактически прекратили снижение, вследствие влияния медленного переноса снижения ключевой ставки Банка России в июне, а также сентябре.

Список литературы

1. Инструкция Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

2. Положение Банка России от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

3. Банк России. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cbr.ru/ (дата обращения: 15.06.2017).

4. Финансово-экономический журнал Forbes. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.forbes.ru/ (дата обращения: 15.06.2017).

БЕСПЛАТНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ:

ЗА И ПРОТИВ

1 2 Никитченко А.В. , Николаев С.Б.

1Никитченко Алексей Владимирович - кандидат экономических наук, доцент;

2Николаев Сергей Борисович - студент магистратуры, кафедра менеджмента, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Аннотация: во всем мире существует множество сторонников идеи о том, что общественный транспорт должен быть бесплатным. Это, конечно, заманчивая идея. И если у нас здесь, на улицах всего мира, есть свои собственные мысли на эту тему, всегда лучше рассмотреть обе стороны проблемы. В статье рассмотрена тема общественного транспорта как бесплатной системы и ее некоторые плюсы и минусы. Ключевые слова: бесплатный общественный транспорт.

Прежде чем мы углубимся в это, позвольте сделать основной момент. И это то, что концепция «бесплатного общественного транспорта» не является «плохой идеей» как таковой.

Плохая идея состоит, например, в том, чтобы предпринять что-либо, что увеличит пропускную способность для автомобильного трафика в городах или что-то действительно глупое, как тратить государственные деньги на строительство высокотехнологичных систем в городах третьего мира (или почти везде, что касается этого). Это плохие идеи.

С другой стороны, бесплатный общественный транспорт - это довольно интересная идея, и мы можем извлечь из нее все выгоды, если потратим время и силы, чтобы спокойно исследовать ее из нескольких необходимых точек зрения. Теперь о типичной критичной, негативной оценке.

Транспортные операторы могут извлечь выгоду из более быстрой посадки и более короткого времени ожидания, позволяя себе более быстрое расписание обслуживания. Хотя некоторые из этих преимуществ могут быть достигнуты другими способами, такими как продажа билетов на внедорожники и современные виды электронного сбора проездных билетов, перевозка с нулевым тарифом позволяет избежать расходов на оборудование и персонал.

Пассажирская агрессия может быть уменьшена. Например, в 2008 году водители автобусов Société des Transports Automobiles (STA) в Эссоне (Франция) провели забастовки с требованием нулевого тарифа по этой причине. Они утверждают, что 90% агрессии связано с отказом от оплаты проезда [1].

Некоторые транспортные услуги с нулевым тарифом финансируются частными фирмами (например, торговцами в торговом центре) в надежде, что это увеличит продажи или другой доход от увеличения пешеходного движения или удобства поездки. Работодатели часто используют бесплатные шаттлы в качестве выгоды для своих сотрудников или в рамках соглашения о смягчении перегруженности с местным правительством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.