4. BSC (Balanced scorecard) - оценка, с помощью которой рассматривается достижение стратегических целей организаций;
• в соответствии с оценкой процесса достижения результатов:
1. Специализированные опросники;
2. Деловые игры;
3. Центр оценки и развития;
4. 360 градусов (360 Degree Feedback)
• оценка системы управления методами организационной диагностики - это сбор диагностической информации с помощью специализированных методик;
• в соотвествии с оценкой экономической эффективностью:
1. затратный метод - соотношение общего или конечного результата деятельности организации к совокупным расходам на управление;
2. ресурсный метод - соотношение общего или результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов.
• в соответствии с оценкой социальной эффективности менеджмента:
1. статистический анализ показателей социальной эффективности менеджмента;
2. анкетирование работников;
3. метод экспертных оценок [2].
Рассмотрев возможные методы оценки эффективности менеджмента на примере ТОО «Тотал Сервис», являющейся представителем крупного бизнеса в Республике Казахстан, можно сделать вывод, что в компании уделяют большое внимание развитию менеджмента в соответствии с лучшими международными практиками.
Список литературы /References
1. Шепелева А. Анализ типичных ошибок в кадровом делопроизводстве. Litres, 2017. С. 1209.
2. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. 556 с.
ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИБЫЛИ, РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ
ПАО «СБЕРБАНК» Магазов И.Р. Email: [email protected]
Магазов Ильмир Рашитович - студент-магистрант, кафедра финансов, денежного обращения и кредита,
Институт экономики и управления, Сургутский государственный университет, г. Сургут
Аннотация: в связи с возрастающей ролью банковской системы в обслуживании экономических субъектов, финансовым кризисом, продолжающимся процессом становления и ликвидации отдельных коммерческих банков, возрастают роль и значение анализа финансового состояния банка, составной частью которого выступает анализ прибыли коммерческого банка. Определяющей целью деятельности коммерческого банка является получение максимальной прибыли при условии его стабильного положения и длительного функционирования на рынке, являясь конечным финансовым результатом, величина полученной банком прибыли или убытка отражает результаты всех видов его деятельности, всех его активных и пассивных операций. В увеличении объемов прибыли заинтересованы не только сам банк и его персонал, но и государство, акционеры, вкладчики банка, партнеры и
клиенты. Для банка рост прибыли создает возможности расширения деятельности, увеличения операций и услуг, роста капиталов и резервов. Для государства прибыль коммерческого банка - это не только источник получения налогов, но и в определенной степени показатель надежности банка. Рост прибыли банка создает представление у вкладчиков о его надежности и эффективности. Отчисления от прибыли - одна из основных частей оплаты труда персонала банка. В настоящее время существуют различные теории управления рентабельностью и ликвидностью коммерческого банка, однако более эффективным можно считать комплексный подход. Основной целью исследования является эмпирические доказательства, в какой степени эффективность управления ликвидностью влияет на прибыльность коммерческих банков.
Ключевые слова: коммерческий банк, прибыль, рентабельность, ликвидность.
EVALUATION OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFIT, PROFITABILITY AND LIQUIDITY OF THE COMMERCIAL BANK ON THE EXAMPLE OF PJSC "SBERBANK" Magazov I.R.
Magazov Ilmir Rashitovich - Undergraduate Student, DEPARTMENT: «FINANCE, MONEY CIRCULATION AND CREDIT», INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, SURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT
Abstract: due to the increasing role of the banking system in servicing economic entities, the financial crisis, the ongoing process of formation and liquidation of individual commercial banks, the role and importance of the analysis of the financial condition of the Bank, an integral part of which is the analysis of the profit of a commercial Bank. The determining objective of a commercial Bank is to obtain the maximum profit, provided that it is stable and long-term in the market, being the final financial result, the amount of profit or loss received by the Bank reflects the results of all its activities, all its active and passive operations. Not only the Bank itself and its staff, but also the state, shareholders, depositors, partners and customers are interested in increasing profits. For the Bank, profit growth creates opportunities to expand operations, increase operations and services, increase capital and reserves. For the state, the profit of a commercial Bank is not only a source of tax collection, but also to a certain extent an indicator of the Bank's reliability. The growth of the Bank's profit creates an idea among depositors about its reliability and efficiency. Deductions from profits - one of the main parts of the remuneration of the Bank's staff. Currently, there are various theories of management of profitability and liquidity of a commercial Bank, but a more effective can be considered a comprehensive approach. The main purpose of the study is empirical evidence of the extent to which the effectiveness of liquidity management affects the profitability of commercial banks. Keywords: commercial Bank, profit, profitability, liquidity.
УДК 336.719.2
На сегодня одним из главных понятий, используемых при обсуждении аспектов функционирования коммерческих банков и кредитно-финансовой системы в целом, является банковская ликвидность. Вопросы ликвидности коммерческого банка начали разрабатываться российскими и иностранными учеными и экономистами на рубеже XIX-XX вв.
В Инструкции Центрального Банка Российской Федерации № 139-И от 03.12.2012 г. «Об обязательных нормативах банков» под ликвидностью банка понимается
способность выполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств в полном объеме и в срок [1, с. 4].
Термин «ликвидность банка» является достаточно дискуссионным и в экономической литературе не имеет однозначного определения, поскольку различные авторы по-разному трактуют данное понятие. Традиционно выделяют два подхода к определению ликвидности банка: «запас» и «поток». Сторонниками первого подхода к ликвидности как к «запасу» являются такие экономисты, как Г.Н. Белоглазова, Б. Бухвальд, Л.П. Кроливецкая, Е.П. Вознесенский, О.И. Лаврушин, В. Лексис, рассматривающие ликвидность с точки зрения определения суммы активов и пассивов бухгалтерского баланса банка на конкретную дату.
Однако выше рассмотренный подход к ликвидности как к «запасу» имеет недостаток в части ограниченности по своему значению из-за того, что он узкий по определению. Под ликвидностью бухгалтерского баланса понимается скорость реализации денежных средств актива в целях возмещения срочных обязательств по пассиву [16, с. 445].
Сторонниками второго подхода к ликвидности как к «потоку» являются такие известные экономисты, как Э. Рид, Э. Гилл, Р. Котгер, Р. Смит, Ж. Матук, П.С. Роуз, Джозеф Ф. Синки, В.М. Усоскин и Л.И. Фрей, рассматривавшие ликвидность как способность обращения менее ликвидных активов банка в более ликвидные.
Американские ученые Э. Рид, Р. Котгер, Э. Гилл и Р. Смит говорили о ликвидности банка, представляющей собой погашение долговых и финансовых обязательств, а также быстрый переход денежных средств из одного источника в другие. При этом необходимым условием для непредвиденных случаев является наличие ликвидного запаса [7, с. 16].
Исследование научных подходов к пониманию термина «ликвидность банка» показывает их отличия, однако в целом отражает необходимость своевременного осуществления платежей по финансовым обязательствам.
Рис. 1. Взаимосвязь элементов процесса управления ликвидностью коммерческого банка
[7, с. 18]
Одним из компонентов в наборе инструментов для снижения определенных негативных явлений в банковской сфере является установление разумных стандартов
поведения. Стандарты поведения должны создать основы и определенные минимальные стандарты риска в коммерческом банке.
Еще одно предварительное условие для достижения стабильности - прибыльность и рентабельность деятельности коммерческого банка.
Целью коммерческого банка является получение прибыли, как необходимое требование для ведения любого бизнеса.
В каждой системе имеются основные компоненты, основной функцией которых является выживание данной системы. Это положение применимо и к финансовой системе. Банковские учреждения в значительной степени способствуют повышению эффективности всей финансовой системы, поскольку они предлагают наиболее эффективный институциональный механизм, с помощью которого имеющиеся финансовые ресурсы могут быть использованы наиболее эффективным способом.
Важной предпосылкой стабильности и рентабельности банка является управление структурой банковских активов и обязательств. Поэтому целью руководства каждого банка является оптимизация структуры активов и обязательств с учетом конкретной бизнес - политики банка, определяющей его прибыль, а также с учетом оценки уровня риска, который банк готов нести, или, соответственно, против которого он создал в отношении достаточных резервов.
Банковские учреждения являются финансовым посредником между сберегателями и заемщиками. В процессе финансового посредничества банк собирает денежные средства на депозите из одной группы (тех, кто имеет свободные деньги) и предоставляет их в другую группу (тем, кто нуждается в кредите).
Адекватное финансовое посредничество требует целенаправленного внимания руководства коммерческого банка к прибыльности и ликвидности, которые являются двумя противоречивыми целями коммерческих банков. Эти цели являются параллельными в том смысле, что попытка банка достичь более высокой рентабельности, безусловно, подорвет ликвидность и платежеспособность баланса и наоборот, высокая ликвидность повлияет на снижение прибыли и рентабельности коммерческого банка.
Оптимальная структура баланса банка обеспечивает максимизацию прибыли банка. Важным вопросом является чувствительность активов и обязательств к изменению процентных ставок. Такая чувствительность позволяет банку изменять структуру своих активов и обязательств таким образом, чтобы минимизировать негативный эффект изменения процентных ставок, или, наоборот, использовать позитивные изменения в полной мере.
Структура активов и обязательств банка, чувствительных к изменению процентной ставки, влияет на развитие чистой процентной маржи и тем самым на рентабельность банка. Поэтому важно, чтобы банк корректировал структуру своих активов и обязательств в соответствии с ожидаемым развитием процентных ставок, что положительно скажется на его рентабельности. Рентабельность коммерческого банка зависит также от его процентной политики. Здесь решающим фактором является способность банка устанавливать такую процентную ставку по сделкам с активами, которая отвечает затратам внешних средств, операционных затрат, а также требуемой ставке рентабельности и обеспечивает покрытие прогнозируемого риска по этим активам. На значимость процентов влияет также тот факт, что доходоприносящие активы составляют решающую часть активов, а внешние фонды составляют значительную часть обязательств банковского сектора.
Отношения между процентными доходами и процентными расходами называется процентной маржой. Более точным показателем является чистая процентная маржа. Этот показатель описывает способность банка создавать активы из средств, которые приводят к созданию доходов, позволяющих ему покрывать расходы, вытекающие из деятельности банка. Нормальный уровень 4 - 5%. Падение ниже этого уровня означает риск того, что взаимосвязь основных статей доходов (процентные доходы) и
расходов (процентные расходы) вероятно, будет отражена в убытке. Что касается высокой доли процентных доходов и расходов в совокупных доходах и расходах банка, то управление чистой процентной маржей является залогом способности банка к достижению прибыли.
Как справедливо отмечают Н.А. Новосельская и О.Л. Ксенофонтова, «многообразие факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности коммерческих банков, определяет необходимость рассмотрения этих результатов в процессе их исследования как многофункциональной и многоцелевой экономической системы. Поэтому и описание ее следует производить с помощью системы экономических показателей» [5], а сам алгоритм формирования показателей финансовых результатов банковских учреждений определяется принятой системой учета и используемыми формами официальной финансовой отчетности, устанавливаемыми Банком России.
Еще в 1920-х годах американская фирма DuPont разработала базовый метод финансового анализа фирмы, который сегодня используется в модифицированной форме также ведущими рейтинговыми агентствами при анализе и оценке финансового положения банка.
Данный анализ и оценка являются однокритериальными, выполненными с точки зрения прибыли после налогообложения. Основная идея заключается в иерархическом расположении показателей.
Данный анализ служит для выявления и разъяснения тенденций развития индикаторов ROE и ROA, которые чаще всего используются при оценке рентабельности.
При расчете отдельных показателей необходимо 13 позиций, где они имеются в годовом отчете банка.
Анализ DuPont - это средство для расщепления показателей ROE и ROA, выявление тенденций развития и изолировать проблемные зоны. Однако, с другой стороны, речь не идет о достаточности капитала, качестве активов, подверженности банка риску изменения процентной ставки и ликвидности.
При анализе этих областей необходимо использовать и другие аналитические методы. Показатель ROA (рентабельность активов) и ROE (рентабельность собственного капитала) используются в качестве основных показателей рентабельности при оценке коммерческих банков рентабельности:
прибыль после налогообложения
ROE = —----- (1)
собственный капитал прибыль после налогообложения
ROA = —- (2)
совокупные активы
Мы можем рассчитать рентабельность собственного капитала также с помощью ROA.
Эта взаимосвязь обоих показателей имеет важное значение.
ROE и ROA соединены между собой через общие активы, которые отражают степень финансирования. Это означает, что небольшие изменения в индикатор ROA привести к большим изменениям показателя ROE.
На показатель рентабельности собственного капитала является важным индикатором того, насколько эффективно используется капитал банка. Его уровень является предметом интереса акционеров, так как он выражает норму доходности вложенного ими капитала. Основной недостаток этого показателя заключается в том, что он не учитывает уровень задолженности. ROE может увеличиться вследствие высокого уровня задолженности.
Таким образом, возникает опасность того, что усилия по увеличению этого показателя приведут к тому, что банк возьмет на себя неизменный уровень
задолженности. Такое положение может быть предотвращено ограничением достаточности капитала, установленным центральным банком.
Лучшую оценку рентабельности банка дает показатель ROA, который указывает на эффективность управления активами и пассивами. Ее стоимость в среднесрочной перспективе не должна опускаться ниже 0,6%. Односторонняя ориентация на доходность активов неуместна, в частности, в случае высокой доли собственного капитала. В связи с этими фактами необходимо при анализе рентабельности одновременно контролировать показатели ROA и ROE, где необходимо учитывать риск, вытекающий из уровня задолженности банка.
Данное исследование призвано ответить на следующие вопросы:
1. Объем кредитов и авансов, выданных клиентам в значительной степени влияют на уровень рентабельности.
2. Установить взаимосвязь между ликвидностью и рентабельностью коммерческого банка.
Рассмотрим изменение показателей рентабельности и ликвидности на примере ПАО «Сбербанк».
На сегодняшний день Сбербанк РФ считается самым крупным из всех существующих банков страны. Причем, он занимает позиции лидера не только у нас в России, но и на территории СНГ. Активы Сбербанка составляют четверть всей банковской системы РФ.
Таблица 1. Изменение основных финансовых показателей ПАО «Сбербанк 2012 - 2016 гг. [3]
2012 2013 2014 2015 2016 Измене ние 2016/201 5, %
Показатели за год (млрд. рублей)
Операционный доход до резервов 915,3 1094,8 1300,7 1429,8 1697,5 18,7
Расходы по резервам на обесценение кредитного портфеля (21,5) (133,5) (357,0) (473,1) (342,4) - 27,6
Операционные доходы 893,8 959,9 939,3 954,6 1355,1 42,0
Операционные расходы (445,9) (504,2) (565,1) (623,4) (677,6) 8,7
Прибыль до налогообложения 447,9 455,7 374,2 331,2 677,5 104,6
Чистая прибыль 347, 9 362,0 290,3 222,9 541,9 143,1
Показатели на 31 декабря (млрд. рублей)
Кредиты и авансы клиентам, нетто 10499 12 934 17757 18728 17361 - 7,3
Кредиты и авансы клиентам до резервов на обесценение 11064 13 544 18626 19924 18665 - 6,3
Итого активов 15097 18 210 25201 27335 25369 - 7,2
Средства частных и корпоративных клиентов 10179 12 064 15563 19798 18685 - 5,6
Итого обязательств 13474 16 329 23181 24960 22547 - 9,7
Итого собственных средств 1624 1 881 2020 2375 2822 18,8
Показатели на акцию (рублей на акцию)
Базовая и разводненная прибыль на обыкновенную акцию 16,03 16,78 13,45 10,36 25,0 141,3
Дивидендына обыкновенную акцию, объявленные в течение года 2,08 2,57 3,2 0,45 1,97 337,8
Чистые активы на 75,2 87,5 94,0 110,5 131,3 18,8
обыкновенную акцию
Финансовые показатели (%)
Показатели рентабельности
Рентабельность активов (ROA) 0,030 0,025 0,015 0,012 0,027 1,2 п. п.
Рентабельность капитала (ROE) 0,276 0,242 0,185 0,139 0,240 10,6 п. п.
Спред (доходность активов минус стоимость 5,8 5,7 5,5 4,1 5,3 1,2 п. п.
заимствований)
Чистая процентная маржа (чистые процентные
доходы к средневзвешенным 6,1 5,9 5,6 4,4 5,7 1,3 п. п.
активам, приносящим
процентные доходы)
Операционные расходы к операционному доходу до 48,7 46,0 43,2 43,7 39,7 - 4,0 п. п.
резервов
Отношение кредитов и
авансов клиентам после
вычета резервов на обесценение к текущим счетам и срочным 100,9 104,2 110,8 91,9 90,6 - 1,3 п. п.
депозитам частных и
корпоративных клиентов, а также сберегательных сертификатов
Коэффициенты достаточности капитала
Коэффициент
достаточности основного капитала (капитал первого уровня) 10,4 10,6 8,6 8,9 12,3 3,4 п. п.
Коэффициент
достаточности общего капитала (капитал первого и второго уровней) 13,7 13,4 12,1 12,6 15,7 3,1 п. п.
Отношение собственных средств к активам 10,8 10,3 8,0 8,7 11,1 2,4 п. п.
Показатели качества активов
Доля неработающих - 0,6 п. п.
кредитов в кредитном портфеле 3,2 2,9 3,2 5,0 4,4
Отношение резервов на
обесценение по кредитам и
авансам клиентов к 1,6 1,5 1,4 1,2 1,6 0,4
неработающим кредитам (разы)
Отношение резервов на
обесценение по кредитам и авансам клиентов к 5,1 4,5 4,7 6,0 7,0 1,0 п. п.
кредитному портфелю до резервов на обесценение
Сбербанк по итогам 2016 года заработал 516,9 млрд руб., следует из отчета банка, подготовленного в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. За год прибыль выросла на 136%.
В 2016 году банк увеличил кредитование населения (кредитный портфель физических лиц вырос на 4,9%, до 4,3 трлн руб.) и сократил кредитование корпоративного сектора (на 7,6%, до 11,3 трлн руб.). Сокращение кредитного портфеля произошло отчасти за счет переоценки валютных кредитов и досрочных погашений кредитов рядом крупных клиентов.
Чистый процентный доход Сбербанка вырос на 41%, превысив 1,1 трлн руб. Процентные доходы выросли на 3,9 % за счет роста объема работающих активов. Процентные расходы сократились на 21,8 % за счет оптимизации структуры средств клиентов в пользу более дешевых ресурсов и за счет снижения уровня процентных ставок относительно 2015 года.
Чистый комиссионный доход увеличился на 21,3%, до 318,6 млрд руб. Основной прирост комиссионного дохода обеспечили услуги эквайринга и другие операции с банковскими картами, банковское страхование и расчетно-кассовое обслуживание, поясняет банк [6].
Таблица 2. Расчет взаимосвязи рентабельности и ликвидности ПАО «Сбербанк»
2012 - 2016 гг.
2012 2013 2014 2015 2016
Прибыль до налогообложения 447,9 455,7 374,2 331,2 677,5
Совокупный капитал 1624 1881 2020 2375 2822
Совокупные активы 15097 18210 25201 27335 25369
Рентабельность активов (ROA) 0,030 0,025 0,015 0,012 0,027
Рентабельность капитала (ROE) 0,276 0,242 0,185 0,139 0,240
Совокупные активы / Совокупный капитал 9,296 9,681 12,476 11,509 8,990
ROA * (Совокупные активы / Совокупный капитал) 0,276 0,242 0,185 0,139 0,240
Ñí>0
О.Гб 0.М2 0.183 о.Ш 0,240
0,030 щ.--Ü.G23 щ.-Ш-,-^-ш о.о»-Щ
2012 2013 2014 2015 2Ü1Ú
—Рентабельность жп шов (КОЛ) ^^Рентабельность катила (ROE) —Совокупные активы Совокупным кап шет
Рис. 2. Взаимосвязь рентабельности и ликвидности ПАО «Сбербанк» 2012 - 2016 гг.
Наглядно взаимосвязь ликвидности и рентабельности показана на рис. 2.
Таким образом, мы видим взаимосвязь, что снижение ликвидности позволяет получить более высокие показатели рентабельности, и наоборот, рост ликвидности оказывает влияние на снижение рентабельности.
В ходе анализа получены высокие значения нормативов и коэффициентов. ПАО «Сбербанк России» обладает правильной стратегией, которая позволяет добиваться таких значительных результатов. Во всех случаях наблюдается стабильное развитие, что, в свою очередь, положительно сказывается на банковской деятельности. Банк стремится соответствовать высоким банковским стандартам. Таким образом, для того, чтобы поддержать достигнутых результатов и увеличить их, банку необходимо работать в следующих направлениях: укреплять конкурентные позиции, наращивать уровень чистой процентной маржи на уровне лучше конкурентов, обеспечить рост не кредитных доходов и высокую эффективность управления расходами
Учитывая результаты данного исследования, можно сделать следующие выводы: Для успешной деятельности и выживания, коммерческие банки не должны подрывать эффективность и эффективное управление ликвидностью.
Необходим определенный баланс для поддержания оптимального уровня ликвидности и в целях удовлетворения своих финансовых обязательств перед клиентами или вкладчиками, а также получение максимально возможной прибыли для акционеров.
Оптимальный уровень ликвидности достигается в случае, если коммерческий банк поддерживает требование минимальной ликвидности. Это помогает сократить риски банкротства банка.
Из исследования, мы можем с полным правом сделать вывод, что ликвидность и избыток ликвидности «финансовые болезни», может легко подорвать доходную часть банка, что отразится на попытке достичь высокой рентабельности. В погоне за высокой прибылью без учета уровня ликвидности может вызвать большую ликвидность, что снижает лояльность клиентов. Поэтому любой банк, который имеет целью максимизации своей прибыли должны принять эффективное управление ликвидностью.
Также мы пришли к выводу, что ликвидность обратно пропорциональна доходности. Это означает, что ликвидность растет, рентабельность падает и наоборот.
Список литературы /References
1. Об обязательных нормативах банков: инструкция Центрального Банка России от 03.12.2012 № 139-И: [в ред. от 30.09.2014 № 26104].
2. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Финансы и статистика, 2016. 464 с.
3. Динамика основных показателей Группы Сбербанк по МСФО за пять лет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://2016.report-sberbank.ru/ru/financial-results/main-factors/ (дата обращения: 01.02.2018).
4. Коммерческие банки [Текст]: учебник: пер. с англ. / Э. Рид [и др.]. Москва: Прогресс, 1993. - 327 с.
5. Новосельская Н.А., Ксенофонтова О.Л. Методы факторного анализа прибыли коммерческого банка // Успехи современного естествознания, 2013. № 4. С. 81.
6. Сбербанк нарастил годовую прибыль более чем вдвое. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/587880a79a7947d475281192/ (дата обращения: 01.02.2018).
7. Фаттахова Р.Х «Современное управление риском ликвидности в банках на основе стандартов качества», дисс. к.э.н. Уфа. 2017.