Научная статья на тему 'Значимость наследия В. С. Соловьёва для моего профессионального становления'

Значимость наследия В. С. Соловьёва для моего профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость наследия В. С. Соловьёва для моего профессионального становления»

фессионального опыта, где все решает личность ученого-преподавателя, сам факт его предрасположенности к неформальному общению с учащимися, будь то школьники, студенты или аспиранты. Соловьёвский семинар для формирования такой личности вузовского работника играет неоценимо важную роль.

Т.П. БЕЛОВА

канд. филос. наук, доцент, с.н.с. кафедры общей социологии и феминологии Ивановскогогосударственного университета

ЗНАЧИМОСТЬ НАСЛЕДИЯ B.C. СОЛОВЬЁВА ДЛЯ МОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Открытие текстов Владимира Сергеевича Соловьёва по времени совпало для меня с началом преподавательской деятельности в Ивановском государственном университете. Тогда, в конце 1980-х - начале 1990-х гг., меня, как преподавателя религиоведения, прежде всего, заинтересовали «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и особенно «Краткая повесть об антихристе», в которой в концентрированной форме даётся прогнозный диагноз социального и духовного развития Европы в начале XXI столетия, во многом подтверждаемый настоящей действительностью. Во времена Соловьёва ещё не было феномена, называемого «Новые религиозные движения». Однако его рассказ о появлении человека, называющего Христа своим «величайшим предшественником» и объясняющего Второе Пришествие «не как возвращение того же Христа, а как замещение предварительного Христа окончательным, т.е. им самим» может сегодня быть отнесён к создателю различных религиозных новообразований.

Описанные Соловьёвым в «Краткой повести» события на вселенском соборе, мною были восприняты как раскрытие сути католицизма, православия и протестантизма: для католицизма - это папство, для православия - сохранение традиции и наиболее чёткое духовное зрение, для протестантизма - знание и исследование Священного Писания. В целом этот небольшой

по объёму текст оказал существенную помощь в структурировании моих религиоведческих знаний. Впоследствии (в мае 2000 г.) по этим сюжетам мною был сделан доклад на международной научной конференции «Владимир Соловьёв и фило-софско-культурологическая мысль XX века», проходившей в Ивановском энергоуниверситете.

Тексты Соловьёва, участие в Соловьёвском семинаре и различных конференциях помогли открыть мне софиологи-ческое движение, феномен нового религиозного сознания и одно из важнейших духовных оснований православия -учение и практику исихазма. (К слову, не могу не отметить то значительное впечатление, которое производили на меня доклады в рамках

Соловьёвского семинара, а также доклад В.В. Бычкова о софиологии Соловьёва,

сделанный в сентябре 1993 г. на международной научной конференции «Русская

культура и мир»). Собранные материалы были положены в основу спецкурсов «Духовное наследие России», «Духовный путь русской интеллигенции», которые я читала в школе-лицее № 21, для студентов исторического, филологического факультетов, а один семестр - даже студентам-физикам.

После того, как кафедра, на которой работаю в ИвГУ, начала подготовку студентов по специальности «Социология», у меня появилась возможность нового осмысления соловьёвского наследия. Я была очень рада тому, что госстандартом в курсе «История российской социологии» предусмотрена тема о социологических идеях русской религиозной философии. А

потому мы со студентами-социологами стали обращаться к текстам Соловьёва на семинарских занятиях. Затем я начала предлагать по Соловьёву темы курсовых работ, и студенты с интересом этими темами занимались.

Методология Соловьёва представляется весьма перспективной для социологического осмысления. Её значимость возрастает в связи со становлением в современной России христианской социологии, которая теперь имеет и институциональную поддержку в лице социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Вспоминается, как на заседании секции по истории социологии на Первом социологическом конгрессе, который проходил в Петербурге в 2000 г., профессор Р.П. Шпакова (мой первый оппонент на защите кандидатской диссертации, но, к сожалению, её уже с нами нет) высказала чрезвычайно точную и глубокую мысль о том, что классик только тогда классик, когда его творчество междисциплинарно, т.е. может внести ценный вклад в развитие разнообразных наук. С этих позиций Владимир Сергеевич Соловьёв - несомненный классик.

Е.М. РАСКАТОВА

канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой культурологи Ивановского государственного химико-технологического университета

СИЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ

Последние несколько веков «рубежи столетий» становились для России временем глобальных исторических сдвигов, смены социокультурных парадигм развития, сопровождавшимся политическими кризисами и социальными катаклизмами.

Рубеж XIX-XX веков, принесший новый виток эсхатологических ожиданий, предчувствий гибели цивилизации - был временем напряженных духовных исканий и прозрений российской интеллигенции, нашедших выражение в интеллектуально-художественном многообразии «серебряного века» рос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.