фессионального опыта, где все решает личность ученого-преподавателя, сам факт его предрасположенности к неформальному общению с учащимися, будь то школьники, студенты или аспиранты. Соловьёвский семинар для формирования такой личности вузовского работника играет неоценимо важную роль.
Т.П. БЕЛОВА
канд. филос. наук, доцент, с.н.с. кафедры общей социологии и феминологии Ивановскогогосударственного университета
ЗНАЧИМОСТЬ НАСЛЕДИЯ B.C. СОЛОВЬЁВА ДЛЯ МОЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Открытие текстов Владимира Сергеевича Соловьёва по времени совпало для меня с началом преподавательской деятельности в Ивановском государственном университете. Тогда, в конце 1980-х - начале 1990-х гг., меня, как преподавателя религиоведения, прежде всего, заинтересовали «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и особенно «Краткая повесть об антихристе», в которой в концентрированной форме даётся прогнозный диагноз социального и духовного развития Европы в начале XXI столетия, во многом подтверждаемый настоящей действительностью. Во времена Соловьёва ещё не было феномена, называемого «Новые религиозные движения». Однако его рассказ о появлении человека, называющего Христа своим «величайшим предшественником» и объясняющего Второе Пришествие «не как возвращение того же Христа, а как замещение предварительного Христа окончательным, т.е. им самим» может сегодня быть отнесён к создателю различных религиозных новообразований.
Описанные Соловьёвым в «Краткой повести» события на вселенском соборе, мною были восприняты как раскрытие сути католицизма, православия и протестантизма: для католицизма - это папство, для православия - сохранение традиции и наиболее чёткое духовное зрение, для протестантизма - знание и исследование Священного Писания. В целом этот небольшой
по объёму текст оказал существенную помощь в структурировании моих религиоведческих знаний. Впоследствии (в мае 2000 г.) по этим сюжетам мною был сделан доклад на международной научной конференции «Владимир Соловьёв и фило-софско-культурологическая мысль XX века», проходившей в Ивановском энергоуниверситете.
Тексты Соловьёва, участие в Соловьёвском семинаре и различных конференциях помогли открыть мне софиологи-ческое движение, феномен нового религиозного сознания и одно из важнейших духовных оснований православия -учение и практику исихазма. (К слову, не могу не отметить то значительное впечатление, которое производили на меня доклады в рамках
Соловьёвского семинара, а также доклад В.В. Бычкова о софиологии Соловьёва,
сделанный в сентябре 1993 г. на международной научной конференции «Русская
культура и мир»). Собранные материалы были положены в основу спецкурсов «Духовное наследие России», «Духовный путь русской интеллигенции», которые я читала в школе-лицее № 21, для студентов исторического, филологического факультетов, а один семестр - даже студентам-физикам.
После того, как кафедра, на которой работаю в ИвГУ, начала подготовку студентов по специальности «Социология», у меня появилась возможность нового осмысления соловьёвского наследия. Я была очень рада тому, что госстандартом в курсе «История российской социологии» предусмотрена тема о социологических идеях русской религиозной философии. А
потому мы со студентами-социологами стали обращаться к текстам Соловьёва на семинарских занятиях. Затем я начала предлагать по Соловьёву темы курсовых работ, и студенты с интересом этими темами занимались.
Методология Соловьёва представляется весьма перспективной для социологического осмысления. Её значимость возрастает в связи со становлением в современной России христианской социологии, которая теперь имеет и институциональную поддержку в лице социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Вспоминается, как на заседании секции по истории социологии на Первом социологическом конгрессе, который проходил в Петербурге в 2000 г., профессор Р.П. Шпакова (мой первый оппонент на защите кандидатской диссертации, но, к сожалению, её уже с нами нет) высказала чрезвычайно точную и глубокую мысль о том, что классик только тогда классик, когда его творчество междисциплинарно, т.е. может внести ценный вклад в развитие разнообразных наук. С этих позиций Владимир Сергеевич Соловьёв - несомненный классик.
Е.М. РАСКАТОВА
канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой культурологи Ивановского государственного химико-технологического университета
СИЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ
Последние несколько веков «рубежи столетий» становились для России временем глобальных исторических сдвигов, смены социокультурных парадигм развития, сопровождавшимся политическими кризисами и социальными катаклизмами.
Рубеж XIX-XX веков, принесший новый виток эсхатологических ожиданий, предчувствий гибели цивилизации - был временем напряженных духовных исканий и прозрений российской интеллигенции, нашедших выражение в интеллектуально-художественном многообразии «серебряного века» рос-