Научная статья на тему 'Сила интеллектуального притяжения'

Сила интеллектуального притяжения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сила интеллектуального притяжения»

потому мы со студентами-социологами стали обращаться к текстам Соловьёва иа семинарских занятиях. Затем я начала предлагать по Соловьёву темы курсовых работ, и студенты с интересом этими темами занимались.

Методология Соловьёва представляется весьма перспективной для социологического осмысления. Её значимость возрастает в связи со становлением в современной России христианской социологии, которая теперь имеет и институциональную поддержку в лице социологического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Вспоминается, как на заседании секции по истории социологии на Первом социологическом конгрессе, который проходил в Петербурге в 2000 г., профессор Р.П. Шпакова (мой первый оппонент на защите кандидатской диссертации, но, к сожалению, её уже с нами нет) высказала чрезвычайно точную и глубокую мысль о том, что классик только тогда классик, когда его творчество междисциплинарно, т.е. может внести ценный вклад в развитие разнообразных наук. С этих позиций Владимир Сергеевич Соловьёв - несомненный классик.

Е.М. РАСКАТОВА

канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой культурологи Ивановского государственного химико-технологического университета

СИЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ

Последние несколько веков «рубежи столетий» становились для России временем глобальных исторических сдвигов, смены социокультурных парадигм развития, сопровождавшимся политическими кризисами и социальными катаклизмами.

Рубеж XIX-XX веков, принесший новый виток эсхатологических ожиданий, предчувствий гибели цивилизации - был временем напряженных духовных исканий и прозрений российской интеллигенции, нашедших выражение в интеллектуально-художественном многообразии «серебряного века» рос-

сийской культуры, блестящем расцвете русской религиозной философии, искусства и поэзии.

Несомненно, гениальным предтечей этого расцвета, «барометром» нравственных и религиозных поисков современников был Владимир Сергеевич Соловьёв, чья идея «всеединства» была больше, чем философской теорией - была грандиозной попыткой связать «распавшуюся нить времен», предложить человечеству путь преодоления гибельных последствий своих исторических ошибок через преображение мира божественным разумом и красотой.

Своеобразным «ответом» на интеллектуальные «вызовы» B.C. Соловьёва становились культурные модели существования интеллигенции «серебряного века», стремившейся к объединению в творческие сообщества на основе духовной и эстетической близости, что становилось актуальной формой самоорганизации и самосохранения в условиях дифференциации и поляризации культуры. Значимой чертой культуры рубежа XIX - XX веков стали различные интеллектуально-творческие объединения интеллигенции - артистические и музыкальные кружки, художественные группы, литературно-философские собрания. Кажется характерным, что именно в самое нестабильное время российская интеллигенция умела находить формы устойчивого существования и сопротивления процессам общей деинтеллектуа-лизации культуры. Не случайно, именно эти формы были востребованы и возрождены на рубеже XX - XXI вв.

Истоки Соловьёвского семинара доктора философских наук, профессора Михаила Викторовича Максимова - в этом уникальном самоощущении российской интеллигенции переломных эпох - в ее интеллектуально-нравственной силе, даю-

щей возможность сохранения и трансляции культурного опыта сегодняшним и будущим поколениям. Не случайно также, что после смерти Соловьёва его петербургские друзья образовали первое «соловьёвское» общество, регулярно собиравшееся в ресторане «Донон» в Петербурге. Регулярные заседания этого общества - «соловьёвские обеды» - сопровождались докладами участников и их последующим обсуждением.

В 1998 году впервые на базе кафедры философии Ивановского государственного энергетического университета прошла встреча ученых, чьи исследовательские интересы связаны с изучением творчества выдающегося русского философа B.C. Соловьёва.

Внимание к философскому наследию такого оригинального мыслителя как B.C. Соловьёв - было своеобразным знаком времени: долгая невозможность легального и полного чтения работ выдающихся российских философов (Н. Бердяева, С. Франка, С. Булгакова и других) во многом обусловила всплеск интереса к русской идеалистической философии; несомненно, привлекала и созвучность поставленных проблем переломной эпохе нового «рубежа столетий», их диагностика, пути решения, - все это делало чрезвычайно актуальным опыт современного прочтения текстов.

Но сколько подобных семинаров рождалось тогда, в 1990-е и многие ли существуют по сей день, тем более продуктивно работают?

За 10 лет существования Соловьевского семинара прошло 29 заседаний, издано 20 сборников научных трудов «Соловьёвские исследования». Знаком особого внимания и признание профессиональным сообществом стало приглашение профессорско-преподавательского состава кафедры философии ИГЭУ осенью 2006 года в «Дом А.Ф. Лосева» (г. Москва). Тогда философы-коллеги Н.В. Мотрошилова, В.В. Миронов, В.В. Сер-биненко, А.Н. Козырев, В.П. Троицкий) говорили об уникальном опыте ивановцев и признали подобную модель научных симпозиумов наиболее продуктивной для настоящего времени.

Тематика семинаров разнообразна. Наибольший интерес научной общественности города вызывают те, проблематика которых позволяет раскрыть универсальные смыслы филосо-

фии B.C. Соловьева, их связь со всеми сферами гуманитарной мысли и творчества - «Эстетическая программа Вл. Соловьёва и поиск синтеза искусств в культуре Серебряного века» (2005 г.), «Вл. Соловьев: Литературное наследие, Эстетика. Критика» (2001 г.) и др.

Безусловно, одним из наиболее притягательных моментов и для исследователей, и для широкой гуманитарной публики является и сама личность выдающегося философа - многогранное творческое дарование (поле интересов B.C. Соловьёва чрезвычайно широко - религиозная философия, эстетика, литературное творчество), необычная, драматическая судьба, мистическая линия его биографии, оригинальность суждений, непредсказуемость действий - все это делает B.C. Соловьёва в глазах наших современников знаковой фигурой «серебряного века». Поле невероятного личностного притяжения B.C. Соловьёва - не только при жизни, но и после смерти философа отмечалось лучшими исследователями его творчества: «Еще сильнее и глубже было непосредственное воздействие его личности. От Соловьёва исходила таинственная притягательная сила, необъяснимое обаяние, которое одинаково захватывало столь различных людей, как Константин Леонтьев и Александр Блок. Образ «Философа» поражал воображение. Его удивительная судьба окружалась легендой. Он был знаменем, вокруг которого объединялись и за которое боролись», - так писал о B.C. Соловьёве К.В. Мочульский.

Организатор Соловьёвского семинара в ИГЭУ -В.М. Максимов тоже, наверное, много лет назад оказался в орбите личностного и интеллектуального притяжения философа и, подтверждая известную истину, проверенную опытом B.C. Соловьева: талантливый человек талантлив во всем - смог сплотить вокруг идей Соловьёва значительный круг ученых. Личность В.М. Максимова - неравнодушного, высоконравственного человека, подвижника науки - стала новым центром притяжения для многих, кому интересны поиски и открытия отечественной гуманитарной мысли.

Своим существованием, особой атмосферой обсуждения самых непростых проблем семинар задает высокую интеллектуальную и нравственную планку многим другим научным со-

браниям и симпозиумам, проходящим как в Иваново, так и в других городах, доказывая, что границы «столица - провинция» достаточно условны там, где есть настоящая наука, которая не бывает провинциальной. Это во многом достигается благодаря поддержке ведущих исследовательских центров РФ (сектор истории философии Института философии РАН, кафедры истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедры истории отечественной философии РГГУ, кафедры философии Московского педагогического государственного университета и др). Одним из первых приехал и поверил в идею семинара А.И. Абрамов, постоянными участниками семинара давно стали ведущие философы России и зарубежных стран: Н.В. Мотрошилова, А.П. Козырев, Н.В. Котрелев, др.: они поддержали семинар, привезли коллег, учеников, через семинар прошли десятки авторов современных монографий, докторских и кандидатских диссертаций.

«Соловьёвский семинар» занимает уникальное место в структуре научной культуры города, утверждая университетский статус вуза, которому принадлежит, доказывая, что университет - это очаг культуры, свободной независимой мысли, место рождения авангардных идей и сохранения важнейших национальных культурных традиций.

Больше чем столетие назад И.С. Тургенев сказал о Т.Н.Грановском: «... мы нуждаемся теперь в бескорыстных и неуклонных служителях науки, которые бы твердой рукою держали и высоко поднимали ее светоч, которые, говоря нам о добре и нравственности - о человеческом достоинстве и чести, собственною жизнью подтверждали истину своих слов». Руководитель «соловьевского семинара» - М.В. Максимов и его коллеги работают, воплощая в жизнь именно этот принцип, приближая, насколько это возможно, осуществление идей, составляющих содержание философии B.C. Соловьёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.