все традиции, вспоминая те семейные уклады, на которых они были воспитаны. Подтверждением этому являются оставленные в книге отзывов слова Анны Федоровны Долгополовой — ветерана нашего техникума: Побывала в музее сегодня, Но все было со мной как вчера. Экспозиция «Старого быта» Мою душу огнем обожгла. Захотелось еще здесь остаться, Чтобы чувства свои пережить, И в своем босоногом детстве Как бы гостем опять побыть.
Старшее поколение охотно делится жизненным опытом, а молодое — перенимает его, чтобы в дальнейшем передать своим детям.
Данные мероприятия позволяют всем участникам лишний раз соприкоснуться с культурой русского народа через изделия народных промыслов, предметы русского быта.
За короткое время нашу экспозицию посетило более полутора тысяч человек. Собрано около 200 музейных экспонатов. Порой очень трудно найти со временем утерянные, ушедшие предметы быта. Но работа по расширению экспозиции продолжается.
значимость музейного экспоната в гражданско-патриотическом воспитании
молодежи
Т. А. Мелкозерных, заведующая музеем «Виражи времени» ГБОУ СПО «Березовский политехнический техникум»
Музей истории Березовского политехнического техникума «Виражи времени» существует с 2007 года. С первых дней его образования был создан совет музея, в состав которого вошли педагоги и студенты.
При совете сформированы и работают творческие группы: поисковая; оформительская, экскурсионная, по учету и сохранности музейных предметов и клуб родителей и ветеранов «Содружество».
За семь лет существования нашего музея поисковиками собрано около одной тысячи экспонатов. Каждый экспонат — носитель информации о времени, выпускниках, педагогах. Все предметы, сосредоточенные в музее, имеют богатую и долгую историю, прошли через многие руки и теперь занимают достойное место. Музей — книга памяти, каждый листок которой рассказывает о людях и событиях. Целью гражданско-патриотического воспитания молодежи в техникуме является развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности. Наша задача — воспитать у молодежи чувство уважения к героиче-
скому прошлому своей Родины, истории, культуры, традициям родного края. Уже традиционным стало проведение в музее не только тематических и обзорных экскурсий, но и экскурсий одного предмета. При подготовке таких мероприятий сначала выбираем тему, определяем цели и задачи экскурсии, собираем полную информацию о предмете, определяем объем знаний, который должны приобрести обучающиеся, и составляем текст экскурсии или сценарий. Далее на заключительном этапе проводим саму экскурсию. Так, экспонат «Копия Знамени Победы», который был передан в торжественной обстановке в год 65-летия Победы партией «Единая Россия» при соблюдении военного ритуала в присутствии военкома города, ветеранов ВОВ, бывших выпускников, солдат Российской Армии и студентов, — самый главный в проведении ежегодных экскурсий «История водружения Знамени Победы над Рейхстагом». Для нашего музея копия Знамени Победы ценна и важна прежде всего тем, что является напоминанием о событиях победного 1945 года, которые мы не имеем права забыть. В книге отзывов обучающимися и педагогами оставлены благодарности за прикосновение к истории Великой Отечественной войны. Еще один значимый экспонат — книга «Афганистан. Взгляд в прошлое». Автор книги — В. М. Чурпита, участник афганских событий. При подготовке презентации этой
книги мы встретились с Вениамином Михайловичем, записали его воспоминания, биографию, изучили содержание книги. По материалам поиска составили сценарий встречи студентов с автором материалов о войне, у которой нет Дня Победы, но есть герои. Пригласили участников Великой Отечественной войны, выпускников техникума — участников боевых действий в Афганистане. С затаенным дыханием присутствующие слушали очевидцев той чужой войны, которая унесла тысячи жизней молодых ребят. Среди них наш выпускник — подземный электрослесарь Андрей Лужбин, кавалер ордена «Красная Звезда» (посмертно). Среди экспонатов нашего музея есть книга «Зазвучавшие вновь голоса». Написал ее Александр Фролович Шураев, бывший узник фашистского концлагеря для «остарбайтеров» под Берлином с лета 1943 г. по апрель 1945 г. Знакомясь с содержанием этой книги, ее материалами и фотодокументами, мы встретили фамилии бывших малолетних узников, которые проживали или прожи-
вают сейчас в нашем городе. Отыскали адреса, побывали в их домах и пригласили на встречу «Юности поломанные крылья» в наш музей, чтобы послушать тех, кто видел фашизм в лицо и показать присутствующим презентацию «В Кузбасс доставлен» со списком малолетних узников концлагерей, доставленных в эшелонах с лагерей в 1945-1946 гг. на территорию нашего города. Бывшая узница Александра Ивановна Петрова рассказала о том, как она шестнадцатилетней девушкой оказалась на Мюнхенском вагоностроительном заводе и три года работала на фашистов, как освободили и вернули на родину, как прошла вся ее жизнь. Живое общение с героями усиливает значимость встречи, вызывает чувство гордости за земляков.
Такие экскурсии служат сохранению памяти о героических событиях, подвигах, формированию уважения к народу — победителю, воину — защитнику Отчизны. Задача музейных встреч — передавать эстафету памяти от поколения к поколению.
музейная педагогика
в образовательном процессе техникума
Е. Н. Иванова, преподаватель, руководитель музея ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум»
Никуда не делось прошлое, однако. Вот оно - живет в предметах и вещах. Только надобно извлечь его из мрака, Притаившееся в складках и щелях.
Музей — это нити, соединяющие до и после. Музеи — это вены, по которым протекает время, это болевые точки, грусть и радость многих поколений. Музей и Память — слова синонимы. Память, помнить, значит, знать и жить. Жить в ладу с собой и родом, давшим жизнь, вдохнувшем душу, жить и знать, что было раньше, понимать то, что будет после. Научить каждого, кто перешагнет порог музея, помнить, верить, чтить, любить — вот, мне кажется, бы-
ла, есть и будет задача музея. «Все начинается с детства...» — это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. В детских годах — истоки личности, определение судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как феномен, детство — фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, общество. Занимаясь поисковой работой в музее, создавая выставки и экспозиции музея, обучающиеся познают историю своего учебного заведения, города, Кузбасса, знакомятся с неизвестными страницами человеческих судеб.
Как преподавателю истории мне хорошо понятно, что посещение музея и тем более причастность к сбору краеведческого материала, дает возможность через малое открыть большое — приобщиться к истории страны. Поисковая работа помогает нравственному становлению личности, воспитанию патриота: прослеживание этапов становления и развития исто-