Научная статья на тему 'ЗНАЧИМОСТЬ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ '

ЗНАЧИМОСТЬ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интенсивные методы / иноязычное речевое общение / коммуникативная компетенция / коммуникативные навыки / softskills / индивидуально-психологические особенности / тип овладения иностранным языком / сетевая коммуникация / intensive methods of teaching / foreign language communication / communicative competence / communicative skills / soft skills / individual psychological properties / type of language acquisition / network communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сотова Л.В.

В статье поднимается вопрос значимости применения методов интенсивного обучения иноязычному общению в современных условиях сетевой коммуникации. Методы интенсивного обучения иноязычному общению, значительно ускоряют процесс формирования профессионально-личностной идентичности, обеспечивая развитие всего диапазона softskills, необходимых современным специалистам в эпоху информационных технологий и массовой коммуникации. Специфика организации учебного процесса обеспечивает ярко выраженную динамику развития коммуникативных способностей, что находит свое выражение в интенсивном изменении индивидуально-психологических особенностей памяти, восприятия, мышления у обучающихся с различными типами НС, различными типами темперамента, а также разной возрастной категории. Более того, интенсивное обучение иноязычному общению выступает в качестве своеобразного противовеса современным сетевым средствам коммуникации. Если сетевая коммуникация ведет к ускорению процесса деградации в плане психофизиологического и личностного развития, то обучение речевой коммуникации способствует всестороннему развитию индивидуально-психологических особенностей и коммуникативных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF INTENSIVE TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN CONDITIONS OF NETWORK COMMUNICATION

The article draws attention to the problem of significance of intensive methods of teaching foreign language communication in modern conditions of sweeping spread of network communication. Methods of teaching foreign language communication accelerate the process of professional and personal identification formation providing total range of soft skills development needed in the era of information technology. Specifics of educational process organization provides for dynamic development of communicative skills which brings about intensive changes of individual psychological properties of memory, perception and thinking of learners with different types of nervous system, temperament and age category. Moreover, Intensive teaching of foreign language communication appears to be a peculiar counterbalance to modern means of network communication. While network communication leads to accelerating personality degradation, teaching speech communication proves to provide all-round development of communicative skills and communicative personality traits.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧИМОСТЬ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ »

ЗНАЧИМОСТЬ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Сотова Л.В. (Москва, МГЛУ) mosling_university@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается вопрос значимости применения методов интенсивного обучения иноязычному общению в современных условиях сетевой коммуникации. Методы интенсивного обучения иноязычному общению, значительно ускоряют процесс формирования профессионально-личностной идентичности, обеспечивая развитие всего диапазона softskills, необходимых современным специалистам в эпоху информационных технологий и массовой коммуникации. Специфика организации учебного процесса обеспечивает ярко выраженную динамику развития коммуникативных способностей, что находит свое выражение в интенсивном изменении индивидуально-психологических особенностей памяти, восприятия, мышления у обучающихся с различными типами НС, различными типами темперамента, а также разной возрастной категории. Более того, интенсивное обучение иноязычному общению выступает в качестве своеобразного противовеса современным сетевым средствам коммуникации. Если сетевая коммуникация ведет к ускорению процесса деградации в плане психофизиологического и личностного развития, то обучение речевой коммуникации способствует всестороннему развитию индивидуально- психологических особенностей и коммуникативных качеств личности.

Ключевые слова: интенсивные методы, иноязычное речевое общение, коммуникативная компетенция, коммуникативные навыки, softskills, индивидуально-психологические особенности, тип овладения иностранным языком, сетевая коммуникация.

SIGNIFICANCE OF INTENSIVE TEACHING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION IN CONDITIONS OF NETWORK COMMUNICATION Sotova L.V. (Moscow, MSLU) mosling_university@mail.ru

Abstract. The article draws attention to the problem of significance of intensive methods of teaching foreign language communication in modern conditions of sweeping spread of network communication. Methods of teaching foreign language communication accelerate the process of professional and personal identification formation providing total range of soft skills development needed in the era of information technology. Specifics of educational process organization provides for dynamic development of communicative skills which brings about intensive changes of individual psychological properties of memory, perception and thinking of learners with different types of nervous system, temperament and age category. Moreover, Intensive teaching of foreign language communication appears to be a peculiar counterbalance to modern means of network communication. While network communication leads to accelerating personality degradation, teaching speech communication proves to provide all-round development of communicative skills and communicative personality traits.

Key words: intensive methods of teaching, foreign language communication, communicative competence, communicative skills, soft skills, individual psychological properties, type of language acquisition, network communication.

В эпоху информационных технологий и массовой коммуникации значимость иностранного языка как средства коммуникации претерпевает определенное видоизменение. Владение иностранным языком входит в топ десять компетенций необходимых современным специалистам, при этом методы интенсивного обучения иноязычному общению (ИО) придают свою специфику процессу формирования профессионально-личностной идентичности и значительно ускоряют его. Являясь неотъемлемой частью системы непрерывного образования, интенсивное обучение иноязычному общению взрослых реализует социальный запрос на ускоренное овладение иностранным языком с целью практического применения в бытовой и профессиональной сфере. Ужесточение требований к срокам обучения, необходимость быстрой переквалификации современных специалистов, что часто требует изучения нового иностранного языка, придает особую актуальность этому направлению. Методы интенсивного обучения, изначально возникшие на стыке педагогики, методики, психологии, психофизиологии и теперь уже и цифровых технологий, построены на принципах междисциплинарного подхода, что позволяет обеспечить разноплановое развитие личности обучающихся. Обучение иноязычному общению по интенсивным методикам обеспечивает синергию системного знания лексико-грамматического строя языка, практики речевого общения и владения основами межкультурной коммуникации. Применение специальных методических и психологических приемов способствует развитию памяти, восприятия, мышления, что ведет к ускоренному формированию ре-чемыслительных способностей. Таким образом, интенсивное обучение ИО предполагает комплексное развитие целого ряда компетенций: лингвистической и социолингвистической, социальной, социокультурной и межкультурной.

Как известно, переход к цифровой эпохе от аналоговой потребовал кардинального переосмысления всей структуры профессиональной и социальной идентичности личности и значительно расширил диапазон компетентностных ориентаций от фундаментальных знаний и узкоспециальных навыков «ЬагёвкШБ» до надпрофессиональных навыков «БоШкИ^». Причем, в процессе профессионализации личности прослеживается динамика в сторону увеличения приоритета «некогнитивных» навыков над «когнитивными». Практическое владение иностранным языком становится одним из ведущих навыков категории БОЙБкШв, поскольку изучение иностранных языков обеспечивает формирование коммуникативной компетенции, являющейся неотъемлемой частью профессиональной деятельности и жизни социума. По сути дела, интенсивное ускоренное обучение ИО обеспечивает развитие всего диапазона БОЙБкШв, включая коммуникативные навыки, эмоционально-интеллектуальные, навыки креативного мышления, информационно-когнитивные навыки, навыки саморефлексии и др.

Особого внимания заслуживает вопрос формирования коммуникативных навыков, которые определяют уровень развития коммуникативной компетенции в целом и является целью и средством интенсивного обучения ИО.В условиях данной методики работа по развитию коммуникативных способностей строится с учетом нейродинамических характеристик лабильности/инертности нервной системы, которые, по мнению академика М.К.Кабардова, определяют степень развития коммуникативных качеств личности, обуславливающих успешность или неуспешность овладения иностранным языком и определяют их принадлежность к, так называемому, «коммуникативному» или «некоммуникативному» типу овладения иностранным языком. (Кабардов,2001). Результаты настоящего формирующего эксперимента, проводимого на базе испытуемых московского вуза МГЛУ показали, что использование методики интенсивного обучения ИО сопровождается рядом позитивных изменений индивидуально-психологических особенностей взрослых обучающихся. При этом в целом позитивная динамика изменения наблюдается независимо от типа нервной системы, типа темперамента или возраста обучающихся. Однако темп изменений и уровень успешности зависит от качеств лабильности /инертности нервной системы. Происходит улучшение параметров слухового восприятия, слуховой памяти, слуховой дифференциальной чувствительности, увеличение скоростных характеристик рече-

производства, улучшение качества артикуляционных навыков, уменьшение латентного периода, увеличение скоростных характеристик речемыслительных процессов. Изменение индивидуально-психологических особенностей памяти, восприятия, мышления сопровождается повышением степени коммуникативности, активности в речевом общении, снятии психологического барьера боязни говорения. Таким образом, методика интенсивного обучения ИО создает благоприятные условия для ускоренного развития коммуникативных навыков и способностей обучающихся с различными типами НС, типами темперамента и разной возрастной категории, что создает предпосылки для перехода от «некоммуникативного» типа овладения иностранным языком к «полу-коммуникативному» и «коммуникативному». (Саве-льева,1981).

Говоря о развитии коммуникативных методов обучения, нельзя игнорировать появление соцсети как абсолютно нового вида коммуникации и сетевого мышления как следствия глобальной интернатизации. Сетевое мышления является серьезным вызовом времени не менее опасным, чем распространение вирусной инфекции. Согласно данным многочисленных соцопросов, проводимых зарубежными и отечественными психологами, нахождение в постоянном информационном потоке влечет за собой ряд необратимых изменении психофизиологических свойств и личностных качеств человека. Социальная сеть как средство коммуникации цифрового века ведет к резким изменениям психики, образа мышления и поведенческой модели современного человека, что находит свое выражение: на психофизиологическом уровне в деградации долговременной памяти и речемысли-тельной функции; на эмоционально-личностном уровне в повышенной эгоцентрич-ности и склонность к агрессии; на социально-личностном уровне в неадекватности социального поведения, утрате навыков социализации и личностной идентичности; на социально-культурологическом уровне вутрате национальной, этнической, религиозной идентичности. Но, пожалуй, одной из самых больших опасностей может стать влияние клипового мышления на речь, с последующим вытеснением речевого общения. Особенно актуальна эта проблема для детского и подросткового возраста, когда еще недостаточно сформированы речевые навыки и легко может развиться зависимость от легко воспринимаемой образной визуальной информации. С позиции нейропсихологии оперативность в переработке информации одной модальности (акустической речевой или визуальной) означает развитие одного участка мозга и ослабление функционирования другого. Из этого следует вывод о том, что, несомненно, важно развивать способности, заложенные в обоих полушариях, при этом учитывая, что речь как основное средство коммуникации способна передавать информацию более детально, последовательно, логично и личностно окрашено. Речевое диалогическое общение является одной из базовых внутренних потребностей человека и непосредственно связано с личностной идентичностью. По утверждению российского философа М. Бахтина человек может осознать себя лишь в общении с другими людьми, через их оценку. (Бахтин,1986). Бессмысленно отрицать стремление человечества к современным более совершенным средствам коммуникации, но не стоит отказываться от того, что составляет сущность человеческой природы - потребность речевого общения. Напротив, интенсивное обучения иноязычному общению выступает в качестве своеобразного противовеса современным сетевым средствам коммуникации, не способным обеспечить полноценное личностное развитие. Сетевая и речевая коммуникация имеют диаметрально противоположные параметры по всем аспектам: психофизиологическому, эмоционально и социально-личностному, социально-культурологическому. Если сетевая коммуникация ведет к ускорению процесса деградации в плане психофизиологического и личностного развития, то обучение речевой коммуникации способствует

всестороннему развитию индивидуально- психологических особенностей и коммуникативных качеств личности.

Подводя итог сказанному, хотелось бы особо подчеркнуть, что в эпоху глобальной цифровизации и стремительного распространения сетевой коммуникации целенаправленное развитие речемыслительных способностей, в частности, способностей иноязычного речевого общения, выступает как фактор обще-цивилизационного значения, обеспечивающий профессиональный, личностный и духовный рост.

Сетевая комчл никлиня

Речевая коммуникации в условия* щпгягявного oövTrння иионзычному йшппо.

Психо - фиу<атогически(< аспект + подвижность. адаптивность мышления.

- фрагментарность, одно линейность,

отсутствие аналитического. логического. самостоятельного мышления:

- деградация долговременной памяти.

- деградация речеыыслительной функции.

Эмоннанаимо- тчноснтый аспект ■ повышение эгопентричности. снижение 1мпатии. склонность к агрессии, грубости

Соншньно-тчностныЛ аспект

- оторванность от действительности.

- неадекватное1Ь социального поведения, безответственность:

- утрата навыков социализации. толяпия. одиночество

Сочна гью-ку ¡ытро ?(унч<тмт асшш

- отсутствие

национальных, лннческнх ре.ни ночных oi личин.

- отсутствие индивидуальности, стереотипность, шаблонность

Пси\о - фтпоккическиЛ аспект + подвижность, адаптивность мышления, + системный комплексный подход к развитию языкового мышления:

+ комплексное использование психофизиологических свойств сознания н подсознания.

+ комплексное развит? слухового и фпзе.шнот восприятия и намяли:

+ интенсивная акшвнзаиия рече.мыслше иной функшш

Ъючпоншьно- тчмоептый аспект + преобладание позитивного тмоннокальното фона, доброжелательность. змпатия. взаимопонимание

С'оцитьно-тчностныы аспект + активная включенность в процесс межличностного грушювого и социальною общения. | интенсивное рашигис навыков речевою поведения с целью сопналтапин в иноязычной языковой среды

Содшмсьшыцшдолгфгаш)

аспект

+ активное использование в коммуникации ннформашш межкультурного содержания.

-г акшвное развитие навыков творческого самовыражения

Литература

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 1984. М., 1986. С.32.

2. Иванов Д.В. Виртуализация общества: теоретический анализ общественных изменений современного общества. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 203 c.

3. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.

4. Савельева Е.Н. Индивидуально-психологические особенности овладенияиностран-ным языком в ролевой игре (на примере интенсивного обучения взрослых): автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1981.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированнойпарадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 5863.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.