Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА В ГЕНЕЗИСЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ НА РУСИ'

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА В ГЕНЕЗИСЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ НА РУСИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РАСПЕВ / НОТАЦИИ / МЕЛОДИЧЕСКИЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Медков А.М., Химич М.Д., Афанасьева Т.Ю.

Обращение к проблеме церковного богослужебного пения вызвано актуальностью и интересом к проблеме наследования православия и церковного искусства от Византии. Особое внимание в статье уделяется русским православным песенным традициям. Древнее церковное пение на Руси называлось равноангельским, оно являлось источником благостного состояния души, было призвано помочь человеку воспитать нравственность в своих поступках. Идеология развития системы древнерусского богослужебного пения в корне отличается от западно - европейской певческой системы. В настоящее время в храмах существует богатое разнообразие церковных мотивов, распевов богослужебного пения. В данной статье авторами делается акцент на ренессанс знаменного пения с его особенностями, нотациями и места в древней певческой культуры на Руси, как средств воспитания современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF ZNAMENNY SINGING IN THE GENESIS OF LITURGICAL SINGING IN RUSSIA

The appeal to the problem of church liturgical singing is caused by the authors by the urgency of their interest in the problem of the inheritance of Orthodoxy and church architecture from Byzantine. Particular attention is paid to Russian Orthodox song traditions Church singing in Russia, which was the source of the “state of the soul,” was intended to help a person to acquire morality in his actions. The appeal to the problem of church liturgical singing is caused by the authors by the urgency of interest in the problem of the inheritance of Orthodoxy and church architecture from Byzantiine. Particular attention is paid to Russian Orthodox song traditions Church singing in Russia, which was the source of the "state of the soul," was intended to help a person acquire morality in his actions. The ideology of the development of the of Old Russian liturgical singing system is fundamentally different from the Western European song system, as well as from the ideology of the Russian liturgical singing development of the 18th-20th centuries. The authors emphasize the renaissance of znamennychant with its features of its notation, the ancient singing culture in Russia, as a means of educating modern youth

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЗНАМЕННОГО РАСПЕВА В ГЕНЕЗИСЕ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ НА РУСИ»

УДК 291.2

А. М. Медков,

воспитанник Белгородской Православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью),

Россия, г. Белгород, arkadymedkov295@gmail.ru

М. Д. Химич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Белгородский Государственный институт искусств и культуры,

Россия, г. Белгород, elgrygorenko@mail.ru

Т. Ю. Афанасьева,

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общетеоретических и гуманитарных дисциплин Белгородский Государственный институт искусств и культуры,

Россия, г. Белгород, tessaf@mail.ru

Значение знаменного распева в генезисе богослужебного пения на Руси

Аннотация. Обращение к проблеме церковного богослужебного пения вызвано актуальностью и интересом к проблеме наследования православия и церковного искусства от Византии. Особое внимание в статье уделяется русским православным песенным традициям. Древнее церковное пение на Руси называлось равноангельским, оно являлось источником благостного состояния души, было призвано помочь человеку воспитать нравственность в своих поступках. Идеология развития системы древнерусского богослужебного пения в корне отличается от западно-европейской певческой системы. В настоящее время в храмах существует богатое разнообразие церковных мотивов, распевов богослужебного пения. В данной статье авторами делается акцент на ренессанс знаменного пения с его особенностями, нотациями и места в древней певческой культуры на Руси как средств воспитания современной молодежи.

Ключевые слова: знаменное пение, историческое значение, православие, церковь, музыкальное искусство, распев, нотации, мелодический оборот.

Medkov A. M. student of Belgorod Orthodox Theological Seminary Russia, Belgorod e-mail: arkadymedkov295@gmail.ru

Himich M. D. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music Education Belgorod State Institute of Arts and Culture

Russia, Belgorod e-mail: elgrygorenko@mail.ru

Afanasyeva T. Yu. Candidate of Philosophical Sciences, senior lecturer of the Department of General Theoretical and Humanitarian Disciplines Belgorod State Institute of Arts and Culture

Russia, Belgorod e-mail: tessaf@mail.ru

The significance of znamenny singing in the genesis of liturgical singing in Russia

Abstract. The appeal to the problem of church liturgical singing is caused by the authors by the urgency of their interest in the problem of the inheritance of Orthodoxy and church architecture from Byzantine. Particular attention is paid to Russian Orthodox song traditions Church singing in Russia, which was the source of the "state of the soul," was intended to help a person to acquire morality in his actions. The appeal to the problem of church liturgical singing is caused by the authors by the urgency of interest in the problem of the inheritance of Orthodoxy and church architecture from Byzanti-ine. Particular attention is paid to Russian Orthodox song traditions Church singing in Russia, which was the source of the "state of the soul," was intended to help a person

acquire morality in his actions. The ideology of the development of the of Old Russian liturgical singing system is fundamentally different from the Western European song system, as well as from the ideology of the Russian liturgical singing development of the 18th-20th centuries. The authors emphasize the renaissance of znamennychant with its features of its notation, the ancient singing culture in Russia, as a means of educating modern youth

Keywords: Znamenny chant, historical significance, Orthodoxy, church, musical art, chant, notation, melodic sign.

На сегодняшний день православие воспринимается светским обществом, большей долей молодых людей как "музей древности".По мнению различных субкультур, православие является не актуальным в "прогрессивном" XXI веке. Апологические и катехизические беседы мы оставим сотрудникам церкви по работе с молодежью и обратим внимание на развитие церковной культуры, а именно музыкального искусства, имеющего многовековые традиции.

Нередко услышишь под сводами храма пение, которое возносит человеческую душу от земного к небесному, от материального к божественному, от греховного к святому. Слушая церковное пение, душа человека приближается к Богу.

Но некоторые прихожане не всегда остаются в храме до конца богослужения. Одна из причин - непонятный церковно-славянский текст песнопений, который, безусловно, является основным вопросом в данной теме. По этому вопросу на сегодняшний день представители православной Церкви ведут активную полемику. К проблематике также относится непрофессиональное исполнение произведений, в следствие чего молящиеся не получают эстетических чувств и религиозных переживаний, поэтому пение должно быть благозвучным и понятным. К сожалению, певчие не всегда являются молитвенниками и не несут своим пением решение вопроса, так как они исполняют данные им задачи. Сейчас много разных богослужебных мотивов и распевов, которые поются на приходах. Они бывают монодические, (одноголосные) и партесные, или многоголосные. Одноголосному пению присущ такой распев, как знаменный, который в нынешнее время нечасто услышишь, но он является духом церковной молитвы.

Знаменный распев считается самым древним распевом Русской Православной Церкви. Самые древние летописи появляются в конце XI начале XII веков. В этих источниках знаменный распев обозначался определенными знаками - безлиней-

ной нотацией, которая начала свое развитие с древности. Исходя из этого мы можем заключить, что знаменный распев - это система знаков, записанных в виде устного творчества. На основе византийской нотации позднего периода возник вариант знаменного пения, послуживший распространению на Руси.

Как отмечалось выше, знаменное пение начинает свою историю от византийского церковного осмогласия (распределение песнопений на восемь гласов), которое вошло в богослужебный строй Русской Православной Церкви. В основу нашего древнего богослужения легла византийская литургия. Мелодия знаменного распева имела волнообразный характер, была плавная и напевная, брала истоки от обиходного звукоряда. Знаменный распев имел несколько типов: столповой, малый и большой распевы. Столповой имел отличительную особенность, которая проявлялась в том, что на один слог приходилось несколько тонов, (чаще 2-3 звука). Столповой распев, имея в своем арсенале различные попевки и мелодии, связанные между собой, подчинялся строгим правилам звуковедения, а также имел разнообразный метро-ритмический рисунок. Малый знаменный распев предназначался для вседневных служб, ему были близки общие черты древнего знаменного распева. Большой знаменный распев возник в 16 столетии, имеются некоторые документальные свидетельства учителей Феодора Христианина и Саввы Рогова, их учеников и последователей: песнопения имели более свободный мелодический рисунок, с поступательным и скачкообразным характером, а также широкое распевное движение. Этот распев положил начало развития деме-ственного и путевого знаменного распева, а также их нотации. Позже знаменная мелодика легла в основу многоголосного строчного и раннего партесного пения. В 1772 году в Синодальной типографии вышли одноголосные книги с нотами знаменного одноголосного пения. В 18-19 веках эти ноты послужили лейтмотивом для новых гармонизаций известных композиторов (М. Глинка, М. Балакирев, П. Чайковский), а также различных церковных деятелей. На русском народном одноголосии творили свои хоровые шедевры такие композиторы, как А. Кастальский, А. Гречанинов, П. Чесноков и А.Никольский.

Русь приняла знаменный распев от греков, а русские песнотворцы записали мелодию осмогласия в знаменную нотацию, вследствие чего получилось отечественное осьмогласие православного богослужебного пения. Одноголосному пению присущ такой распев, как знаменный, который в нынешнее время нечасто услышишь, но он является духом церковной молитвы. После разрушения "Второго Рима" московское государство стало главным центром православия, появи-

лась идея, что "Москва - третий Рим", что отразилось на становлении в богослужебном пении Русской Православной Церкви в середине XVII века болгарского, киевского и греческого распевов.

Главенствующую позицию занимал греческий распев, распространившийся в связи с приездом в Москву дьякона Мелетия. Однако этот вид богослужебного пения отличался от пения греков - это была своего рода голосовая редакция дьякона Мелетия. Для греческого распева характерны светлая радость, торжественность.

Примерно в параллели с греческим распевом развивается и болгарский, установить происхождение которого не представляется возможным. Тот факт, что болгарский распев встречается в западно-украинских источниках, свидетельствует о его западнославянском происхождении.

Знаковая система знаменного распева рассчитана на все группы песнопений. Это и стихиры, и тропари, и прокимны, и те произведения, которые не изменяются. Следует заметить, что знаменный распев на Руси сформировался не сразу и не был созданием народа, церковной власти или композитора, а был благодатным озарением Света и тайным наставлением Источника божественного сокровища.

Распространение знаменного распева на Руси начинается благодаря Стоглавому Собору 1551 года, который постановил открыть церковно-певческие школы, где трудились великие мастера и завершали становление знаменного распева, который начал свою историю с крещения Руси X века. Но с реформами патриарха Никона, которые проходили во второй половине XVII века, знаменный распев сохранился только у приверженцев старого Православия - старообрядцев, потому что с реформами знаменный распев в Православной Церкви стал нести по своему содержанию итальянский партес.

Но это отголоски истории, а какой же смысл заложен в понятия "знаменный" и "распев"? Слово "знаменный" происходит от древне-славянского слова "знамя", который означает знак, крюк или нота, а слово "распев", означает осмогласие в национальной переработке, то есть не только знаменный распев, но и киевский, греческий, болгарский и т.д. Так как слово "знаменный" означает крюк, то распев еще называют крюковым, потому что в богослужебных книгах звуковые интервалы обозначали крюками и тем самым крюк нес информацию о напеве. Например, в крюковых книгам, которые являются первоисточниками знаменного пения, можно увидеть, что крюки пишутся на ударениях смыслового характера, чтобы подчеркнуть важную мысль, а также там, где в тексте стоит слоговое ударение. Поэтому знаменный распев начал свое развитие в осмогласие, где структурно

связывал церковные песнопения с определенными для каждого гласа напевами. Таким образом, восемь гласов составляли столп, то есть цикл, который повторялся восемь недель.

Крюк, или знамена, в начальном своем употреблении писался черной тушью и обозначался как продолжительность тона и высоту. Насчитывается около 500 знамен, которые бывают "единостепенными" и "многостепенными". "Единосте-пенными" изображают один звук, а "многостепенными" несколько звуков. Самый верхний звук знамени определяется соответствующей пометой, которая пишется с левой стороны знамени. Сказав о тоне и высоте, следует упомянуть о их видах, то есть высота тоны делилась на четыре элемента: простую, мрачную, светлую и тресветлую.

Простая является самой низшей, а остальные возрастали в высоте. Следует также упомянуть о том, что в знаменном пении нет тех понятий тихости и громкости звука, которые есть в обычной музыке. Главным определителем громкости знаменного пения является высота звука: чем яснее нрав песнопения, тем выше звук, а высота дает громкость.

Упомянув выше о крюке, следует сказать и о нотации знаков. Например, есть знак параклит (разновидность крюка, означающая половинную ноту, а также символизирующую сошествие Святого Духа на апостолов); статия (означающая целая нота); подчашие (означающая две четвертные ноты в нисходящем движении, которое бывает постепенное); чашка (означающая две четвертные ноты в нисходящем движении); стопица (означающая половинную ноту); переводка (означающая две четверти в восходящем движении); хамило (означающая в первом, втором, четвертом, пятом, шестом и восьмом гласе до четырех нот); дербица (означающая четыре четвертных ноты в восходящем движении); голубчик (знамя относится к "двоегласостепенным" знаменам с восходящим направлением мелодии); переводка ("стопица с двумя очками", исполняется в два звука, по одной четверти каждый, в восходящем направлении).

Если в тексте четыре или более знаков или крюков объединены, то они называются лица и фиты. Лица означает многоразличие, так как меняет напев в зависимости от гласа. Они представляют менее развитые и менее продолжительные мелодические обороты. Фиты - это развитый мелодический оборот, обозначенный группой знамен. Кроме лица и фита существует такое сложное знамя, как ку-лизма, которая имеет в своем начертании три статьи разных видов, в зависимости от величины самой кулизмы. Высота и порядок звуков в этом знамени зависят от

гласа, от местоположения в песнопении и от предшествующих знамен. Кулизмы бывают большие, средние и малые (полукулизмы), которые делятся на большие и малые.

Основу знаменного пения составляют попевки, т. е. характерные музыкальные фразы мелодического состава. У каждой попевки знаменного распева есть свое название либо по выразительности, например "повертка" или этимологического происхождения. - "щадра", "лацега".

Исследование знаменного распева занимает большое количество времени, а у нас нет права выходить за рамки темы нашей статьи, поэтому мы ограничимся двумя категориями:

1. большой знаменный распев, его представляют в основном стихиры;

2. малый знаменный распев, который носит речетативный характер. В этом значении нужно уточнить, что знаменный распев приближен к Киевскому распеву.

Исторически сложилось так, что Киевский распев явился разновидностью знаменного пения в результате завоевания западных и юго-западных частей Русской митрополии литовскими и польскими государями. На развитие Киевского распева большое влияние оказала западная музыка. Значительную часть Киевского распева составляют те же попевки, в основе которых лежит та же речитативная структура.

Песнопения делятся на одинаковые по звуковой стилистике периоды: начало, речетатив, каденция, что составляет музыкальные периоды, увеличивающиеся по мере увеличения текста. Периоды заканчиваются финальной строкой, как и все песнопение. Периоды могут также иметь различное количество строк, схематически это можно представить следующим образом

Период _1_ _2_ _3_........................................Конечная

Строка 123 123 123 ..............................строка

Эта схема удобна для обозначения киевского распева и его мелодий применительно к текстам. Его речетативная направленность позволяет расширить или сжать речетативную часть текста, а с помощью возвращения строк, обозначающих мелодию, можно применить речетативную форму к тексту любого объема. Такое произведение, как, например, Богородичны догматики, очень похожи со знаменным распевом.

Ноты Киевского распева обозначаются на пятилинейном нотном стане с обозначением квадратной формы нотных головок. Считаясь полным распевом, Киевский распев все же уступает знаменному пению в разнообразии мелодий.

Попевки в лицах имеют разные называния: возвод, стезя, уломец; а в фитах имеют называния, такие как хотева, двоечельна, светлотихая, троичная и т.д. Мелодия знаменного распева распевается на основе попевок, которые изложены в тетрахордах и пентахордах.

Главной мелодией знаменного распева является псалмодия, которая состоит из трех-четырех звуков и вращается в пределах примы, секунды верхней, секунды нижней и терции нижней. В псалмодии есть мелодия "подобная", где она дает ударения на нужных местах. Например, если в богослужебных текстах написано: стихиры "на подобен", то это означает быстрое исполнение, которое будет благозвучным и выразительным. Также есть в псалмодии "великая мелодия", или большой распев и малый. Большой распев существует для песнопений самогласных, которые поются на великие праздники, и воскресные песнопения, стихиры Триоди и Минеи; песнопения, где по Уставу положены на подобен или со сладко-пением. Исходя из вышеперечисленного, знаменное пение имеет только два вида - это самогласен и подобен.

Краткое содержание в знаменном распеве рождает закономерный вопрос: возможно ли петь по крюкам? Вопрос сложный, но нельзя же выкинуть из истории Церкви на Руси знаменное пение в своем первоначальном виде, но и превратить в современную певческую жизнь будет сложно. Остается только довольствоваться тем, что такие распевы, как киевский, греческий и болгарский (начало их формирование с середины XVII века), несут в себе измененный вид знаменного распева и тем самым есть основа церковного пения. В современном мире знаменный распев возрождается специалистами Валаамского монастыря и единоверцами Русской Православной Церкви, а также сотрудниками кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории; в Москве в училище имени Гнесиных занимаются вопросами о древних нотациях; также есть "Фонд знаменных песнопений", цель которого - возрождения в Русской Православной Церкви знаменного распева как канонического богослужебного пения. Партесное песнопение, которое звучит в современных храмах, -торжественное и воодушевленное. Клиросный партес (мужской состав, женский или смешанный) состоит, как правило, из четырех партий. В противовес моно-дическому пению, которое объединяет, когда все певчие единым голосом славят Спасителя, партесное же пение, расходясь по нескольким партиям, прервало эту древнюю традицию монолитного пения. Начиная с 16 столетия, постепенно пар-тес распространялся по всей территории Руси. Заменяя знаменное молитвенное

партесным, произошла замена духовного пения душевным. Но, изучая историческое развитие богослужебного пения, можно заметить, что ренессанс знаменного пения произошел накануне революции с целью восстановить молитвенное песнопение в храмах и монастырях. Монодическое (одноголосое) пение древней Руси сравнивалось с равноангельским пением, под который прихожане могли отвлечься от земных проблем. Дух возносился в молитвенном порыве ввысь, наполняя душу радостью неземного бытия.

Итак, знаменный распев в Русской Православной Церкви должен возродиться и стать актуальным не только в высших духовных школах и монастырях, но и на приходах, так как знаменное пение есть сердце русского православного народа, его душа и величие. Ведь в знаменном пении содержится богословская сущность и идейное содержание мелодий. Оно есть основа церковного пения, которое живет в обиходных песнопениях. Оно несет пробуждение покаяния и приближает человека к Богу.

Библиография

1. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской православной церкви, том I. -М: ПСТБИ, 2004.-490 с

2. Трубин, Н.Г.Духовная музыка [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних музыкально-педагогических учебных заведений / Трубин Николай Григорьевич. - Смоленск :Смядынь, 2004. - 229 с. - Библиогр.: с. 226-228. - ISBN 5-87210-125

3. Знаменный распев и крюковая аннотация как основа православного церковного пения. Протоиерей Б. Николаев. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka. m/otechnik/Boris_Nikolaev/znamennyj-raspev-i-kryukovaja-notatsija-kak-osnova-russkogo-pravoslavnogo-tserkovnogo-penija/

4. Кутузов Б. Русское знаменное пение / Б. Кутузов. Москва, 2008.2. Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд. / Н. Успенский. - Ленинград, 1971. 3. Успенский Н. Образы древнерусского певческого искусства. 2-е изд. / Н. Успенский.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.