DOI 10.22455/2686-7494-2019-1-2-62-77 УДК 821.161.1.09"19"
© 2019. Е. Э. Вишневская
г. Москва, Россия
Рукописное собрание В. Ф. Одоевского, как источник по изучению теории древнерусского пения
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с возвращением к исконной древнерусской певческой традиции в теории и практике церковного пения в России 1850-х — 1860-х гг. XIX в. и ведущая роль в данном процессе музыковеда и музыкального теоретика В. Ф. Одоевского. Раскрывается состав и содержание хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки рукописного собрания Одоевского, включающего крупнейшие музыкально-теоретические труды XVII в., которые отражают развитие певческой мысли того времени: нотные азбуки крюковые, двоезнаменные, на линейных нотах; различные сборники песнопений, хрестоматии по церковному пению, рассматривается деятельность Одоевского в «Обществе древнерусского искусства» при Румянцевском музее, в том числе работа по изготовлению шрифтов для издания крюковых нот. Одоевский стоял у истоков работ по исправлению нотных книг богослужебного пения, благодаря его усилиям в Московской консерватории была создана кафедра русского церковного пения, в программу обучения которой вошли лекции по истории церковного пения.
Ключевые слова: В. Ф. Одоевский, знаменное пение, древнерусская музыка, рукописное собрание, азбуки нотного пения
Информация об авторе: Вишневская Евгения Эдуардовна, кандидат исторических наук, «Российская государственная библиотека», ул. Воздвиженка, 3/5, 119019, г. Москва, Россия
E-mail: vishnevskayaee@rsl.ru
Дата поступления статьи в редакцию: 22.10.2019
Дата публикации статьи: 10.12.2019
Для цитирования: Вишневская Е. Э. Рукописное собрание В. Ф. Одоевского, как источник по изучению теории древнерусского пения // Два века русской классики. 2019. Т. 1. № 2. С. 62-77. DOI 10.22455/2686-7494-2019-1-2-62-77
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
© 2019. Eugenia E. Vishnievskaya
Moscow, Russia
Handwritten collection of V. F. Odoyevsky as a sourceоn the Study of the Theory of Ancient Russian Singing
Abstract: The article deals with issues related to the return to the native ancient Russian singing tradition in the theory and practice of church singing in Russia of the 1850-s — 1860-s of the 19th century and the leading role in this process of the musicologist and musical theorist V. F. Odoyevsky. The composition and the content of Odoevsky's manuscript collection, which is stored in the Department of manuscripts of the Russian state library, including the largest musical and theoretical works of the XVII century, is revealed. It reflects the development of singing thought of the time: note codes hooks, double-character codes, note codes hooks on linear notes; various collections of songs, chrestomathies on church singing. The activity of Odoyevsky in the "Society of Ancient Russian Art" at the Rumyantsev Museum, including the work on the creation of fonts for the publication of hook notes, is considered. Odoevsky stood at the origins of the work on correcting the music books of liturgical singing, thanks to his efforts, a department of Russian church singing was created at the Moscow Conservatory, which included lectures on the history of church singing in its the curriculum.
Keywords: V. F. Odoyevsky, church singing, ancient Russian music, manuscript'scollec-tion, alphabets of note singing
Information about the author: Vishnievskaya Eugenia Eduardova, Candidate of Historical Sciences, Russian State Library, 3/5, 119019, Moscow, Russia.
E-mail: vishnevskayaee@rsl.ru
Received: October 22, 2019
Published: December 10, 2019
For citation: Vishnevskaya E. E. Manuscript collection of V. F. Odoyevsky, as a source for studying the theory of ancient Russian singing // Two centuries of the Russian classics, 2019, vol. 1, № 2, pp. 62-77. (In Russ.) DOI 10.22455/2686-7494-2019-1-2-62-77
Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) — не только ученый, стоявший у истоков осмысления тенденций церковно-певческой жизни России второй половины XIX и начала XX столетия и их реформирования, музыкальный теоретик и критик, но и владелец ценнейшего книжного собрания. Его библиотека, с любовью собираемая владельцем, служила князю необходимым рабочим инструментом, помогавшим в научных изысканиях. С ней работали при подготовке научных сочинений многие его друзья — знаменитые и достойные люди, оставившие в ней память, преподнеся Владимиру Федоровичу книги со своими автографами.
Рукописная часть книжного собрания Одоевского хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) с 1869 г. Библиотека Одоевского, которая составляла более 6 тыс. книг и брошюр, была практически полностью безвозмездно передана вдовой князя О. С. Одоевской в Румянцевский музей с тем условием, чтобы она «...была помещена в здании Музеума в виде отдельного собрания под именем князя В. Ф. Одоевского» [Архив РГБ. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 6-7]. Собрание рукописных книг (Фонд № 210. Одоевский) содержит 45 единиц хранения. Основу его составляют певческие рукописи: азбуки; сборники песнопений на крюковых и линейных нотах для пения в унисон и на несколько голосов; статья Одоевского «О цифирной методе обучения музыкальной грамоте» и другие материалы.
Возникновение русского богослужебного пения неразрывно связано со становлением русского монашества, с глубинной сутью монашеского подвига. В 1860-х гг. церковное пение как часть древнерусской традиции стало предметом изучения музыковедов. В конце 1850-х гг. Одоевский являлся центральной фигурой, вокруг которой формировалась новая наука о церковном пении. Владимир Федорович был ведущим специалистом в области теории церковной музыки, ученым, стоявшим у истоков осмысления тенденций церковно-певческой жизни России, сохранения и приумножения богатейших традиций.
В. Ф. Одоевский. 1850-е гг.
Фото опубликовано в издании: Князь Владимир Одоевский: Дневник.
Переписка. Материалы: К 200-летию со дня рождения. М, 2005. 524 с.
Данное фото хранится в Фонде 73 ГЦММК.
В этот период он работал над подготовкой труда о древнерусской музыке, изучением которой он занимался многие годы. В письме к И. П. Сахарову от 19 октября 1860 г. он сообщил, что завершил книгу под заглавием «Опыт руководства к основным законам мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленное [sic] преимущественно к чтению рукописей о нашем древнем песнопении» [Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки Ф. 73. Ед. хр. 270]. Он писал: «Вся эта номенклатура: гласи, осьмогласие, три-естествогласие, погласицы, наконец самые крюки с степенными пометами, все это сделалось мне ясно, и, если я не обманут самолюбием, то будет ясно и для всех, для Вас, господ археологов; а Ваша помощь, господа, тут необходима; целый мир разработки Вам подготовлен, извольте кушать, а хозяина не хулить — угощает чем бог послал» [Одоевский, 1956: 515]. Эта работа была первой частью исследования о древнерусском песнопении. Одоевский готовил капитальный труд под названием «Осьмогласие», свидетельством чему являются многократные упоминания о нем в его дневнике. Труд этот не был завершен, а разошелся по статьям, письмам, фрагментам. В это время Одоевский
опубликовал ряд работ музыкального содержания [Одоевский, 1858; Одоевский, 1863; Одоевский, 1864; Одоевский, 1867; Одоевский, 1869; Одоевский, 1871], в том числе труд «Музыкальная грамота или основания музыки для немузыкантов» — первый учебник по элементарной теории музыки на русском языке, напечатанный в России [Одоевский, 1868]. Его мысли и труды намного опережали время. К сожалению, не все работы Одоевского, связанные с церковным пением, были опубликованы при жизни или после смерти автора. Этот пробел частично был восполнен в XXI в., с выходом третьего тома серии «Русская духовная музыка в документах и материалах» [Русская духовная музыка...].
Знаменное пение — тип церковного пения, в основание которого положено одноголосное хоровое исполнение. Такое пение служило связующей нитью при обращении молящегося к Богу. Название «знаменное» происходит от использовавшихся для его записи особых знаков — знамен. Известно несколько основных безлинейных нотаций — знаменная нотация («столповое знамя»), демественная («демество»), путевое знамя («путь») и казанское знамя [Бражников: 421]. Древнейшие нотирован-ные знаменами (крюками) рукописи имели «беспометную» нотацию, они трудно поддаются расшифровке. К XVII в. в крюковой записи появились дополнительные знаки — «пометы» и «признаки», что сделало знаменную нотацию более доступной. Также наравне с традиционным одноголосным пением появилось «народное» многоголосие (строчное пение), записанное крюками или знаменами. В XVII в. в рукописях появились «роспевы», «розводы» лиц, фит и сложных знамен (расшифровка сочетаний), кокизники (сборники «попевок») и фитники (сборники фит с объяснениями, изложенными «дробным знаменем»).
Расцвет богослужебного пения в XVII в. постепенно к XVIII в. сменялся его упадком. К числу влиятельных фактов следует отнести упразднение Петром I патриаршества на Руси, перенесение столицы из Москвы в Санкт-Петербург, закрытие большей части монастырей, секуляризацию монастырских земель. В области церковного пения в XVII в. на Руси распространялась западноевропейская традиция, знаменное пение постепенно вытеснялось европейским, названным «партесным» (многоголосным). Такой тип пения при внешней привлекательности уже не имел того духовного содержания, которым обладал знаменный распев. Некоторые композиторы предпринимали усилия по встраиванию «знаменных» мелодий в партесный обиход, гармони-
зируя их в согласии с правилами западноевропейской гармонии. Появлялись новые виды рукописей — «двоезнаменники», в которых напев излагался двумя видами нотаций.
Возвращаясь к исконной русской певческой традиции, В. Ф. Одоевский применил знания о древнерусском песнопении к условиям своего времени. Он «.. .первым опубликовал статьи о теории нашей древней мелодии и гармонии», а «осмысление теории древнерусского искусства для Одоевского было одним из шагов к возрождению церковного пения», — справедливо отмечает О. Б. Шевцова. — «Он в числе первых осознал необходимость возвращения к традициям в церковно-певческом искусстве после эпохи увлечения авторской музыкой, ориентированной на западные образцы. Идеальной формой церковной молитвы для него были древние уставные распевы, гармонизованные по правилам, созвучным национально своеобразному русскому церковному пению» [Шевцова: 1].
В рукописной части библиотеки Одоевского хранятся важнейшие музыкально-теоретические труды XVII в., отражающие развитие певческой мысли того времени. Это «Азбуки нотные» второй четверти XVII в. — 1866 г. Каждая из них заслуживает особого внимания. «Азбука знаменного пения. Книга, глаголемая Кокизы1, сиречь ключ столповому и казанскому знамени», открывает собрание Одоевского [ОР РГБ Ф. 210. № 1]2. В рукописи представлен малоизученный редкий вид нотации — путно-демественное (или казанское)3 знамя, созданный в честь покорения Казани Иваном Грозным. Для наглядного описания названий фит и знамен процитируем небольшой отрывок содержания рукописи: «Сказание известно и рассужение существено фитам ирмосным и строкам, кулизмам полным и неполным, тряскам, змеицам и паукам и полукулизмам, и стрелам светлым, и полукрыж-ным, и поводным, и два в челну, и хамилу, и закрытым дербицам, и поздернутой — во всех осмигласех лица и розвод...» [Собрание В.Ф. Одоевского. Ф. 210: 2].
1 Кокизы или Кокизники — своды попевок, составлявших основу знаменного распева.
2 Азбука знаменного пения. Книга, глаголемая Кокизы, сиречь ключ столповому и казанскому знамени. Вторая четверть XVII в.
3 Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой, ветвенный.
К двоезнаменным рукописям относится «Азбука певческая, составленная с использованием "Ключа" Тихона Макарьевского» [ОР РГБ Ф. 210, № 2]. Книга включает рисунок «Горовосходного холма», отрывок из «Извещения о согласнейших пометах, изложиша здевъ кратце требующим учитися св. пения...», — часть списка знаменитого труда Александра Мезенца.
Азбука певческая, составленная с использованием Ключа Тихона Макарьевского из собрания В. Ф. Одоевского. Середина XVIII в. Полуустав. Л.10 об.-11. Разворот. Рисунок горовсходного холма. [ОР РГБ. Ф. 210 № 2].
В певческой азбуке звукоряд представлен как горовсходный холм, который содержит горку полную и горку основную. Звуки на нем располагаются в восходящем и нисходящем движении. Горка основная изображает шесть основных звуковых ступеней (ут-ре-ми-фа-соль-ля в мрачном и светлом согласиях).
Данная «Азбука.» — это учебник знаменного пения, написанный в 1668 г. и актуальный до сих пор. В нем объясняется система киноварных помет и признаков, беспризначные знамена и их имена; определяется последовательность согласий. При этом в рукописи перечислены начертания и названия знамен с пометами и их переложение на пятилинейную квадратную нотацию; описания лиц, фит и разводов и др.
Более поздняя «Азбука знаменного пения» [ОР РГБ Ф. 210, № 3] собрания относится к середине XIX в. Согласно владельческой записи, она была получена Одоевским в 1855 г. от старообрядческого священника. Открывают рукопись начертания и названия знамен, далее следует «Ключ» Тихона Макарьевского. «Ключ разумения» — крупнейшие двоезнаменное музыкально-теоретическое сочинение конца XVII в. Его автор — музыкальный теоретик, историк, поэт и церковный деятель Тихон Макарьевский представил систему соотношения между древней знаменной и новой для России нотнолинейной «киевской» нотациями. «Ключ» дает подробную информацию о начертании знамен, их названиях, переводе на пятилинейную нотацию. В рукописи представлены рисунки «Ключа разумения» и «Горовосходного холма», разводы строк по гласам, фит, лиц. Завершают рукопись «Стихиры и подобны», «Азбука демественная с разводом на простое знамя» и различные песнопения.
Рукопись «Ключ Тихона Макарьевского. Сказание о нотном гласо-ступании, и о литерных знаменных пометах, и о нотном знамени, иже в сем Ключе написано по линиям, и испацыам простаго клявеся» [ОР РГБ
Ключ Тихона Макарьевского. Разворот книги. [ОР РГБ. Ф. 210 № 4]. Тихон Макарьевский (1676-1682) — автор «Ключа разумения», призванного объяснить знаменную нотацию с помощью нотнолинейной и наоборот. Двоезнаменные рукописи обладали особой ценностью как первые расшифровки знаменного пения, созданные в XVII в. Труд Тихона Макарьевского начинается изображением ключа, символизирующего познание премудрости.
Ф. 210, № 4] была создана в середине XVIII в. Она содержит наиболее полную версию «Ключа». Эта рукопись была подарена князю Одоевскому в день его Ангела, 15 июля, 1866 г. Дм. Разумовским и является списком с одной из его рукописей и с книги, хранящейся в Петербурге в Публичной Библиотеке (из Библиотеки графа Ф. А. Толстова.).
Завершает раздел «Азбуки» Мусикийская грамматика Николая Ди-лецкого. «Мусикийская азбука парьтеснаго пения» середины XVIII в. [ОР РГБ Ф. 210, № 5] — известный музыкально-теоретический труд Николая Павловича Дилецкого (ок. 1630 — ок. 1690), крупного русского теоретика и талантливого композитора второй половины XVII в. «Мусикийская грамматика» — первый в истории учебник элементарной теории музыки (европейской традиции) на русском языке, в котором описывается ряд важных категорий гармонии: квинтовый круг и сольмизация. Книга представляет собой вторую, «Смоленскую» редакцию грамматики 1670 г.
Таким образом, в первом разделе собрания Одоевского представлены важнейшие музыкально-теоретические труды XVII в., отражающие как древнерусскую, так и европейскую певческие традиции.
Далее следуют сборники песнопений на крюковых нотах: рукописи середины XVII в. — третьей четверти XIX в.: Ирмологии, Октоихи, Обиходы, Праздники, Триоди постные и цветные (исключение — сборник № 6: Азбука, Обиход и др., в котором присутствуют и знаменная, и пятилинейная нотации); сборники песнопений двоезнаменные, в которых параллельно с крюковой записью кокиз и фит дается их перевод на пятилинейную нотную систему.
Интересна история приобретения «Ирмология двузнаменного (на линейных и крюковых нотах)» [ОР РГБ Ф. 210, № 17]1. В рукописи на Л. 1. — запись рукой Одоевского: «22 янв. 1866 заплатил за эту рукопись Андрею Ефимовичу Сорокину двадцать пять рублей сер. в Москве. 1866 г.». Об этой рукописи есть также упоминание в дневнике Одоевского от 27 февраля 1864 г.: «Во время обеда Сорокин привез мне двойной крюконотный Ирмологий времен Никона — но не продает злодей», — отмечал Одоевский [Князь Владимир Одоевский: 113]. Толь-
1 Ирмологий двузнаменный (на линейных и крюковых нотах). Последн. четв, XVII в. Нотация верхних строк пятилинейная квадратная, нижних — знаменная, с признаками, пометы только на первом листе. Фиты в разводах и без разводов. Текст истинноречный.
Октоих двузнаменный (на крюковых и линейных нотах). Середина XIX в.
Полуустав. Переплет — доски в коже с тиснением. [ОР РГБ. Ф. 210 № 19].
ко через два года рукопись оказалась в собрании Одоевского, о чем также есть запись в дневнике: «Купил у Андрея Ефимовича Сорокина Ирмологий полный (двойной с крюками) в лист без конца и только на первом листе пометы — и заплатил 25 рублей серебром, насилу уговорил; он все хотел подарить мне да еще переплести» [Князь Владимир Одоевский: 156].
Также собрание включает сборники песнопений на линейных нотах, рукописи последней четвери ХVII — третьей четверти ХК вв.: Ирмологии, Праздники — книги для пения в один голос (в унисон). «Сборник церковных песнопений на линейных нотах» [ОР РГБ Ф. 210, № 22] — список третьей четверти XIX в. с рукописи Оружейной палаты. Судя по владельческим записям, это копия с рукописной переплетенной в пергамент книги, на первом листе которой написано: «По сей книге (sic) петь изволил его императорское величество Петр Великий».
Рукописи для исполнения в несколько голосов (партесное пение) собрания датируются концом ХVII в. — началом ХVШ в. В этом разделе следует отметить «Праздники на линейных нотах. «Троестрочник». Первая четверть ХVШ в. [ОР РГБ Ф. 210, № 24]. Этот сборник особенно важен, так как относится к числу многоголосных крюковых рукописей и является большой редкостью. С ним активно работал Одоевский, что подтверждается его записью на последнем листе (л. 132об.): «Предположение, что эти три партии когда-либо могли быть петы все вместе,
одновременно не может даже возбуждать вопроса. Между ними нет никакого гармонического сопряжения; здесь явно партии вполне отдельных; никакое человеческое ухо не может вынести ряда секунд, что здесь на каждом шагу, да и характеры партий различные: путь (строка киноварная) вообще прост; верьх и низ весьма изукрашены; все три партии по месту, занимаемому нотами, пригнаны к местам, занимаемым словами, от того часто четверть одной партии стоит против нескольких четвертей и даже целых в другой — новое доказательство отдельности или самобытности каждой партии. Может существовать вопрос лишь о назначении каждой из сих партий. Верьх и низ явно напевы праздничные или назначенные для искусных певцов; тогда отличие их от пути понятно. Но какое различие в назначениях верьха и низа? К. В. Одоевский. Москва 1867».
Отдельного внимания заслуживает рукопись «Альбом по истории русского пения (и нотописания)» [ОР РГБ Ф. 210, № 31], включающий рукописи, печатный текст и фотокопии, и, видимо, задуманный Одоевским как хрестоматия по теории древнерусского певческого искусства. Рукопись содержит примеры различных видов нотаций, описания знамен, их перевод на линейную нотацию в наглядной форме и статьи о богослужебном пении.
В 1864 г. князь Одоевский стал одним из членов-основателей Общества древнерусского искусства, работавшего при Московском Публичном и Румянцевском музее [Вишневская: 100-105]. Деятельность его в Обществе была связана, прежде всего, с вопросами, касающимися древнерусского пения, направлена на восстановление исконных древнерусских певческих традиций, которые во многом были утрачены стремлением государства «унифицировать» формы церковного пения.
Одоевский был первым, кому пришла идея «в виду возросшего интереса по вопросам теоретических и практических сведений о древнерусском церковном пении, издать важнейшие руководства к этому предмету, а также лучшие образцы древнего пения» [Устав и протоколы общества древнерусского искусства: 31]. Из-за отсутствия необходимых типографских шрифтов он предложил воспользоваться для этой цели «открытыми им и представленными в Общество простыми элементами, на которые разлагаются древние нотные крюковые знаки, и при этом вызвался собрать и доставить Обществу предварительные сведения, чего будет стоить заготовление пунсонов и матриц для изда-
ния древних нотных знаков по предложенному им способу» [Устав и протоколы общества древнерусского искусства: 31].
С его подачи Общество решило устроить духовный концерт, состоящий из произведений древнерусского церковного пения. Верный своему постоянному стремлению к просвещению, Одоевский предложил совместить этот концерт с публичными лекциями на эту же тему. В течение 1864-1865 гг. шла активная работа по подготовке к изданию певческих трудов на крюковых нотах. Одоевский много работал над методикой издания певческих азбук, и идея использования типографского шрифта для печати нотных крюков очень занимала его и его единомышленников.
Этот факт нашел отражение в собрании Одоевского. Рукопись «Проект двух пунктов протокола заседания Общества древнерусского искусства, составленный В. Ф. Одоевским» [ОР РГБ Ф. 210, № 34.3] имеет в виду следующие вопросы:
а) о представленных Яковом Онисимовичем Орлом-Ошмянцевым образцах «увеличенного шрифта для типографского набора крюков» (крюковых нотных знаков);
б) о фотографиях двух страниц «Ключа Тихона Макарьевского — с рукописи «половины 17-го века», воспроизводящих песнопение для трехголосного хора.
По предложению Одоевского в члены Общества был избран секретарь Славянского комитета Яков Онисимович Орел-Ошмянцев — издатель труда Одоевского «Музыкальная грамота для не-музыкантов». Их совместные усилия увенчалась успехом, и на заседании Общества 25 апреля 1865 г. Одоевский продемонстрировал его членам образцы особых типографских знаков для печатания крюковых нот вместе с обычным текстом, подготовленные им совместно с Я. О. Орлом-Ошмянце-вым. Создание типографского шрифта, позволявшего печатать нотные крюки, стало абсолютно новым изобретением в типографском деле.
7 марта 1865 г. Одоевский прочел на заседании Общества исследование Д. В. Разумовского о Тихоне Макарьевском, «сообщающее совершенно новые сведения об этом замечательном теоретике древней церковной музыки XVII в., и потом представил программу предполагаемого Обществом концерта славяно-русского духовного песнопения, в который могло бы войти следующее: 1) трехголо-сие из редчайшей рукописи Тихона Макарьевского первой половины
XVII в.; 2) статьи из древнего песнопения по синодальному обиходу: киевского, греческого и знаменного распева; 3) статьи из литургии Сербов; 4) духовная песнь Славянина Петеля (известного на западе под именем Gallus, иначе №enl) ХVII в.; 5) духовные песнопения из Бортнянскаго, Турчанинова и Львова» [Устав и Протоколы Общества Древнерусского искусства: 36].
В этот период князь в поисках старинных книг совершал поездки в монастыри, в частности — в Троице-Сергиеву лавру, тщательно обследовал все московские библиотеки: Синодальную (Патриаршью), Синодальной типографии и Публичную. В его библиотеке сохранился указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы и библиотеки с дарственной надписью от автора, архиепископа Саввы.
Именно В. Ф. Одоевский стоял у истоков работ по исправлению нотных книг богослужебного пения. Также он настаивал на составлении новой азбуки нотного пения, которая обычно печатается вначале церковного обихода. Со своими предложениями он обратился к обер-прокурору Синода графу Д. А. Толстому. Предложения Одоевского были приняты к рассмотрению. «Святейший Синод с признательностью примет труд Ваш по сему предмету, если по рассмотрении составленной Вами азбуки сведущими людьми, она окажется вполне соответствующей цели» [Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки, ед. хр. 274, л.1 об.] — писал граф Д. А. Толстой Одоевскому. Этот масштабный проект был осуществлен уже после смерти В. Ф. Одоевского. 31 мая 1869 г. на заседании Общества древнерусского искусства было зачитано отношение обер-прокурора Святого Синода Д. А. Толстого от 15 мая с поручением Обществу учредить комиссию по данному вопросу. Д. В. Разумовский — исследователь древнерусского певческого искусства и друг Одоевского в течение последующих двадцати лет занимался исправлением нотных синодальных книг для нового их издания.
Благодаря усилиям Одоевского в Московской консерватории была создана кафедра русского церковного пения, в программу обучения которой вошли лекции по истории церковного пения. Их читал Д. В. Разумовский. После смерти Одоевского Дирекция Музыкального общества учредила при консерватории стипендию им. В. Ф. Одоевского, установленную на средства, завещанные его вдовой [Московская консерватория: материалы и документы: 36].
Задача возрождения традиций древнерусского знаменного пения, которую ставил перед собой Одоевский, чрезвычайно актуальна в XXI в. Это возрождение возможно именно в церковной среде путем практического применения опыта древнерусского певческого искусства в богослужебной практике, серьезного изучения опыта и правил, в том числе через обращение к наследию Одоевского и его рукописному собранию.
Список литературы
Архив Российской государственной библиотеки. Оп. 1. Ед. хр. 105. Л. 6-7.
Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: по рукописным материалам XV — XVIII вв. Л.: Музыка, 1972. 421 с.
Вишневская Е. Э. В. Ф. Одоевский и Общество древнерусского искусства при Московском Публичном и Румянцевском музее в 1860-е гг. // Румянцевские чтения: Материалы межд. науч. конф. (16-17 апреля 2013). М: Пашков дом, 2013. С. 100-105.
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Ф. 73.
Князь Владимир Одоевский: дневник, переписка, материалы: к 200-летию со дня рождения. М.: Дека-ВС, 2005. 520 с.
Московская консерватория: материалы и документы из фондов МГК им. П. И. Чайковского и ГЦММК им. М. И. Глинки. М., 2006. Т. 1. 126 с.
Одоевский В. Ф. Заметка о пении в приходских церквах. М.: тип. Бахметева, 1864. 13 с.
Одоевский В. Ф. К вопросу о древнерусском песнопении. М.: тип. Бахметева, 1864. 27 с.
Одоевский В. Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. I. M., 1869. 318 с.
Одоевский В. Ф. Мирская песня, написанная на восемь гласов крюками с киноварными пометами // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. II. М., 1871. С. 484-491.
Одоевский В. Ф. Мнение князя В. Ф. Одоевского по вопросам, возбужденным Министерством народного просвещения по делу о церковном пении. М, 1866. 18 с.
Одоевский В. Ф. Музыкальная грамота для немузыкантов. М.: Я. С. Орел, 1868. 26 с.
Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / общая редакция, вступительная статья и примечания Г. Б. Бернандта. М.: Музгиз, 1956. 723 с.
Одоевский В. Ф. Опыт о музыкальном языке. СПб.: в типографии III Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1833. 21 с.
Одоевский В. Ф. Различие между ладами (Tonarten, tons) и гласами (Kirchentonarten, tonsd'eglise) // Труды первого Археологического съезда в Москве. Т. I. M.: 1869. С. 481-484.
Одоевский В. Ф. Русская и так называемая общая музыка. М.: тип. газ. «Русский», 1867. 35 с.
Одоевский В. Ф. Хорное пение в Исаакиевском Соборе. Спб.: тип. Имп. Акад. наук, 1858. 6 с.
Одоевский В. Ф. Старинная песня // Русский Архив. 1863. С. 125-129.
ОР РГБ. Ф. 210.
Русская духовная музыка в документах и материалах: В 6 т. Т. 3 Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников. М.: Языки славянской культуры, 2002. 903 с.
Собрание В. Ф. Одоевского. Ф. 210. М., 1960.
Устав и Протоколы Общества Древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М.: Университет. тип., 1876. 163 с.
Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции: автореф. дисс. ... канд. искусств. М., 2012. 26 с.
References
Arkhiv Rossiiskoi gosudarstvennoi biblioteki [Archive of the Russian State Library]. Op. 1. Ed. khr. 105. L. 6-7. (In Russ.)
Brazhnikov M. V. Drevnerusskaia teoriia muzyki: po rukopisnym materialam XV-XVIII vv. [Old Russian theory of music: based on manuscript materials of the XV-XVIII centuries]. Leningrad, Muzyka Publ., 1972. 421 p. (In Russ.)
Vishnevskaia E. E. V F. Odoevskii i Obshchestvo drevnerusskogo iskusstva pri Moskovskom Publichnom i Rumiantsevskom muzee v 1860-e gg [V. F. Odoevsky and the Society of Old Russian Art at the Moscow Public and Rumyantsev Museum in the 1860s]. Rumiantsevskie chteniia: Materialy mezhd. nauch. konf. [Rumyantsev readings: Materials int. scientific conf]. Moscow, Pashkov dom Publ., 2013. pp. 100-105. (In Russ.)
Gosudarstvennyi tsentral'nyi muzei muzykal'noi kul'tury im. M. I. Glinki [The State Central Museum of Musical Culture named after M. I. Glinka]. F. 73. (In Russ.)
Kniaz' Vladimir Odoevskii: dnevnik, perepiska, materialy: k 200-letiiu so dnia rozhdeniia [Prince Vladimir Odoevsky: diary, correspondence, materials: on the 200th anniversary of his birth]. Moscow, Deka-VS Publ., 2005. 520 p. (In Russ.)
Moskovskaia konservatoriia: materialy i dokumenty iz fondov MGK im. P. I. Chaikovskogo i GTsMMK im. M. I. Glinki [Moscow Conservatory: materials and documents from the funds of MGK im. P. I. Tchaikovsky and the State Central Scientific-Metallurgical Plant named after M.I. Glinka]. Moscow, 2006. Vol. 1, 126 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Zametka o penii v prikhodskikh tserkvakh [A note on singing in parish churches]. Moscow, tip. Bakhmeteva Publ, 1864. 13 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. K voprosu o drevnerusskompesnopenii [To the Question of Old Russian Chant]. Moscow, tip. Bakhmeteva Publ, 1864. 27 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Kratkie zametki o kharakteristike russkogo tserkovnogo pravoslavnogo peniia [Brief notes on the characterization of Russian Orthodox Church singing]. Trudy pervogo Arkheologicheskogo s"ezda v Moskve [Proceedings of the First Archaeological Congress in Moscow]. Vol. 1. Moscow, 1869. 318 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Mirskaia pesnia, napisannaia na vosem glasov kriukami s kinovarnymi pometami [A song of peace written in eight voices with cinnabar-lit hooks]. Trudypervogo Arkheologicheskogo s"ezda v Moskve. [Proceedings of the First Archaeological Congress in Moscow]. Vol. II. Moscow, 1871. pp. 484-491. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Mnenie kniazia V. F. Odoevskogo po voprosam, vozbuzhdennym Ministerstvom narodnogo prosveshcheniia po delu o tserkovnom penii [Opinion of Prince V. F. Odoyevsky on issues brought by the Ministry of Education in the case of church singing]. Moscow, 1866. 18 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Muzykal'naia gramota dlia nemuzykantov [Musical instrument for non-musicians]. Moscow, Ia. S. Orel Publ., 1868. 26 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Muzykal'no-literaturnoe nasledie [Musical and literary heritage]. Obshchaia redaktsiia, vstupitel'naia stat'ia i primechaniia G. B. Bernandta [General edition, introductory article and notes by G. B. Bernandt]. Moscow, Muzgiz Publ, 1956. 723 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Opyt o muzykal'nom iazyke [Experience about the musical language]. St. Petersburg: v tipografii III Otdeleniia Sobstvennoi E. I. V. kantseliarii Publ, 1833. 21 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Razlichie mezhdu ladami (Tonarten, tons) i glasami (Kirchentonarten, tonsd'eglise) [The difference between frets (Tonarten, tons) and voices (Kirchentonarten, tonsd'eglise)]. Trudy pervogo Arkheologicheskogo s"ezda v Moskve [Proceedings of the first Archaeological Congress in Moscow]. Vol. 1. Moscow, 1869. P. 481-484. (In Russ.)
Odoevskii V F. Russkaia i tak nazyvaemaia obshchaia muzyka [Russian and so-called general music]. Moscow: tip. gaz. Russkii' Publ, 1867. 35 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Khornoe penie v Isaakievskom Sobore [Choir singing in St. Isaac's Cathedral]. St. Petersburg: tip. Imp. Akad. Nauk Publ, 1858. 6 p. (In Russ.)
Odoevskii V. F. Starinnaiapesnia [Old song]. Russkii Arkhiv [Russian Archive]. 1863. P. 125-129. (In Russ.)
OR RGB. F. 210. (In Russ.)
Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian sacred music in documents and materials]. In 6 vol. Vol. 3. Tserkovnoe penie poreformennoi Rossii v osmyslenii sovremennikov [Church singing of post-reform Russia in the understanding of contemporaries]. Moscow: Iazyki slavianskoi kul'tury Publ, 2002. 903 p. (In Russ.)
Sobranie V. F. Odoevskogo [The collection of V. F. Odoevsky]. F. 210. Moscow, 1960. (In Russ.)
Ustav i Protokoly Obshchestva Drevnerusskogo iskusstva pri Moskovskom Publichnom muzee [The Charter and Protocols of the Society of Old Russian Art at the Moscow Public Museum]. Moscow: Universitet. tip. Publ, 1876. 163 p. (In Russ.)
Shevtsova O. B. Nauka o tserkovnom penii v trudakh kniazia V. F. Odoevskogo: opyt rekonstruktsii [The science of church singing in the writings of Prince V. F. Odoevsky: the experience of reconstruction]: autoref. diss. ... cand. arts, Moscow, 2012. 26 p. (In Russ.)