Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 62-73 БОТ: 10.15382МшгУ202038.62-73
Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6 / 1
Шевцова Ольга Борисовна, канд. искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки ПСТГУ
ОКСГО: 0000-0002-2107-9331
Князь В. Ф. Одоевский о преподавании церковного пения (на материалах РНММ)
О. Б. Шевцова
Аннотация: Статья посвящена архивным материалам князя В. Ф. Одоевского, русского музыканта-теоретика, автора первых статей по теории знаменного распева. Автор рассказывает о его работе «Церковно-нотная грамота для первоначального обучения православному церковному пению», находящейся в Российском национальном музее музыки (РНММ).
Ключевые слова: князь В. Ф. Одоевский, архивы В. Ф. Одоевского, церковное пение, теория церковного пения, музыкальная медиевистика, знаменный распев, древнерусское искусство.
В Российском национальном музее музыки1, в фонде князя В. Ф. Одоевского, хранится черновой вариант очень интересной работы — «Церковно-нотная грамота для первоначального обучения православному церковному пению». Она не окончена и не опубликована. Князь В. Ф. Одоевский никогда систематически не занимался преподаванием2; он, как известно, был аристократом, камер-юнкером, служил в Коллегии иностранных дел, Министерстве внутренних дел, какое-то время — гофмейстером при дворе Великой княгини Елены Павловны, директором Румянцевского музея, в 60-е гг. был сенатором. Несмотря на огромную занятость по службе в течение всей своей жизни, он был известным писателем, публицистом и философом, литературным и музыкальным критиком,
1 Ранее — Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки.
2 Некоторым исключением можно считать музыкальные беседы, которые Одоевский проводил у себя дома зимой 1862/63 гг. (подробнее см.: Князь Владимир Одоевский: Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005; Шевцова О. Б. Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Ф. 380 РГБ // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 146—156). Кроме того, в дневнике Одоевского встречаются упоминания о еженедельных уроках для детей его кузины, Софьи Ивановны Масловой, в период с 12 октября по 29 ноября 1863 г., т. е. речь идет о восьми уроках. Также в дневнике есть упоминание о том, как Одоевский учил читать ноты своих племянниц, дочерей сестры его жены, Ольги Степановны.
музыкантом-теоретиком, в том числе в области церковного пения3, а также увлекался физикой, математикой, акустикой и химией, что позволяет назвать его одним из последних энциклопедистов. Он автор первого исследования по теории церковного пения — «Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии», которое, правда, было опубликовано только в 2008 г., но и в рукописном виде было известно его современникам, в частности протоиерею Димитрию Разумовскому. Одоевский первым опубликовал статьи о «теории нашей древней мелодии и гармонии». И, конечно, огромное значение имеет его разносторонняя общественная деятельность, связанная с возрождением древнего церковного пения.
«Церковно-нотная грамота...» существует в двух вариантах — одна рукопись (ф. 73 № 254) — черновик, написанный рукою В. Ф. Одоевского. В этом варианте 19 листов, семь уроков. Дата отсутствует. Есть и еще один вариант этой работы под № 253, меньший по объему, 10 листов. Он является писарской копией черновика под № 254. Текст совпадает с № 254, но отсутствует седьмой урок. На нем также нет даты. Судя по названию и содержанию, можно предположить, что эта работа возникла в связи с деятельностью Комиссии по церковному пению (полное название — «Особая комиссия для рассмотрения предложений министра народного просвещения относительно обучения церковному пению в начальных народных училищах»)4. Ее работу инициировал сам государь император Александр II, возглавлял — великий князь Константин Николаевич5. В числе прочих в Комиссию входил и министр народного просвещения Головнин, друг Одоевского. Интересно, что церковное пение рассматривалось как дело государственной важности, и реформы в этой области ставятся в один ряд с другими реформами 60-х гг. Ее работа длилась с декабря 1865 г. по февраль 1867 г. Одоевскому было поручено представить проект объявления о конкурсе на составление учебника церковного пения для народной школы6 и соответствующих перело-
3 Именно В. Ф. Одоевский первым опубликовал статьи, в которых анализируется система русского осмогласия.
4 В 1864 г. была проведена реформа начального образования и издано Положение о начальных народных училищах. В нем, в частности, говорилось о том, что в числе прочего в училищах должно преподаваться церковное пение.
5 Великий князь Константин Николаевич Романов (1827—1892) — второй сын императора Николая I, генерал-адмирал, управлявший Морским министерством, председатель Главного комитета об устройстве сельского состояния, председатель Государственного совета, председатель Особого присутствия по воинской повинности, председатель Императорского Русского географического общества, президент Русского музыкального общества, председатель комитета по освобождению крестьян. Стал инициатором многих реформ 60-х гг. Под его руководством выпускался «Морской сборник» — журнал, до сих пор издающийся в нашей стране. Он очень любил искусство, особенно музыку — Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Верди, Бортнянского, Глинки и играл на нескольких инструментах — виолончели, фортепиано, органе. Поэтому понятен и его интерес к церковному пению.
6 Он хранится в архиве прот. Д. В. Разумовского (ф. 380, к. 6 № 13), датирован 18 марта 1866 г. Полное название — «Проект объявления о конкурсной задаче, представленный членом комитета князем В. Ф. Одоевским». Вначале обозначена его аудитория: учебник предназначается «для лиц, не имеющих никаких предварительных понятий ни о пении, ни о музыке и даже малограмотных». Поэтому Одоевский выдвигал ряд условий, например писать самым простым языком. По поводу содержания Одоевский выдвигал следующие требования:
жений7. На протяжении 1866 г. в дневнике Одоевского упоминается о работе над документами по делу Комиссии8.
Известно, что предложение Одоевскому написать и представить на рассмотрение Синода азбуку исходило от обер-прокурора Д. А. Толстого в сентябре 1865 г. Сам князь Одоевский так объяснял причины, побудившие его взяться за написание работы о преподавании церковного пения: «Введение в народные школы церковного пения есть дело такого порядка и так близко моему сердцу, что не пожалею на него никаких трудов, хоть бы и живот свой в него положить. Много лет я его изучал и много над ним работал9, но при существовавшем индифферентизме и, сказать прямо, при непонимании всей важности этого дела, я оставлял мои работы в картоне и лишь изредка откликался на разные возникавшие в публике вопросы печатными статьями»10.
Цель написания также обозначена предельно ясно: «Цель сей азбуки — указать легчайший и удобнейший путь к верному пению и чтению церковных нот по нотным книгам Обиходу, Ирмологию, Октоиху и Праздникам, издаваемым от Святейшего Синода. <...> Трудившийся счастливым себя почтет, если при пособии его книги церковная нота сделается более известной между мирянами, а с тем вместе наше церковное пение им доступнее, да сохранятся наши церковные напевы в том самом виде как они изображены в нотных книгах от Святейшего Синода издаваемых, с положением на многие голоса сообразно исконному назначению сих напевов, без всяких чуждых им прикрас или искажений» 11.
«...прежде всего должны быть хоть кратко указаны способы удобнейшего и незатруднительного для груди, верного и полного произношения звуков». Порядок изложения тем и методика оставлялись на усмотрение сочинителя. В учебнике должны были содержаться сведения о квадратной ноте, ключах, церковных гласах, ритме, начальные сведения по гармонизации церковных напевов.
7 По свидетельству прот. Д. В. Разумовского, реальных результатов деятельности Комиссии не было. В числе главных причин — кончина в 1869 г. князя Одоевского.
8 С работой комиссии связан очень важный для русской духовной музыки текст: «Мнение князя Одоевского по вопросам, возбужденным министром народного просвещения по делу о церковном пении». В этом документе Одоевский затрагивает следующие вопросы:
1) принадлежит ли только Капелле право выпускать учителей церковного пения и условия, которым должен отвечать учитель церковного пения;
2) монополия певческой капеллы на издание Обихода;
3) о комиссии для цензуры музыкальных сочинений и переложений;
4) о способах очищения нашей церковной музыки от иностранных элементов и о способах сделать ее народной, русской, своеобразной.
Все четыре пункта очень важны, и на них можно было бы остановиться подробно, но и о работе Комиссии, и о связанных с ними проблемах и обстоятельствах говорится в опубликованных М. П. Рахмановой материалах и исследованиях: Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы; Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3: Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861—1918). М.: Языки славянской культуры, 2002.
9 Действительно, в архивах князя сохранилось большое количество черновиков подобного рода, например в РННМ: ф. 73, № 427 (1860, «Музыкальная грамота»), 171, 636/1, 3, 4, 6, 12; 433—436, 426 («Руководство к простому пению»). Итогом этой работы стала «Музыкальная грамота для не-музыкантов» (1868).
10 Цит. по: Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. С. 362—363.
11 Ф. 73. № 254. Л. 1.
Далее Одоевский объясняет причины выбора методики преподавания: «Чтение нот затруднительно для начинающих наиболее потому, что им предлежит одновременно: очертания нот, непохожих на знаки уже известные учащимся на примере буквы или цифры; разнообразие сих очертаний, как то линейки, ключи, знаки повышения и понижения, а равно разные роды продолжения нот; а с тем вместе самое пение по нотам, то есть приспособление голосовых органов к выражению малопонятных знаков. Словом, для учащего и учащихся предстоит соединение нескольких трудностей вместе.
Но затруднение ослабляется и далее вполне уничтожается, когда трудности поставляются одна за другою, а не все вместе, когда слух и голос учащихся приучается постепенно к пению по знакам им уже известным.
Цифры как знаки известные представляют удобнейшее средство для первоначального обучения пению. Поелику напев состоит из перемещения первых семи звуков, иногда и меньше, то для означения всех самых разнообразных напевов достаточно семи цифр:
1 2 3 4 5 6 7
Приучившись петь по сим немногим цифрам, учащиеся могут перейти к нотам, которые уже нисколько не затруднят учащегося, ибо он легко усмотрит, что ноты суть те же цифры, коих значение ему уже известно»12.
Таким образом, мы видим, что В. Ф. Одоевский берет за основу методику французского педагога Эмиля Шеве13 (ее еще называют методикой Галена— Пари—Шеве14). Одоевский был хорошо знаком с методом Шеве, посещал его занятия в Париже (в 1857 г.) и активно пропагандировал в России15. В статье «Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве» он говорит именно об этой методике, также упоминания о Шеве встречаются и в других его статьях, например «Азбука нотная» (1861), «Музыкальная
12 Ф. 73. № 254. Л. 1.
13 Эмиль Жозеф Морис Шеве (1804—1864) — французский композитор, музыковед и музыкальный педагог. Изначально был военным медиком, потом — чиновником. Впоследствии поступил на математический факультет Парижского университета, но увлекся музыкой. Автор ряда работ по теории музыки и гармонии. Самая известная — «Элементарная школа вокала». Звуки гаммы он обозначал цифрами от 1 до 7, диезы и бемоли — косой чертой, октавы — чертой сверху или снизу. Таким образом, это система относительной сольмизации. Она использовалась во Франции до 1922 г.
14 Изначально мысль использовать цифры вместо названий звуков принадлежит Ж. Ж. Руссо. Впоследствии его идеей воспользовались немецкий педагог Бернгард Наторп (1774—1846), Пьер Гален (1786—1821), использовавший двойной метроном на своих занятиях, который назвал свою систему мелопластом, затем Э. Пари ввел в эту систему ритмослога (французские названия длительностей) — «язык длительностей». Шеве усовершенствовал систему, более 20 лет преподавал по ней и добился ее признания. В настоящее время цифровая система используется в Китае и в России при обучении игре на народных инструментах.
15 Помимо Одоевского, занятия Шеве посещал А. С. Даргомыжский, сторонником системы был Г. А. Ларош. К. К. Альбрехт в 1868 г. выпустил «Руководство к хоровому пению по циферной методе Шеве, с приложением 70 русских песен и 41 трехголосного хора преимущественно для народных школ». Г. Я. Ломакин также построил на ней свою «Методу пения». Н. Г. Рубинштейн ввел преподавание по методике Шеве в Бесплатную музыкальную школу при Русском музыкальном обществе (в классе хорового пения).
грамота для не-музыкантов» и др.16. Но, в отличие от Шеве, для которого его система является самодостаточной, Одоевский рассматривает цифровую систему в качестве вспомогательной для дальнейшего перехода к чтению нот.
Особое внимание Одоевский уделяет последовательному возрастанию трудностей в обучении: «Образ преподавания в сей нотной азбуке основан на указании многолетних опытов; особое тщание приложено к последовательности преподавания, т. е. к тому, чтобы ко всякой новой трудности учащийся был приводим постепенно. Посему предлагается учащим отнюдь не пропускать ничего в изложении сего учебника, как бы пропускаемое ни казалось легким и общедоступным; в нем можем встретить повторение уже пройденного, но такие повторения сделаны с намерением, а именно для того, чтобы посредством разных приемов содействовать усвоению учениками преподаваемого. Вообще не следует спешить и обманываться мнимыми успехами учащихся, переходить к новому уроку, не уверившись, что прошлый урок усвоен, вполне ими усвоен»17.
Затем следует конспект семи уроков, последний из которых не окончен. Первые шесть уроков посвящены упражнениям в нижнем тетрахорде гаммы С-ёиг. Сам Одоевский говорит об этом так: «Каждому православному известна хоть первая строчка тропаря Рождества Христова из церковно-нотного Обихода. Сии четыре звука суть основания всякого пения, ибо по образу сих четырех звуков все другие ряды звуков установлены. Учащемуся необходимо со всем прилежанием заучить сии четыре звука так, чтобы при пении не принимать один звук за другой, как бы сии четыре звука в напеве не были переставлены. Для приучения и слуха, и голоса к сим главным четырем звукам надлежит чаще выпевать голосом нижеследующие строки сначала на букву "а" — 1 2 3 4. Начиная пение каждой строки, предварительно должно ртом втянуть в себя воздух так, чтобы грудь воздухом наполнилась, тогда при выдыхании звук исходит из груди сильно, без напряжения и усталости. Продолжать каждый звук на первое время должно так, чтобы на каждый приходился удар пульса»18.
Как мы видим, с самого начала преподавание ведется на материале церковного Обихода, а именно на материале Синодального Обихода 1772 г. Одоевский часто повторяет в своих работах мысль о его огромном значении для русского церковного пения: «Сии четыре нотные книги суть святыня и неоценимое народное сокровище, каким не может похвалиться ни одна страна в Европе, ибо, по всем историческим данным, в сих книгах сохранились те же самые напевы, какие употреблялись в наших церквах за 700 лет»19.
Что же касается выбора именно тетрахорда в качестве основы обучения, то здесь надо заметить, что Одоевский, тщательно изучавший теорию древнерусского пения, знал строение обиходного звукоряда, но делил его на тетрахорды20.
16 В фондах РННМ имеется отдельная неоконченная работа Одоевского о методе Шеве.
17 Ф. 73. № 254. Л. 2.
18 Там же. Л. 5.
19 Цит. по: Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. С. 330.
20 Он делит церковный звукоряд не на согласия, а на тетрахорды и не употребляет нигде даже сам термин. Термин «согласие» не употребляет и Разумовский. Впервые его вводит С. В. Смоленский в примечаниях к изданной им в 1888 г. «Азбуке знаменного пения старца Александра Мезенца». Подробнее см.: Шевцова О. Б. Наука о церковном пении в трудах
Об этом он говорил, в частности, в своей последней статье 1869 г. для Археологического съезда21. В смысле интонирования логика его понятна — действительно в мажорной гамме верхний тетрахорд идентичен нижнему. Вообще, интересно то, что подход Одоевского подразумевает, что учиться петь пришли люди с плохой координацией слуха и голоса, для которых представляет трудность повторить мелодию из четырех нот. Поэтому работу Одоевского можно в большой степени отнести к пособиям по сольфеджио и развитию музыкального слуха. Обращает на себя внимание и рекомендация набрать воздух в грудь, иначе говоря, речь идет о грудном типе дыхания, характерном для старой школы итальянского бельканто.
На втором уроке Одоевский рекомендует при условии усвоения материала предыдущего урока ввести названия нот. «Когда учащийся может без затруднения и без помощи чужого голоса пропеть несколько раз верно 1 2 3 4, тогда можно сим звукам придать принадлежащие им имена — ут, ре, ми, фа»22. Далее Одоевский предлагает различные последовательности ступеней:
1. 1 2 3 4
1 2 3 1 1 2 3 1 1 2 1
2. 1 1 2 2 3 3 4 4 1 1 2 2 3 3 4 4 1 1 2 2 1 1
3. 1 1 1 2 2 2 3 3 3 4 4 4 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 3 3 1 1 1
1 1 1 2 2 2 1 1 1
4. 1 2 2 2 2 3 Гос-подь во-ца-ри-ся
1 2 2 3 3 3 Гос-подь ус-лы-шит мя23
5. 1 2 2 3 1 1 2 2 1 1
6. 1 2 3 4 1
2 3 4 1
3 4 1
7. 1 2 3 1 3 1 1 3 2 2 3 1 1 3 2 1 3 1
князя В. Ф. Одоевского: опыт реконструкции: дис. ... канд. иск. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 86-89.
21 Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения // Труды I Археологического съезда в Москве 1869. СПб., 1870. С. 476-480.
22 Ф. 73. № 254. Л. 7.
23 В качестве источника этих примеров В. Ф. Одоевский указывает Сокращенный Обиход, л. 17.
Как мы видим, в качестве упражнений используется материал Обихода24 и Сокращенного Обихода25, а также упражнения самого Одоевского. Часть из них, возможно, Одоевский заимствовал из принадлежащих ему певческих Азбук26, в которых были проуки или проучки, то есть упражнения для голоса. Также упражнения из этих блоков есть и в Азбуке при Сокращенном Обиходе. Например, удвоенные и утроенные ноты есть и там, и там; скачки с заполнением (первое упражнение блока 6) встречаются в проуках. Отдельные попевки из песнопений также помещались в певческие азбуки с учебной целью.
Одоевский делает замечание для учителя: «Необходимо приучить учащихся каждый звук сопровождать поднятием и опущением руки, что называется бить такт, полагая, как выше сказано, на каждый удар боевой жилы по одному удару рукою и следственно по одному звуку»27. Это вполне соотносится с современной практикой преподавания сольфеджио, когда на начальном этапе обучения вместо дирижирования учащиеся точно так же отбивают такт, тактируют.
В этом же уроке приводятся еще 15 блоков упражнений28.
8. 1 2 3 4 15.1 2 3 4
4 3 2 1 1 2 3 4
9. 4 3 2 1 4 3 2 1
3 2 1 4 3 2 1
2 1 4 1
10.4 4 3 3 2 2 1 1 1 4
3 3 2 2 1 1 16.1 2 3 4
2 2 1 1 4 3 2 1
11. 1 2 3 4 4 3 2 4
4 3 2 1 3 2 4
4 3 2 4
12.1 2 3 4 17.1 2 1 3 4
4 3 2 1 3 2 4
3 2 1 4 1 3 1 2 1
13.1 2 3 4 3 1 4 2 3 1
1 3 2 4 3 1 18.1 3 3 1
1 2 3 1 4 3 2 4 4 2
1 3 2 1 4 3 1 4 4 1
3 4 3 2 3 1 1 3 3 1
14. 1 2 3 4 3 2 1 2 4 4 2
1 2 3 2 1 1 4 4 1
1 2 2 1
24 Согласно примечанию Одоевского, Церковного нотного Обихода изданного от Святейшего Синода тиснения 1844 г.
25 Не указано, какое именно издание.
26 Ф. 210. № 2. Азбука певческая, составленная с использованием Ключа Тихона Мака-рьевского. Сер. XIX в., № 3. Азбука знаменного пения. Сер. XIX в., № 4. Ключ Тихона Мака-рьевского. 1886 г., № 5. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. Сер. XVIП в.
27 Там же. Л. 8.
28 Там же. Л. 8-11.
19. 1 2 3 4
21.1 2 3 4
1 2 4 2 1 2 1 1 2 3 4 1 3 4 3 1 3 1
2 3 4
2 3
4 3 2 1 4 3 2
3 2
20.1 3 2
22.2 3 4 2 3 2 1 4 3 23 4 3 2 1
2 3 1 1 4 3 1 3 4
Мы видим, что начиная с 5-го блока появляются скачки на терцию, а с 13-го — скачки на кварту. Такого рода проуки есть и в певческих Азбуках Х\Ш—Х1Х вв.
Урок третий посвящен упражнениям из Обихода29.
2 3 4 4
По-мо-лим-ся
2 2 1 3
Те-бе по-ем30
1 2 3 3 2 4 3 3
Бог Гос-подь и я-ви-ся нам31
На четвертом уроке В. Ф. Одоевский предлагает начать заниматься двухго-лосием: «Когда все семь упражнений поются учащимися верно, преподающий может разделить учащихся на две половины: одну с голосами более низкими, другую с голосами более высокими, затем заставить обе половины пропеть по очереди следующие упражнения, испытав их созвучно.»32
23.Первая половина учащихся: 3 4 3 2 1 Вторая половина учащихся: 1 2 3 4 3
24.Первая половина учащихся: 4 3 2 1 2 Вторая половина учащихся: 2 1 2 3 4
25.Первая половина учащихся: 1 4 3 2 1 Вторая половина учащихся: 3 2 1 4 3
26. 1 2 3 3 2 4 3 3 Бог Гос-подь и я-ви-ся нам 1 2 1 1 4 2 1 1
27. 1 2 3 3 3 3 4 3 2 1 Рож-дест-во Тво-е Хрис-те Бо-же наш 1 2 1 1 1 1 2 1 4 1
29 Ф. 73. № 254. Л. 11.
30 В качестве источника этих примеров В. Ф. Одоевский указывает Обиход, л. 122.
31 В качестве источника этих примеров В. Ф. Одоевский указывает Сокращенный 0би-
ход, л. 20.
32 Ф. 73. № 254. Л. 11.
Как видим, Одоевский предлагает простейшие примеры с чередованием унисона и терций, которые действительно доступны для исполнения начинающим певцам.
На пятом уроке В. Ф. Одоевский предлагает написать с учащимися диктант: «Для лучшего утверждения слуха и голоса учащихся в сознании изученных четырех нот, надлежит продиктовать им посредством пения все вышеперечисленные упражнения в их последовательном порядке; то есть так, чтобы по одному голосу поющего без названия нот учащиеся могли обозначить на бумаге цифрами слышимые ими звуки. Сего рода упражнение весьма важно, и на него следует обращать особое внимание. Кто может записать слышимые звуки, тот и будет их сам петь верно. К вышенаходящимся можно присоединить и следующие:
28. 1 2 3 4 32.3 1 4 3
4 3 2 1 3 4 1 3
1 3 4 2 3 2 4 3
1 3 2 1 3 4 2 3
29.1 2 4 3 33.4 3 2 1
3 4 2 1 4 2 3 1
2 1 4 3 4 3 2 4
3 4 1 2 4 2 3 4
30.1 3 4 2 34.4 1 3 4
2 4 3 1 4 3 4 1
1 2 4 2 4 3 1 4
2 4 2 1 4 1 3 4
31.2 1 3 2
2 3 1 2
2 4 1 2
2 1 4 2
Далее В. Ф. Одоевский предлагает записать песног
35.1 1
А-минь
1 2 3 234 32 1
Гос-по-ди по — ми-луй
36. 3 3 3 3 432 1 Гос-по-ди по-ми — луй
37. 3 4 43 2 1 Те-бе Гос — по-ди
На шестом уроке В. Ф. Одоевский предлагает приступить к чтению с листа по цифровке песнопений из Обихода: «Когда таким образом слух и голос учащихся утвердится в знании четырех звуков, то учащиеся по одним цифрам, написанным на доске, должны без затруднения пропеть следующие строки.»34
33
33 В качестве источника этих примеров В. Ф. Одоевский указывает Обиход, л. 113.
34 Ф. 73. № 254. Л. 14.
38. 1 1 1 23 1 1 2 3 4 4 1 Бла-го-сло-ви ду-ше мо-я Гос-по-да
39. 3 3 3 3 3 3 2 2 1 Бла-го-сло-вен е-си Гос-по-ди
1 1 1 23 1 1 2 3 4 4 4
40.Бла-го-сло-ви ду-ше мо-я Гос-по-да
3 4 4 4 3 2 3 4 3 3 3 2 2 2 1 И вся внут-рен-ня-я мо-я И-мя свя-то-е Е-го35
Седьмой урок посвящен интервалам. Начинает Одоевский с объяснения разницы между тоном и полутоном. «Выпевая звуки ут ре ми фа, мы замечаем, что переход от одного звука к другому происходит не одинаково. Между ми и фа голос как бы срывается. Если мы обратим внимание на движение нашей глотки, то замечаем, что глотка поднимается все выше, когда мы поем ут ре ми фа. И, наоборот, опускается, когда мы поем от фа к ут. Наблюдение над нашей глоткой может нас убедить, что расстояние между сими четырьмя степенями не одинаковы. Между ут и ре, между ре и ми расстояние или отступ весьма значителен; напротив, при падении голоса с ми на фа поднятие глотки едва заметно»36.
Здесь уместно вспомнить, что Одоевский был человеком с научным складом мышления, его всегда интересовали физика, математика, акустика37, химия, медицина. Известно, что он ставил физические опыты, как имеющие отношение к музыке, музыкальной акустике, так и опыты, связанные с электричеством38. И далее, в седьмом уроке, Одоевский рассказывает об одном из любимых опытов на монохорде39. «В том, что отступ между третьей и четвертой степенями действительно меньше, нежели отступ между первой и второй, второй и третьей степенями, мы можем еще явственнее убедиться посредством следующего простого и всякому сподручного опыта. На доску наколотим два гвоздя. Под струну подведем деревянный плоский аршин, разделенный на вершки и полвершки. За-
35 В качестве источника этих примеров В. Ф. Одоевский указывает Обиход, л. 113 об.
36 Ф. 73. № 254. Л. 15.
37 В РНММ хранится черновик работы по акустике на французском языке (ф. 73. № 165 а-в).
38 Показателен в этом смысле журнал «Сельское чтение», который он издавал с 1843 г. вместе с А. П. Заболоцким. В нем печатались статьи о медицине и гигиене, о воспитании детей, вреде пьянства, суеверий, о сельском хозяйстве, химии, физике, географии, музыке и литературе. Журнал пользовался необыкновенным успехом и много раз переиздавался. В год смерти он посещал лекции по физике профессора Любимова в университете. Тогда же, как видно из дневниковых записей, он занимался испытаниями различных физических приборов, в том числе и собственного изобретения. Например, запись от 6 августа 1868 г.: «Делал опыт с моими акустическими очками в саду; на расстоянии 60 сажень звук струн в И миллиметра в диаметре был явственно слышен, словно удар колокола или далекой пушки. Как назвать? Телефон или звукособиратель? — далекозвук — не хорошо» (Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. С. 218). В его кабинете наряду с музыкальными инструментами было множество физических приборов.
39 Монохорд, или гармонический канон, или гармоника, представлял собой струну, натянутую на деку с делениями и подставкой, позволяющей менять длину струны. Одоевский, как и древнегреческие ученые, использовал его для своих опытов со звуком.
готовим небольшую деревянную подставку, которая бы подходила под струну»40. Далее помещен собственноручный рисунок князя, изображающий и доску, разделенную на 32 части, и гвозди, и подставку в виде клина. На этом рукопись обрывается. Описание опыта с монохордом есть и в «Музыкальной грамоте для немузыкантов», и в «Древнерусском песнопении», и в других работах Одоевского. Известно, что он показывал опыт и в ходе своих музыкальных бесед. Связано это с тем, что Одоевский считал теорию музыки «одной из прикладных частей математики»41.
Таким образом, «Церковно-нотная грамота» В. Ф. Одоевского представляет из себя, в основном, практическое руководство, за исключением седьмой главы. Неслучайно, наверное, в чистовой копии она отсутствует. Но ее материал вошел впоследствии в «Музыкальную грамоту для не-музыкантов», учебник по элементарной теории музыки, изданный В. Ф. Одоевским в 1868 г. Думается, что Одоевский, в первую очередь теоретик, считал главным своим долгом закончить именно ее, оставив составление певческого руководства опытным практикующим хормейстерам, таким как Г. Я. Ломакин. Возможно также, что изданное Ломакиным в 1866 г. «Руководство к обучению пению в народных школах» показалось Одоевскому вполне удачным вариантом такого рода работы. В любом случае, «Церковно-нотная грамота» — одна из вех на пути становления русской мысли о музыки, русского музыкознания.
Список литературы
Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005. Ляпунова А. С. Н. Г. Рубинштейн и В. Ф. Одоевский // Князь Владимир Одоевский.
Дневник. Переписка. Материалы. М.: Дека-ВС, 2005. С. 15—68. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / под ред. Г. Б. Бернандта. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. Одоевский В. Ф. Древнерусское песнопение. Опыт руководства к изучению основных законов мелодии и гармонии для не-музыкантов, приспособленного в особенности к разработке рукописей о нашем древнем песнопении / публ. и коммент. О. Б. Шевцовой // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства. 2008. Вып. 1(3). С. 121-153.
Одоевский В. Ф. Краткие заметки о характеристике русского церковного православного
пения // Труды I Археологического съезда в Москве. 1869. СПб., 1870. С. 476-480. Одоевский В. Ф. Русская и так называемая общая музыка // «Русский». 1867. № 11 и 12.
Отдельный оттиск. М.: Типография газеты «Русский», 1867. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3. М.: Языки славянской культуры, 2002.
Шевцова О. Б. Архивные материалы В. Ф. Одоевского: Ф. 380 РГБ // Вестник ПСТГУ. Сер. V: История и теория христианского искусства 2019. Вып. 34. С. 146-156.
40 Ф. 73. № 254. Л. 18.
41 Русская и так называемая общая музыка // «Русский». 1867. № 11 и 12. Отдельный оттиск. М.: Типография газеты «Русский», 1867. С. 11.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.
Olga Shevtsova, Candidate of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Department of History and Theory of Music St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov Pereulok, Moscow 127052, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-2107-9331
2020. Vol. 38. P. 62-73
DOI: 10.15382/sturV202038.62-73
Prince V. F. Odoevsky on the Teaching of Church Singing (on the Materials of the Russian National Museum of Music)
O. Shevtsova
Abstract: The article deals with archival materials of Prince V. F. Odoevsky, the Russian musician and theorist, author of the first articles on the theory of Znamenny chant. Specifically, it describes his text "Church-related notation for the initial teaching of Orthodox church singing", kept at the Russian National Museum of Music.
Keywords: Prince V. F. Odoyevsky, archives of V. F. Odoyevsky, church singing, theory of church singing, studies in mediaeval music, Znamenny chant, Old Russian art.
Bernandt G. (ed.) (1956) V. Odoevsky. Muzykal'no-literaturnoe nasledie [Musical and literary heritage]. Moscow (in Russian).
Liapunova A. (2005) "N. G. Rubinshtein i V. F. Odoevsky", in V. Odoevsky. Dnevnik. Perepiska. Materialy. Moscow. Pp. 15—68 (in Russian).
Odoevsky V. Dnevnik. Perepiska. Materialy (2005) [Diary. Letters. Materials]. Moscow (in Russian).
Russkaia dukhovnaia muzyka v dokumentakh i materialakh (2002) [Russian sacred music in documents and materials], vol. 3. Moscow (in Russian).
Shevtsova O. (ed.) (2008) "V. Odoevsky. "Drevnerusskoe pesnopenie. Opyt rukovodstva k izucheniyu osnovnykh zakonov melodii i garmonii dlya ne-muzykantov, prisposoblennogo v osobennosti k razrabotke rukopisei o nashem drevnem pesnopenii" [Old Russian chant. Attempt of a guide to the study of the basic laws of melody and harmony for non-musicians, adapted in particular to the study of manuscripts of our ancient chants]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 1 (3), pp. 121—153 (in Russian).
Shevtsova O. (2019) "Arkhivnye materialyV. F. Odoevskogo" [Archival materials ofV. F. Odoevsky]. Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 34, pp. 146—156 (in Russian).
References