Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗНАМЕННОГО (КРЮКОВОГО) ПЕНИЯ'

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗНАМЕННОГО (КРЮКОВОГО) ПЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
221
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Церковь / богослужебное пение / знаменное (крюковое) пение / старообрядцы / певческая традиция / Russian Church / liturgical singing / znamenny (hook) singing / Old Believers / singing tradition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Майорова Наталья Сергеевна, Колупаева Анастасия Максимовна, Малинин Андрей Николаевич

Статья посвящена анализу процесса становления и развития певческой традиции и богослужебного пения на Руси. Выделены исторические этапы оформления церковного пения, специфика формирования и особенности кондакарного, столпового, путевого и демественного распевов. Отражены различные взгляды и точки зрения историков на истоки, тенденции развития и значение церковного пения в период IX–XVII вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD BELIEVER TRADITION OF ZNAMENNY (KRYUKOV) SINGING

The article is devoted to the analysis of the process of the formation and development of the singing tradition and liturgical singing in Russia. The historical stages of the development of church singing, the specifics of the formation and features of the kondakar, pillar, track and demestny chants are highlighted. Various views and points of view of historians on the origins, development trends and significance of church singing in the period of the 9th–17th centuries are analyzed.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗНАМЕННОГО (КРЮКОВОГО) ПЕНИЯ»

ДИАЛОГ СО СТАРООБРЯДЧЕСТВОМ

УДК 281/93-3:246/8

Б01: 10.24412/2309-5164-2021-4-141-148

Майорова Наталья Сергеевна кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Костромской государственный университет, доцент кафедры Церковной истории и церковно-практических дисциплин КоДс maiorowan@mail.ru

Колупаева Анастасия Максимовна

бакалавр истории Костромской государственный университет

ellyotg@gmail.com

Малинин Андрей Николаевич

бакалавр истории Костромской государственный университет andrei. malinin99@mail. ги

СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЗНАМЕННОГО (КРЮКОВОГО) ПЕНИЯ

Статья посвящена анализу процесса становления и развития певческой традиции и богослужебного пения на Руси. Выделены исторические этапы оформления церковного пения, специфика формирования и особенности кондакарного, столпового, путевого и демественного распевов. Отражены различные взгляды и точки зрения историков на истоки, тенденции развития и значение церковного пения в период 1Х-ХУП вв.

Ключевые слова: Русская Церковь, богослужебное пение, знаменное (крюковое) пение, старообрядцы, певческая традиция.

Майорова Колупаева Малинин

Наталья Сергеевна Анастасия Максимовна Андрей Николаевич

Цитирование: МайороваН. С., КолупаеваА. М., МалининА. Н. Старообрядческая традиция знаменного (крюкового) пения // Ипатьевский вестник. —2021. — № 4. — С. 141-148.

Историю богослужебного пения Русской Церкви реконструируется на основе текстов летописей и нотных богослужебных книг. Эти источники позволяют проследить происхождение и распространение богослужебного пения на территории Русского государства. Однако единства мнений по отдельным аспектам истории возникновения и развития церковного пения среди немногочисленных исследователей, занимавшихся его изучением, нет. Так, всесторонне анализируя вопрос о времени зарождения певческого искусства, исследователь древнерусской и византийской церковной музыки протоирей Д. В. Разумовский полагал, что богослужебное пение возникло в Киеве в правление князя Владимира1, который привел на Русь первого митрополита Михаила, епископов, иереев и певцов — причетников или демественников. Следуя за верой, церковное пение распространилось за пределы Киева. Музыковед Н. Д. Успенский настаивал на более раннем времени появления церковного пения. Автор подчеркивал, что поскольку на Руси распространение христианства подтверждается историческими источниками уже в IX в., то логичен вывод, что именно в это время берет свое начало и певческое искусство. Высказывалось также предположение о присутствии после крещения в Византии княгини Ольги в ее окружении византийских священнослужителей и певчих. Ускоренное распространение церковного пения обеспечил князь Владимир актом крещения Руси и последующим насаждением христианства как государственной религии. При Ярославе Мудром, благодаря русско-византийским связям, иноземная песенная традиция прочно закрепилась на Руси2. Вопрос свойств и характера русского богослужебного пения остается без ответа. Исследователи не сомневаются лишь в том, что Русская Церковь технику пения сама не изобретала, а получила ее вполне готовой и затем усовершенствовала. До конца XI в. певческая традиция имела устный характер и в богослужебные книги вносились только начертания отдельных ме-лизматических3 формул — фитов, которые указывали на мелодические обороты.

Концом XI в. датируются первые рукописные нотные богослужебные книги. Первое известие о появлении книгописной мастерской связано с личностью князя Ярослава Мудрого, который, как свидетельствует древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», «собра писце многы» и тогда «прекладашеот грек на словенское письмо и списаша книгы многы»4. Летописное указание не позволяло установить содержание книг, но исследователи высказывали предположение, что среди них могли быть не только четьи, но и певческие книги. Введение в XI в. в Киево-Печерском монастыре Студийского устава5 сопровож-

1 Разумовский Д.В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): В 3-х вып. Вып. 1. М., 1867. С. 57.

2 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. — М., 1965. С. 30.

3 Мелизмы — различные мелодические украшения звука, не меняющие темпа и ритмического рисунка мелодии.

4 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. — М., 1965. С. 23

5 Студийский устав — набор правил, определявших порядок служб и регламентировавший использование богослужебных книг в византийской литургической традиции вв.

далось созданием целого комплекта богослужебных книг для монастырского пения. В дальнейшем они могли стать основой для аналогичных текстов в целом ряде монастырей Руси, например, монастырях Великого Новгорода. На рубеже Х1-Х11 вв. тексты песнопений стали записывать, но зачастую они, по-прежнему, воспроизводились по памяти. Следовательно, древнейшая история церковного пения реконструируется с большими затруднениями и опирается более на предположения, нежели на факты.

История собственно знаменного пения, по предложенной протоиереем Д. В. Разумовским периодизации, делится на три периода-эпохи: старого ис-тинноречия, эпоху раздельноречия (или хомонии) и эпоху нового истинно-речия.

В эпоху старого истинноречия (Х1-Х1У вв.) нотные рукописи различались по характеру священных песнопений и назывались, Стихрариями, Ирмологами, Минеями, Праздниками и т.д. Музыкальные знаки в первых нотных книгах были безлинейными и ставились непосредственно над слогами или словами текста священных песнопений в виде надстрочных знаков или ударений. Эти безлинейные ноты носили название знамен, а впоследствии стали называться крюками или крюковыми знаками. Отсюда и название знаменного или крюкового пения.

Знамена делились на столповые и кондакарные. Каждым из этих знамен писались отдельные книги: кондакарным — только кондакари, а столповым — остальные нотные книги. Кондакарная нотация отличалась тем, что в ней имелись особые знаки, похожие на иероглифы. Н. Д. Успенский считал, что кондакарная нотация существовала отдельно от знаменной и это пение было не так популярно на Руси, другие исследователи полагали, что по своему происхождению кондакарное пение не византийское, а русское.

Важной особенностью нотных книг было то, что они содержали в себе пение мелодическое, т.е. музыкальные знаки только для одного голоса, а не для многих. Таким образом, церковная мелодия узнавалась и изучалась «понаслышке». Текст был частью греческий, а частью славянский, который превалировал. Часть клироса пела по-гречески, а часть по-русски.

В славянском тексте встречалось много полугласных букв. Каждая такая буква в нотном тексте имела над собой музыкальный знак, т.е. непосредственно пропевалась. Текст такого состава назывался истинноречным или право-речным, потому что он был сходен с «истинной» славянской речью священных песнопений, написанных без нот. Именно поэтому первая эпоха богослужебного пения на Руси носит название старого истинноречия. Она отличилась выработкой своеобразного художественного стиля пения и методикой певческого мастерства.

Эпоха раздельноречия (XV - вторая половина XVII в.) получила свое наименование благодаря произошедшей перемена в славянском тексте священных песнопений и в замене полугласных букв гласными. Но не все церковные пастыри были довольны новыми веяниями. Отсюда родилось стремление исправить церковное пение определенными мерами: попечением об открытии училищ (1496-1504 гг.), пополнением клироса опытными певцами (1503 г.), вызо-

вом певцов из-за границы (1547 г.). Однако эти меры принесли мало успеха. К тому же добавился еще один изъян — «церковное неблагочиние», состоявшее в том, что певцы стали читать и петь в храме в два и в три голоса, что прежде не практиковалось. На основе раздельноречия возникло разногласие: введение лишних гласных букв в текст песнопений сопровождалось и увеличением продолжительности самого пения. Церковная мелодия сама по себе не удлинялась, но удлинялась за счет лишнего числа гласных букв в тексте, требующих продолжительного произношения. Пение как бы замедлялось, тратилось больше времени на исполнение, а, соответственно, и на все богослужение. Чтобы не нарушать Церковный Устав, в котором время богослужения было строго регламентировано, и при этом исполнять песнопения с наибольшей точностью, необходим был новый прием. Однако певцам все же пришлось пожертвовать одним правилом Устава: о последовательности исполнения. Для сокращения богослужебного времени они стали читать и петь в два и в три голоса, т.е. стали исполнять одновременно одна часть — одно песнопение, а другая—другое. Это нововведение вызвало отрицательную реакцию. Обращаясь к Стоглавому Собору со своими вопросами царь Иван IV, именовал его бесчинством и поручил предпринять меры по его искоренению. Но в силу целого ряда объективных причин — опричнина, Смутное время — воплотить определенные церковным Собором шаги не удалось.

Единичные попытки восстановить церковное благочестие уходом от раз-дельноречия были предприняты в первой половине XVII в., но успеха не имели ввиду отсутствия широкой поддержки. Только в середине XVII в. гражданская и церковная власти обратили внимание на недостатки церковного пения и объединили усилия в реализации мер по их устранению. Конец разноголосию положила царская грамота, написанная по наставлению патриарха Иосифа, и содержащая описание недостатков богослужений. Царь Алексей Михайлович дважды собирал в Москве специальную комиссию из учителей церковного пения. По итогам работы комиссии в 1667 г. было составлено новое пение, праворечное или истинноречное.

Эпоха нового, праворечного (истинноречного) пения (с конца XVII в.) характеризуется появлением линейной (строчной) системы нот. Во второй половине XVII в. безлинейная система обозначения звуков соперничала с линейной и, в итоге, уступила ей главное место. Дело было не в преимуществах последней, а, скорее, в исторических обстоятельствах. В связи с вхождением в состав Русского государства Левобережной Украины и осознанием богословской образованности священников, выходцев из этих земель, большинство училищ пения основывались именно киевлянами, которые были последователями линейной системы. В высшем обществе Псалтирь исполнялась по линейным нотам. Вышеуказанное обстоятельство объясняло и распространение и все более растущее влияние западноевропейской традиции музыкальной теории, происходившее из ранее принадлежавших Польше украинских земель. Кроме того, смута, которую привнесли в традицию церковного пения безлинейные ноты с множествами изменений и споров, все больше склоняла певцов к линейной системе. Впрочем, некоторые русские общества пожелали остаться вер-

ными старине и сохраняли традиционную безлинейную нотацию. Строчное пение имело тенденцию к усложнению от двухголосия к трехголосию и затем к четырехголосию. Со временем были созданы и новые усовершенствованные певческие азбуки с линейными нотами.

Знаменный распев получил свое название от слова «знамя», т.е. нота. С точки зрения технического устройства знаменного распева оно представляет собой пение по нотам, в отличие от обыкновенного, по навыку или «на слух». Знаменное пение развивалось, вместе с ним совершенствовались техники распевов, и в каждый период появлялись новые, со своими особенностями.

Кондакарный распев представляет особый древний вид пения, ныне совершенно забытый и трудно распознаваемый. По мнению исследователей, это был имевший греческие корни, виртуозный и трудный для исполнения стиль, подвластный только хорошо обученным певцам. Сохранилось всего пять рукописей с кондакарной нотацией киевского периода, наиболее древняя из них Благовещенский кондакарь XI в.

Столповой распев получил распространение в последней трети XV в. и является главенствующим видом знаменного пения, на котором написана основная масса русских богослужебных книг. Часто знаменное пение называют именно столповым, поскольку эта традиция играла ведущую роль с древнейших времен.

Столповой распев имеет две разновидности: путевой и демевственный распевы. Путевой распев (или «путь») как самостоятельная ветвь появился в конце XVI в., а вершины развития достиг к первой половине XVII в. Этот вид пения представляет собой усложненный вариант столпового распева, предназначенный для масштабных песнопений. Его отличают строгость, твердость, динамизм и ритмическая сложность. Предназначался преимущественно для праздничных служб, придавая им торжественность.

Демественный распев получил распространение в XVI-XVII вв. По своей торжественности и сложности этот вид распева употреблялся в праздничных или архиерейских богослужениях, а также в придворных торжествах, празднованиях военных побед, венчаниях русских царей. Некоторые исследователи, в том числе и Н. Д. Успенский, считают его модификацией кондакарного вида пения и время его возникновения ранее XV в1.

Большой знаменный распев является итогом развития каждого из предыдущих подвидов знаменного пения — столпового, демественного и путевого. Его отличают большая протяженность, торжественность и праздничность, широкая распевность, неторопливость, большое количество различных мелизматических оборотов. Длительность звуков при этом вдвое превышает длительность обычного столпового пения. Однако, несмотря на плавность, большой знаменный распев очень труден для исполнения, и освоить его могут только высококвалифицированные певцы.

Знаменный распев, будучи распевом церковным, подчинен главному закону богослужебного пения христианской Церкви — закону осмогласия (т.е. существует восемь голосов, это значит, что при одновременном звучании разные

1 Кутузов Б. П. Русское знаменное пение. — М., 2008. С. 67.

голоса звучат в разных интервалах). При этом каждый из восьми голосов имеет свое особое техническое устройство. Например, первый голос знаменного распева охватывает область ре, ми, фа, соль, третий — ми, фа, соль, ля, пятый — до, ре, ми, фа, соль и т.д. При этом в каждом голосе существует господствующий звук и определен окончательный (тот, на который должна оканчиваться мелодия). Таким образом, различие голосов знаменного распева основано на трех элементах: звуковой области, господствующем звуке и взаимоотношении этих факторов между собой.

Обучение церковному пению осуществлялось в частных и общественных специализированных певческих школах, которые в киевский период основывались и создавались доместиками или греческими и русскими певцами. Так, например, в Киевском Андреевском (Янчине) монастыре школа для обучения пению девушек была устроена дочерью великого князя киевского Всеволода Ярославича. Клирошане и доместики входили в состав прослойки церковных людей и церковное пение было их прямой обязанностью. Однако, церковное пение было известно и светским людям. Тверская летопись указывает на особую любовь к церковному пению князя Михаила Ярославича (первая четверть XIV в.), а Воскресенская летопись содержит указание на то, что князь Дмитрий Красный (вторая четверть XV в.) на смертном одре «начал демествовать». Талантливым певцом и даже сочинителем был и царь Иван IV.

В эпоху раздельноречия преобладали частные школы. Согласно летописям, в московских, новгородских, псковских и других школах певцы-исполнители — мастера принимали к себе учеников и обучали их чтению, письму и пению у себя на дому. Такие школы пользовались огромной популярностью, что отчасти объясняет господствующий характер раздельноречия как типа пения в Русской Церкви. Для искоренения раздельноречия в соответствии с решениями Стоглавого Собора школы пения для переучивания певцов требовалось учреждать в пределах всего государства. Наибольших успехов в этом плане достигли московские и новгородские школы, откуда певцы отправлялись в другие города. К концу XVI в. при патриархе, митрополитах и архиепископах существовали хоры дьяков и подьяков. Имел свой царский хор в составе чуть менее 30 певцов и царь Иван Грозный. В хоре царя Федора Ивановича были выдающиеся певцы, чьи имена сохранились в источниках того времени: братья Потаповы, Савлук Михайлов, Третьяк Зверинцев, Иван Демидов. Труд певчих оплачивался весьма щедро от 5 до 10 рублей в год. К тому же государевы певчие как служилые люди владели значительными поместьями, а по завершению певческой карьеры могли быть переведены в разряд думных и приказных дьяков.

Царский хор певчих стоял выше патриаршего хора, а при одновременном присутствии в богослужениях, чаще всего в кремлевских храмах, певцы государя занимали в храме правый клирос, а патриарха — левый. При крестных ходах и других торжествах, наоборот, государевы певчие следовали за патриаршими певцами.

Богослужебные нотированные книги появились в конце XIV-XV вв. В XVI в. в связи с переходом от одноголосного пения к хоровому были созданы хоровые певчие книги: Октоих, Праздники, Трезвоны, Триоди, Литургии, сборники кон-

цертов и обиходыЧ Особое место в числе певческих книг заняло музыкально-теоретическое руководство «Ключ знаменной» («Ключ знаменный»), написанный в 1604 г. иноком Кирилло-Белозерского монастыря Христофором.

Среди музыкальных центров Руси XVII в. особой известностью пользовались кремлевский Чудов, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри. Во второй половине века возвысилась усольская (строгановская) школа знаменного пения, основанная купцами Строгановыми. Песнопения усольской школы были широко распространены в Северной и Центральной Руси. Усольцы владели всеми стилями знаменного пения, получили всероссийское призвание, а хор Строгановых мог даже соперничать с царским, поскольку его певцов приглашали в государев хор. Строгановские певчие получили обеление — освобождение от налогов и жили в особых дворах на посаде. Самыми авторитетными певческими школами следует признать московскую, усольскую и новгородскую.

В XVIII в. на основе появившейся ранее практики стали печатать нотные книги. Расцвета нотопечатание достигло в XIX в. благодаря инициативе частных лиц, например, М. И. Бернарда и Ф. Т. Стелловского. Вторая половина XIX в. была ознаменована возвращением интереса к церковному пению и нашла воплощение в создании церковнопевческих обществ. В качестве образца для них послужили певчие общества Германии, Англии, Швейцарии, Франции, а одним из направлений деятельности церковнопевческих обществ стало сохранение и изучение древнерусских рукописей и богослужебных книг, в том числе, отразивших стили церковного пения. В 1880 г. в Москве возникло Общество любителей церковного пения, которое выполняло просветительские функции (концерты, публикации, организации школ по обучению певческому мастерству и т.п.). Император Николай II покровительствовал Церковнопевческому благотворительному обществу. Создавались церковно-певческие общества как по инициативе трезвенных обществ, так и старообрядцев (например, хор любителей крюкового пения при Московском Братстве Честного Креста).

Развитие певческого искусства на Руси было непосредственно связано не только с музыкальной церковной традицией, но и с деятельностью князей, царей и членов их семей. Благодаря их содействию певческое искусство обогащалось и, самое главное, популяризировалось в обществе. Певческое искусство не стояло на месте, а его развитие было теснейшим образом связано с развитием политических и общественных институтов, расширением культурных контактов и возрастанием интереса как к собственно российским, так и западноевропейским традициям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кутузов Б. П. Русское знаменное пение. — М., 2008.

2. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России (Опыт историко-технического изложения): В 3-х вып. М., 1867-1869.

1 Книги певчие // Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское Православие.

В 3-х тт. Т. 2. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. С. 86.

3. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русское Православие. В 3-х тт. Т. 2. — М.: Институт русской цивилизации, 2009.

4. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. — М., 1965.

Mayorova Natalia Sergeevna Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History Kostroma State University, Associate Professor of the Department of Church History and Church-Practical Disciplines of

the KoDS maiorowan@mail.ru Kolupaeva Anastasia Maksimovna Bachelor of History Kostroma State University ellyotg@gmail.com

Malinin Andrey Nikolaevich

Bachelor of History Kostroma State University andrei.malinin99@mail.ru

THE OLD BELIEVER TRADITION OF ZNAMENNY (KRYUKOV) SINGING

The article is devoted to the analysis of the process of the formation and development of the singing tradition and liturgical singing in Russia. The historical stages of the development of church singing, the specifics of the formation and features of the kondakar, pillar, track and demestny chants are highlighted. Various views and points of view of historians on the origins, development trends and significance of church singing in the period of the 9th-17th centuries are analyzed.

Key words: Russian Church, liturgical singing, znamenny (hook) singing, Old Believers, singing tradition.

Citation: Mayorova N. S., Kolupaeva A. M., Malinin A. N. The old believer tradition of znamenny (kryukov) singing // Ipatievsky vestnik. — 2021. — №. 4. — P. 141-148.

REFERENCES

1. Kutuzov B. P. Russkoye znamennoye peniye. — M., 2008.

2. Razumovskiy D.V., prot. Tserkovnoye peniye v Rossii (Opyt istoriko-tekhnicheskogo izlozheniya): V 3-kh vyp. M., 1867-1869.

3. Svyataya Rus'. Bol'shaya Entsiklopediya Russkogo Naroda. Russkoye Pravo-slaviye. V 3-kh tt. T. 2. — M.: Institut russkoy tsivilizatsii, 2009.

4. Uspenskiy N. D. Drevnerusskoye pevcheskoye iskusstvo. — M., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.