УДК 792.07
С. А. Соболевская
аспирант, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств (Украина) E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ АКТЕРА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА
Изменчивость мира требует от личности быстрого реагирования на новые условия существования, а большими возможностями реализации потенциала обладает тот, у кого развиты творческие способности. Предпринята попытка убедить научное сообщество в том, что театральное искусство, являющееся синтезом искусств и занимающее особое место в культурной жизни общества, способно обеспечить всестороннее развитие личности, однако не каждый человек может стать профессиональным актером, поэтому с помощью методов синтеза, аналогии и компаративного анализируются основы успешности функционирования самодеятельного театрального коллектива, в особенности роль вдохновения режиссера самодеятельного театра и жизненного опыта актеров-любителей. Отмечается необходимость общих усилий руководителя и актеров современного самодеятельного театра в процессе выявления и формирования творческих способностей личности, которые помогут ей достичь желаемой цели в будущем. Диахронический метод применяется для формирования хронологической последовательности развития украинского самодеятельного театра. Делается вывод, что культуросозидающий потенциал самодеятельного театра непосредственно влияет на всестороннее развитие личности.
Ключевые слова: личность, театральное искусство, самодеятельный театр, режиссер, актер-любитель, тренинг, интуиция, самосозидание
Для цитирования: Соболевская, С. А. Значение взаимосвязи развития индивидуальности и профессиональной подготовки в становлении личности актера самодеятельного театра / С. А. Соболевская // Вестник культуры и искусств. - 2016. - № 4 (48). - С. 122-128.
Актуальность рассматриваемой проблемы ского театра для дальнейшего становления
обусловлена тем, что сегодняшняя цивилиза- творческой личности.
ция с присущими ей постоянными изменения- Объясняя понятие личность через катего-
ми в различных сферах, в частности в сфере рию человек, можно сказать, что личность -
культуры, требует от нас своевременной реак- это человек с уже сформированным мировоз-
ции на новые обстоятельства и условия жизни. зрением, т. е. системой взглядов на мир, само-
Поэтому у человека с развитыми творческими сознанием и способностью к творческой са-
способностями намного больше возможностей мореализации через деятельность [18, с. 68].
сориентироваться в бесконечном потоке ин- Именно личность соединяет все звенья обще-
формации, найти свое место в мире и как можно ственной жизни, делает их полем собственной
лучше реализовать свой потенциал. Способно- творческой активности и ячейкой развертыва-
сти человека, как и характер, - сложное систем- ния внутренних взаимодействий. Она же и
ное образование. Они индивидуальны, а ода- становится основной движущей силой про-
ренность - это качественно своеобразное соче- гресса в ХХ1 в., когда значимость культуры и
тание способностей, которое обеспечивает ус- искусства резко возросла. В настоящее время
пешность выполнения деятельности [11, с. 224]. происходит возобновление приоритета обще-
Мы попытаемся подчеркнуть значение одно- человеческих ценностей относительно иных,
временного развития индивидуальности и про- что свидетельствует о повороте к миру куль-
фессиональной подготовки актера любитель- туры, о начале духовной, мировоззренческой
122
революции, которая дает человечеству возможность выжить. И, как утверждают современные культурологи и педагоги, художественно-эстетическая культура каждого из членов общества - это основа культуры страны, нации [10].
Соответственно всестороннее, полноценное и грамотное развитие общества возможно лишь при условии присутствия в его процессах культурно-художественного аспекта [2, с. 24]. Искусство выполняет особую миссию в воспитании чувств, а театр среди других его видов является именно тем, что объединяет и усиливает действие каждого из них. Особенность театрального искусства в том, что его природа синтетична, она включает в себя другие виды искусства - драматическое действие, музыку, танец, живопись, скульптуру. Умело поставленная работа любительского театрального коллектива должна помочь воспитать личность с развитыми духовными и физическими качествами [9, с. 259-263].
Народное сценическое искусство Украины имеет свою многовековую историю и славные традиции. Происхождение народных игр, в которых присутствовали истоки театральной формы, затеряно в глубине веков. Первые сведения о скоморошных театральных зрелищах относятся к XI столетию (времена Киевской Руси), однако они существовали и ранее. Об их массовом распространении свидетельствуют летописи, а также фрески башен Софийского собора в Киеве с изображением скоморохов [6, с. 12]. У людей развивалась потребность в сценических зрелищах, мимической игре, песнях и музыке. Из Византии Киевская Русь переняла начала религиозной, литургической драмы [Там же, с. 70-79]. Позже, в конце XVII в. и в первой половине XVIII в., театр популяризировали студенты Киево-Могилянской академии, зарабатывавшие себе на пропитание во время вакаций постановкой интермедий. И именно народный театр стал той основой, на базе которой в XIX в. возник первый украинский национальный профессиональный театр. Значительными были художественные достижения украинского театра и в XX в.
К особенностям работы украинских любительских театров в разное время в своих трудах обращаются М. Жеребецкий, Л. Дорогих, Г. Ескина, А. Свистун, И. Бонь («Искусство любительского театра», 1993), И. Бан-дурка («Орест Савка и его театр», 2010). Состояние и развитие украинского любительского театра конца XX в. исследовала З. Попова («Любительское театральное движение в Украине. 1985-1995 гг.», 1997).
Сегодня любительские коллективы работают в разных жанрах театрального искусства: драма, комедия, трагедия, гротеск, модерн и др. Требования к современному театру и кино достаточно высоки, соответственно и участники любительских театров должны на достойном уровне владеть всеми средствами выразительности - голосом, телом, пластической техникой, развивать вокальные способности и танцевать в разных стилях, играть на разных музыкальных инструментах. Об интеллектуальном уровне актера свидетельствует его осведомленность в сфере литературы и драматургии, музыки и изобразительных искусств, способность разбираться в нюансах авангардных и традиционных направлений искусства. Выросли требования и к внутренней психотехнике актера. Театральные школы подбирают методические пути к глубинным слоям психики актера, учат его управлению своим подсознанием. Психотехнические тренинги, методики управления внутренним миром становятся неотъемлемой частью современного театрального образования [14].
Театр благодаря разнообразию жанров развивает умение увидеть и понять окружающий мир. Стоит согласиться со словами английского режиссера П. Брука: «...театр - это особенная сфера деятельности, в которой человек может изучать жизнь. Причем изучение жизни здесь происходит не на теоретическом уровне, не на уровне идеологии, а конкретно, непосредственно... все образы, созданые театром, все звуки, выработанные театром, воспринимаются человеком. И каждый из этих звуков, и каждый из этих образов влияет на человека. И очень глубоко проникает в организм.
123
Это влияет на его мышление, на его чувства и, в конце концов, формирует образ его жизни, способ его существования» [5]. Поэтому интересно не только быть зрителем, но и самому создавать представление и образы его героев, играть по-настоящему. Но какой бы жанр ни избрал коллектив, в нем должна быть глубоко продумана система работы над репертуаром, определена и налажена учебно-воспитательная деятельность. Залог успешного существования любительского театрального коллектива и секрет достижения больших творческих успехов заключается, главным образом, в хорошо поставленной тренировочной работе, в разборчивом повторении учебно-тренировочных упражнений по развитию сценической речи и движений, пластики, упражнений по актерскому мастерству (внимание, воображение, фантазия) [9, с. 259-263].
Действительно, для многих актеров-любителей тренинг важен, поскольку они не профессионалы. Однако начинающие часто полагаются на интуицию. Существует мысль о том, что присущая человеку естественная интуиция позволяет ему раскрыть возможности и действовать правильно в данный момент. Философ Н. Бердяев настаивал на роли интуиции и творческого образа в процессах творчества. Интуиция представляет глубину творчества, что входит в недра подсознательного, и в то же время является осуществлением осознанного творческого замысла, в котором и реализуется творческий образ: «Личность является носителем и творцом сверхличных ценностей, и только это создает ее как целостность, единство и вечное значение» [3, с. 62]. А режиссер С. Бер-ри, работавшая со сценической речью актеров, считает, что выразительность голоса зависит от эмоций, поэтому однообразные технические упражнения не могут быть успешными. Ведь речь - часть целого, выражение внутренней жизни человека. На ее занятиях внимание уделялось культуре межчеловеческих отношений, а звуки слов не отделялись от их живого контекста [4].
С начала существования определенного любительского театрального коллектива в его
работе необходимо найти равновесие, не прибегая к крайностям - дилетантизму и ремеслу. Дилетантизм несовместим с понятием школы в искусстве, убежденный дилетант отрицает актерскую технику, метод и полагается на вдохновение, на внезапное озарение таланта. Актеры такого рода считают, что техника и система К. Станиславского нужны для бездарных, они несовместимы с вдохновением и мешают стихийному выявлению актерского «нутра». Но если дилетантизм отбрасывает актерскую технику, то ремесло, напротив, возводит все творчество только к технике, подменяя естественный процесс органического творчества условными театральными приемами его изображения. Но техника бывает разной: у актера-ремесленника она сводится в основном к приемам внешнего изображения образов и страстей, а искусство притворства - к умению раз и навсегда зафиксировать внешний рисунок роли, подсказанный живым ощущением актера в подготовительный период творчества, в то время как искусство переживания предъявляет к актеру и его технике другие, более высокие требования. От него необходима не демонстрация готовых результатов творчества, а умение на каждом представлении заново создавать живой органический процесс по ранее разработанной логике жизни образа, не повторять свое вчерашнее выполнение, а создавать каждый раз новую, настоящую «жизнь сегодняшнего дня» [8].
Известный актер и режиссер, театральный педагог Б. Захава утверждает, что внутренняя техника актера является умением создавать необходимые внутренние (психические) условия для естественного, органического зарождения действия, а внешняя техника стремится сделать актерский аппарат гибким, чувствительным и способным покоряться самому тонкому внутреннему импульсу [7]. Поэтому в настоящее время перед руководителем любительского театрального коллектива ставится важное задание одновременного развития индивидуальности и профессиональной подготовки актера-любителя. Еще К. Станиславский сознательно определил два направления - «ра-
124
бота актера над собой» и «работа актера над ролью». Первое связано с изучением возможностей психофизического аппарата творческого человека. Второе - с поиском экспрессии, путей художественного воплощения творческого замысла, отцентрированного движения наружу [15, с. 496-497]. И какую бы роль ни играл актер, режиссеру стоит напоминать себе, что даже наименьшую роль без слов исполняет настоящий живой человек с полным объемом интересов и запросов [1, с. 108]. Как в профессиональном, так и в любительском театре актер на сцене - прежде всего человек в предлагаемых обстоятельствах. Создавая образ, он идет от себя и, перевоплощаясь, остается самим собой - в этом диалектика актерского творчества. Следовательно, личные качества артиста, его интеллектуальные особенности и морально-этические свойства естественно и логично переходят и в его сценическое творение. А природа исполняемой роли, приметы героя, черты его характера в свою очередь влияют на актера. Это взаимопроникновение предъявляет высокие моральные требования к актеру, призывает его к особой ответственности как общественного деятеля и творческую личность [6, с. 17].
Актер - главное звено в театре. И изначально через него должны быть выражены стиль и жанр будущего представления. Это главное и самое сложное в деятельности режиссера. Искусство актера - своеобразно и неповторимо, ведь актер не только творец сценического образа, но и материал, из которого этот образ «лепится». Сущностью и основой искусства актера является перевоплощение в образ действующего персонажа, создание нового человеческого существа. Для достижения данной цели необходимы глубокое знание жизни и ее закономерностей, умение наблюдать за людьми, а также художественная фантазия и творческое воображение. Силой воображения актер рисует образ своего будущего сценического героя - его внешность, походку, речь, особенности характера и поведения. Понятно, что можно просто скопировать любого хорошо знакомого человека, но
настоящим искусством это еще не будет. Искусство не копирует жизнь, оно берет от жизни главное и из отдельных характерных деталей создает обобщенный типичный характер. И чем богаче жизненный опыт и фантазия актера, тем более интересным и ярким будет создаваемый им образ. Все, что актер видел и слышал, все, что он пережил и почувствовал, откладывается в его эмоциональной памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь [17, с. 50-51]. В реалиях современной жизни актеры любительского театра чаще всего заняты в профессиях, не имеющих отношения к искусству, - экономисты, медики, программисты и др. Кроме того, разнятся их социальные роли - родители, дети, свекрови, невестки и т. д. Также необходимо учитывать возраст актеров-любителей, поскольку во время репетиций жизненный опыт может помочь в воссоздании того или иного образа на сцене.
Как показывает практика, в основу творчества современного украинского любительского театра во многих случаях положен метод коллективного создания представления. Его особенностью является то, что репетиции начинаются не с работы над пьесой, а с небольших этюдов-импровизаций. Дальнейшая практика с этюдами ложится в основу работы над ролью, над образом. На первых творческих коллективных встречах каждому становится понятно, в каких взаимосвязях его роль находится с другими, ведь в зависимости от этого очерчиваются основные поворотные узлы действия, линия поведения персонажа и приблизительная архитектоника этюда. А после предыдущего общего обсуждения темы представления коллектив любителей должен определиться с идеей, конфликтом, сквозным действием, противодействием, предлагаемыми обстоятельствами, местом и временем действия [12, с. 19]. Умение сочетать режиссерский замысел с актерской индивидуальностью, желание прислушиваться к актерам отличает талантливых режиссеров, ведь в любительском театре личность руководителя коллектива является определяющим фактором. Совершенствование работы, стремление к экспери-
125
ментам возможны лишь тогда, когда любительский театральный коллектив возглавляет энергичный энтузиаст, идейный и творческий вдохновитель, который постоянно находится в творческом поиске и действительно любит театр. Отсутствие энтузиазма руководителя любительского театра не может компенсироваться ни наличием диплома режиссера, ни естественным режиссерским даром.
Эффективность творческого поиска значительно повышается при соблюдении определенных условий, в частности, когда создается эмоциональная, доброжелательная атмосфера в процессе выполнения актерами-любителями творческих задач, когда организация деятельности по решению творческих задач осуществляется с учетом их интересов, потребностей, потенциальных возможностей, способностей, а непосредственное решение пробуждает у каждого участника исследовательскую активность, углубляет интерес к творческой деятельности, побуждает к успешным действиям и достижению поставленной цели. Лидер любительского театрального коллектива должен уметь распознавать идеи во время творческого общения в коллективе. Плодотворная рабочая атмосфера возникнет в том случае, если актеры-любители почувствуют важность диалога между ними и режиссером и будут прислушиваться к его советам. В свою очередь режиссер любительского театра должен быть восприимчивым к пожеланиям актеров.
Только тогда во время работы в любительском театральном коллективе будет происходить бесконечный процесс самосозидания личности. По определению известного укра-
инского психолога Т. Титаренко, самосозидание - процесс, происходящий в контексте сравнительно высокого уровня развития духовной сферы личности, которая обеспечивает непрерывность этого процесса, позволяя человеку подниматься к наивысшим ценностным инстанциям и чувствовать наслаждение от управляемого ею движения [13, с. 305]. Создают себя те, кто имеет четко очерченные позитивные эталоны, труднодоступные, но все-таки достижимые цели. Существенным признаком эталонов самосозидания является их динамическая, ярко выраженная тенденция к постоянным позитивным изменениям, перманентному приближению к наивысшим признакам совершенства. При помощи средств театра актер-любитель создает в себе что-то новое, начинает овладевать теми качествами, которые помогут ему в будущем достигать жизненных целей.
Таким образом, в настоящее время диалектически сосуществуют два направления работы с участниками любительских театров - профессиональная или технологическая подготовка и развитие индивидуальности актера, ведь в каждом человеке присутствует творческая индивидуальность, а естественная одаренность участников любительских театров может быть реализована в активной деятельности, что и поможет начинающему актеру-любителю добиться успеха не только на сцене, но и в своей основной профессии благодаря получению дополнительных знаний и навыков, поскольку культуросозидающий потенциал самодеятельного театра непосредственно влияет на всестороннее развитие личности.
1. Акимов, Н. О театре / Н. Акимов. - Ленинград: Искусство, 1962. - 352 с.
2. Андрушшв, Б. М. Хл1б для розуму / Б. М. Андрушшв. - Тернопшь: Мальви, 1995. - 100 с.
3. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - Москва: Республика, 1993. - 383 с.
4. Берри, С. Голос и актер [Электронный ресурс] / С. Берри. - Москва: Московский фонд сохранения культуры, 1996. - Режим доступа: Шр://И1ге8р.ги/сЫ1а1/ги/Б/Ьет-818е11^о1о8-1-ак1ег. - Дата обращения: 15.06.2016.
5. Брук, П. Метафизика театра / П. Брук // Режиссерский театр. - Москва: Московский художественный театр, 1999. - С. 31-52.
6. Данчук, Л. I. Азбука режисури шоу-програм / Л. I. Данчук. - Житомир: Пол1сся, 2008. - 288 с.
7. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. - Москва: Искусство, 1999. - 150 с.
126
8. Основи акторськоГ майстерносл. 3MicT практичних занять та методичнi поради до Гх проведения (для викладачiв театральних студiй та шкiл естетичного виховання) [Електронний ресурс] / упоряд. О. А. Перебийшс. - Гадяч: Гадяцьке училище культури iM. I. П. Котляревського, 2006. - 48 с. - Режим доступу: http://bibl.com.ua/turizm/1595/index.html. - Дата звернення: 15.06.2016.
9. Проблеми освети: збiрник наукових праць / шд ред. О. А. Удода та ш. - Вiнниця; КиГв, 2015. - № 82. - 308 с.
10. Рудницька, О. Б. Педагопка: загальна та мистецька: навч. поаб. / О. Б. Рудницька. - КиГв: 1нтерпроф, 2002. - 270 с.
11. Сергеенкова, О. П. Загальна психолопя: навч. поаб. / О. П. Сергеенкова, О. А. Столярчук, О. П. Кохано-ва, О. В. Пасека. - КиГв: Центр учбовоГ летератури, 2012. - 296 с.
12. Терещенко, М. С. Режисер i театр / М. С. Терещенко. - КиГв: Мистецтво, 1971. - 158 с.
13. Титаренко, Т. М. Життевий свет особистостi у межах i за межами буденносп / Т. М. Титаренко. - КиГв: Либiдь, 2003. - 376 с.
14. УкраГна. Постанови Кабшету Мiнiстрiв УкраГни. Про Державну нацюнальну програму «Освета» («УкраГна XXI столеття») [Електронний ресурс]: постанова [затверджено Кабшетом Мiнiстрiв УкраГни 3 листопада 1993 р. № 896]. - Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/896-93-п. - Дата звернення: 15.06.2016.
15. УкраГнський театр XX столеття / редкол.: Н. Коршенко та iн. - КиГв: ЛДЛ, 2003. - 512 с.
16. Франко, I. Я. Про театр i драматурпю / I. Я. Франко; пвд ред. М. Ф. Нечиталюка. - КиГв: Вид-во АкадемiГ наук УРСР, 1957. - 240 с.
17. Хайченко, Г. А. Великий волшебник театр / Г. А. Хайченко. - Москва: Знание, 1964. - 78 с.
18. Чорненький, Я. Я. Культуролопя. Теорiя. Практика. Самостшна робота: навч. поабник / Я. Я. Чорнень-кий. - КиГв: Центр навчальноГ лiтератури, 2004. - 392 с.
Получено 02.07.2016
S. Sobolevska
post-graduate student, National Academy of Leading Shots of Culture and Arts (Ukraine) E-mail: [email protected]
THE VALUE OF THE RELATIONSHIP BETWEEN INDIVIDUALITY DEVELOPMENT AND TRAINING IN THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF THE ACTOR
OF AMATEUR THEATER
Abstract. The problem of the study is the changing world requires from the individual rapid reacting at new conditions of existence and great potential of realization of potential has one who possesses developed creative abilities. The purpose of the work is to try to insist that the full development of the personality is able to provide theatre art, which is a synthesis of the arts and holds a special place in the cultural life of society. But everyone is not able to become a professional actor. Therefore, with the help of methods of synthesis of analogues and comparative method in the article analyses the basis for the success of the functioning of amateur theatre group, and in particular the role of inspiration of the director of amateur theatre and life experience of amateurs, the necessity of common efforts of the director and actors of the contemporary amateur theatre in the process of identification and formation of creative abilities ofpersonality that will help her achieve goals in the future. The diachronic method is used to form a chronological sequence of development of Ukrainian amateur theatre. In conclusion, it can be asserted that culturosity potential of Amateur theatre directly affects the full development of personality.
Keywords: personality, performing arts, amateur theatre, director, actor-amateur, training, intuition, self-creation
For citing: Sobolevska S. 2016. The value of the relationship between individuality development and training in the formation of the personality of the actor of amateur theater. Culture and Arts Herald. No 4 (48): 122-128.
127
References
1. Akimov N. 1962. O teatre [About a theater]. Leningrad: Iskusstvo. 352 p. (In Russ.).
2. Andrushkiv B. 1995. Khlib dlya rozumu [Bread is for a mind]. Ternopil: Mal'vy. 100 p. (In Ukr.).
3. Berdiaev N. 1993. O naznachenii cheloveka [About setting of man]. Moscow: Respublika. 383 p. (In Russ.).
4. Berry S. 1996. Voice and the actor [Electronic resource]. Moscow: Moscow fund of maintainance of culture. Available from: http://litresp.ru/chitat/ru/B/berri-siseli/golos-i-akter (accessed: 15.06.2016). (In Russ.).
5. Brook P. 1999. Metaphysics of theatre. Rezhisserskiy teatr [Producer theater]. Moscow: Moscow Artistic Theater. P. 31-52. (In Russ.).
6. Danchuk L. 2008. Azbuka rezhisury shou-program [Alphabet of direction of the shows-programs]. Zhytomir: Polissya. 288 p. (In Ukr.).
7. Zakhava B. 1999. Masterstvo aktera i rezhissera [Trade of actor and producer]. Moscow: Iskusstvo. 150 p. (In Russ.).
8. Osnovy aktorskoy maysternosti. Zmist praktichnykh zanyat' ta metodichni porady do ikh provedennya (dlya vikladachiv teatral'nykh studiy ta shkil estetichnogo vyhovannya) [Bases of actor trade. A table of contents of practical employments and methodical advices is to their leadthrough (for the teachers of theatrical studios and schools of aesthetic education)]. 2006. Perebiynis O., ed. [Electronic resource]. Gadyach: Kotlyarevsky Gadyach School of Culture. 48 p. Available from: http://bibl.com.ua/turizm/1595/index.html. (In Ukr.).
9. Problemy osvity [Problems of education]. 2015. Udod O., ed. Vinnitsa; Kiev. No 82. 308 p. (In Ukr.).
10. Rudnytska O. 2002. Pedagogika zagal'na ta mystetska [Pedagogics: general and artistic]. Kiev: Interprof. 270 p. (In Ukr.).
11. Sergeenkova O., Stoliarchuk O., Kokhanova O., Paseka O. 2012. Zagal'na psykhologya [General psychology]. Kiev: Centre of Educational Literature. 296 p. (In Ukr.).
12. Tereshchenko M. 1971. Rezhiser i teatr [Producer and theater]. Kiev: Mystetstvo. 158 p. (In Ukr.).
13. Tytarenko T. 2003. Zhyttevyy svit osobystosti u mezhakh i za mezhamy budennosti [Vital world of personality scope and outside ordinariness]. Kiev: Lybid'. 376 p. (In Ukr.).
14. Ukraine. Decisions of Cabinet Ministers of Ukraine. About the Government national program "Education" ("Ukraine of 21 Century") [Electronic resource]: decision [it is ratified Cabinet Ministers of Ukraine on November 3. 1993. No 896]. Available from: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/896-93-n. (In Ukr.).
15. Ukrainsky teatr XX stolittya [Ukrainian theater of 20 century]. 2003. Kornienko N., ed. Kiev: LDL. 512 p. (In Ukr.).
16. Franko I. 1957. Pro teatr i dramaturgiyu [About a theater and dramaturgy]. Nechitaliuk M., ed. Kiev: Publishing house of the Academy of Sciences of the Ukraine Soviet Social Republic. 240 p. (In Ukr.).
17. Khaichenko G. 1964. Velikiy volshebnik teatr [Great magician is a theater]. Moscow: Znanie. 78 p. (In Russ.).
18. Chornen'kii IA. 2004. Kul'turologya. Teoriya. Praktyka. Samostiyna robota [Cultural Studies. Theory. Practice. Independent work]. Kiev: Centre of Educational Literature. 392 p. (In Ukr.).
Received 02.07.2016
128