Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADMINISTRATIVE TECHNOLOGIES / ALL-EDUCATIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гилядов С.Р.

В статье рассмотрен один из факторов управления развитием общеучебных умений школьников.Theresearcher studies one of the factors of management the development of all-educational abilities of school students

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.02

ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE SIGNIFICANCE OF ADMINISTRATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITY

Гилядов С. Р., соискатель, заместитель директора по УВР ОЧУ СОШ «Классика» Россия, г. Москва

Аннотация. В статье рассмотрен один из факторов управления развитием общеучебных умений школьников.

Ключевые слова: общеучебные умения, универсальные учебные действия, федеральные государственные образовательные стандарты, управленческие технологии.

Abstract. Theresearcher studies one of the factors of management the development of all-educational abilities of school students.

Key words: all-educational abilities, universal educational actions, federal state educational standards, administrative technologies.

В 2011 г. в школах страны в штатном режиме начали вводиться федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО). В условиях отсутствия стратегии развития отечественного образования [7] ФГОС ОО - это инновационное социальное явление, затрагивающее интересы большинства граждан России.

Как отмечают М.М. Поташник и М.В. Левит, «требование ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая инновация» [6, С. 4].

Во ФГОС ОО ценности метода проектирования представлены в качестве «стиля» послешкольной жизни: «... в процессе самоопределения человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования)»[1, С. 8].

Еще одна ключевая инновация ФГОС ОО состоит в том, что впервые в истории отечественной педагогической практики в рамках федерального закона умение учиться -универсальные учебные действия (общеучебные умения) рассматривается в качестве самостоятельного компонента содержания общего образования [2].

Важность целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий как метапредметного образовательного результата раскрыта через указание основных функций универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [5, С. 27-28].

В 2016 г. в школах г. Москвы состоялось первое исследование качества образования по стандартам PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment). В исследовании приняли участие более 42 тысяч школьников в возрасте 15 лет из 609 московских школ (в основном ученики 9-ых классов) [3].

Как отмечают в Рособрнадзоре, «результаты столичных школ можно сопоставить с показателями лучших школ Шанхая (Китай), Сингапура, Гонконга, Финляндии, Японии, они опережают результаты школ большинства стран, в том числе европейских. В области математической грамотности московские школы демонстрируют самые высокие

результаты: 100 лучших школ Москвы по своим результатам опередили Сингапур и Гонконг. 26% школьников, участвующих в исследовании, находятся на высших уровнях математической грамотности. По уровню читательской грамотности и математической грамотности московская система образования входит в ТОП-10 лучших образовательных систем мира. По уровню естественнонаучной грамотности на уровне Москва входит в ТОП-20 лучших образовательных систем мира» [3].

Следует заметить, что тест PISA создан в парадигме компетентностного подхода, целью которого являются результаты образования, признающиеся значимыми за пределами системы образования и выступающие в качестве средства социальной конкурентоспособности обучающегося.

На фоне успехов московских подростков итоги участия в исследовании PISA 15-летних российских школьников оставляют желать лучшего. Россия принимает участие в PISA с самого первого испытания. И если в 2000 г. наша страна занимала в рейтинге PISA 27 место, в 2012 - 34 место, то в 2015 - 32 место [9]. Российские школьники продолжают испытывать затруднения в работе с текстом, являющейся ключевой среди познавательных умений. И это несмотря на то, что в 2015 г. по сравнению с предыдущим циклом исследования 2012 г. средние результаты российских обучающихся по читательской грамотности повысились на 20 баллов - с 475 до 495. Неумение осмысленно читать приводит к тому, что значительная часть изучаемого материала остается за пределами понимания обучающихся и не усваивается ими [8].

Следует отметить, что общеучебные умения, формирование и развитие которых выступают инвариантной основой образовательного процесса и одним из векторов образовательной деятельности, обеспечивают преемственность всех уровней школьного образования, т.е. имеют метапредметный характер. Метапредметная направленность общеучебных умений требует, с одной стороны, обязательного участия всех педагогов школы в формировании и развитии общеучебных умений школьников, а с другой - в обязательном порядке предполагает управление этим процессом.

Сложность и масштабность проблемы развития общеучебных умений обуславливает необходимость проектирования ее управленческого решения на технологическом уровне.

Анализ источников информации позволил выявить достоинства управленческих технологий:

- обусловленность запросами участников образовательных отношений;

- высокая степень гарантированности получения запрограммированного результата и возможность его распространения;

- использование цифровых технологий и новых инструментов управления образовательным процессом;

- выверенная алгоритмичность и последовательность действий;

- оптимальность состава процедур, скоординированность, упорядоченность и регламентированность операций;

- подробная инструментальная управленческо-методическая оснащенность каждой операции;

- высокая степень динамичности, обобщенности, адаптированности к изменяющимся условиям социокультурной среды;

- четкая ориентация на решение определенных стандартных и нестандартных проблем образовательного процесса;

- исключение излишнего дублирования и поспешных управленческих решений;

- педагогическая эффективность, подтвержденная востребованностью на разных этапах развития образования.

Перечисленные выше достоинства подчеркивают значение использования управленческих технологий для решения различных проблем (аспектов проблем) в области общего образования, реализации интересов обучающихся, социальных запросов и требований общества. Так, повышению эффективности развития общеучебных умений школьников способствует разработанная нами и апробированная в образовательном процессе управленческая технология, которая состоит из 5 процедур:

1. Проектирование учебно-методического и управленческого обеспечения развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников.

2. Планирование реализации учебно-методического и управленческого обеспечения развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников.

3. Организация реализации учебно-методического и управленческого обеспечения развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников.

4. Контроль и анализ реализации учебно-методического и управленческого обеспечения развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников.

5. Подготовка и принятие управленческих решений по повышению эффективности реализации учебно-методического и управленческого обеспечения развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников [4].

Результаты педагогического эксперимента, проведенного нами, свидетельствуют о том, что использование процедурной технологии внутришкольного управления, наряду с разработкой и обеспечением единства, скоординированности и преемственности в образовательной деятельности педагогического коллектива, сотрудничества педагогов и обучающихся, педагогов и представителей педагогической науки, обеспечивают стабильное развитие общеучебных умений в процессе осуществления ученической исследовательской деятельности.

Библиографический список:

1. Асмолов, А. Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / А. Г Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина // Национальный психологический журнал. - 2011. - № 1(5).

2. Воровщиков, С. Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко, Е. В. Орлова. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 240 с.

3. В Рособрнадзоре представили итоги участия школ Москвы в международном исследовании PISA [Электронный ресурс]. - URL: http://mosday.ru/news/item.php?755529 (23.01.2018).

4. Гилядов, С. Р. Управление развитием общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников: технологический аспект / Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.) Отв. ред. С. Г. Воровщиков, О. А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. / С. Р. Гилядов. - М.: МПГУ, 2017. - С. 368-374.

5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под редакцией А. Г. Асмолова. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 152 с.

6. Поташник, М. М. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС / М. М. Поташник, М. В. Левит // Управление современной школой. Завуч. -2016. - № 1.

7. Стратегическое планирование образования [Электронный ресурс]. - URL : http://komitet8.km.duma.gov.ru/Publikacii/item/15543945/ (10.03.2018).

8. Чуланова, Н. А. Нормативный контекст определения «Познавательные универсальные учебные действия» / Н. А. Чуланова, Т. Н. Черняева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. [Электронный ресурс]. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=16398 (15.04.2018).

9. PISA - приговор для российских школ? [Электронный ресурс]. - URL : https://newtonew.com/school/pisa-prigovor-dlja-rossijskih-shkol (10.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.