Известно, что текст - это продукт мышления, который требует последовательной структуры изложения, целостности и наполненности. Наиболее распространенным приёмом развития творческих способностей учащихся является составление текста по картинке/рисунку. Описание событий и предметов, изображенных на рисунке, способствует творческому развитию учащихся. На основе рисунка с помощью воображения и собственного мировоззрения ученик сочиняет свой текст. В упражнении 186 из учебника «Современный узбекский литературный язык» требуется продолжить и записать текст, определить структуру сложных предложений, подчеркнуть главные члены предложения: «Есть такие мастера своего дела, что, глядя на их искусство, мастерство, невольно испытываешь чувство зависти, мечтаешь стать такими, как они. Чтобы деятельность людей, их труд был примером для других и достоин для подражания, человек должен отдавать свой труд на благо Родине и воспитать учеников». Текст введен в компьютер, учащиеся внимательно читают его и в соответствии со своим восприятием составляют предложение. Задание, связанное с продолжением текста, следует давать не сразу, а спустя какое-то время, тогда учащимся будет интереснее их выполнять.
В заключение следует подчеркнуть, что выполнение заданий в занимательной форме на основе компьютерной программы способствует обогащению творческого мышления учеников, созданию у них навыков самостоятельной и свободной речевой деятельности.
Список литературы
1. Нурмонов А., Махмудов Н., Собиров А., Юсупова Ш. Х,озирги узбек адабий тили. 3-китоб. Т.: Илм зиё, 2013.
2. Sayfullayeva R. Va boshq. Hozirgi o'zbek adabiy tili. Т.: Fan va texnologiya, 2009.
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА «ЛИВЕРПУЛЬСКИХ ПОЭТОВ» В РАЗВИТИИ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Хакимова М.Д.
Хакимова Максадхон Дилшодбековна - преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена изучению творчества «ливерпульских поэтов» в вузе. Показано, что студенты, изучающие английский язык, с интересом знакомятся с творчеством поэтов Ливерпуля.
Ключевые слова: вуз, преподаватель, студент, иностранный язык, творчество, поэт, литература.
Творчество «ливерпульских поэтов» было очень популярно в Великобритании в 60-е годы ХХ века. Эта тема вызывает огромный интерес у студентов вуза. Изучая творчество ливерпульских поэтов и писателей, студенты понимают, что им были присущи собственные оригинальные эксперименты с устным поэтическим словом. Установка на непосредственный живой контакт с аудиторией во многом определила специфику творческого метода ливерпульских поэтов. Элементами такого метода следует считать, во-первых, неформально-развлекательный, перформативный характер выступлений и перекрестное использование различных сценических приемов воздействия: музыкальное сопровождение, вокализация, распев, визуальная наглядность, костюмы, короткие драматические этюды-пародии. Во-вторых, акцент на разговорную тональность, как выступлений, так и языка самих поэтических произведений. В-третьих, активное использование местных ливерпульских реалий и особенностей повседневной жизни
рядового горожанина. В этом смысле, деятельность «ливерпульских поэтов» можно было бы считать провинциальной. Ориентация на популярный массовый вкус позволяет критикам поместить «ливерпульских поэтов» в категорию поп-поэтов, что для ливерпульского поэта считалась знаком признания и успеха. Под поп-культурой они понимали художественную разновидность массовой культуры с авангардистскими взглядами и практиками, направленную на преодоление застойности и косности официальной культуры. В 1960-е годы Ливерпуль, который некогда был мощным портом и индустриальным центром на северо-западном побережье Великобритании, пребывал в экономическом упадке. Сократилась торговля, кораблестроительные компании уже не могли конкурировать с другими производителями. Однако в культурном отношении экономическая стагнация вызвала к жизни небывалый взлет творческой активности в молодежной среде, получившей название «ливерпульской эйфории». Неожиданно Лондон, традиционный культурный центр, законодатель мод и всяческих новых веяний, оказался в стороне. Главные культурные события тогда происходили в провинциальном Ливерпуле. Важной отличительной особенностью этой среды являлась исторически тесная связь с американской культурой. В первую очередь, с американской массовой культурой. Американская популярная музыка, американские журналы и комиксы, американское радио, американские фильмы, американская поэзия, американский образ жизни как таковой попадали в Англию, прежде всего, через портовый город Ливерпуль. Ливерпульские моряки, работавшие на трансатлантических судах, регулярно привозили из Нью-Йорка и Нового Орлеана пластинки с записями современной музыки и главное - американский образ мысли. Ливерпульская молодежь мгновенно впитывала эти влияния, сначала просто старательно копируя американские образцы, а затем творчески перерабатывая их, создавая свои собственные работы: музыкальные, поэтические, музыкально-поэтические и др. С самого начала «ливерпульские поэты» отмежевались от поэтических бит-групп, увлекавшихся поэтическими чтениями под музыку авангардного американского джаза и работавших на удовлетворение эстетических запросов образованного среднего класса. Вместо слепого подражания американской моде, они попытались синтезировать свой собственный перформативный стиль. Так их целевой аудиторией стал простой человек с улицы, рабочий класс - не слишком эрудированный, не особенно разбирающийся в поэзии или в музыке, но умеющий оценить хорошую шутку, веселый номер или смешную песню. Попросту говоря, «ливерпульские поэты» стали писать поп-поэзию для простого народа.
Для «ливерпульских поэтов» приставка «pop-» означала «the popular» («of the people»), то есть из народа и для народа [1, с. 84]. Такая доминанта определила и принципы их творческой деятельности.
Среди важнейших принципов следует назвать установку на предельно простой разговорный язык и легко узнаваемые аллюзии. Кроме того, локализацию содержания стихотворных текстов в реалиях повседневной экономической, политической, социально-культурной жизни Ливерпуля. А также выбор комплексных форм проведения шоу-концертов с привлечением различных музыкальных и аудиовизуальных средств, приемов воздействия и взаимодействия с публикой. Способность вовлечь публику в процесс выступления считалась критерием успеха.
Список литературы
1. Лебедев А.Ю. Творчество и стиль «Ливерпульских поэтов» // Вестник КГУ
им. H.A. Некрасова. К., 2016. № 3.