Научная статья на тему 'Роль технических средств в обучении родному языку'

Роль технических средств в обучении родному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтаева Икбал Тажибаевна

Данная статья посвящена вопросам использования компьютерных средств при обучении родному языку в школах. Показан пример работы с текстом учащихся общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль технических средств в обучении родному языку»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Болтаева И.Т.

Болтаева Икбал Тажибаевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра «Тиллар»,

Узбекский государственный университет физического воспитания и спорта, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена вопросам использования компьютерных средств при обучении родному языку в школах. Показан пример работы с текстом учащихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: русский язык, студент, обучение, воспитание, общеобразовательная школа, вуз.

Использование современных технических средств играет важную роль в обучении учащихся общеобразовательных школ. Применение современных информационных технологий и, особенно, компьютеров на занятиях по родному языку вызывает повышенный интерес у учащихся, активизирует их, создает среду для проявления творчества и инициативы, развития самостоятельного и свободного мышления.

В «Учебной программе по родному языку» предусмотрено формирование у учащихся навыков нахождения, отбора, переработки, сохранения и использования необходимой информации из различных медиаисточников (радио, телевидение, Интернет и др.), а также обеспечение её безопасности, формирование навыков медиакультуры.

На уроках родного языка могут быть использованы заложенные в память компьютера разнообразные тексты, задания, упражнения, тестовые вопросы, кроссворды, грамматические загадки и головоломки. Так на основе текстов, размещенных на экране, можно провести вопросно-ответную беседу по содержанию текста, составить продолжение небольшой сказки или рассказа, выделить основную мысль текста, подобрать заголовок к тексту, выполнить задания и упражнения, правильно ответить на вопросы тестов, заполнить клетки кроссвордов, чайнвордов на основе лингвистических и речевых конструкций. Подобного рода задания помогают развить у учащихся навыки самостоятельного лингвистического мышления [1, с. 17].

В учебнике «Современный узбекский литературный язык» [2, с. 266] при изучении темы «Сложное предложение» рекомендуется выполнить несколько заданий, например, провести беседу по вопросам по содержанию текста, продолжить текст, заполнить таблицы головоломок. В упражнении 179 в задании предложено на основе сложных предложений по теме «В древнюю Бухару прилетели аисты» составить текст и выделить стилистические части сложных предложений. Задание заранее введено в память компьютера. Учителю необходимо подготовить сложные предложения, связанные с историей города Бухара, богатейшими памятниками, экономикой, культурой. Для выполнения задания в компьютер необходимо внести сведения из 1 -го тома «Национальной энциклопедии Узбекистана», раздел о Бухаре из пособия «История Узбекистана» (период национальной независимости), подобрать информацию в соответствии с рисунком из других источников, с тем, чтобы учащиеся могли её найти, переработать, сохранить и использовать при составлении сложных предложений. Например:

1. Архитектурные памятники Бухары, Самарканда, Хивы сохраняются как самое дорогое историческое наследие, которое находится под защитой государства, благодаря чему приобрели известность обновленных прекрасных открытых музеев.

2. Бухара славится такими историческими памятниками как Минарет и мечеть Калан, медресе Мир-Араб, Торговые купола, ансамбль Ситорайи Мохи Хоса, комплекс Бахоуддина Накшбанда, которыми мы все гордимся.

Известно, что текст - это продукт мышления, который требует последовательной структуры изложения, целостности и наполненности. Наиболее распространенным приёмом развития творческих способностей учащихся является составление текста по картинке/рисунку. Описание событий и предметов, изображенных на рисунке, способствует творческому развитию учащихся. На основе рисунка с помощью воображения и собственного мировоззрения ученик сочиняет свой текст. В упражнении 186 из учебника «Современный узбекский литературный язык» требуется продолжить и записать текст, определить структуру сложных предложений, подчеркнуть главные члены предложения: «Есть такие мастера своего дела, что, глядя на их искусство, мастерство, невольно испытываешь чувство зависти, мечтаешь стать такими, как они. Чтобы деятельность людей, их труд был примером для других и достоин для подражания, человек должен отдавать свой труд на благо Родине и воспитать учеников». Текст введен в компьютер, учащиеся внимательно читают его и в соответствии со своим восприятием составляют предложение. Задание, связанное с продолжением текста, следует давать не сразу, а спустя какое-то время, тогда учащимся будет интереснее их выполнять.

В заключение следует подчеркнуть, что выполнение заданий в занимательной форме на основе компьютерной программы способствует обогащению творческого мышления учеников, созданию у них навыков самостоятельной и свободной речевой деятельности.

Список литературы

1. Нурмонов А., Махмудов Н., Собиров А., Юсупова Ш. Х,озирги узбек адабий тили. 3-китоб. Т.: Илм зиё, 2013.

2. Sayfullayeva R. Va boshq. Hozirgi o'zbek adabiy tili. Т.: Fan va texnologiya, 2009.

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА «ЛИВЕРПУЛЬСКИХ ПОЭТОВ» В РАЗВИТИИ АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Хакимова М.Д.

Хакимова Максадхон Дилшодбековна - преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена изучению творчества «ливерпульских поэтов» в вузе. Показано, что студенты, изучающие английский язык, с интересом знакомятся с творчеством поэтов Ливерпуля.

Ключевые слова: вуз, преподаватель, студент, иностранный язык, творчество, поэт, литература.

Творчество «ливерпульских поэтов» было очень популярно в Великобритании в 60-е годы ХХ века. Эта тема вызывает огромный интерес у студентов вуза. Изучая творчество ливерпульских поэтов и писателей, студенты понимают, что им были присущи собственные оригинальные эксперименты с устным поэтическим словом. Установка на непосредственный живой контакт с аудиторией во многом определила специфику творческого метода ливерпульских поэтов. Элементами такого метода следует считать, во-первых, неформально-развлекательный, перформативный характер выступлений и перекрестное использование различных сценических приемов воздействия: музыкальное сопровождение, вокализация, распев, визуальная наглядность, костюмы, короткие драматические этюды-пародии. Во-вторых, акцент на разговорную тональность, как выступлений, так и языка самих поэтических произведений. В-третьих, активное использование местных ливерпульских реалий и особенностей повседневной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.