Научная статья на тему 'Значение цикла естественно-научных дисциплин в подготовке врача (на примере медицинской и биологической физики)'

Значение цикла естественно-научных дисциплин в подготовке врача (на примере медицинской и биологической физики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ФИЗИКА / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИКА / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL TRAINIG / BIOLOGICAL PHYSICS / MEDICAL PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Елена Викторовна, Хлопенко Н. А., Нечаева В. Г.

Обсуждается роль курса медицинской и биологической физики в развитии логического мышления, профессиональной подготовке и формировании мировоззрения врачей и провизоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of natural and scientific disciplines in medical trainig (on the example of medical and biological physics)

The role of the course of medical and biological physics in development of logical thinking, professional training and forming the world out-look of the physicians and pharmacists is discussed.

Текст научной работы на тему «Значение цикла естественно-научных дисциплин в подготовке врача (на примере медицинской и биологической физики)»

Педагогика

© ШЕВЧЕНКО Е.В., ХЛОПЕНКО Н.А., НЕЧАЕВА В.Г. -УДК 614.23:378

ЗНАЧЕНИЕ ЦИКЛА ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА (на примере медицинской и биологической физики)

Е.В. Шевченко, Н.А. Хлопенко, В.Г. Нечаева.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ, А.А. Майбо-рода, кафедра медицинской и биологической физики, зав. - проф. Е.В. Шевченко)

Резюме. Обсуждается роль курса медицинской и биологической физики в развитии логического мышления, профессиональной подготовке и формировании мировоззрения врачей и провизоров.

Государственный стандарт высшего профессионального образования по медицинским специальностям определяет требования к обязательному минимуму основной образовательной программы подготовки врача. Цикл естественно-научных дисциплин включает математику, информатику, физику, химию, биологию, на которые отводятся = 650 часов.

По сравнению с другими циклами он невелик, но его роль весьма значительна. Физика (в мед. Вузе это медицинская и биологическая физика) наряду с другими дисциплинами - молекулярной биологией, биохимией, физиологией - стала базой фундаментального курса наук о жизни. Цель биофизики - возможно более полное объяснение физических и физико-химических процессов, происходящих в живой природе, прежде всего в организме человека.

Определим комплекс проблем, изучаемых в медбиофизике:

- человек - объект физического познания;

- физические основы методов диагностики;

- физические принципы устройства медицинских приборов и аппаратов, применяемых с лечебной и диагностической целью;

- физические основы методов лечения и профилактики заболеваний;

- деятельность субъектов научного познания на междисциплинарном уровне;

- проблема отражения физико-медицинского знания в процессе обучения физике в медвузе.

Первые четыре проблемы рассматриваются как содержательный аспект категории медицинская физика, две последний как процессуальный.

Начнем с проблемы - человек как объект физического познания: многочисленные и самые различные по природе свойства и проявления процессов, протекающих в организме, охватываются объектом рассмотрения физической науки, и являются частными проявлениями закономерностей физической формы движения материи. Об этом свидетельствуют данные истории: так на-

пример, еще в 18 веке знания по механике составляли значительную часть физиологии. В дальнейшем произошла дифференциация наук, более глубокие исследования процессов человеческого организма биологией, анатомией, физиологией -выявили новые аспекты, требующие привлечения глубоких физических представлений. Одним из доказательных фактов этого является возникновение междисциплинарной области знаний о человеке - биофизики.

Основу биофизики составляет логически строгое доказательство того или иного положения, количественное описание процессов в живом организме, экспериментальное его подтверждение с использованием современного оборудования, современных методов исследования, в том числе физического и математического моделирования. Понимание этих процессов важно для правильной оценки состояния организма, природы различных заболеваний, действия лекарственных препаратов, физических факторов и т.д.

Таким образом, можно считать, что биофизика и медицинская физика находится в отношении “фундамент - прикладные знания”.

Рассмотрев основные этапы деятельности врача - профессионала (наблюдение—»диагноз-»ле-чебные мероприятия—^оценка результата лечения), мы сделали вывод о наличии в процессуальном компоненте учебного предмета “физика” возможности формирования у студентов умений-аналогов, применяемых в лечебной работе. К ним можно отнести:

- анализ роли условий и факторов, влияющих на тот или иной характер протекания исследуемого физического явления или процесса;

- выявление среди всего перечня условий и факторов наиболее значимых, а также тех, которыми можно с той или иной степенью точности пренебречь;

- мысленное моделирование: выбор модельного аналога для данного реального объекта или явления, мысленный эксперимент и выведение

различных следствий, их соотнесение с результатами реального эксперимента, определение различных альтернатив и т.п.;

- интерпретация результатов эксперимента или исследования сравнение и обобщение.

Глубоко продуманный методологический подход к раскрытию проблемы биофизической науки способствует студентам понять диалектику развития науки, формирует у них диалектикоматериалистическое мировоззрение и развивает творческое мышление.

Совершенствование преподавания физики в вузе должно обеспечить и лучшее усвоение студентами естественнонаучных основ философии. Оно связано с включением мировоззренческой (философской) тематики в обучение биофизике, причем в органичном единстве с рассматриваемыми фактами, опытами, идеями, принципами, что представляет собой трудную и ответственную задачу.

Формирование мировоззрения происходит в ходе развития, расширения и круга знаний, методов в мыслительной деятельности обучающихся. В перечень важнейших приемов умственной деятельности обычно входят следующие: 1) определение и объяснение понятий, 2) сравнение, умение дифференцировать (отделить) понятия одно от другого, 3) анализ и выделение главного, 4) обобщение, систематизация, классификация (на родовые и видовые категории), 5) конкретизация, доказательство, опровержение, 6) использование методов индукции, дедукции, абстрагирование, 7) работа с мыслительными моделями.

В соответствии с перечнем приемов умственной деятельности мы предлагаем схему, позволяющую усовершенствовать курс медицинской и биологической физики (рис.1).

Схема

Таким образом, естественно-научные дисциплины (включая физику) должны быть представлены в системе высшего медицинского образования не только благодаря значимости для будущего медика физических знаний, но и благодаря содержащимся в нем возможностям формирования у выпускников медицинских вузов профессионально значимых мыслительных умений, приемов и способов познавательной деятельности, а также благодаря огромному общеметодологическому и мировоззренческому потенциалу.

SIGNIFICANCE OF NATURAL AND SCIENTIFIC DISCIPLINES IN MEDICAL TRAINIG (on the example of medical and biological physics)

E.V. Shevchenko, N.A. Khlopenko, V.R. Nechaeva (Irkutsk State Medical University)

The role of the course of medical and biological physics in development of logical thinking, professional training and forming the world out-look of the physicians and pharmacists is discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.