апскусспп
© ШЕВЧЕНКО Е.В., КОРЖУЕВ А.В., ХЛОПЕНКО Н.А. - 1998 УДК 61:53
КОНЦЕПЦИЯ СУЩНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В МЕДВУЗЕ
ЕВ. Шевченко, АВ. Коржу ев, НА Хлопенко
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ, проф А.А. Майборода, кафедра медицинской и биологической физики, зав.- проф. Е.В Шевченко)
Резюме. Разработана концепция сущностного подхода к преподаванию физики. Сущностный подход - это подход, при котором основной акцент делается на выявление комплекса связей и отношений зависимости между физическими явлениями, объектами и описывающими их физическими теориями, законами, понятиями и величинами. Приведена система критериев для понятий “содержательная насыщенность” и "содержательная корректность” учебной информации. Отмечены методические приемы, способствующие актуализации сущностных фрагментов в процессе изучения нового учебного материала.
В течение почти ста последних лет предмет "физика" является неотъемлемым компонентом высшего медицинского образования и в течение первого года обучения изучается в медвузах страны. На сегодня этот предмет трансформировался в интегративный курс "медицинская и биологическая физика с элементами высшей математики и информатики" с преобладанием физического компонента. И тем не менее, не только у студентов и выпускников медвузов, но и у многих преподавателей сохраняется устойчиво негативное отношение к этому предмету.
По-видимому, это связано с тем, что многочисленные попытки профилирования этого курса были связаны лишь с определением содержательного (знаниевого) компонента учебного предмета "физика". При этом оценочные знания представлены фрагментарно. Процессуальный компонент представлен слабо, а это - мыслительные умения, приемы и способы познавательной деятельности студентов, аналогичные тем, которые выпускник медвуза должен уметь осуществлять в своей профессиональной деятельности К сожалению, до сих пор в учебном процессе преобладает сообщающе-репродук-тивный подход, при котором вся информация передается студенту в готовом виде. В процессе контроля основной акцент делается на воспроизводстве (репродукции) информации. При этом внутренние связи и отношения зависимости между изучаемыми в курсе физическими явлениями и объектами, а также элементами научного физического знания остаются за пределами рассмотрения. Это и обусловливает быстро забываемые, отрывочные знания и представления студентов.
Указанные выше задачи продуктивно решаются в логике сущностного подхода к процессу обучения физике.
Сущностным подходом в процессе обучения физике называется подход, при котором основной акцент делается на выявление учащимися в процессе познавательной деятельности комплекса связей и отношений зависимости между физическими явлениями, объектами и описывающими их элементами физического знания - теориями, законами, закономерностями, понятиями и величинами.
Анализ опыта работы в медвузе привели нас к формулировке концепции реализации сущностного подхода в обучении физике. Основные положения этой теории могут быть сформулированы следующим образом:
1. Учебный предмет "физика" должен быть представлен в системе высшего медицинского образования не только благодаря профессиональной значимости физических знаний, но и благодаря содержащимся в нем возможностям формирования у выпускников медвузов профессионально значимых мыслительных умений, приемов и способов познавательной деятельности, а также благодаря его огромному общеметодологическому и мировоззренческому потенциалу.
2. Способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором основной акцент сделан на выявление внутренних сущностных связей и отношений зависимости между изучаемыми явлениями, объектами и описывающими их элементами структуры физического знания. Конечным этапом данного способа является определение комплек-
са средств и условий, обеспечивающих осознанное усвоение студентами учебного материала и способов деятельности, основанное на понимании и использовании всех вышеуказанных связей и отношений зависимости.
3. Сущностный подход представляет собой единство содержа-тельного и процессуального компонентов: к содержательному относится уточненная в дидактических целях применительно к предмету физика система связей и отношений зависимости между явлениями, объектами и элементами структуры физического знания, к процессуальному -теоретическое мышление, в процессе которого и осознаются все эти связи.
4. Структурирование учебного материала должно осуществляться в логике целостного восприятия студентами идеи "человек -объект физического познания" в единстве трёх ее составляющих:
а) физические основы процессов человеческого организма на различных уровнях: клетка - ткань - орган - система органов - организм;
б) физические основы различных методов диагностики и лечения,
в) физические основы исследовательских методов, применяе-мых в медицине.
5. Конструирование процессуального компонента учебного предмета “физика" предполагает:
а) формирование у студентов-медиков приемов и способов деятельности, в известной степени аналогичных тем, которые они будут осуществлять в своей будущей профессиональной деятельности: анализа роли факторов и условий, влияющих на протекание исследуемого явления, мысленное моделирование и мысленное экспеоимен-тирование, сравнение и обобщение;
б) включение в содержание обучения и учебной деятельнос-ти студентов историко-ме-тодологического и мировоззренческого материала.
Рассмотрим методические приемы, способствующие актуализа-ции сущностных фрагментов в процессе изучения нового учебного материала. Это, прежде всего:
широкое использование различных опор - образов изучаемых физических объектов, явлений и процессов, различных моделей - аналогий с обсуждением степени их адекватности реально происходящим процессам и явлениям;
- использование “пофазного" рассмотрения протекающих явлений с привлечением серии рисунков, чертежей, схем, а также средств компьютерной мультипликации; - анализ со студентами широко распространенных и повторяющихся из года в год заблуждений по поводу характера связи и отношений зависимости между физическими объектами, явлениями и процессами;
и, наконец, использование различных полу-качественных интерпретаций формул, графиков и других средств формального представления физического научного знания, словесной и образной “переформулировки" различных связей и отношений зависимости, в них представленных.
Остановимся на двух парных категориях - содержательная насыщенность и содержательная корректность учебной информации, источником которой могут быть преподаватель, учебник, учебное пособие, компьютерный фрагмент и т.п.
Связано это, прежде всего, с огромным множеством формальных и ошибочных знаний и представлений в сознании студентов, проявляющихся и повторяющихся с удивительным постоянством из года в год. Причиной устойчивого рассогласования методических усилий преподавателя физики и результатов учения студентов являются в первую очередь познавательные психологические барьеры исходных познавательных моделей, стиля, свертки и логики мышления, а также барьеры исторического типа и языкового сознания, связанные с особенностями обыденного сознания.
В этой связи наиболее важными являются аккуратность и точность в учебной информации, представляемой студентам и, в частности, в речевой деятельности преподавателя, в учебных пособиях и учебниках. Дадим определение основным компонентам “содержательная насыщенность" и “содержательная корректность" учебной информации. Эти понятия являются сложными и их целесообразно представить системой критериев (табл. 1).
Однако чрезмерное внимание к содержательной корректности делает информацию трудно воспринимаемой, эмоционально обедненной и для усиления привлекательности лекторы намеренно используют образный язык, отходят от общепринятых физических терминов, используют различные занимательные житейские аналоги и т.п. - все на грани ошибки и корректности.
К этим приемам следует относиться с осторожностью. чтобы не провоцировать формирование у студентов искаженных, формальных и неверных представлений.
Таким образом, для оценки соответствия информации идее содержательного (сущностного) подхода в процг ссе изучения физики в каждом конкретном случае актуально своевременное выявление степени этого соответствия и поиск альтернативных источников информации для студентов в тех случаях, когда тот или иной фрагмент окажется некорректным или поиск таких методических средств и форм работы, которые позволяют выявить эту некорректность и осознать истинный характер связи между явлениями и процессами.
Таблица 1.
Критерии определения понятий «содержательная насыщенность» и «содержательная корректность»
Содержательная насыщенность Содержательная корректность
1. Отражение в учебной информации таких связей и отношений зависимости между объектами и явлениями, которые незаметны при поверхностном анализе и, как правило, не выявляются студентами самостоятельно. Отражение в учебной информации наибольшего возможного числа связей и отношений зависимости, которые, будучи "забытыми", способствуют формированию у студентов неверных представлений и взглядов. Отсутствие в учебной информации таких фрагментов, которые могли бы спровоцировать студентов на неверное, искаженное понимание связей и отношений зависимости явлений и объектов.
2. Отражение в учебной информации факта пренебрежения различными факторами и условиями при анализе явлений и процессов Отражение в учебной информации причин пренебрежения факторами и условиями, подлежащими в общем случае учету и “забывание” которых провоцирует студентов на неверные, искаженные представления.
3. Специальное акцентирование внимания студентов на внутренних, сущностных различиях объектов и явлений, традиционно воспринимаемых одинаковыми и на внутреннем сходстве явлений и объектов, традиционно воспринимаемых абсолютно различными и не связанными друг с другом Отсутствие в учебной информации таких фрагментов, которые могли бы способствовать: - отождествлению в сознании студентов объектов, имеющих внутренние, сущностные различия - восприятию студентами объектов, имеющих внутреннее сущностное сходство, абсолютно различными и не связанными друг с другом
4. Многочисленные средства наглядного представления физического научного знания должны адекватно отражать содержательные аспекты этого знания Отсутствие в учебной информации таких наглядных средств представления физического научного знания, которые провоцируют неверное искаженное понимание сущностных связей и отношений зависимости описываемых ими объектов.
5. Предлагаемая вниманию студентов информация должна содержать в допустимых количествах специальные разъяснения по поводу абсурдности и противоречивости выводов и представлений, которые бы могли получиться при формальном, бездумном применение тех или иных закономерностей.
THE MAIN APPROACH CONCEPTION IN THE TRAINING OF PHYSICS AT THE MEDICAL UNIVERSITY
E.U. Shevchenko, A.U. Korzhuev, N.A. Hlopenko.
(Irkutsk State Medical University)
The main approach conception in training of Physics was developed. This method is based on revealing of complex connection and dependence relation between physical phenomena, objects and describing their physical theories, laws, ideas and quantities.
The crileria system is suggested for the notion of «pithy repletion» and «pithy correct" of studying infonn-annn These approaches were marked promoting to the main fragment's actuality in the process of training