Научная статья на тему 'Познавательные затруднения студентов медвузов в процессе изучения курса медицинской и биологической физики'

Познавательные затруднения студентов медвузов в процессе изучения курса медицинской и биологической физики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / КУРС МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ / COGNITIVE PROBLEMS / MEDICAL STUDENTS / COURSE OF MEDICAL AND BIOLOGICAL PHYSICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рожкова А. В., Коржуев Андрей Вячеславович, Шевченко Елена Викторовна

Рассматриваются причины возникновения и проявления познавательных затруднений у студентов медицинского университета при изучении курса медицинской и биологической физики и предлагаются пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рожкова А. В., Коржуев Андрей Вячеславович, Шевченко Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive problems in medical students during study of the course of medical and biological physics

The causes of rise and manifestation of cognitive problems in students of Medical University during study of the course of Medical and Biological Physics are considered and the ways of the problem solving are suggested.

Текст научной работы на тему «Познавательные затруднения студентов медвузов в процессе изучения курса медицинской и биологической физики»

Педагогика

© РОЖКОВА А.В., КОРЖУЕВ А.В., ШЕВЧЕНКО Е.В. -УДК 616

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА МЕДИЦИНСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ

А. В. Рожкова, А. В. Коржу ев, Е.В. Шевченко.

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - акад. МТА и АН ВШ, А.А. Майбо-рода, кафедра медицинской и биологической физики, зав. - проф. Е.В. Шевченко)

Резюме. Рассматриваются причины возникновения и проявления познавательных затруднений у студентов медицинского университета при изучении курса медицинской и биологической физики и предлагаются пути решения данной проблемы.

В процессе изучения курса медицинской и биологической физики в медвузе большинство студентов сталкивается с различного рода познавательными затруднениями (исихолого-познава-гсльнымм барьерами), которые тесно связаны с восприятием, переработкой, запоминанием, воспроизведением и использованием учебной информации. К числу познавательных затруднений относятся исихолого-познавательные барьеры общего типа, логической культуры мышления обучаемых и языкового сознания, они определяются как барьеры в понимании, осознанном усвоении, воспроизведении и использовании учебного материала.[ 1,2]

Принципиально важно следующее - познавательные затруднения сопровождают учебный процесс на всех этапах: и в процессе изложения лекционного материала (студент не усваивает важнейшие понятия и законы, характер связей и зависимостей между изучаемыми объектами и явлениями), п в процессе решения различных познавательных задач, упражнений, выполнения лабораторных работ (студент не в состоянии применить бессвязные теоретические знания на практике).

В связи с этим с 1998 года на базе Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) проводилось констатирующее экспериментальное исследование наличия и особенностей проявления различных типов познавательных затруднении у студенгов-медиков. Суть этого исследования состояла в доказательстве существования психолого-познавательных барьеров у студен гов-медиков и получении статистических данных о степени их распространенности. Задачи исследования заключались в следующем:

1. Определить исходный уровень знаний по физике и математике студентов первых курсов.

2. Провести анализ ответов студентов-медиков на предлагаемые вопросы - ио результатам можно судить о возникновении и проявлении у студентов исихолого-иознавательных барьеров различных типов.

3. Наметить пути решения проблемы познавательных затруднений.

Прежде всего, было проведено тестирование первого курса медицинского университета по программе средней школы. Студентам был предложен тест исходного уровня знаний, в который вошли вопросы из следующих разделов физики: механика, термодинамика, электричество и магнетизм, оптика, физика атома и атомного ядра. Тестовые вопросы представляли собой задания по выбору правильного ответа из предложенных вариантов (тесты первого уровня сложности).

Анализ результатов ответов студентов выявил, что из общего числа тестируемых (650 студентов различных факультетов ежегодно):

-41,23 % тестируемых не знают основные фундаментальные физические законы и понятия;

- 57,84 % тестируемых обладают разрозненными фрагментарными знаниями, вследствие чего затрудняются применить их в конкретных учебных ситуациях;

- 37,38 % тестируемых испытывают затруднения при сопоставлении предложенной им информации и в результате не способны выбрать единственно правильный ответ.

Все вышеперечисленное лишний раз подтверждает существование познавательных затруднений общего типа, а именно - исходных познавательных моделей, особенность проявления которых у студентов-медиков заключается в слабом знании студентами основных понятий и закономерностей курса элементарной физики и математики, следствием чего является неприятие студентами фактов того, что многие физические закономерности лежат в основе жизнедеятельности органов и систем организма, непонимания физических принципов работы медицинских аппаратов и приборов и т.п., непонимание студентами значения и роли физики в жизни человека.

Данное положение дел усугубляется отсутствием у студентов-медиков способности к содержательному теоретическому сравнению закономерностей, свойств явлений и объектов, которые

были получены ими в курсах химии, математики, биологии, медицины со схожими закономерностями, явлениями и объектами, рассматриваемыми в курсе медицинской и биологической физики. Т.е. фактически у студентов-медиков отсутствуют способности сравнивать и соотносить различные описания одного и того же объекта, используемые в различных областях естественнонаучного знания. Испытываемые студентами затруднения при сопоставлении между собой научных знаний химии, биологии, физики и медицины для объяснения процессов, проходящих в живых организмах, являются причиной проявления познавательных затруднений языкового сознания (расщепления {разъединения} учебных дисциплин).

Рассмотрение поставленной задачи приводит нас к выводам о том, что большая часть тестируемых студентов обладает разрозненными знаниями и не в состоянии применить их к предложенным конкретным заданиям; недооценивает роль физики в жизни человека и жизнедеятельности биологических систем; не считает физику элементом общего естественнонаучного знания, выделяя ее как самостоятельный предмет, не связанный ни с химией, ни с биологией, ни с медициной, т.е. у студентов первого курса нет представлений о целое! 11011 кар 1 пне ос 1 сеч веннонаучного знания.

В следующей части исследования было предпринято анкетирование студентов, которое направлено на выявление причин возникновения познавательных затруднений у студентов, их числа и конкретных содержательных особенностей в процессе изучения курса медицинской и биологической физики (идея анкеты взята из работы [3]). Приведем некоторые вопросы и наиболее часто повторяющиеся ответы студентов.

Вопрос 1: Достаточной ли оказалась Ваша школьная подготовка для начала обучения курсу медицинской и биологической физике?

39,6 % студентов ответило следующее:

- нет, школьный курс физики не дал мне достаточно глубокие знания, да и после окончания школы и поступления в институт прошло время;

5 1,6 % студентов ответило:

- достаточна, но возникали затруднения из-за некоторых отличий между школьным курсом и тем, что мы изучаем в курсе медицинской и биологической физике;

87,2 % студентов ответило:

- для меня стало большой неожиданностью то, что в медицинском вузе мы будем изучать физику.

И лишь 10,6 % студентов ответило:

- моя школьная подготовка создала хорошую базу для изучения в вузе курса медицинской и биологической физики.

Вопрос 2: Если в первом пункте Вы ответили “нет”, то в чем именно состоит эта “недостаточность” лично для Вас (недостаточный уровень школьных знании, неумение самостоятельно работать с литературой, трудности с запоминанием большого количества информации и т.п.)?

68,4 % студентов ответило:

- лично для меня - это недостаточный уровень школьных знаний, трудности с запоминанием большого количества информации, неумение работать с литературой, но в этом виноваг(а)я сам(а), поэтому никакие изменения в школьный курс физики вносить не нужно;

93,8 % студентов ответило:

- самое трудное - запоминать большие объемы новой информации, много формул и законов, очень часто одной буквой в разных формулах называются разные величины. Поэтому возникает путаница.

Вопрос 3: Какие изменения и дополнения Вы внесли бы в процесс обучения медицинской и биологической физики в вузе в связи с возникшими у Вас затруднениями?

17.2 % студентов ответили:

- из-за большого объема изучаемой информации проще сдавать экзамен по физике за каждый семестр отдельно;

67,6 % студентов ответили:

- считаю, что никаких изменений вносить не нужно;

98.2 % студентов ответили:

- увеличить время изучения данного курса.

Подобные ответы студенгов-медиков на поставленные вопросы являются результатом проявления психолого-познавательных барьеров исходных познавательных моделей, неадекватности восприятия речи, периферии учебного языкового созн’ания, слаборазвитой регулирующей функции речи, монологики и т.п.[1]

Таким образом, результаты исследования показали, что познавательные затруднения студентов-медиков при изучении курса медицинской и биологической физики не являются единичными, частными проявлениями, а наоборот, неверные искаженные, формальные подходы, знания и представления оседают в сознании многих обучаемых и повторяются из года в год и потому требуют специального исследования.

Хочется особо отметить, что проблема познавательных затруднений не является частной проблемой медицинской и биологической физики, она является общей проблемой для всех без исключения дисциплин и требует дополнительных исследований.

Представим теперь в обобщенном виде основные направления решения данной проблемы в процессе обучения физике в высшем медицинском образовании.

Во-первых, следует обратить серьезное внимание на формы, методы и особенности представления учебной информации для студентов. Данному вопросу частично посвящено монографическое исследование А.В. Коржуева и Е.В. Шевченко [2] - в нем, например, представлены критерии содержательной насыщенности и содержательной корректности учебной информации для студентов.

Во-вторых, следует уделить специальное внимание способам и приемам организации активной

познавательной деятельности студентов-медиков и контскстс прогнозирования, профилактики и коррекции неверных, формальных, искаженных знаний и представлений, широко проявляющихся и диагностируемых из года в год. В связи с этим, на наш взгляд, актуальна разработка фрагментов лекций, семинарских занятий, лабораторно-практических занятий, специально-заданных ситуаций, вопросов и упражнений.

В-третьих, необходима разработка в обобщенном виде и конкретизация модели деятельности преподавателя медицинской и биологической физики в медвузах, связанной с прогнозированием, профилактикой и коррекцией неверных ответов, представлений и взглядов студентов.

В целом поставленная проблема очень многообразна и требует специального исследования, которое проводится на кафедре медицинской и биологической физики ИГМУ.

COGNITIVE PROBLEMS IN MEDICAL STUDENTS DURING STUDY OF THE COURSE OF MEDICAL AND BIOLOGICAL PHYSICS.

A.V. Rozkova, A.V. Korzuev, E.V. Shevchenko

(Irkutsk State Medical University)

The causes of rise and manifestation of cognitive problems in students of Medical University during study of the course of Medical and Biological Physics are considered and the ways of the problem solving are suggested.

2. Шевченко E.B., Коржуев А.В. Физика в медицинском институте: факты, проблемы и комментарии -Москва.: Янус-К, 1999. - 72 с.

3. Егоренков А.И. Перебороти традиційну схему: викладання фундаментальних дисциплін в медпко-бюлогічному ліцеї - Киев, 1996. - ЗО с.

Литература

І.Пилипенко А.И. Психологические познавательные барьеры в обучении физике и их преодоление: Дис....д.п.н. - М., 1997.-208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.